Единство и взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных наук (культур). Предмет химии и ее связь с другими естественными науками Связь химии с другими науками

Науку о Природе, т. е естествознание, традиционно подразделяют на такие более или менее самостоятельные разделы, как физика, химия, биология и психология.

Физика имеет дело не только со всевозможными материальными телами, но с материей вообще. Химия - со всевозможными видами так называемой субстанциональной материи, т. е. с различными субстанциями, или веществами. Биология - со всевозможными живыми организмами.

Ни одна научная дисциплина не ограничивается лишь собиранием наблюдаемых фактов. Задача науки состоит не только в описании, но в объяснении, а это не что иное, как нахождение зависимостей, которые позволяют одну совокупность явлений, часто весьма широкую, вывести на основе теории из другой, как правило, более узкой совокупности явлений.

"Диалектическая логика, в противоположность старой, чисто формальной логике, - говорит Энгельс, - не довольствуется тем, чтобы перечислить и без всякой связи поставить рядом друг возле друга формы движения мышления... Она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих".

Классификация наук, предложенная Ф. Энгельсом, отвечала именно этим требованиям. Установив положение, согласно которому каждой форме движения материи соответствует своя определенная "форма движения мышления", т. е. отрасль науки, Ф. Энгельс выяснил, что как между формами движения материи, так и между их отражением в голове человека-отраслями науки, существуют отношения субординации. Эти отношения он выразил в виде иерархии естественных наук: Биология, Химия, Физика.

И чтобы подчеркнуть, что эта иерархическая связь между естественными науками обусловливает их единство, т. е. целостность всего естествознания как одной системы, Ф. Энгельс прибег к таким определениям отраслей естествознания, которые указывают на происхождение высших форм из низших, "одну из другой". Физику он назвал "механикой молекул", химию-"физикой атомов", а биологию - "химией белка". При этом Ф. Энгельс отметил, что такого рода прием не имеет ничего общего с механистической попыткой сведения одной формы к другой, что это - лишь демонстрация диалектической связи между разными уровнями как материальной организации, так и ее познания, и вместе с тем это - демонстрация скачков от одного дискретного уровня научных знаний к другому и качественного отличия этих уровней между собой.

Однако следует иметь в виду условную (относительную) обоснованность каких бы то ни было подразделений естествознания на отдельные естественнонаучные дисциплины и его безусловную (принципиальную) целостность. Об этом свидетельствует систематическое возникновение междисциплинарных проблем и соответствующих синтетических предметов (таких, как физическая химия или химическая физика, биофизика, биохимия, физико-химическая биология).

При формировании общих - натурфилософских -- представлений о Природе она первоначально и воспринималась как нечто принципиально целостное, единое или во всяком случае как-то связанное воедино. Но по мере необходимой детализации конкретных знаний о Природе они оформлялись в как бы самостоятельные раздеты естествознания, прежде всего основные, а именно такие, как физика, химия, биология. Однако эту аналитическую стадию исследований Природе, связанную с детализацией естествознания и с его расчленением на отдельные части, в копне концов должна была сменить или дополнить, как это и произошло на самом деле, противоположная по своему характеру стадия их синтеза. За видимой дифференцией естествознания, или наряду с ней обязательно следует его существенная интеграция, действительное обобщение, принципиальное углубление.

Тенденции единения, пли интеграции, естественнонаучных знаний, стали проявляться очень давно. Еще в 1747--1752 годах Михаил Васильевич Ломоносов обосновал необходимость привлечения физики для объяснения химических явлении и создал на этой основе, как он сам выражался, «теоретическую часть химии», назвав ее физической химией. С тех пор появились самые разнообразные варианты объединения физических и химических знаний (приведшие к таким наукам, как химическая кинетика, термохимия, химическая термодинамика, электрохимия, радиохимия, фотохимия, плазмохимия, квантовая химия). Сегодня всю химию можно назвать физической, потому что у таких наук, которые носят названия «общая химия» и «физический химия», один и тот же предмет и одни и те же методы исследования. Но появилась еще «химическая физика», которую иногда называют химией высоких энергий или химией экстремальных (далеких от нормы) состояний.

