Презентация на тему Скороговорки с шипящими согласными (1 класс). Сборник скороговорок "веселые скороговорки" Проект на тему веселые скороговорки

Сборник скороговорок "Веселые скороговорки"

Скороговорка – жанр устного народного творчества.

Это специальная подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научат хорошо говорить.

В этом пособии собран самый лучший речевой материал: скороговорки.

Детские скороговорки на проработку простых звуков: Б-П, Г - К, Д-Т В-Ф

Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.
У бабы бобы, у деда дубы.
До города дорога в гору,

От города - с горы.
У Бобы винт, У Вити бинт.
Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.

От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт
У пеньков опять пять опят стоят.
Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.
Купи кипу пик. Кипу пик купи.
Пик кипу купи.


Пекарь испек спозаранку.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.

Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.

Детские скороговорки на проработку звуков: З-С, СЬ, ЗЬ

У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
Оса боса и без пояса.
Вез на горку Саня за собою сани,

Ехал с горки Саня, а на Сане - сани
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
Сидит Алеся с печки ноги свеся.

Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Евсей, Евсей, муку просей.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Детские скороговорки на проработку звуков: Ц, С




Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.
Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.
Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.


Перешахматит, Перевышахматит.
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.





На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.


Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.

Жужелица жужжа ужалила ужа.
Ужалила ужа жужелица жужжа.
Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.

Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.

Детские скороговорки на проработку звуков: Р, Л, РЬ, ЛЬ

Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

Наш полкан попал в капкан.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

Детские скороговорки на проработку звука: Ш

Наш шахматист вашего шахматиста
Перешахматит, перевышахматит.
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.

У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.
У Любаши - шляпка, у Полюшки - плюшка,
У Павлушки - шлюпка, у Илюшки - клюшка.

Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Маша под душем моет шею и уши.

Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

Детские скороговорки на проработку звука: Ж

У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.
Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Жужелица жужжа ужалила ужа.
Ужалила ужа жужелица жужжа.
Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.

Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.
Хорош пирожок - внутри творожок.
Ужа ужалила ужица,

Ужу с ужицей не ужиться.
На крыше у Шуры жил
журавль Жура.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Детские скороговорки на проработку звуков: С + Ш, З + Ж

Шесть мышат в камышах шуршат.
Шли шестнадцать мышей
И нашли шесть грошей.
Саша шапкой шишки сшиб,

Получил на лбу ушиб.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Саше дали кашу, а Клаше - простоквашу.

Слишком много ножек у сороконожек.

Надел кукушонок капюшон -
Как в капюшоне он смешон.

Шашки - на столе,
Шишки на сосне.
Слушали старушки,
Как куковали кукушки на опушке.

У крошки матрешки пропали сережки.

Сережки Сережка нашел на дорожке.
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Детские скороговорки на проработку звуков: Ч, Ч + ТЬ

Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
На верхушке каланчи день и
ночь кричат грачи.

День и ночь кричат грачи
на верхушке каланчи.
В горячей печи пекарь пек калачи.
Течет речка, печет печка.

Печет печка, течет речка.
Караси в речке, овечки у печки,
Овечки у печки, караси в речке.
У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонка
Черепашьи башмачки.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
В печурке - три чурки, три гуся, три утки.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Четыре чёрненьких чумазеньких
чертёнка чертили чёрными
чернилами чертёж.

Детские скороговорки на проработку звуков: Щ, С

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

У осы не усищи, а усики.
У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.
Мама, нас ты не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.
Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Веселые скороговорки:

Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Вот так Ермак - посеял мак,

Расцвел мак. Вот так Ермак!
Пожал мак, смолотил мак,
Продал мак - вот так Ермак!
Саша любит сушки, Соня ватрушки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Задали в школе детям урок:
Прыгают в поле сорок сорок.
Десять взлетели, сели не ели.


