В помощь школьнику. Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина Каков лирический герой есенинской поэзии

«Мои стихи - моя биография», - писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на протяжении всего его пути - и в жизни, и в литературе. Действительно, лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора и, как и всякое творение, в которое вдохнули
жизнь, меняется, обретает новые черты по мере духовного взросления самого поэта.
Лирический герой его ранней поэзии - веселый и бесшабашный парень, радостно и без страха взирающий в будущее. Прямо и просто он выражает свои чувства. Стихи Есенина этого периода изобилуют картинами природы родной Руси. Именно через них поэт раскрывает мир своих чувств; его лирический герой словно растворен в любимой природе:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Излюбленным образом поэта становится образ пастуха, который чувствует себя дома среди лесов и полей:
Я пастух - мои палаты
Межи зыбистых полей.
Тема бродяжничества, странничества также привлекает поэта в этот период творчества. Его герой стремится обойти вселенную, чтобы напитать душу «березовым молоком» матери-земли, воспевая ее в проникновенных стихах-молитвах:
Как прохожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
Ранняя любовная лирика поэта отличается откровенно языческой чувственностью, для которой не существует никаких запретов. Позже, по мере духовного взросления поэта, в ней звучат уже нотки печали, а в зрелый период творчества любовь предстает перед ним как неумолимая, роковая и грозная сила («Персидские мотивы»).
Переломом в поэзии Есенина становится 1916 год, когда поэт, наивный и неискушенный, окунается в атмосферу большого города с его головокружительными контрастами, соблазнами славы и власти, хмелем предреволюционного брожения умов. Поэт ощущает себя пророком новой религии:
Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, -
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
В его стихах все чаще встречаются картины зари - символа обновления:
Верю, завтра рано
Чуть забрезжит свет
Новый над туманом
Вспыхнет Назарет.
Есенин наделяет своего героя титанической силой и мощью, он суров, деятелен и активен по контрасту с баловнем родной природы в ранних стихах поэта. Революцию Есенин воспринимает восторженно:
О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
...
Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь -
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
Революция для него - обновляющая, освобождающая, созидающая стихия:
Не губить пришли в мир,
А любить и верить.
В стране происходят разительные перемены, но это, увы, не тот светлый, лазурный мир, не «мужицкий рай», к которому с детства так тянуло Есенина. К поэту приходит разочарование в идеалах революции, он чувствует, что перестает понимать свой народ, а народ - его: «Без меня будут юноши петь, / Не меня будут старцы слушать».
Есенин ощущает, что он чужд новой России. Именно в этот период он пишет свой знаменитый цикл стихов «Москва кабацкая». Лирический герой - гуляка и хулиган, прячущий за беспечностью и удалью растущую тоску и отчаяние. В вине, разгуле он ищет забвения, в его стихах все чаще звучит предчувствие безвременной кончины, появляются мотивы ностальгии. Смена времен года символизирует для него трагический путь одинокого заблудившегося странника в мире, который перестал быть родным и понятным. Лирический герой мучительно переживает этот разлад, его душа - «вся в крови». Прежняя тема бродяжничества наполняется иными, трагическими мотивами - отчужденности и неприкаянности. Ему некуда идти, у него уже нет дома, нет родины:
Да, теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Разлад в его душе усугубляется. Критическое отношение к себе, отчаяние и недовольство собой приводят к тому, что в его стихах появляется чувство отстраненности по отношению к себе и своему творчеству. Появляется тема двойничества, которая достигает своего апогея в поэме «Черный человек», написанной уже в конце жизни:
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой, -
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
В конце жизни лирический герой сливается с автором. Поэт предчувствует свою гибель. Итогом его творчества становятся такие
стихотворения, как «Не жалею, не зову, не плачу», «До свиданья, друг мой, до свиданья». В этом прощании поэта слышится полная покорность судьбе. Былой бунтарь смиряется и раскрывает объятия смерти. Она не страшит его, ибо это - желанный отдых от мучительных раздумий, сомнений и неизбежных ошибок, сопутствующих жизни.

