Какие конфликты встречаются в нашей жизни. Презентация "Конфликты в нашей жизни и способы их решения" по обществознанию – проект, доклад

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конфликты в нашей жизни

3 Что такое конфликт? Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

4 В чём же вред конфликтов? От конфликтов страдает достоинство человека. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, всё валится из рук. Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

5 ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ДОСТАТОЧНО: Два человека Две точки зрения Предмет спора

6 Виды конфликтов внешний внутренний межличностные супружеские межгрупповые среди животных военные

7 Первая помощь в конфликтной ситуации. Первое и главное правило гласит, что в конфликтной ситуации не следует принимать ни каких скоропалительных решений. Прислушайтесь к совету предков - сосчитайте до 10. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно (или сделать три глубоких вдоха). конфликт межличностный правило помощь

8 Анкетирование - «Конфликтная ли вы личность?» -Как ты обычно ведёшь себя в конфликтной ситуации?

9 « Золотые правила » -каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают; -каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует; -каждый имеет право во время игры выйти и вернуться; -если я говорю, то говорю только за себя. Я избегаю слов типа «он думает, что», «мы думаем», «я хотел бы сказать за него»; -не говорят о том, кто сейчас отсутствует.

10 Ситуация 1 Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате. Ответьте на вопросы: - Кто участвует в конфликте? - Кто виноват в конфликте? - Каковы позиции участников конфликта?

11 Ситуация 2 Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора. Ответьте на вопросы: - Что такое конфликт? - Почему возник конфликт? - Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

12 Ситуация 3 Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп- музыку, затем «металл». Все остались очень довольны. Ответьте на вопрос: Благодаря чему удалось избежать конфликта?

13 Ситуация 4 Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю: В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот передо мной конфликт». Подумайте и ответьте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта?

14 Копилка добрых советов СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Отнеситесь к другим людям так, как хотели бы, что бы они относились к вам. СОВЕТ ВТОРОЙ. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям - так и они к вам. СОВЕТ ТРЕТИЙ. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Не обижайтесь. СОВЕТ ПЯТЫЙ. «И отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день?»

15 Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на неё. Е.Евтушенко.

16 Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным.

17 Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.

18 Правила, позволяющие склонить людей к вашей точке зрения: 1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него. 2.Проявляйте уважение к мнению собеседника. 3. Никогда не говорите собеседнику, что он не прав; если вы не правы, признайте это. 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. 5.Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник. 6. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему. 7. Старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Виды конфликтов. Фазы развития конфликта. Основные методы решения конфликта. Примеры преодоления эмоциональных конфликтных ситуаций. Пример конфликтной ситуации. Посредничество в конфликте. Теории мотивации.

    реферат , добавлен 18.01.2004

    Понятие конфликта как неотъемлемого фактора человеческого существования. Типы и виды конфликтных ситуации и причины их возникновения. Структурные способы преодоления конфликтной ситуации. Способы преодоления межличностных конфликтов в коллективе.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Понятие конфликта. Существование различных определений конфликта. Возникновение конфликтов во всех сферах человеческой жизни. Межгрупповые и межличностные конфликты. Основные функции конфликтов. Объективные причины, порождающие конфликтные ситуации.

    реферат , добавлен 31.12.2008

    Характеристика, сущность социальных конфликтов. Основные этапы протекания конфликта. Способы разрешения конфликтов. Основные конфликты в сфере власти в современных условиях. Изменение конфликтной ситуации. Методы переговоров, использования посредничества.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2016

    Понятие конфликта. Конфликтные ситуации в учебной деятельности. Сущность классного коллектива. Конфликты в классе и роль классного руководителя в их разрешении. Психологический анализ конфликтов. Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2008

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Механизмы возникновения и развития конфликтов. Стили поведения в конфликте. Пути принятия решения в конфликтной ситуации. Склонность к агрессии и степень конфликтности людей. Метод разрешения конфликта путем переговоров при участии третьего человека.

    реферат , добавлен 30.08.2010

    Межличностные конфликты в организации. Сущность конфликта, его типы и функции. Этапы развития конфликта. Наиболее типичные причины межличностных конфликтов. Анализ причин межличностных конфликтов на предприятии. Разрешение конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2006

    Функционирование конфликта, его структура, функции и типология. Причины возникновения, основные этапы развития и стадия завершения конфликта. Типология конфликтных личностей. Способы предотвращения конфликтов, избегание проявления конфликтогенов.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Понятие конфликта как противоречия, ведущего к конструктивным или деструктивным последствиям. Основные причины и источники возникновения конфликта, характеристика типов выхода из конфликтной ситуации. План разрешения споров и предупреждение конфликтов.

В широком смысле слова конфликт – это столкновение объективных или субъективных противоречий, которое выражается и проявляется в противоборстве сторон. В основе конфликта всегда имеется значимое для жизнедеятельности людей противоречие, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей и приводящее к противоборству. Причинами различных конфликтов, существующих в жизни людей, являются противоречия их интересов и целей деятельности во всех областях их жизнедеятельности. Противоречия пронизывают все сферы жизни человека - социально-экономическую, политическую, духовную. Они проявляются в общении, поведении и целенаправленной деятельности людей.