С одной стороны (внешне), такое объединение продиктовано невозможностью объяснить химические явления «чисто химическими» средствами и, следовательно, необходимостью обращения за помощью к физике. С другой стороны (внутренне), это объединение есть не что иное, как проявление принципиального единства Природы, которая не знает никакого абсолютно резкого о деления на рубрики и разные науки.

Точно так же в свое время появилась необходимость синтеза биологических и химических знаний. В прошлом столетии стали известны физиологическая химия и затем биохимия. А совсем недавно появилась и стала широко известной, даже модной, новая синтетическая наука физико-химическая биология. Она в сущности претендует на то, что представляет собой не более, но и не менее, как «теоретическую биологию». Потому что для объяснения сложнейших явлений, происходящих в живом организме, нет иных путей, кроме привлечения знаний из химии и физики. Ведь даже простейший живой организм - это и механический агрегат, и термодинамическая система, и химический реактор с разнонаправленными потоками материальных масс, тепла, электроимпульсов. И вместе с тем это ни то, ни другое в отдельности, потому что живой организм - единое целое.

При этом в принципе речь идет уже не только и не столько о редукции, т. е. о сведении всей биологии просто к одной чистой химии, а всей химии просто к одной чистой физике, сколько о действительном взаимопроникновении всех трех этих основных естественных наук друг в друга, хотя и с преимущественным развитием естествознания именно в направлении от физики к химии и биологии.

В настоящее время, вообще говоря, нет ни одной области собственно естественнонаучных исследований, которые относились бы исключительно к физике, химии или биологии в чистом изолированном состоянии. Биология опирается на химию и вместе с ней или непосредственно, как сама химия, на физику. Они пронизаны общими для них законами Природы.

Таким образом, все исследование Природы сегодня можно наглядно представить в виде огромной сети, состоящей из ветвей и узлов, связывающих многочисленные ответвления физических, химических и биологических наук.

концепция современное естествознание наука

Успехи человека в решении больших и малых проблем выживания в значительной мере были достигнуты благодаря развитию химии. Успехи многих отраслей человеческой действительности, таких как энергетика, металлургия, машиностроение, легкая и пищевая промышленность и других, во многом зависит от состояния и развития химии. Огромное значение химия имеет для успешной работы сельскохозяйственного производства, фармацевтической промышленности, обеспечения быта человека. Химическая промышленность производит десятки тысяч наименований продуктов, многие из которых по технологическим и экономическим характеристикам успешно конкурируют с традиционными материалами, а часть является уникальной по своим параметрам. Химия дает материалы с заранее заданными свойствами, в том числе и такими, которые не встречаются в природе.

Химия не только обеспечивает производство многих необходимых продуктов, материалов. Во многих отраслях промышленности широко используются такие химические методы обработки: отбеливание, крашение, печатание, что привело к интенсификации процессов повышения качества.

Химизация позволила человеку решить многие технические, экономические и социальные проблемы, но масштабность этого процесса затронула все компоненты окружающей среды: сушу, атмосферу, воду мирового океана – внедрилась в природные круговороты веществ. В результате нарушилось равновесие природных процессов на планете, химизация стала заметно отражаться на здоровье самого человека. В связи с этим возникла самостоятельная ветвь экологической науки – химическая экология.

Фундаментальные основы современной химии

Фундаментальными основами химии стали квантовая механика, атомная физика, термодинамика, статическая физика, а также физическая кинетика. На основе физики построена теоретическая химия. На химическом уровне мы имеем дело с очень большим числом частиц, участвующих в квантово-механических процессах обмена электронами (химических реакциях).

Базовое понятие химии – валентность – это макроскопическое, химическое отображение квантово-механических взаимодействий.

Развитие современной химии, ее основные концепции оказались тесно связанными не только с физикой, но и с другими естественными науками, особенно с биологией.

Современный этап развития химии связан с использованием в ней принципов химизма живой природы.

Понятие «химический элемент» и «химическое соединение» с точки зрения современности

Химический элемент – это «кирпичик» вещества. Периодический закон Д.И. Менделеева сформулировал зависимость свойств химических элементов от атомной массы, признаком элемента стало его место в периодической системе, определяемое атомной массой. Физика помогла составить представление об атоме, как о сложной квантово-механической системе, раскрыла смысл периодического закона на основе строения электронных орбит всех элементов.

Современное определение химического элемента – это вид атомов с одинаковым зарядом ядра, т.е. совокупность изотопов.

