Многовариантность развития общества. Многовариантность общественного развития (типы обществ) Сообщение на тему многовариантность общественного развития

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких‑либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90‑х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития – реформа и революция – противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией (от англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser – современный) – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным . Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные ;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно‑экономическая формация».

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно‑экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно‑историческую смену общественно‑исторических формаций:

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis – гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:

– как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);

– как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

– как синоним культуры (например, А. Тойнби);

– как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889–1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – западную и восточную.

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация – на локально‑региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Образец задания

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Революция.

Обществознание ЕГЭ, занятие 7

Занятие 7. Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобальные проблемы

Общество – развивающаяся система

Социальные изменения – любые перемены, которые происходят в течение некоторого времени в социальных общностях, институтах, организациях.

Социальное развитие – социальные изменения, направленные либо в сторону совершенствования, либо в сторону деградации.

      Общественный прогресс – развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному (от лат. – движение вперёд).

      • Прогресс – относителен: есть области общественной жизни, к которым это понятие сложно отнести.

        Прогресс – противоречив: достижения в одной сфере могут обернуться проблемами в другой.

        Критерии прогресса:

        • развитие производительных сил;

          развитие науки и техники;

          развитие человеческого разума;

          совершенствование нравственности людей;

          возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

      Общественный регресс – развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции (от лат. – обратное движение).

      Стагнация – застой, временная остановка в развитии.

Некоторые мыслители говорят о цикличности в развитии общества – теория исторического круговорота. Шпенглер.

Пути развития общества

Эволюция (от лат. – «развёртывание) – частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств.

      Могут происходить стихийно и организовано.

      • Реформа – какая-либо степень усовершенствования в определённой сфере общественной жизни, не затрагивающая фундаментальных основ общественного строя.

        • Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными.

Революция – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.

Модернизация – обновление чего-либо; процесс перехода от традиционного общества к современному, индустриальному.

Многовариантность развития общества

Классификация типов общества (по разным критериям)

      По способу передачи информации: дописьменные и письменные общества. Сейчас развивается общество экранной культуры.

      По степени дифференциации общества (степень социальной неоднородности): простые и сложные.

      По степени открытости (уровень социальной мобильности): закрытые и открытые.

      По уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые.

      Формационный подход: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое – марксизм.

      По уровню технического и технологического развития общества: традиционные, индустриальные, постиндустриальные.

Традиционное (аграрное) общество:

      основной фактор производства – земля;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – сельское хозяйство;

      характер производства – ручной труд, индивидуальное производство;

      социальная структура – преобладает сословная, корпоративная структура общества, низкая социальная мобильность;

      воздействие на природу – локальное, неконтролируемое;

      международные связи – несущественные;

      политическая жизнь – в основном, монархическая власть, политические свободы отсутствуют, власть выше закона;

      духовная жизнь – традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, мало образованных людей.

Индустриальное общество

      основной фактор производства – капитал;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – промышленность;

      характер производства – механизация, массовое стандартизированное производство;

      социальная структура – классовое деление (на основе отношения к собственности), упрощение социальной структуры, её подвижность и открытость, идея индивидуальной свободы;

      воздействие на природу – глобальное, неконтролируемое;

      международные связи – тесная взаимосвязь;

      политическая жизнь – провозглашение политических свобод, верховенство закона, демократические преобразования;

      духовная жизнь – научная картина мира, ценности прогресса и личного успеха, массовая культура, всеобщее образование, подготовка специалистов.

Постиндустриальное (информационное) общество

      основной фактор производства – знания, информация;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – сфера услуг;

      характер производства – автоматизация, компьютеризация производства, резкое повышение творческого начала в труде;

      социальная структура – рост численности среднего класса, в основе социальной дифференциации – уровень знаний, профессия, уровень квалификации;

      воздействие на природу – глобальное, контролируемое;

      международные связи – открытость общества, глобализация;

      политическая жизнь – политический плюрализм, развитость гражданского общества, «демократия консенсуса»;

      духовная жизнь – особая роль науки и образования (непрерывное образование), информационная революция, развитие индивидуализированного сознания.

