Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта урока презентация к уроку на тему Презентация схема технологической карты урока

Предметные умения формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах .

В современных условиях технологическая карта урока представляет собой инновацию, которая обладает рядом специфических черт таких как:

  1. интерактивность,
  2. структурированность,
  3. алгоритмичность при работе с информацией,
  4. технологичность,
  5. обобщённость.

Рисунок 2. Методология создания технологической карты урока

В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Большинство из них можно назвать поверхностными в силу преувеличенной шаблонности. Однако, если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, которые соответствую требованиям ФГОС нового поколения, то можно выделить три ключевые тенденции:

  1. Рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде;
  2. Технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
  3. Разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру внося элементы отражающие содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Одной из ключевых особенностей технологической карты урока можно с уверенностью назвать повышенные требования к учителю. К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относится:

  1. владение конструктивно-планирующими умениями;
  2. знание целей и задач учебного курса, предмета, дисциплины;
  3. умение ориентироваться в актуальных учебно-методических комплектах по заданному предмету;
  4. знание условий обучения и возрастных особенностей;
  5. учет уровня общего развития обучающимися данного класса.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены план-конспектов, технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности .

Рисунок 3. Структура технологической карты урока

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Кроме того, правильно составленная технологическая карта современного урока дает возможность гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке и согласовать действия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока включает в свою структуру такие элементы как:

  1. тема;
  2. цель;
  3. задачи;
  4. мотивация их принятия;
  5. планируемые результаты: знания, умения, навыки;
  6. личностноформирующая направленность урока.
Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач.

Цель урока определяется следующими факторами:

  1. Планируемые результаты урока
  2. Пути реализации зафиксированного план урока.

Задачи урока – данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности .

Опорная таблица для конструирования технологической карты урока

Образовательные задачи урока

Возможные методы и приёмы выполнения

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Работа с определением

Использование обыденных аналогий

Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение "дерева" "темы", построение "здания темы". Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, "пересечение тем"

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

Повышенный

Творческий

Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Итак, зачем же нужна технологическая карта урока? Прежде всего, она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Помимо этого технологическая карта урока направлена на проектирование образовательного процесса с учётом цели освоения определенного предмета в рамках школьной программы. Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Рисунок 4. Значение технологической карты урока

Технологическая карта позволит учителю:

  1. Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  2. Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  3. Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  4. Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  5. Проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  6. Освободить время для творчества;
  7. Определить возможности реализации межпредметных знаний;
  8. На практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  9. Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  10. Обеспечить повышение качества образования.

Литература

  1. Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С. Пичугин. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с.
  2. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений:– М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. – 34 с.
  3. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // URL:

«Конструирование урока в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока»

ФГОС

заместитель директора по НМР Марченко М.В.


« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи


Сегодня выпускник школы XXI века должен:

уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать ; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем ; быть коммуникабельным , контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.





Организация и содержание образовательного процесса ориентированы на

Деятельностный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности обучающегося; - формирование универсальных учебных действий (УУД); - формирование способности грамотно применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ-компетентность).





Технология системно-деятельностного метода обучения

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности


Правила составления синквейна:

первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.



Учитель школы

В Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который:

Демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

Консультирует и корректирует действия обучающихся;

Находит способы включения в работу каждого ученика;

Создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.



Главная составная часть учебного процесса – урок. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.


Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.


В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие (УУД): - коммуникативные - познавательные - личностные - регулятивные Выделяют несколько аспектов такого урока.


Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД обучающихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).


Мотивационно – целеполагающий аспект урока

Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые обучающиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.


Деятельностный аспект урока

Новым смыслом урока является решение проблем самими обучающимися в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. обучающиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.


Деятельностный аспект урока

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.


Структура урока

Учитель

Ученик

Создание проблемной ситуации

Принятие проблемной ситуации

Выявление проблемы

Выявление проблемы

Управление поисковой деятельностью

Самостоятельный поиск решения

Обсуждение результатов

Обсуждение результатов


Функции учителя

Традиционная классификация:

Системно-деятельностая классификация:

Организатор

Источник знаний

Дирижер

Образец

Участник

Плановик

Помощник

Контролер

Стимулятор

Товарищ


Предмет изменений

Подготовка уроку

Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.

