Нужны ли учителя английского языка. Резюме учителя английского языка: основные правила написания

Я даже близко не учитель английского языка, но расскажу кое-что из личного опыта.

Я неплохо знаю английский язык, практически свободно говорю на нем и добился этого благодаря Людмиле Александровне, моей школьной учительнице английского. Сейчас многие скептично хмыкнут - какой такой серьезный уровень английского в школе? А такой, что поступив в ВУЗ я выяснил, что знаю язык наравне с преподавателем. Как это все поможет мне ответить на данный вопрос? Очень просто - я расскажу, чем мы занимались на уроках английского языка и как удалось достичь такого уровня.

Во-первых, важно заинтересовать детей младших классов, тогда их интерес будет усиливаться по мере взросления и детям никогда не будет скучно в кабинете английского. На уроках английского учительница проводила всякие конкурсы и игры, попутно обучая нас языку. Например, частенько случались контрольные в формате "турниров", когда за самые лучшие работы выдавались небольшие, но все же, призы, а так же, почетные грамоты. На стенах висели интересно оформленные плакаты с материалами по грамматике. Мне и моим одноклассником нравилось все это, причем не только в младших, но и в старших классах. К 9 классу у нас даже появились "локальные" шутки и веселые истории, которые были понятны только нам и нашей учительнице.

Во-вторых, постоянное повторение - залог учения. Мы не столько зацикливались на грамматике, сколько на практических заданиях. Дома мы выучивали новые английские тексты почти на каждый урок и по очереди читали их наизусть в классе, но это не было сложно, потому что в конце предыдущего урока мы всегда зачитывали эти тексты несколько раз хором, вслед за учительницей, таким же способом повторяли их на уроке перед рассказыванием наизусть. За счет этого лично я очень хорошо запомнил множество устойчивых выражений и получил способность "интуитивно" расставлять слова в предложениях, даже если не помню соответствующих грамматических правил.Также, это внесло большой вклад в наше произношение. Фактически, английский стал для нас почти что вторым родным языком. И не стоит слишком сильно заморачиваться на правилах - это самая скучная часть уроков английского. Школьнику важно видеть результат, а не грамматические правила, поэтому нужно как можно больше практики! Обязательно нужно хвалить учеников за хорошую работу, тогда им будет интересно заниматься с вами!

В-третих, использование правильных учебников. Мы использовали широко известный учебник Бонка. В 10 и 11 классах начали заниматься по учебникам и сборникам текстов для поступающих в ВУЗы, например, Цветковой.

В-четвертых, каждую неделю у нас обязательно был урок, на котором все в классе разговаривали только по-английски. В эти же дни мы часто слушали записи текстов и разговоров на английском и смотрели фильмы без перевода. Это помогло научиться хорошо различать английскую речь и выработать правильное произношение.

Многие жаловались, что Людмила Александровна задавала слишком много домашних заданий, но все равно, мы все любили ее и очень расстроились, когда после зимних каникул в 11 классе она ушла работать в администрацию, а нам поставили взамен нового учителя. Лучше учителя, чем она, у меня лично никогда не было. Желаю и вам стремиться к тому, чтобы ученики любили вас и уважали, а так же, получали все необходимые знания!

Должностная инструкция для учителя иностранного языка

1. Учитель должен знать:

Конституцию РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка;

Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

Методику преподавания предмета и воспитательной работы;

Программы и учебники;

Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; - средства обучения и их дидактические возможности;

Основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

Основы права, научной организации труда;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты.

2. Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

2.2.Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и план на каждый урок.

2.3.В своей работе по предмету использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Может представлять по своему усмотрению темы уроков в отдельных разделах программы. Проводит с учащимися установленное учебным планом количество контрольных и практических работ, а также необходимые учебные экскурсии. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме

2.4.Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»;

Безопасное проведение образовательного процесса;

Принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему. Оперативное извещение руководства о несчастном случае;

Проведение инструктажа учащихся по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;

Организацию изучения учащимися правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту;

Осуществления контроля за соблюдением правил по охране труда.

2.5.Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках. Выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации необходимые отчетные данные.

2.6.Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся. 2.7.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.

2.8.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

2.8.Соблюдает Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.

2.9.Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

2.10.Осуществляет связь с родителями обучающихся.

2.11.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. 2.12.Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

2.13.В соответствие с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 25 минут до начала урока и уходит через 25 минут после их окончания,

2.14.Проходит периодические бесплатные медицинские осмотры.