В огороде Фекла ахала и охала,
Уродилась свекла не на грядке - около.
Жалко Фекле свеклу, жалко свекле Феклу,

Жаловалась Фекла: - Заблудилась свекла.
Дарья дарит Дине дыни.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Четыре утайки у девочки Тайки,
Мчатся за Тайкою девочки стайкою.
Пятки стучат, глазки блестят:
Нынче девчонки ребят обхитрят.

Тень-тень-потетень, весь день, где пень -
Заплетаю плетень, и прирасплетываю.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,

Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Черезвычайно чисто!
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.

Белой даже не была.
Косарь косил, косу носил,
Коси, коса, пока роса.
Роса долой - косец домой.

Коса косит гладко, коса любит лопатку,
Лопатка песочек, косец - пирожочек.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу:

Грабь граблями гравий, краб.
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:

«В кармане Макара корова пропала!»
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,

Сорок коров разогнали орлов.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,

До поры остры топоры, до времени.
Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,

Вылит колокол, кован колокол, да не
по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да
перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать,
да перевыколоколовать.
Пошел Игнат лопаты покупать,
купил Игнат пять лопат.

Шел через пруд, зацепился за прут.
Упал в пруд Игнат, пропали пять лопат.
Саша кушал кашу.
Кашу кушал Саша.

Саша, кушай не спеша,
Наша каша хороша.
Красный краб кричит «УРА!» .
Резать торт пришла пора.

Грянул гром - гроза в разгаре.
Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.

Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.

Третий день рожденья.
Будем есть варенье.
Триста тридцать три коробки,
А в коробке по три пробки.

Принц принцессу пригласил прогуляться
по проспекту.
Четыре черепашки учились пить из чашки
Чашку чая заварили на четыре поделили.

У Пашки в кармашке букашки и бумажки.
Снова Грека через реку перебраться захотел,
Краб, притихший, словно рыба, под корягою сидел.
Глупый Грека руку в реку сунул, не подумавши.

Цапнул краб за руку Греку, насмеялся от души.
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня?
На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
Саша шапкой шишку сшиб.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил -
что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
Наш голова вашего голову головой
переголовал, перевыголовил.

Милости прошу к нашему шалашу:
я пирогов покрошу и откушать попрошу.
У четырех черепашек по четыре
черепашонка.

Скaзaлa со смехом соседке синицa: "Стaть сaмой скpипучей соpокa стpемится!"
Идет козел с косой козой,
идет козел с босой козой,
идет козa с косым козлом,

идет козa с босым козлом.

Скок, соpокa, скок, соpокa,
слепa с окa, кpивa с бокa.
Павел Павлушку пеленовал,
пеленовал и распелёновывил.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
Полили ли лилию?
Видели ли Лидию? Полили Лилию,
видели Лидию.

Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
Рапортовал, да не дорапортовал,
дорапортовал, да зарапортовался.

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Все скороговорки не

перевыскороговоришь.
У перепела и перепелки пять перепелят.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Окола кола вьюн и хмель вьются

на плетень.
Вьются, плетутся, заплетаются,
расперезавиваются.
Прыгают в поле сорок сорок,

десять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок?
В нашей покупке - крупы и крупки.
Добры бобры идут в боры, а

дровоколорубы рубили дубы.
Купи кипу пик.
Кипу пик купи.
Пик кипу купи.

Стоит поп на копне,
колпак на попе,
Копна под попом,
поп под колпаком.

Ткет ткач ткани на платки Тане.
Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.

По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.

Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Две разноцветные курицы бегают по улице.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
Шильце, мыльце, кривое веретенце,
Шелковое полотенце - на крыльце
под дверцей.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.
Молодец у молодицы
попросил воды напиться.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется

Литература:

  1. В.Даль. Пословицы русского народа: Том 2. - М.: Художественная литература, 1984.
  2. Русский фольклор/ Сост. В.Аникин. - М.: Художественная литература, 1986.
  3. Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок/ Сост. В.Аникин. - М.: Детская литература, 1975.
  4. М.Мельников. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Тридцать три Егорки: Русские народные скороговорки/ Сост. Г.Науменко. - М.: Детская литература, 1989.
  6. На Буяне, славном острове: Сборник русского фольклора/ Сост. и обраб. Н.Колпаковой. - М.: Детская литература, 1978.
  7. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детский игровой фольклор/ Сост. М.Новицкая, Г.Науменко. - М.: Просвещение, 1995.
  8. Хрестоматия по детской литературе/ Сост. М.Боголюбская, А.Табенкина. - М.: Просвещение, 1984.
  9. Хрестоматия для маленьких/ Сост. Л.Елисеева. - М.: Просвещение, 1982.
  10. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи/ Сост. В.Лунин. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
  11. Д.Тихомиров, Е.Тихомирова. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счёту для народных школ. - М.: Типография Т-ва И.Сытина, 1914.
  1. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Б – П, Г –К, Д –Т, В – Ф…………………………………3
  2. Детские скороговорки на проработку простых звуков: З – С, Зь – Сь……………………………………4
  3. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ц – С…………………………………………… 5
  4. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ш…………………………………………………6
  5. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ж…………………………………………………7
  6. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Р –Л, Рь –Ль……………………………………8
  7. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ш…………………………………………………9
  8. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ж……………………………………………… 10
  9. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ж+З, С+ Ш…………………………………… 11
  10. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ч, Ч+Ть…………………………………………12
  11. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Щ. С…………………………………………… 13
  12. Веселые скороговорки………………………………14
  13. Литература………………………………………… 24

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Солнышко» Составила: Наделяева Г.А воспитатель I квалификационной категории

Каландарова Анна

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Изначально скороговорки были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились полезные свойства этой шуточной забавы. Детские скороговорки стали использовать для развития речи, дикции, воображения. С помощью скороговорок можно исправить неправильное произношение звуков. Скороговорки в школе используют для веселого и интересного обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 4 класс

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Изначально скороговорки были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились полезные свойства этой шуточной забавы. Детские скороговорки стали использовать для развития речи, дикции, воображения. С помощью скороговорок можно исправить неправильное произношение звуков. Скороговорки в школе используют для веселого и интересного обучения.

Проблема

Школьники и взрослые не используют в своей речи скороговорки, так как не знают, зачем они нужны.

Основополагающий вопрос

В чём суть скороговорок?

Гипотеза

Предположу, что частое использование скороговорок делает нашу речь более качественной, образной, эмоциональной.

Что такое скороговорка?

1.Быстрая речь.

2.Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г.)

Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произносить.

(высказывание родителей)

Анкетирование

Знаете ли вы скороговорки?

Мною были опрошены дошкольники - 4ч., школьники- 30ч., взрослые

(учителя - 8ч. и родители - 15ч.).Оказалось, что взрослые знают немного больше скороговорок, чем дети, но только самые простые.

Часто ли вы используете скороговорки?

Взрослые и дети редко используют скороговорки, так как считают их неактуальными.

Считаете ли вы, что скороговорки помогают вырабатывать хорошую дикцию?

Почти все согласны, что скороговорки помогают вырабатывать хорошую дикцию, но не обращают на это внимание

Вывод по опросу

1) Скороговорки

  • от родителей и учителей (часто повторяются)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова.

Проворонила ворона воронёнка.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

  • от школьников

Шашки на столе шишки на сосне.

Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

Волки рыщут, пищу ищут.

В своей работе часто используют скороговорки учитель музыки

для развития артикуляционного аппарата, учителя начальных

классов.

Немного истории

Скороговорки еще называют «потешками» или «чистоговорками».

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали детям быстрее освоить родную речь и научиться «чисто»говорить.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал.

Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех тех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.

Скороговорки

1)Скороговорки на звуки [Г, Ш], [Ж], [Ч и Щ]

На дворе галка, на берегу галька.

Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

2)Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа, жу.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Ужа ужалила ужица.

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж уж от ужаса стал уже –

Ужа ужица съест на ужин.

3) Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

В чемодане у чечетки

Щетки, четки, счеты - тетке.

Четки, счеты, щетки - дядьке,

Счеты, щетки, четки - няньке.

Лишь чечетка - для себя.

Пляшет четкая семья.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Сочиняем (продукт деятельности)

У мышки ушки на макушке,

И на макушке ушки у подружки.

Летели тетери, в окошко смотрели,

Смотрите, тетери, закрыты все двери.

Пёстрый перепел всех птиц

пёстрых поперепел.

Играем

Чистоговорки

Лю-лю-лю – я дрова в лесу...

Са-са-са – ?

Ко-ко-ко - ?

Бы-бы-бы – у реки растут... (дубы).

Фы-фы-фы – повязали все... (шарфы).

Цы-цы-цы – прилетели к нам... (скворцы).

Сы-сы-сы – у кота длинны... (усы).

Ты-ты-ты – норку вырыли... (кроты).

Лы-лы-лы – сам я подмету... (полы)

Скороговорка-физкультминутка

Ловко я беру пилу и дрова в лесу пилю.

Раз-два, раз-два – вот как пилятся дрова!

Упражнения для работы над дикцией

  • Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам.
  • Выберите из списка короткие скороговорки.
  • Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее.
  • Выберите 10-12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова.
  • Выберите несколько скороговорок и произнесите их шёпотом, но ясно и точно.
  • Выберите 2-3 скороговорки, близкие по смыслу, и произнесите их несколько раз.
  • Учитесь говорить ясно и отчётливо, для этого читайте ежедневно по 10-12 скороговорок медленно, чётко проговаривая все звуки.
  • При произношении гласных шире открывайте рот.
  • Учитесь произносить слова чётко и ясно!

Выводы

Гипотеза оказалась верна. Если постоянно пользоваться скороговорками, то:

  • наша речь станет более качественной, образной, эмоциональной;
  • мы научимся свободно владеть своим голосом;
  • будем иметь чёткое и ясное произношение, это поможет нам в жизни.

Список ресурсов

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г.

http://sputnik.master-telecom.ru/Seans/Kvant/1985/05/fiziki_-_frontu.ru

http://kvant.mirror1.mccme.ru/1980/05/razmagnichivanie_korablej_v_go.htm

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Скороговорки МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ЕЛЬЦА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Проблема Школьники и взрослые не используют в своей речи скороговорки, так как не знают, зачем они нужны.

Основополагающий вопрос В чём суть скороговорок?

Гипотеза Предположу, что частое использование скороговорок делает нашу речь более качественной, образной, эмоциональной.

Что такое скороговорка? 1.Быстрая речь. 2.Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г.) Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произносить. (высказывание родителей)

Результаты опроса Знаете ли вы скороговорки? Мною были опрошены дошкольники - 4ч., школьники- 30ч., взрослые (учителя- 8ч. и родители- 15ч.).Оказалось, что взрослые знают немного больше скороговорок, чем дети, но только самые простые.

Результаты опроса Часто ли вы используете скороговорки? Взрослые и дети редко используют скороговорки, так как считают их неактуальными.

Результаты опроса Считаете ли вы, что скороговорки помогают вырабатывать хорошую дикцию? Почти все согласны, что скороговорки помогают вырабатывать хорошую дикцию, но не обращают на это внимание.

Вывод по опросу Скороговорки от родителей и учителей (часто повторяются) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. На дворе трава, на траве дрова. Проворонила ворона воронёнка. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. от школьников Шашки на столе, шишки на сосне. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела. Волки рыщут, пищу ищут. В своей работе часто используют скороговорки учитель музыки для развития артикуляционного аппарата, учителя начальных классов для развития эмоциональной правильной речи.

Немного истории Как появились скороговорки и что они означали? Для чего предназначались? Скороговорки еще называют «потешками» или «чистоговорками». На Руси скороговорки появились в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хочет говорить выразительно, разборчиво и внятно.