Подходы к изучению развития общества

Линейный : развитие общества рассматривается как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней – к высшим. Выделяют общие закономерности в развитии различных обществ.

        Технологический, стадиальный, формационный

Нелинейный (локально-цивилизационный) – каждая цивилизация уникальна, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации проходят через этапы зарождения, развития, расцвета и угасания.

Стадиальный подход к объяснению хода исторического развития (Ростоу): основание единства исторического развития мира – уровень научно-технического развития и благосостояния общества.

    традиционное общество – замедленность развития, преобладание аграрного сектора, низкий уровень производительности труда

    «переходное общество» – переход к капиталистическому обществу

    «период сдвига» – промышленные революции, начало индустриализации

    «период зрелости» – заканчивается индустриализация, появляются высокоразвитые страны

    «эра высокого уровня массового потребления» – наиболее передовые современные страны

Формационный подход

      Предложил Карл Маркс.

      Формация – исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.

      • Способ производства, экономическая сфера – базис общества; политическая, социальная, духовная сфера – надстройка .

        Базис определяет надстройку, но надстройка может влиять на базис.

      Выделял 5 формаций: первобытнообщинная (первичная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (объединял эти три формации в экономическую), коммунистическая.

      • Первобытнообщинная: основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение.

        Рабовладельческая: частная собственность или частно-государственная собственность, основные производители – рабы – объект собственности, внеэкономическое принуждение к труду.

        Феодальная: частная или частно-государственная собственность, производители – в личной зависимости от землевладельцев, внеэкономическое принуждение к труду.

        Капиталистическая: частная собственность, рыночные отношения, наёмный труд.

        Коммунистическая: общественная собственность на средства производства, высокий уровень развития производительных сил, принцип распределения «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

      Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.

Локально-цивилизационный подход

      А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилёв и др.

      Цивилизация – устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

      В основе различия цивилизаций – своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.

Глобализация

Глобализация – процесс интеграции (сотрудничества, взаимодействия) всех стран и народов в разных областях деятельности; возрастание взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов.

Причины :

      переход от индустриального общества к информационному, развитие высоких технологий;

      децентрализация экономики;

      развитие мировой экономики;

      появление новых коммуникационных технологий.

Проявления

      деятельность ТНК;

      финансовых рынков;

      экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

      деятельность международных экономических и финансовых организаций;

      открытость мира в сфере культуры, информации, личных контактов.

Последствия

      положительные:

      • свободное перемещение товаров и капиталов (возможность продавать и производить там, где это наиболее выгодно);

        снижение издержек производства, увеличение прибыли;

        возможность воспользоваться плодами НТР в странах, где нет возможности вести собственные научные исследования;

        сближение интересов разных государств, стремление к взаимному учёту интересов в международных отношениях;

        развитие социокультурного единства – способствует пониманию и отказу от ксенофобии.

      негативные:

      • нарастание разрыва в уровне развития и благосостояния населения развитых и развивающихся стран (проблема Севера и Юга);

        стремление высокоразвитых стран к лидерству приводит к взрыву национализма в развивающихся странах;

        препятствия для развития отечественного производства;

        утрата специфики национальных культур;

        насаждение единого стандарта потребления.

Глобальные проблемы современности

Специфика:

      универсальны: общие для всего человечества;

      от их решения зависят судьбы человечества;

      могут быть решены только совместными усилиями;

Причины:

      в условиях глобализации локальные проблемы приобретают глобальный характер;

      активная преобразующая деятельность людей не сопровождается адекватным ростом экологического сознания общества и человека, ответственности политических структур.

Группы проблем

      Между общностями людей (интерсоциальные):

      • проблема предотвращения войны;

        проблема «Север-Юг»;

        социальные противоречия внутри отдельных стран.

      Между обществом и природой:

      • загрязнение окружающей среды;

        энергетическая, сырьевая, продовольственная;

        освоение Мирового океана, космоса.