2.15.Соблюдает этические нормы поведения. Является примером для учащихся, воспитанников.

2.16. Учителю запрещается:

Изменять по своему усмотрению расписание занятий;

Отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен между ними;

Удалять учащегося с урока;

Курить в помещении школы.

2.17.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель: -проводит паспортизацию своего кабинета;

Постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

Организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

В соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

Разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

Принимает участие в осмотре учебных кабинетов.

3.Педагогический работник имеет права , предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании» , «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка. 3.1.Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.

4.0тветственность.

4.1.В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:

За реализацию не в полном объеме образовательных программ;

За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

За нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.

4.2.В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил трудового внутреннего распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

4.3. 3а применение методов воспитания, связанных с физическими и психическим насилием над личностью обучающегося учитель может быть уволен по ст. 336, п.2 ТК РФ.

Требования к учителю иностранного языка:

1.1. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведении, соблюдение единого орфографического режима.

1.2.Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: 5-6 классы - после каждого урока в течении учебного года

7-9 классы - после каждого урока у слабых учащихся; у сильных - наиболее значимые работы. У всех учащихся этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели. 10-11 классы - тетради всех учащихся проверяются один раз в учебную четверть, а тетради - словари - один раз в месяц.

1.3.Своевременно заполняет график проведения контрольных работ. Количество работ должно соответствовать методическим указаниям и утвержденному плану школы. 1.4.Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.

1.5.Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ: все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются к следующему уроку, а при наличии более 70 работ - через один-два урока. Выставляет оценки за наиболее значимые работы в классный журнал за то число месяца, когда проводилась работа.

1.б.Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

1.7.Хранит тетради контрольных работ учащихся в течении года.

1.8.0ганизует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и, по возможности, внеклассную работу по предмету.

1.9.Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, областной олимпиадах.

Ответ партнёра TheQuestion

Добрый день,

Ваш вопрос очень важен и показывает, что вы ответственно подходите к вопросу своей будущей карьеры. Имея за спиной профильное образование по специальности лингвист-преподаватель английского и немецкого языков, 5 лет работы в языковых центрах и 2 года работы онлайн и фриланса, могу дать следующий ответ: как показывает практика, университет - это хорошо (в большей степени для языка), но практика работы, обмен опытом с коллегами, посещение методических семинаров и конференций дают гораздо больше плодов в методике. Также написано больше количество полезных методических книг под авторством Harmer, Scrivener, Thornbury и других ведущих методистов мира ELT.

Получение сертификатов - это ваш путь как развивающегося преподавателя. Такой путь показывает, что вы готовы совершенствоваться и расти, это ценят студенты и их родители. Вы же с каждой встречей с коллегами чувствуете в себе новые силы, идеи и вдохновение для дальнейшей работы. Ведь преподавание - это не выполнение школьной домашней работы или тысячи упражнений по грамматике, а системный подход, при котором развиваются все аспекты языка, навыки работы с чтением и аудированием, письмом и говорением.

Чтобы не совершать распространенных ошибок начинающих преподавателей, можете прочитать и .

Желаем вам удачи в освоении новых горизонтов!

Для работы частным репетитором достаточно просто хорошо знать язык и уметь доступно объяснять. За 5 лет пока я преподавала, у меня ни разу(!) не попросили показать сертификат IELTS/TOEFL, хотя они у меня есть. Верили на слово. Если вопрос стоит именно в методиках преподавания - рекомендую взять пару уроков у хороших репетиторов, посмотреть, какие методы они используют, как объясняют, чем мотивируют, как комбинируют учебники и задания. На мой личный взгляд, плюсов от диплома именно преподавателя английского не много - больше шансов трудоустроиться в корпорацию или гос.учреждение, обучение дополнительным аспектам профессии. По большей части, это все нивелируется потраченными годами и упущенной выгодой от изучения какой-то другой специальности - да хоть более редкого языка. Мне отсутствие профильного образования не помешало ни преподавать, ни переводить документацию, сайты, рабочие письма и доклады, ни работать переводчиком на конференциях, ни работать гидом для иностранцев. Весь этот спектр работ требует только знания языка и внимательности.

Без специального образования трудно быть литературным переводчиком, практически невозможно стать синхронистом, ну и для работы с маленькими детьми очень желательно знать не столько язык, сколько основы педагогики.

