Многофункциональная игрушка для режиссерских игр. Организация игровой среды для режиссерских игр

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т. д. К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое оборудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход идет строи­тельный материал, затем используются фигурки людей (посетители, служащие).

Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюс­трации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала,целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Пригла­шение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо­димое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве та­кого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е. Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»),наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Вопрос 63. Характеристика, содержание, предпосылки сюжетно-ролевой игры

В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку. Выдающийся психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал: «...Овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре». Малыш, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать. А.В.Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссерской игры. Первым таким этапом является ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия- манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. Уже с 3-4 мес. младенец тянется к игрушкам, которые подвешивают над его грудью (кольца, гирлянды из мелких ша­риков и др.), рассматривает их: случайно натыкаясь на предмет, радуется, пытается повторить движение. В 5-6 мес. ребенку предлагают игрушки из разных материалов (резиновые, деревянные, пластмассовые), отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать. Ребенку дают и игрушки-вкладыши, а также различные звучащие игрушки. Взрослый, обращаясь к малышу по имени, показывает игрушку и действия с ней. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, захватывает ее, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела, и т.д. Такая преднамеренность действий с предметами - предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает вни­мание малыша на его целевое назначение: «Это чашка, из нее пьют. Это простынка, укроем мишку». Внимание 7- 8-месячного ребенка обращают на свойства игрушек. Его учат играть с ними в зависимости от этих свойств: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки, сжимать и разжимать резиновую рыбку. Малыши овладевают дей­ствиями с некоторыми бытовыми предметами: вкладывают мисочки одна в другую, закрывают кастрюльку, коробку крышкой. Ребенка 9-10 мес учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: снимать и надевать на стержень колечки, накладывать 2-3 кубика один на другой. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия. Например, научился прокатывать шарик с горки - попробуй сделать то же с мячом, машинкой, яблоком и т. п.

Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом (условном) плане. Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач («Мишка хочет гулять, покатай мишку на санках»; «Зайка устал, уложи его спать»; «Кукла Ляля хочет есть, свари ей кашку»). Перед ребенком ставится условно- игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат. (В этом отличие игровой задачи от практической, направленной на получение практического результата.)

В течение второго года жизни ребенок должен научиться следующему: выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т. п.), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказыва­ниями («Ляля бай-бай»; «Ляля помыла руки»). Детям предлагают для игры разнообразный материал: образные игрушки, предметы-заместители.

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать в игре дети раннего возраста: вводит новые персонажи («Пришел в гости зайка, да­вай покормим его»), новые блюда («Будем угощать пиро­гом, дадим гостям конфеты»), новую посуду (яблоки в вазе, конфеты в конфетнице). Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Педагог создает ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов-заместителей (ножа нет, чем же резать хлеб?), к действиям в воображаемой ситуации. Такие игры обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа (каша вкусная; зайка любит морковку, молодец мишка - вытер рот салфеткой!).

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Задания.
Рубрика (тематическая категория) Образование

-Понаблюдайте и запишите режиссерскую игру ребенка-дошкольника.

Проанализируйте записанную игру: определите ее содержание, способы осуществления с точки зрения их соответствия возрастным особенностям ребенка.

-Смастерите с детьми многофункциональные игрушки для ре­жиссерских игр.

-Прочитайте следующую литературу:

Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.

Гаспарова Е. М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. - М., 1989.

Глава 16. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Задания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Задания." 2017, 2018.

  • - СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА N 1

    «КЛАССИЧЕСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ» Цель: изучить особенности ордера, его тектоническую сущность; проследить изменение пропорций и форм ордера, на основе сравнения канонических ордеров; освоить техникувычерчивания сложных архитектурных форм в карандашной графике. ... .


  • - ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

    1. Представить с помощью кругов Эйлера множественное выражение. Используя законы и свойства алгебры множеств, упростить заданное выражение. &... .