Скороговорки на звуки [Г ] , [ Ш ] На дворе галка, на берегу галька. Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог. Смешные шутки у Саши и Мишутки. Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила. Шашки на столе, шишки на сосне. Шесть мышат в шалаше шуршат.

Скороговорки на звук [Ж] Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата. Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин.

Скороговорки на звуки [Ч ] , [ Щ] Щетинка у чушки, чешуя у щучки. В чемодане у чечетки Щетки, четки, счеты - тетке. Четки, счеты, щетки - дядьке, Счеты, щетки, четки - няньке. Лишь чечетка - для себя. Пляшет четкая семья. У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Скороговорки для маленьких

Сочиняем У мы ш ки у ш ки на маку ш ке И на маку ш ке у ш ки у подру ж ки. Ле т ели т е т ери, в окошко смо т рели, Смо т рите т е т ери закры т ы все двери. П ёстрый п ере п ел всех п тиц п ёстрых п о п ере п ел.

Играем Чистоговорки Лю-лю-лю – я дрова в лесу... Са-са-са – ? Ко-ко-ко - ? Бы-бы-бы – у реки растут... (дубы). Фы-фы-фы – повязали все... (шарфы). Цы-цы-цы – прилетели к нам... (скворцы). Сы-сы-сы – у кота длинны... (усы). Ты-ты-ты – норку вырыли... (кроты). Лы-лы-лы – сам я подмету... (полы) Скороговорка-физкультминутка Ловко я беру пилу и дрова в лесу пилю. Раз-два, раз-два – вот как пилятся дрова!

Упражнения для работы над дикцией Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам. Выберите из списка короткие скороговорки. Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее.

Упражнения для работы над дикцией Выберите 10-12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова. Выберите несколько скороговорок и произнесите их шёпотом, но ясно и точно. Выберите 2-3 скороговорки, близкие по смыслу, и произнесите их несколько раз.

Рекомендации Учитесь говорить ясно и отчётливо, для этого читайте ежедневно по 10-12 скороговорок медленно, чётко проговаривая все звуки. При произношении гласных шире открывайте рот. Учитесь произносить слова чётко и ясно!

Вывод Ы Гипотеза оказалась верна. Если постоянно пользоваться скороговорками, то: наша речь станет более качественной, образной, эмоциональной; мы научимся свободно владеть своим голосом,произношение станет чётким и ясным, это поможет нам в жизни.

Список ресурсов Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г. http://sputnik.master-telecom.ru/Seans/Kvant/1985/05/fiziki_-_frontu.ru http://kvant.mirror1.mccme.ru/1980/05/razmagnichivanie_korablej_v_go.htm

Учащиеся 1 - А класса Донецкой общеобразовательной школы № 57

Детство каждого из нас неповторимо и уникально, но общие воспоминания есть у многих – игры, утренники, и, конечно же, скороговорки.

Скороговорки (в просторечии чистоговорки) были известны задолго до появления колеса. С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной шутливой форме. Сегодня логопеды специально составляют скороговорки для детей из трудно произносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи. И дети решили сами создать проект "Весёлые скороговорки".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Весёлые скороговорки» Подготовили учащиеся 1-А класса ДОШ № 57

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

У ежа ежата, а у ужа ужата. Смешные шутки у Саши и Мишутки.

У Сашки в кармашке шишки и шашки. Шесть мышат в камышах шуршат.

Жутко жуку жить на суку. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. Щипцы да клещи - вот наши вещи.

У Маши на кармашке маки и ромашки. Шорох шорохом из шалаша не вышуршишь.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

НаделиПаше галоши и калоши. Тише мыши! Кот на крыше! Зашумите он услышит!