А химическое соединение – это вещество, атомы которого за счет химических связей объединены в молекулы, макромолекулы, монокристаллы или иные квантово-механические системы, т.е. главной стала физическая природа сил, соединяющая атомы в молекулы, обусловленная волновыми свойствами валентных электронов.

Учение о химических процессах

Учение о химических процессах является областью глубокого взаимопроникновения физики, химии и биологии. В основе этого учения находится химическая термодинамика и кинетика, которые в равной степени относятся и к химии, и к физике.

Предметом изучения являются условия протекания химических реакций, такие факторы как температура, давление и др.

Живая клетка, исследуемая биологической наукой, представляет собой микроскопический химический реактор, в котором происходят превращения, изучаемые химией.

Изучая эти процессы, современная химия перенимает у живой природы опыт, необходимый для получения новых веществ и материалов.

Основой химии живого являются каталитические химические реакции.

Большинство современных химических технологий реализуется с использованием катализаторов – веществ, которые увеличивают скорость реакции, не расходуясь в ней.

В современной химии получило развитие направление, принципом которого является энергетическая активация реагента (т.е. подача энергии извне) до состояния полного разрыва исходных связей. Это химия экстремальных состояний , использующая высокие температуры, большие давления, излучения с большой величиной энергии кванта.

Например, плазмохимия – химия на основе плазменного состоянии реагентов, элионные технологии – активация процесса достигается за счет направленных электронных или ионных пучков.

Эффективность технологии на основе химии экспериментальных состояний очень высока. Они характеризуются энергосбережением, высокой производительностью, высокой автоматизацией и простотой управления технологическим процессом, а также небольшим размером технологических установок.

Химия как наука тесно связана с химией как производством. Основная цель современной химии, вокруг которой строится вся исследовательская работа, заключается в исследовании генезиса (происхождения) свойств веществ и разработки на этой основе методов получения веществ с заранее заданными свойствами.

Уже в эпоху Античности существовала фундаментальная связь между естественными науками и философией, так как они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, направленными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть форма согласования мысли с действительностью. Со второй половины XIX в. взаимосвязь философии с естествознанием и наукой как таковой становится неоднозначной, порождая крайние позиции в трактовке их взаимоотношений. Эта проблема требует прояснения основных концептов, в которых отражено как различие, так и сходство философии и естествознания. Между философией и наукой по меньшей мере есть два серьезных различия.

Во-первых, различие касается предметной области. Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и не дает формулировки универсальных закономерностей бытия. Физика выявляет законы физической реальности, химия - химической, биология - биологической и т. д. Так, физические законы весьма опосредствованно связаны с психической сферой, а законы психической жизни, в свою очередь, не применимы к сфере физических взаимодействий. Суждения философии универсальны. Ибо философия раскрывает метафизические законы всего мирового целого. Если какая-либо философская школа отказывается от задачи построения универсальных мировых схем, то она должна привести для этого универсальное объяснение.

Во-вторых, различие заключается в ценностной ориентации. Наука абстрагируется от проблем, связанных с ценностями, поскольку ищет истину как то, что есть в самих вещах, преимущественно отвечая на вопросы «почему?», «как?» и «откуда?», то есть избегает постановки метафизических вопросов «зачем?» и «для чего?». Однако в философии ценностная компонента знания неустранима. Философия претендует на решение вечных проблем бытия. Она направлена на поиск истины, которая понимается не только как формы согласования мысли с бытием. Философия ориентирована на познание и утверждение ценностей как форм согласования бытия с человеческой мыслью.

Кроме различий, между наукой и философией есть сущностное родство. Философия является теоретическим сознанием, поэтому сама стремится быть наукой. По многим параметрам философия отвечает общенаучным критериям. Философия выступает как метадисциплина, которая исследует сочетание компонентов в разных формах знания и постижения бытия. Так, в религии основополагающим является момент ценности, веры, а рациональность отходит на второй план. В естественных науках, напротив, главное - это рациональность, выраженная в форме научности, а ценностные аспекты являются вторичными. В философии осуществляется сочетание рациональных и ценностных аспектов, поскольку ту или иную систему ценностей философ пытается рационально обосновать, а развивать рациональные построения и доказательства, отталкиваясь от общих ценностных представлений.

