Труп мужчины и пропавшая тургруппа. Что на этот раз произошло на перевале Дятлова

12 таинственных и трагических исчезновений

Можно сколько угодно рассуждать на тему «маленького земного шарика» и «тесного-тесного мира», но на самом деле наша планета огромна, и на ней ещё полно белых пятен и малоизученных мест. Тайны пропавших людей, кораблей, самолётов и даже целых поселений порой так и остаются без ответа.

Группа Дятлова

Фото: wikipedia.org Целая тургруппа бесследно пропала в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале. Позже члены группы были найдены мертвыми, но причины смерти невозможно было объяснить ни холодом, ни случайно встреченными злоумышленниками, ни паникой, ни лавиной. За полвека появилось немало версий произошедшего. На перевал ходили поисковые группы, о таинственных событиях писались книги и снимались фильмы. Место происшествия позже назовут по имени руководителя группы – перевал Дятлова, а загадка так и останется неразгаданной.

Норфолкский полк

Фото: repin.info Дело было во время Первой мировой. Британская армия вела боевые действия в Турции. Норфолкский полк штурмовал позиции турок. Атака проходила через лощину, покрытую туманом. Солдаты вошли в туман – и не вышли из него. Спустя некоторое время туман рассеялся, но на открывшейся местности не было ни души. Никаких следов или достоверных сведений о том, что случилось с почти тремя сотнями человек, так и не обнаружили.

Филадельфийский эксперимент

Фото: myxnews.com Таинственное исчезновение целого эсминца – одна из самых известных загадок истории современной науки. По слухам, в рамках «Филадельфийского эксперимента» проводили тайную проверку Единой теории поля, которую разработал Эйнштейн. Проверка, вероятно, оказалась столь красноречивой, что великий физик решил унести свою последнюю научную работу с собой в могилу. В результате действия электромагнитного поля эсминец якобы исчез и мгновенно переместился на расстоянии нескольких десятков километров. А из экипажа в 181 человек невредимыми остались только 21 человек.

Рейс 370 Malaysia Airlines

Фото: beforeitsnews.com 8 марта 2014 года с Boeing 777, летевшим из Куала-Лумпура в Пекин пропала связь. Расследование установило, что после этого самолёт сильно отклонился от курса и находился в воздухе ещё не менее 7 часов. Осталась неизвестна не только причина крушения, но даже его точное место. Длительные поиски в южной части Индийского океана оказались напрасными.

Исчезновение Boeing 707 над Тихим океаном

Фото: wikipedia.org 30 января 1979 года Boeing 707 компании Varig вылетел из Токио в Рио-де-Жанейро. Самолёт вёз, кроме прочего, 153 картины известного японско-бразильского художника Манабу Мабе. Через полчаса после взлёта Boeing бесследно исчез над Тихим океаном. Ни места крушения, ни причины определить не удалось до сих пор. Поразительно то, что командиром экипажа был Жилберту Араужу да Силва, один из немногих, переживших катастрофу рейса RG-820 под Парижем шестью годами ранее. Во второй раз удача ему отказала.

Перси Фосетт

Фото: phfawcettsweb.org Этот знаменитый путешественник и исследователь в 1925 году отправился на поиски затерянного города в сельве Бразилии в компании своего старшего сына Джека и друга Рэйли Раймела. Фосетт, видимо, понимал всю опасность этого мероприятия, потому что оставил записку. В записке было написано, что если с его экспедицией что-то случится, не стоит высылать на поиски спасателей: их может ждать та же судьба, что и его самого. Фосетт таки пропал, экспедиции всё равно его искали, но никаких следов не обнаружили. Среди версий случившегося была и такая: Фосетт, мол, решил присоединиться к какому-то местному племени и даже стал у них вождём.

Гарольд Холт

Фото: theaustralian.com.au Пропажа отчаянного исследователя в джунглях – это хотя бы объяснимо. Но Холт не был исследователем. Он был, на секундочку, премьер-министром Австралии! В декабре 1967 года Гарольд отправился искупаться около курортного городка Портси в штате Виктория. Больше премьер-министра никто не видел. Спустя два дня он был признан умершим, а его пост занял Джон Мак-Ивен. Разумеется, были масштабные поиски, которые ни к чему не привели. С другой стороны, если верить документальным фильмам об Австралии, то совершенно непонятно, как там может выжить человек, который пошел искупаться.

Антуан де Сент-Экзюпери

Фото: jsbg.me Одно из самых трагичных необъяснимых исчезновений в XX веке. Знаменитый писатель, как и герой его «Маленького Принца», был лётчиком. Экзюпери бесследно исчез 31 июля 1944 года во время разведывательного полёта с острова Корсика. Только в 2003 году были обнаружены останки самолета в океане на глубине 70 метров. Самолет не имел следов обстрела, да и вообще видимых повреждений. Очень странно и то, что в кабине пилота не было найдено хотя бы маленькой косточки или любых других следов присутствия человека.

