Бактерии- древние организмы. Бактерии – самые древнейшие организмы на Земле Бактерии древнейшая форма организмов проект


Общая характеристика бактерий Бактерии – самая древняя группа организмов. Первые бактерии появились, более 3,5 млрд лет назад. И были единственными живыми существами на нашей планете. Это первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение. Бактерии считаются представителями ПРОКАРИОТОВ,т.к. не имеют ядра.


Строение бактерии Клеточная стенка выполняет защитную и опорную функцию Цитоплазма заполняет пространство внутри клетки Жгутики или ворсинки – органы передвижения Внешняя оболочка или капсула предохраняет от высыхания ДНК или ядерное вещество несёт наследственную информацию Плазматическая мембрана проницаема, через неё происходит обмен веществ Вывод: бактерия не имеет обособленного ядра




Условия обитания бактерий Аэробные 1. Живут в воздухе 2. Способны к дыханию кислородом – наиболее эффективный способ получения энергии Анаэробные 1. Живут в бескислородной среде 2. Энергию получают в результате брожения – древний энергетически маловыгодный процесс Уксусные бактерии Стафилококки Клостридий – почвенная бактерия




Размножение бактерий 1. Бактерии размножаются очень просто. Материнская клетка делится пополам. Итог - две молодые бактериальные клетки. 2Происходит это чрезвычайно быстро. Бактериальная клетка способна делиться через минут. 3. Если бы "выживали" все образующиеся бактерии, то они покрыли бы нашу планету толстым слоем... Но большинство из них гибнет, не дожив до размножения!


Образование спор 1. При недостатке питательных веществ или накоплении продуктов обмена – спорообразование. 2. Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя. 3. Споры выдерживают продолжительное кипячение и промораживание. 4. При наступлении благоприятных условий спора прорастает и становится жизнеспособной. ВЫВОД: Спора бактерий –приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.


Выводы 1. Бактерии – самая древняя группа живых существ на планете 2. Клетка бактерий имеет простое строение 3. У неё нет ядра и цитоплазма неподвижна 4. Бактерии относят к доядерным организмам или прокариотам 5. В неблагоприятных условиях образуют споры

Паспорт проектной работы.

Название проекта «Бактерии в нашей жизни»

Руководитель проекта – И.А.Штрекер, учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 24 пгт. Каз.

Учебный предмет биология, в рамках которого проводится работа.

Учебные дисциплины близкие, к теме проекта: история, информатика.

Возраст 13 лет

Тип проекта: Исследовательский

Цель

Опытным путём подтвердить значение условий нашей жизни для роста и развития бактерий.

Задачи

1.Изучить влияние бактерий на молочные продукты;

2.Изучить методы борьбы с патогенными бактериями;

3.Изучить гигиенические правила.

Я, Журавлёва Мария, решила исследовать влияние бактерий на молоко и картофель и сделать презентацию по теме «Бактерии в нашей жизни». Я решила сделать эту презентацию и защитить на школьной экологической конференции.

План моей работы:

    Выбор темы.

    Поиск информации

    Исследование

    Выполнение презентации

5. Защита проекта.

Что такое микробы?! Откуда они взялись и как выглядят?! Мы слышим по телевизору и по радио, читаем в газетах и в Интернете, что бактерии и микробы - это вредные организмы и живут они в окружающей нас среде - воздухе, почве, воде - откуда потом попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.

Размеры микробов так малы, что их измеряют тысячными и даже миллионными долями миллиметра. Микробы можно рассмотреть только с помощью оптического или электронного микроскопа. Они могут вызывать различные заболевания, отравления. Поэтому необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Микробов огромное количество, а какие живут в нас?! Как они различаются и существуют ли вообще?!

В общей сложности ученые насчитали в пробах 500 видов бактерий.

Гипотеза : Я хочу убедиться в существовании бактерий на наших руках. И действительно ли нужно мыть руки, чтобы защититься от бактерий?

Актуальность: существуют ли бактерии на наших руках?

Проблема: способы защиты от бактерий.

История открытий

Увидеть микроба стало возможным после изобретения микроскопа. Первым, кто увидел и описал микроорганизмы, был голландский натуралист Антоний ван Левенгук (1632-1723), который сконструировал микроскоп, дававший увеличение до 300 раз. В микроскоп он рассматривал все, что попадалось под руку: воду из пруда, различные настои, кровь, зубной налет и многое другое. В просматриваемых объектах он обнаруживал мельчайшие существа, названные им «живыми зверьками» . Он установил шаровидные, палочковидные и извитые формы микробов. Открытие Левенгука положило начало возникновению микробиологии.