Я доучиваюсь по специальности "теория и методика преподавания иностранных языков и культур" в МГЛУ (английский и французский), и честно говоря не понимаю, как человек без такого бэкграунда может стать добросовестным преподавателем. И я даже не про педагогические дисциплины, коих почему-то до смешного мало, я про глубину изучения языка. Раньше я считала, что вещи вроде теоретической фонетики, теоретической грамматики и истории языка, это все какие-то примочки, чтобы расписание заполнить и типа серьёзные штуки в универе изучать. Нифига. Совершено новый уровень понимая языка и его устройства. А значит и объяснить получится лучше. У меня ученики спрашивают откуда взялись неправильные глаголы, почему артикль "a" только с единственным числом употребляемся, и я, о чудо, могу это объяснить без гугла (а в первом случае многим и Гугл не поможет). И ребёнок понял и запомнил, а кто-то даже заинтересовался, ведь это действительно очень интересно! И это счастье, осознавать, что ты подкован для своей работы со всех сторон. Книжки этого не дадут, уверяю Вас. И курсы тоже.

В блоге я пишу в основном для преподавателей английского языка, а эту статью решила сделать для изучающих язык, потому что те, кто хочет прикоснуться к прекрасному изучению английского, похож на слепого котенка – покупается на хорошо, а иногда и не очень хорошо, составленный рекламный текст. No offence meant – никого не хочу обидеть, но это именно так. Поэтому в этой статье хочу дать несколько “инсайдерских” советов тем, кто выбирает преподавателя или школу для изучения иностранного языка.

Думаю, эта статья будет интересна и моим коллегам, но скорее с развлекательной стороны – примеры самопиара заставят улыбнуться своей абсурдности.

Сначала немного лирики. Обучение английскому языку массового розлива – дело прибыльное. Для организации школы нужно немного – самым затратным получается аренда помещения. Стулья и доска – вещи дешевые. Во многих школах даже парты сейчас не ставят – просто стулья с откидной доской для тетради и учебника. Ну и несколько плакатиков можно на стены для красоты наклеить, цветочки там поставить на подоконник. Учебники и тетрадки ученики покупают сами. Что говорить об онлайн-школах. Из затрат на оборудование – виртуальная доска или платформа. А многие даже этим не заморачиваются, по-старинке пользуют googledocs.

При всем при этом зарплата преподавателя даже в самых раскрученных школах – маленькая. Например, English First предлагает русскоговорящему учителю 200-350 рублей за академический час, в зависимости от его квалификации. А ученик платит за этот же урок около 700 рублей в группе и 1400 рублей индивидуально (в онлайн преподавании зарплатные цифры еще ниже). Понятно, разница идет на аренду помещения, зарплаты менеджеров, маркетинг, оборудование для школы и т. п. Но преподаватель в этой системе все равно остается недооценен и недооплачен. Вы никогда не задумывались, почему средний возраст учителя в частных школах – 25 лет? Учителей после 30 уже в них не берут? Учителя после 30 уже обзаводятся семьей и понимают, что на школьную зарплату обеспечить семью не получится. Поэтому уходят в частную практику или вообще другую сферу.

Теперь от теории к практике. Сейчас покажу ученикам примеры того, кого выбирать не надо. А учителям – неудачные примеры саморекламы коллег.

Анкеты преподавателей

Носители языка

Начнем с моей любимой категории учителей – носителей языка. Нейтивов нежно любят и выбирают ученики, потому что они-то точно знают язык лучше нашей Мариванны. Не спорю, язык, может, и знают. А как они преподают? Я вот люблю рисовать, например, и у меня это неплохо получается. А могу ли я научить рисовать другого человека? Сомневаюсь.

Посмотрим анкеты носителей с сайта онлайн школы. Из всех четырех я бы доверяла только Gerardy – у него в образовании написано “TEFL” – Teaching English as a Foreign Language, обучение английскому как иностранному. Как он знает этот предмет, что за университет выдал ему этот диплом и есть ли он у него вообще – вопрос другой. Но Джерард в этой компании – единственный преподаватель с заявленным высшим образованием в области методики преподавания.

