Что такое план урока. Примерный план урока

План урока – это краткое описание учебного занятия с указанием его тематики, целей, хода проведения и возможных форм педагогического контроля.

План урока составляется педагогом заранее до проведения занятия и может быть проверен представителями администрации учебного заведения (директором либо его заместителем по учебной работе) как непосредственно по окончании или перед началом урока, так и заблаговременно. В некоторых учебных заведениях существует практика составления планов проводимых педагогом занятий на определенный период заранее (например, на последующий семестр). Это позволяет администрации и методистам заблаговременно выявить уязвимые места в учебном процессе и указать на них педагогу с тем, чтобы он провел работу по их устранению и, тем самым, изменил структуру урока. Правда, отметим, что в любом учебном заведении существует рабочая программа, а в школе составляется специальный календарный план, т.е. своего рода «расписание», где подробно указано, когда, на какую тему и в каком количестве будут проводиться уроки по данному предмету.

Однако с понятием «план урока» любой педагог впервые сталкивается в вузе, изучая такие дисциплины, как «Общая педагогика» и «Методика преподавания» (в последнем случае речь идет о преподавании конкретно взятого предмета, например, английского языка, и структура, цели и характер контроля сформированности навыков и умений могут варьироваться). План урока, в частности, должен написать каждый студент-практикант, проходящий обучающую и государственную практику; план урока нередко является одной из составляющей курсовой, выпускной квалификационной работы и даже диссертации в области педагогики и методики преподавания.

В то же время, даже некоторые педагоги сами не всегда могут ответить на вопрос: «Каким именно должен быть план урока?», что он собой представляет или, точнее сказать, должен представлять, каким его хотели бы увидеть директор или завуч школы?

План урока состоит из нескольких частей:

  • Формулировки темы урока,
  • Целей урока,
  • Указания средств обучения,
  • Хода урока,
  • Описания домашнего задания (или иной формы контроля и способа закрепления соответствующих навыков и умений).

Остановимся на каждой из них подробнее.

Тема урока

Это выражение говорит само за себя: педагог как автор урока (неслучайно многие ученые-педагоги называют урок одной из форм педагогического искусства, а в науке успешно прижились такие термины, как «авторская методика» и «авторская школа») должен лаконично и недвусмысленно указать, чему именно посвящен урок. Например, тема урока может быть сформулирована таким образом: «Степени сравнения имен прилагательных».

Из этой фразы следует, что урок будет посвящен знакомству учеников с грамматическими особенностями имени прилагательного в степенях сравнения и тому, как эти слова используются в речи. Тема урока должна соответствовать рабочей программе, она указывается не только для отчета перед руководством школы, но и публично оглашается ученикам в начале занятия, а часто и пишется на классной доске перед уроком. Следовательно, здесь необходимо умение четко и предельно сжато сформулировать всю суть урока.

Цель урока

Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:

  • Образовательную,
  • Развивающую и
  • Воспитательную.

Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.

Так, образовательная цель включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия. Например: «Формирование представления о страдательном залоге глагола как грамматической категории и о его использовании в речи».

Развивающая цель включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом. Например, развивающая цель занятия может быть сформулирована таким образом: «Способность к дифференциации действительного и страдательного залога и самостоятельному выбору критериев использования данных грамматических конструкций».

Воспитательная цель – здесь все достаточно очевидно: педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал. Например, если изучается вежливая форма глагола второго лица единственного числа, можно указать, что воспитательной целью урока является «развитие культуры речи и уважительного обращения с окружающими людьми в обществе».

Ход урока

Ход урока – это последовательность действий, совершаемых учителем в процессе урока. Их количество не ограничено и зависит от характера занятия. Однако при построении хода урока не следует забывать о том, что он ограничен во времени, и учитель должен ограничиться сорока пятью минутами. Так, например, распространен следующий ход урока (на примере урока русского языка):

  1. Приветствие (1 минута).
  2. Речевая разминка (5 минут).
  3. Проверка правильности выполнения домашнего задания (6 минут).
  4. Фронтальный опрос (4 минуты).
  5. Объяснение нового материала (десять минут).
  6. Фронтальный опрос по новому материалу (пять минут).
  7. Выполнение упражнения у доски (десять минут).
  8. Подведение итогов урока (3 минуты).
  9. Объявление домашнего задания и пояснения к нему (1 минута).

