Старинная письменность. Древняя письменность


Уже не первый год определённые силы навязчиво распространяют идею о том, что Велесова книга является фальшивкой. Даже сделанная Миролюбовым в 1942 году фотография одной из дощечек древней книги (в то время, когда отсутствовали компьютеры с их невероятными возможностями и создать фальшивку подобного уровня было просто невозможно) воспринимается ортодоксальной наукой отрицательно. За рубежом о Велесовой книге предпочитают «скромно» молчать, вернее - «скромно» замалчивают само существование этого документа, рассказывающего о нашем прошлом.

В чём же причина такой, можно сказать, чрезмерной осмотрительности? Ответ на этот вопрос, как это ни «странно», очень прост. Велесова книга отражает прошлое славян более чем за двадцать тысяч лет. Последняя запись в ней сделана волхвом в середине-конце десятого века в современном летоисчислении. Примерно в то время на землях Киевской Руси, неожиданно ставшей самой западной провинцией евразийской Империи (после бунта и отделения более западных провинций), начались для наших предков тяжёлые времена.

По ведическим представлениям, это начало последней, самой тяжёлой Ночи Сварога, которая окутала Мидгард-Землю своим мрачным покрывалом на семь кругов жизни - на 1008 лет - начиная с лета 6496-го от сотворения мира в Звёздном храме (по древнему летоисчислению).

У многих может возникнуть вопрос, что же такое эти Дни и Ночи Сварога? Это - тема отдельного большого разговора, и я постараюсь, если у меня будет такая возможность, разъяснить своё видение вопроса, а сейчас остановлюсь на нескольких любопытных моментах, с которыми пришлось столкнуться лично во время моих поисков своей Жар-птицы событий прошлого.

Когда относительно недавно мне попалась на глаза информация о Велесовой книге, я с удивлением узнал, что Юрий Петрович Миролюбов (1892-1970), сделавший знаменитую фотографию одной дощечки в Бельгии в 1942 году и срисовавший остальные, жил и работал в Сан-Франциско. Я отправился в Русский музей города Сан-Франциско, но в нём архивов Миролюбова не оказалось.

Его архив был доступен только в библиотеке Института Гувера, куда я со своим другом и отправился. В архиве этой библиотеки мне удалось найти нужные мне материалы. Пока я заказывал микрофильмы архива Миролюбова, один из студентов-американцев спросил меня о том, неужели я верю информации о книге Велеса?

Подобный вопрос меня и удивил, и возмутил. Фотографии 1942 года с реальной дощечки для доказательства достоверности книги Велеса недостаточно, в то время, как отсутствие каких-либо доказательств достоверности современной версии «истории» не беспокоит практически никого.

Все «древние» книги, на которых строится современная история, - печатные книги пятнадцатого столетия. По существующей «официальной версии» истории, они представляют собой «точные копии» древних манускриптов, которые все практически одновременно сгорели вместе со всеми библиотеками древностей по всему миру, но так «своевременно» снятые копии, все до одной, сохранились в целости и сохранности. Подобная «липа» почему-то сомнений ни у кого не вызывает, а подлинная фотография 1942 года подвергается сомнению.

Существование двойных стандартов - далеко не новость, но почему большинство, те, кого эти двойные стандарты обкрадывают и духовно, и культурно, смиренно молчат? Нам так долго вбивали в головы мысли о примитивности всего русского, нас чужеземцы «учили» говорить на нашем родном языке, для «улучшения» оного выбрасывали «ненужные» буквы из русского алфавита, изменяли произношение слов и их написание, заменяли одни (истинные) значения слов на удобные им.

Многие даже не замечают всего этого, принимают, как само собой разумеющееся. Всё для всех является столь привычным, что мы не замечаем даже прямого унижения. Взять хотя бы слово русские. Кто-то может спросить: почему же оскорбительно называть русских русскими?!
Давайте не спешить с выводами и задумаемся. Как это сделала моя жена Светлана, обратив моё внимание на слово русские. Сначала я не понял, где здесь «зарыта собака», пока она не произнесла нескольких слов... Только тогда мне всё стало понятно.

В отношении любого другого народа всегда говорят: человек - англичанин, а его язык - английский. Аналогично: француз - французский, немец - немецкий, китаец - китайский, литовец - литовский, украинец - украинский и т.д. На вопрос «Ты кто?» ответом всегда служит существительное, а на вопрос о языке, на котором этот человек говорит, ответ всегда - прилагательное. И это - логично: язык, на котором говорит человек, действительно прилагается к нему, а не наоборот.

Только в отношении нас, русских, почему-то сделано «исключение». На вопрос, каков твой язык, мы говорим: русский, а на вопрос, кто ты по национальности, отвечаем точно так же: русский. Существительное заменили на прилагательное. Даже на языковом уровне, на уровне подсознания нам внушили мысль о нашем «приложении» ко всем остальным, мысль о нашей несостоятельности и ничтожности.

Фактически идёт война - война на всех фронтах, в том числе и на психологическом, и на языковом, и на генетическом. И не одну тысячу лет. Правильные слова пробуждают генетическую память, ложные слова или искажённые понуждают эту память спать. И невольно возникает вопрос: кому и для чего это нужно - искажать самоназвание народа?! Стоит задуматься над этим вопросом, и ответ приходит практически мгновенно.

Замечу, что мы - русы, а не русские. На вопрос, кто человек, правильно ответить - рус, а его язык - русский. И тогда всё становится на свои места. Кто-то может сказать: что в лоб, что по лбу. Стоить ли городить из-за этого огород?! Считаю, что стоит.

Во-первых, для открытия своей генетической памяти. Предлагаю произнести: «Я - рус» и прислушаться к себе. Может быть, не с первого раза, но генетически русский человек ощутит внутреннюю вибрацию, а при произношении «Я - русский» никакой вибрации не возникнет, в ощущениях только пустота.

Каждое слово создаёт определённый качественный резонанс с телом и сущностью говорящего. Одно слово может пробудить спящую генетику, другое, даже очень близкое, но имеющее совершенно другое предназначение, оставит эту генетику «спать» дальше. Получается, что кто-то стоящий «за кулисами», прекрасно понимал всё это и целенаправленно способствовал искажению самоназвания народа.

Даже в искажённом варианте истории, который нам вбивали в головы с детства, Киевская Русь называлась Русью, так же, как и Московская Русь. Именно так назывались земли русов - Русью. А какая это Русь - вопрос второй. Только с приходом к власти прозападно настроенной династии Романовых, и то не сразу - при Петре Алексеевиче - самоназвание Русь заменили на нейтральное Россия.

Правителям западноевропейских государств это было только на руку. Практически все европейские страны (да и не только европейские) относительно недавно были окраинными провинциями ведической Империи и правили в них династии русов. С середины V века в этих провинциях произошли «революции», организованные кругами, которые издревле называют «тёмными силами», и к власти пришла новая знать, для которой любое упоминание царского рода русов вызывало ощущение незаконности их нахождения на троне. Именно поэтому-то и горели древние библиотеки по всему континенту. По той же причине династия Романовых уничтожала любые следы воистину великой культуры русов.

И ещё один момент. Доводилось не раз слышать мнение лингвистов о славяно-арийском руническом письме. Увидев сходство славяно-арийских рун с китайскими и египетскими иероглифами, эти «эксперты» немедленно заявляют о фальсификации славяно-арийских рун.