John #1 (тот, что слева) имеет сертификат CELTA, Certificate of English Language Teaching to Adults. Сертификат этот – 4-х-недельный курс обучения, в котором всем желающим с уровнем языка не ниже Intermediate в теории и на практике объясняют, как надо обучать взрослых английскому языку, используя коммуникативный подход. То есть, дальнобойщик из США, которому на старости лет надоел крутить руль, пошел-отучился месяц, и теперь он – гордый преподаватель-носитель языка! Это реальная история, без улыбок. Есть ли у Джона еще какое-то образование, и сдавал ли он сам заявленные экзамены, к которым готовит, работал ли в сфере бизнеса, которому он снова учит – увы, мы не узнаем.

Karyn и John #2 (тот, что справа), обладатели степени по психологии/бухгалтерскому делу и лингвистике у меня доверия не вызывают вообще. У John #2, правда, написано TOEFL в образовании. Не совсем понятно, что за образование такое – сдан сертификат TOEFL? Несложный экзамен для нейтива, имхо.

В общем и целом, сомнительна мне радость образованного иностранца от зарплаты в рублях, особенно после её конвертации в доллары или евро.

Заглянем на сайт другой, уже очной школы обучения английскому языку. Вот скрин анкеты еще одного преподавателя-носителя английского:

После прочтения этого текста я пребывала в недоумении – настолько успешный бизнесмен с внушительным резюме все бросил и решил уйти в низкооплачиваемую во всем мире сферу преподавания? Да еще работает не на себя, а на школу, которая съедает процент от его заработка? Зачем? Ему во сне явился Иисус и сказал, что его миссия в этом мире – не продавать, а нести разумное, доброе и вечное?

Русскоязычные преподаватели

Теперь посмотрим на услуги, которые оказывают наши соотечественники.

Меня настораживают специалисты широкого профиля, они напоминают терапевта в поликлинике. Но терапевт после приема может послать к узкому специалисту, а вот этот товарищ вряд ли будут упускать клиента. Ну не может человек одинаково хорошо готовить к ЕГЭ по истории и преподавать английский сопливым детям, где-то он точно будет халтурить.

Даже если учитель не замахивается на подготовку к ЕГЭ по трем предметам, обучать языку для специальных целей – сложно. А по 4-5 направлениям – еще сложнее, потому что времени на подготовку к занятию по юриспруденции и изучению тонкостей каких-нибудь secured transactions уходит много. А тут одновременно – несколько специальностей. Я бы спала часов по 5 в сутки, если бы взялась преподавать все эти отрасли. Но автор этого текста даже правила русской пунктуации осилить не может, так что все приписываемые регалии под большим вопросом.

Ниже – посмотрите – просто песня! Учитель, который сдал FCE (при этом непонятно, на какой grade) учит других. Уровень FCE – B2 (Upper-Intermediate), с таким даже к ЕГЭ по английскому не подготовишь, потому что наш экзамен иногда грешит заданиями C1. Надеюсь, она учит только young learners, про которых написано в анкете.

Преимущества

Еще одна “замануха” – подтверждение успешности педагога. Для меня гарантия того, что учитель действительно может научить – отзывы клиентов на репетиторских базах вроде Вашрепетитор. Вы же, когда покупаете какую-то технику, читаете про неё отзывы реальных людей, а не полагаетесь на рекламный текст копирайтера на сайте?

В статье про я уже писала, что в начале работы методист мне приписывала стаж и пройденные семинары, чтобы я выглядела солиднее в глазах клиента. И это все происходило в весьма известной школе изучения английского, старше и раскрученней приведенных выше “профессионалов”.

Инновационная программа обучения, разработанная специалистами! ВЫ этого достойны! Наш Фейри моет в два раза лучше любого другого моющего средства! Странно, что в объявлении нет слова “эффективный” и “эксклюзивный”.

Копирайтер должен вернуть школе деньги за такой отвратительный текст (и пунктуацию!).

“93 процента учащихся переходят на следующий уровень” … уровень какой? чего? новый уровень силы джедая?

Остальное даже комментировать не буду – все заявления прекрасны в своей самобытности.

Вот еще интересное утверждение о гарантиях. Мистер Волшебник, наверное, писал. Забыл добавить пункт про 90+ баллов на ЕГЭ за 3 месяца.

Про официальный сертификат тоже смешно. Сертификат, на который обратит внимание ВУЗ или работодатель, вряд ли будет напечатан на принтере в России.

Программы обучения

Не все школы и репетиторы делятся своей сокровенной уникальной мега-эффективной программой обучения на своих сайтах. Но некоторые все-таки пишут про нее. За что им большое человеческое спасибо!

