Программа курса "развитие вариативного мышления". Современные наукоемкие технологии Вариативность мышления

С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Многочисленные наблюдения педагогов, исследование психологов убедительно показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходят в разряд неуспевающих.

Мышлением называется процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности. Этот процесс в полной мере можно назвать высшим познавательным, поскольку именно мышление способствует порождению новых знаний, творчеству. Мышление должно отвечать таким параметрам как: стройность, продуктивность, целенаправленность, теп (скорость). Параметр стройности мышление (ассоциативного процесса) выражается в необходимости мыслить в соответствии с логическими требованиями, а также грамматически корректно формулировать мысли. Под продуктивностью понимается требование мыслить так логично, чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям. Целенаправленность мышление диктует необходимость мыслить ради какой - либо реальной цели. Темпом мышления обозначается скорость протекания ассоциативного процесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в единицу времени.

Целенаправленное, интенсивное развитие логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Данный курс, включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и учителей материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Таким образом, условиями развития логического мышления младших школьников выступают (1) междисциплинарный, интегрированный подход, который способствует развитию психических свойств личности; (2) рациональность последовательность предъявления заданий; (3) проблемность изложения материала, которое ведет к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

При таких условиях формируются умения анализировать, систематизировать, устанавливать взаимосвязь, соотносить различные виды моделей, самостоятельно осуществлять поиск способа решения, сравнивать, делать умозаключения и высказывать суждения. Построение разработанной системы заданий для развития логического мышления младших школьников отвечает следующим педагогическим принципам: соответствия содержанию начального образования, определяемый государственным образовательным стандартом; преимущественной опоры на наглядно - образное мышление; нарастания уровня сложности; спиральности, в соответствии с которым на каждом « витке спирали» одни и те же понятия и логические отношения рассматриваются в новых взаимосвязях и взаимодействиях; взаимосвязи логических рассуждений и логико-конструктивных действий, который предполагает, что словесно - логическая деятельность производиться во взаимосвязи с предметно практической деятельностью.

Учащимся предлагаются следующие виды заданий: Задания для самостоятельного выявления закономерностей, зависимостей и формулировки обобщения. Например: сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило, сравни выражения, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод (1). Необычные приемы устных вычислений: прием, основанный на использовании свойств арифметических действий, прием, основанный на использовании свойств арифметических действий, прием округления, прием умножения и деления на конкретное число. Использование дидактических игр «Математический биатлон»; «Четвертый лишний»; «Поезд», «Какая геометрическая фигура исчезла?»; «Молодцы и хитрецы»; Игры с палочками (2). Развитие мышления при решении сюжетных задач.

Нами было реализовано эмпирическое исследование возможностей развития мышления на основе программы, построенной на принципе вариативности. На первом этапе проводилась диагностика уровня логического мышления младших школьников, на втором этапе - в обучение математике были включены разработанные задания с условиями их предъявления: систематичности, интегрированности, проблемности и рациональности. На заключительном этапе проводилась обработка полученных данных, их интерпретация и формулировка выводов об эффективности предпринятых условий в обучении для развития мышления.

Организованное и проведённое исследование развития логического мышления младших школьников показало, что включенные в уроки математики специально подобранные упражнения и задания для развития мыслительных способностей выступает оптимальным условием для развития логического мышления школьника. Результаты исследования показали значительный рост результатов тестирования уровня логического мышления в классе, где уроки были модифицированы в соответствии с разработанной системой упражнений. Задания были направлены на развитие умения отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, способностей ребенка к обобщению и отвлечению, выделения существенных признаков предметов и явлений, способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями и формирования общего запаса знаний школьника. мышление обучение логический школьник

Таким образом, условиями развития мышления младших школьников выступают:

  • 1. междисциплинарный, интегрированный подход, который способствует развитию мышления;
  • 2. рациональная последовательность предъявления заданий;
  • 3. проблемность познавательных задач, которая ведет к формированию беглости мышления, гибкости ума, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Библиографический список

  • 1. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. - М.:В. Секачёв, 2001.
  • 2. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. - Саратов: Лицей. 2000

Термин вариативность указывает на то, что не все люди одинаковы. Предположим, что вы знаете человека, который «дымил, как паровоз» и прожил до ста лет. Означает ли это, что гипотеза об отрицательном влиянии курения на здоровье неверна? Отнюдь нет. Влияние курения на здоровье определялось многими независимыми исследователями, которые работали с большим количеством испытуемых. Люди демонстрируют различные реакции, придерживаются разных мнений и имеют разные способности. При осмыслении результатов важно помнить о роли вариативности.