Лирический герой поэзии С. А. Есенина

Время, в которое жил и творил С. А. Есенин, было одной из самых сложных эпох в истории российского государства. Бурные события, происходившие в стра-не, сказывались на жизни каждого человека, живше-го в это время в нашем государстве. А особенно силь-но — на судьбах людей, наделенных сверхчувстви-тельностью, обостренной восприимчивостью. К таким людям и относился Сергей Александрович Есе-нин. Его стихи — это искренняя исповедь романтиче-ской души, привлекающая одухотворенностью, стремлением воспеть лучшие человеческие качества. Есенинская поэзия правдиво раскрывает поиски сложной души поэта. Его мировоззрение меняется вместе с изменением окружающей обстановки. Все это нашло свое отражение в лирике С. А. Есенина, а значит, повлияло и на образ лирического героя, про-шедшего вместе с автором сложный путь эволюции.

Ранняя поэзия С. А. Есенина наполнена образами русских крестьян. В ней описывается деревенский быт: мужики сетуют на засуху, «скинув шапки, мо-лясь и вздыхая»; рыбаки поют «где-то вдали, на изло-ме реки, древнюю песню»; «щенки кудлатые заполза-ют в хомуты»:

По лугу со скрипом

Тянется обоз -

Суховатой липой

Тянет от колес.

Первые стихи поэта отражают мир радостный и многоцветный. Все в нем живет и дышит, радуется и развивается. Россия предстает перед нами в виде бес-крайних родных полей, лугов, озер и рек. На рязан-ской земле он впервые увидел и костер зари, и сереб-ристую луну, и шелест тростника, и голубую гладь. Его поэзия полна задушевности, одухотворенности: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Ранняя поэзия С. А. Есенина по своему настроению напоминает народные песни. От матери поэт слышал сказания, поговорки, загадки. Именно фольклор ук-репил его чувство любви к народу и к Родине:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

...Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

Первые стихотворения С. А. Есенина насыщены религиозными образами. Позднее он скажет: «Ото многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удо-вольствием отказался, но они имеют большое значе-ние как путь поэта до революции». Молодой поэт ис-поведовал христианскую мораль, но Христос для него не Бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, по мнению автора, как и многих других святых, мож-но встретить вместе с «каликами» и «богомолками» на дорогах святой крестьянской Руси. Лирический герой этого периода наполнен вселенской гармонией. Он странник, «захожий богомолец», идущий в «ску-фье смиренным иноком», нашедший свои святыни в самой русской земле:

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Его храм создан самой российской природой:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Одно из основных чувств, которые испытывает ли-рический герой — это любовь к родине:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В сердце поэта с ранних лет запала Россия, ее бес-крайние поля, раздольные песни, сельская тишина, звонкий девичий смех. «Моя поэзия богата одной лю-бовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», — писал С. А. Есенин.

О, Русь — малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В 1915 году мировоззрение поэта резко изменяет-ся, в его спокойный поэтический мир врывается образ грешника и богоборца:

Не ищи меня ты в Боге,

Не зови любить и жить...

Я пойду по той дороге

Буйну голову сложить.

Период отрытого противостояния лирического ге-роя Богу пришелся на тяжелое для страны время — время революции 1917 года. Год спустя он пишет це-лый цикл из десяти небольших поэм, в которых лири-ческий герой провозглашает себя пророком и описы-вает «иную страну», «где живет божество живых». Отрекаясь от христианства, он восклицает:

Тело, христово тело,

Выплевываю изо рта.

Но такое настроение не долго царит в душе С. А. Есенина. Вскоре он, а вместе с ним и его лириче-ский герой, возвращается к традиционной крестьян-ской философии, проникнутой, по мнению поэта, иде-ей связи человека с космосом. В творчестве появляет-ся образ луны. Она принимает непосредственное участие в судьбе лирического героя. Это отчетливо видно в стихотворении «Я последний поэт деревни...»:

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

В этом же стихотворении звучит горькая для поэта мысль о том, что крестьянская культура постепенно умирает. Лирический герой осознает неизбежность происходящих перемен в России. Также он признает закономерный и естественный путь человека от рож-дения к смерти. В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу», написанном в -зрелый период жизни, в1922 году, поэт рассматривает проблему, встающую перед каждой личностью — приятие или неприятие неумолимого течения времени, ухода молодости, жизненных сил. Это стихотворение стоит чуть особ-няком в творчестве С. А. Есенина. Оно отражает миро-воззренческую концепцию поэта. Тема этого произве-дения — размышление зрелого человека о прошед-шей жизни, о ее смысле:

Я теперь скромнее стал в желаньях.