Шили шубку - сшили юбку! Шили шапку - сшили тапки! Хороша швея Наташа! Саше малышу - купили шубку, а Шуре сшили - шуршащую шапку.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_0.jpg" alt=">ПРОЕКТ по литературному чтению на основе скороговорок на тему: «Скороговорки – учимся говорить"> ПРОЕКТ по литературному чтению на основе скороговорок на тему: «Скороговорки – учимся говорить правильно» Проект подготовила ученица 1 А класса Четвергова Екатерина 2012 г.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_1.jpg" alt=">Цель: Доказать влияние скороговорок на развитие детей, правильную постановку речевого аппарата, как у"> Цель: Доказать влияние скороговорок на развитие детей, правильную постановку речевого аппарата, как у детей, так и у взрослых.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_3.jpg" alt=">Задачи проекта: 1. Узнать, что такое скороговорки. 2. Выявить их влияние на развитие"> Задачи проекта: 1. Узнать, что такое скороговорки. 2. Выявить их влияние на развитие речи.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_4.jpg" alt=">Гипотеза: - Я думаю, что читая скороговорки, можно узнать много интересного и необычного,"> Гипотеза: - Я думаю, что читая скороговорки, можно узнать много интересного и необычного, то, что не всегда встретишь в обычной жизни. - Проговаривая скороговорки тренируется речевой аппарат.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_7.jpg" alt=">План проекта: 1. Скороговорка – это упражнение в скором и быстром произношении. 2. Виды"> План проекта: 1. Скороговорка – это упражнение в скором и быстром произношении. 2. Виды скороговорок. 3. Какие скороговорки помогают развить речевой аппарат у детей, а какие у взрослых. 4. Вывод.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_8.jpg" alt=">">

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_9.jpg" alt=">Скороговорка – это краткое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из подбора слов, трудно"> Скороговорка – это краткое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из подбора слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении всей фразы или поэтически оформленной строфы. Содержание скороговорки, как правило, носит юмористический характер; этот жанр является частью художественного мира ребенка.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_10.jpg" alt=">Мы все знаем скороговорки и знаем с каким трудом они даются нам в произношении."> Мы все знаем скороговорки и знаем с каким трудом они даются нам в произношении. Но потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой- то момент мы понимаем, что скороговорку мы победили.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_11.jpg" alt=">Есть скороговорки с которыми взрослые нас начинают знакомить еще с раннего детства. "> Есть скороговорки с которыми взрослые нас начинают знакомить еще с раннего детства. Например, рассказывая нам, про девочку Сашу, которая шла по шоссе?

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_12.jpg" alt=">Из истории скороговорок. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они, как"> Из истории скороговорок. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они, как и сейчас, помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но скороговорки помогают не только детям, но и взрослым в достижении внятности и выразительной дикции.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_13.jpg" alt=">Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклера В.И.Даль. Его записи"> Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклера В.И.Даль. Его записи скороговорок отражали давно минувшие века.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_14.jpg" alt=">Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, дикторов, учителей и всех кто хотел бы"> Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, дикторов, учителей и всех кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_15.jpg" alt=">Скороговорки обязательно, в своей работе, используют логопеды.">

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_16.jpg" alt=">Существует множество скороговорок: от детских шуточных, похожих на сказку и до прибауток с профессиональным"> Существует множество скороговорок: от детских шуточных, похожих на сказку и до прибауток с профессиональным оттенком. Например: Портной пыхтел, поров пальто, Пришил петельки прочно, Почистил пыльное пятно, Пел песенку побочно.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_17.jpg" alt=">Есть также скороговорочные шедевры, в том же шуточном стиле по национальным мотивам, например: по"> Есть также скороговорочные шедевры, в том же шуточном стиле по национальным мотивам, например: по английским, японским или индейским.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_19.jpg" alt=">Мы уже знаем, что существуют скороговорки для детей, например такие как: "> Мы уже знаем, что существуют скороговорки для детей, например такие как: Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы две недели, Карамель на мели ели.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_20.jpg" alt=">И для взрослых, например такие как: В четверг четвертого числа в четыре"> И для взрослых, например такие как: В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. - черезвычайно чисто - очень тчательно чертили чертята да не точно.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_21.jpg" alt=">Вывод: В результате моего исследования, я выяснила, что скороговорки имеют долгую историю своего существования"> Вывод: В результате моего исследования, я выяснила, что скороговорки имеют долгую историю своего существования и всегда преследовали одну и ту же цель – научить человека правильно и четко произносить слова. Также я выяснила, что в мире существует очень много скороговорок, разделенных по видам, жанрам и национальным мотивам различных стран. Также, с уверенностью могу сказать, что частое произношение скороговорок полезно, как для детей, так и для взрослых. Проговаривание скороговорок положительно сказывается на развитии речевого аппарата. Пусть время потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_22.jpg" alt=">">