Учитель пользуется сценарным планом урока .

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала.

Большое количество времени занимает речь учителя.

Главная цель учителя на уроке

Самостоятельная деятельность обучающихся.

Организовать деятельность детей:

Успеть выполнить все, что запланировано

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи

Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Формулировка заданий для обучающихся

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.

Взаимодействие с родителями обучающихся

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.

Преимущественно групповая и /или индивидуальная

Родители не включены в образовательный процесс.

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.


Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Образовательная среда

Традиционная деятельность учителя

Создается учителем.

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Выставки работ обучающихся.

Создается обучающимися.

  • предметные результаты;
  • нет портфолио обучающегося;
  • основная оценка- оценка учителя;
  • важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.

  • не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
  • создание портфолио;
  • ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
  • Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Результаты обучения

Требования к уроку

Объявление темы урока

Традиционный урок

Сообщение целей и задач

Урок современного типа

Учитель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

Практическая деятельность обучающихся

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Осуществление коррекции

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Оценивание обучающихся

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке

Итог урока

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Домашнее задание

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

ФГОС


Структура урока в рамках деятельностного подхода. 1.Организационный момент. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».


II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.


IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий. V. Первичное закрепление . Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. VI. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VIII. Рефлексия. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности (УД), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся

Технологическая карта урока (ТКУ) – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы


Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода

Новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности ;

Необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных ;

Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий .


Понятие УУД

Умение учиться в общении со сверстниками =

Полноценное освоение обучающимися компонентов учебной деятельности:

Познавательные и учебные мотивы;

Учебная цель;

Учебная задача;

Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).


Универсальные учебные действия (УУД)

Обеспечивают способность обучающегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Умение учиться и развиваться

переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе






Целеполагание

Традиционный конспект

в соответствии со знаниевой парадигмой

Основной метод описания

Технологическая карта

в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы)

объяснительно- иллюстративный

Особенность проектирования

структурно-логический; проектный

по видам деятельности учителя

Используемые средства обучения

Дидактический подход

по видам деятельности учителя и обучающихся

учитель и учебник как основные носители знания

использование всех компонентов УМК и современных ресурсов

межпредметные связи на основании некоторых элементов знания

Форма описания урока

Оценка

формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний

использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя

использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности

учителем – результатов обученности в целом

всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений


Технологическая карта позволяет учителю

Выстроить алгоритм работы по теме, а также проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

Системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;

Реализовать воспитательные возможности темы;

Установить преемственность в изучении материала;

Реализовать межпредметные связи;

Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения.


Преимущества технологической карты

Внедряются готовые разработки, освобождающие от кропотливой работы по конструированию учебной деятельности;

Высвобождается время учителя для творчества;

Обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

Снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);;

Повышается качество обучения, воспитания, развития;

Обеспечивается объективная диагностика профессиональной деятельности учителя.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.


Как работать с ТКУ

Внимательно ознакомьтесь с темой и найдите её в учебнике, рабочей тетради;

Познакомьтесь с задачами урока, соотнесите с планируемыми результатами и с пройденным ранее материалом;

Прочитайте выделенные основные понятия, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются (межпредметные связи);

Придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте;

Мотивируя обучающихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника или предложить своё;

Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите;

Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, и только после этого переходите к следующему этапу;

На завершающем этапе постарайтесь выполнить все предложенные задания.


Технологическая карта как административный инструмент:

Обеспечивает возможность ориентироваться в образовательных целях в контексте стандартов 2-го поколения;

Позволяет четко отслеживать выполнение программы, осуществлять методическую помощь;

Обеспечивает системный мониторинг результатов образовательного процесса, деятельности учителя и обучающихся.


Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для обучающихся и ощущение комфорта учителем. В критериях эффективности обучения звучит слово «развитие», которое является одним из показателей современного урока. Задание : подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».

радость

рост

результат


Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: - главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; - на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению; - на уроке реализуется деятельностный подход; - организация урока динамична и вариативна; - на уроке используются современные педагогические технологии


Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

ФГОС


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко,

«Дает корова молоко».