  • -

    по разделу «Грамотное оформление» Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные принципы оформления презентации. 2. Какие виды слайдов вы знаете? Какую функцию выполняет каждый из них? 3. На что следует обратить внимание при подборе визуальных образов для... .


  • - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ

    по разделу «Успешное выступление» Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные составляющие успешного выступления. 2. Какова роль языка тела, внешнего вида и речи при выступлении с презентацией? 3. На что надо обратить внимание при проведении презентации? ... .


  • - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ

    по разделу «Правильное планирование» Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите основные этапы подготовки презентации. В чем состоит задача этапа планирования? 2. Назовите ключевые факторы успешной презентации? Почему при планировании презентации важно применить... .


  • - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ

    по разделу «Грамотное оформление» Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные принципы оформления презентации. 2. Какие виды слайдов вы знаете? Какую функцию выполняет каждый из них? 3. На что следует обратить внимание при подборе визуальных образов для...

  • КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

    В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

    ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

    Теоретические и педагогические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

    НА ТЕМУ: «Режиссерские игры детей дошкольного возраста»

    Цель-

    • Изучить: Сущность и особенности режиссерской игры, выявить связь режиссерской и сюжетно-ролевой игры, распознать условия развития режиссерской игры.

    Задачи-

    • Развитие представлений студентов о режиссерской игре дошкольников
    • Воспитывать у студентов желание активно работать на уроке
    • Формировать умение анализировать материал, отвечать на поставленные вопросы
    • Вызывать интерес к изучаемому материалу

    Материал-

    • Конспект лекции
    • Литература по теме (книги)
    • Набор предметов-заместителей для игры
    • презентация

    План:

    1. Рекомендуемая литература;
    2. Педагогические условия развития режиссерской игры.
    3. Домашнее задание:
    1. Понаблюдайте и запишите режиссерскую игру ребенка-дошкольника.
    2. Проанализируйте записанную игру: определите ее содержание, способы осуществления с точки зрения их соответствия возрастным особенностям ребенка.
    3. Оцените игровой материал для режиссерской игры, который имеется в группе, где вы проходите практику.
    4. Составьте рекомендации для родителей о создании дома условий для режиссерских игр ребенка.
    5. Смастерите с детьми многофункциональные игрушки для режиссерских игр.
    6. Создайте свой сценарий режиссерской игры ребенка – дошкольника (любой возрастной группы).

    Задание (на уроке):

    1. Придумайте, во что бы мог «превратиться» этот предмет у ребенка – дошкольника в режиссерской игре?(любой из представленных).
    2. Придумайте небольшой сценарий с его участием (можно предлагать любые комбинации).
    1. Литература:
    • Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение: Учебная литература,1996
    • Гаспарова Е.М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. – М., 1989
    • Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001
    1. Определение, сущность и особенности режиссерской игры. Связь режиссерской и сюжетно-ролевой игры.

    Итак, давайте запишем определение:

    Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.

    Исследователи данной проблемы:

    • Кравцова Е. Е.
    • Гаспарова Е.М.
    • Новоселова С.Л.

    Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (праздник, литературное произведение…), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.

    В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка, а так же знания, почерпнутые им из рассказов других людей, книг, мультфильмов, кино… Малыш комбинирует их и рождается что-то свое, неповторимое, индивидуальное.

    Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

    Центральным моментом этой игры является событийная ситуация.

    Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи, говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

    Главный компонент в режиссерской игре – речь. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонации, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний (сценка «Семья» - голоса персонажей).

    Помимо описательных высказываний используются и оценочные (сценка «День рождения Маши» - все гости хорошие, а волчонок – жадный, не отдал подарок).

    В этой игре часто используется много персонажей (машинки в гонках, зрители в зале, ученики в классе), но «активно действующих, т.е. тех, которых ребенок представляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех - четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей.

    Ролевые отношения представлены слабо, а в начальных формах игры они вообще отсутствуют («оживающий» грустный кубик…).