Философия является интегративным образованием, в ней органично сочетаются рационально-теоретические и ценностно- мировоззренческие компоненты. Основная цель философии - это целостное осмысление мира и человека. Это обусловливает взаимосвязь философского поиска как первооснов бытия, так и смысла жизни отдельного человека. Поэтому, с одной стороны, философские системы всегда стремятся создать универсальную картину бытия. С другой стороны, философское знание организовано таким образом, что ключевыми вопросами являются мировоззренческие. Основополагающими для философии являются проблемы определения онтологических, гносеологических, логических, методологических, аксиологических, праксеологических оснований. В структуре научного знания эти основания выступают как базисные и составляют существенную часть метатео- ретического уровня. Отметим, что в естественно-научных теориях присутствуют различные философские основания, что определяет своеобразие этих теорий и отражает авторскую философскую позицию. В связи с этим возникает вопрос о взаимосвязи философии и естественных наук. Существуют различные интерпретации взаимоотношений науки и философии. Решение вопроса о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям: 1)к абсолютизации одной из этих сторон - метафизический подход; 2) к взаимосвязи, взаимодействию обеих сторон - диалектический подход.

В абсолютизирующем подходе присутствуют по меньшей мере две крайности: во-первых, попытки спекулятивной натурфилософии построить универсальные картины мира без опоры на данные науки; во-вторых, призывы позитивизма отказаться от метафизической проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Преодоление этих крайностей возможно, с одной стороны, при внимании конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам, с другой - при учитывании философами теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

Вопрос о соотношении философии и науки решался не только метафизически односторонне, но и диалектически. Наиболее характерными здесь являются диалектически-идеалистические идеи Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, диалектико-материалистическая теория подход Ф. Энгельса и антиинтеракционистский подход.

В 30-х гг. XX в. произошел всплеск историографических исследований, который привел к возникновению экстерналистс- кой и интерналистской концепций генезиса науки. Прежде чем обозначить различие этих направлений, отметим, что и экстерналистская, и интерналистская концепции генезиса науки основаны на понимании науки как уникального явления в истории культуры, которая зарождается в период перехода от Средневековья к Новому времени, и научного метода как способа восприятия действительности, который формируется под воздействием различных факторов (т. е. не естественный, не непосредственно данный человеку, как считали позитивисты).

Необходимо отметить, что этот всплеск в 30-е гг. XX в. был вызван в 1931 г. докладом советского ученого Б. М. Гессена на Втором международном конгрессе историков науки в Лондоне, посвященном вопросу о социально-экономических корнях механики И. Ньютона. Применение Б. М. Гессеном диалектического метода к данной проблеме вызвало огромный интерес в среде ученых, что привело к возникновению экстерналистского направления, лидером которого стал английский физик и науковед Д. Бернал (1901 - 1971 гг.). Д. Бернал, Э. Цильзель, Р. Мертон, Дж. Нидам, А. Кромби, Г. Герлак, С. Лилли и др. видели свою задачу в выявлении связей между социально-экономическими изменениями в жизни общества и развитием науки, которые связываются с ломкой социальных барьеров между деятельностью верхних слоев ремесленников и университетских ученых в эпоху зарождения и становления капитализма, влиянием протестантской этики и т. д.

В противовес экстерналистской концепции генезиса науки возникает интерналистская, или имманентная, концепция. Так,

А. Койре, Дж. Прайс, Р. Холл, Дж. Рэнделл, Дж. Агасси считают, что развитие науки происходит не благодаря воздействиям извне, из социальной действительности, а в результате своей внутренней эволюции, творческого напряжения самого научного мышления.

Т. Кун (1922 - 1995) в работе «Структура научных революций» занимает отстраненную позицию по отношению к интерна- лизму и экстернализму и дает им оригинальную оценку . Так, Т. Кун считает, что экстерналистская историография необходима при изучении первоначального развития науки, обусловленной социальными потребностями общества. Для исследования зрелой науки необходима интерналистекая историография. Таким образом, Т. Кун демонстрирует точку зрения, преодолевающую односторонности интернализма и экстернализма, поскольку они, обладая определенной автономией, дополняют друг друга. Т. Кун представил развитие науки как историческую смену парадигм. Парадигма - это формообразующий принцип в ту или иную эпоху развития науки.