Выделяют следующие типы причин конфликтов :

1. Наличие противоположных ценностных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон их жизнедеятельности. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ценностные ориентации, могут протекать в экономической, политической, социально-психологической и других сферах.

2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие вопросы мировоззрения у представителей различных групп общества.

3. Причины конфликта, относящиеся к области экономических и социальных отношений в обществе. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении материальных и социальных ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как значимая для личности или социальной группы, нарушающая ее права, представления о справедливости и т.д.

4. Причины конфликтов, лежащие в области социальных и социально-психологических отношений людей в обществе. Конфликты появляются в связи с различием в положении, которое люди занимают в структуре социальных и социально-психологических связей и отношений в различных социальных группах. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными личностями или группами, во-вторых, с желанием того или иного человека или группы занять более высокое место в иерархической структуре отношений.

5. Причиной конфликта могут быть психологические особенности личности . Различные деформаци личности, патология психики, стереотипность отношений, поведения, психологический дискомфорт, неадекватность восприятия и понимания другого человека, мотивов его поведения, ситуации и другие психологические особенности личности, препятствующие адекватному восприятию и пониманию других людей, их взаимоотношений и общей ситуации жизнедеятельности человека могут быть причинами возникновения конфликтов.Конфликтогенными качествами личности являются: нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность и завышенный уровень притязаний, импульсивность, несдержанность, укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения по отношению к отдельным лицам или группам, склонность к агрессивному поведению, к подчинению себе других, корыстолюбие, эгоизм, ригидность, косность привычек, высокий уровень нейротизма.

Индивидуальные информационные модели конфликта

Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
Каждый участник конфликта имеет свою информационную модель конфликта, которой он руководствуется в действиях по отношению к оппонентам.

Информационные модели конфликтной ситуации – это субъективные представления участников конфликта друг о друге, предмете и целях конфликта, конфликтной ситуации в целом. Они являются своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта, условиями его протекания, и поведением участников конфликта. Информационные модели конфликтной ситуации включают следующие представления участников конфликта:
- о себе, своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.;
- о противоположной стороне (о его потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.);
- о том, как его воспринимает оппонент;
- о среде и условиях, в которых протекает конфликт;
- о необходимых и возможных действиях, поведении по отношению к оппоненту для достижения цели конфликта;
- о предмете, цели и возможных вариантах решения конфликта.
Степень расхождения образа и реальной картины ситуации бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая или наоборот. Представления участников конфликта имеют большое значение для их взаимоотношений в процессе решения проблемы, которая является предметом конфликта, и влияют на результат конфликта. Внешнее воздействие на участников конфликта позволяет изменить их субъективные информационные модели. Это является реальным и эффективным средством влияния на ход конфликта и выбор варианта его разрешения.

Психологические барьеры в конфликте

Психологические барьеры присутствуют в общении и взаимодействии людей в подавляющем большинстве ситуаций их жизнедеятельности. Человек отвергает, считает для себя ненужной какую-то информацию, испытывает страх, различные опасения, чувство неуверенности, вступая в общение с другим человеком, ему мешают свободно выражать свои мысли, чувства, свое отношение к происходящему какие-то особенности личности или поведения другого человека и многое, многое другое.

В психологии понятие психологический барьер в широком смысле слова обозначает препятствие в общении и взаимодействии с другими людьми. В конфликтных ситуациях в качестве психологических барьеров часто выступают негативные эмоции и чувства людей, участвующих в конфликте. Развитие конфликта обычно сопровождается негативными эмоциями его участников такими, как антипатия, раздражение, гнев, презрение, обида и др. Как правило, именно эмоции выступают в качестве первого и существенного препятствия на пути разумного и рационального разрешения конфликтной ситуации.

Под влиянием негативных эмоций происходит искажение восприятия и понимания информации личности партнера по общению и ситуация идет в направлении увеличения отрицательных характеристик во всем, все воспринимается «в черных тонах». Негативные эмоции и отношения людей могут выступать в качестве значимого фактора конфликтного поведения людей. В исследованиях М.З. Неймарк был изучен «эффект неадекватности», который представляет собой психологический механизм влияния негативной, не соответствующей оценки ситуации и других людей на поведение личности в конфликтной ситуации. Этот эффект возникает при столкновении высокой самооценки личности и страха не оправдать ее, не подтвердить своих притязаний. В данном случае срабатывает механизм психологической защиты от нарушений внутреннего равновесия.

Стратегии поведения в конфликте

Стратегии поведения людей в конфликте являются очень значимым фактором, определяющим динамику развития конфликта и его результативность.