Однако приведенный пример не ограничивается лишь наименованием действий педагога: он должен кратко письменно пояснить, что включает в себя каждая часть урока (например, какие вопросы заданы ученикам, какое именно упражнение выполнялось, об объяснении какого материала шла речь, что включала в себя речевая разминка (предположим, образование повелительного наклонения предложенных глаголов).

Домашнее задание

Домашнее задание – это одна из основных форм педагогического контроля уровня сформированности соответствующих навыков и умений и их более глубокого закрепления. Поэтому домашнее задание не может существовать в отрыве от основной сути урока. Например, если изучалась пунктуация при преобразовании прямой речи в косвенную, то домашнее задание должно представлять из себя упражнение, посвященное изучению этой темы, или иное задание, разработанное и предложенное самим учителем (можно предложить ученикам преобразовать прямую речь героев изучаемого на уроках литературы произведения в косвенную и записать это в тетрадях, тем самым будет задействована не только основная суть занятия, но и межпредметная связь с изучением литературы). Однако домашнее задание по своему размеру не должно превышать 1/3 объема изученного на уроке материала.

Выше мы рассмотрели, из чего именно состоит урок. Надеемся, что эта информация поможет учителю грамотно спланировать предстоящий урок, хотя, по нашему мнению, здесь нет и не может быть некоего универсального «рецепта»: все зависит от рассмотренных особенностей занятия, преподаваемой дисциплины и… творческой фантазии педагога.

Тема урока

Задачи урока :

  • образовательная;
  • коррекционно-развивающая;
  • воспитывающая.

Оборудование урока

1) Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные ва-рианты):

  • по звонку найти свое место;
  • взаимное приветствие;
  • рапорт дежурного, определение отсутствующих;
  • запись числа;
  • настрой учащихся на работу, организация внимания;
  • проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
  • сообщение темы и цели урока.

2) Проверка домашнего задания

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить прой-денный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Воз-можные варианты проверки домашнего задания:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос с вызовом к доске;
  • фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
  • индивидуальный письменный опрос;
  • уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
  • практическая работа;
  • программированный контроль;
  • проверка тетрадей;
  • технические средства обучения.

3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, це-ли и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

  • загадка;
  • ребус;
  • кроссворд;
  • игра "Четвертый лишний";
  • словарная работа (связь с новым материалом);
  • проблемный вопрос.

4) Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

  • в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, по-следовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
  • самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и ис-пользования учебника;
  • вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
  • чередование беседы и рассказа;
  • применение ТСО.

5) Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уча-щихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используе-мые методы:

  • беседа;
  • работа с учебником;
  • работа с тетрадью;
  • практическая работа;
  • программированные задания;
  • дидактические игры;
  • таблицы, схемы, тесты;
  • самостоятельная работа.

6) Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

  • выводы;
  • вопросы на понимание изученного материала;
  • разбор и запись домашнего задания;
  • оценка работы учащихся.

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ УРОКА? КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН УРОКА?

На эти вопросы и на многие другие вы и найдете ответы в данной статье.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

❧ уровнем проведения урока;

❧ методической наполненностью;

❧ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

✓ Урок изучения нового материала;

✓ Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;

✓ Урок формирования умений и навыков;

✓ Урок повторения;

✓ Урок проверки знаний;

✓ Урок применения знаний, умений и навыков;

✓ Повторительно-обобщающий урок;

✓ Комбинированный урок.

4. Уточнение вида урока.

✓ Урок- лекция;

✓ Урок-беседа;

✓ Кино-урок;

✓ Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

✓ Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);

✓ Урок лабораторных работ;

✓ Урок практических работ;

✓ Урок - экскурсия;

✓ Урок - семинар;

✓ Дидактическая игра;

✓ Анализ ситуаций;

✓ Устный опрос;

✓ Письменный опрос;

✓ Контрольная работа;

5. Выбор методов и приёмов обучения.

К таким методам относятся:

1. Метод монологического изложения (монологический метод);

2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);

3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);

4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);

5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

6. Метод программированных заданий (программированный метод).

6. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

✓ Узнавание нового материала;

✓ Воспроизведение;

✓ Применение знаний в знакомой ситуации;

✓ Применение знаний в незнакомой ситуации;

✓ Творческий подход к знаниям.

В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

✓ задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;

✓ задания, способствующие осмыслению материала студентом;

✓ задания, способствующие закреплению материала студентом.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:

✓ Что контролировать;

✓ Как контролировать;

✓ Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.

7. Составить конспект с учётом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

✓ Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;

✓ формирование новых понятий и способов действий;

✓ формирование умений и навыков;

✓ домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Основные этапы современного урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед студентами.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

12. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Вывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

После проведения урока необходимо провести его анализ. А как провести самоанализ урока вы .

Тема : название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок № : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п. , более мелкие по планам изложения)

Умения :
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык - это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку : здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть - 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний - 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся - 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом - 3–5 мин.
5. Завершение урока - 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

Ход урока - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку - это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

По материалам образовательных интернет-ресусов.

  1. Обязательно определите свои цели. В начале каждого урока пишите цель плана урока вверху. Она должна быть совершенно простой. Что-то вроде, "Ученики научатся идентифицировать различные структуры тела животных, которые позволяют принимать пищу, дышать, двигаться и развиваться". В принципе, это то, что будут знать ученики после того, как вы с ними поработаете! Если вы хотите что-то добавить, допишите, как они могут сделать это (с помощью видео, игр, карточек и так далее).

    • Если вы работаете с младшими школьниками, ваши цели могут быть более базовыми, как "Совершенствование навыков чтения или письма." Они могут основываться на навыках или концепции. Ознакомьтесь с материалами о том, как писать образовательные цели, для получения более подробной информации.
  2. Напишите обзор занятия. В общих чертах обозначьте его главные идеи. Например, если ваш класс проходит Гамлета Шекспира, ваш обзор может включать информацию о том, каково место «Гамлета» среди остальных произведений Шекспира, насколько исторически точно описаны события и как темы желания и ухищрений могут соотноситься с текущими событиями.

    • Все зависит от продолжительности урока. Мы расскажем о шести основных шагах к любому уроку, все из которых нужно включить в ваш обзор. Но тем не менее, вы всегда можете запланировать больше.
  3. Спланируйте свой график. Если у вас много работы в установленный промежуток времени, разбейте план на разделы, которые можно пройти быстрее или медленнее, перестраиваясь с учетом изменений, если таковые произойдут. Давайте используем часовое занятие в качестве примера.

    • 1:00-1:10: Разминка . Сосредоточьте внимание на занятии и кратко повторите вчерашнюю дискуссию о больших трагедиях; свяжите это с «Гамлетом».
    • 1:10-1:25: Представление информации. Для начала, обсудите биографию Шекспира в общих чертах, сосредоточив внимание на его творческого периоде за 2 года до и после написания «Гамлета».
    • 1:25-1:40: Практическое задание под руководством учителя . Обсуждение в классе основных тем пьесы.
    • 1:40-1:55: Более произвольное практическое задание. Класс пишет один абзац, описывая текущее событие по-шеспировски. Индивидуально поощряйте способных учеников написать 2 абзаца и помогайте тем, кто справляется медленнее.
    • 1:55-2:00: Заключение. Собираем работы, даем домашнее задание, распускаем класс.
  4. Узнайте своих учеников лучше. Четко определите, кого вы собираетесь воспитывать. Какой их стиль обучения (зрительный, слуховой, тактильный или комбинированный)? Что они уже знают и в чем могут быть недостаточно осведомлены? Разработайте свой план так, чтобы он подходил всем ученикам класса, а затем внесите изменения, которые необходимо учитывать для школьников с ограниченными возможностями, для тех, кто испытывает трудности или недостаточно мотивирован, и для талантливых учеников.

