Даждьбог зимний значение. Интересные факты

Даждьбог - бог солнечного света и плодородия в мифологии восточных славян.

В переводе с древнеславянского языка означает дающий (дарующий) счастье или благо. Имеется второе имя - Тарх.

Даждьбог – славянский бог летнего солнца и благодати.

По одним источникам бог солнца является сыном , по другим - .

Кто такой Даждьбог

В вере восточных славян Даждьбог - это бог солнечного света, тепла, плодородия и податель блага людям.

Отрывок из Ипатьевской летописи о Даждьбоге – сыне Сварога.

Изображался в виде мужчины средних лет крепкого телосложения с небесного цвета глазами и светлыми волосами. На колеснице запряженной лошадьми с золотыми гривами или львами. Перед колесницей всегда летели утки с лебедями, как символ утреннего рассвета и вечернего заката.

Люди верили что яркий свет, это отблеск солнца отраженного от доспехов и щита летнего бога. Сын Сварога обладал магической силой которой пользовался лишь в благих целях. Даждьбог также был искусным воином, однако пользовался чаще щитом для отражения зла.

Бог Даждьбог в славянском пантеоне

Согласно «повести временных лет» кумир бога солнца располагался вместе с идолами Перуна, Хорса, Сварога на холме в пантеоне богов, занимал особое место в сердцах язычников.

Жива – богиня лета, супруга Даждьбога. рис. Двооки Васильевой.

Считается что все славянские народы являются внуками Даждьбога. Коны мироздания данные людям богом дающим благо, действуют и по сей день.

Кон любви гласит: «ежеле не будет люб ви , то дела все развалятся, ничего не сладится , не построится, все порушится»

Атрибуты бога света

Повелитель солнечного света имеет свои атрибуты и символы. Каждый атрибут бога наделен магической силой солнца.

  • Животное: лев, белый волк, собака, лошадь;
  • птица: белые лебеди, стая уток, величественный сокол;
  • предметы: посох, щит, обоюдоострый меч, палица и копьё;
  • камень: ярко-красный рубин;
  • треба (дары): птичьи перья, сурья, орехи, мед.

Идол Даждьбога изготавливали из дерева и устанавливали на солнечном пригорке лицом на восток.

Обережные символы

Сила славянского бога солнечного света и плодородия заключена в несколько оберегов которые не утратили своей мощи и по сей день.

Прямой крест

Значения равностороннего креста направленного на 4 стороны света заключается в благородстве, чистоте помыслов, удаче, единстве и связи времени с пространством.

После чего потеряно было кольцо и жена солнечного бога ушла в мир нави, где слилась душой с .

После супругой стала Мара и родился у них сын Богумир.

Отреклась Мара от Даждьбога и ушла к Кощею, внуку Чернобога. Что стало причиной противостояния Кощея и Даждьбога. Дважды они сходились в битве. Но сила сына Чернобога превосходила. В первой битве заколдовал Кощей Даждьбога, превратил в камень.

Помог богу солнца его брат Перун.

Во второй раз приковал Кащей Даждьбога к горе Латырь, но спасла его , она и стала 3 супругой солнца.

У Живы и Тарха родились сыновья:

Все славянские народы имеют корни божественные ибо произошли они от рода Даждьбога.

Происхождение славян согласно древней мифологии от бога летнего солнца - Даждьбога.

Жена Даждьбога

Златогорка

Радогост

  • Радимич и,
  • Вятич и,
  • Ободриты ,
  • Руяне,
  • Ратари.
  • Полева,
  • Древа,
  • Скрева,

Кривичи и древляне

  • Скиф,
  • Ким-ра,
  • Хазар,
  • Словен,
  • Сева.
  • Рус ы ,
  • Словен ы ,
  • Хазар ы ,
  • Скиф ы ,
  • Северян е,
  • Киммерийц ы.

Гессенцы и западные немцы

Чехи,

С ербы,

П оляне К иевские

Потомки Ария:

  • Крак

дали начало рода Мазовецких и Польских племен

Праздники посвященные Тарху (Даждьбогу)

В обращениях к Даждьбогу славяне просили плодородия землям, здоровья семье и чтобы скот после лета вернулся домой.

В дар несли яблоки и мед. В современном календаре эти дни отмечены как яблочный и медовый спас (14 и 19 августа).

Весеннее празднование приходится на 5-11 мая, время начала влияния славянской богини лета - Живы.

Считается что христианский Иисус Христос – это воплощение Даждьбога, подателя всех благ и символ любви к людям .

Молитвы и заговоры обращенные к Даждьбогу

Славянские народы являются внуками бога летнего солнца. Те, кто чтит свой род и свою религию могут черпать силу от солнца при обращении к Даждьбогу. Также солнце обладает мощной энергией очищения от сил нави.

Обращение к богу дает силу и радость и доступно каждому.

Для совершения ритуала пойдите в храм, которым является лес. Найдите солнечную полянку которая вам по душе. Прихватите с собой дары дар богу в благодарность за щедрость его: мед, квас, яблоки, пиво.


Также к богу славян можно обратиться для активации амулета выполненным с любым из символов Даждьбога или его изображением.