Уклонение . Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Эта стратегия может использоваться во многих конфликтных ситуациях, когда
- предмет конфликта не является личностно значимым, заслуживающим затрат времени и сил;
- имеется возможность достичь желаемой цели другим путем;
- силы и возможности оппонентов равны и конфликтное взаимодействие может привести к нежелательному для обоих нарушению взаимоотношений между ними;
- один из участников конфликта имеет значительно более слабую позицию по сравнению с другим (понимание собственной неправоты, более низкий социальный статус, личностные особенности и т.п.);
- необходимость отсрочить во времени конфликтное взаимодействие для того, чтобы усилить свою позицию дополнительной информацией, поддержкой своих сторонников и т.д.;
- субъективные мотивы избегания общения и конфликтного взаимодействия с конкретным оппонентом, обладающим определенными личностными особенностями (агрессивность, беспринципность, лживость, завышенная самооценка и т.д.).
Уклонение от конфликтного взаимодействия целесообразно, если предмет конфликта выявился под влиянием негативного эмоционального состояния одного из участников конфликта. В случае существования объективного противоречия, препятствующего дальнейшему общению и совместной деятельности людей стратегия уклонения от конфликта препятствует разрешению имеющегося противоречия и, как следствие, нарушает развитие взаимоотношений между людьми и осуществление их совместной деятельности.

Приспособление (сглаживание). Этот стиль поведения основывается на принципах: «Не стоит раскачивать лодку», «Давайте жить дружно». Человек старается не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призывая других к солидарности. При этом проблема, лежащая в основе конфликта, игнорируется, ее стремятся представить как малозначимую. В результате использования такой стратегии может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к «взрыву», последствия которого окажутся дисфункциональными.
Стратегия приспособления используется обычно в следующих ситуациях:
- участник конфликта не считает предмет конфликта значимым для себя и поэтому считает возможным уступить оппоненту;
- у одного из участников конфликта имеется желание оказать поддержку оппоненту и получить удовлетворение от проявления своей доброты;
- оппоненты уступают друг другу ради сохранения значимых для обоих взаимоотношений;
- при наличии острых, неразрешимых в данный момент противоречий, сильных эмоциональных проявлений одного из оппонентов для предотвращения дальнейшего деструктивного развития конфликта;
- в случае проявления тенденции к соревнованию у одного из оппонентов.
Стратегия приспособления может использоваться при любом типе конфликтов, но чаще используется в области деловых, профессиональных конфликтов при взаимодействии людей, имеющих различный социальный и профессиональный статус (подчиненный – руководитель, студент – преподаватель и т.д.). Данная стратегия в случае имеющихся объективных, значимых для совместной деятельности противоречий, может быть неэффективной, т.к. неразрешенное противоречие может стать причиной конфликтов в будущем и снижать качество и продуктивность совместной деятельности людей.

Принуждение (конкуренция, конфронтация). Участник конфликта, придерживающийся этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения своего оппонента во что бы то ни стало, его не интересует мнение других людей. Данный стиль связан с агрессивным поведением, имеющим различные формы. Для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении.
Эта стратегия поведения используется в следующих ситуациях:
- предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного из участников конфликта, и он считает, что обладает достаточными возможностями для разрешения конфликта в свою пользу;
- участник конфликта уверен, что его вариант решения возникшей проблемы наилучший и он имеет возможность добиться его принятия оппонентом;
- один из участников конфликта не имеет других возможностей для достижения своих целей и ничего не теряет, принуждая оппонента принять его вариант решения.
Эта стратегия может быть эффективной, если используется в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью людей, когда надо быстро принимать жизненно важные решения. Главный недостаток использования этой стратегии - подавление инициативы участников конфликта, игнорирование их мнения, проявление неуважения к личности другого человека и вероятность повторных проявлений возникшего противоречия.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в ситуациях совместной профессиональной деятельности высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрешить конфликт. Но через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми» решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как осталась нерешенной часть породившей его проблемы.
Стратегия компромисса используется в случаях, когда
- участники конфликта знают его причины, объективно оценивают все достоинства и недостатки своих позиций и готовы к сотрудничеству путем уступок в некоторых вопросах;
- конфликтующие стороны имеют равные силы и возможности, но взаимно противоположные интересы и рассматривают вариант решения проблемы на основе некоторых взаимных уступок как промежуточный;
- участники конфликта, имеющие разные силы и возможности принимают компромиссное решение с целью получения дополнительного времени для подготовки к новому конфликтному взаимодействию;
- конфликтующие стороны идут на взаимные уступки в связи с изменением собственного мнения на проблему в ходе развития конфликта и изменением целей взаимодействия с оппонентом;
- остальные стратегии поведения в имеющейся конфликтной ситуации не принесли успеха.


Сотрудничество (решение проблемы). Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, каждый может быть прав, может ошибаться. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Данная стратегия основана на уважении к личности другого человека, самокритичности и нацеленности на решение проблемы наилучшим способом, как для общего дела, так и для каждого из участников конфликта. Тот, кто опирается на сотрудничество, ищет решение проблемы, учитывающее интересы всех сторон.
Стратегия сотрудничества является наиболее эффективной для сохранения и дальнейшего развития конструктивных взаимоотношений между людьми. В конфликтных ситуациях сотрудничество возможно в тех случаях, когда
- имеющиеся противоречия являются важными для обеих конфликтующих сторон, и они обе намерены совместно решать данную проблему;
- конфликтующие стороны имеют равные силы и возможности или рассматривают их как таковые;
- участники выступают как партнеры, имеющие доверительные отношения, уважающие интересы друг друга и заинтересованные в разрешении конфликта.