    • Шансы 50/50, что вы будете работать с кучей экстравертов и интровертов. Некоторые ученики будут ярче проявлять себя в индивидуальных заданиях, а другие лучше раскроются в парной работе или в группах. Зная об этом, вы сможете разработать такие виды деятельности, которые подойдут для людей с разными предпочтениями во взаимодействии.
    • Вы также решите вопрос тех учеников, которые разбираются в теме так же, как и вы (к сожалению!), и тех, которые вроде и не глупые, но смотрят на вас, будто вы с Марса. Если вы знаете, кто эти дети, то сможете грамотно объединить или разделить их в работе (чтобы выиграть!).
  5. Используйте несколько форм взаимодействия учеников. Некоторые ученики хороши сами по себе, другие – в парах, а третьи – в больших группах. Пока вы позволяете им взаимодействовать и развивать друг друга, вы делаете свою работу. Но так как каждый ученик – индивидуальность, попытайтесь создать возможности для всех типов взаимодействий. Ваши ученики (и сплоченность класса) только выиграют от этого!

    • Действительно, любой деятельностью можно управлять так, чтобы поработать отдельно, попарно или в группах. Если у вас уже появились интересные идеи, посмотрите, сможете ли вы их переделать так, чтобы смешать разные виды взаимодействия. Иногда для этого просто нужна лишняя пара ножниц!
  6. Обращайтесь к разнообразным стилям обучения. У вас обязательно будет несколько учеников, которые не могут высидеть 25 минут при просмотре видео, и такие, которым надоедает прочтение двух страниц отрывка из книги. Никто из этих учеников не глупее другого, так что помогайте им, переключая виды деятельности и используя способности каждого школьника.

    • Каждый ученик учится по-своему. Некоторые должны увидеть информацию, кому-то лучше воспринимает на слух, а другим нужно в буквальном смысле дотронуться к этому. Если вы отлично провели время за разговором, остановитесь и дайте им об этом поговорить. Если ученики что-то читали, придумайте практическую деятельность, чтобы они смогли использовать свои знания. Школьники благодаря этому будут меньше скучать!

    Планирование этапов

    1. Сделайте разминку. В начале каждого урока ум учеников еще не нацелен на работу. Если бы кто-то вдруг начал объяснять операцию на открытом сердце, вы бы, вероятно, смогли произнести лишь: "Ого, помедленнее. Вернитесь к "возьмите скальпель."" Облегчите им работу. Это то, для чего создана разминка – она не только позволит вам оценить знания учеников, но и помогает им войти в привычную колею.

      • Разминка может быть простой игрой (возможно, о лексике по теме, чтобы увидеть их текущий уровень знаний (или то, что они помнят с прошлой недели!) или это могут быть вопросы, обсуждение или изображения для начала разговора. В любом случае, заставьте школьников говорить. Пусть они думают о теме (даже если вы явно не дали такую установку).
    2. Представьте информацию. Это совершенно просто, не так ли? Несмотря на ваш формат урока, нужно начать с представления информации. Это может быть видео, песня, текст или даже понятие. Вот та база, на которой основывается весь урок. Без этого ученики не достигнут нужных результатов.

      • В зависимости от уровня знаний учеников, вам, наверняка, придется возвращаться к основам. Подумайте о том, как далеко назад вам придется пойти. Предложение "Он повесил пальто на вешалку" не имеет смысла, если не знать, что такое "пальто" и "вешалка". Объясните им самые основы и прорабатывайте эти моменты на следующем уроке (или двух).
      • Возможно, полезным будет напрямую рассказывать школьникам, что они будут изучать. То есть, объяснить им свои цели . Более ясного способа сделать это вы не найдете! Таким образом, все будут уходить, зная , что выучили в этот день. Никаких вокруг да около!
    3. Дайте ученикам попрактиковаться под вашим руководством. Теперь, когда они получили информацию, вам нужно разработать такое занятие, чтобы ввести ее в активное использование. Тем не менее, это все еще новый для школьников материал, поэтому начинайте с такой деятельности, которая направит их в нужное направление. Разработайте рабочие листы, задание на сопоставление или используйте изображения. Не следует приступать к сочинению, прежде чем вы выполните упражнение по заполнению пропусков!

      • Если у вас есть время для двух видов деятельности, тем лучше. Хорошая идея – проверить знания на двух различных уровнях: например, письмо и говорение (два разных навыка). Попробуйте включить различные виды деятельности для учеников с разными способностями.
    4. Проверяйте их работу и оценивайте продвижение вперед. После работы под вашим руководством оцените своих учеников. Понимают ли они, что вы до этого им объясняли? Если да, то это здорово. Вы можете двигаться дальше, возможно, добавив элементы понятия посложнее или проработав более трудные навыки. Если они не поняли вас, вернитесь к прошлой информации. Как представить ее по-другому?