Славянский бог, чей внешний вид олицетворяет собой солнечный свет и плодородие, не может считаться грозным воином. Жители Древней Руси верили, что Даждьбог – настоящий покровитель и защитник. Поэтому большинство мифов, посвященных лучезарному богу, рассказывает о доброте и великодушии мужчины, а не о военных подвигах.

История происхождения

Бог солнца, весьма похожий на древнегреческого , известен под целым рядом имен – Даждьбог, Сварожич, Дабь, Радегаст, Радигош. Первые упоминания божества относятся к самым ранним источникам письменности. К примеру, в «Повести временных лет» говорится о деревянном памятнике Даждьбогу, который славяне расположили рядом с монументами Хорса, и .

Заметки о Даждьбоге, сохранившиеся в Ипатьевской летописи, позволяют сделать вывод, что история происхождения божества связана со скифским народом. В письменных свидетельствах упоминаются жертвенники в форме концентрических кругов. Таким же образом землепашцы в Скифии прославляли собственного бога-солнца.

«Слово о полку Игореве» также не обошлось без упоминания славянского божества, правда, только в косвенном значении. Автор литературного шедевра Древней Руси обозначает русичей как внуков прославленного бога, что соответствует остальной мифологии, посвященной .

Древние славяне делили культ божества на два периода. Даждьбог летний символизировал уход зимы, расцвет и цветение. Даждьбог зимний олицетворял мягкий солнечный свет и покровительствовал свадебным торжествам. Каждый период правления бога имел собственный символ и амулет, который русичи вышивали на одежде или вырезали на дереве.

Даждьбог в мифологии

Великий бог солнца – сын грозного Сварога. Однажды бог-кузнец решил посмотреть, как живут люди на Земле, но из-за постоянной темноты ничего не разглядел. Тогда достал из-за пазухи Даждьбога, осветившего мир и людей.


Уже собственным появлением мужчина помог древним славянам. Лучи, исходящие от Даждьбога, подарили человечеству надежду и урожай. С этого дня каждое утро бог солнца запрягал колесницу и проезжал по небу, останавливаясь только на ночь, чтобы передохнуть. А благодарные славяне стали прославлять Даждьбога и гордо носили звание «даждьбожьи внуки».

Но солнечный свет исходит не от самого мужчины, а от божественного щита, с которым Даждьбог колесит по небу в красивой колеснице. Экипаж тянут на себе львы и вепри (в других источниках кони с огненной гривой), поэтому иногда славянский бог изображается с головой свирепого животного.

Впрочем, больше жители Руси верили в то, что Даждьбог – светловолосый и голубоглазый мужчина средних лет. Обаятельный и благожелательный бог не расстается с уже упомянутым щитом, дарящим солнечный свет и отражающим любую магию. В качестве оружия божество использует копье, метанием которого владеет в совершенстве.


Неудивительно, что у столь красивого и сильного мужчины было много женщин. Первой женой Даждьбога стала Златогорка. Бог увидел спящую красавицу и пленился девушкой. Разбудив Златогорку, Дажлдьбог добился ответного чувства и женился на возлюбленной. Но семейную жизнь омрачило чрезмерное любопытство девушки.

Однажды на горе Латырь Златогорка обнаружила гроб, в который прилегла поспать и не смогла выбраться из заточения. Чтобы освободить жену, Даждьбог раздобыл специальное кольцо. Жена была спасена, но случайная потеря магического артефакта разрушила брак – Златогорка ушла в Навий мир. От первой жены у бога осталось два сына – Коляда и Овсень.


Каково было счастье мужчины, когда Даждьбог выяснил, что душа возлюбленной перешла в богиню Мару! Впрочем, счастье с новой женой продлилось недолго. Женщина влюбилась в и сбежала с любовником. Разгневанный неверностью, Даждьбог дважды сразился с Кощеем и оба раза проиграл.

Второе сражение закончилось для бога плачевно – мужчину приковали к горе Латырь. Спасла Даждьбога богиня Жива. Девушка стала третьей и любимейшей женой божества. Жива родила Даждьбогу Кисека и Ария, от которых и произошел весь людской род.

  • Значение имени славянского бога – дающий благосостояние. Имя божества, вероятно, произошло от фразы «даждь боже» (т.е. дай бог). Поэтому, несмотря на похожее звучание, Даждьбог – вовсе не бог дождя.
  • Оберег бога представляет собой диск, олицетворяющий солнце. Не менее могущественным считается символ Даждьбога – солярный квадрат, внешне похожий на свастику.
  • Существует руна, название которой созвучно имени солнечного бога. В гаданиях руна символизирует изобилие и благосостояние.
  • Древние славяне верили, что заговор Даждьбогу поможет изгнать из жизни зло и исполнит любое желание.