Принцип историчности позволил американскому философу Т. Куну представить развитие науки как историческую смену парадигм. Парадигма - это «образец», совокупность признанных всеми научных достижений, определяющих в данную эпоху модель постановки научных проблем и их решение. Содержание понятия «научная парадигма» включает в себя совокупность предпосылок, определяющих конкретное исследование, признанных на данном этапе развития науки и связанных с общефилософской направленностью. Таким образом, парадигма представляет собой образец создания новых теорий в соответствии с принятыми научными договоренностями в определенное время.

В рамках парадигм формулируются общие базисные положения, используемые в теории, и определяются идеалы объяснения и организации научного знания. Парадигмы действуют в рамках научных программ, а научные программы обусловлены рамками культурно-исторического целого. Культурно-исторический контекст определяет ценность той или иной проблемы, способ ее решения, позицию государства и общества по отношению к деятельности ученых. Существуют этапы развития естественных наук, которые связаны с перестройкой исследовательских стратегий и оснований науки. Эти этапы получили название научных революций.

Исследования, посвященные философии науки, свидетельствуют о том, что было три глобальных научных революции. Если связывать их с именами ученых, труды которых являются основополагающими в данных революциях, то это - аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская революции.

Ряд ученых, которые считают началом научного познания мира XVII в., выделяют две революции: первая - научная, связанная с трудами Н. Коперника, Р. Декарта, И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона, вторая - научно-техническая XX в., связанная с работами А. Эйнштейна, М. Планка, Н. Бора, Э. Резерфорда, Н. Винера и появлением атомной энергии, генетики, кибернетики и космонавтики.

Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности. И хотя понятие «исторический тип рациональности» является абстрактной идеализацией, все же историки и философы науки выделяют несколько таких типов. Одной из основных классификаций является разделение науки на классический, неклассический и постнеклассический типы. В. С. Стёпин характеризует их следующим образом:

  • 1. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности.
  • 2. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии.
  • 3. Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями .
  • См.: Кун Т. Структура научных революций. М. : ООО «Изд-во ACT», 2001.
  • См.: Стёпин В. С. Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция, 2000.С. 633-634.

Одной из наук, сочетающих в себе содержание естественных и общественных научных дисциплин, является геронтология. Эта наука изучает старение живых организмов, в том числе человека.

С одной стороны, объект ее изучения шире объекта многих научных дисциплин, изучающих человека, а с другой - он совпадает с их объектами.

В то же время геронтология акцентирует внимание прежде всего на процессе старения живых организмов в целом и человека в частности, что является ее предметом. Именно учет объекта и предмета изучения позволяет видеть как общее, так и специфическое научных дисциплин, изучающих человека.

Поскольку объект изучения геронтологии - живые организмы в процессе их старения, можно сказать, что эта наука является и естественно-научной и обществоведческой дисциплиной. В первом случае ее содержание определяется биологической природой организмов, во втором - биопсихосоциальными свойствами человека, находящимися в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении.

Одной из основополагающих естественно-научных дисциплин, имеющих прямую связь с социальной работой (а также, конечно, с геронтологией), является медицина. Эта область науки (и одновременно практической деятельности) направлена на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Имея разветвленную систему отраслей, медицина в своей научной и практической деятельности решает проблемы сохранения здоровья и лечения пожилых людей. Вклад ее в это святое дело огромен, о чем свидетельствует практический опыт человечества.

Следует, вероятно, отметить и особое значение гериатрии как раздела клинической медицины, изучающего особенности заболеваний у людей пожилого и старческого возраста и разрабатывающего методы их лечения и профилактики.

И геронтология, и медицина базируются на знании биологии как совокупности наук о живой природе (огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ), об их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Данные биологии являются естественно-научной основой познания природы и места человека в ней.

Несомненный интерес представляет вопрос о соотношении социальной работы и реабилитологии, которая играет все большую роль в теоретических исследованиях и практической деятельности. В самом общем виде реабилитологию можно определить как учение, науку о реабилитации как о достаточно емком и сложном процессе.