Подобные умозаключения, по крайней мере, несколько странны. Похожесть славяно-арийских рун не обязательно говорит об их фальшивости. По крайней мере, также правомочно заявление о том, что и китайские, и египетские иероглифы являются видоизменёнными, искажёнными славяно-арийскими рунами. Но почему-то этот вариант даже не рассматривается. Кроме того, некоторая похожесть китайских и египетских иероглифов на славяно-арийские руны, наоборот, говорит об их первичности. И, если немного подумать, это умозаключение становится логичным и единственно возможным.

Руны наших предков содержат в себе несколько уровней информации, каждый из которых открывается, в зависимости от того, какие руны стоят до и после. Поэтому смысл текста, при переводе на разговорный язык, меняется от положения данной руны в манускрипте.

Надёргать китайских и египетских иероглифов и из этого «винегрета» сделать рунический алфавит просто невозможно. Значение рун сильно отличается от значений китайских и египетских иероглифов. А, кроме того, необходимо помнить о трёх (если мне не изменяет память) «ревизиях» китайских иероглифов, когда все книги, написанные «старыми» иероглифами, полностью уничтожались, и всё культурное достояние прошлого Китая писалось заново новыми иероглифами. Подобное происходило трижды.

Так называемые, иньские письмена получили своё дальнейшее графическое «развитие» в виде головастикового письма, которое использовалось в начальный период династии Джоу (1066-771 гг. до н.э.). Письменность в эпоху Джаньго получает название стиля дачжуань - почерк больших печатей. А после объединения Цинь Шихуаном разрозненных царств в единую империю, император приказал своему первому министру Ли Сы произвести «стандартизацию» письма. Новый стиль письма получил название сяочжуань - почерк малых печатей. И каждая «модернизация», естественно, сопровождалась уничтожением книг «старого» стиля и переписыванием всего в «новом» стиле.

В связи с этим, возникает вопрос: кто и для чего «подчищал» прошлое? Для чего было необходимо уничтожать старые книги, и что такого было в этих книгах, чтобы проделывать подобное три раза, всё дальше и дальше удаляясь от первоначального вида иероглифов? А не были ли изначальные иероглифы славяно-арийскими рунами? Аналогично дело обстоит и с египетскими иероглифами.

И вновь не стоит спешить с обвинениями в притягивании фактов за «уши» к выгодным (в данном случае мне) умозаключениям. Желающих хотелось бы отправить к изучению истории Древнего Китая. Согласно китайской (а не моей) легенде, китайская цивилизация началась с того, что к ним с севера прилетел на небесной колеснице Белый Бог по имени Хуан Ди, который и научил их всему: от возделывания рисовых полей и построения дамб на реках до иероглифического письма. Оказывается, иероглифы были переданы представителем высокоразвитой цивилизации, лежащей к северу от Древнего Китая.

А теперь немного пояснений. Хуан - старое арийское имя, которое до сих пор довольно-таки широко распространено в испаноговорящих странах. Ди - племена белой расы, жившие к северу от Древнего Китая. Племена ди - динлинов - были хорошо известны жителям Древнего Китая. Сложность произношения для китайцев слова «динлины» привела к сокращённому его варианту - ди.

В старых китайских хрониках очень много упоминаний о племенах ди. Ещё в III тысячелетии до н.э. племена ди в китайских летописях отмечались, как коренные жители страны. За три тысячи лет одна часть динлинов была истреблена, как нередко бывало в те крайне жестокие времена, другая бежала, а третья смешалась с китайцами. Кстати, последний стиль письма - кайшу, дошедший до наших дней без каких-либо серьёзных изменений, окончательно сформировался в период Троецарствия (220-280 гг. н.э.) - практически тогда же, когда племена ди были вычеркнуты из «книги жизни». Три тысячи лет войн сделали своё дело, была уничтожена сама память о динлинах.

Относительно недавно появилось ещё одно неопровержимое доказательство первичности славяно-арийских рун. Это доказательство имеет «каменный» фундамент и в прямом, и в переносном смысле. Когда в июле 1999 года профессор Башкирского государственного университета А.Н. Чувыров нашёл в деревне Чандар каменную рельефную карту высокоразвитой цивилизации, то на ней обнаружил надписи, сделанные на иероглифо-слоговом языке неизвестного происхождения.

Надписей было много, и сначала думали, что они сделаны на древнекитайском языке, но просмотр редких книг из пекинской императорской библиотеки и встреча профессора Чувырова с коллегами из Хунаньского университета окончательно похоронили версию о «китайском следе». Экспертиза китайских учёных однозначно показала, что фарфор, входящий в состав плиты, в Китае никогда не использовался. Также ничего не дали и попытки расшифровать надписи на каменной плите.

Надписи на «допотопной» плите, выполненные славяно-арийскими рунами, никак не могут быть фальсификацией китайской или египетской письменности. Так что, тут для исследователей кроется ещё множество тайн.

От редакции. Гипотеза о наличии у славян рун (р`уницы) до появления кириллицы высказывалась рядом исследователей, начиная с XIX века. Руницу порой именуют письмом «черт и резов», хотя убедительных доказательств в пользу этой версии пока не представлено. О существовании каких-то знаков для письма и гадания («черты и резы») у древних славян писал Черноризец Храбр (средневековый болгарский писатель, конец IX начало X в.). В его «рассказе о создании славянской письменности» есть такая фраза: «...погани не имаху письмен, но чертами и резами читаху и гадаху...»

Некие «письмена», которыми пользовались славяне, упоминают и некоторые другие авторы (X-XI вв.): Ибн Фадлан, Ибн-Эль-Недим, Титмар Мерзебургский. Последний, при описании принадлежащей западным славянам крепости-храма Ретры (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген отмечал, что на каждом из имевшихся в славянском святилище идоле было вырезано имя божества.

В 1985 году вологодский археолог-краевед И.Ф. Никитиниский исследовал Тиуновское святилище, расположенное в Тарногском районе Вологодской области (бассейн реки Кокшенги). Там находится огромный валун с высеченными на нём картинами и надписями. Он считается местными жителями священным. Под одним из древнейших изображений обнаружены несколько символов, напоминающих руническое письмо. Надпись прочитать не удалось.
Нынешним убеждённым сторонником наличия у наших предков (до появления кириллицы) письменности является доктор философских наук Валерий Чудинов, основатель и директор Центра древней славянской письменности и культуры (неоднократно выступал с публикациями в «Красной звезде»).

Александр Ходилов

Чёрная книга молитв Марии Сфорцы. 1466-1476 гг. Миниатюрист Филиппде Мацерольес. Книга создана в Брюгге для герцога Бургундского Карла Лысого. Чёрная бумага, золото,серебро

Письменность, как уже говорилось, - один из главных признаков появления цивилизации, демонстрирующий общий уровень развития культуры. Письменность может возникнуть лишь в обществе, которое «доросло» до сознания необходимости хранения информации в форме, неподвластной искажениям - в отличие от устной речи. Первые письменные памятники - это надписи владельцев предметов на печатях-пломбах, посвящения богам, финансовые отчёты первых государственных чиновников. Более поздние - летописи и памятные надписи царей и знатных людей.