Он дарует Земле и людям такие великие блага как свет и тепло, отчего и получил своё имя-приставку «дажь» (дающий). По этой же причине Он является единственным из Богов, кого можно просить о чём угодно, а само Его имя прочно вошло в разговорный обиход выражением «Дай Бог».
Стихией Даждьбога является огонь, оружием – копьё, палица, посох и иногда обоюдоострый меч; на Его круглом щите изображена Свастика; сокровенными животными являются лев, белые кони и белые волки или псы; сокровенные птицы – сокол и гусь.
Общие символы Даждьбога – круг, все виды свастик, колесо с четырьмя, семью или двенадцатью спицами, восьмилучевые звёзды (хотя в некоторых славянских родах все звезды с числом лучей от 8-ми и больше практически читаются, как знаки Солнца).
Свастика – древний солярный символ, который идеально подходит всем, кто ставит своей задачей нести в мир Духовный Свет Знания и Жар Вселенской Любви. Именно из-за своего Света он так ненавистен потомкам Чёрных и Серых Богов, а равно тем, кто хочет скрыть от людей Правду ради своего корыстолюбия и властолюбия.
Прямой Крест является отдельной составляющей частью Свастики, но как энергетический символ более прост и призван нести в мир Гармонию Единства и уравновешивать Тьму и Свет.

Даждьбог как часть мироздания

СОЛНЦЕ.
Довольно часто в исторических хрониках древних славян называют солнцепоклонниками. Да — Солнце наши предки чтили превыше всего!
Все великие праздники были неизменно связаны с движением Солнца. Но наши предки не поклонялись Солнцу, а почитали Его!
Даждьбог имеет четыре фазы-ипостаси, в которых предстаёт перед нами после дней Равноденствия и Солнцестояния. Каждая такая отдельная ипостась является супругом земной Природы, которая также имеет четыре ипостаси, известные как Времена Года (Пределы Коло):
ХОРС (Хорус, Хорст, Хруст, Корс, Крест) — первая ипостась Даждьбога, супруг Зимы-Снегуры, зимнее, холодное солнце, которое ярко светит да не греет, ибо оно ещё не набрало своей силы и не пылает жаром. Он владыка белого солнечного света, небесное всезнающее, всеведающее, всеблагое око. Он противостоит хаосу, тьме и небытию. Свое имя получил от древнерусского «хоро», «коро», что значит «круг». Его символ Рождества – обычный прямой крест. Общий символ – свастика-посолонь .
Нет никакого сомнения в том, что имя «Хорс» (в записи без огласовок ХРС – сияющий) является прототипом имени «Христос» (в записи без огласовок ХРСТС – солнцеподобный).
ЯРИЛО (Йарило, Яровит, Руевит, Рутевит, Ярбог, Ярый) — вторая ипостась Даждьбога, супруг Яры-Весны-Костромы, ярое весеннее Солнце, разгульный Бог страсти, удали и молодецкого веселья. «Яр» – древнее «йар» означает «сила» (отсюда ярий-арий – имеющий силу Ирия). Ярило – Бог воинской доблести и бранной славы. Он является покровителем славянских народов и до тех пор, пока в его руке обоюдоострый меч – славяне будут непобедимы. Символом Рождества Ярилы является крест с Т-образными окончаниями, а общим символом – свастика-посолонь .
СУРЬЯ (Сурий, Гурий, Руру, Турила) — третья ипостась Даждьбога, супруг Лета-Додолы, бог мудрости и учитель ариев-славян. Он жаркое, суровое Солнце, отчего и считается суровым богом мужества и воинских побед, богом возмездия и беспощадности к врагам. Символом Рождества Сурьи является прямой крест. Общий символ – свастика-коловрат .
ОВСЕНЬ (Авсень, Таусень, Усинь, Юсиньбог) — четвёртая ипостась Даждьбога, осеннее, уставшее, состарившееся Солнце, супруг Осени-Усыни, Бог, приносящий из Ирия щедрые дары плодородия и распределяющий их между людьми согласно божественному предопределению: одним щедро, с избытком, другим скудно. Свое имя получил от древнерусского «оусинь» («юсинь») – синеватый. Символом Рождества Овсеня является крест с Т-образными окончаниями, а общим символом – свастика-коловрат .
Пределы Даждьбога составляют пары, образующие сварожьи чертоги, т.е. периоды особого влияния на Землю четырёх Ликов Сварога. Пределы Хорса и Овсеня составляют пару, образующую чертог Морены, Ярилы и Сурьи – чертог Лады, Хорса и Ярилы – чертог Белобога, а Сурьи и Овсеня – чертог Чернобога.
Чертог того или иного сварожьего Лика – это время определённой солнечной сакральной Силы Сварога, которую человек может почерпнуть во время обрядовых действ. Солнечная сакральная Сила Сварога – это сочетание энергий Солнца, Космоса и Земли. Сварожий чертог указывает на то, какой божественный оттенок носит это сочетание в тот или иной период земного коло-года.
Солнце движется вокруг центра Галактики со скоростью около 209,17 км в секунду и увлекает за собой нашу Землю, которая в свою очередь вращается вокруг Солнца со скоростью 106 194 км в час. Земля также совершает оборот вокруг своей оси за 24 часа, что приводит к смене времени суток. Земная ось тоже вращается, и полный её оборот происходит за 25 920 лет.
Годовой путь Солнца по небосводу называется эклиптикой, которую можно определить как проекцию земной орбиты на небесную сферу. Поскольку земная ось наклонена к плоскости эклиптики под углом 23,44 градуса, это также угол между эклиптикой и небесным экватором. Таким образом, склонение Солнца может изменяться в пределах от 23,44 градусов к северу, до 23,44 градусов к югу. Эти точки наибольшего склонения есть точки Солнцестояния.
День Солнцестояния – это самое высшее или самое низшее положение Солнца относительно небесного экватора в его видимом годичном движении. Название происходит от того, что в течение нескольких суток склонение Солнца изменяется очень медленно – оно словно стоит одинаково высоко летом и одинаково низко зимой.
Зимнее Солнцестояние является самой низкой точкой Даждьбожьего Коло и выпадает на 21 или 22 декабря. Сам день именуется как Черногор (Корачун) – время самого короткого земного дня и время «смерти» старого, отжившего года. Летнее же Солнцестояние , являющееся самой высокой точкой Коло, выпадает на 21 или 22 июня, а день именуется Светогором (Златогором-Крышенем).
Дни пересечения Солнцем экватора при его движении из южного полушария в северное называются Равноденствием . Это означает, что в эти дни продолжительность дня и ночи одинакова (равна). День весеннего равноденствия (Красногор) выпадает на 20 или 21 марта, а осеннего (Синегор) – на 22 или 23 сентября.
Полный оборот Земли вокруг Солнца именуется как Малое Коло Даждьбога (Сутки Даждьбога), состоящее из 9-ми месяцев.
Солнечный свет является волновой функцией, и его цвет зависит от длинны волны – то есть от расстояния между соседними максимумами.
Если пропустить солнечный луч света через стеклянную призму, то мы получим радужную полоску, которая начинается с красного цвета на одном конце спектра и проходит через оранжевый, жёлтый, зелёный и синий к фиолетовому на другом конце спектра. Это происходит потому, что призма по-разному преломляет различные цвета спектра: красный в наименьшей степени, а фиолетовый – в наибольшей. Красный цвет имеет наибольшую длину волны, а фиолетовый – наименьшую.
Солнце неразрывно связано с понятием о строении мира, имеющего четыре основные стороны и четыре промежуточные. Поэтому уже с эпохи бронзы восьмиконечная звезда и восьмичастные символы различных начертаний принимались как солнечный символ не только у славян. У шумеров восьмилучевая звезда служила иероглифом понятий «Бог, небо, звезда»; в Аккаде и Вавилоне эта идеограмма выражала понятия «Бог, солнце, звезда, год»; в Древнем Китае и в Древней Америке восьмилучевая звезда также определялась как «солнце, звезда». В Древней Индии существовало почитание восьми направлений горизонта; они связывались с восемью Богами, которых называли «Стражи Мира». В скандинавской традиции мир имел восемь направлений. Святилище Перуна, Сына Солнца-Даждьбога, в Киеве было окружено восемью кострищами, расположенными по направлениям четырех основных сторон горизонта и четырех промежуточных.