      Между человеком и обществом:

      • демографическая;

        образовательная;

        проблема преодоления отрицательных последствий НТР;

        проблема здоровья человека.

Направления разрешения проблем:

      формирование нового планетарного сознания;

      изучение причин возникновения и обострения;

      совместные действия по решению проблем.

Перспективы разрешения:

      экологический пессимизм (концепция нулевого роста);

      технологический оптимизм («общество изобилия»).

Социальные процессы в современной России

Социальные процессы – социальные явления, которые меняют отношения между людьми или между составными элементами сообщества; социально значимые изменения в обществе; смена состояний общества или его систем.

      изменение характера социальной стратификации

      сложился довольно многочисленный предпринимательский слой

      появление новых престижных видов деятельности

      социальная поляризация

      быстрый рост социально-территориальных различий

      маргинализация общества

      формирование среднего класса

Решение заданий

Установите соответствие между признаками и отраслями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Найдите в приведённом списке характерные признаки искусства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установление границ свободы личности

2) выстраивание системы доказательств

3) форма познания мира

4) образное отражение действительности

5) эмоциональное воздействие

6) логическая стройность

Выберите признаки, которые отражают специфику нравственной регуляции поведения.

1) имеют конкретный характер

2) основаны на представлении на должном

3) регулируют наиболее значимые сферы общественной жизни

4) имеют обобщённый характер

5) существуют специальные органы, контролирующие их выполнение

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, могут быть использованы для характеристики понятия «общественный регресс».

1) движение; 2) изменение; 3) переход от менее совершенного к более совершенному; 4) успешность развития; 5) упадок; 6) деградация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Устная информация преобладает над письменной.

2) Происходит быстрый рост городского населения.

3) Преобладают экстенсивные технологии и ручные орудия труда.

4) Основными социальными ячейками являются община и семья.

5) Широко распространяются научные знания.

6) Интенсивно развивается инфраструктура.

В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение работы.

2) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства.

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Потренируйтесь в решении заданий части 2

Задания 21–24

Прочитайте текст и выполните задания.

Научная теория общественного прогресса нуждается не в субъективных критериях, отражающих неспособность мыслителей разобраться в сложном характере социального развития, а в критерии объективном, не зависящем от произвола исследователей.

Сложность выявления критерия общественного прогресса обусловлена, в частности, тем, что общество представляет собой сложную систему, включающую огромное количество элементов и процессов. Эти различные составляющие также развиваются, поэтому к ним тоже должно быть применимо понятие прогресса. Если рассматривать общество как систему, то различные его составляющие представляют собой подсистемы, каждая из которых способна к прогрессивному развитию и имеет свой критерий развития… но ни один из них не может дать представления о прогрессе общества в целом.

Развитие общества как системы вовсе не означает, что все её подсистемы развиваются одинаково. Развитие различных сторон общественной жизни совершается очень часто неравномерно. Более того, прогресс в одних областях осуществляется на фоне регресса в других областях. Например, такая форма общественного сознания, как искусство, вовсе не обязательно достигает особого расцвета в период бурного развития производительных сил…

При всей сложности и внутренней противоречивости общественного прогресса вопрос о его критериях не только не снимается, но, наоборот, приобретает особую важность. При этом любой критерий, взятый из области общественного сознания (морали, права и т.д.) не может быть единственным общеисторическим критерием, поскольку взгляды людей сами меняются под влиянием условий общественной жизни… Также и критерии, относящиеся к одним лишь экономическим категориям, не позволяют правильно понять природу и сущность социального прогресса.

Для преодоления однобокости этих критериев, следует указать такую фундаментальную философскую категорию, которая характеризует глубинную сущность жизни и деятельности человека. Такой категорией, на наш взгляд, является категория свободы.

(Г.И. Эрзин)

21. В качестве основного общего критерия общественного прогресса автор предлагает категорию свободы. Согласны ли Вы с этим? Выскажите своё мнение и, используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента в его обоснование.