Несколько лет назад поднялось много шума вокруг применения лаэтрила (laetrile), т.е. экстракта абрикосовых косточек, для лечения рака. Несмотря на то, что официальная медицина Соединенных Штатов признала его бесполезность в борьбе против рака, многие люди продолжали верить, что с помощью лаэтрила можно излечиться. Предположим, что вы прочитали о человеке с диагнозом «рак», который затем принимал лаэтрил. Впоследствии этот счастливчик излечился от рака. Какие выводы вы сделаете? Захочется ли вам заключить, что, по крайней мере, в некоторых случаях лаэтрил может вылечить или помочь вылечить рак? Такое заключение необоснованно. Некоторые люди вылечиваются от рака, а другие – нет. Так же как люди различны по своим убеждениям и установкам, они по-разному реагируют на болезнь. Если размер выборки равен единице, мы не можем заключить, что лаэтрил внес свой вклад в выздоровление больного. Чтобы решить, полезен ли лаэтрил при лечении рака, необходимы широкомасштабные сравнительные исследования уровней выживания групп больных раком, которые лечились лаэтрилом, и групп больных, которые лечились другими способами. Когда государственные организации провели такие тесты, оказалось, что лаэтрил бесполезен. Легко понять, что отчаявшиеся больные раком поддаются заблуждению и верят в результаты, полученные на очень маленьком количестве людей.

Готовность людей поверить, что результаты, полученные всего на нескольких испытуемых, можно обобщать на весь контингент, называется законом малых чисел (Tversky Kahneman, 1971). На самом деле мы можем быть более уверены, когда работаем с большими выборками, а не с маленькими (Kunda Nisbett, 1986). При экспериментальном исследовании этого явления (Quattrone Jones, 1980) студенты колледжа продемонстрировали веру в то, что если один из членов группы принимает определенное решение, то другие члены этой группы примут такое же решение. Этот результат был особенно стойким, когда студенты одного колледжа наблюдали за решениями студентов других колледжей. Таким образом, мы видим, что вера в закон малых чисел способствует сохранению предрассудков и стереотипов. Мы склонны верить, что действия одного члена группы являются показателем действий всей группы. Слышали ли вы, как кто-нибудь говорит: «Все ____________________ (вставьте сюда название группы, к которой принадлежите) похожи друг на друга»? Одна знакомая как-то сказала мне, что все ямайцы – жулики и воры. Она пришла к такому заключению после одного неприятного инцидента, который произошел у нее с жителем Ямайки. Такого рода утверждения являются проявлением закона малых чисел. Теперь вы можете понять, как закон малых чисел может объяснить происхождение многих предрассудков, таких, например, как расизм? Единственное запомнившееся событие с участием члена группы, с которой мы редко вступаем в контакт, может повлиять на наши представления о всех остальных членах этой группы. Как правило, перед тем как прийти к какому-либо заключению, необходимо накопить большое количество наблюдений о людях и событиях.

Существует одно исключение из общего принципа, которое состоит в том, что для достоверных обобщений результатов на весь контингент необходимы большие выборки. Это исключение имеет место тогда, когда контингент совершенно однороден. Если, например, каждый человек из интересующего нас контингента совершенно одинаково отвечает на любой вопрос (например, «Одобряете ли вы смертную казнь?») или одинаково реагирует на любое лечение (например, не имеет «сердечных приступов» при лечении простым аспирином), то размер выборки больше не играет роли. Конечно, люди не бывают одинаковыми. Вы, вероятно, считаете, что об этом можно было бы и не говорить, поскольку все и так знают, что все люди разные. К сожалению, исследования показали, что большинство из нас склонно к недооценке изменчивости групп, которые нам не знакомы.