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Но все-таки «утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств» не оставляют глубокой болезнен-ной раны в душе поэта. Он понимает, что человек — это частица природы, а значит нужно просто подчи-ниться естественным законам мирозданья:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Лирический герой принимает смиренно все, что не-сет ему жизнь. Но его смирение не угнетающее, это восприятие мира целиком, во всем его многообразии. Неожиданные" яркие образы этого стихотворения сде-лали его одним из самых известных в творчестве С. А. Есенина.

Горечь по поводу исчезновения крестьянской Руси приводит поэта к трагическому ощущению одиноче-ства, ненужности в новой жизни. Свою раненую душу поэт прячет под маской. Обостренные до предела от-ношения поэта с окружающим миром, двойствен-ность своего лирического героя отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая». В одном из произ-ведении этого цикла «Исповеди хулигана» за напуск-ной бравадой есенинского хулигана:

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Сохраняется верность истинным ценностям поэта:

Я люблю родину.

Я очень люблю родину. Единственный путь достижения гармонии для ли-рического героя — это любовь, что и нашло свое отра-жение в стихотворении «Любовь хулигана»:

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Иногда лирическому герою ближе всех людей ста-новятся животные:

Средь людей я дружбы не имею.

Я другому покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать свой лучший галстук.

После возвращения из длительной заграничной по-ездки, С. А. Есенин предпринимает активную попыт-ку преодолеть мировоззренческий кризис. Он создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», самым известным из которых стало «Шаганэ ты моя, Шаганэ». В нем лирический герой признается, что как бы ни были прекрасны чужие страны, ничто не заменит ему красоты родного края:

...Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне...

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий...

Большинство произведений этого цикла проникну-то ностальгией. Лирический герой не может не ду-мать «про волнистую рожь при луне», про «рязанские раздолья». Даже сама прекрасная Шаганэ не в состоя-нии затмить северную девушку. Там на севере, девушка тоже, Может, думает обо мне... Краткий период относительной гармонии быстро заканчивается для С. А. Есенина. И опять на душе по-является тягостное ощущение одиночества и трагиче-ской для поэта ненужности новой России. В стихотво-рении «Русь советская» он восклицает:

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть, с какой далекой стороны...

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец...

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

В этом стихотворении ярко проявляется раздвоен-ность лирического героя, внутренняя борьба между приятием и неприятием новой жизни в России. Ближе и роднее своей страны, своего народа у поэта нет. И ему ничего не остается кроме как принять обновлен-ную Русь:

Приемлю все.

Как есть все принимаю-

Отдам всю душу октябрю и маю...

Поэт приносит своеобразную клятву верности сво-ей стране:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С. А. Есенин пытается понять всем своим сущест-вом новую систему ценностей российского государст-ва. В произведении «Неуютная жидкая лунность» ли-рический герой «через каменное и стальное» видит будущую мощь родной страны.

Родной с детства поэту мир деревни постепенно, но безвозвратно уходил. И сам Есенин все чаще стал за-думываться о смерти. Эти мысли нашли свое отраже-ние и в его произведениях. В стихотворении «Отгово-рила роща золотая...» лирический герой осознает невозвратимость прожитых лет, он сравнивает себя с рощей и журавлями, а свою молодую душу — с «сире-невой цветью»:

...Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Трагизм неминуемого конца жизни человека сгла-живается утверждением лирического героя, а значит и самого поэта, что жизнь не заканчивается смертью. Этот оптимизм отчетливо просматривается и в последнем стихотворении С. А. Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...»:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

Поэт рано ушел из жизни, но успел оставить нам прекрасное поэтическое наследие. В стихотворения он вкладывал всю свою душу. Очень точно о его твор-честве сказал писатель А. Толстой: «...Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».

Лирический герой С. Есенина во многом совпадает с самим автором (в «Анне Снегиной» героя поэмы зовут Сергей, факты его биографии совпадают с жизнью самого автора, отношение к миру тождественно взглядам самого С.А. Есенина).

Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями ("«Хата" (1914) – детали крестьянского быта). Русь деревенская с её сказками и песнями, с диалектными словами, с певучим крестьянским говором – предмет бережного отношения поэта к своей малой родине. ("Гой ты, Русь моя родная…", 1914г.; "Край ты мой заброшенный…", 1914г.; "Я снова здесь, в семье родной…", 1915-1916 гг.; "Закружилась листва золотая", 1918г.; "В этом мире я только прохожий…", 1925г.).

Деревенская Россия – это природа, которая её окружает. Красочность мира природы в поэзии Есенина "Черёмуха", 1915г., "Зелёная причёска…" , 1918г., "Я по первому снегу бреду…", 1917-1918гг., Природа для лирического героя – живое существо (приём олицетворения).

Отношение к "братьям своим меньшим" – то, чему научила его "голубая Русь": любовь к животному миру, очеловечивание собак, коров, лошадей, кошек ("Корова", 1915г.; "Лисица", 1915г.; "Песнь о собаке", 1915г.; "Собаке Качалова", 1925г.).

Мечта о "чистой" любви – один из сквозных мотивов лирики поэта. Любимая в ранней лирике Есенина часто представляется в образе природы: "Чары", 1913-1915гг. ("В цветах любви весна-царевна"…"; "Выткался на озере алый цвет зари", 1910г.). Городская лирика С. Есенина: земная "девушка-природа" стала мечтой-воспоминанием ("Вот оно, глупое счастье…", 1918г.; городской цикл "Москва кабацкая" (1923). После возвращения из-за границы в стихотворениях поэт как бы отрекается от "кабацкого" прошлого, находит спасение в любви – цикл "Любовь хулигана" ("Заметался пожар голубой…", 1923г.). "Персидские мотивы" (1924-1925гг.) – попытка обрести согласие с собой и миром.

Исторические события, изменившие жизнь России, отразились на поэзии Есенина, на её языке. ("Я покинул родимый дом…", 1918г., "Я последний поэт деревни…", 1920г., "Да! Теперь решено. Без возврата…", 1922-1923гг.). Вернувшись в родное село, он со стороны смотрит на жизнь односельчан ("Русь советская", "Анна Снегина"). "Крестьянский уклон" в приятии Есениным Октябрьской революции. Не в силах ужиться с новой, стальной Россией, он приходит к мудрому пониманию счастья: "Счастлив тем, что я дышал и жил". ("Не жалею, не зову, не плачу…", 1922г.; "Отговорила роща золотая…", 1924г.; "До свиданья, друг мой, до свиданья…", 1925г.)



Вопросы:

1.Какое место в раннем творчестве Есенина занимает русская деревня?

2.Как меняется образ деревни в послереволюционных произведениях поэта?

3.Какой видится есенинскому герою природа?

4.Какой предстаёт любовь в ранних стихотворениях Есенина? Меняется ли восприятие любви есенинским героем в поздний период творчества?

Яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, описание того родного и близкого, что окружало молодого поэта... И это все не скрыто за туманной вуалью слов и фраз, а выражено прямо и откровенно.

Одной из отличительных черт характера есенинского лирического героя была открытость. Зачастую она оборачивалась жестокими ударами и незаживающими ранами души для самого поэта.

Лирику Есенина отличает автобиографичность. Читая его стихи, можно по крупицам составить представление о жизни поэта. Лирического героя, как и самого Есенина, потрепала жизнь. Она наносила такие удары, справиться с которыми было практически невозможно. И тогда, ненавидя себя за свою слабость, презирая окружающую его нечисть, он погружался в глубокую депрессию, заливая боль вином и выплескивая чувства на бумагу:

Друг мой, друг мой,

Я очень болен

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Чувство большой любви связало лирического героя Есенина с родной рязанской землей. Он предстает перед читателями верным сыном своей Родины, восхищающимся ее «сказочными» уголками. Есенину дорога Россия в любом ее проявлении: и сверкающая, переливающаяся всеми цветами радуги, и пустынная, одинокая, тусклая и заброшенная. Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря: Черная, потом пропахшая выть, Как мне тебя не ласкать, не любить?

Преображение лирического героя отображено в цикле «Персидские мотивы», где в атмосфере сказочного Востока и пленящей экзотики он стремится обрести утраченную гармонию через великую силу любви. Каждое стихотворение этого периода напоминает исповедь, полную переживаний и раздумий о прошлой жизни, о пережитом.

Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое главное, в постоянных разочарованиях. Сергей Есенин называет себя последним поэтом деревни:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Есенин не мыслил свою жизнь и без любви. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его таланта. Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

Таким образом, Есенин обращался к разным сторонам жизни. В своих стихотворениях поэт часто неразделим с лирическим героем. Они едины в своем порыве, любви, ненависти, восхищении. Пусть С.Есенин и приходил к разочарованиям, но в своих стихах он всегда оставался оптимистом: Не губить пришли мы в мире, А любить и верить.

Воедино слит с природой лирический герой Есенина, лишь в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого, лишь в ней он черпает свои силы. Природа у Есенина полна мифологических символов и языческих, и христианских. Но все персонажи у Есенина обитают в реальном мире.

"В стихах моих, - писал Есенин в 1924 году, - читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование..." Таким неподражаемым "лирическим чувствованием" проникнуто все творчество поэта.

Задумайтесь над тем, как же рождается поэт, что становится толчком, пробуждающим в его сознании творческие мысли? Каждый вправе думать по-своему. Для кого-то источником творчества может стать радостное удивление перед открытием нового, неизведанного мира или чувство сострадания горестям людским, а может, наконец, все начаться с души, распахнутой навстречу всем "впечатлениям бытия", и стремление не просто донести до читателя чувство радости, а передать, заразить его ощущением полноты и красоты жизни. Кто знает?! Но без умиления видеть мир по-своему, без способности сопереживания, сочувствия, человечности и милосердия ко всему живому, без впечатлительности и искренности нет поэта.

Именно так начинался и Сергей Есенин, поднявшийся из глубин народной жизни. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, не только ставшей колыбелью, но и подарившей мир поэтических образов. И вешние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога - все это составило тот многоцветный многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт.

В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а "дерево жизни". Об этом поэт пишет в статье "Ключи Марии". Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. "Я" героя растворяется в природе, сливается с ней.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив - мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.

Идет возлюбленная мати

С пречистым ликом на руках.

"Письмо к матери" - это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата - это образ деревни, конек на крыше "есть знак устремления". Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.

Есенинские цвета - это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника ("Пахнет яблоком и медом..."). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение.

Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: "Пригорюнились девушки-ели", "плачет метель, как цыганская скрипка", черемуха "спит в белой накидке"... Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Неслучайно им сказано: "Я последний поэт деревни..."

Близкий Есенину мир деревни уходил. И сам поэт все чаще задумывался о смерти. Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении "Отговорила роща золотая...". Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невозвратимость прожитых лет. Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа - с "сиреневой цветью". Здесь снова возникает мотив связи человека с космосом:

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Краткий период относительной гармонии во время южной поездки заканчивается. Возвращается ощущение одиночества и своей ненужности в новой России. В "Руси советской" лирический герой восклицает: "...В своей стране я словно иностранец". Ему близка только природа, которая, как и поэт, не приемлет новшеств: "клены морщатся" в рассказе красноармейца. Здесь вновь проявляется раздвоенность лирического героя, который готов отдать "всю душу октябрю и маю" за свободу творчества ("...лиры милой не отдам"). Это продолжение по-новому выраженной борьбы со своим вторым "я", закончившейся победой лирического героя над темной стороной души в поэме "Черный человек" 1925 года.

Есенин предпринимал попытку принять новую систему ценностей. Он провозглашает "хвалу и славу рулевому" в стихотворении "Письмо к женщине", возможно, имея в виду Ленина. "Через каменное и стальное" в произведении "Неуютная жидкая лунность..." видит лирический герой "мощь... родной стороны". В "Сорокоусте" он пытается примириться с победой паровоза над жеребенком", однако замечает: "Может, в новую жизнь не гожусь…" Устами лирического героя в стихотворении "Спит ковыль. Равнина дорогая..." автор ясно дает нам понять, что он остался поэтом "золотой бревенчатой избы".

Лирический герой разумом своим понимает, как нужно России обновление, но внутренне не может примириться с переменами. Как бы раздваивается и разрушается "я" героя. "Конь стальной победил коня живого". Трагедия героя - трагедия дисгармонии с миром.

Путь самого автора - это во многом путь его лирического героя. Строки есенинских дневников очень часто совпадают с его поэтическими строками. Мы чувствуем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века, так как мир поэта и его лирического героя слиты воедино.