    Задание: Выгодский Л.С. писал, что воображение - это игра без действия и, наоборот, воображение в действии и есть игра. Наблюдая за играми режиссерской и сюжетно-ролевой игрой, как можно понять, развито ли воображение у ребенка-дошкольника? (ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников, а так же используя предметы-заместители).

    Итак, отметим у себя:

    Особенности режиссерской игры:

    1. Партнеры – неодушевленные предметы, они не имеют своих желаний и замыслов (такое игровое общение для ребенка легче, чем взаимоотношения со сверстниками. Режиссерская игра готовит ребенка к такому общению. А, следовательно, в каком возрасте возникает режиссерская игра? (в раннем и младшем дошкольном возрасте).
    2. Эта игра практически всегда индивидуальна;
    3. Ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
    4. Играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться;
    5. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка (чем старше ребенок – тем разнообразнее сюжет игры – (как вы считаете, в каком возрасте у детей в сюжетах их игр преобладают события личной жизни?) у детей 4-5 лет меняется содержание игр за счет разнообразия, в них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а события личной жизни используются реже);
    6. У детей 6-7 лет преобладает собственное литературное творчество (дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы. Е.М. Гаспарова отмечает, что развитие сюжета происходит на основе ассоциаций, связанных со знакомыми предметами, впечатлениями, литературными произведениями).
    7. В среднем и старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры (2-3 чел.). вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят игрушки.
    8. Сюжет режиссерской игры – цепочка действий;
    9. Главный компонент – речь.
    10. В этой игре часто используется много персонажей, но активно используемых, за которых ребенок говорит, не более трех - четырех.
    11. Дети учатся планировать по замыслу игру, видеть картину игры.(как говорил Ушинский К.Д., ребенок учится распоряжаться своими силами).
    12. Малыши приобретают умения посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций, т.е. глазами разных персонажей, что важно для развития сюжетно-ролевой игры. Овладев режиссерской игрой, ребенок сможет взаимодействовать с реальным партнером в сюжетно – ролевой игре.

    ВЫВОД: режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно – ролевой игры, но и с появлением этой игры режиссерские не исчезают. Взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

    1. Педагогические условия развития режиссерской игры:
    1. Наличие у ребенка индивидуального пространства для игры (ребенок прячется под стол, стул; «домик» в подвижной игре («Колдуны»), комната в «Дочки-матери» - ребенку необходимы четкие границы своих владений)

    просто необходимы –

    • различные ширмы (готовые и сделанные своими руками) – в виде занавеса, книжки-раскладушки, гибкие…
    • коробки из-под обуви
    • подвижный фланелеграф (Урадовских Г.В.) – к палке прикрепляют полотно из сшитых между собой нескольких кусков ткани и при помощи лоскутов различной формы и цвета, ниточек, отмотав нужный фон, ребенок придумывает сюжет и начинает действовать…
    • неоконченные макеты.
    1. наличие мелкого игрового и неигрового материала, главной особенностью которых является их многофункциональность.

    можно использовать –

    • машинки, куколки, зверюшки, кораблики, деревья…
    • набор кубиков Гаспаровой Е.М. (простые кубики и кубики с личиками – устанавливая между ними различные связи и отношения, ребенок создает сюжет).
    1. осуществление опосредованного руководства (взрослый просит пояснить те или иные действия, помогая найти интересное занятие, что служит толчком к режиссерской игре). Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?») , наводящего вопроса («Не пора ли Мишутке ложиться спать?»). (однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, что бы не разрушить ее).
    2. Целесообразно вовлекать детей в сотворчество с педагогом, чтобы они «видели» игру до ее начала («Давай сочиним сказку», «Я начну сказку, а ты ее продолжишь…», «Я расскажу историю, а ты ее покажешь»…).

    ВЫВОД:

    Режиссерская игра – неотъемлемая часть жизни ребенка – дошкольника, «хрупкое творение» малыша, которое при неправильной позиции взрослого может в мгновение исчезнуть, оставив у него в душе разочарование.