Французский ученый-химик Луи Пастер (1822-1895) первый, кто начал изучать бактерии и их свойства. Он доказал, что микробы являются причиной брожения и гниения, способны вызывать болезни.

Велика заслуга в развитии микробиологии И. И. Мечникова (1845-1916). Он также выявил заболевания человека, вызванные бактериями. Он организовал первую в России бактериологическую станцию. С именем Мечникова связано развитие нового направления в микробиологии - иммунологии - учения о невосприимчивости организма к инфекционным болезням (иммунитет).

Среда обитания

Бактерии – самые первые живые существа, появившиеся на нашей планете.
Бактерии обитают почти повсеместно, где есть вода, включая горячие источники, дно мирового океана, а также глубоко внутри земной коры. Они являются важным звеном в обмене веществ в экосистемах.

Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре -83 по Цельсию и в горячих источниках (вулкане или в пустыне), где температура достигает +85 или +90по Цельсию. Особенно много их в почве. В 1 грамме почве могут содержаться сотни миллионов бактерий.
Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после проветривания перед началом урока бактерий в 13 раз меньше, чем перед проветриванием

1.3. Какие бывают бактерии. Бактерии бывают и полезные и вредные.

Многим животным бактерии просто необходимы для жизни. Например, пищей копытных животных, грызунов, как известно, служат растения. Основную массу любого растения составляет клетчатка (целлюлоза). Но, оказывается, переваривать клетчатку зверям помогают бактерии, живущие в особых отделах желудка и кишечника.

Мы знаем, что гнилостные бактерии портят пищевые продукты. Но этот вред, который они приносят человеку, - ничто по сравнению с пользой, которую они приносят природе в целом. Эти бактерии можно назвать «природными санитарами». Разлагая белки и аминокислоты, они поддерживают круговорот веществ в природе.

Простокваша, сыр, сметана, масло, кефир, квашеная капуста, маринованные овощи - всех этих продуктов не существовало бы, не будь молочнокислых бактерий. Человек использует их с древнейших времён. Кстати говоря, простокваша усваивается втрое быстрее молока - за час организм полностью переваривает 90% этого продукта. Без молочнокислых бактерий не было бы и силоса, идущего на корм скоту.

    Строение бактерий

Строение зависит от способа жизни и пропитания микроорганизма. Бактерии могут иметь палочковидную (бациллы), шаровидную (кокки) и спиралевидную (спириллы, вибрионы, спирохеты) форму.

Как они нас заражают ? Заразные (инфекционные) болезни были известны еще в древности. Наиболее тяжёлые из них (чума, холера, оспа) часто принимали массовое распространение, вызывали повальный мор, вследствие чего цветущие города превращались в обширные кладбища.

Кроме этих особо опасных инфекций, известно еще очень много других заразных болезней, которые могут вызывать эпидемии, - это дизентерия, брюшной тиф и паратифы, сыпной и возвратный тифы, бруцеллёз, эти болезни возникают через грязные продукты и руки. Способом заражения является перенос возбудителя в дыхательные пути через окружающий нас воздух. Возбудители многих заразных болезней выделяются больным организмом из поражённых дыхательных путей (нос, глотка, бронхи, лёгкие). Когда больной человек говорит, кашляет, чихает, он выбрасывает в окружающий воздух мельчайшие брызги - капельки заражённой мокроты или носовой слизи. Таким путём микробы-возбудители легко проникают вместе с заражённым воздухом в нос, глотку, в лёгкие здоровых людей, где и происходит дальнейшее развитие болезни. Такой «воздушный» или «капельный» путь движения заразных микробов наблюдается при заражении здоровых людей гриппом, скарлатиной, корью, дифтерией, коклюшем, оспой, свинкой.

Опрос-наблюдение .

Опросила 20 человек как они моют руки перед едой, 19 человек знают, что перед едой нужно мыть руки с мылом это - 98% учащихся. После проделанной работы меня заинтересовал вопрос: « Как часто моют руки перед едой ученики?». Во время перемены я стала наблюдать у входа в столовую, моют ли учащиеся руки?