Сначала ребенок как попугайчик зубрит 1000 слов за 3 недели, потом на его уставшую голову падает грамматика, и после месяца вакханалии он вдруг берет и выводит все вместе в актив и отрабатывает! Все поют и со слезами радости пускаются водить хоровод.

Такой бред мог предложить только человек незнакомый с методикой. Потому что ни один подход к изучению языка (даже тот, по которому учили в советской школе) не занимался таким маразмом, после которого разве что голова разболится. Но никак в актив ничего не выведется.

К слову, об интенсивах. В этой статье я избегала переходить на личности, но вот про школу товарища Ягодкина Advance просто не могу промолчать. Сама фотография маэстро уже вызывает улыбку на лице, что уж говорить об этом интенсиве:

Пункт первый – чистая магия, очевидно, вам на первом же занятии дадут скушать волшебный пирожок.

Пункт второй – возможно, начнете. Но если не задумываясь, то потом вас придется долго переучивать от всех ошибок, которыми вы на таком интенсиве обрастете. Ученики с такими ошибками еще часто приходят от нейтивов – говорят абы как, зато говорят! Хотя, если вас не напрягает речь Кличко, то можно и на такой интенсив.

Пункт третий – где результаты исследований? На основании чего сделано это громкое заявление? И про возврат денег – погуглите отзывы про возврат денег в школе Ягодкина, результаты будут весьма предсказуемы.

Пункт четвертый… Даже не знаю… Ко мне ни разу не приходил ученик, который требовал “Грамматику мне! Паттерны! Майнд-карты! Заверните еще!” Все как-то хотят говорить, а грамматика – больше средство, нежели цель…

Резюмирую – курсы Ягодкина настойчиво советую обходить стороной, самый кричащий пример мошенничества на современным рынке образовательных услуг.

Вот еще пример от одного известного “коуча”обучения языкам, модная сейчас профессия. К слову, никаких сертификатов или любых других документов, подтверждающих ее знание языка или право это знание кому-то передавать, у этой дамы нет. Зато вот чему она берется учить:

Я так и вижу ученика, прошедшего эти тренинги и разговаривающего с иностранным коллегой. – Эээ … какой бы паттерн сейчас применить в разговоре? Ну-ка, вспомню глагол с предлогом… подождите…

Или вот курс, предлагающий полностью решить мою проблему с забывчивостью. Жалко, что проблемы с ипотекой и кредитами одновременно не решают, очень пригодилось бы.

Ну почему, почему в наших ВУЗах не учат преподавателей по этой методике? Что я делала в университете 5 лет, если можно было потратить всего 6 дней?!

Сбавим накал идиотии и прочитаем более осмысленный подход к обучению. Вроде все неплохо, кроме “развития всех органов восприятия”. Ну, и полное погружение в языковую среду возможно только в самой языковой среде, то есть в стране изучаемого языка. Но это если придираться. Текст ниже – один из самых здравых в статье.

Вот еще один талант постарался. Спасибо, капитан, почти все перечисленное есть в каждом учебнике иностранного издательства. Как и то, что написано под учебниками на картинке ниже. Учебники на картинках, кстати, так себе.

Не отрицаю, что в школах, чьи рекламные тексты мне попались на глаза при написании статьи, могут работать талантливые преподаватели, которые сумеют эффективно и увлекательно построить процесс обучения. Но маловероятно. Все самородки, которых я встречала, работают на себя.

Как же выбрать хорошего учителя?

Выше я привела примеры того, как не надо выбирать курсы или репетитора. А как надо? Что должно вызывать доверие в анкете у преподавателя? Я бы при поиске учителя обратила внимание на:

  1. Образование и сертификаты

Хоть и большая часть успеха в изучении английского зависит от самого студента, не стоит недооценивать роль преподавателя в обучающем процессе. Именно от правильно выбранной программы, от умения учителя доступно объяснить материал, заинтересовать в учебе и помочь справиться со сложностями зависит очень многое. Давайте попробуем разобраться, как выбрать хорошего преподавателя по английскому языку.

Сертификация и опыт

Сейчас на разных ресурсах очень много «специалистов» предлагают научить вас владеть английским. Но, если на чистоту, многие из них просто неплохо знают английский и решают на этих знаниях подзаработать, при чем, нехило так. И казалось бы, ну что здесь такого, если человек решил заработать, поделившись своими знаниями? А дело в том, что лучше отдать предпочтение тому специалисту, чьи знания в области преподавания подтверждаются сертификатами. Понимать английский и уметь его использовать для себя — одно, преподавать — совсем другое дело.