    Поэтому педагогу так необходимо тщательно продумывать и учитывать все условия для развития этого вида игр.

    Анна Кулясова

    Наряду с традиционными методиками для всестороннего развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии . Одним из перспективных способов развития личности ребенка является макетирование . Его применение открывает ряд дополнительных возможностей для развития игровой деятельности детей.

    Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни . Это и радость, и познание, и творчество. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, новые отношения, умение и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

    Макет «Сказочная полянка»

    Большое место в жизни дошкольников занимает режиссерская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме. Она требует высокого уровня развития воображения (по собственному замыслу ребенка).

    Макет «Наш детский сад»

    Что же нужно детям для развития воображения в режиссерской игре?

    Первое - наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. В современных детских садах, да и в семьях это далеко не везде предусмотрено. Существующий в некоторых домах игровой уголок тоже не всегда удовлетворяет ребенка. Сейчас одна из любимых игр детей - строить себе домики под столом или под стулом, или внутри пространства, огороженного подушками от дивана. Детям там хорошо, это необходимость для их психического развития.

    Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. В продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.).

    Необходимое условие для режиссерских игр - подбор игрового материла . Игрушка должна слушаться малыша, подчиняться его логике, подыгрывать ему. Тогда ребенок сможет перенести на нее функции любого предмета, использовать ее, как захочет, сможет воображать.

    Ещё одним эффективным условием для развития режиссерских игр можно назвать создание макетов.


    Макет «Дорога»

    Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

    Самодельная предметная среда является развивающей. Ребенок активно использует и творчески преобразует имеющиеся у него навыки, ищет и на практике пробует новые способы действий. Еще одна важная развивающая особенность самодельной макетной среды состоит в том, что каждый ребенок может выбрать наиболее привлекательную именно для него деятельность.


    Макет «На озере»

    Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников , эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Поэтому мы активно подключили родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

    Если макет создается детьми совместно с взрослыми, если они принимают участие в процессе его создания, именно им принадлежат задумки по содержательному наполнению этого игрового пространства, тогда мы можем говорить о развивающем эффекте данной игровой среды.


    Макет «Подводный мир»

    Развивая воображение своего малыша в режиссерских играх, помните, что в каждом ребенке живет волшебник, этот волшебник уникален. Ваш ребенок умеет видеть то, что не видно остальным, слышать непонятные, волшебные звуки, красить весь мир в свой любимый цвет и многое другое. Но все же ему нужно помочь. Надо дать ему возможность действовать самостоятельно, проявить индивидуальность, надо много общаться с ним. В этом вам поможет игра. Она сумеет сделать малыша послушным,научит его долго и сосредоточенно заниматься одним делом, превратит ваше обыденное общение с ним в увлекательное занятие. Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, помогают воспитать настоящую творческую личность.

    Публикации по теме:

    «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова.

    Использование мягких игровых модулей Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении. Слайд 2 Мягкие модули изготовлены из поролона, обтянуты искусственной.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию различных видов детской деятельности.

    Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении математике детей младшего дошкольного возраста Круглый стол для родителей: "Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении детей младшего дошкольного возраста элементарным.

    Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

    «Использование конструктора LEGO в музыкально-дидактических играх» Проблема: Практика внедрения в детском саду конструктора ЛЕГО показывает,.

    Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. Они развивают пространственное и творческое мышление - в начале, придумывая сюжет, ребенок соотносит собственные желания и имеющиеся материалы, а затем осваивает пространство, придумывая нужные для игры постройки, ландшафты и пр. Кроме того, наблюдая всю ситуацию в целом, ребенок может увидеть любое событие или героя с разных точек зрения, а значит, оценить с разных сторон и собственный опыт.

    Для режиссерской игры лучше всего подходят небольшие куколки, звери (до 30 см) и соответствующее им по размеру "хозяйство".