Спектральное Коло Дажьбога


Цвет составляет спектральное Коло Дажьбога, а дни, когда цвет достигает определённого уровня и меняется, называются Световыми Горами:

  1. Красногор (весеннее Равноденствие, спектральный цвет – красный );
  2. Егорий Вешний (середина между весенним Равноденствием и летним Солнцестоянием, спектральный цвет – оранжевый );
  3. Златогор-Крышень (летнее Солнцестояние, спектральный цвет – желтый );
  4. Егорий Летний (середина между летним Солнцестоянием и осенним Равноденствием, спектральный цвет – зелёный );
  5. Небогор (осеннее Равноденствие, спектральный цвет – светло-синий, голубой );
  6. Егорий Юсиний (середина между осенним Равноденствием и зимним Солнцестоянием, спектральный цвет – тёмно-синий );
  7. Черногор-Корачун (зимнее Солнцестояние, спектральный цвет – фиолетовый );
  8. Егорий Зимний (середина между зимним Солнцестоянием и веснним Равноденствием, спектральный цвет – белый, нейтральный, общий ).Видимый цвет составляет лишь малую часть всего космического спектра электромагнитных частот. На длинноволновом конце спектра вслед за красным цветом идут инфракрасные волны, микроволны, а затем радиоволны. На коротковолновом конце спектра расположены ультрафиолетовые излучения, рентгеновские лучи и очень короткие гамма-лучи.
    Знание спектральных солнечных гор позволяет составить образ жизни человека таким образом, чтобы его организм полностью совпадал с солнечной активностью, от которой зависят и процессы пищеварения, и обмен веществ, и сердечно-сосудистая деятельность, и вообще работа человеческого организма в целом.

Даждьбог как сущее (воплощённое) божество

Даждьбог является Богом-Покровителем Чертога Раса во Сварожьем Круге.

Оберег Чертога Раса (Белого Леопарда) во Сварожьем Круге

Согласно некоторым преданиям, в древности на Землю прибывал Бог Тарх Перунович, Бог-Хранитель древней Великой Мудрости. Сын Бога Перуна. После Великого Потопа Бог Тарх Перунович вместе со своими сыновьями три года жил на Земле и был назван Даждьбогом (Дающим Богом) за то, что дал людям Великой Расы и Потомкам Рода Небесного Девять Саньтии (Книг).
Эти Саньтии были записаны древними Рунами и содержат Священные Древние Веды, Заповеди Тарха Перуновича и его Наставления. Саньтии в подлиннике лишь визуально можно назвать Книгой, т.к. Саньтии — это пластины из благородного металла, на которых начертаны Древние х’Арийские Руны. Пластины скреплены тремя кольцами, которые символизируют три Мира: Явь (Мир Людей), Навь (Мир Духов и Душ Предков), Правь (Светлый Мир Славяно-Арийских Богов).
После посещения Богом Тархом Перуновичем наших Предков, они стали именовать себя «Даждьбоговы внуки». Помимо Древних Вед, Даждьбог привез сюда и кошек. Поэтому Сфинкс — Образ Даждьбога — сделан в форме кошки. Наших Предков посещали и многие другие Боги.