В современном мире есть очень много курсов, которые учат как именно преподавать английский. При этом, на хороших курсах студенты, для которых английских не родной язык, обучаются наравне с носителями языка, что уже свидетельствует о качестве их знаний.

Можно возразить, мол, у человека может быть талант к преподаванию и отличное знание языка, безо всяких там бумажек. Да, действительно это так. Но в таком случае искать такого учителя нужно по рекомендациям знакомых, которые сами занимались с ним. В других случаях лучше убедиться в профессионализме.

Приведу два примера из собственного опыта, из-за которых я убедилась, что на такие «бумажки» стоит обращать внимание.

Как-то я решила подтянуть английский. На тот момент мой уровень был upper-intermediate, и мне нужно было усовершенствовать разговорный английский и умение писать эссе. По факту, мне нужен был человек, который бы просто общался со мной на разные темы на занятии, и давал задания для эссе, а потом проверял бы их. Для этой цели я на доске объявлений нашла носителя английского из африканской страны (простите, уже не помню какой).

За уроки он брал немного меньше своих коллег из Британии и США, а на доске объявления выложил свой сертификат CAE, который подтверждал его знание английского на уровне Advanced. Во многих странах, которые были британскими колониями, свой, немного специфический, вариант английского, поэтому люди из этих стран часто сдают экзамены на уровень английского, чтобы показать, насколько грамотно владеют ним, если им для какой-то цели нужно хорошее знание английского. Я решила, раз преподаватель владеет английским на высоком уровне, тем более, большую часть жизни прожил в стране, где английский — официальный язык, — значит, он умеет и хорошо преподавать.

Что было не так:

  1. Отсутствие системы : На занятии мой уровень знаний никак не определили. Мне дали просто текст о путешествии на самолете с набором лексики к нему, а потом мы смотрели видео на ту же тему. Текст был рассчитан где-то на средний уровень, тему я уже проходила несколько раз. Мне было скучно, а занятие для меня было малоэффективным, ведь хотелось выучить что-то новое, а не топтаться на месте.
  2. Эссе было проверено некачественно :Были подчеркнуты некоторые ошибки, которые и ошибками то не были. При этом, когда разбирались с преподавателем, оказалось, что он сам не знал, что так можно было написать. Например, в одном из предложений я упустила that, там где это было допустимо (преподаватель не знал, что его не всегда обязательно употреблять), также преподаватель счел за ошибку употребление деепричастного оборота. Зато когда перечитывала эссе самостоятельно обнаружила несколько действительно серьезных ошибок, которые не были исправлены. Например, неправильное употребление предлога после глагола.

В итоге все закончилось одним уроком. Я подыскала другого преподавателя. На этот раз я нашла преподавателя из Австралии, и в объявлении он выложил свой сертификат по преподаванию, (насколько помню, CELTA). Он сначала немного пообщался со мной, чтобы понять мой уровень, а затем дал небольшой тест. Благодаря этому, он составил программу так, что я на постоянно занятиях узнавала что-то новое.

Какой сертификат должен быть у хорошего учителя

TEFL / TESOL — эти сертификаты дают право преподавать английский, приравнивается к ВУЗовскому диплому. Как правило, его получают люди, для которых английский не является родным;

CELTA — сертификат немного престижней предыдущего. На курсах будущие учителя изучают и практикуют разные современные методики. Часто эти курсы проходят как преподаватели, для которых английский не родной, так и носители английского из Британии, США, Канады, Австралии;

DELTA — этот диплом обычно получают люди, у которых уже есть опыт преподавания, но они хотят усовершенствовать свои навыки. Обычно услуги преподавателей с таким дипломом стоят дороже, так как он считается высококлассным специалистом и может не только преподавать язык, но и работать методистом. Зачастую его получают те, у кого уже есть диплом CELTA, и кто хочет углубить свои знания или заняться разработкой собственной методики.

Уровень знаний преподавателя должен быть не ниже Advanced. Иногда встречается такое, что студентам с уровнем ниже среднего ставят преподавателя, знающего английский на уровне Intermediate (средний уровень). Intermediate — это хорошая база, которая позволяет неплохо общаться, писать, начинать что-то смотреть и читать в оригинале. Но для преподавания этого не достаточно. Даже Upper-Intermediate — недостаточный уровень для преподавателя. Люди с таким уровнем могут неплохо объяснять учебные материалы, которые проходятся по программе, но очень часто они не в состоянии объяснить что-то несвязанное с обучающей программой.