Члены всех групп меньшинств часто рассказывают, что лидеры или члены других групп обращаются к ним и спрашивают: «Что афроамериканцы (или женщины, или латиноамериканцы, или азиаты, или члены любой из групп меньшинств) думают по этому вопросу?» При этом как будто подразумевается, что несколько членов группы меньшинства могут говорить от имени всей группы. Это проявление нашей веры в то, что группы, к которым мы не принадлежим, гораздо более гомогенны (однородны), чем наша.

Способность к точному прогнозированию частично зависит от умения точно оценивать степень вариативности. Важно иметь это в виду всякий раз, когда вы проверяете гипотезу – в строго научной обстановке или при неформальных попытках определить причинные связи в своем повседневном окружении.

Иногда мы оказываемся в ситуациях, когда нужно быстро принимать решение, действовать и видеть варианты развития. Но не всегда это легко удаётся. Мы тормозим, впадаем в ступор, а позже понимаем, что же нужно было сделать или сказать. Как говорится, "хорошая мысля приходит опосля".

Такое торможение связано с отсутствием привычки мыслить вариативно. В критических ситуациях это особенно мешает. Чтобы развить вариативное мышление, нужно практиковать импровизацию. Импровизация учит действовать быстро и в тот самый момент.

Вот несколько советов, как развивать вариативное мышление в жизни.

  1. Через воображение.

Представьте в воображении любой предмет. Например, велосипед. Удерживайте этот образ и одновременно дорисовывайте картинку вокруг него. Может появиться дорога, по которой едет этот велосипед, рядом речка, на берегу которой сидит рыбак, у него ведро с уловом, на другой стороне симпатичные домики, летают птички… Но велосипед всегда присутствует. Вы как будто рисуете картину, в которой постоянно появляются новые детали.

Потом начните снова и нарисуйте вокруг того же велосипеда другую картину.

Это упражнение приучает наш ум мыслить широко и видеть картину целиком, видеть варианты.

  1. Через речь.

Скажите иначе! Вместо знакомого "Привет " скажите — "Салют", "Бон жур", "Рад вас приветствовать" . Поиграйте со словами. Ведь один и тот же смысл можно передать по-разному. Сходите с привычных рельсов!

  1. Через действие.

Помешайте сахар в чашке другой рукой, купите неожиданно цветы, оденьте что-то новое или немного непривычное, пройдите другим маршрутом. Нарушайте привычный ход действий. В мелочах, понемногу, и эта практика войдёт в привычку — всё время видеть новые возможности и варианты действий.

Тренируясь таким образом, вы нарабатываете вариативность мышления. И она вас уже никогда не подведёт!

Как видите, чтобы применять эти нехитрые приёмы, не нужно долго учиться, нужно просто начать импровизировать. Как говорится, "аппетит приходит во время десерта" .

Чем больше практики и игры — тем лучше! Тем легче будут придумываться диалоги, тем шире будут варианты действия, тем интереснее будут сами импровизации и смешнее или глубже истории.

Когда мы говорим о человеческом общении, то в нём тоже действуют законы игровой импровизации. Мир меняется с огромной скоростью, в нём нет места постоянству. Каждый раз мы оказываемся в новой ситуации и не всегда знаем, каким будет следующий ход.

Девиз современного общества — уникальность! Импровизация добавляет к этому ещё осознанность, оптимальность и радость.

Вся наша жизнь — одна большая импровизация. И человек создаёт свою жизнь в момент её исполнения (проживания). В Impro-играх мы постигаем разные формы общения и взаимодействия, разные социальные ситуации, создаём и играем свои собственные роли.

Идеальное состояние импровизации — это сочетание лёгкости, энергии и осознанности. И тут надо разделять внимание — вариативность — внутри, а конкретность — снаружи! Вы продумываете множество ходов, но делаете один и очень уверенно, и точно.

И не забывайте, когда мы играем на сцене — это всегда персонаж! Он думает немного иначе, чем мы. И с ним нужно находить полный контакт. Целиком подключаться и действовать.

Одна из ошибок в импровизации — это скромность: "Я чуть-чуть поиграю, чуть-чуть отреагирую… может, никто и не заметит…" .

Такая позиция просто невозможна! Входите в игру полностью.

В актёрском мастерстве это называется вера в предлагаемые обстоятельства. Только в пьесе мы обстоятельства знаем заранее, а в импровизации они создаются во время игры!

Так что вгрызайтесь в игру по полной!

А ещё тут можно провести параллель с жизнью. В жизнь тоже надо погружаться тотально!

Развитие вариативности мышления

у младших школьников

Я работаю с детьми с задержкой психического развития в 4 классе в МБОУ «НШДС» г.Усинска.

В последнее время количество детей, испытывающих трудности в обучении заметно возросло. И в обычных классах начальной школы немало учащихся, имеющих проблемы в обучении. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любому виду деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтам с ними. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, возникновению агрессии. И что делать учителю, который должен и хочет помочь таким детям; который к концу каждого учебного года обязан создать, сформировать у каждого ребенка требуемый программой определенный объем знаний, умений и навыков? Что делать ребенку, не овладевшему определенным багажом знаний? Как учиться дальше, если программный материал с каждым годом все усложняется? Такие вопросы не раз возникали и в моей педагогической практике.

Причиной слабой успеваемости учащихся является задержка развития таких важнейших психических процессов как восприятие, внимание, воображение, память и, особенно – мышление, которое включает такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Логическое мышление – это основа успешного формирования общеучебных умений и навыков, требуемых школьной программой. Учащиеся с низким уровнем логического мышления испытывают значительные трудности при решении задач, в преобразовании величин, при овладении приемами устного счета; при применении орфографических правил на уроках русского языка, при построении правильной грамотной речи; при работе с текстами, при понимании прочитанного и многое другое.

По окончании средней школы дети испытывают огромные трудности при сдаче ЕГЭ, при работе с тестами, теряются в предложенных вариантах, переживают огромный стресс. Кроме того, современное общество требует от современного человека креативности, оперативности, готовности к саморазвитию и самореализации. Следовательно, проблема развития логического мышления в наши дни особо актуальна.

Научное обоснование

Под вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить разнообразные решения. Показателями развития вариативности мышления являются его продуктивность, самостоятельность, оригинальность, рациональность. Профессор А.А.Столяр утверждал, что логическое и практическое (жизненное) содержание в младшем школьном возрасте осваивается в единстве и не может быть отделено одно от другого. Окружающая нас действительность многообразна и изменчива. Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора варианта решения проблемы, который является оптимальным в данной ситуации. Успешнее это будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты и выбирать среди большого числа решений наиболее рациональное.

Специалисты (Амонашвили Ш.А., Ксензова Г.Ю., Липкина А.Н. и др.) утверждают, что продукт учебной деятельности – это внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, целостном и смысловом планах . От его структурированной организации, системности, глубины, прочности, систематичности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, успешность учебной и профессиональной деятельности, общения. Главным продуктом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического мышления и сознания.

Опыт работы

В основе системы моей работы лежит личностно-ориентированный подход. Идеи, принципы и психолого-педагогические основы данного подхода, модель которого создана доктором психологических наук И.С.Якиманской, наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия его индивидуальности через учение. Согласно этой концепции, каждый ученик – индивидуальность, которой учитель помогает реализовать свой потенциал.

В своей работе я применяю такую инновационную технологию как вариативность. Вариативность мышления определяет возможности личности творчески мыслить, помогает лучше ориентироваться в реальной жизни.

Особенности основных умений учащихся

при традиционном и личностно-ориентированном подходах

Традиционный подход

(построен на основе объяснительно-иллюстративных способов обучения, применяемых по образцу)

Личностно-ориентированный подход (обеспечивает учет возможностей и способностей обучаемых, создает необходимые условия для развития их индивидуальных способностей)

    Слушать и воспринимать учебный материал.

    Конспектировать, работать с книгой, воспроизводить учебный материал.

    Применять знания.

    Видеть и формулировать проблему.

    Анализировать факты.

    Работать с различными пособиями.

    Выдвигать гипотезы.

    Осуществлять проверку правильности гипотезы.

    Формулировать выводы.

Цель моей деятельности по данной проблеме – развивать у учащихся такие жизненно необходимые качества как: продуктивность, самостоятельность, оригинальность, рациональность. Для осуществления вариативного подхода я разработала следующие критерии:

Уровень (обусловлен основными этапами усвоения знаний)

Виды заданий

вопросов

Формулировки

1-й уровень – базовый (максимальная оценка «3»)

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.

Что называется…

Кто написал…

Что изображено…

Различного типа тренировочные задачи на применение, выполнение по алгоритму (с помощью учителя)

Приведите примеры, факты…

Расскажите…

Перечислите…

Нарисуй схему…

Прочитай отрывок…

Составь план…

2-й уровень – достаточный (максимальная оценка «4»)

Цель: осмысленное применение знаний.

Какова причина…

Чем отличается…

Чем объясняется…

Задачи, выполняя которые ученик действует самостоятельно по алгоритму

Найдите факты, подтверждающие…

Сравните…

Объясните…

Составь схему…

Заполни таблицу…

3-й уровень оптимальный (максимальная оценка «5»)

Цель: творческое использование знаний.

Докажи или опровергни утверждение…

Какой вывод можно сделать…

Какие условия необходимы для…

Задачи, требующие применения знаний в новых (нестандартных) условиях, выявления закономерностей

Обобщите…

Предложите способ

Сделайте вывод…

Сконструируйте…

Свою работу по данной проблеме строю в три этапа:

    Этап развития продуктивности мышления.

    Этап развития рациональности мышления.

    Этап развития самостоятельности мышления.

    Продуктивность мышления.

Под продуктивностью учебной деятельности понимается такой педагогический процесс, который способствует развитию личности в коллективе и развитию самого коллектива посредством продуктивно-ориентировочной деятельности в реальной жизненной ситуации и происходящей в составе группы учащихся при поддержке педагога.

На данном этапе я учу детей выбирать, находить как можно больше возможных вариантов. Учащимся предоставляется выбор. Это этап-разминка, на котором рассматриваются новые варианты заданий, пути их решений. Подбираю задания, способствующие развитию продуктивности , в них должны содержаться указания на поиск различных вариантов решения. При их выполнении главным будет количество найденных учеником вариантов. Начинаю с заданий, предполагающих небольшое число вариантов (от 2 до 4), а затем можно перехожу к большему числу вариантов решения, но их количество должно ограничиваться, чтобы у учащихся не пропал интерес к выполнению заданий. На данном этапе использую такую педагогическую технологию как алгоритмичность, на основе которой формирую у учащихся умение последовательно осуществлять действия, мыслительные операции.

Это задания:

Имеющие единственный правильный ответ, нахождение которого осуществляется

разными способами;

Имеющие несколько вариантов ответа, причем их нахождение осуществляется одним

и тем же способом;

Имеющие несколько вариантов ответа, которые находятся отличающимися

способами.

    Рациональность мышления.

Рациональность (от лат. ratio - разум, разумение, рассудок) - способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствие деятельности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых - условие достижения цели.

На данном этапе использую такой прием как эффективность , на основе которой формирую у учащихся умение достигать результата с оптимальными затратами времени, усилий и др.

На данный этап перехожу после первого этапа (продуктивность). На данном этапе среди множества рассмотренных вариантов необходимо найти наиболее рациональный

способ решения. Это:

Работа со схемами (выбор наиболее рационального решения);

Выбор из предложенных вариантов наиболее рационального;

Сравнение и анализ всех (нескольких) вариантов;

Предложение собственного варианта, отличного от других.

Здесь учащиеся включаются в поисковую деятельность, учатся контролировать ход поиска, сверять и оценивать результаты. На данном этапе делаю акцент на формирование творческой активности школьников: поиск оригинального решения, высказывание «смелых» предположений. Далеко не сразу ребята приходят к рациональным решениям, но ценно то, как активизируется в такие моменты мыслительная деятельность учеников.

    Самостоятельность мышления.

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. На данном этапе строю работу по активизации мысли, чувств и воли; и стараюсь достичь следующих целей:

 развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;

 складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.

На данном этапе учащимся предоставляю возможность самостоятельного поиска решения. Это:

Работа с тестами;

Подготовка и создание собственных тестов, заданий;

Разноуровневые проверочные работы.

Для проведения вариативных работ (устный счет, самостоятельные, проверочные, контрольные тематические работы) разработала следующие инструкции:

    Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – может выбрать задание№1.

    Кто чувствует, что прочно освоил материал по теме – может выбрать задание №2.

    Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – может выбрать задание №3.

Особое место в курсе математики в начальной школе занимают арифметические задачи. Это объясняется их большой коррекционно-воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении детей с задержкой психического развития.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают определенные трудности в понимании заданий на развитие логического мышления, а следовательно, и в понимании задач. Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, т.е. по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения.

В качестве одного из важнейших средств формирования осознанных и прочных знаний по математике можно использую метод варьирования текстовых задач как способ конструирования учебного материала и как метод организации учебной деятельности учащихся.

Приведу некоторые приемы работы по развитию вариативного мышления у учащихся начальных классов:

    Изменение условия задачи, привнесение в него дополнительного данного или изъятие какого-либо данного (работа с недостающими и лишним данными).

    К готовому условию ставятся вопросы (изменение вопроса задачи).

    К вопросу подбирается условие задачи.

    Составление задач:

По инсценировке;

По иллюстрациям (картинке, плакату, чертежу и т.д.);

По числовым данным;

По готовому решению;

По готовому плану;

Составление аналогичных задач.

5. Изменение отношений между данными условия задачи и выяснение, как это изменение отразится на решении задачи.

Приведенные в данной главе и в данной работе приемы работы по развитию вариативного мышления существенно помогают и ребенку с задержкой психического развития, и учителю при овладении программным материалом. Вариативное мышление имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника. Задания, накопленные и проверенные в ходе многолетней педагогической практики, позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память.

При работе по развитию вариативного мышления наблюдается и развитие таких качеств как:

Логическое мышление;

Умение выбирать удобный способ решения;

Зрительное восприятие;

Навыки анализа, синтеза, сравнения, классификации;

Дифференцированный и индивидуальный подход;

Самостоятельность мышления (умение делать выбор и принимать решение).

Все эти качества так необходимы в современной жизни каждого человека. Это подтверждают данные диагностики.


Заключение

Применение технологии вариативности формирует у учащихся умение наблюдать за учебным материалом, выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результат; обеспечивает дифференциацию и даже индивидуализацию деятельности учащихся, реализует принципы личностно-ориентированного обучения. Каждый ученик найдет такие и столько вариантов решений к заданию, какие позволят его индивидуальные способы восприятия учебной задачи, уровень знаний, темп работы и т.п.

При выполнении таких заданий школьники не только демонстрируют знания, умения, навыки, но и показывают, насколько развито их логическое мышление, сформулировано умение анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать по следующим показателям:

а) способность выполнять любое задание по самостоятельно выбранному пути (что позволяет судить о сформированности отдельных операций и умений комплексно использовать их);

б) использование вариативности при выполнении задания;

в) способность к переключению с одного основания поиска на другое.

Использование вариативности характеризует глубину ума, так как в этой способности проявляется умение выделять и использовать в работе основную идею, позволяющую системно выявлять все возможные варианты и находить из них самый оптимальный.

Вариативность

Термин вариативность указывает на то, что не все люди одинаковы. Предположим, что вы знаете человека, который «дымил, как паровоз» и прожил до ста лет. Означает ли это, что гипотеза об отрицательном влиянии курения на здоровье неверна? Отнюдь нет. Влияние курения на здоровье определялось многими независимыми исследователями, которые работали с большим количеством испытуемых. Люди демонстрируют различные реакции, придерживаются разных мнений и имеют разные способности. При осмыслении результатов важно помнить о роли вариативности.

Несколько лет назад поднялось много шума вокруг применения лаэтрила (laetrile), т.е. экстракта абрикосовых косточек, для лечения рака. Несмотря на то, что официальная медицина Соединенных Штатов признала его бесполезность в борьбе против рака, многие люди продолжали верить, что с помощью лаэтрила можно излечиться. Предположим, что вы прочитали о человеке с диагнозом «рак», который затем принимал лаэтрил. Впоследствии этот счастливчик излечился от рака. Какие выводы вы сделаете? Захочется ли вам заключить, что, по крайней мере, в некоторых случаях лаэтрил может вылечить или помочь вылечить рак? Такое заключение необоснованно. Некоторые люди вылечиваются от рака, а другие - нет. Так же как люди различны по своим убеждениям и установкам, они по-разному реагируют на болезнь. Если размер выборки равен единице, мы не можем заключить, что лаэтрил внес свой вклад в выздоровление больного. Чтобы решить, полезен ли лаэтрил при лечении рака, необходимы широкомасштабные сравнительные исследования уровней выживания групп больных раком, которые лечились лаэтрилом, и групп больных, которые лечились другими способами. Когда государственные организации провели такие тесты, оказалось, что лаэтрил бесполезен. Легко понять, что отчаявшиеся больные раком поддаются заблуждению и верят в результаты, полученные на очень маленьком количестве людей.

Готовность людей поверить, что результаты, полученные всего на нескольких испытуемых, можно обобщать на весь контингент, называется законом малых чисел (Tversky amp; Kahneman, 1971). На самом деле мы можем быть более уверены, когда работаем с большими выборками, а не с маленькими (Kunda amp; Nisbett, 1986). При экспериментальном исследовании этого явления (Quattrone amp; Jones, 1980) студенты колледжа продемонстрировали веру в то, что если один из членов группы принимает определенное решение, то другие члены этой группы примут такое же решение. Этот результат был особенно стойким, когда студенты одного колледжа наблюдали за решениями студентов других колледжей. Таким образом, мы видим, что вера в закон малых чисел способствует сохранению предрассудков и стереотипов. Мы склонны верить, что действия одного члена группы являются показателем действий всей группы. Слышали ли вы, как кто-нибудь говорит: «Все ___ (вставьте сюда название группы, к которой принадлежите) похожи друг на друга»? Одна знакомая как-то сказала мне, что все ямайцы - жулики и воры. Она пришла к такому заключению после одного неприятного инцидента, который произошел у нее с жителем Ямайки. Такого рода утверждения являются проявлением закона малых чисел. Теперь вы можете понять, как закон малых чисел может объяснить происхождение многих предрассудков, таких, например, как расизм? Единственное запомнившееся событие с участием члена группы, с которой мы редко вступаем в контакт, может повлиять на наши представления о всех остальных членах этой группы. Как правило, перед тем как прийти к какому-либо заключению, необходимо накопить большое количество наблюдений о людях и событиях.

Существует одно исключение из общего принципа, которое состоит в том, что для достоверных обобщений результатов на весь контингент необходимы большие выборки. Это исключение имеет место тогда, когда контингент совершенно однороден. Если, например, каждый человек из интересующего нас контингента совершенно одинаково отвечает на любой вопрос (например, «Одобряете ли вы смертную казнь?») или одинаково реагирует на любое лечение (например, не имеет «сердечных приступов» при лечении простым аспирином), то размер выборки больше не играет роли. Конечно, люди не бывают одинаковыми. Вы, вероятно, считаете, что об этом можно было бы и не говорить, поскольку все и так знают, что все люди разные. К сожалению, исследования показали, что большинство из нас склонно к недооценке изменчивости групп, которые нам не знакомы.

Члены всех групп меньшинств часто рассказывают, что лидеры или члены других групп обращаются к ним и спрашивают: «Что афроамериканцы (или женщины, или латиноамериканцы, или азиаты, или члены любой из групп меньшинств) думают по этому вопросу?» При этом как будто подразумевается, что несколько членов группы меньшинства могут говорить от имени всей группы. Это проявление нашей веры в то, что группы, к которым мы не принадлежим, гораздо более гомогенны (однородны), чем наша.

Способность к точному прогнозированию частично зависит от умения точно оценивать степень вариативности. Важно иметь это в виду всякий раз, когда вы проверяете гипотезу - в строго научной обстановке или при неформальных попытках определить причинные связи в своем повседневном окружении.