Заповеди Родных Богов.
ЗАПОВЕДИ ТАРХА – ДАЖДЬБОГА

1.Кто имеет благословение Перуна на союз семейный, да не будет между ними ни рати, ни фаты.
2.Кто отдаст часть Души своей чадам, тот не уменьшил Душу свою, а приумножил ее.
3.Кто любовь расточает, тот ее потеряет, а кто любовь излучает, тот ее умножает.
4.Ведайте, люди Родов Расы Великой, что надобно с добротой относиться ко всему живому, созданному на Мидгард Земле.
5.Кто приласкает и обогреет чадо–сироту, тот деяние малое совершил, а кто обогрел, дал кров и приучил к трудолюбию, тот деяние большее совершил.
6.Кто не поддерживает Роды свои и Веру свою в час годины тяжкой, тот отступник Рода своего, и не будет ему прощения во все дни без остатка.
7.Пусть во всех деяниях ваших Совесть и Законы Рода будут мерилом всего.
8.Отторгайте от себя мысли и деяния чужеземные, кои ведут в Пекло безмерное.
9.Почитайте древние Веды, и пусть слово Вед живет на устах ваших.
10.Мудрость древняя, что сохранена в ваших Родах, принадлежит только Родам вашим и потомкам вашим, а посему не давайте мудрость древнюю чужеземцам, коие используют ее против Родов ваших и потомков ваших.
11.Сохраняйте жизни Родичей и ближних ваших, и обрящете помощь от Богов Вышних ваших.
12.Кто оберегает чадо свое от созидательных деяний тот губит Душу чада своего.
13.Кто потакает прихотям чада своего, тот губит великий Дух чада своего.
14.Веды познаются через Живое слово, ибо только Живое слово раскрывает смысл, сокрытый в Ведах.
15.Не губите природу вашу, кровь Родов ваших, ибо это две великие силы, дающие возможность существованию древним Родам вашим.
16.Помните, чада Расы Великой, что семейный союз, созданный без Божьего и родительского благословения не защищен от страданий, и непониманий.

ДАЖЬБОГ (или ДАЖДЬБОГ) — один из самых древнейших богов славянских, он бог Всего Мира, он — солнечный бог, он еще и носитель света солнечного.

ИМЯ: «Дающий бог», бог, создающий главные условия для жизни на нашей Земле (или бог, «посылающий нам благо»); он — податель влаги небесной и урожая нашего; он — бог, «дающий саму Жизнь» природе.

РОДОСЛОВНАЯ: Даждьбог сын великого и нежной русалки , он — прародитель народа русского. Через отца — внук , через мать — внук . Супруг , и .

От Златогорки у него два сына — и

ДРУГОЕ ИМЯ: Тарх

ОСОБЕННОСТИ. Самая первая особенность Даждьбога — это чудо его рождения. Ибо по легенде, рожден он был из камня, который русалка Рось принесла Сварогу. В камень этот попали золотые стрелы Перуна, и там, внутри камня родился (получился?) Даждьбог — сын Перуна и Рось. А Сварог освободил его из этого камня. Легенда красивая., слов нет, но — всего лишь легенда.

СТИХИИ. Дажьбог относится к стихии .

ВНЕШНИЙ ВИД: У Даждьбога была поступь величава и взгляд прямой, не ведающий лжи. И были у него волосы дивные, светлый, солнечно-золотистые, словно летящие, легко струящиеся по ветру, будто парящие, а глаза у него яркие, синие-синие, как чистое небо в солнечный полдень, как промоина в чернильных тучах грозовых, или как синяя, нестерпимо-яркая сердцевина костра огненного.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Покровитель свадеб. Именно он, по преданиям, встречает жениха на рассвете в день это свадьбы, и наделяет мастерством и силой, мудростью и здоровьем. За это и относят Даждьбога к .

Хранит Дажьбог ключи земные: закрывает землю на зиму, и ключ птицам перелетным отдает. А весной отворяет двери.

АТРИБУТЫ. Каких-либо особых атрибутов у Дажьбога не было, ибо делами он занимался разными, и на каждое дело свой инструмент был нужен. А вот Дажьбогов оберег есть. Это талисман в виде уточки и с головкой коня.

СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ: Как светлый бог, входит в состав Высшего .

В ЗАГОВОРАХ. Имя бога Дажбога упоминется в заговорах на .

Видения Арктики Трон Даждьбога, худ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Боролся он и с и в результате освободил он тогда коров и воды. С боролся и вызвал тем Всемирный Потоп.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Появлению на небе света Дажьбога предшествует всегда появление младшей сестры его — Зари Утренней, той самой которая выводит на вышний небосклон его белогривых коней; другая же сестра — Заря Вечерняя — заводит она коней на конюшню вечером, после того, как закончит бог свой объезд. А еще есть у Дажьбога-солнца и верные прислужницы-помощницы, разгоняющие тучи и очищающие его лицо с помощью дождей.