22. Автор пишет, что любой критерий, взятый из области общественного сознания, не может быть единственным общеисторическим критерием. Чем это объясняется? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два собственных примера, иллюстрирующие этот вывод.

Задание 27

В стране Z большинство трудоспособного населения занято в наукоёмком производстве и сфере услуг, растёт удельный вес среднего класса, развиваются цифровые средства коммуникаций. Назовите тип общества, который установился в стране Z. В каком направлении меняется характер отношения человека к природе в обществе этого типа? Что является основным фактором производства в обществе этого типа? Как изменяются требования к работнику в обществе данного типа?

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара».


Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Общественное развитие

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

Экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

Социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

Политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития - реформа и революция - противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией (от англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser - современный) - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным . Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные ;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов); 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

Каталог материалов

Лекции Схемы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Формы социальных изменений: эволюция и революция

Эволюция - (от латинского evolutio – развертывание) – 1) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе; 2) в узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные изменения в отличие от революции.
Революция Термин «революция» появился в XIV веке, но в то время он означал лишь вращательное движение по кругу. Николай Коперник назвал свою знаменитую работу «О вращении небесных тел», использовав слово «революция»: «On the Revolutions of Celestial Bodies». В итоге содержание термина стало в социальных науках противоположным первоначальному, поскольку в самом общем смысле понятие «революция» означает коренные, качественные изменения в жизни общества, в то время как борьба господствующих классов за сохранение существующего строя или возвращение к такому строю называется контрреволюцией.

Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

В современной науке существует множество типологий обществ, в основе которых лежат различные характеристики. Перечислим наиболее распространенные в научной литературе основания, используемые для типологизации обществ:
- эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества);
- цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);
- формационное - по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое). Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике;
- открытые и закрытые общества;
- по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);
- по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества);
- по степени стабильности (равновесные и неравновесные).
- по уровню развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Традиционное общество
(его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов. Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
Индустриальное общество
Индустриальная эпоха (эпоха индустриальных обществ) началась с развития капиталистических предприятий и отношений в период распада феодального общества в некоторых странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии и других. Капиталистами были предприниматели, которые за свои деньги приобретали предметы, орудия, условия труда, нанимали работников и осуществляли производство материальных благ и услуг для продажи за деньги, для получения прибыли. Закончилась эта эпоха в середине XX века, с появлением элементов постиндустриальной (информационной) цивилизационной эпохи.Это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
Технологическую основу индустриального общества составляют физический и умственный труд, новые источники энергии (электричество, двигатель внутреннего сгорания), машинное производство на промышленной (индустриальной) основе. Эти средства производства позволили резко увеличить количество и качество материальных благ для удовлетворения демосоциальных потребностей людей.
Социальная система индустриального общества характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.
Для экономической системы характерны: индустриальный способ производства; капиталистическая собственность, развитие финансового капитала; господство крупных монополий - частных и государственных; рост эффективности общественного производства; появление мирового рынка; разделение общественного производства на три сектора (первичный - сельское хозяйство, вторичный - промышленность, третичный - услуги) при ведущей роли промышленного сектора; возникновение кризисов перепроизводства; борьба основных экономических классов (буржуазии и пролетариата).
Политическая система индустриального общества характеризуется: распадом империй и возникновением национальных государств; развитием права; разделением законодательной, исполнительной, судебной властей; всеобщим избирательным правом; формированием гражданского общества и массовой политической культуры. В городах возникает разрыв и конфликт между бюрократической, анонимной государственной властью и самоуправляемым, близким к интересам людей муниципалитетом.
Духовная система индустриального общества характеризуется реформацией церкви, развитием естествознания и технического знания, становлением массового образования, возникновением массовых СМИ и науки. Новая религия, философия Галилея, Бэкона, Декарта, естественные науки изменили духовный климат постреформационной Европы.
Постиндустриальное общество
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Отличительные черты постиндустриального общества:
-переход от производства товаров к экономике услуг;
-возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
-главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
-контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
-принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
-Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Основные пути общественного развития

Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер


Какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

Революция

Коренное качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества, познания. Носит скачкообразный характер перехода к новому качественному состоянию

В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация»


Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях



Общественное развитие связано с процессом модернизации


кратковременные

Февральская революция 1917 года в России

долговременные

Неолитическая революция – свыше трех тысяч лет, промышленная революция – 18 – 19 века


Модернизация - процесс перехода от традиционного аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Также это процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» формами


прогрессивные

регрессивные (реакционные)


Общество находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Реформы связаны с эволюционными изменениями общества. Социальная революция отличается от них тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Сегодня она не провозглашается обязательной закономерностью решения назревших исторических задач, поскольку революция не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. В современных условиях существует практика перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе . Модернизация - усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизация - это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития. Классические теории модернизации описывают «первичную» модернизацию, исторически совпадавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная» или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно-европейской либеральной модели. Парадигма «модернизации» основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются:

а) развитой или «современной» может считаться только страна со значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием при высоком валовом внутреннем продукте и с широким использованием неорганических (неживых) источников энергии, верой общества в силу рационального научного знания как основы прогресса, изобилием промышленных и пищепродуктов, потребительских товаров; высоким уровнем и качеством жизни; развитыми управленческими и политическими структурами; развитой профессионально-отраслевой структурой высокомобильного населения, занятого преимущественно в промышленности, науке и сфере обслуживания; большим удельным весом «среднего класса» в системе социальной стратификации и т.д.;

б) те общества или страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к «традиционным», либо к «переходным»;

в) образцом развитости, «модернизированности» являются западные страны, поэтому сама теория «модернизации» нередко именуется и теорией «вестернизации»;

Типология обществ – классификация обществ по их ведущему признаку. Например, по наличию письменности – дописьменные и письменные, по уровню социальной дифференциации – простые и сложные, по формационному признаку – первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, по уровню развития – развитые, развивающиеся, отсталые, по технико-технологическому фактору – традиционное, индустриальное и постиндустриальное

Вопросы сравнения

Традиционное аграрное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное информационное общество

Взаимодействие с природой

Приспособление и подчинение общества природным условиям.

Использование природных богатств, нарушение экологического баланса, «победа» над природой.

Замена природных материалов искусственными, решение экологических проблем, стремление к коэволюции

Воздействие на природу

Локальное, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

Основа экономики.

Натуральное сельское хозяйство.

Промышленность, крупное машинное производство.

Преобладание сферы услуг, информационные технологии.

Черты производства

Ручной труд

Широкое применение механизмов и технологий

Автоматизация производства, компьютеризация общества

Основной продукт

Промышленные изделия

Характер труда

Индивидуальный

Преимущественно стандартная деятельность

Резкое повышение творческого начала в труде

Занятость населения

Сельское хозяйство – около 75%

Сельское хозяйство – около 10%, промышленность – около 85%

Сельское хозяйство до 3%, промышленность – около 35%, услуги – около 66%

Главная ценность.

Сила, земля, власть.

Знания, личные таланты, информация.

Основа экспорта

Продукты производства

Взаимодействие со странами

Несущественное

Тесная взаимосвязь

Открытость общества

Властные отношения.

Народ лишен власти. Власть у государства, армии, церкви.

Народ имеет доступ к власти через демократические институты. Власть у корпораций, бизнесменов.

Широкое развитие демократии, усиление роли «профессиональных политиков» из-за роста аполитичности.

Социальная структура.

Большинство населения – сельское. Жесткая сословная иерархия.

Рост городского населения, увеличение средних слоев и социальной мобильности.

Преобладание городского населения, стирание классовых различий, большинство общества – средние слои.

Социальные нормы.

Коллективизм, общинные принципы, нарушение прав личности.

Индивидуализм, защита прав личности через господство права и закона.

Осознанное добровольное ограничение индивидуализма; в системе права защита интересов личности приоритетна.

Духовная сфера

Господство религии, образование доступно лишь избранным, изменения происходят медленно.