Школьная тетрадь. Египет. Деревои краска

Письменность не только признак цивилизации вообще. Это, прежде всего показатель уровня самостоятельности культуры. Пользуясь заимствованным письмом, народ составляет единое цивилизационное пространство с другим народом или народами, подвергается его культурному влиянию. Если же какое-то время господствует собственная система письма, значит, цивилизация возникла обособленно, пусть позднее, и подверглась внешнему воздействию. Единство системы письма позволяет очертить границы цивилизации. Так, западноевропейскую цивилизацию Средних веков позволительно называть латинской. У всех народов Западной Европы тогда в ходу был латинский алфавит, сохраняющийся у них и по сей день. Более того, в Средневековье распространение алфавита сопровождалось распространением латинского языка в качестве языка литературы и официальных документов. В древности на Ближнем Востоке подобной общей письменностью долго была месопотамская клинопись, а затем ещё шире разошлось родившееся в Сирии арамейское письмо. Причём последнее также распространялось вместе с языком.

С появлением письменности люди древности начинают «говорить» с исследователем живыми голосами. Многие элементы ушедшей реальности, о которых можно было лишь догадываться, теперь чётко и в буквальном смысле прописаны в источниках. История начинает излагаться, и изложение, созданное современниками, без искажений попадает в руки современного специалиста. Значение письменных памятников для изучения истории столь велико, что предшествующая её возникновению эпоха нередко называется доисторией.


Клинописная надпись из дворца Дария I. Персеполь. VI в. до н. э.

Но появление письменности ни в коей мере не умаляет значения вещественных памятников и труда археолога. Да, толкование многих археологических находок облегчается существованием письменных данных. Но ведь и сами древнейшие письменные памятники стали известны только благодаря археологам. Самые ранние рукописи из европейских библиотек и архивов относятся лишь к III-IV вв., хотя нередко и являются копиями более древних. Огромную массу древнейших письменных памятников доставляет так называемая эпиграфика - наука о надписях на камне и различных предметах, иными словами, о надписях, сделанных нетрадиционным инструментом на нетрадиционном писчем материале. Многие из них сохранились до наших дней и не нуждались в поисках, но большинство всё же обнаружили археологи в разных точках земного шара. В результате археологических раскопок в руках учёных оказались глиняные таблички из Западной Азии, а также папирусы из Египта, рукописи на бычьей коже (пергамене), относящиеся к рубежу новой эры.


Пиктограммы и символы индейцев апачи. XIX в.

Именно благодаря археологическим находкам была воссоздана история древнейших цивилизаций.

Найденные же археологами рукописи рубежа новой эры, помимо прочего, доказали безусловную подлинность тех памятников древнегреческой и древнеримской литературы, которые сохранились в копиях Средних веков. Сейчас установлено как достоверный факт - в древнейших центрах цивилизации письменная традиция не прерывалась с конца IVтысячелетия до н. э.

Человек, конечно, ещё задолго до появления письменности ощущал потребность в сохранении информации. За века в том или ином роде, племени накапливалось столько нужных сведений, что память устных рассказчиков уже их не вмещала. Это стало причиной возникновения пиктографии - «рисуночного письма». Пиктография ещё не собственно письменность. Пиктографическая летопись, например, представляет собой цепочку рисунков, каждый из которых изображает какое-нибудь знаменательное событие из жизни племени. Глядя на такое полотно, хранитель преданий вспоминал последовательность фактов, о которых должен поведать. Со временем рисунки становятся всё более простыми и схематичными, символическими. Так, в «рисуночной летописи» североамериканских индейцев изображение лебедя с опущенной в воду головой означало год смерти вождя по имени Лебедь. Появляется так называемая фразография - при этой системе «рисуночного письма» отражается уже целостный текст, где каждому предложению соответствует особый рисунок.


Папирус. «Книга мёртвых» с изображением жреца бога Амона. Египет

Наиболее развитые в культурном отношении народы мира в конце неолита переходят от пиктографии к идеографии, или иероглифике. Идеография уже система письма в собственном смысле слова. В ней целый текст чётко и недвусмысленно передаётся через идеограммы - закреплённые знаки того или иного значения. В отличие от современных букв идеограммы, однако, обозначали не звуки, но целые слова или корни слов, а также числа. Для записи имён собственных использовались, как правило, сочетания подходящих по звучанию или смыслу идеограмм. Другое название идеограмм - «иероглифы» («священная резьба») - восходит к древним грекам. Так они называли таинственную для них египетскую письменность, которая в последние века до новой эры была понятна только местным жрецам.

Практически каждый очаг самостоятельного становления цивилизации обладал собственной системой иероглифического письма. Однако кому принадлежит пальма первенства, учёные до сих пор не установили. Ясно лишь, что иероглифика зарождалась в разных, даже соседних областях независимо друг от друга.


Глиняная клинописная табличкаиз Месопотамии

Древнейшей многие учёные считают письменность древних жителей Месопотамии шумеров, известную со второй половины IV тысячелетия до н. э. Но шумеры ли были её создателями? Сейчас всё больше доказательств того, что Месопотамия не является родиной «своей» письменности. Символические «рисуночные» знаки, сходные по начертаниям с шумерскими иероглифами, находят на сосудах культур Малой Азии и Балкан VII-VI тысячелетий до н. э.

В древнем захоронении конца VI-V тысячелетия до н. э. на территории Румынии, в Тэртэрии, обнаружены глиняные таблички с иероглифами. Находка крайне загадочна. Письменность табличек напоминает шумерскую (хотя и не полностью совпадает с ней). Материал - глина - и форма табличек также вполне «шумерские». Но написаны они явно не на шумерском языке и относятся ко времени намного старше самых древних памятников Шумера. По поводу таинственных табличек высказано немало предположений. Некоторые учёные, например, считают, что таблички гораздо моложе погребения. В любом случае пока неясно, как толковать эту находку. Однако последние исследования в самой Месопотамии позволяют сделать вывод, что письменность отнюдь не сразу стала «шумерской» и распространялась с севера. Тэртэрийские же таблички, если их дата верна, являются древнейшим в мире письменным памятником.

По мере развития месопотамской письменности знаки её, сначала вполне «рисуночные», всё более упрощались. Этому способствовало то, что они с III тысячелетия до н. э. выдавливались на глине с помощью примитивного клинообразного инструмента. Отсюда название «клинопись». Клинописное изображение естественным образом уходило от «рисуночной» точности, не передавая уже подлинного облика предмета, стоящего за корнем слова (скажем, фигуры землепашца или человеческой головы). Упростившись, письмо стало доступно для передачи слов и слогов иностранного языка. Клинопись заимствуют многочисленные народы Ближнего Востока. При этом некоторые из них до того имели собственную систему иероглифики. Свои иероглифы были у эламитов на юго-западе Ирана, у хаттов в Малой Азии.


Египетская погребальная стела с изображением жертвенных подношений богу Осирису

В Египте иероглифическое письмо возникло также в IVтысячелетии до н. э. и просуществовало без особых изменений до начала новой эры. Здесь главными материалами для письма были камень и папирус. Значки вырезались или рисовались, сохраняя при этом свою «рисуночную» точность изображения и сложность. Потому-то египетское письмо не воспринималось у соседних народов, а потом постепенно забылось и в самом Египте, став частью «священного» жреческого знания.