Век ХХI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.


Творческих вам успехов!

Тврческих успехов

Разделы: Общепедагогические технологии

Цель: изучение вопроса составления “технологической карты”.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться .

В широком значении термин “универсальные учебные действия ” означает умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.

Приложение . Слайд 2 – что дает использование…

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Слайд 3 – параметры карты.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Слайд 4 – технологическая карта позволит учителю…

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Слайд 5 – параметры урока.

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения . Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  1. необходимость описания всего процесса деятельности;
  2. указание операций, их составных частей.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

Слайд 6 – возможности технологической карты:

  1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  3. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  4. введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Этапы работы над технологической картой:

Слайд 7 – этапы работы над технологической картой.

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор остановили на такой технологической карте урока:

Слайд 8 – структура технологической карты.

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Вместо того чтобы совершенствовать свои профессиональные навыки или же проводить время с близкими, учителя вынуждены то и дело создавать учебные технологические карты. Масла в огонь подливает тот факт, что по новым ФГОСам работать правильно, грамотно и быстро получается далеко не у всех. Создание технологической карты урока для учителей Российской Федерации уже давно превратилось если не в каторгу, то в достаточно серьезную нагрузку.

4 слайд

Описание слайда:

Общее: использование всех составляющих УМК достижение предметных, метапредметных и личностных результатов нацеленность на деятельность ученика Частное: вид подачи материала (таблица или тезисы) временной охват (урок, тема) Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. *инновационный инструмент реализации ФГОС; * новый вид методической продукции.

5 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Наличие технологической карты урока является обязательным для работы учителя общеобразовательного учреждения. Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки. Технологическая карта урока относится к локальным актам общеобразовательного учреждения.

6 слайд

Описание слайда:

Целеполагание (что необходимо сделать, воплотить); Инструменталь ный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить); Организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить). Тема урока Цель урока Планируемые результаты Задачи урока Тип урока УМК урока Основные понятия УУД Действия обучающихся Действия учителя Диагностика рез-ов Д/з

7 слайд

Описание слайда:

Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определился перечень основных вертикальных столбцов карты: Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Ход урока (с фиксированием этапа урока) Деятельность учителя Деятельность обучающегося

8 слайд

Описание слайда:

Организационный момент, целеполагание и мотивация к учебной деятельности; Актуализация знаний, УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости; Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…). Открытие нового знания и способов действий; Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (Первичное закрепление с комментирование во внешней речи); Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (Сам. раб. с самопроверкой (внутренняя речь); Динамическая пауза; Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД. Включение нового знания в систему знаний и повторение: Рефлексия деятельности Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

9 слайд

Описание слайда:

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение Цель освоения учебного содержания Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальная компетентность и УУД) Метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы) Формы организации обучения технология изучения указанной темы

10 слайд

Описание слайда:

Единых требований к составлению технологических карт не существует; учитель выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Класс Тип урока Тема Цель Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Планируемые результаты Предметные: знать… уметь… Личностные: Метапредметные: Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: основные и дополнительные Формы урока Технология

13 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта с методической структурой урока Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Организационный момент Актуализация знаний Сообщение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание

14 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока Тема: Цели для ученика 1. 2. 3. Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

15 слайд

Описание слайда:

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Мотивация учебной деятельности 2.Актуализация знаний. Постановка цели урока 3.Проблемное объяснение нового материала 4. Закрепление 5. Итог урока. Рефлексия

16 слайд

Описание слайда:

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Постановка учебных задач 2.Совместное исследование проблемы 3.Моделирование 4.Конструирование нового способа действия 5. Переход к этапу решения частных задач 6.Применение общего способа действия для решения частных задач 7. Контроль на этапе окончания темы

17 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Конспект урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

18 слайд

Описание слайда:

Вариант 1 (трёхмодульная технологическая карта) Вариант 2 (четырёхмодульная технологическая карта) Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Осуществляемые действия Модуль 1 Познавательная Модуль 2 Коммуникативная Модуль 3 Регулятивная Осуществляемые действия Осуществляемые действия Осуществляемые действия Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Осуществляемые действия Модуль 1 Личностные Модуль 2 Регулятивные Модуль 3 Познавательные Модуль 4 Коммуникативные