Результат:

При опросе учащихся, «Знают ли они, что перед едой необходимо мыть руки?», 98% учащихся ответили,что знают, и понимают, зачем это необходимо.

Пронаблюдав же за школьниками у входа в столовую, я выяснила, что руки перед едой моют без мыла около 8человек, а 12 человек не мыли руки .

Вывод: мало знать, нужно ещё и применять знания, чтобы сохранить своё здоровье.

Мои опыты.

Я вымыла, почистила клубень картофеля, разрезала на 2 доли,вымочила в содовом растворе, сварила, остудила.Сделала стерильными 2 стеклянных баночки с крышками,положила №1 банку долю картофеля грязными руками, №2 банку долю картофеля вымытыми с мылом руками. Банки поставила в тёплое место. В результате через 4 дня картофель, который брала грязными руками покрылся колониями бактерий плотно, а в банке №2 картофель частично был покрыт колониями.

Вывод: на грязных руках очень много бактерий.

Опыт №2(с молоком)

Получение простокваши из молока.

Взяла свежее молоко 1 стакан, поставила в тёплое место на следующий день получила простоквашу

Получение сметаны из сливок.

Взяла сливки 1стакан поставила в тёплое место, через день получилась сметана

Вывод: таким образом, я убедилась, что полезные бактерии помогают сделать многие вкусные продукты.

учитель биологии МБОУ СОШ №19 Шадрина Наталия Васильевна го. Верхняя Тура Свердловской области

Слайд 2

Общая характеристика бактерий

Бактерии – самая древняя группа организмов.

Первые бактерии появились, более 3,5 млрд лет назад. И были единственными живыми существами на нашей планете. Это первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение. Бактерии считаются представителями ПРОКАРИОТОВ,т.к. не имеют ядра.

Слайд 3

Строение бактерии

Клеточная стенка выполняет защитную и опорную функцию Цитоплазма заполняет пространство внутри клетки Жгутики или ворсинки – органы передвижения Внешняя оболочка или капсула предохраняет от высыхания ДНК или ядерное вещество несёт наследственную информацию Плазматическая мембрана проницаема, через неё происходит обмен веществ Вывод: бактерия не имеет обособленного ядра

Слайд 4

Бактерии относят к доядерным и выделяют в отдельное царство

  • цианобактерии
  • бактерии
  • многоклеточные
  • одноклеточные
  • высшие
  • низшие
  • Слайд 5

    Условия обитания бактерий

    Аэробные

    1. Живут в воздухе

    2. Способны к дыханию кислородом – наиболее эффективный способ получения энергии

    Анаэробные

    1. Живут в бескислородной среде

    2. Энергию получают в результате брожения – древний энергетически маловыгодный процесс

    Уксусные бактерии

    • Стафилококки
    • Клостридий – почвенная бактерия
  • Слайд 6

    Бактерии освоили все среды обитания

    • Горячие источники Национального парка Йеллоустон (США) - вверху
    • Горячие источники с серобактериями в Афарском треугольнике в Эфиопии
  • Слайд 7

    В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе. Бактерии обнаружены везде

    Места обитания

    Количество бактерий в 1см3

    Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха (аэробы), другие в нём не нуждаются и способны жить в бескислородной среде (анаэробы)

    Слайд 8

    Размножение бактерий

    1.Бактерии размножаются очень просто. Материнская клетка делится пополам. Итог - две молодые бактериальные клетки.

    2Происходит это чрезвычайно быстро. Бактериальная клетка способна делиться через 20 - 30 минут.

    3. Если бы "выживали" все образующиеся бактерии, то они покрыли бы нашу планету толстым слоем... Но большинство из них гибнет, не дожив до размножения!

    Слайд 9

    Образование спор

    1. При недостатке питательных веществ или накоплении продуктов обмена– спорообразование.

    2. Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя.

    3. Споры выдерживают продолжительное кипячение и промораживание.

    4. При наступлении благоприятных условий спора прорастает и становится жизнеспособной.

    ВЫВОД:Спора бактерий –приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

    Слайд 10

    Выводы

    1.Бактерии – самая древняя группа живых существ на планете

    2. Клетка бактерий имеет простое строение

    3. У неё нет ядра и цитоплазма неподвижна

    4. Бактерии относят к доядерным организмам или прокариотам

    5. В неблагоприятных условиях образуют споры