Ограничение роли религии, появление атеизма. Массовая грамотность и образование. Развитие науки и техники.

Огромная роль науки и технического прогресса. Образование разноуровневое, непрерывное. Глобализация культурных процессов.

Данная типология была разработана в традициях цивилизационного подхода к обществу и ставит во главу угла критерий модернизации. При этом общество первобытных охотников и собирателей рассматривается как предцивилизационный этап развития человечества, экономике которого свойственны присваивающий, а не производящий характер, господство общиной собственности и влияние родо-племенных связей.

Самостоятельная работа

Задание 1. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества 1) индустриального 2) традиционного 3) массового 4) постиндустриального.

Задание 2. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ? А) В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость. Б) Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Задание 3. Какая из приведенных ситуаций отображает этические ценности, характерные для традиционного общества? 1) Предприниматель действует инициативно, открывая фабрику в густонаселенной сельской местности. 2) В обращении к прихожанам священник провозгласил успешность в коммерческих делах проявлением божьего расположения к человеку. 3) Крестьянин трудится вместе с семьей на своем наделе земли для того чтобы обеспечить себя продуктами, практически ничего не вынося на рынок. 4) На предприятии созданы творческие группы, занимающиеся разработкой нового продукта, как правило, они задерживаются и после рабочего дня, работают сверхурочно.

Задание 4. Широкое использование внеэкономического принуждения к труду является характерной чертой общества 1) индустриального 2) традиционного 3) гражданского 4) постиндустриального

Задание 5 . Арабский историк писал о нашествии монголов: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества...» И в самом деле, вторгаясь в богатые, цветущие страны, монгольские всадники вытаптывали возделанные поля, разрушали и сжигали селения и города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей - прежде всего ремесленников, женщин и детей - превращали в рабов. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером? 1) стагнация 2) эволюция 3) модернизация 4) деградация

Задание 6. Переход к индустриальному обществу связан с 1) осознанием необходимости бережно относится к природным ресурсам 2) высоким уровнем развития науки и техники, способствующим осуществлению промышленного переворота 3) созданием единого информационного пространства 4) компьютеризацией производства

Задание 7. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) интенсивное развитие инфраструктуры 2) компьютеризация промышленности 3) преобладание патриархального типа семьи 4) светский характер культуры

Задание 8. Революция как форма социальных изменений 1) всегда связана с изменением территориально-государственного устройства 2) направлена на преобразование некоторых сторон жизни общества 3) как правило, осуществляется по инициативе власти 4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.

Задание 9. Верны ли следующие суждения о путях развития общества? А) Постепенные частичные изменения в обществе, в результате которых система приобретает новые качественные или количественные свойства, элементы, свидетельствует об эволюционном пути развития общества. Б) Эволюционные изменения могут носить как сознательный, так и стихийный характер, а революции организуются сознательно. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Задание 10. Какая из ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе? 1) Жители поселка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров 2) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня 3) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику. 4) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела

Задание 11. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу? 1) информатизация общественной жизни 2) высокий авторитет научного знания 3) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом 4) замедленный темп общественного развития

Задание 12. В обществе Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, выдвигается на первый план сфера услуг, возрастает удельный вес «среднего класса» в составе населения. К какому типу относится общество Z? 1) индустриальному 2) постиндустриальному 3) традиционному 4) аграрному

Задание 13. В ходе дискуссии один из участников сделал вывод о некомпетентности оппонента, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных характеристик вызвала критику? 1) сословная структура общества 2) рост количества крупных промышленных центров 3) преобладание семей нуклеарного типа 4) высокий уровень социальной мобильности.