Славяне свято верили, что ездит Даждьбог по небу в чудесной колеснице, четверкой белых красивых огнегривых коней с крыльями золотыми запряженной. Верили и в то, что солнечный свет происходит от щита огненного, который возит с собой Даждьбог. И дважды в сутки – утром и вечером — он без устали пересекает Великое Океан-море на волшебной ладье, а тянут ту ладью тянут гуси, утки да белые лебеди. Потому славяне и приписывали особую силу всяким оберегам-талисманам в виде уточки.

фото Наты

АМУЛЕТЫ Даждьбога встречаются довольно часто.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Хребет коренной зимы был давно переломлен. День прирастал, скоро он сравняется с ночью, и мы вылепим из сладкого теста маленьких птиц и пойдём с ними за край огородов — кликать в гости весну. Победитель Даждьбог взбегал в небо по-юношески. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

В ЛИТЕРАТУРЕ. А после здравицы и Даждьбогу слуги - мальчишки лет десяти, две девицы в подвязанных под самой грудью сарафанах и две женщины в возрасте - вынесли блюда с целиком запеченными поросятами, стерлядью пуда на два, из раскрытой пасти которой торчала щука, а у щуки - золотистый карась с вареной луковицей. Александр Прозоров, Медный страж (Ведун-9).

(5)Подборка выполнена специально для сайта

Первое упоминание о Дажьбоге содержится в "Повести временных лет" (ПВЛ), по сообщению которой, в 980 году князь Владимир I Святославович (Красно Солнышко) "постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь", из которого следует, что местом культа был холм (в Киеве), а на холме находился кумир Дажьбога, и здесь ему, как и другим богам, приносились жертвы (требы). Дажьбог являлся третьим по значимости после Перуна божеством в пантеоне князя Владимира. Дажьбог был включён в пантеон вместе с другим солнечным богом - Хорсом, что о говорит о существовании различий в их функциях. Дажьбог и Хорс символизировали в пантеоне небо и стояли, вероятно, в двух нишах по правую руку от центральной статуи Перуна, слева от входа. У русичей Дажьбог - бог солнечного света, а бог солнечного диска - Хорс. Не может же Солнце быть без дневного света, поэтому Дажьбог и Хорс всегда рядом.

Наиболее содержательным является фрагмент о Дажьбоге во вставке, включённой в перевод отрывка из "Хроники" Иоанна Мапалы, находящегося в Ипатьевской летописи под 1144 годом: "По умрьтвиш св Феостовъ (др.-греч. Гефест) егожь и Сварога наричить и царствова сынъ его именемъ Солнце, егожь наричать Дажьбогъ. Солнце же царь сынъ Свароговъ еже есть Даждьбог". Отсюда следует связь Дажьбога с Солнцем и РОДственные отношения со Сварогом (сын - отец), несомненно связанным с огнём.

Б.А. Рыбаков считал, что культ Дажьбога, как "Солнце-царя" восходит к скифскому культу Колаксая, сына Таргитая, прародителя царских скифов, трактуя имя Колаксая через славянский корень "коло" (Солнце) и иранский "ксай" (владыка, царь). Таким образом, Даждьбог, сочетал в себе две основные функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе - источником княжеской и царской власти.

Ещё одним независимым источником упоминающим об этом божестве является "Слово о полку Игореве", которое повествует о Дажьбоге как о Первопредке славян. Славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" - даждьбожии внуки (внуци):

"Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомъ скратишась".

"Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплексала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена".

Согласно Баварскому Географу (Восточнофранкской таблице племён IX века) своей прародиной славяне считали дунайскую страну Зарянию: "Зеруяне (Zeriuani), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род". В русских летописях XVII века упомянут прародитель славян по имени Зардан.

Согласно "Слову Иоанна Златоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали...", бог солнца и живительной силы.

Эти контексты дают некоторое основание для понимания Дажьбога как родононачальника и покровителя древнерусского этноса, который в свою очередь может трактоваться как наследие, богатство Дажьбога. Не исключено, что именно этим обстоятельством следует объяснять наличие имен собственных типа Дажбоговичь в украинской грамоте 14 века. В более поздних источниках за редким исключением имя Дажьбог выступает в сильно искажённом виде.

Упоминается также и в "Велесовой книге" (в переводе Н.В. Слатина), например, в дощечке 1 (с. 185) (II 1, с. 72/69): "К чему нам помнить древние доблестные время, идя куда - невесть. А так вот смотрим вспять и говорим, что вот, стыдимся мы Нави-Прави-Яви знать и всё вокруг ведать и понимать.

Вот, Даждьбог, сотворил нам то и это - всё, что существует. Свет звёзд сияет нам, и в бездне той Даждьбог подвесил Землю нашу, чтобы она удерживаема так была. Вот души Пращуров, и светят они нам звёздами из Ира...

Но греки напали на Русь и скверное творят от имени богов. А нам-то и неведомо, мужам, куда бежать и делать что.