Исчезновение моряков «Святого Павла»

Фото: korabley.net В 1741 году пакетбот «Святой Павел» подошёл к берегам Северной Америки, и капитан судна решил пополнить запасы питьевой воды и разведать новую землю – нынешний архипелаг Александра у побережья Аляски. На берег был отправлен лангебот с командой. Дальше началось непонятное. К берегу они вроде бы пристали, но вернуться назад не смогли и развели сигнальные костры. На небольшой лодке им выслали помощь, которая и вовсе пропала. На следующий день от берега отчалили две неизвестные лодки, которые направились к пакетботу, но на полпути развернулись и ушли назад в бухту. Поскольку больше на пакетботе шлюпок не было, а пристать к берегу он не мог, «Святой Павел» ушёл в Петропавловск-Камчатский, так и не узнав, что случилось с пятнадцатью его матросами.

Руал Амундсен

Фото: wikipedia.org Великий полярный исследователь и путешественник пропал без вести, отправившись на поиски потерпевшей крушение над Северным полюсом экспедиции дирижабля «Италия». Его самолёт «Латам» пропал на полпути к острову Медвежий,. Оставшихся в живых членов экспедиции «Италии» спасли спустя пять дней. Поиски места крушения великого норвежца до сих пор успехом не увенчались.

Амелия Эрхарт

Фото: goldenwarrior.org Не менее печальная история Амелии Эрхарт – первой женщины-пилота, перелетевшей Атлантику. Бросив вызов сильному полу, Амелия взялась за кругосветный полет. Вылетев 20 мая 1937 года из Папуа-Новой Гвинеи, до острова Хоуленд (где её уже готовились встречать с оркестром и воздушными шариками) она так и не добрались. Самолет, который должен был появиться над островом буквально с минуты на минуты, исчез без следа. Ни останков машины, ни тел пилотов найдено не было.

Исчезновение рыбацкой деревни

Фото: arcadiadreams.com Пропажи людей, кораблей и самолётов меркнут перед исчезновением целой деревни! В ноябре 1930 года охотник Джо Лэбелл обнаружил пропажу целой рыбацкой деревни, населённой эскимосами. Придя в поселение, Джо увидел полностью опустевшие дома. Причём опустевшие совсем недавно: в одной из хижин он увидел разведённый огонь, на котором готовилась еда. Вещи, продукты и одежда в хижинах были нетронуты. Но это не всё. Полиция обнаружила, что на местном кладбище все могилы оказались совершенно пустыми. Будто бы исчезнувшие живые прихватили с собой мёртвых. Или наоборот?

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Уже очень много написано книг и снято фильмов и программ об экспедиции Дятлова, но страсти вокруг этой истории не утихают и по сей день. Все материалы расследования засекречены до сих пор, хотя прошло уже более 50 лет. В 1988 году для служебного пользования частично был открыт доступ к документам. В 1980 году погиб автор первой книги об этом происшествии. Причем случилось это накануне издания.

Сама история эта произошла в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года. Шесть парней и две девушки (Рустем Владимирович Слободин, 11.01.1936 г.р., выпускник механико-машиностроительного факультета, инженер комбината № 817 в Челябинске-40, Юрий Николаевич Дорошенко, 12.01.1938 г.р., студент факультета подъёмно-транспортных машин, Георгий (Юрий) Алексеевич Кривонищенко, 07.02.1935 г.р., выпускник строительного факультета, инженер комбината № 817 в Челябинске-40, Николай Владимирович Тибо-Бриньоль, 05.06.1935 г.р., выпускник строительного факультета, инженер, Семен (Александр) Алексеевич Золотарёв, 02.02.1921 г.р., инструктор Коуровской турбазы, Александр Сергеевич Колеватов, 16.11.1934, студент 4-го курса физико-технического факультета, Зинаида Алексеевна Колмогорова, 12.01.1937 г.р., студентка 4-го курса радиотехнического факультета, Людмила Александровна Дубинина, 12.05.1938 г.р., студентка 3-го курса инженерно-экономического факультета) под руководством Игоря Алексеевича Дятлова (13.01.1936 г.р., студент-пятикурсник радиотехнического факультета) отправились в турпоход, но назад не вернулись. Через месяц на склоне вершины «1079» нашли палатку. Одна из сторон была разрезана изнутри так, что туда могли пролезть люди. Возле палатки следов борьбы обнаружено не было. В 1,5 км от палатки нашли туристов, но уже не живых. Сперва нашли Дорошенко и Кривонищенко. Они лежали возле костра и были раздеты до нижнего белья. В 300 метрах от них лежало тело Дятлова, головой в сторону палатки. В 180 метров от него – Слободин, а в 150 метрах от Слободина лежала Колмогорова. Экспертиза установила, что умерли они от переохлаждения, из травм на них были только мелкие царапины и ссадины. Только у Слобрдина была трещина черепа.

