Кто такой скептик? Определение. Соотношение понятий "скептицизм" и "цинизм"

Скептицизм (от греч - рассматривающий, исследующий) возникает как направление в философии, очевидно, в связи с крушением у некоторой части образованных людей надежд на прежние претензии философии. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Акцентируя внимание на относительности человеческого познания, скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма. В рамках скептицизма был поставлен ряд проблем диалектики познания. Однако скептицизм имел и другие последствия, так как безудержное сомнение в возможностях познания мира вело к плюрализму в понимании социальных норм, к беспринципному приспособленчеству, угодливости, с одной стороны, и пренебрежению человеческими установлениями, с другой.

Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других - к воинствующему невежеству и аморализму.

Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 - 270 гг. до н. э.). Философия скептиков дошла до нас благодаря трудам Секста Эмпирика. Его труды дают нам представление об идеях скептиков Пиррона, Тимона, Карнеада, Клитомаха, Энесидема.

Согласно учению Пиррона, философ - человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:

1. из чего состоят вещи;

2. как следует к ним относиться;

3. какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.

Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Это объясняется тем, что наши чувственные восприятия хотя и являются достоверными, но не могут быть адекватно выражены в суждениях. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства.

Усилия скептиков Пиррона, Энесидема и Агриппины, направленные на то, чтобы сковать человеческую любознательность сомнением и затормозить движение по пути прогрессивного развития знаний, были тщетными. Будущее, которое представлялось скептикам как ужасное наказание за веру во всесилие знания, все же пришло и остановить его никаким их предостережениям не удалось.



19. Стоицизм: основные идеи и представители.

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков. Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский.

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов:

· ранняя стоя. (III - II вв. до н.э.), представители - Зенон, Клеанф, Хриссип и др.;

· средняя стоя (II -I вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний;

· поздняя стоя (I в. до н.э. - III в. н. э.) - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) - освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

К характерным чертам стоической философии также относятся:

Призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

Признание добродели высшим благом, а порока - единственным злом;

Определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

Призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

Признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

Неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

Оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

Высокий эстетизм в мыслях и поступках;

Осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

Признание стремления к счастью высшей целью человека.

20. Философия позднего эллинизма – неоплатонизм.

Неоплатонизм – направление античной философии позднего эллинизма (3-4 в.в.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое – ум – душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме – перводвигателе» и в его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную « умственную материю». Основатель школы неоплатонизма – Плотин Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма – душа, не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находиться так же в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что вся организация потеряла бы смысл.

Наиболее оригинальной частью системы воззрения Плотина является учение о первой ипостаси - Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному – экстазу.

Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего другого: она - «одно», противополагаемая всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Единое никак не дробиться, существуя везде и во всем.

Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и не делимое; она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются « мировой души».

Идеи Плотина были развиты Проклом (ок. 410-485) , который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь, по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет с благостью богов. Историческое значение учения Прокла, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики.

σκεπτικός - рассматривающий, исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм - психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма - явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм - воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм - последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств . Философский скептицизм - направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания . Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак философского скептицизма - утверждение «Философия - не наука!».

Античный скептицизм

Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном (испытавшем влияние раннего буддизма [нет в источнике ] ), затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем , Агриппа , Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть - это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа - это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

Критика скептицизма

Скептик говорит, что знание требует уверенности. Но как он может об этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и Льюис Вон: «Если скептики не уверены, что знание требует уверенности, они не могут знать, что это так». Это даёт серьёзное основание сомневаться в утверждении, что знание требует уверенности. Согласно законам логики, опираясь на это высказывание, можно сомневаться в скептицизме и оспорить скептицизм в целом. Однако реальность не состоит исключительно из законов логики (в которой существуют неразрешимые парадоксы, сводящие все вышесказанное на нет), поэтому к подобной критике необходимо относиться осторожно. (Пример: абсолютных скептиков не бывает, поэтому совсем необязательно, что скептик будет сомневаться в очевидных вещах)

Скептицизм в средневековой философии и философии Нового Времени

Важнейшие представители:

Примечания

Литература

  • В. П. Лега. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991, с. 210-219
  • Юрий Семёнов «Идеологическая мода в науке и скептицизм»

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Скептицизм" в других словарях:

    - (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное … Философская энциклопедия

    - (греч., этим. см. пред. сл.). Состояние людей сомневающихся. Учение тех, которые придерживаются мнения, что человек не может постигнуть истины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СКЕПТИЦИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