Невидимо же Правь устроена Даждьбогом. А вслед за ней - как эта вот война - Явь движется, и та творит жизнь нашу. Когда та отойдёт - то смерть. Явь движима и творима Правью. Навь же - после неё. Навь - до неё, и после - Навь. А в Прави ж существует Явь.

Получили мы поучения о древнем - и душами ввергнемся в него. Вот, оно ведь наше, потому как, смотри - другое уж идёт. Вот, всё, что вокруг нас, силу творит Богам. Вот зрим в себе мы это, оно дано ведь нам как дар Богов, и на потребу Им. Ведь вот, напрасны те...

Вот души наших Пращуров из Ирия глядят на нас. И Жаля плачет там о воинах и говорит, что пренебрегаем мы Правью-Навью-Явью... Пренебрегаем ведь мы этим и истинным гнушаемся... Быть внуками Даждьбожими мы недостойны... Да молим мы Богов, чтоб чистыми у нас и души были, и тела, и чтобы получить нам жизнь со Праотцами во Богах, в Правду слившись во единую! Даждьбожи внуки будем так.

Зри, русский ум, насколь велик Ум Божеский! Един Он с нами, и ради того действуйте и с Богами обрящетесь вы воедино... Бренна ведь наша жизнь - и нам надлежит, как и коням нашим, работать, живя с телятами, овцами и нашим скотом в землях наших, от врагов спасаясь на... север..."

В современном обиходе богом солнечного света и плодородия часто считают Ярило. Такая версия порождена А.Н. Островским в его сказке "Снегурочка" (1873 г.), а далее закреплена в сознании народа Н.А. Римским-Корсаковым в его одноимённой опере (1880-1881 гг.). Однако, Ярило - есть западнославянский Яровит, нехарактерный для восточнославянской мифологии в более ранних упоминаниях.

Память о Дажьбоге сохранилась в народе, передаваясь изустно от поколения к поколению.

О широких функциях этого божества свидетельствует украинская народная песня, где Дажьбог изображается покровителем свадьбы встречающим жениха-князя на рассвете (связь с восходом Солнца) "меж трёх дорог"; в другой песне относящейся к сезонному циклу Дажьбог высылает соловушку замкнуть (запереть) зиму и отомкнуть (отпереть) лето (ср. сходные мотивы в связи с Вырием):

"Ой, соловейку, ти ранній пташку,

Ой чого так рано із вир"їчка вийшов?

Не сам же я вийшов, Дажбог мене вислав -

З правої ручейки - літо відмикати,

З лівої ручейки - зиму замикати..."

Эта песня исполняется на свадьбах, что говорит также о покровительстве Дажьбога молодожёнам, как бога плодородия.

Виктор Корольков

Б.А. Рыбаков возводит культ солнца и плодородия, и культ Даждьбога у восточных славян к упомянутому Геродотом скифскому богу Гойтосиру (Аполлону), объясняя это имя от славянского корня "гоити" (живить) и иранского "сура" (бог). Земледельцы Скифии и Поднепровья были солнцепоклонниками, принося жертвы на круглых жертвенниках с концентрическими солнечными кругами, изображёнными на них.

Ср. мифологизированный образ земного царя в сербской сказке - Дабог и следы этого персонажа в эпических песнях о кралевиче Марко. Эти факты дают основание для предположения о праславянских истоках имени и образа Дажьбога. В качестве отдалённого источника Дажьбога определяется мифологизированная фигура подателя (распределителя) благ, к которому обращаются с соответствующей просьбой в ритуале, молитве и благопожеланиях (ср. рус. "Дай, Боже..."). Данные мифологии балтийских славян позволяют ещё с большей уверенностью говорить о праславянском характере этого божества и о некоторых его особенностях. Как сын Сварога Дажьбог может быть назван Сварожичем. Именно это название упоминается упоминается западноевропейскими хронистами.

Вероятно, Даждьбог мог, вслед за Свентовитом, соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. В поучениях против язычества (ППЯ) среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, уприремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режутъ... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть.. жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова - не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ".

Согласно Б.А. Рыбакову имя Дажьбога родственно имени скифского прародителя Таргитая, в котором он видит корень "дар". Некоторые исследователи сопоставляют имя Дажьбога с именем фракийского Дашубы.

Религиозные символы Даждьбога

Религиозными символами этого бога являются "Дажьбог зимний" и "Дажьбог летний". При этом праздниками Дажьбога являются дни солнцестояний и равноденствий.

Дажьбог, по всей видимости, означает "бог дарующий" (однокоренное слово "дать"), в отличие от ошибочного толкования "даждь" в качестве природного явления (дождя). В народе и по сей день говорят: "Кто рано встаёт, тому бог подаёт". В этом смысле Даждьбог проявляет себя в качестве Героя, родственного древнегреческому Прометею, подарившему людям огонь.

Вполне возможно, что Даждьбог изображён на Збруческом идоле на задней грани идола в верхнем ярусе.

В старопольском языке Дажьбог в качестве имени дожил, чуть ли не до наших дней. Можно было бы найти и иные параллели, но вместо этого упомянём об интересном предположении Н.Гусевой, отметившей возможность связи первого корня в имени этого бога с иранским "даг" - сжигать и указавшей на индийское божество Дакша, воплощавшее творческую силу и энергию. Связь этого божества с огнём давала возможность поместить Дажьбога в окружение Сварога. Если Сварог не попал в пантеон князя Владимира (согласно "Повести временных лет), то быть может, именно его место и занял там Дажьбог.