Универсальных стратегий поведения в конфликтной ситуации не существует. Для выбора наиболее эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации важно учитывать условия конкретной ситуации, особенности предмета конфликта, особенности личности каждого из участников и другие особенности конфликтного взаимодействия. Преобладание какой-либо одной стратегии поведения в системе способов взаимодействия личности с другими людьми является признаком наличия ряда качеств, препятствующих эффективному общению с другими людьми. Например, преобладание стратегии компромисса в арсенале стратегий поведения личности в конфликтной ситуации может свидетельствовать о недостаточной выдержке, терпении человека, склонности к импульсивным решениям. Преобладание стратегии приспособления может быть признаком недостаточной силы воли, принципиальности, настойчивости в достижении цели.

Сложные конфликты требуют использования комбинации различных стилей поведения, изменения их набора в соответствии с особенностями развития конфликта на той или иной стадии. Например, на латентном этапе развития конфликта может использоваться стиль приспособления, в открытом периоде на стадии инцидента – уклонение, при активном взаимодействии – комбинация нескольких стилей в соответствии с действиями и поведением оппонента, на стадии принятия решения и разрешения конфликта – сотрудничество, компромисс, конкуренция в зависимости от конкретной ситуации.

Ход классного часа: Здравствуйте, ребята, гости нашего классного часа.

Сегодня мы с вами проведем беседу на очень интересную тему…но узнать ее вам поможет небольшой кроссворд. Я буду называть вам качества личности, а вы попробуйте объединить их одним словом.

    Суровый, беспощадный, безжалостный человек. (Жестокий)

    Человек, полный злобы. (Злой)

    Нахальный человек. (Наглый)

    Человек, ненастоящий, неестественный, неверный. (Фальшивый)

    Человек, не желающий учиться или работать. (Ленивый)

    Человек, который обманывает. (Лживый)

    Грубый, человек, который легко может оскорбить, непочтительный. (Дерзкий)

    Человек, не имеющий чувство совести. (Бессовестный)

-Как выдумаете, о чём мы будем говорить? ( О конфликтах) -Как вы думаете актуальна ли эта тема для нашего класса ? Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. - Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды на одно и то же событие. - Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность, рост., но и разные интересы. Поэтому не удивительно, что мы по- разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, поступки людей. Вся история человечества – это история бесконечных споров, войн и конфликтов. Они существовали всегда и будут существовать. Они, к сожалению неотъем- лемая часть человеческих взаимоотношений. И нельзя точно сказать бесполезны ли споры и конфликты или они – нормальное явление нашей жизни. Сегодня мы постараемся понять, что такое «конфликты» , их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс. - Что такое спор? (Это словесное обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает своё мнение). К сожалению, споры часто перерастают в конфликты. - Скажите, ребята, как вы понимаете смысл слова «КОНФЛИКТ »?
(Прослушиваются варианты ответов детей) - Уточняю : Конфликт это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Конфликт в психологии ( столкновение) – осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. Как по вашему, с чего о чаще всего начинается конфликт? (с обидного слова). ЗАДАНИЕ 1. На доске прикреплено солнце, символ дружбы, радости, хорошего настрое – ния. Я предлагаю вам на облаках написать обидные слова, которые вы чаще всего слышите и произносите. Эти слова портят многим жизнь. Ребята прикрепляют их на солнце.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

Участники конфликта (оппоненты);

Предмет конфликта.

-Как вы считаете что может быть причиной конфликта? - А как вы считаете какие черты характера присущи человеку для возникновения конфликта? ( Упрямство, Зависть, Ревность, Лидерство (первенство), Утверждение своего «Я», Непонимание, Превосходство силы, Грубость, Хамство, Обман, Издевательство, Злая шутка, Недоверие) Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены. Люди хотели развить в себе качества: - уверенности, решительности - 46 % , выдержки, уравновешенности - 30 % - целеустремленности, силы воли - 30 % - терпимости - 12 % - доброжелательности - 10 % А вот окружающим людям все хотели бы добавить: - доброты, человечности - 50 % - честности, порядочности - 30 % - взаимопонимания, сочувствия - 22 % - терпимости - 16 % - щедрости - 12 % Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

Ребята, последствия конфликта могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивные последствия: 1.Проблема решена так, что это устраивает все стороны.

    Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

  1. Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем.

    Отношения между людьми улучшаются. Разногласия рассматриваются как зло, приводящее к плохим последствиям.
Негативные последствия:
  1. Обостряются конкурентные отношения между людьми.