Реабилитация (от позднелатинского rehabilitatio - восстановление) означает: во-первых, восстановление доброго имени, прежней репутации; восстановление в прежних правах, в том числе в административном и судебном порядке (например, реабилитация репрессированных); во-вторых, применение к подсудимым (прежде всего к несовершеннолетним) мер воспитательного характера или наказаний, не связанных с лишением свободы, в целях их исправления; в-третьих, комплекс медицинских, юридических и других мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

К сожалению, представители отраслевых, конкретных научных дисциплин не всегда указывают (и учитывают) последний вид реабилитации. В то время как социальная реабилитация имеет важнейшее значение в жизнедеятельности людей (восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества). В содержательном плане социальная реабилитация, по существу, в концентрированном виде включает все аспекты реабилитации. И в этом случае она может рассматриваться как социальная реабилитация в широком смысле, т. е. включающая все виды жизнедеятельности людей. Некоторые исследователи выделяют так называемую профессиональную реабилитацию, которая входит в социальную реабилитацию. Точнее можно было бы назвать этот вид социально-трудовой реабилитацией.

Таким образом, реабилитация является одним из важнейших направлений, технологий в социальной работе.

Для выяснения соотношения социальной работы и реабилито- логии как научных направлений важно уяснить объект и предмет последней.

Объект реабилитологии - определенные группы населения, отдельные личности и слои, нуждающиеся в восстановлении своих прав, репутации, социализации и ресоциализации, восстановлении здоровья в целом или нарушенных отдельных функций организма. Предметом реабилитологии выступают конкретные стороны реабилитации названных групп, изучение закономерностей реабилитационных процессов. Такое понимание объекта и предмета реабилитологии показывает ее тесную связь с социальной работой и как с наукой, и как со специфическим видом практической деятельности.

Социальная работа является методологической основой реабилитологии. Выполняя функцию выработки и теоретической систематизации знаний о социальной сфере (совместно с социологией), анализа существующих форм и методов социальной работы, разработки оптимальных технологий разрешения социальных проблем различных объектов (индивидов, семей, групп, слоев, общностей людей), социальная работа как наука способствует - прямо или косвенно - решению вопросов, являющихся сутью, содержанием реабилитологии.

Тесная связь между социальной работой и реабилитологией как науками определяется и тем, что они являются, по существу, междисциплинарными, универсальными по своему содержанию. Эта связь, кстати, в МГУ сервиса была обусловлена и организационно: в рамках факультета социальной работы в 1999 г. открыта новая кафедра - медико-психологической реабилитологии. Медико-психологическая реабилитация и сейчас (после преобразования кафедры) остается важнейшим структурным подразделением кафедры психологии.

Говоря о методологической роли социальной работы в становлении и функционировании реабилитологии, следует учитывать и влияние знаний в области реабилитологии на социальную работу. Эти знания способствуют не только конкретизации понятийного аппарата социальной работы, но и обогащению понимания тех закономерностей, которые изучают и выявляют социономы.

Что касается технических наук , то социальная работа связана с ними благодаря процессу информатизации, ведь сбор, обобщение и анализ информации в области социальной работы осуществляются с помощью компьютерной техники, а распространение, усвоение и применение знаний и умений - других технических средств, наглядной агитации, демонстрации различных приборов и приспособлений, специальной одежды и обуви ит.д., призванных облегчить самообслуживание, передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства и т. д. определенным категориям населения - пенсионерам, инвалидам и др.

Технические науки имеют важное значение при создании соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей возможность повышения эффективности всех видов и направлений социальной работы, включая инфраструктуру различных сфер жизнедеятельности как специфических объектов социальной работы.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Культура- одна из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности. Каждый индивид представляет собой сложную биосоциальную систему, существующую за счет взаимодействия с окружающей средой. Необходимые закономерные связи с окружающей средой определяют его потребности, которые важны для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития. Большинство потребностей человек удовлетворяет посредством труда.

Таким образом, под системой человеческой культуры можно понимать мир вещей, предметов, созданных человеком (его деятельностью, трудом) входе его исторического развития. Оставляя в стороне вопрос о сложности и неоднозначности понятия культуры, можно остановиться на одном из самых простых его определений. Культура- это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.

Как мы видим, понятие культуры очень широкое. Оно, по сути, охватывает бесконечное множество самых разнообразных вещей и процессов, связанных с деятельностью человека и ее результатами Многообразную систему современной культуры в зависимости от целей деятельности принято подразделять на две большие и тесно связанные области - материальную (естественнонаучную) и духовную (гуманитарную) культуру .