Сие божество было так же благородное, податель всяких благ земных, богатств, счастья и благополучия. Жертвовали ему только усердными молитвами и испрошением у него милости; ибо благотворение (этому божеству) не требует ничего кроме прошения и признательности. Священными животными "подателя благ" были волки и лебеди.

Г.Херасков именует его во "Владимириаде" - "Дажбог плодовитый", ибо верили, что от него получают всякие блага как от неиссякаемого источника. Божницу он имел в Киеве. Он служил эмблемою благополучия, которое обоготворяли древние римляне.

Руна Дажьбога. Ключевые слова: Добро; Плодородие. Руна светлого Дажьбога, символизирует благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей истинной любви.

Важнейший атрибут этого бога, которого скандинавы почитали под именем Фрейра, а кельты под именем Дагды, - это рог изобилия или, в более древней форме, котёл неисчерпаемых благ. Поток даров, истекающих из этого священного котла неиссякающей рекой, и представляет руна Даждьбога.

В гадательных раскладах руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или новых добрых знакомств; благополучие в целом. Также появление этой руны может знаменовать собой удачное завершение какого-либо начинания или процесса. Ближе всего руна Даждьбога примыкает к Старшим рунам Фе и Йер; кроме того, некоторые аспекты её значения соответствуют рунам Ингуз, Гебо и Дагаз.

В русском народном календаре Даждьбогу посвящено множество праздников, вот самые основные из них: 12-14 февраля - спасение Дажьбога и Велеса; 16 февраля - Велес и Дажьбог; 17 февраля - Отдание праздника Велеса и Даждьбога; 18 марта считался Днём Даждьбога; 6 мая также отмечается "День Даждьбога" ("Даждьбог Вешний" или "Овсень Большой"). Встреча весны.

Даждьбога также именовали Спасом, то есть спасителем Земли Русской и её защитником. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Дажьбога-Сварожича.

22 сентября отмечается "Овсень Малый" (на осеннее равноденствие), а также начало охотничьего сезона и встреча Дажьбога и Марены.

9 декабря - Дажьбога вместе с Ярилой чтут и на "Юрия Зимнего" ("Юрия Холодного"). В исконно народной традиции это день Дажьбога и Марены.

По некоторым предположениям: Дажьбог - сын (ипостась) Бога Солнца (Ра). Его время от летнего солнцестояния 21-22 июня до осеннего равноденствия (день равен ночи) 23 сентября.

Андрей Клименко

Сон о колеснице Дажьбога

Славяне верили, что Дажьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Дажьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывают особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.

У Дажьбога величавая поступь и прямой взгляд , не знающий лжи. И ещё дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. Сын Неба возит чудесный щит на лёгкой колеснице, запряжённой четвёркой белоснежных коней, стал озарять красы и дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистые сосновые боры, широкие озёра, вольные реки, звонкие ручейки и весёлые родники-студенцы.

Символика Солнца и Дажьбога у славян связана с такими числовыми значениями, как 3, 6 и 12. Изображение Солнца - солнечное (огненное) колесо, "рогатые" круги, спирали и кресты, а также 3 круга на концах треугольника и 6 - на концах ромба. Вероятно по этой причине этот бог считается покровителем 12 знаков зодиака.

Даждьбог восседает в золотом дворце. Сидя на троне из золота и пурпура и являясь ипостасью Солнца он не боится холода, теней и несчастий. Дажьбог похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается.

В сербском фольклоре Царь-Солнце описывается восседающим на златотканом пурпуровом престоле, а подле него стоят две девы - Зоря Утренняя и Зоря Вечерняя; Семь судей - планеты и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых звёзд. Тут и дядя его - лысый Месяц.

Следует отметить, что Дажьбог считался божеством белого Света, а не самим солнечным светилом. Солнце мыслилось как его корона. В этом Качестве Дажьбог подобен иранскому Митре.

Наиболее вероятным изображением Даждьбога является мотив "восхождения" Солнца на конях, грифонах или птицах. Солнечная символика известна в виде "коньков" ("князьков") на крышах построек (в том числе и на храмах городищ-святилищ тушемлинской культуры), заклинательной вышивки ("рогатые" ромбы белорусского флага, украшения головных уборов ("княжеских" диадем и свадебных кокошников).

После христианизации Руси Даждьбог был заменён святым Николаем Чудотворцем (он же Николай Угодник или просто Никола), который, согласно народным представлениям являлся "подносителем даров", милостивым к бедным и нуждающимся. По другой версии христианским аналогом Даждьбога стал сам Христос, "царь небесный" и "свет", имевший к тому же солнечное число апостолов - 12, и символ креста - древнейший славянский солярный (свастичный) символ.

Как полагает Б.А. Рыбаков образ Даждьбога тесно связан с образом Александра Македонского в сцене его небесного восхождения, или вознесения, широко распространённой на Руси. С именем Александра русские летописи XVII века связывали и начало истории племени словен (книжная легенда о "грамоте Александра").