Когда я обучалась на курсах (уровень Pre-Intermediate), у нас была система двух преподавателей. То есть, один урок вела одна учительница, второй — другая. У первый был уровень Upper-Intermediate, у второй — Proficiency.

Помимо курсов, я старалась уделять время и самообучению, занимаясь по разными ресурсам и смотря мультики. И в дополнительных материалах часто сталкивалась с информацией, которую мы еще не учили. Естественно, у меня возникало много вопросов. А к кому обратиться с ними как не к преподавателю? Первая обычно говорила что-то вроде: «Ну… это материал для уровня выше, мы пока этого не учим…». Вторая всегда отвечала на вопросы, при этом делала это так, чтобы человеку, который еще не дошел до данного учебного материала, было все понятно.

Например, в мультике «Черный котел» я встретила выражение «I do hope». Для меня do в этом предложении было загадкой. И преподавательница смогла объяснить значение этого do просто и доступно, не углубляясь в тему инверсии, которая проходится на высоких уровнях.

Также она часто находила хорошие материалы с разными правилами и приносила мне распечатки. Благодаря ей, я очень многое смогла выучить и открыть в себе интерес к английскому, хотя раньше всегда считала, что никогда не смогу хорошо знать его. Несмотря на то, что занятие было групповым, и помимо нас было еще много других групп, человек уделял внимание каждому, помогал с дополнительными материалами и поддерживал. Если не это профессионализм, тогда что?

Важные качества хорошего преподавателя

Опыт проживания в англоязычной стране

помогает разобраться в том, как действительно говорят иностранцы. Это помогает учителю давать не только школьный, иногда неактуальный, материал, но и делиться полезными знаниями, рассказывать, как можно говорить в неформальном английском, а что стоит поберечь для общения в деловой среде. Также те, кто жил в англоязычной стране, часто говорят с лучшим акцентом. Конечно, легкий акцент остается всегда, но профессионал совершенствуется, сводя его к минимуму. У такого человека вы будете перенимать «качественную» речь.

Любовь к английскому и стремление развиваться

Любой язык сложен и многогранен, поэтому даже профессионалам есть куда расти. Хороший преподаватель любит свое дело и стремиться узнавать что-то новое, как по языку, так и по педагогике. Понять, что учитель, влюблен в свою работу очень легко. Он будет заражать этой любовью своих студентов. Как бы странно это ни звучало, но это так. Он будет стараться всячески заинтересовать своих учеников и вдохновить их. Также хороший преподаватель всегда ищет интересные материалы для студентов, посещает различные курсы и тренинги, чтобы узнать о новых методиках, программах и повысить свою квалификацию.

Умение находить интересные материалы

Хороший преподаватель умеет немного «отойти» от программы, и помимо материалов из учебника, находить интересные ресурсы. Такие материалы (видео, статьи, игры, задания) помогают отвлечься и закрепить тему, поэтому важно учиться не только по учебникам, но и дополнительным ресурсам. Хороший учитель понимает, что не у каждого есть силы/желание/время самостоятельно искать материалы для самостоятельной работы. К тому же далеко не все знают, что именно искать: какой ресурс хороший, а какой нет. Учитель постарается найти интересные программы, игры, книги, видео и посоветует их своим ученикам. Также большой плюс, если работа с дополнительными ресурсами дается в качестве домашнего задания или разбирается на занятии. В общем, хороший учитель сделает все, чтобы вы занимались дополнительно, развивали свой английский, и вам было интересно это делать.

Чувство юмора

Казалось бы, это личные качества, которые не имеют особого отношения к профессионализму. Но проблема в том, что у многих людей, помимо английского много дел и забот. На занятия многие приходят уставшими после работы. И если в дополнение к этому, еще и сам урок будет проходить скучно и монотонно, то даже у самого волевого человека, может пропасть желание ходить на занятия. Хороший преподаватель — это еще и отличный психолог, который умеет понимать своих учеников, и исходя из этого, планировать урок.

Программа должна включать разные виды активностей (чтение, просмотр видео, диалог в группе или с учителем. При этом, сам преподаватель умеет разрядить обстановку и превратить учебный процесс в интересное занятие.