Собственными системами иероглифов обладали и другие очаги древнейших цивилизаций. Так было в тысячелетиях до н. э. в долине Инда (так называемое протоиндийское письмо), а во II-I тысячелетиях до н. э. в Южной Аравии.

Древнейшей письменностью Европы (если не считать загадочных табличек из Тэртерии) являлось так называемое минойское иероглифическое письмо (см. статью «Бык и лев: крито-микенская цивилизация»). Его немногочисленные памятники разбросаны по островам Эгейского моря, Криту и Кипру. Самый известный, с которым, собственно, и связано открытие письма, - диск с круговой надписью из критского Феста. На смену этой письменной системе пришло «линейное письмо» древнейших греческих цивилизаций. В нём использовались уже не идеограммы, а геометрические условные значки, обозначавшие слоги. Подобное переходное к алфавиту слоговое письмо известно и некоторым другим народам Средиземноморья.

Самая распространённая и дожившая до наших дней система иероглифического письма - китайская. Она зародилась во И тысячелетии до н. э. и прошла долгий путь исторического развития. Китайская иероглифика с самого начала отличалась простотой и схематичностью начертаний и была быстро приспособлена для передачи слогов. Кроме того, ввиду замкнутости и самобытности китайской культуры здешним иероглифам не пришлось соперничать с алфавитами. Китайская идеография не только сохранилась, но была воспринята в Средние века и соседними народами: вьетнамцами, корейцами, японцами. В Японии до сих пор пользуются одной из разновидностей китайской письменности. Однако всё же китайская идеографическая письменность не была на Дальнем Востоке единственной. В 70-х гг. XX в. памятники самостоятельной иероглифической системы II - I тысячелетий до н. э. обнаружили китайские археологи к югу от реки Янцзы, где в древности жили предки тайских и вьетских племён.


Утагама Кунисада. Праздник живописи и каллиграфии в чайном доме Манпаширо. 1827 г.

Собственное иероглифическое письмо существовало и у индейских цивилизаций Древней Америки. Древнейшее - ольмекское появилось в Мексике во II - начале I тысячелетия до н. э. К ольмекской письменности восходят иероглифы других индейских народов Центральной Америки: майя, миштеков, сапотеков. В Южной Америке в начале IIтысячелетия н. э. собственную иероглифику (келька) создали индейцы-аймара. Но в XVв., когда государство аймара покорили инки, все письменные памятники, свидетельствовавшие о величии прежней культуры, были уничтожены завоевателями. До нас дошли лишь три небольшие надписи келька, относящиеся ко времени до XVI в.

Центром дальнейшего развития письма от идеографии к алфавиту стали земли по восточным и северовосточным берегам Средиземного моря. Именно здесь возникали линейные и слоговые системы письма, уже значительно более простые, чем громоздкие, из многих тысяч знаков, иероглифические письменности. Самый развитый из «морских» народов Ближнего Востока - финикийцы (жили на территории Ливана) в конце IIтысячелетия до н. э. создали первое алфавитное письмо. В нём каждый знак соответствовал определённому звуку. Алфавитный текст гораздо длиннее иероглифического, однако знаков в нём в сотни раз меньше, потому заучить их гораздо легче.

К финикийскому алфавиту восходят все многочисленные ныне системы алфавитного письма, в том числе древнегреческая. В Греции появилось и само слово «алфавит» - оно происходит от названия первых букв «альфа» и «бета» (в Средние века «вита»). От греческого алфавита произошли самые распространённые в средневековой Европе системы письма - латинский алфавит и славянская кириллическая азбука, которой пользуются и в России.


Кодекс Борджа. Библиотека Ватикана. XIII в.

Наличие письменных памятников немало проясняет для историка в прошлом. Но они ставят и немало трудных вопросов. Многие древние памятники написаны не просто на «мёртвых», но на совершенно неизвестных в современном мире языках. Другие (скажем, древнеегипетские иероглифические памятники) написаны на языке, в целом доступном для понимания. Но сама система письма давно умерла, и «доступность» эту ещё надо было установить. Итак, после находки памятника древнего письма археологом приходит очередь его «чтеца»-дешифровщика. Дешифровка неизвестных систем письменности давно стала важным направлением в языковедении.

Главным подспорьем для дешифровщика являются так называемые билингвы - памятники, в которых на двух языках или двумя письменными системами даётся один и тот же текст. Билингвы были довольно распространены на Ближнем Востоке, где параллельно существовали разные системы письма. Роль билингвы могут играть и словари, по тем же причинам активно создававшиеся в древних ближневосточных государствах. Подлинная удача для историка - находка трилингвы, т. е. совпадающего текста в трёх разнописьменных вариантах.

С трилингвы некогда началась расшифровка древнеегипетской письменности. В руки французского исследователя Жана Франсуа Шампольона (1790 - 1832) попала надпись на так называемом Розеттском камне. На этой базальтовой плите одна и та же надпись повторялась на греческом и древнеегипетском языках. При этом один вариант египетского текста был выполнен хорошо известным местным алфавитным письмом, а другой - загадочными для тогдашней науки иероглифами. Прочтение Розеттской надписи позволило определить основные черты иероглифического письма и расшифровать его.


Греческое письмо. Камень. Лувр. Париж. 475 г. до н. э.

Большое количество словарей, билингв и трилингв досталось археологам, проводившим раскопки в Месопотамии и других областях Передней Азии. Среди них особое место занимает трёхъязычная Бехистунская надпись, высеченная на высокой скале Бехистун близ города Хамадан в Иране. Эту памятную надпись о победах персидского царя конца VI в. до н. э. Дария I удалось прочесть английскому учёному Генри Кресвику Роулинсону (1810 - 1895). Она дала ключ к расшифровке клинописи древних цивилизаций Ближнего Востока. Закономерным итогом этой многолетней работы, восхождения по цепочке билингв и словарей, стало открытие неизвестного прежде и не родственного известным языка - шумерского.

В случае, когда в распоряжении учёных не оказывается билингвы, им приходится вести расшифровку письмен исходя из самих доставшихся текстов. Тогда внимательнейшему изучению подвергаются характер письма, состав текстов, сведения о культуре, их породившей. Если удаётся определить предполагаемый смысл хотя бы одного текста (например, часто повторяющееся перечисление двенадцати-тринадцати слов может быть обозначением месяцев), в руки учёных попадает так называемая искусственная билингва. Если же с её помощью тексты начинают читаться, причём не только самим первооткрывателем, значит, путь избран верный. Честь разработки этого метода принадлежит российскому учёному Юрию Кнорозову (1922-1999), занимавшемуся исследованием цивилизаций Центральной Америки. Разработанная им методика успешно применяется его учениками и последователями при изучении протоиндийского, минойского и рапануйского письма.

Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] Динин Жаклин

Древняя письменность

Древняя письменность

Шумерское письмо. Клинопись

Когда люди стали торговать друг с другом, возникла необходимость вести записи. Письмо изобрели древние шумеры в Месопотамии около 5500 лет назад. Самые ранние образцы письма представляют собой знаки, выцарапанные на каменных табличках. Позднее писцы стали писать на глиняных табличках, используя для письма тростниковую остроконечную палочку, которая называлась стилем. Самые древние записи сделаны не буквами, а изображениями. Такой способ письма был очень медленным, потому что каждому слову соответствовало отдельное изображение, и писцы должны были выучить более 2000 символических изображений.