    Малышам около трех лет подойдут небольшие наборы окрашенного или чистого (под роспись) дерева. Персонажи должны быть достаточно обобщенные, без отвлекающих подвижных деталей, устойчивые. Хороши в этом качестве

    - матрешки по русским народным сказкам;

    - объемные "сказочные" пазлы или небольшие деревянные наборы в коробке;

    - наборы из дерева в ларце, домике и пр. (как правило, это наборы игрушек для пальчикового театра, но их можно использовать и просто для режиссерской игры);

    - шнуровки с персонажами и элементами ландшафта ;

    - текстильные наборы - мягкие домики с жителями или транспортные средства с пассажирами .

    Детям 4-х - 5-ти лет и старше можно предложить классические деревянные наборы отечественного производства , которые так и называются "для режиссерской игры". Среди них есть варианты для игры в зоопарк, город или сказку. Они легко сочетаются между собой и с другими игрушками, открывая ребенку широкие возможности для реализации собственного замысла.

    Малышу в этом возрасте можно предложить кукольные дома с целой семьей и всем необходимым . Сегодня в продаже можно встретить самые разные варианты. Встречаются деревянные дома с небольшими фигурками, с ручками и ножками на проволоке, пластиковые и даже текстильные домики со всей утварью и жителями. В некоторых магазинах можно увидеть подобные обширные наборы для игры в ферму, зоопарк.

    Сейчас также популярны пластмассовые наборы для режиссерской игры с элементами конструирования . Самые известные - тематический конструктор с персонажами lego, игровые наборы "Скорая помощь", Ветеринарная клиника, "Пожарная часть" и т.п. playmobil. Благодаря качеству исполнения и особым техническим свойствам, некоторые из таких игрушек могут использоваться для игры в песке и воде.

    Сделать режиссерскую игру по-настоящему увлекательной помогут также предметы неопределенного назначения : всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки и т.п.

    Как выбирать?

    При покупке любых наборов для режиссерской игры, стоит обратить внимание на качество исполнения игрушек, их надежность.

    Для малышей около трех лет лучше выбирать игрушки покрупнее - для них очень важна возможность манипулировать куклой и ее атрибутами. Для детей от пяти лет подойдут наборы с более мелкими деталями – в этом возрасте ребенку достаточно производить условные перемещения игрушек, остальное он может додумать, сфантазировать.

    Основные требования к персонажам - условность облика и устойчивость. Также расширяются возможности игры, если у героев двигаются руки и ноги, предусмотрена специальная форма «ладошек», позволяющая удерживать другие предметы.

    Готовые домики и другие постройки должны иметь достаточно большой размер и открытую конструкцию, чтобы ребенок мог осуществлять игровые действия внутри них. Так, например, удобны домики с откидной крышей или с широкими отверстиями в ней.

    Пластиковые наборы для режиссерской игры часто содержат множество дополнительных миниатюрных аксессуаров. Как правило, они только отвлекают от игры, и их лучше заменять предметами неопределенного назначения, чтобы ребенок могвключить собственное воображение.

    Кукольный театр

    Игра-драматизация представляет собой разновидность сюжетной игры. Ее специфика состоит в том, что она рассчитана на зрителя (ими могут оказаться взрослые, друзья малыша или любимый мишка с куклой). Такая игра требует «работы на публику» и развивает в ребенке артистизм, творческие способности, обогащает речь. Кроме того, для того чтобы создать собственный спектакль требуются умение планировать свои действия, уверенность в себе и различные технические навыки. Игра-драматизация может развиваться по заданному сюжету (например, сценарию по сказке или мультфильму) или представлять собой разыгрывание сценок, придуманных самим ребенком, но, в любом случае, для нее пригодятся игрушки-артисты.

    В возрасте около 2,5 лет , полезно разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек для малыша. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и т.д. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары, которые могут понадобиться в игре: мячик (его можно катать друг другу), тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т.д. В продаже также встречаются мягкие и картонные книжки с персонажами на веревочке или пальчиковыми куколками. Их можно использовать для чтения и одновременной наглядной демонстрации сюжета, а затем для самостоятельного рассматривания и игры ребенка.