    скептицизм - а, м. СЦЕПТИЦИЗМ а, м. scepticisme, нем. Skeptizismus <гр. skeptikos рассматривающий, исследующий. 1. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверности объективной истины, окружающего мира. БАС 1. Скептицизмом называет… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого skeptikos разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний… … Современная энциклопедия

    - (от греч. skeptikos разглядывающий расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний… … Большой Энциклопедический словарь

    СКЕПТИЦИЗМ, скептицизма, мн. нет, муж. (от греч. skepsis рассматривание) (книжн.). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    СКЕПТИЦИЗМ - СКЕПТИЦИЗМ (от греч. σκέπτομαι, «рассматриваю», «исследую», σκέψις, исследование), одно из влиятельных направлений в античной философии в период с 3 в. до н. э. по 3 в. н. э. Традиционно историю скептицизма представляют разделенной на два… … Античная философия

    Скептицизм - (от греческого skeptikos – разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого–либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма – агностицизм. Направление древнегреческой философии:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Недоверие, пирронизм, скепсис, недоверчивость, маловерие, нигилизм, подозрительность, скептичность Словарь русских синонимов. скептицизм скепсис, маловерие см. также недоверчивость Словарь синонимов русского языка. Практический справ … Словарь синонимов

    С. называется одно из основных философских направлений,противоположное догматической философии и отрицающее возможностьпостроения философской системы. Секст Эмпирик говорит: скептическоенаправление по своему существу состоит в сравнении данных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Скептицизм - Скептицизм ♦ Scepticisme В техническом смысле слова – нечто обратное догматизму. Быть скептиком значит полагать, что всякая мысль сомнительна, и мы ни в чем не можем иметь абсолютной уверенности. Нетрудно заметить, что в целях самосохранения … Философский словарь Спонвиля

Книги

  • Античный скептицизм и философия науки. Диалог сквозь два тысячелетия , Гусев Д.А.. Эллинистический скептицизм, представленный не только пирронизмом, характеризуясь прежде всего "внутренней эмиграцией", своеобразным" экзистенциальным" поворотом философской мысли,…

Сущность скептицизма и его принципы

Определение 1

Скептицизм – это философская концепция, базирующаяся на сомнении, выступающем принципом функционирования мыслительного процесса.

Сомнение необходимо в процессе размышления, чтобы подтвердить истинность суждения.

Скептицизм зиждется на требовании убежденности в познании. Данное направление характеризуется терпимостью и отсутствием противостояния иным философским мыслям и направлениям. Все идеологии, по мнению последователей скептицизма, имеют место быть, но при этом, верить без реального обоснования и подтверждения истины всему, что прописано в идеологии нельзя. Все познанное должно ставится под сомнение, проверяться и подтверждаться.

Скептицизм считает человеческие знания относительными и, не являющимися истинно верными. Это положительно влияет на противостояние данного течения догматизму. Однако, нельзя сказать, что скептицизм имеет только положительные черты. Он отрицательно сказывается на развитии асоциального поведения, поскольку способствует развитию плюрализма во взглядах и знаниях, что подвергает их большому сомнению, углубляя его.

Выделяют несколько разновидностей скептицизма:

  • Методологический.
  • Религиозный.
  • Научный.
  • Философский.

Существует также понятие обыденного скептицизма. Оно отражает уход от формулирования выводов и суждений, если имеются какие-то сомнения.

Скептицизм опирается на следующие определяющие принципы:

  1. Чувства не способны предоставить истинное представление о реальности;
  2. Невозможность рассмотрения индукции в качестве надежного вывода;
  3. Дедукция не может способствовать развитию нового знания;
  4. Дедукция не способна доказать свою собственную точку зрения, свои мысли;
  5. У каждого суждения имеется противоположное, которое является таким же сильным и значимым;
  6. Согласованность экспертного мнения открывает возможности не учитывать иные точки зрения и считать их неверными;
  7. Если мнение не имеет экспертной оценки, причем согласованной, то другие люди не могут считать верным какою-либо точку зрения;
  8. Если на совете экспертов было принято решение о том, что оснований для поддержания определенного мнения не имеется, то людям не имеет смысла выражать какие-то суждения.

Замечание 1

Кроме того, психологами выделяется феномен избирательного скептицизма, проявляющегося в использовании критического мышления по отношению к некоторым утверждениям, а именно к тем, которые нам категорически не нравятся.

Древнегреческий скептицизм

В период античности, в частности во времена Древней Греции, течение скептицизма развивалось под влиянием идей философа Ксенофона. Далее, идеи скептицизма были дополнены и развиты Пирроном. Им предлагался уход от метафизического догматизма и постановка вопросов о природе вещей, отношении к ним представителей человеческого рода и значимости этого отношения, а также итогов этого отношения.