Задание 14. П.Я Чаадаев писал: «Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами - Запад и Восток, обладает еще третьей стороной». Бремя такого доказательства взяли на себя 1) западники 2) славянофилы 3) натурфилософы 4) идеалисты

Задание 15. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют постиндустриальное общество. Найдите два термина выпадающие из общего ряда 1) наука 2) промышленная революция 3) информация 4) глобализация 5) традиционализм 6) Интернет

Задание 16. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют индустриальное общество. Найдите эти два термина 1) массовая культура 2) переход от ручного труда к машинному 3) цеховая организация промышленного производства 4) частная собственность 5) касты 6) классы 7) экологический кризис 8) права и свободы человека

Задание 17. Классическим примером традиционной цивилизации является древнеиндийское общество. Найдите характеристики данного типа цивилизации 1) большую роль в жизни людей играет община, в собственности которой находится земля и ирригационные сооружения 2) высокий уровень социальной мобильности 3) кастовая стратификационная система 4) высокий уровень развития промышленного производства 5) господство религиозного мировоззрения 6) развитой институт прав и свобод человека

Задание 18. Установите соответствие между путями развития общества и их примерами

ПРИМЕРЫ ПУТИ РАЗВИТИ ОБЩЕСТВА

    отмена крепостного права в 1861 году

    события октября 1917 года в России А) революционный

    период перестройки

    реформы П.А.Столыпина Б) эволюционный

    период индустриализации

    якобинская диктатура во Франции

Задание 19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски.

«Первый тип цивилизаций - _____ (А) общества. Он представлен многими государствами Африки и Азии. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на ____ Б) к природе, а не её целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на _____ В). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ____ Г), а также обычаи и традиции. Большую роль в жизни людей играла _____ Д), в собственности которой находилась земля, ирригационные сооружения. Экономика таких обществ носит ____ Е) характер».

Список слов: 1) постиндустриальные 2) община 3) традиционные 4) религия 5) приспособление 6) индустриальные 7) интенсивный 8) самосозерцание 9) экстенсивный

Задание 20. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски.

«По мнению А. Тоффлера, 300 лет назад в Западной Европе произошла ____А). На смену аграрному (традиционному) обществу пришло ____Б). Человечество по-новому начинает воспринимать _____ В) – как поток, который нельзя остановить. В то же время его можно потерять, потратить зря. У человечества появляется ___ Г), но одновременно возникает проблема риска, ответственности. Важным процессом является ___Д) – рост городов, связи личного типа преобразуются в разнообразные связи с разнообразными социальными группами. Зарождается представление о ____ Е). В экономической сфере господствует ____ Ж)». Список понятий : 1) индустриальный 2) частная собственность 3) промышленная революция 4) аграрная революция 5) урбанизация 6) время 7) право выбора 8) индустриализация 9) права человека 10) государственная собственность.

Задание 21. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски. 1) направленность 2) социальные изменения 3) процесс 4) потребности 5) эволюция 6) информация 7) общественный прогресс 8) социальная революция 9) благосостояние

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы _____ А): эволюция и революция. Учёные называют _____ Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе _____ В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о _______ Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею ____ Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального _____ Е) и духовного развития».

Задание 21. Назовите три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

Задание 22. «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем непохожа на ту, которую они хотели сделать» - писал Ф. Энгельс. Что он, по-вашему, имел в виду? «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)*

Задание 23. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера» . Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения.

Задание 24. «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли) «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас). Раскройте смысл высказываний.

Задание 25. Испанский социолог М. Кастелье вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый?

Задание 26. «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих». (С. Лем)*

Задание 27. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума.

В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.

За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно-политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.

Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал).

(Ю.А. Красин)

С1. Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

С3 Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

С4. Опираясь на обществоведческие знания, текст и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации. (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие – к негативным, иначе ответ не будет засчитан)

Лист ответов

1 – 2 2 – 1 3 – 3 4 – 2 5 – 4 6 – 2 7 – 3 8 – 4 9 – 3 10 – 1 11 – 4 12 -2

13 – 1 14 – 2 15 – 2,5 16 – 3,5 17 – 1,3,5 18 – 1Б 2А 3Б 4Б 5Б 6А 19 – А3 Б5 В8 Г4 Д2 Е9

20 – А3 Б1 В6 Г7 Д5 Е9 Ж2

25. Социолог подчеркивал усиление и значение человеческого фактора в производстве