    Отсутствует стремление к добрым отношениям. Представление о противоположной стороне как о враге. Убеждение, что проблема важнее, чем её решение. Чувство обиды, плохое настроение .
Поднимите руки те у кого возникали конфликты. -Какие чувства вы при этом испытывали? -Что приносят конфликты в жизнь человека? Пользу или вред? -В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Для разных людей конфликтом являются разные ситуации. Для одних, конфликт – просто выяснение отношений, для других – «косой» взгляд, а для третих – драка. Мир очень сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Конфликт, как и болезнь легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Для этого нужно знать способы выхода из неё. Задание 2. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям. Каждый стол получает описание конфликта и задание найти такое решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. Включить музыку. 1. На перемене ты толкнул мальчика. К тебе подошёл его старший брат и возмущённо высказывает своё недовольство. На этой почве возникает конфликт. Как ты поступишь, чтобы уладить ситуацию? 2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть телефон и без разрешения начал с него звонить. Твои действия для избежания конфликта? 3. Ты пошутил над одноклассником, обозвав его, но шутка получилась оскорбительной. В любой момент возникнет конфликт. Твои действия? Подведём итоги. Оказывается, большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, т.е. такого решения, когда каждая сторона идёт на частичные уступки ради общего удобства. Легко ли найти выход из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений? -А если не следовать этим правилам к каким проблемам может привести конфликт? Задание 3. Работа на доске. (Выбрать характеристики, свойственные компромиссу). Наглость, уступчивость, равнодушие, миролюбие, трусость, упрямство, доверие, отходчивость, уважительность, терпимость, высокомерие.

Сегодня, ребята, вы поняли, что избежать конфликта может каждый и в любой ситуации это возможно. Нежелание уступать, агрессивность в поведении ведёт за сабой Санкции, т.е. наказание за недостойное поведение. Вы уже вступаете в тот возраст, когда за свои поступки должны нести ответственность правовую и уголовную.

Давайте внимательно посмотрим эту притчу .

- Так о каких следах шла речь в притче? (О следах, которые оставляют в душе поступки и слова человека).

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, что этих знаний вы получили в ходе нашего сегодняшнего общения.

У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

1. Красный - ДА 2. Чёрный - НЕТ 3. Зелёный - СОМНЕВАЮСЬ.

Преобладает красный цвет. Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Задание 4. Учащиеся по кругу передают мячик, обещая друг другу не конф ликтовать (постараюсь быть терпимее, буду добрее, не буду говорить обидных слов… и т. д.) Итоговое упражнение «Подарок» Здесь, на доске, для каждого из вас есть небольшой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе. В заключение классного часа каждый ученик получает памятку о том, как вести себя, что бы не попасть в конфликтную ситуацию.

Cлайд 1

Cлайд 2

Других не зли и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире. А если, что не так – смирись, Будь умнее - улыбнись, Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно: Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно… Омар Хаям

Cлайд 3

Конфликт, обычно рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми (или элементами самой личности) , которое выражается в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Конфликты – неизбежны в реальной жизни! Избежать конфликтов возможно лишь прекратив общаться с людьми. Конфликт – это нормально!

Cлайд 4

Конфликт Играет положительную роль Рассматривается, как отрицательное явление Негативные последствия конфликта – следствия неспособности участников конфликта разрешить вызвавшее его противоречие.

Cлайд 5

конфликт Между людьми или группами Внутри самого человека (хочу, надо) Противоречие станет конфликтом, если: Оно станет значимым для нас обоих и будет осознанно («Мне надоело тебя ждать каждый раз») Дальнейшее общение становится невозможным или затруднительным («Я хочу продолжить наше общение, но…») Мы начинаем предпринимать действия для решения этого противоречия («Давай договоримся…»)

Cлайд 6

Признаки конфликта Наличие значимых для сторон противоречий; Необходимость их разрешения для эффективного взаимодействия сторон; Действия сторон направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов; и т.д. Структура конфликта Предмет конфликта - противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить. Участники конфликта- отдельные люди и группы, которые можно разделить на прямых и косвенных участников.

Cлайд 7

Межличностные конфликты Статусно-ролевые (например, конфликт между учителем и учеником, который ведет себя по мнению учителя вызывающе, не уважая его статус) Материальные (например, конфликт из-за кабинета, в котором несколько педагогов хотели бы вести урок) Духовные (возникают как следствие рассогласования жизненных ценностей и смыслов) Направленность конфликтов Горизонтальные, возникающие между лицами, равными по социальному статусу (например, коллегами по работе) Вертикальные, возникающие между лицами не равными по социальному статусу (например, учитель – ученик) Смешанные (например, учитель – родитель)

Cлайд 8

Виды педагогических конфликтов Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности. Конфликты поведения, поступков, возникающих по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне уроков. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Понимание – начало согласия. Бенедикт Спиноза

Cлайд 9

Характеризуя, педагогические конфликты М. М. Рыбакова отмечает следующие их особенности: Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми; Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель – ученик), чем определяется разное поведение в конфликте; Разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении; Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