Постепенно жители Месопотамии стали писать посредством символов. Такое письмо называется клинописью. Кончик стиля был заострен в форме клина, легко оставлявшего углубления в мягкой глине. Однако и в этой системе письма применялось более 600 символов.

Позже вместо изображений стали использовать клинопись.

Древняя надпись на глиняной дощечке сделана с помощью символических изображений (слева). Справа приведены два слова, каждое из которых записано обоими способами.

Писец записывает, сколько баранов и коз есть у крестьянина. Он пишет клинописью, и использует при этом стиль с концом, заостренным в виде клина. Способа записывать числа еще не существовало, так что люди считали на пальцах.

Древнее письмо было медленным и трудоемким делом, и лишь немногие могли писать или читать эти символы. Позднее люди осознали, что слова и слоги состоят из нескольких звуков, и каждый звук можно обозначить одной буквой. Обитатели Ханаана, страны на восточном берегу Средиземного моря, первыми придумали алфавит, известный как «семитическое письмо». Появились и другие способы письма. Так, финикийцы (см. Азия и Европа/Финикийцы) использовали алфавит, в котором были только согласные буквы. Его заимствовали греки (см. Древняя Греция), добавив гласные буквы. Это и было началом современного алфавитного письма.

Слово «алфавит» происходит от названий первых двух букв греческого алфавита «альфа» и «бета». Древние римляне (см. Древний Рим) создали латинский алфавит (тот самый, которым и сегодня пользуются многие языки) на основе греческого алфавита.

У китайцев (см. Азия и Европа/Древний Китай) никогда не было алфавита. При письме они пользуются многими тысячами символов, которые называются иероглифами.

Изобретение письма оказалось одним из поворотных моментов в истории человечества. Общество, в котором люди живут в городах, где есть разделение на профессии, например, ремесленника, писца, строителя, торговца, принято считать цивилизованным. Первые цивилизации возникли на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и Египте.

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

75. Письменность В течение многих столетий все умственное творчество еврейского народа заключалось в устных преданиях. Сказания о начале мира, образовании стран и народов, предания о прошлой жизни еврейского народа, его скитаниях, подвигах, войнах, о его героях, учителях

Из книги Страна древних ариев и Великих Моголов автора Згурская Мария Павловна

Из книги Новые материалы для новейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории Руссов до Рождества автора Классен Егор Иванович

ДРЕВНЯЯ ПИСЬМЕННОСТЬ СЛАВЯНО-РУССОВ, ТРОЯ, ТРОЯНЕ, ИЛИАДА, ОМИР Шлёцер, не обдумавши, утверждает, что Славяно-Руссы девятого века были номады. Не станем опровергать этого мнения голословно, но постараемся привести столько фактов, чтобы достаточно было для убеждения

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Письменность Главная загадка хараппской цивилизации - письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Письменность Одним из крупнейших культурных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, которая появляется в эпоху Урука, уже в начале IV тысячелетия до н. з. Как и все иные самобытно появившиеся у других древних народов системы письменности,

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Письменность Древнейшая гиероглифическая письменность Египта подобно шумерийской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. В эпоху архаики писец, для того чтобы

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Письменность Книга. Написанный текст передавался в зависимости от типа посланий, различных по своей природе, посредством мозаики, камня и рисунка на папирусе, пергамене и бумаге. Папирус в течение долгого времени выращивался только в Египте, и листки, подготовленные в

Из книги Друиды автора Леру Франсуаза

I. ПИСЬМЕННОСТЬ Трудно исследовать доктрину друидов, основанную на системе передачи табуированных знаний. «Доктрина» - слово даже слишком сильное, чтобы обозначить то немногое, что нам известно. К тому же, что скрывало за собой наименование «друидизм» в кельтской

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Письменность Славяне еще задолго до принятия христианства могли познакомиться с письменностью. Они приходили к грекам на черноморские рынки. После 106 года н. э. из Дакии начался наплыв римских торговцев, а когда в VI и VII веках славяне пришли на Балканский полуостров, им,

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Письменность Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.На плодородной низменности между Тигром и Евфратом, в Месопотамии, издавна жили шумеры – древнейший культурный народ мира.У шумеров, как и у

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Письменность Долгое время (до XIII и даже до XIV века!) наши предки использовали руническое письмо. Как правило - для записей культового характера, поэтому знатоками рун были профессиональные жрецы. На балтских диалектах их называли «вайделоты», на славянских - «волхвы»,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Письменность Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу. В сухих песках северной Африки до сих пор продолжают находить древние манускрипты. Сначала считалось, что на папирусе стали писать во времена Александра Македонского, то есть в IV веке до н. э. Но за

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Письменность Главная загадка хараппской цивилизации – письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Письменность Мы полагаем, что древние майя разработали самую передовую систему письменности во всей доиспанской Америке. Начальным стимулом для них должно было служить наличие зачаточной письменности на более древних скульптурных монументах в области майя и в

Из книги Великие культуры Месоамерики автора Соди Деметрио

Письменность Иероглифическая письменность.Использование чисел со значением в зависимости от занимаемой позиции.Сброшюрованные книги (кодексы). Исторические летописи и

Сегодня человеку не составляет труда отправить послание знакомым или близким. Практически каждый из нас может в силу наличия интеллекта написать сообщение, текстовое или электронное. Сложно представить, что были времена, когда письменности не существовало вообще. Казалось бы, что люди практически всегда умели читать и писать. Тем не менее это далеко не так.

В процессе исследования вопроса происхождения письменности появилось множество вопросов, например: где впервые появилась письменность, когда она появилась, каким образом люди её изобрели? Ответы на них все ещё вызывают много споров в научной среде, хотя учёные выработали специфические теории по этому поводу. Изучение письменности нужно начинать с Ближнего Востока. некогда существовавшие на этой территории, являются колыбелью мировой культуры как Запада, так и Востока. Но прежде чем рассмотреть историю письменности, нужно разобраться, какое значение несёт этот термин.

Значение слова «письменность»

С точки зрения лингвистики письменность - это особая система знаков, которая позволяет формализовать, передавать и фиксировать информацию с целью её дальнейшего использования и передачи. Другими словами, письменность - это данные, которые приобрели знаковую форму. Письменность не следует дифференцировать с человеческим языком, потому что она является подвидом этого феномена. Подобная теория появилась вследствие изучения человеческой психики. Когда мы пишем - мы думаем, тем самым производя знаковый перенос нашей речи. Такая характеристика не позволяет точно сказать, где и когда возникла письменность, однако историки все же нашли некоторые закономерности, что позволило создать определённые теории происхождения этого феномена.

Письменность народов Двуречья

Как возникла греческая письменность?

Возникновение письменности в Греции, колыбели западной культуры, связано с фактом появления греческого алфавита. Следует заметить, что греческий алфавит является заимствованным. Он был создан на основе финикийского, который греки приняли в IX веке до нашей эры. Алфавит состоял только из согласных букв, что являлось совершенно неподходящим для греческого языка. Поэтому греки буквально «разбавили» его несколькими гласными буквами. Уже в VII веке до нашей эры они научились писать, о чём свидетельствуют находки археологов. Самый древний текст, известный на данный момент, — это Дипилонская надпись. Существуют также теории о том, что греческая письменность возникла примерно в XVII столетии до нашей эры, но этому нет реальных исторических подтверждений. Итак, мы знаем, как возникла греческая письменность, а также египетская и месопотамская. Но существуют также исторические находки совершенно другой, европейской культуры письма.

Предпосылки возникновения славянской письменности

Где-то в V веке нашей эры происходит великое Вследствие этого масштабного миграционного процесса появилось множество всевозможных племён. Этот период отождествляют со временем, когда возникла славянская письменность. Незначительные племена понемногу развивались, и уже к концу IX века восточные славяне создали свое собственное государство, которое они назвали Киевская Русь. Новое государство стремительно набирало военную мощь, а также развивало свою культуру. Именно в этот период возникает письменность, потому что во время славянского расселения существовал только славянский язык. Как это ни парадоксально, но законы письма сформировались после изобретения славянского алфавита, так же, как это случилось в Греции.

Кирилл и Мефодий - прародители древнерусского письма

Первые книги на славянском языке дают возможность разобраться в том, как возникла древнерусская письменность.

Братья Кирилл и Мефодий создали алфавит и первые книги на славянском языке для моравийского князя по поручению императора Михаила III. Это случилось в 863 году. На территорию древней Руси письменность пришла в виде азбуки - кириллицы или глаголицы.

Но тут возникает небольшое несоответствие. Когда возникла люди на территории этого государства уже знали славянский язык. Отсюда вопрос: письменность и алфавит действительно сформировались на территории Киевской Руси или эти незаменимые атрибуты культуры пришли извне? На этот вопрос учёные не могут дать ответ и по сей день. Скорее всего, разрозненные племена говорили на своих, сугубо локальных диалектах. Что касается славянского письма и языка, то они сформировались в своём классическом виде уже во время существования Киевской Руси на основе алфавита братьев Кирилла и Мефодия.

Заключение

Итак, мы проанализировали различные исторические периоды, которые дают возможность понять, где и когда возникла письменность.История возникновения этого феномена содержит множество тайн, на которые все ещё необходимо пролить свет.

10 апреля 2015, 09:10

Время от времени в руки историков попадают такие находки, которые являются настолько необычными, что ставят учёных в тупик. Нужно либо признать существующую академическую науку ошибочной, либо находку - фальшивкой. Понятно, что обычно печальная участь ждёт находку, а не науку. Да, иногда "уникальный артефакт" или "ранее неизвестный текст" оказываются и впрямь подделкой. Но вопросы возникают в отношении тех текстов, о фальсификации которых кричат долго и безуспешно. Поневоле задумаешься - если и в самом деле обман столь очевиден, то зачем в этом так долго убеждать?

Ачинский жезл. Древнейший календарь на земле.

На территории современной России, в Сибири при раскопке Ачинского палеолитического поселения был найден самый древний календарь в мире. Его возраст 18 000 лет.

Оказывается еще 18 000 лет назад люди не только проживали на территории современной Сибири, но еще задолго до образования шумерской, египетской, индусской, китайской цивилизаций имели совершенный лунно-солнечный календарь.Что является еще одним неоспоримым подтверждением существования высокоразвитой культуры на территории современной России. Тогда как официальная историография утверждает, что в тот период Русская равнина и Сибирь была покрыта многокилометровым ледником.

Во второй половине ХХ века на территории Ачинского района Красноярского края, ученным - археологом Георгием Александровичем Авраменко была обнаружена древняя стоянка человека, датируемая периодом 28-20 тыс.лет до н.э., известная ныне как Ачинское поселение.

Это древнее поселение получило широкую известность благодаря удивительной находке. В 1972 году при раскопке Ачинского поселения доктор исторических наук, археолог Виталий Епифанович Ларичев обнаружил загадочный предмет, который уже непросто озадачил ученный мир, а изменил общепринятые представления о эпохи верхнего палеолита и древних жителях Сибири.

Данная находка представляет собой миниатюрный жезл, вырезанный из бивня мамонта. На его поверхность мастер эпохи верхнего палеолита с ювелирной точностью и изяществом нанёс спиральный узор,составленный из 1065 различных по очертанию лунок. Дальнейший анализ показал, что количество лунок в спиралях, их форма и глубина подчинены определённой закономерности. Эта находка получила название Ачинский жезл.

На первый взгляд найденный предмет может показаться рядовым образцом культуры каменного века, но это только на первый взгляд.

Ученные, тщательно изучив его, сделали сенсационные выводы: возраст Ачинского жезла, по самым скромным оценкам, насчитывает более 17 000 лет.

А многократная независимая экспертиза установила, что Ачинский жезл представляет собой один из древнейших, обнаруженных к настоящему времени, календарей, в котором основой счисления является положение Солнца и Луны.

Также, на основании глубокого анализа находки учёными был сделан вывод о том, что проживавшие уже 18000 лет назад на территории современной Сибири наши предки, ещё задолго до образования шумерской, египетской, индусской и китайской цивилизаций имели совершенный лунно-солнечный календарь!

Таким образом, всё это указывает на то, что древние жители Сибири уже в каменном веке не только владели знаниями по астрономии, математике и другим смежным наукам, но и обладали для этого уникальным инструментарием.

И если принять во внимание позицию официальной историографии, то согласитесь, довольно странное занятие для полудиких людей эпохи верхнего палеолита, к тому же проживающих на территории, которую в то время покрывал ледник.

Фестский диск: античная загадка или умелая подделка?


Важнейшим зашифрованным посланием древней культуры острова Крит стал Фестский диск - изделие из глины, найденный в городе Фест в 1903 году. Обе его стороны покрыты знаками, нанесенные по спирали. Диск не имел идеально правильной формы, диа­метр его 15,8-16,5 сантиметра, толщина колеблется от 1,6 до 2,1 сантиметра. Сформован он без помощи гончар­ного круга и с обеих сторон покрыт рисуночными зна­ками, следующими друг за другом по спирали и объеди­ненными в группы замкнутыми ячейками, а датируется приблизительно среднеминойским периодом III, то есть между 1700 и 1550 годами до н. э. Знаки (по крайней мере, большая часть их) были оттиснуты специальными штемпелями, всего их сорок пять. Они представляют со­бой отчетливые фигуры человека и животных, их голов. рыбы и птиц, растений, зданий, корабля и орудий труда. Ничего похожего на Крите никогда не находили (по­этому и появилась версия о том, что это подделка). Не успели диск отчистить от грязи, как ученые всего мира начали спорить о его происхождении, дешифровке и назначении.

Большинство исследователей склоняются к мнению, что Фестский диск не является артефактом критского происхождения. В качестве доказательств они приводят факты, которые невозможно не принять во внимание. Ученые утверждают, что сорт глины, из которой изготовлен Фестский диск, на Крите не встречается. Еще одним доводом в пользу этой теории послужил внешний вид знаков, которые, по мнению исследователей, не сходны ни с одной письменностью, в те времена распространенной на Крите. Изображения на диске также показались ученым нетипичными для критской традиции.

Попыток расшифровать смысл текста, тоже было немало, но, к сожалению, ни одна из них не является официально принятой в научном мире.

Как бы там ни было на самом деле, но сегодня загадочный памятник письма хранится в музее города Ираклион и по-прежнему ждет того, кто сможет разгадать его тайну.

Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы.

“Ура-Линда” была обнаружена в начале XIX века и представляла собой якобы древнейшую историю германцев (фризов), уходящую вглубь веков на много тысячелетий. Написана она была особым руническим шрифтом и содержала сюжеты дохристианской мифологии и священной истории германцев.

Многие ученые сразу же расценили “Ура-Линду” как откровенную подделку, восходящую к эпохе голландского ренессанса, когда какой-то энциклопедист перенес мифологические и географические знания своей эпохи на далекие времена и воссоздал псевдомифологическую картину. Сторонники же аутентичности “Ура-Линды” были признанны маргиналами, шарлатанами и подвергались насмешкам. Однако, сторонники подлинности книги склонны были считать, что мы имеем дело с очень древней версии мифологического дохристианского предания, обработанной и стилизованной гораздо позднее. Герман Вирт, знаток сотни древних и современных языков, археолог, лингвист и историк, проделал колоссальный труд по анализу этого памятника и отделил в нем разновременные пласты - самые древние, более поздние и совсем поздние. Результатом его реконструкции явилась публикация “Ура-Линды” с подробнейшими комментариями. Она-то и сделала Вирта изгоем в среде официальных историков, которые считали, что само сомнение в полной фальшивости “Ура-Линды” автоматически дискредитирует автора. По этой причине другие и самые основные труды Германа Вирта, - “Происхождение человечества” и “Священный праязык человечества”, - где содержится его рунологическая теория и об “Ура-Линде” вообще не упоминается, остались без внимания широкой научной общественностью.

В своё время загадке "Ура Линда" много внимания посвятил Гитлер. Хотя, впрочем, подлинность манускрипта для фюрера была вне сомнений. Сам текст, переводы и комментарии к нему в рейхе издавали огромными тиражами. А как же! Свидетельство глубокой древности германской расы!.. Но именно этот интерес нацистов к спорной рукописи сыграл с ней впоследствии злую шутку так, что сейчас всерьёз к ней мало кто относится.

Загадка "Велесовой книги"

"Влесовой книгой", называют тексты, записанные на 35 березовых дощечках и отражающие историю Руси на протяжении полутора тысячелетий, начиная примерно с 650 года" до н. э. Нашел ее в 1919 году полковник Изенбек в имении князей Куракиных под Орлом. Дощечки, сильно разрушенные временем и червями, в беспорядке валялись на полу библиотеки. Многие были раздавлены солдатскими сапогами. Изенбек, интересовавшийся археологией, собрал дощечки и больше с ними не расставался. После окончания гражданской войны дощечки оказались в Брюсселе. Узнавший о них писатедь Ю. Миролюбив обнаружил, что текст летописи написан на совершенно неизвестном древнеславянском языке. На переписывание и расшифровку ушло 15 лет. После смерти Изенбека в 1943 году дощечки исчезли. Остались только их фотографические копии.

Некоторые ученые считают "Влесову книгу" фальшивкой, в то время как-такие известные знатоки древнерусской истории, как А. Арциховский, считают вполне вероятным, что "Влесова книга" отражает подлинное прошлое славян.

Сведения "Влесовой книги" о древних странствованиях наших предков по просторам Евразии позволяют понять многие упоминания о таинственных русах из ближневосточных и античных источников. Если считать наших предков исконно степным народом, то надо признать многовековое участие русов во всех решающих событиях тех времен. Когда мы читаем в древних источниках о великих походах таинственных киммерийцев, а затем скифов на Ближний Восток, в Африку, в Южную, Центральную и Западную Европу, а Скандинавию, то можем надеяться найти среди этих "киммерийцев" и "скифов" наших прямых предков.

Оригинальна ранее неизвестная система мифологии, раскрывшаяся во "Влесовой книге". Вселенная, по мнению древних русов, разделялась на три части: Явь – это мир видимый, реальный. Навь – мир потусторонний, нереальный, посмертный, и Правь – мир законов, управляющих всем в мире...

Каково же было назначение "Влесовой книги"? Это не летопись, не хроника в нашем понимании, а сборник языческих проповедей, которые читались народу, очевидно, во время богослужений. Их слушали и запоминали наизусть, ибо почитание предков было частью религиозного культа. Деяния предков, то есть история, становились таким образом всеобщим, всенародным достоянием, традицией, передававшейся из поколения в поколение.

Язык "Влесовой книги" понятен не до конца, встречаются и некоторые слова и обороты, совершенно неизвестные, что, конечно, затрудняет работу исследователей. Мешает также и то, что местами текст дощечек был изрядно попорчен. Но в целом "Влесова книга" дает довольно неожиданную картину русского язычества. Изучение материала, в ней содержащегося, даст нам более четкие представления об истории Древней Руси дорюриковского периода.

Так что такое "Велесова книга" - древнерусская языческая Библия, шедевр тысячелетней дохристианской культуры или искусно сделанная подделка?
Спор продолжается...

Также существует ряд текстов, которые остаются загадкой даже для ученых. Некоторые - в силу намеренного их запутывания авторами, а некоторые - из-за того, что написаны на "мертвых" языках, которые уже непонятны современникам. Именно о них пойдёт речь ниже.

Письмена острова Пасхи

Ронго-ронго - так называют деревянные дощечки с иероглифическими письменами жителей острова Пасхи. На блестящей поверхности дерева торомиро вырезаны иероглифы с фигурками лягушек, звезд, спиралей, черепах, ящериц, крылатого человека. Всего на табличках обнаружено 14 тысяч иероглифов. Количество изображений на них везде разное, от 2 до 2300. На одной табличке предположительно вырезан календарь.
Большинство дощечек таинственным образом исчезли после 1864 года.

Письменами острова Пасхи интересовался знаменитый путешественник Николай Миклухо-Маклай. Ему удалось найти две таблицы, которые ныне находятся в Музее антропологии и этнографии РАН. На сегодня в музеях мира сохранилось всего 25 дощечек. Считая с 1868 года, когда таитянский епископ Тепано Яуссен, первым заинтересовавшийся чтением таблиц, получил обломок одной из них, прошло уже почти 140 лет. А ученые мира так и не могут прочесть того, что написано на "таинственных кусках дерева".

В Сантьяго в Музее естественной истории лежит Сантьягский жезл, который раньше был у вождя острова Пасхи до 1870 года. На жезле тоже имеются иероглифы и значки. Жезл похож на деревянный скипетр с вырезанными 2300 иероглифами, толщиной 6,5 см и длиной 126 сантиметров.

Весь текст на жезле разделен вертикальными линиями на неравные секции. Справой стороны вырезан фаллосообразный знак, который назвали суффиксом. Есть предположение, что на скипетре написано о сотворении мира с мужским и женским началом.

Кипу – загадочное узелковое письмо инков

Кипу – это до сих пор одна из самых таинственных и неразгаданных древних письменностей, о которой до сих пор спорят ученые многих стран мира. Кипу состояла из более полутора тысяч знаков. Представляла собой сложные веревочные сплетения и узелки, изготовленные из верблюжьей шерсти либо из хлопка. Каждый узелок определенного цвета означал слово, число или, возможно, ноту.

Но мы так и не знаем до конца их настоящее предназначение, блуждая в догадках. До наших дней дошло высказывание одного из Великих инков, Пачакутека – «Тот, кто не умея считать узлы, мнит, что может сосчитать звезды, достоин осмеяния».

Эти знания всегда были тайными - о времена империи инков кипу читали и писали специальные люди, мастера, которых называли кипукамайоки. Узелки переводились ими в свою систему счета, давая тем самым основу для прославленной инкской статистики, жизненно необходимой для централизованного распределения продуктов и одежды на всей необъятной территории империи. Мастера-кипумайоки, по свидетельству испанцев, могли читать эти «записки» практически мгновенно, их пальцы, подобно автоматам, беззвучно скользили по узелкам, рождая цифры и сообщения.
Но кипу наверняка были многофункциональны - кроме статистики, кипу могли хранить и какие-то исторические сведения о инках.

Было ли кипу универсальным? Что могло быть записано при помощи кипу? Так уже в наше время в одном из храмов было найден кипу, весившее шесть (!!!) килограмм. Если это условно перевести на обычную бумажную систему хранения информации, то это будет огромные многотомные энциклопедии.

Но возникает вопрос – почему эта удобная система не имела аналогов мире. Нечто подобно европейцы нашли лишь на некоторых островах Полинезии, но и туда она была завезена из-за океана, вполне возможно, что из того же Перу, столетия назад.
Непонятно и загадочное исчезновение мастеров – ведь многие родственники Великого инки и их потомки, являвшиеся частью двора испанского вице-короля Перу, оставили подробные описания о многих предметах быта и мифологии империи, но не подробную информацию о кипу. Словно это было табу.

Что же такое кипу – статистика, энциклопедия, зашифрованные тайны или все вместе взятое? Что еще могут скрывать эти таинственные узелки?
Существовали ли кипу до инков и кто их придумал?

Манускрипт Войнича

Есть и ещё одна занимательная группа недешифрованных алфавитов, которые не имеют отношения к глубокой древности, а представляют собой более поздние мистификации. Самым известным считается манускрипт, в 1912 году приобретённый литовским собирателем старины Вилфридом Войничем у иезуитов. Состоящая из 240 страниц пергаментная рукопись содержит многочисленные иллюстрации и текст, записанный с помощью алфавита, который не использовался более нигде и никогда. Предположив, что имеет дело с обычным средневековым шифром, Войнич разослал копии лучшим криптологам. Минул век, но с уверенностью установить удалось только одно: текст манускрипта вообще не зашифрован. Он просто написан на неизвестном языке.

Современная графология, статистический анализ и радиоизотопные методы датировки позволили узнать очень многое. Было доказано, что манускрипт не является подделкой, что появился он в XV веке в Северной Италии, что книга от начала и до конца вышла из-под пера одного человека, в совершенстве владевшего языком, на котором она написана. Было определено даже, что язык этот по своей структуре не европейский - во многом он подобен восточно азиатским языкам (китайскому, тибетскому, маньчжурскому), но при этом имеет особенности, присущие семитской семье. Удивителен и алфавит, не обнаруживающий родства ни с каким другим. В тексте нет цифр и чего-либо похожего на цифры, нет знаков препинания. Всего используется свыше сотни букв, из которых 30 встречаются постоянно и, очевидно, передают звуки, а ещё несколько десятков попадаются по два-три раза во всей рукописи, но применяются в составе слов так же, как и прочие. Не существует языка, в котором было бы тридцать распространённых звуков и втрое больше очень редких.

Не прибавляют ясности и иллюстрации. По первому впечатлению манускрипт представляет собой обычный для XV века «настольный справочник» травника, врача, астролога и алхимика. Его страницы покрыты изображениями растений и созвездий, чертежами, схемами, графиками. Но лишь некоторые из растений с трудом удалось идентифицировать, большинство же рисунков поставили ботаников в тупик.

Эти растения или выдуманные, или «составные» (например, цветок взят от одного растения, стебель от другого, а листья от третьего). Да и многие созвездия, изображённые в манускрипте, нельзя увидеть на нашем небе. Единственные узнаваемые символы в манускрипте (не считая рисунков обнажённых женщин) - знаки Зодиака, в точности такие, какими их изображали в Европе XV-XVI веков. Только вот год, по мнению автора, продолжается 360, а не 365 суток. О какой астрологии может идти речь, если используется другой календарь?

Рационального объяснения рукопись Войнича не имеет. Можно предположить, что некий выходец из Азии, принадлежавший к племени, не имевшему письменности и не сохранившемуся до наших дней (поэтому его язык не значится ни в числе живых, ни в числе мёртвых), попал в Европу и много лет спустя написал справочник с помощью специально для этой цели изобретённого алфавита. Но почему он не воспользовался латиницей? Почему рисовал несуществующие растения и созвездия? Зачем вообще писал, зная, что его тщательно оформленный труд никто не сможет прочитать? Нет ответа.

"Кодекс Серафини" - самая странная книга в мире

Помимо манускрипта Войнича, существует ряд других современных мистификаций - например, кодекс Рохонци (венгерская рукопись на неизвестном языке, всплывшая в 1838 году). Но самая известная книга подобного плана - том Codex Seraphinianus. История его проста: в 1979 году итальянский дизайнер Луиджи Серафини прислал издателю Франко Риччи очень красивую книгу - энциклопедию целого мира с красочными иллюстрациями, пояснениями, главами, схемами, таблицами. Только вот ни одного слова Риччи в книге не понял.

В 1981 году книга вышла - в основном как красивейший художественный альбом. Проблема в том, что язык, на котором написан кодекс (а подписи есть на каждой из его 360 страниц, плюс на многих иллюстраций нет вовсе, только энциклопедические статьи), никому, кроме, видимо, Серафини, неизвестен. Криптологи выделили в шифре множество закономерностей, разобрали алфавит по косточкам, - но текст до сих пор остаётся непонятным, а автор молчит (впрочем, он обещал объяснить всё в своём завещании). Правда, несколько лет назад криптологи справились с номерами страниц и системой счисления Серафини - она нечеловечески сложная, логарифмическая, но всё-таки со своей логикой. И потому есть надежда на дешифровку всего текста.

Кодекс» состоит из 11 глав, поделенных в свою очередь на 2 секции: первая – о мире природы, флоре, фауне, физике и механике; вторая – посвящена людям, архитектуре, письму, еде, одежде, играм и развлечениям.

Само слово «SERAPHINIANUS» расшифровывается как «Strange and Extraordinary Representations of Animals and Plants and Hellish Incarnations of Normal Items from the Annals of Naturalist/Unnaturalist Luigi Serafini», то есть, «Странные и необычные представления животных, растений и адских воплощений из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Луиджи Серафини.

Луиджи создал энциклопедию воображаемого мира по примеру средневековых научных кодексов: каждая страница детально изображает определенный объект, действие или явление. Практически все рисунки ярко раскрашены и богаты деталями. Книгу по праву считают самой странной литературной аномалией в истории ХХ века. "Кодекс Серафини"– это безумное исследование чужого мира, собрание галлюцинаций, грез, видений и сюрреалистических образов в синтезе с непонятным текстом и запредельными иллюстрациями.