19 слайд

Описание слайда:

Вариант 3 (пятимодульная технологическая карта) двухуровневую структуру освоения учебного материала (базовый и повышенный) Вариант 4 4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений


Технологическая карта - инновационный инструмент реализации ФГОС; - новый вид методической продукции. Общее: использование всех составляющих УМК достижение предметных, метапредметных и личностных результатов нацеленность на деятельность ученика Частное: вид подачи материала (таблица или тезисы) временной охват (урок, тема) СУ «Перспектива»СУ «Школа России»УМК «Сферы»


Методическое обеспечение УМК «Школа России» и «Перспектива» Новая форма представления материала Технологические карты Широкие возможности Адресат учителя общеобразовательных учреждений руководители, администраторы методисты обеспечение деятельности по достижению планируемых результатов метапредметных предметныхличностных формирование УУД РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС



Результатов 4 этап. Рефлексия деятельности. Контроль и оценка 3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность 1 этап. Мотивация деятельности Организация пространства Планируемый результат Содержание изучаемой темы Цель темы Количество уроков в теме Тема Технологическая карта темы. «Перспектива» 2 этап. Учебно-познавательная деятельность Технология изучения темы




Авторский коллектив: Роговцева Наталья Ивановна Илюшин Сергей Леонидович Галактионова Татьяна Гелиевна Бойкина Марина Викторовна Буденная Ирина Олеговна Глаголева Юлия Игоревна Бубнова Инна Анатольевна Чернышова Наталья Сергеевна Данилина Вера Михайловна


Структура технологической карты урока Тема: Тип: Задачи: Планируемые результаты ПредметныеМетапредметныеЛичностные Межпредметные связи: Ресурсы урока: Для учителя:Для учащихся: Ход урока: Содержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающихся 1. Актуализация необходимых знаний 2. Мотивация познавательной деятельности 3. Организация познавательной деятельности 4. Подведение итогов Дополнительный материал: Диагностика достижения планируемых результатов: Дополнительные творческие задания: Самоанализ ДостиженияЗатрудненияПредложения






Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений


В ыстроить алгоритм работы по теме; о пределить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале; р еализовать воспитательные возможности темы; у становить преемственность в изучении материала; р еализовать межпредметные связи Технологическая карта позволяет учителю


Преимущества технологической карты внедряются готовые разработки, освобождающие от кропотливой работы по конструированию учебной деятельности высвобождается время учителя для творчества обеспечиваются согласованные действия всех участников педагогического процесса обеспечивается минимум потерь при недостаточном опыте учителя повышается качество обучения, воспитания, развития обеспечивается объективная диагностика профессиональной деятельности учителя


Как работать с ТКУ Внимательно ознакомьтесь с темой и найдите её в учебнике, рабочей тетради. Познакомьтесь с задачами урока, соотнесите с планируемыми результатами и с пройденным ранее материалом. Прочитайте выделенные основные понятия, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются (межпредметные связи). Придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте. Мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника или предложить своё. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите. Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, и только после этого переходите к следующему этапу. На завершающем этапе постарайтесь выполнить все предложенные задания.


Поурочные разработки новой серии «УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ» Начальная школа ВЫПУЩЕНЫ обучение грамоте русский язык технология 2, 3, 4 классы по предметам: математика русский язык литературное чтение окружающий мир технология ПЛАНИРУЮТСЯ ВЫПУСКАЮТСЯ В НОЯБРЕ 2012


Обеспечивает возможность ориентироваться в образовательных целях в контексте стандартов 2-го поколения; позволяет четко отслеживать выполнение программы, осуществлять методическую помощь; обеспечивает системный мониторинг результатов образовательного процесса, деятельности учителя и учащихся Технологическая карта как административный инструмент:


Региональный отдел информации и продвижения издательства «Просвещение» в Санкт-Петербурге Сыромятникова Лариса Евгеньевна, руководитель отдела Григорян Наталия Васильевна, региональный методист Данилина Вера Михайловна, региональный методист Наши координаты: СПб, ул.Ломоносова, д.11, каб. 428 Тел/факс (812)