Cлайд 10

Присутствие других учеников в конфликте делает из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспи – тательный смысл и для них, об этом всегда приходиться помнить учителю; Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика, как форми- рующейся личности; Всякая ошибка учителя в разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; Конфликт в педагогической деятельности легче предупре дить, чем успешно разрешить. Хороший пример – это самая лучшая проповедь. Немецкая пословица

Cлайд 11

Способы поведения в конфликтных ситуациях. Ориентирование на себя Ориентирование на других Стили разрешения конфликта сотрудничество избегание компромисс доминирование (конфронтация) уступчивость (сглаживание)

Cлайд 12

Способы поведения в конфликтных ситуациях Искажение восприятий и пристрастия Процедуры конкурентности Самое трудное в споре не только защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление. Андре Моруа Тот, кто однажды нарушил доверие – теряет его навсегда. Артур Шопенгауэр

Cлайд 13

Эмоциональность Уменьшение коммуникаций Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде. Л. Н. Толстой. Если сказать нужное слово в нужный момент – большое искусство, то промолчать вовремя – искусство еще большее. Франсуа де Ларошфуко Ухудшение понимания основного вопроса конфликта; Жесткие предпочтения (зацикливание на позициях); Преувеличение различий, мотивация сходства.

Cлайд 14

Стадии конфликтного взаимодействия Предконфликтная стадия (латентный период) Послеконфликтная стадия Стадия открытого конфликта Переговоры и договоренности относительно степени опас -ности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем; Сбор как можно полной инфор мации о сути и причинах воз -икшей ситуации; Выяснение степени вероят -ности и возможности бескон- фликтного и безболезненного решения обнаруженных проб -ем; Разработка конкретных действий по разрешению предконфликтной ситуации. Внутри открытого периода можно выделить свои внут – ренние этапы, характеризу – ющие различной степенью напряженности: ИНЦИДЕНТ – это случай, который инициирует открытое противоборство сторон; ЭСКОЛАЦИЯ КОНФЛИКТА – Это самая напряженная стадия, на которой происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. ЗАВЕРШЕНИЕ КОНФЛИКТА – это последний этап открытого периода. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультативность продолжения конфликта. Выиграна война, но не мир. Альберт Энштейн

Cлайд 15

Ситуации завершения конфликта Способы завершения конфликта Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство. Устранение оппонента или обоих оппонентов противоборства. Очевиднаябесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Устранение объекта конфликта. Обнаружившиеся преобладающее превосходство однойиз сторон и её способность подавитьоппонен- та или навязать ему свою волю. Изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта. Появление в конфликте третьей стороны и еёспособность и желание прекратить противоборство. Участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения. Обращение сторон конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи. Переговоры, как один из наиболее нияконфликта могут быть эффективных способовразреше– использованы в любой ситуации.

Cлайд 16

Техника эффективного поведения в конфликте. Противоположное отношение к конфликту – это признание личной ответственности за происходящее, которое сводится к принятию следующих ПРИНЦИПОВ: Только вы ответственны за результаты своих отношений с другими людьми; Если стратегия поведения, которой вы придерживаетесь, не дает желаемого результата, то нет никаких оснований для обвинений другой стороны; Не стоит задаваться вопросом: «Кто виноват в том, что мне плохо?» Не стоит ожидать, что окружающие изменятся или станут другими; Только вы сами знаете свои потребности и отвечаете за их удовлетворение;

Cлайд 17

Конкретизация рассуждений облегчает понимание. Неизвестный автор Активные реакции Уточните собственные потребности: Что меня именно не устраивает? – Меня беспокоит… Что в данной ситуации мне необходимо? – Необходимо… Что бы мне хотелось? – Хочу… Сообщите о том, что вам нужно: ПРАВИЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ: Мне необходимо услышать ответ на вопрос, чтобы оценить уровень знаний; Назовите мне, пожалуйста, критерии оценки качества моей работы. Приступайте к переговорам. Основная цель переговоров – вовлечение оппонента в решении проблемы. На этом этапе важно соблюдать правила слушания: Больше слушайте, меньше говорите сами; Демонстрируйте интерес к мнению оппонента; Держите паузу; (1. подчеркивает внимательное отношение к чужому мнению; 2. Возможность разобраться в своих переживаниях, оценить, насколько предложенное решение учитывает интересы обоих сторон;) Ультиматум. (цель – дать понять: если ваши предложения по совместному решению проблемы не найдут понимания, вы будете решать ее сами, руководствуясь только своими интересами). Правила поведения педагога в «трудной» ситуации Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес. Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя: Чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков; Резкая критика; Повторяющиеся упреки; Решительное установление границ разговора; Упреки. Обсудите поступок позже. Позвольте ученику «сохранить лицо» Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Конфликты неистребимы - они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти... Конфликты – это норма жизни. Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс. Ч. Ликсон

Там, где есть человек, всегда есть конфликты, ибо они – постоянный спутник бытия и общественного развития. Желаем мы того либо не желаем, но конфликт - это та реальность, с которой мы сталкиваемся практически каждый день. Некоторые достаточно несерьезные конфликты легко разрешаемы. Однако другие, более значительные, требуют применения стратегии для их успешного разрешения либо, в противном случае, они способны привести к натянутости отношений, вызвать неприязнь.