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_23.jpg" alt=">">

Елена Устинова
Краткосрочный проект «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь» в подготовительной группе

Вид проекта : коррекционно-познавательный, детский с участием родителей.

Выявление проблемы : недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности; человек не должен быть «Иваном, родства не помнящим» .

Цель : развивать коммуникативные способности детей с речевыми дефектами, воспитывать уважение к великому культурному наследию России;

Задачи :

1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.

Совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей;

Продолжать работу по формированию выразительности речи;

Развивать слуховое внимание и память;

Развивать артистические способности;

2. Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.

3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Развивать умение детей работать в группе .

Интеграция ОО «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» .

Продолжительность : краткосрочный – 2 недели

Участники проекта : учитель-логопед, дети и воспитатели подготовительных групп , родители.

Актуальность темы :

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.

В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка : он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.

В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов негативно сказывается на его эмоциональную сферу, оказывает влияние на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.

Этапы реализации проекта

1 этап : подготовительный

Опрос детей;

Анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка

Беседы с родителями об актуальности создания проекта

2 этап : пути решения проблемы и обсуждение идей реализации :

- внутригрупповые конкурсы «Лучший чтец скороговорки » , «Нарисуй иллюстрацию к любимой скороговорке » ;

Совместно детско-родительский конкурс на придумывание скороговорки с определенным звуком;

Мастер – класс для родителей «Веселые скороговорки » ;

Подборка скороговорок для родителей ;

Информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки » ;

Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками » ;

Картотека скороговорок для педагогов ;

Стенд «Семейное чтение» ;

Выставка литературы по теме для педагогов.

3 этап : реализация проекта

Формы работы с детьми : беседа о видах устного народного творчества, заучивание скороговорок , посещение библиотеки, оформление мини книг «Любимые скороговорки » , проведение коррекционных интегрированных занятий по теме, логоритмика «Покажем скороговорку » , викторина, разгадывание кроссвордов, придумывание рассказов по скороговорке , сочинение скороговорок .

4 этап : заключительный

Организация выставки победителей в конкурсе «Домашняя скороговорка » .

КВН «Всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь ».

Ожидаемый результат проекта :

Улучшение состояния дикции у детей с речевыми нарушениями, повышение интереса к устному народному творчеству.

Повышение активности, заинтересованности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей в нравственном воспитании дошкольников базирующихся на исторически сложившихся народных принципах.

Продукты проекта :

Фотоматериалы;

Видеоматериалы;

Стенд «Домашняя скороговорка » ;

проектная папка : сценарий развлечения, конспект интегрированного занятия, картотека скороговорок для родителей ;

Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками » ;

Две книги со скороговорками , изготовленные с детьми;

Информационный лист для родителей;

Разработанная анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка

Литература :

1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок . – М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2005.

2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки . М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС» , 1997.

3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки . М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2004.

4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ : Астрель : профиздат, 2007.

5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок , пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков» . – Ярославль : Академия развития, 2006.

7. Шанина С. А., Серова Е. Д. 100 скороговорок для развития речи – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» , 2008.

8. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС» , 2005.

9. Семеренко Н. В., Семеренко И. Г. Программа развития и обучения дошкольника. – М. 2007 г.