    С 3-х лет можно предложить малышу для самостоятельного использования куклы на палочке . Найти их в готовом виде в продаже сложно, зато легко мастерить самим из картона (воспользуйтесь нашей подсказкой) или сделать из пальчиковых деревянных игрушек , посадив их на карандаши.

    Материалом для игры и мини-спектаклей может стать аналог фланелеграфа , который часто используется на занятиях в д/с. Изготовленные из фетра или более толстого войлока фигурки помещаются на экран из того же материала и переставляются на нем, в соответствии с сюжетом. За счет ворсистой поверхности сваленной шерсти они легко сцепливаются между собой, благодаря чему элементы не скользят, а надежно крепятся к вертикальной поверхности.

    Кукол на пальчик для своих представлений малыши с удовольствием используют с 4-х лет . В этом возрасте моторика ребенка уже позволяет ему справляться с непростой задачей.

    В продаже втречаются самые разные наборы пальчиковых игрушек. Куколки бывают деревянные, мягконабивные с карманом сзади, из ткани или вязаные. Как правило, игрушки в наборе объединены сюжетом сказки или истории и прячутся в соответствующую «емкость». Это может быть как Теремок или домики для поросят, так и мягкий автобус или замок.

    Ширма для пальчикового театра продается в магазине, но ее легко сделать самим. Для этого можно использовать лоскут ткани, накинутый на веревочку, раскрытую книгу или большую коробку из-под обуви с вырезанным дном.

    Пальчиковый театр можно полностью смастерить самим, подробнее об этом читайте в соответствующем разделе нашей Волшебной Мастерской.

    Куклы шагающего театра также одеваются на пальцы, подвижными при этом оказываются ножки персонажей. Чтобы фигурки шагающего театра пошли, достаточно просунуть пальцы в петли у них на ногах и начать ими двигать.

    Настольно-плоскостной театр также подходит детям начиная с четырех лет . И представляет собой картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально, если в семье двое и более детей. Как правило набор «посвящен» какой-либо сказке. Но можно встретить наборы животных, семью насекомых и т.п.

    Конусный и другие виды объемного бумажного театра продаются в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Такие наборы можно отнести и к материалам для творчества, ведь малышу нужно самостоятельно «собрать» игрушки, пусть и по образцу. Проявить собственную фантазию можно при раскраске или украшении готового корпуса фигурок аппликацией. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок.

    Удачной альтернативой такому настольному театру могут также могут стать куклы-статуэтки или животные - деревянные, сшитые или связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия.

    Для детей от 5-6 лет предназначены куклы «бибабо» . Это перчаточные куклы, которые, как правило, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма, иногда игрушки полностью текстильные. Такие куклы не просты в использовании, но и возможности их практически не ограничены. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы: удивляться, «ныть», хохотать и смотреть «букой». Все, что может испытывать ваш ребенок, может выразить такая кукла.

    Для того, чтобы создать простой аналог такой игрушки самим, понадобятся обычные перчатки и шарики для пинг-понга. Нарисуйте на шарике смешную рожицу, и вырежьте в нем небольшое отверстие диаметром чуть толще пальца. Шарик-головку одеваем на перчатку - и кукла готова!

    Куклы-марионетки требуют искусного управления, они подходят детям от 6-ти лет и старше . Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

    Как выбирать?

    Еще один важнейший фактор при выборе игрушки - ее качество. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой.

    При выборе деревянных пальчиковых игрушек обратите внимание на качество обработки материала и размеры. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.

    При покупке перчаточных кукол обратите внимание на размер головы: она должна быть не большой, не маленькой, не тяжелой. Она должна плотно сидеть на указательном пальце и ребенок должен легко ее удерживать. Это очень важно помнить т.к. куклы «бибабо» изготавливаются как для взрослых, так и для детей. Очень важно, чтобы кукла ребенку понравилась. Поэтому лучше, если вы будете выбирать ее вместе с малышом.