Источники конфликтов - это противоречия, а они возникают там, где есть разногласия:

В знаниях, умениях, способностях, личных качествах;

Функциях управления;

Эмоциональных, психических и других состояниях;

Технологических, экономических и других процессах;

Целях, средствах, методах деятельности;

Мотивах, потребностях;

Взглядах, убеждениях;

Понимании, интерпретации информации;

Ожиданиях, позициях;

Оценках и самооценках.

Конфликт - это не всегда плохо. Если хорошо смоделировать конфликтную ситуацию, то можно даже и выиграть от этого! Ведь не стоит забывать, что конфликт всегда несет с собой изменения и позволяет людям извлекать уроки и совершенствоваться.

Потому можем говорить и о позитивных функциях конфликта , а это:

Информационно-объединяющая - в ходе конфликта люди лучше узнают себя и друг друга, конфликт стимулирует по¬нимание;

Сплочение и структурирование - конфликт способствует созданию организаций, сплоче¬нию групп и коллективов;

Стимулирование активности - конфликт повышает активность людей;

Стимулирование личностного роста - конфликт стимулирует развитие личности, повышение чувства ответственности, осозна¬ния своей значимости;

Психотерапевтическая и облегчающая - конфликт (при условии его открытого и конструктивного урегулирования) снимает под¬спудную напряженность, дискомфорт и хронические недоразуме¬ния, дает им выход;

Диагностическая и проясняющая - иногда полезно даже спрово¬цировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состоя¬ние дел; в критических ситуациях, возникающих в конфликтах, выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для развития личности и формирования лиде¬ров.

Конфликт стимулирует любопытство и воображение, он избавляет нас от монотонности жизни. Когда конфликт погашен, могут установиться более тесные отношения.

С другой стороны, конфликт может нанести вред отношениям, он отбирает время, энергию и даже деньги. Затяжной конфликт непременно отразиться на Вашем психическом и умственном здоровье.

Следует отметить негативные функции конфликтов :

Ухудшение психологического климата в коллективах и разрушение межличностных отношений;

Снижение привлекательности труда и, как следствие, снижение его производительности;

неадекватность, прежде всего в восприятии проблемы и участни¬ков конфликта;

Снижение сотрудничества и уменьшение возможности партнер¬ства между сторонами в ходе конфликта и после него;

Затягивающей людей в борьбу и за¬ставляющей их стремиться больше к победе, чем к решению про¬блем и поиску альтернативы;

Увеличение материальных и эмоциональных затрат на разреше¬ние конфликта.

С точки зрения психологии важ¬нейшее значение имеет ограничение деструктивных, разрушающих функ¬ций конфликта и максимальное использование его пози¬тивных функций.

Конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным в зависимости от того, как его раз¬решают.

Для того, чтобы быть успешным, иметь крепкие отношения в семье либо с близкими нам людьми, необходимо знать, как можно разрешить конфликтные ситуации с наименьшими эмоциональными затратами.

Итак, поведение в конфликтной ситуации. Существует 5 основных моделей поведения в конфликтной ситуации:

Соперничество

Соперничество отражает желание удовлетворить собственные потребности за счет других. Наиболее напористые, агрессивно настроенные люди выбирают данный способ (стиль) разрешения конфликта. При всем при этом, они способны воспользоваться любыми способами для достижения цели: своей властью, авторитетом, опытом, связями и т.д.

Уступки

Уступки означают, что Вы ставите потребности противоположной стороны выше Ваших собственных. Идти на уступки следует лишь тогда, когда одна из конфликтующих сторон не столь заинтересована в том, чтобы полностью отстоять свои собственные интересы (а возможно, она посчитает, что интересы другой стороны важнее). Данный стиль поведения наиболее эффективен, когда необходимо сохранить гармонию и предотвратить раскол в отношениях.

Уход от конфликтной ситуации

Люди, предпочитающие данный стиль поведения, стараются не акцентировать внимание на конфликте, им по сути дела безразличны как их собственные, так и Ваши потребности. Данный стиль характеризуется не желанием сотрудничать. Он может быть эффективным лишь в том случае, если его использовать как промежуточную (краткосрочную) стратегию до тех пор, пока ситуация не прояснится и не улягутся все эмоции.

Сотрудничество

Люди, которые выбирают данный стиль, стремятся удовлетворить и свои потребности, и потребности другой стороны. Сотрудничество требует куда больше времени и энергии, чем другие стили поведения. Как правило, люди, отдающие предпочтение данному стилю, изначально больше стремятся к разрешению конфликта.

Компромисс

Компромисс – это нечто среднее между вышеперечисленными стилями поведения. Он так или иначе приведет к частичному удовлетворению потребностей/опасений/задач обоих сторон. Компромисс приемлем, когда цели обоих сторон важны, но не на все 100%, и когда они не стоят больших усилий и времени, которые так необходимы при сотрудничестве.