Предметная область первой - чисто природные явления и свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных отношений и т. д. Второй тип культуры (гуманитарный) охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей, как социальные, так и духовные (религия, мораль, право и т. д.).

Стр. 7

Явления человеческого сознания, психики (мышление, знание, оценка, воля, чувства, переживания и т. д.) относятся к миру идеального, духовного. Сознание, духовное- это очень важное, но лишь одно из свойств сложной системы, которой является человек. Однако человек должен материально существовать для того, чтобы проявились его способности к производству идеальных, духовных вещей. Материальная жизнь людей- это область человеческой деятельности, которая связана с производством предметов, вещей, обеспечивающих само существование, жизнедеятельность человека и удовлетворяющих его потребности (пища, одежда, жилье и т. д.).

На протяжении человеческой истории многими поколениями создан колоссальный мир материальной культуры. Дома, улицы, заводы, фабрики, транспорт, коммуникационная инфраструктура, учреждения быта, снабжение продуктами питания, одеждой и др. - все это важнейшие показатели характера и уровня развития общества. По остаткам материальной культуры археологам удается достаточно точно определить этапы исторического развития, особенности обществ, государств, народов, этносов, цивилизаций.



Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей личности, т. е. потребностей в развитии, совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций, переживаний и т. д. Существование духовных потребностей и отличает человека от животного. Эти потребности удовлетворяются в ходе не материального, а духовного производства, в процессе духовной деятельности.

Продуктами духовного производства являются идеи, понятия, представления, научные гипотезы, теории, художественные образы, моральные нормы и правовые законы, религиозные воззрения и др., которые воплощаются в своих особых материальных носителях. Такими носителями выступают язык, книги, произведения искусства, графики, чертежи и т. д.

Анализ системы духовной культуры как целого позволяет выделить следующие ее основные компоненты: политическое сознание, мораль, искусство, религию, философию, правосознание, науку. Каждый из этих компонентов имеет определенный предмет, свой способ отражения, выполняет в жизни общества конкретные социальные функции, содержит познавательные и оценочные моменты - систему знаний и систему оценок.

Стр. 8

Наука является одним из важнейших компонентов материальной и духовной культуры. Ее особое место в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, материально-предметном преобразовании мира.

Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Научное знание, полученное на основе проверенных практикой методов познания, выражается в различных формах: в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Оно дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека.

Современная наука- сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин, которых насчитывается несколько тысяч и которые можно объединить в две сферы: фундаментальные и прикладные науки.

Фундаментальные науки имеют целью познание объективных законов мира, существующих безотносительно к интересам и потребностям человека. К ним относятся математические науки, естественные (механика, астрономия, физика, химия, геология, география и т. д.), гуманитарные (психология, логика, лингвистика, филология и др.). Фундаментальные науки потому и называются фундаментальными, что своими выводами, результатами, теориями определяют содержание научной картины мира.

Прикладные науки нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальными науками знаний об объективных законах мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся кибернетика, технические науки (прикладная механика, технология машин и механизмов, сопромат, металлургия, горное дело, электротехника, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные, медицинские, педагогические науки. В прикладных науках фундаментальные знания приобретают практическое значение, используются для развития производительных сил общества, совершенствования предметной сферы человеческого бытия, материальной культуры.

Широко распространены представления о «двух культурах» в науке-естественнонаучной и гуманитарной. По мнению английского историка и писателя Ч. Сноу, между этими культурами существует огромная пропасть, а ученые, изучающие гуманитарные и точные отрасли знания, все более не понимают друг друга (диспуты между «физиками» и «лириками»).

В отмеченной проблеме выделяются два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, второй - с проблемой единства науки.

Стр. 9

В системе духовной культуры наука и искусство не исключают, а предполагают и дополняют друг друга там, где речь идет о формировании целостной, гармоничной личности, о полноте человеческого мироощущения.

Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало влияние на развитие гуманитарных наук (через методологию, общемировоззренческие представления, образы, идеи и т. д.). Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества, истории, психологии и т. д. Новые перспективы взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного знания открываются с созданием теории самоорганизации - синергетики.

Таким образом, не конфронтация различных «культур в науке», а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания.