О профилактике травматизма в школе. Выступление на тему "школьный травматизм"

Безопасность ребенка в школе

Проблемы обеспечения безопасности здоровья учеников в настоящее время приобретают наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере обеспечения жизнедеятельности.

Анализируя случаи травматизма в школах основной причиной является личная недисциплинированность учащихся. Проявление личной недисциплинированности показывает не видение учащимися опасностей, которые подстерегают их в здании школы. Несмотря на то, что каждую неделю на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. Однако, несмотря на разнообразие причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности...

    Безнаказанность (физическая и социальная) - отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

    Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск - благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

    Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.

    Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

    Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.

    Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

    Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

    Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

    Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Я считаю, что учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе

Чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).
Особое внимание, на мой взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Но полностью усмотреть за всеми детьми невозможно, это понятно каждому. Учитель не может одновременно находиться в классе, в коридоре, в туалете и в столовой, и даже будучи на своем посту, следя за детьми, учитель все равно не может предвидеть все травмы. Поэтому, я считаю, что каждый ребенок должен осознанно заботиться о своей безопасности, оберегая свое здоровье и не подвергая стрессу своих родителей и учителей.

С детьми проводятся различные виды инструктажа:

    первичный;

    повторный;

    внеплановый;

Вводный инструктаж – самый первый. Цель этого инструктажа - ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.

Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа - ознакомление учащихся, с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода. Цель этого инструктажа - напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

    при введении в действие новых правил;

    при изменении технологического процесса;

    при перерывах в работе;

Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий (спортивные мероприятия, походы).

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма. Его нужно внимательно слушать, а если что-то показалось непонятным, спросить, когда учитель закончит инструктаж

Правила безопасности на уроках технологии

Во время проведения уроков технологии (уроков труда) в школе детьми используются различные инструменты, неправильное обращение с которыми может привести к травме.

Здесь мы рассмотрим правила использования ножниц, швейной иглы, клея, пластилина, канцелярского ножа, шила, а также поговорим о правилах подготовки места к работе и его уборки в конце урока.

Обучение учащихся соблюдению правил безопасности на уроках технологии в школе - это залог успешного проведения урока и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов детьми в будущем.

Правила безопасной работы с ножницами

    Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

    Перед работой проверь исправность инструментов.

    Не работай ножницами с ослабленным креплением.

    Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

    Работай ножницами только на своем рабочем месте.

    Следи за движением лезвий во время работы.

    Ножницы клади кольцами к себе.

    Подавай ножницы кольцами вперед.

    Не оставляй ножницы открытыми.

    Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

    Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы со швейной иглой

    Храни иглу всегда в игольнице.

    Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

    Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

    Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

    Не втыкай иглу в одежду.

    До и после работы проверь количество игл.

    Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

    Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила уборки своего рабочего места

    Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

    Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

    После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин - грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

    Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

    Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

    Сними рабочую одежду.

    Все принадлежности убери.

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

    Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;

    К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;

    Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.

    Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;

    На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;

    После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

    Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;

    Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;

    При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.
^ Правила безопасности на уроках физики

Не включайте электроприборы и электрооборудование в сеть без разрешения учителя.
Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить; не касайтесь оголённых проводов.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите их от сети и сообщите об этом учителю.


^ Для того чтобы избежать травм, необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности:

При работе с режущими и колющими инструментами их режущие поверхности и острые кромки должны быть направлены в сторону, противоположную телу работающего, чтобы избежать травмы при случайном срыве инструмента с обрабатываемой поверхности.
Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, должны находиться на достаточном удалении от режущих кромок, а сам предмет должен быть надёжно закреплён в тисках или другом зажимном приспособлении.
На рабочем месте режущие и колющие предметы должны располагаться на виду, а само рабочее место должно быть освобождено от посторонних и ненужных предметов и инструментов, о которые можно зацепиться или споткнуться.
Положение тела работающего должно быть устойчивым. Нельзя находиться на неустойчивом или колеблющемся основании
Работающий должен быть одет так, чтобы исключить попадание частей одежды под режущую кромку или на движущиеся части инструмента (особенно важно, чтобы рукава одежды были застёгнутыми). В противном случае рука может быть затянута под режущий инструмент.
Инструмент включают только после того, как работающий подготовил рабочее место, обрабатываемую поверхность и занял устойчивое положение. После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.
При обработке хрупких материалов образуется факел частиц, вылетающих с высокой скоростью из-под режущего инструмента. Частицы, обладающие большой кинетической энергией, могут нанести травму, особенно опасно повреждение глаз. Поэтому, если на инструменте отсутствуют специальные защитные экраны, лицо человека должно быть защищено маской, а глаза – очками. Рабочая одежда должна быть из плотного материала.

Школьный травматизм

(выступление на МО классных руководителей)

ЦЕЛЬ: рассмотреть понятие детского травматизма его видов, школьный травматизм как разновидность детского травматизма, медицинский, юридический, административный аспекты школьного травматизма, административная ответственность за случаи травматизма в школе. Правила поведения педагога и администрации при случаях школьного травматизма.

Каждая третья травма получена детьми младшего школьного возраста, почти половину всех зарегистрированных повреждений получают дети в возрасте от 11 до 14 лет. Они и составляют основную группу риска по всем видам травматизма.

Основная причина школьных травм – падение со скользких лестниц и спортивных сооружений.

Результаты анализа случаев детского травматизма, проведённого специалистами Роспотребнадзора, свидетельствуют о том, что каждая третья травма получена детьми младшего школьного возраста. Почти 50% всех зарегистрированных травм приходится на детей в возрасте от 11 до 14 лет.

Дети 11-14 лет составляют группу риска по всем видам травматизма.

Во всех возрастных группах уровень травматизма среди мальчиков выше по сравнению с девочками.

Травмы верхних конечностей заняли первое место в структуре локализации травм. Второе – травмы головы. На третьем месте – травмы ног. По тяжести травм более половины всех травм составили переломы.

Травмы, полученные в образовательных учреждениях, составляют 21,3% от общего количества травм. Характерно, что с возрастом удельный вес такого вида травм увеличивается: с 14% - у дошкольников до 25% - в среднем школьном возрасте.

Основная причина травм, полученных в школах, - различные падания: от подскальзывания и столкновений друг с другом, с лестницы, со спортивного оборудования.

В результате занятий со спортивным оборудованием на уроках физкультуры получено 14% школьных травм, и это свидетельствует о

недостаточном контроле за организацией физкультурно - оздоровительной работы среди учащихся.

Благоустройство территорий образовательных учреждений существенно влияет на организацию физкультурно – оздоровительной работы с детьми, профилактику травматизма среди детей и подростков.

Травмы среди детей, к сожалению, встречаются довольно часто. Детский травматизм имеет ряд характерных особенностей.

    грудной (с момента рождения до 1 года);

    переддошкольный (от 1 года до 3 лет);

    дошкольный (от 3-х лет до 7 лет);

    школьный (от 7 лет до 16 лет).

Детский травматизм разделяется на:

    бытовой;

    транспортный;

    школьный;

    спортивный;

    уличный;

    огнестрельный;

    сельскохозяйственный;

    производственный;

    домашний.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов, возникшие в период нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из – за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплёскивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причём 4/5 из них – на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.

У младших учеников повреждения могут быть вызваны другими причинами. Дети в этом возрасте подвижные и несдержанные. Они иногда травмируются в квартире, в школе. Взрослый, является каким – то барьером при травматизме, поэтому дети пытаются лишиться присмотра, чтобы беспрепятственно совершать то, что взрослые запрещают: драться со своими ровесниками, кататься на велосипедах, самокатах, санках, лазить по деревьям, в открытые люки, по пожарным лестницам. Поэтому необорудованные детские площадки, загромождённые дворы, открытые люки, канавы, неисправленные лифты, перила лестницы тоже очень опасны.

Особенно опасными для детей являются неограждённые участки, где проводятся ремонтные работы. Часто дети падают с балконов, лестниц, деревьев. Всё вышеперечисленное приводит к тяжёлым травмам . Одна из разновидностей травматизма – школьный травматизм.

Основную часть школьных травм дети получают на уроках физкультуры, во время школьных перемен, в классах, коридорах. Основной причиной школьного травматизма является недостаточная воспитательная работа: в таких школах дети проводят, перемены как им заблагорассудится. Отдельные преподаватели не знают основ предотвращения травм или пренебрегают ими: допускают перегрузку спортзалов и учебных мастерских во время проведения занятий, позволяют ученикам находиться на уроках в повседневной одежде.

При любых видах детского травматизма и при планировании профилактических мероприятий необходимо руководствоваться следующими принципами:

    Чёткое построение трудового процесса.

    Грамотно организованная воспитательная работа.

    Юридическая грамотность педагогов и администрации.

Дети должны твёрдо осознавать, что во время уроков труда, физкультуры, химии, физики необходимо быть очень внимательными, собранными, тщательно следовать объяснениям учителя, строго придерживаться техники безопасности.

Организовать и комфортные, и безопасные для детей условия обучения – одна из важнейших задач школы. Однако если по тем или иным причинам ребёнку причинён вред, возникающий конфликт должен решаться с учётом законодательных норм. Знание их небесполезно для любого учителя, поскольку с такой ситуацией может столкнуться каждый.

Не всегда обучение ребёнка в школе происходит без конфликтов с родителями, без ущерба для психики ребёнка. Случаются также и инциденты, которые наносят вред здоровью обучающегося. Вот один из случаев:

« В самом начале учебного года в школе мальчик Павлик на перемене разговаривал с девочкой у дверей кабинета. В это время бежал одноклассник и с такой силой толкнул Павлика, что он упал и ударился затылком о металлическую перекладину скамьи, которая стояла в коридоре.

После уроков Павлик пришёл домой, и уже дома он пожаловался на сильную головную боль, рассказав о том, что произошло (со слов ребёнка: потерял сознание на некоторое время, а после того как очнулся, - кружилась голова и подташнивало).

Как выяснилось, никто из взрослых не видел произошедшего, а к началу урока ученик перестал плакать и ничего не сказал учителю, чтобы в глазах ребят не выглядеть «слабаком»…Уснуть в этот вечер ребёнок смог только полусидя. С утра обратились к педиатру, который, осмотрев, направил к травматологу, чтобы были сделаны снимки. Был поставлен диагноз: не исключается наличие черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга. Было дано направление в стационар, но лечение проводилось дома.

Учитель - классный руководитель был поставлен мамой пострадавшего ребёнка в известность о том, что произошло в школе, что её сын будет находиться дома и принимать лекарства по предписанию врача. По просьбе мамы, из-за опасений, что ребёнок отстанет по программе, врач выписал мальчика на занятия.

С октября по декабрь ребёнок посещал школу три раза в неделю по два астрономических часа в день. Учитель не была заинтересована в привлечении ребёнка к общественной жизни класса, не сообщала о днях проведения школьных мероприятий, праздников, экскурсий. За это время у мальчика утратился контакт с детьми, что тяжело им переживалось психологически, так как общения ребёнку очень не хватало

Состояние ребёнка к концу полугодия улучшилось, головные боли стали появляться реже, он занимался дополнительно по русскому языку. В школе за полугодие получил четвёрки по тем предметам, которые изучал (русский язык, математика, чтение).

Проконсультировавшись с неврологом повторно, был сделан вывод. Что после новогодних каникул ребёнок может вернуться в класс на условиях свободного посещения. О чём учителю и заместителю директора было сообщено. Но учитель потребовала принести справку от врача, что ребёнок может посещать школу на общих основаниях, т.к. школа не хочет брать на себя ответственность за ребёнка, либо в справке прописать слова «свободное посещение».

Мама обратилась к юристам с просьбой о разъяснении ей, какие виды школьного обучения возможны, какими справками они предусматриваются, в каких официальных документах это прописывается. А также правомерны ли действия администрации школы при составлении программы для ребёнка: восемь академических часов в неделю, изучение основных предметов (русский язык, математика, чтение), исключая со слов заместителя директора, не основные (окружающий мир, иностранный язык, физкультура, музыка, труд, информатику). В каких официальных источниках прописано, сколько часов и какие предметы должны преподавать детям на домашнем обучении?»

По этой ситуации был дан ряд рекомендаций.

    При выходе ребёнка в школу после первого полугодия следовало бы написать заявление об отзыве заявления на домашнее обучение и изложить в нём требование принять ребёнка в класс на условиях свободного посещения. При этом сделать копию и при подаче заявления получить на своей копии подпись принявшего заявление работника школы, удостоверяющую, что такого-то числа заявление получено.

Заключение невролога лучше было бы получить в письменной форме, например, в виде справки, рекомендации, и приложить его копию к заявлению.

Ограничивать права ребёнка на основании его состояния здоровья допустимо лишь тогда, когда это прямо предусмотрено федеральными законами.

Согласно ст.50 Закона обучающие всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам. Обязанности перейти на индивидуальное обучение у обучающихся нет.

Именно родители как законные представители несовершеннолетних выбирают, реализовать данное право или нет, в какой форме или в каком сочетании разных форм ребёнку получать образование (ст10 и 52 закона)

    В данной ситуации имеет место нарушение администрацией своих обязанностей по обеспечению безопасности ребёнка. Дети должны находиться под присмотром взрослых, будь то перемена или урок. В коридорах должны находиться дежурные педагоги, за детьми должны следить. Под надзором педагога дети не должны бегать, толкаться, совершать иные опасные для жизни и здоровья действия. Учитывая, что ребёнок, по его словам, успел потерять сознание и прийти в себя, причём никто из взрослых этого не заметил, нарушение организации надзора за детьми было грубым.

Учитывая, что ребёнку был причинён вред, родителям необходимо изложить все эти обстоятельства (с указанием на то, что это свидетельствует об отсутствии надзора) в соответствующих исках, жалобах, обращениях.

Изначально в школе должен существовать тот или иной способ надзора за детьми в течение перемены. Необходимо составить график дежурства педагогов в коридорах. Ответственный педагог должен уведомлять администрацию о всяких нештатных ситуациях немедленно. Эту обязанность следует предварительно закрепить в трудовых договорах, должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка, иных документах. А график дежурств – доводить под расписку всех педагогов.

В случае если всё это было бы сделано, и педагог присутствовал в коридоре, он либо предотвратил бы несчастный случай, либо постарался бы это сделать (но не мог – например, не успел добежать). Во втором случае он бы мог немедленно уведомить администрацию. Комиссия по расследованию несчастного случая зафиксировала бы, что педагог был на своём месте и невиновен в случившемся. А значит, и школа не понесла бы ответственности за причинённый вред.

В тот момент, когда мама сообщила о произошедшем случае, учитель должен был немедленно уведомить о случившемся администрацию. Которая, в свою очередь, обязана была создать комиссию по расследованию несчастного случая. В трёхдневный срок необходимо составить акт о расследовании. Выполни это учитель и администрация – одним нарушением у школы было бы меньше.

В момент обращения мамы заместитель директора должен был немедленно уведомить о случившемся директора школы. Учителю за недоведение такой информации могло бы быть замечание или выговор, с соблюдением процедуры вынесения дисциплинарных взысканий.

Для администрации школы на этой стадии конфликта необходимо удовлетворить требования родителей и надеяться на то, что они не заинтересованы в конфликте и не захотят обращаться в контрольные и правоохранительные органы, в т.ч. и за компенсацией вреда, сумма которого может оказаться очень большой.

Администрации школы необходимо познакомить всех учителей с правилами поведения при обнаружении случаев школьного травматизма.

Классным руководителям необходимо познакомить учащихся с правилами поведения на переменах, в столовой, во время игры на спортивной площадке.

    Поведение учащихся на переменах:

    Во время перемен запрещается бегать по коридорам, толкать других учащихся, бросать друг в друга различные предметы и применять физическую силу.

Этот запрет связан с заботой о здоровье каждого ученика. Обучающийся должен помнить, что большинство школьных травм случается во время перемен.

    Запрещается кричать, очень громко разговаривать, шуметь. Ученик обязан понимать, что за короткое время перемены он должен успеть отдохнуть, чтобы нормально работать на следующем уроке.

    Запрещается во время открывать окна и сидеть на подоконниках, находиться в классе, если нет учителя.

    Ответственными за поддержание порядка в коридоре являются ученики и учитель дежурного класса. Все остальные обучающие должны беспрекословно выполнять их требования и распоряжения.

    Поведение учащихся в столовой:

    Учащиеся каждого класса пользуются услугами столовой в соответствии с графиком посещения столовой классами, утверждённым директором школы. Такой порядок установлен для того, чтобы каждый ученик имел возможность пользоваться столовой в максимально комфортных условиях.

    Дежурные классов приходят в столовую раньше, накрывают с толы и получают блюда для своего класса в порядке очереди.

    Во время приёма пищи можно негромко разговаривать, но следует соблюдать хорошие манеры, не мешать соседям по столу.

    Учащийся имеет право принести в столовую завтрак, принесённый из дома, купить в буфете то, что ему нравится.

    После приёма пищи учащиеся приводят в порядок стол, за которым ели. Грязную посуду уносят в мойку.

    Учащиеся бережно относятся к имуществу столовой, уважительно относятся к работникам столовой.

    Запрещается появление в столовой людей в верхней одежде.

    Поведение учителя при обнаружении случаев школьного травматизма:

    Учитель обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка, график дежурства на переменах.

    Немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем в школе, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создаёт угрозу жизни и здоровью людей.

    При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы, родителей учащегося, поставить в известность администратора.

    При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправное оборудование и приспособления запрещается.

Задача школы – заботиться об учениках, сохранять и укреплять их здоровье. Поэтому кроме обучения детей, важно, чтобы педагог повышал квалификацию в области оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в . На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов по самой разной тематике. Всем учителям рекомендуем пройти обучение по программе “Правила оказания первой помощи пострадавшим” . Посмотреть, чему учат на курсе, записаться на обучение и приступить к занятиям можно .

Основания

Профилактика детского травматизма в школе – проблема и наболевшая, и пресекающая все условности. От перечисления трагических случаев, произошедших со школьниками, только у равнодушного человека не проснется желание действовать, защищать, совершенствовать законодательство во имя безопасности детей.

В ФЗ «Об образовании», основном документе, касающемся отечественного образования, четко прописано, что школа берет на себя ответственность за жизнь и здоровье учащихся. В каждом УО должна быть сформирована служба охраны труда, в функционал которой включено обеспечение безопасного процесса образования, и профилактика травматизма в школе в том числе.

Для того чтобы деятельность была эффективной и нацеленной на устойчивый положительный результат, специалисты должны провести анализ отчетов по травматизму.

В аналитический разбор входит и определение самых распространенных групп травм:

Механические – это ушибы, переломы, а также открытые раны;

Тепловые – под ними подразумеваются солнечные и тепловые удары, ожоги и обморожения;

Электрические – они спровоцированы разными видами излучения;

Химические – выражаются удушьем, отравлением, химического характера ожогами;

Комбинированные.

Определяют и возрастную статистику. Из-за повышенной подвижности и гиперэмоциональности, и, вместе с этим, недостаточно сформированной способности к самоконтролю, в большей степени подвержены несчастным случаям ребята в возрасте 6-14 лет. Довольно опасны в отношении детских травм первые годы обучения в школе. Ребята в начальных классах еще не приспособились окончательно к новым условиям и режимным моментам. Но так же, критическим считается возраст 11-12 лет, в котором школьники становятся более возбудимыми, раздражительными, эмоциональными, порывистыми.

Статистика

По статистическим данным можно проследить, в какие временные отрезки дети наиболее подвержены получению травм в школе.

Согласно данным:

45-50% всех несчастных случаев в УО приходится на время до/после уроков и перемены;

16-20% травм связаны с уроками физкультуры;

10-14% травм – это повреждения, полученные во время экскурсий и прогулок, походов;

8-9% травм получены во время уроков;

5-8% - на соревнованиях и тренировках.

Около 90% всех случаев связаны и с особенностями поведения ребенка. Дети нередко переоценивают свои возможности, не учитывают риски, отсутствует здравая самокритика. Если ребенок эмоционально неустойчив, в каких-то ситуациях он намеренно рискует, бессознательно идет навстречу опасности.

Какие дети должны быть в эпицентре внимания

Безусловно, некоторые школьники находятся в так называемой категории риска. Работа школы по профилактике травматизма включает в себя и выделение этой категории.

Чрезвычайные ситуации чаще случаются с ребятами, которые:

Отличаются слабой концентрацией;

Не могут в полном объеме контролировать свою сенсорную систему, координацию;

Не совсем выносливы;

Не вполне осмотрительны;

Не успешны на уроках физкультуры.

Психологи конкретизируют эти особенности, разбирают подробно. В мероприятия по профилактике детского травматизма в школе входит и работа психолога с педколлективом: если проводить обучающие занятия, педагоги могут не только вычленять тех ребят, которые больше рискуют получить травму, но и предугадывать опасные ситуации, а значит, не допускать их.

Причины травм

Причины рассматривают с психологической точки зрения, что объясняет всю цепочку событий. Причины травм зачастую смежны, однотипны и для детей, и для взрослых.

Психологическое обоснование травм:

Стойкое нарушение мотивации. Заключаются в отсутствии желания сделать что-то для собственной безопасности. Образуется нарушение, если человек не может оценить уровень опасности и предрасположенность к угрозе.

Временная потеря мотивации. Такое случается, если человек находится под влиянием опасных веществ: алкоголя, наркотиков. Увы, мероприятия по профилактике травматизма в школе не могут не затрагивать и тему вредных привычек среди детей. Подростки, которые физически уже почти взрослые, но не отдают себе отчет в психологической незрелости, нередко экспериментируют со спиртным и курительными смесями, наркотическими веществами. И зачастую одного раза достаточно, чтобы критическая оценка ситуации исчезла. Но связывают временную потерю мотивации и с состоянием депрессии, которому подвержены и школьники.

Нарушенные ориентировочные действия. Они заключаются в незнании правил и требований к безопасности, правил поведения на дороге и т.д. Ребенок может быть уверен, что в случае тревожной ситуации он сориентируется, он как-то сообразит найти выход, на практике же у нет знаний, который он может применить.

Нарушенные исполнительные действия. Это связано с недостаточными психофизическими особенностями человека, что не могут не сказаться на его способностях следовать правилам безопасности.

Лишних знаний в этом вопросе нет. Педагог сегодня – это человек, несущий не одну миссию, это специалист с широкими познаниями, навыками, развитой эмпатией. Если с его учеником что-то случается в школе, учителю грозит уголовная ответственность. Потому в план профилактики травматизма в школе входит и обучение педагогов, и актуализация знаний, и лектории, и мастер-классы, и выступления психологов и т.д.

Обязанности сотрудников УО в отношении профилактики травматизма

В каждом учреждении образования издается приказ о профилактике травматизма в школе . Работа требует системного, взвешенного подхода. План работы по профилактике травматизма в школе предполагает и четкое закрепление сфер ответственности среди персонала УО.

Как это происходит? Разберем на примерах конкретных должностных лиц и не только.

Заслушивают отчетную документацию по профилактике травматизма, по реализации плана и вопросам усовершенствования работы в этом направлении. Также они обсуждают вопросы обеспечения безопасности учащихся и сотрудников УО. Осуществляют перспективные меры в интересах улучшения условий жизнедеятельности в УО.

Руководитель

Его функционал огромен. Директор школы – это главное должностное лицо, следящее за организацией образовательного процесса в рамках ТЗ, Устава и иных актов, регламентирующего характера.

Также руководитель:

Издает приказ, согласно которому назначаются ответственные за выполнение правил охраны труда;

Контролирует безопасность эксплуатации оборудования и коммуникаций;

Курирует вопросы обеспечения детей и взрослых средствами индивидуальной защиты, если они необходимы в той или иной ситуации;

Дает вводный инструктаж по безопасности и охране труда для коллектива, планирует обучение в этом направлении для членов трудового коллектива;

Проводит профилактику снижения заболеваемости в коллективе (и детском, и взрослом;

В альянсе с медработниками оптимизирует качество медицинской службы УО;

Издает распоряжение о прекращении учебы, если видит угрожающие учебному процессу события;

Вместе с профкомом и родкомом работает над усовершенствованием охвата классов горячим питанием;

Отвечает за организацию безопасных, комфортных, здоровых условий учебного процесса и т.д.

В обязанностях директора и отчетность по реализации плана по профилактике травматизма в школе.

Заместитель директора по УВР

Замдиректора также контролирует безопасность учебного процесса, следит за тем, чтобы приборы и оборудование, необходимое для уроков, было качественным и исправным.

В обязанностях завуча:

Формировать списки работников, которые регулярно должны проходить медосмотры;

Проверять, актуальны ли инструкции по охране труда не реже, чем раз в 5 лет;

Выбирать и согласовывать с руководителем методику обучения поведения на улице, в воде, на природе и т.д.;

Контролировать безопасное хранение реактивов и прочих химических веществ;

Проверять, своевременно ли проводится обучающий инструктаж, весь ли персонал ознакомлен с ним;

Расследовать обстоятельства, при которых школьник получил травму.

Заместитель директора по АХР

«Завхоз» контролирует, в достаточной ли мере соблюдаются правила безопасности и охраны труда на пришкольной территории, как организуются текущие ремонтные работы. Он оценивает санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, мастерских, спортзала. Ежегодно специалист обследует состояние электросетей, уровня освещенности, водогрейных и паровых котлов.

Также замдиректора по АХР проводит с персоналом школы периодический и вводный инструктаж. Он же занимается закупками средств индивидуальной защиты, отслеживает хранение и учет противопожарного инвентаря.

Но и другие педагоги загружены работой в отношении профилактики травматизма: и медсестра, и педагог по ОБЖ, и завсекциями, и классные руководители.

Типовой план по профилактике травматизма на дорогах

Отдельного упоминания заслуживает профилактика дорожно-транспортного травматизма в школе. Опирается план на изучение и соблюдение учениками ПДД, дорожной азбуки. Работа в этом направлении преследует такие цели как воспитание в учащихся сознательных, грамотных пешеходов, развитие у ребят уважительного отношения ко всем участникам дорожного движения.

Какие мероприятия могут составлять план профилактики дорожного травматизма в школе:

1. Мастер-класс «Дорожный эксперт» с участием учителя ОБЖ и представителя дорожно-транспортной инспекции населенного пункта.

2. Конкурс «Лайфхаки безопасности», в рамках которого классы (параллели) соревнуются между собой, представляя мини-выступления обучающего характера. Это должны быть небольшие номера или сценки, которые триггерно определяют определенные аспекты безопасности.

3. Старт-ап «Кодовое слово «молодо-здорово». Ребята на общешкольном конкурсе должны представить свою идею, открытие, проект, помогающий людям предостеречь себя от опасных ситуаций на дороге.

4. Медиа-фестиваль «Безопасность любит гласность». Также может проводиться в виде общешкольного соревнования, в рамках которого классы выпускают медиа-продукты (газеты, листовки, журналы, ролики) на тему дорожно-транспортной безопасности.

5. Спортивный пикник «ЗОЖ даешь!». Проводят его руководители физической культуры. Это не просто поход, а выход школьников на природу с показом специальных номеров, мастер-классов, инструктажей о безопасном поведении в природе. Такую идею можно реализовать и в отношении профилактики дорожного травматизма в школе – только это будет не пикник, а выезд на учебный участок в автошколу.

Профилактика детского дорожного травматизма в школе – это не просто слушание правил безопасности и зазубривание их детьми на уроках. Это должны быть реальные действия, мероприятия, проекты. Они ярко, наглядно, доступно, показывают детям, как важно быть принципиальным в плане личной безопасности. Это же относится и к работе над предупреждением опасных ситуаций.


Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, п. 22).

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих.

Причины создания травмоопасных ситуаций

Риск возникновения травм у детей обусловлен:


  • их недисциплинированностью;

  • неумением распознавать травмоопасную ситуацию;

  • необученностью необходимым навыкам поведения;

  • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;

  • физической слабостью;

  • определенными особенностями развития.
Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:


  • недочеты в организации и методике проведения уроков;

  • неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

  • скученность детей во время занятий.
Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч). При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм, а летом – спортивный (до 40%), но при этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне.

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.

Причины детского травматизма

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:


  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.

  2. Действия окружающих сверстников.

  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.
Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы вследствие недосмотра взрослых

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), как отмечалось выше, связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Обязанности педагогического коллектива образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий учебного процесса.

КЛАССНЫЙ РУЕОВОДИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи:

вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, воспитанников;

Проводит инструктаж обучающихся, воспитанников по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

организует изучение обучающимися, воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д.;

несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса;

Осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.


Выводы

Основной формой профилактики детского травматизма в школе является инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.

Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.

Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы.

Осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

С целью профилактики детского травматизма на переменах с учащимися школы первой ступени необходимо организовывать подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме. Привлекать к организации данных мероприятий старшеклассников.

Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.

В образовательных учреждениях оборудовать уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности.

Регулярное проведение бесед, инструктажей учащихся с использованием таких наглядных пособий как кинофильмы, телевизионные передачи, встречи с компетентными людьми.