      • Если вы занимались с одной и той же группой некоторое время, то скорее всего, вы знаете учеников, у которых могут возникнуть трудности с определенными понятиями. Если это так, объедините их со школьниками посильнее, чтобы занятие было успешным. Вы же не хотите, чтобы определенные ученики отставали, или чтобы весь класс ждал, пока все достигнут одного уровня.
    5. Дайте ученикам поработать без своего руководства. Теперь, когда школьники усвоили основы, позвольте им показывать свои знания самостоятельно. Это не означает, что вы должны выйти из класса! Просто подразумевает то, что ученикам пора войти в творческий процесс, что позволит им по-настоящему усвоить представленную вами информацию. Как добиться преуспевания интеллектуальной деятельности школьников?

      • Всё зависит от предмета и навыков, которые вы хотите использовать. Это может быть что угодно – от 20-минутного проекта по изготовлению марионеток до двухнедельных жарких дебатов относительно трансцендентализма.
    6. Оставьте время для вопросов. Если на вашем занятии достаточно времени, чтобы охватить предмет, оставьте десять или около того минут в конце для вопросов. Можно начать обсуждением и перейти к более детальным вопросам по данной теме. Или же используйте оставшееся время для разъяснений –два этих способа пойдут на пользу вашим ученикам.

      • Если в вашей группе полно детей, которых не заставишь поднимать руку, то дайте им работать друг с другом. Предоставьте им аспект темы для обсуждения и около 5 минут на разговор об этом. Затем вынесите обсуждение в класс и обговаривайте идеи в группе. Обязательно всплывут интересные моменты!
    7. Конкретно завершите урок. В некотором смысле, урок напоминает разговор. Если вы просто прекратите его, покажется, что он завис в воздухе. Это не то, чтобы плохо... но просто оставляет странное и неудобное чувство. Если позволяет время, подведите итог дня вместе с учениками. Это хорошая идея, чтобы в буквальном смысле показать им, что они что-то изучили!

      • Уделите пять минут, чтобы пройтись по изученным за день понятиям. Задайте им вопросы по понятиям (не вводя новую информацию), чтобы повторить то, что вы сделали и получили за день. Это своего рода циклический прием, который суммирует вашу работу!

    Оставьте пространство для маневра. Вы расписали свой урок по минутам, правда? Отлично – но знайте, что это только ваша опора. Вы же не будете говорить: "Дети! Уже 1:15! ПРЕКРАТИТЕ ВСЕ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ." Преподавание работает не так. Хотя вам лучше пытаться придерживаться своего учебного плана в пределах разумного, дайте себе немного пространства для маневра.
    • Если вы обнаружили, что не хватает времени, подумайте, что вы можете и не можете выпустить. Что нужно обязательно изучить, чтобы дети побольше усвоили? А что по сути «вода» и просто помогает убить время? С другой стороны, если у вас в запасе осталось время, лучше иметь дополнительный вид деятельности, который можно использовать, если что.

  7. Перепланируйте занятие. Лучше пусть у вас останутся лишние занятия, чем не хватит до конца урока. Хотя вы и рассчитываете хронометраж урока, планируйте по нижней планке. Если что-то может занять 20 минут, рассчитывайте на 15. Вы никогда не знаете, как быстро справятся ваши ученики!

      Разработайте запасной план. В вашей преподавательской карьере у вас будут дни, когда ученики пронесутся по вашему плану и оставят вас в потрясении. Еще у вас будут дни, когда тесты перенесли, пришла только половина класса, или видео, DVD-плеер «проглотил» ваш диск. Когда такой день поднимает свою уродливую голову, у вас должен быть план про запас.

      • У большинства опытных учителей под рукой всегда есть много планов-конспектов, которые они могут вытащить в любой момент. Если у вас прошел особенно успешной урок по решетке Пеннета, придержите этот материал на потом. Вы можете превратить его в другой урок с другим классом об эволюции, естественном отборе или генах в зависимости от возможностей следующего класса. Или у вас может быть припасен урок по, скажем, Бейонсе (подумайте о гражданских правах или движении за права женщин, распространении поп-музыки или просто об уроке музыки на пятничный день). Любой.