Хороший преподаватель умеет и игру интересную придумать, и рассказать, и пошутить, где это уместно. Это снимает напряжение и помогает студентам вовлечься в учебный процесс. Когда занималась в группе, именно такие личные качества преподавательницы стимулировали приходить на уроки. Просто потому что занятия были не только полезными, но и веселыми. И даже после тяжелых рабочих будней, у поднималось на уроке настроение. Отходила на те курсы, кстати, 2 года, пройдя 4 уровня, и ни разу не задумавшись о смене учебного центра.

Умение подбодрить

Профессиональный преподаватель умеет подбодрить и заставить поверить в свои силы. Очень часто, студенты, которые еще не достигли среднего уровня, жалуются, что им тяжело учить язык, что они не понимают акцента, грамматики, что английский, наверное, не для них. Преподаватель должен понимать состояние студента и сложности, с которыми он сталкивается. Он должен уметь вдохновлять и мотивировать. Например, рассказать истории о людях, у которых получилось выучить английский, наперекор сложностям. Или даже о том, с какими трудностями столкнулся он сам. Это очень помогает взбодриться и поверить в свои силы.

Умение корректно исправлять ошибки

Это последний, но очень важный пункт. Хороший преподаватель исправляет ошибки, но делает это очень корректно. Если человеку в грубой манере сказать, что у него не так, то можно очень сильно обидеть, а то и вовсе «обломать крылья». Как уже писалось выше, хороший преподаватель — это еще и тонкий психолог. Именно поэтому он понимает, что все ученики разные, и исправлять ошибки нужно максимально корректно, чтобы это принесло пользу и не навредило.

Когда занималась на уровне Pre-Intermediate, мечтала научиться говорить красиво, с минимальным акцентом. Некоторые слова я знала, как пишутся, но понятия не имела, как их произносить. Где-то в сочинении использовала, но учить слово не было необходимости, вот и запомнилось только написание. Однажды на уроке проходили тему «окружающая среда», и отвечая на вопрос, я хотела сказать слово «area». Вот только получалось что-то по типу «эрия» или «ариа». Из контекста было очевидно, какое слово я пытаюсь произнести. Но вместо того, чтобы помочь, учитель, который был тогда на замене, поступил очень некрасиво: он передразнил, сделал вид, что не понимает, что я хочу сказать, и обратил это в шутку для всей группы. После этого я две недели ходила в состоянии «может, английский — это не для меня». Я сильно расстроилась, ведь мне тогда так хотелось говорить на нем хорошо, а тут вот тебе на — даже простое слово не могла выговорить.

Кстати, из-за такого небольшого инцидента начались проблемы с речью: сильно боялась сказать что-то неправильно, что приводило к еще большим ошибкам и нечеткости речи.

Еще один случай произошел со знакомой, которая хотела записаться на курсы: уже на пробном уроке преподавательница грубо высмеивала акцент студентов. Стоит ли говорить, что после этого школа получила весьма негативный отзыв и анти-рекламу в соц. сетях? Поэтому чувство такта и умение работать со студентами — крайне важно.

Как должен поступать хороший преподаватель? Он понимает, что ошибки неизбежны, что сложно произносить иностранные слова правильно, особенно когда человек только принялся за изучение языка. Он поправит так, что человек этого даже не заметит. Человек учтет свою ошибку, но ему не будет обидно, что он ее допустил. Например, преподаватель может аккуратно повторить слово за студентом, произнеся его правильно, и предложить студенту попробовать повторить. Также можно дать послушать это слово в словаре, попросив повторить.

Еще очень хорошая система: не перебивать студента, а тихонько выписывать все ошибки на листочек. Затем переспросить учащегося, чтобы убедиться, действительно ли он не знает, как правильно, или это была автоматическая ошибка, после — предложить ему исправить себя самостоятельно. Если студент не может сам себя исправить — объяснить ошибку. Такой подход очень корректен и эффективен.

Приходя на курсы, обязательно обращайте внимание не только на удобство местоположения школы, стоимость и количество людей в группе, но и обязательно присмотритесь к человеку, который будет вас учить. Именно от этого человека во многом зависит успешность обучения. Не соглашайтесь платить за весь месяц или семестр сразу — для начала оплатите несколько занятий, чтобы иметь возможность оценить профессионализм учителя. Не стесняйтесь узнать в администрации о квалификации преподавателя: спросить о его дипломах, опыте работы, достижениях — все это важно.