Если конфликт распознан и понят, если стороны готовы к тому, чтобы разрешить его так, чтобы обе стороны выиграли (а это возможно!), то такой конфликт ведет к обновлению отношений и улучшает взаимодействие.

Стадии разрешения конфликтов:

Установление диалога. Если речь идет о семейном конфликте, соберите всех членов семьи и сообщите, что Вы открыты и внимательны к потребностям других членов семьи, и откровенно обсудите возникшую проблему, положив ей конец раз и навсегда. Помните, каждый имеет право высказать свою точку зрения.

Вовлечение в диалог другой конфликтующей стороны. Помните, в диалоге должны участвовать обе конфликтующие стороны, и у обеих сторон должна быть возможность как высказаться, так и задать вопрос. Вы должны внимательно выслушать друг друга.

Переваривание всей информации - это третья стадия разрешения конфликта. Конфликтующие стороны должны переосмыслить полученную информацию и пересмотреть свои чувства, а также осознать, чем же вызван конфликт.

Достижение согласия. Это следующий психологический и самый действенный инструмент разрешения конфликта. Это процесс установления доверия и согласия.

Обсуждение разногласий. На данной стадии происходит пересмотр разногласий, которые имеются у обеих сторон. На данном этапе необходимо осознать, что до тех пор, пока вы не поймете друг друга, ваши чувства, вы не преодолеете разногласия.

Закрепление соглашения. Это заключительная стадия разрешения конфликта. На данной стадии закрепляются соглашения, достигается компромисс.

Конфликтная ситуация своего рода тест на интеллигентность. И по тому, как ведет себя человек, можно судить о его внутренней культуре. Англичане, например, благодаря умению руководить своими эмоциями, всегда достойно выходят из конфликтных ситуаций. А можем ли мы укротить свой нахлынувший гнев, пусть даже небеспричинный?

На работе

Если начальник строго отчитывает вас, не торопитесь реагировать эмоционально. Выражение "ушел, хлопнув дверью" означает "уволился". Если писать заявление об уходе не входит в ваши планы, значит, вам нужно выйти из ситуации победителем. Ни в коем случае не устраивайте сцен, не плачьте, не доказывайте свою правоту. Лучше выслушайте претензии шефа (при этом можете считать про себя до десяти и обратно) и, когда он закончит, молча выйдите из кабинета. А через час, успокоившись и приготовив несколько аргументированных фраз, зайдите снова. Если уверены в своей правоте, скажите: "Простите, пожалуйста, но мне бы хотелось в свое оправдание объяснить..." Если же допустили ошибку в работе, признайте ее. Но не вздумайте посвящать в конфликт коллег.

Конфликт, возникший между двумя сотрудниками, тоже касается их двоих и не должен обсуждаться в коллективе. Не следует "вербовать" себе союзников.

В магазине

Если вам продали несвежие продукты, неправильно дали сдачу или неточно взвесили товар, не скандальте. Крик - показатель слабости, спокойный уверенный тон - признак силы. Попросите продавца вызвать заведующего отделом или директора и объясните ему причину своего недовольства. Вам обязаны заменить покупку или вернуть деньги. Если ваша просьба осталась неудовлетворенной, уместна фраза: "Я не только сама больше не приду в ваш магазин, но и расскажу знакомым о вашей недобросовестности".

В очереди

Ученые утверждают, что человек может спокойно простоять в очереди... семь минут. Потом он начинает нервничать, раздражаться, словом, становится "конфликтоопасным". Так что если назревает конфликт, вспомните, что говорят специалисты, и ненадолго отойдите в сторону. Если же вам успели нагрубить, с улыбкой произнесите: "Вы что-то мне хотели сказать? По-моему, мы незнакомы", но не позволяйте втянуть себя в ссору.

В театре

Трезвон мобильного телефона или громкая беседа рядом сидящих людей, безусловно, отвлекает и мешает. Но отсутствие культуры у соседей - не повод вступать с ними в конфликт. Уместнее попросить: "Разговаривайте, пожалуйста, тише", а обладателю сотового телефона сказать: "Будьте любезны, выключите телефон". Если на ваше замечание никакой реакции не последовало, обратитесь к капельдинеру, который отвечает за порядок в зале. Он же уладит недоразумение, если ваше место оказалось занятым.

Если вас избрали "объектом нападения".

Разговаривайте с "нападающим" как с больным человеком или маленьким ребенком. Участливым, доброжелательным тоном переспросите: "Вам плохо? Может, открыть окно?";

Продемонстрируйте готовность подумать над чужой точкой зрения. Возьмите бумагу, ручку и попросите: "Повторите, пожалуйста, я запишу";

Снимите напряжение шуткой. Для этого имейте "про запас" две-три ироничные фразы. Сократ, например, в таких случаях говорил: "Пора обедать. Наш разговор требует перерыва".

От конфликтов никто не застрахован. И уж если вам пришлось стать невольным его участником, сумейте пойти на компромисс. В любой ситуации руководствуйтесь народной мудростью: "Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами".