КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ УРОКА? КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН УРОКА?
На эти вопросы и на многие другие вы и найдете ответы в данной статье.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
❧ уровнем проведения урока;
❧ методической наполненностью;
❧ атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
✓ Определить место темы в учебном курсе;
✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Цели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.
✓ Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;
✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);
✓ Отработать навыки (какие?);
✓ Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.
✓ воспитание патриотизма;
✓ воспитание интернационализма;
✓ воспитание гуманности;
✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
✓ воспитание дисциплинированности;
✓ воспитание эстетических взглядов.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
3. Уточнение типа урока.
✓ Урок изучения нового материала;
✓ Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;
✓ Урок формирования умений и навыков;
✓ Урок повторения;
✓ Урок проверки знаний;
✓ Урок применения знаний, умений и навыков;
✓ Повторительно-обобщающий урок;
✓ Комбинированный урок.
4. Уточнение вида урока.
✓ Урок- лекция;
✓ Урок-беседа;
✓ Кино-урок;
✓ Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
✓ Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);
✓ Урок лабораторных работ;
✓ Урок практических работ;
✓ Урок - экскурсия;
✓ Урок - семинар;
✓ Дидактическая игра;
✓ Анализ ситуаций;
✓ Устный опрос;
✓ Письменный опрос;
✓ Контрольная работа;
5. Выбор методов и приёмов обучения.
К таким методам относятся:
1. Метод монологического изложения (монологический метод);
2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);
3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);
4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
6. Метод программированных заданий (программированный метод).
6. Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
✓ Узнавание нового материала;
✓ Воспроизведение;
✓ Применение знаний в знакомой ситуации;
✓ Применение знаний в незнакомой ситуации;
✓ Творческий подход к знаниям.
В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:
✓ задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;
✓ задания, способствующие осмыслению материала студентом;
✓ задания, способствующие закреплению материала студентом.
Г) Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.
Д) Продумать изюминку урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:
✓ Что контролировать;
✓ Как контролировать;
✓ Как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.
Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.
7. Составить конспект с учётом структуры урока.
Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.
✓ Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
✓ формирование новых понятий и способов действий;
✓ формирование умений и навыков;
✓ домашнее задание.
Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.
Основные этапы современного урока
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.
4. Постановка цели занятия перед студентами.
5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами, оценка знаний.
11. Домашнее задание к следующему уроку.
Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.
12. Подведение итогов урока.
Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
Вывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?
После проведения урока необходимо провести его анализ. А как провести самоанализ урока вы .
Тема урока
Задачи урока :
- образовательная;
- коррекционно-развивающая;
- воспитывающая.
Оборудование урока
1) Организационный этап
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные ва-рианты):
- по звонку найти свое место;
- взаимное приветствие;
- рапорт дежурного, определение отсутствующих;
- запись числа;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
- сообщение темы и цели урока.
2) Проверка домашнего задания
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить прой-денный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Воз-можные варианты проверки домашнего задания:
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос с вызовом к доске;
- фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
- индивидуальный письменный опрос;
- уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
- практическая работа;
- программированный контроль;
- проверка тетрадей;
- технические средства обучения.
3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, це-ли и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
- загадка;
- ребус;
- кроссворд;
- игра "Четвертый лишний";
- словарная работа (связь с новым материалом);
- проблемный вопрос.
4) Сообщение нового материала
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
- в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, по-следовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
- самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и ис-пользования учебника;
- вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
- чередование беседы и рассказа;
- применение ТСО.
5) Закрепление полученных знаний
Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уча-щихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используе-мые методы:
- беседа;
- работа с учебником;
- работа с тетрадью;
- практическая работа;
- программированные задания;
- дидактические игры;
- таблицы, схемы, тесты;
- самостоятельная работа.
6) Подведение итогов
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
- выводы;
- вопросы на понимание изученного материала;
- разбор и запись домашнего задания;
- оценка работы учащихся.
План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Этап 1. Тема урока
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.
Этап II. Цели урока
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
Дать представление о…;
Обобщить и систематизировать знания о….;
Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
Выработать навыки (например, анализа лирического текста).
Воспитательные:
Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Этап III. Планируемые задачи
Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
Этап IV. Вид и форма урока
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.
2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.
3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.
5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.
Этап V. Оборудование
Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
Этап VI. Ход урока
1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.
Исключения составляют контрольные уроки.
3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.
6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.
7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? Что такое поурочное планирование?
Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определены основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.
Цель урока определяется исходя из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. В этой части подготовки урока учитель на основе мысленного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Подбирает наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намечаемыми понятиями, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока, исходя из объема предстоящей работы. Оценивает возможности учащихся и свои собственные, готовит себя психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на уроке, с введением в содержание урока дополнительной информации.
В ходе подготовки урока усиливается внимание учителя к педагогическому предвидению, к прогнозированию поворотов мысли учащихся. Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим материалом - его восприятия, осмысливания и т.п. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.
После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. При этом конспект урока, особенно для начинающего учителя, разрабатывается довольно подробно, развернуто. Такой конспект может служить опорой в его работе не только в одном классе, а во всех классах одной параллели. Опытные учителя ограничиваются краткой записью урока - фиксированием того, что нужно не забыть и использовать самому учителю в работе с учащимися на уроке в данном конкретном классе. Это иногда вынуждает отдельных учителей составлять такие планы даже на каждый класс одной и той же параллели, так как учащиеся классов чаще всего заметно отличаются по своим особенностям, уровню подготовленности.
Иногда и в среде ученых-педагогов и учителей-практиков разгораются споры о том, нужен ли учителю план урока? Не сковывает ли план урока творчество учителя? Можно ли учителю пользоваться планом-конспектом во время урока? Не влияет ли это отрицательно на авторитет учителя у учащихся?
Споры такого рода в принципе беспредметны! И это потому, что учителя своим примером приучают учащихся к организованности в работе, к работе по плану, к работе с краткими записями-тезисами, заранее подготовленными. План урока, разумеется, не должен являться своеобразными шорами для учителя, не должен сковывать его инициативу, гибкость в работе с учащимися. Урок - это творческий акт, а следовательно, недопустима фетишизация плана урока в работе учителя. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но одно - отступить от намеченного плана и совсем другое - не иметь никакого плана. Отступая от намеченного, учитель прежде всего соотносит все продуманные, многократно проигранные в уме детали содержания учебного материалы, собственные действия и действия учащихся с этим материалом, характер их взаимодействия, и только соотнося все это с создавшейся на уроке ситуацией, он привносит коррективы в ходе ведения урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного привнесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.
План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации.
В нем отражается тема урока и класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся и их поступательное движение от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.
Успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему учителя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят на урок. Подготовка учащихся к следующему уроку в системе уроков предполагает:
ознакомление учащихся с планом их работы на предстоящих уроках по теме;
ориентация учащихся на их предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных доступных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
✓ уровнем проведения урока;
✓ содержательной частью;
✓ методической наполненностью;
✓ атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как составить план урока?
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
✓ уровнем проведения урока;
✓ методической наполненностью;
✓ атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
✓ Определить место темы в учебном курсе;
✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.
✓ Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;
✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);
✓ Отработать навыки (какие?);
✓ Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
✓ воспитание патриотизма;
✓ воспитание интернационализма;
✓ воспитание гуманности;
✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
✓ воспитание дисциплинированности;
✓ воспитание эстетических взглядов.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, политических умений), воли и самостоятельности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
3. Уточнение типа урока.
Типы уроков | Виды уроков |
1. Урок изучения нового материала | 1 – урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3- урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) |
2. Урок формирования умений и навыков | 1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 2 – урок-лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар |
3. Урок обобщения и систематизации | Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков |
4. Уроки оценки знаний, умений и навыков | 1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачет; 4 – зачетные практические и лабораторные работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов) |
5. Комбинированные уроки | На них решаются несколько дидактических задач |
4. Структура урока
Структура урока изучения нового материала:
- Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
- Проверка домашнего задания:
- проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
- зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
- сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
- выборочная проверка конспектов;
- проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
- фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.
- Повторение пройденного материала.
- Изложение нового материала по плану.
- Самостоятельной усвоение новых знаний:
- работа с учебником;
- просмотр кинофильма;
- просмотр телепередач;
- выполнение лабораторной работы;
- работа с наглядными пособиями;
- работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.
- Закрепление нового материала:
- повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
- повторение учащимися основных положений темы;
- ответы на вопросы;
- выполнение упражнений устных и письменных;
- решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
- проведение опытов.
- Самостоятельная работа учащихся:
- работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
- вычерчивание схем, эскизов, графиков;
- письменная фронтальная работа;
- индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
- тестовые задания;
- диктанты;
- решение примеров и задач;
- вывод формул;
- написание сочинений, творческих работ;
- разрешение проблемных ситуаций.
- Подведение итогов урока:
- систематизация и обобщение знаний;
- анализ усвоения учащимися программного материала;
- выставление и корректирование оценок;
- анализ проделанной на уроке работы;
- поведение на уроке.
- Домашнее задание:
- выделение основного в домашнем задании;
- изучение материала по новой теме;
- выполнение упражнений по новой теме.
- Индивидуальные задания учащимся:
- подготовка рефератов различной тематики;
- сбор материала, документации и так далее;
- выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
- экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).
Структура уроков формирования умений и навыков:
1 – постановка цели урока,
2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 – проведение проверочных упражнений,
4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 – упражнения на их основе,
6 – упражнение на их закрепление,
7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 – упражнения творческого характера,
10 – итог урока,
11 – задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 – проверка выполненных работ;
5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 – задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 – проверка знаний основных понятий,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 – применение учащимися знаний, практические задания;
7 – выполнение комплексных творческих работ;
8 – итоги урока;
9 – домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;
4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 – сообщение темы, цели и задач урока;
2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 – организация начала урока;
2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 – подведение итогов и результатов урока;
8 – задание на дом;
9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций .
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Метод иллюстративно-демонстративный через применение такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования
Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся:
Упражнения - повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.
Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Классификация методов обучения в зависимости
от характера познавательной деятельности учащихся
Краткое содержание метода | Деятельность обучающего | Деятельность обучаемого |
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. | 1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. | 1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации |
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний | 2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения | 2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий |
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения | 3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. | 3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.) |
4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем | 4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы | 4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. |
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода - обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода - обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем | 5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д. | 5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д. |
Схема анализа урока информатики
1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема урока.
2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
3. Структура урока . Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепления материала, способы.
4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:
- научность – учёт новейших достижений в информатике на уроках;
- наглядность – использование компьютерных презентаций, графической информации, таблиц и т.д.;
- последовательность – логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
- связь с практикой – прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в информационном обществе.
7. Методы деятельности учителя на уроке. Проблемно-поисковые, словесно-наглядные, практические. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения – разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приёмы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчёте.
8. Методы формирования и закрепления интереса к изучаемому материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, дополнительной литературы). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения изучаемого материала. Доступность – стандартность терминологии, учёт уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
10. Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала.
11. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество.
12. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке – отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение учащихся самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
13. Обратная связь. Система контроля знаний у студента. Использование компьютера для проверки знаний – контролирующие программы, самоконтроль, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Возможность автоматизации системы контроля.
14. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приёмы.
15. Выводы:
- выполнение плана урока;
- достижение целей урока;
- особенно интересное и поучительное на уроке;
- что произвело на уроке наибольшее впечатление;
- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
- оценка урока.