После Пиррона, течение скептицизма было продолжено Аркесилаем. Он придерживался тех же воззрений и направлений, что и Пиррон.

Впоследствии, скептицизм развивался следующими мыслителями: Энексидемом, Агриппом, Секстом Эмпириком. Так, Энесидем сформулировал несколько определяющих принципов скептицизма. Они отражали неоспоримые суждения о животном мире, человеке, его органах чувств и явлениях окружающей среды, а также затрагивали вопросы смешанного бытия, особенности восприятия, его относительность и значимость.

Древнеримский скептицизм

Развитие скептицизма в Древнем Риме связано с именем Энесидема из города Кносса. Его идеи были сформированы на основе философии Древней Греции, в частности, скептицизма Пиррона. Он активно противопоставлял учение о скептицизме ранним догматическим течениям философии.

Энесидем акцентировал внимание на том, что все учения и теории других философов содержат большой объем противоречивых сведений. Он говорил о том, что реальность невозможно определить путем восприятия и ощущений. Такие суждения являются сомнительными. Все влиятельные теории античной философии были поставлены под сомнение этим философом.

Далее, теории скептицизма развивались Секстом Эмпириком. Он ставил под сомнение не только философские концепции Древней Греции, но и учения по риторике, математические положения, грамматические конструкции.

Развитие скептицизма в Древнем Риме основывалось на попытках доказать его мощное влияние и определить его нестандартной философской концепцией, которая отстранена от иных тенденций развития философии и ее теорий.

Средневековый скептицизм

16-17 – е века характеризуются новыми веяниями в скептицизме. Ученые начинают интересоваться этим направлением и его античными концепциями. Стало обращаться внимание на труды ранних скептиков – философов Древней Греции.

Таким образом получило развитие новое направление Пирронизма, базирующееся на его ведущих идеях. Затем они были развиты в новоевропейском агностицизме. Его последователями были: Эразм Роттердамский, Николай из Ортрекура.

Скептицизм Нового времени

В это время происходит пересмотр концепции скептицизма. Он стал рассматриваться в качестве направления, помогающего расширить возможности в познании и учении, устранить все существующие противоречия. Это желание к приобретению возможности получения информации о том, к чему нужно стремиться и что можно узнать. Внимание акцентировалось на причинно-следственных связях, отражающих понимание того, как нужно вести себя и действовать или, напротив, бездействовать, для достижения или не достижения какого-то результата.

Представителями Нового скептицизма были:

  • Ф. Санчес Ф.;
  • М. Монтень М.;
  • П. Бриль П;
  • Д. Юм.

Опасность чрезмерного скептицизма

Скептицизм является направлением мыслительной деятельности, ориентированной на рациональность и разумность восприятия окружающего мира. При этом, вере, доверию не отводится места.

Если человек является скептиком, то он никому не доверяет на слово. Он способен поверить в услышанное, только в том случае, если найдет этого реальное подтверждение, основанное на знаниях: теоретических и практических. Интеллектуальная проверка – сущность и необходимость любого скептика.

Скептицизм опасен тем, что сомнение во всем является лишь возможным в теории. На практике это нереально осуществить.

В своей деятельности любой индивид опирается на чувства, которые определяют направленность мыслительных процессов и определяют принятие различных решений. Поэтому, человек руководствуется в своей деятельности не знаниями, как предполагается скептиками, а чувствами, которые направляют человека.

Проявление скептицизма является достаточно опасным параметром. Крайнее его проявление приводит к иррационализму. Недоказанность является отождествлением абсурдности. Абсурдные явления и события приводят к тому, что в реальность становится возможным только верить.

В древние времена аргументы скептиков активно использовались в борьбе церкви с язычеством и философией.

В большинстве случаев, скептицизм не принимается обществом по психологическим причинам т.е. происходит непринятие наличия собственного мышления, его правильности. Это опасно для психического развития личности.

19Мар

Что такое Скептицизм

Скептицизм – это термин, которым принято называть философское течение, суть которого заключается в сомнениях относительно достоверности получаемой информации.

Что такое СКЕПТИЦИЗМ – значение, определение простыми словами, кратко.

Простыми словами, Скептицизм – это философия или жизненная позиция человека, которая заключается в том, чтобы с недоверием относиться к получаемым знаниям или утверждениям. Другими словами, можно сказать, что скептицизм – это привычка «не принимать все на веру», если этому нет неоспоримых доказательств и фактов. Людей, которые следуют подобному методу восприятия информации, принято называть – скептиками.

Виды и суть и принципы скептицизма.

В данный момент можно четко выделить три основных направления в течении скептицизма, которые в свою очередь базируются на одном основном принципе: если чему-то нет достоверных доказательств, то это не может являться фактом. Из этого следует, что к любой информации следует относиться как к сомнительной, пока она не будет подтверждена или опровергнута.

Три вида скептицизма:

  • Научный скептицизм;
  • Философский скептицизм;
  • Религиозный скептицизм.

Что такое НАУЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ.

Данное направление скептицизма основано на сомнениях в отношении различных научных или околонаучных утверждений. Так к примеру, научные скептики ставят под сомнение:

  • Эффективность и нетрадиционных методов лечения;
  • Существование телекинеза, телепатии и так далее;
  • Существование различных сверхъестественных сущностей (призраков, духов, ангелов, божеств и т.д);
  • Полезность криптозоологии и уфологии;
  • Утверждения популярной психологии;
  • Реальность псевдонаучных мифов, и многое другое.

Основной задачей научного скептицизма, является доказательство или развенчание информации, которая подается под «научным соусом».

Что такое ФИЛОСОФСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ.

Философский скептицизм имеет более абстрактный смысл, чем научный скептицизм. Философские скептики воздерживаются от каких-либо заявлений об абсолютной истине вещей, полагая, что любой может ошибаться. Иногда, данный вид скептицизма принято называть Пирронизмом, так как его основателем принято считать древнегреческого философа Пиррона из Элиды.

Простыми словами, суть концепции философского скептицизма можно описать как сомнение в том, что достоверные знания вообще существуют.

Что такое РЕЛИГИОЗНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ.

В отношении религиозного скептицизма, то тут все совсем просто. Религиозные скептики – это люди которые сомневаются в некоторых религиозных утверждениях или

Содержание статьи

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. «скепсис» – исследование, рассмотрение) – в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом. Наряду с эпикуреизмом и стоицизмом , скептицизм – одна из ведущих школ античной философии периода эллинизма. Все не-скептические философские учения внутри школы именовались «догматическими». Традиционно история античного скептицизма рассматривается в двух школьных преемствах: Пиррон и его последователи и скептицизм Новой Академии ().

Ранний пирронизм.

Основатель – Пиррон из Элиды (365–275), его продолжатель – Тимон из Флиунта, с возобновлением пирроновской философии в 1 в. до н.э. связаны скептики Энесидем и Агриппа.

Скептическая Академия берет начало со схолархата (схоларх – руководитель школы) Аркесилая (ок. 268) и продолжается вплоть до времени Филона из Лариссы (1 в. до н.э.).

Скептики сформулировали три основных философских вопроса: какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду мы получаем из такого отношения? И дали на них ответ: природа вещей нами познана быть не может; поэтому следует воздержаться от суждений от вопросов истинности; следствием такого отношения должна стать невозмутимость духа («атараксия»). Вывод о непознаваемости природы вещей делается на основании равнодоказуемости противоположных суждений об этом мире и невозможности признать одно суждение более достоверным, чем другое. Воздержание от суждения («эпохе») представляет собой особое состояние ума, который ничего не утверждается, но и ничего не отрицается. Состояние «эпохе» противоположно состоянию сомнения и связанному с ним переживанию смятения и неуверенности – следствием эпохе как рая является спокойствие и внутренняя удовлетворенность. Таким образом, следствием из теоретического скептицизма по поводу вопросов устройства мира и его познания является содержательный этический вывод об идеале практического поведения. Тем самым, хотя скептики и не ставили в непосредственную связь достижения счастья от глубины теоретического познания, все-таки оставались в рамках традиционного античного рационализма: достижение этического идеала прямо соотнесено с пониманием границ теоретического познания.

Наиболее влиятельными философами-скептиками явились представители Новой Академии Аркесилай и Карнеад, много усилий потратившие на критику стоической философии и гносеологии. В целом пост-пирроновский скептицизм отличает бóльший интерес к логико-гносеологической проблематике, в отличие от морально-этической окраски учения Пиррона. Источники скептицизма сохранились плохо: от сочинений скептиков-академиков остались незначительные фрагменты, Пиррон, наиболее ранний из сторонников скептицизма, не оставил никаких письменных сочинений. Важные сведения об античном скептицизме содержатся в сочинениях Секста Эмпирика (кон. 2 в. н.э.), особенно в Трех книгах Пирроновых положений .

Сочинения: Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х тт. М., 1975–1976

Мария Солопова