Палатка погибшей группы, установленная в прокуратуре

В мае в ручье обнаружили четыре трупа. Это оказались Дубинина, Золотарев, Тибо-Бриньоль и Колеватов. Тела были изуродованы, на лицах непонятные раны, тяжелые внутренние травмы. У одной из девушек полностью отсутствовали глазные яблоки и язык. Только Колеватов был без повреждений. На них была одежда с двух трупов у костра, разрезанная. Как будто ее срезали с умерших людей. Получается, что они срезали ее, а потом сами провалились в русло и погибли. Да только трое из них были те самые, у которых нашлись травмы, несовместимые с жизнью. То есть, мало того, что они все переломанные срезали одежду с трупов у костра, так еще и добрались до русла реки. А на одном из них было трое часов и три фотоаппарата. Зачем? Тела этих четверых туристов были занесены четырехметровым слоем снега, который могли нанести только люди. Часы остановились практически в одно время: одни в 8.14, другие в 8.39.


От палатки к лесу вели следы самих туристов. Следы были от ног без обуви. В палатке обнаружили еду, спиртные напитки, горючее, а также и саму верхнюю одежду. Палатка стояла на склоне горы Халат-Сяхыл, что в переводе с мансийского означает Горы Мертвецов. Версия следствия такова: причина гибели молодых людей – стихийная сила, которую туристы не смогли преодолеть.

Конечно, один из вопросов, который мучает до сих пор, зачем же вообще они покинули палатку? Ночью, раздетые, босиком, в спешке? Первая, и пока что самая главная версия, это сход лавины. Все версии, которые были озвучены еще, были строго запрещены к печати. Считается, что именно лавина и убила половину участников группы. Но профессиональные альпинисты опровергают эту версию. Они утверждают, что палатка стояла на склоне всего 18-200 и в таком месте просто не может быть лавины. Так же, лавина сходит только в тех местах, где есть скопление снега. Но на горе Халат-Сяхыл такого быть не может, так как это обдуваемый со всех сторон склон и накопится нужное количество снега для лавины просто физически невозможно. Выдвигалась версия, что это была поземочная лавина, которая состоит из свежего снега и вызывается порывом ветра. Верхний слой сдувается и устремляется вниз, увлекая за собой все новые слои свежего снега. Но как же тогда такая лавина могла нанести столь серьезные травмы? Ведь от вершины горы до палатки было всего 150 метров и собрать столько снега поземочная лавина тоже не могла. Да и руководитель поисковой группы Масленников говорит о том, что когда он обнаружил палатку, она была совсем чуть-чуть завалена снегом. Скорее всего его нанесло в течение того месяца, пока искали группу. Сама палатка с одной стороны стояла целая, а с другой - были сорваны растяжки. Так как же могла устоять эта палатка под лавиной снега, которая переломала все кости нескольким участникам экспедиции? Да и первоначально такая версия не стояла на повестке дня: опытные спасатели никаких следов лавины и не обнаружили.



Так выглядела палатка, когда ее нашли поисковики

Не понятно, как вообще палатка оказалась на Горе Мертвецов. Группа не собиралась на нее заходить, они планировали взойти только на соседнюю гору Отыртен. Даже если они внесли изменения в свой маршрут, то все равно за один день они не могли взойти на две горы сразу. Следы лыж тоже идут в соответствии с планом, намеченным экспедицией (то есть уводит от горы Халат-Сяхыл в сторону горы Отыртен). К палатке вообще не ведут следы лыжни, есть только следы голых ног от палатки. Да и не было смысла ставить палатку в этом месте, так как там очень сильно гуляет ветер, а предыдущее место ночевки всего в 1,5 км, в лесу, где нет ветра и гарантия от лавин. Напрашивается вопрос: а точно ли группа Дятлова сама устанавливала эту палатку или это сделал кто-то другой, кто не знал точного маршрута туристов?

У трех участников группы были очень тяжелые травмы, не совместимые с жизнью. Как же они могли бежать 200 метров, если у них многочисленные переломы ребер с внутренним кровоизлиянием в сердце? Если трагедия произошла возле палатки, то тогда всего шесть человек могли бежать дальше, но следы есть всех восьмерых туристов. Донести их тоже не могли, ведь сборы были в спешке, тем более, что есть утверждение, что была лавина. Не могли же остальные во время лавины сооружать носилки, чтобы перенести товарищей. Да и следов волочение тел тоже обнаружено не было. Что еще говорит о том, что палатку установили не они? Да то, что не было следов топления железной печки и было всего одно полено дров. Естественно, на всю ночь такого горючего не хватило бы для отопления палатки. А ведь надо еще и еду приготовить. Да и странно, что палатка вообще не отапливалась, не говоря уже о еде.

Есть версия, что экспедиция наткнулась на секретный полигон в районе горы Отыртен. Их просто «зачистили», а наиболее пострадавших спрятали, надеясь на то, что найдут их попозже, когда уже разложение спрячет все следы преступления. Так как при допросе отбирают вещи, то после зачистки просто не смогли идентифицировать, что кому принадлежит. Поэтому и были найдены трупы не в своей одежде. А часы и фотоаппарат решили повесить на одного из товарищей, якобы он все забрал. Недалеко от палатки были найдены большой костер, огромный лежак, эбонитовые ножны, которые были больше похожи на спецназовские. Юдин, турист, который не пошел в поход, не узнал эти ножны. Так же были найдены следы не только босых ног, но и ног в ботинках с каблуками или сапог (но эти улики никто не взял во внимание). Сами туристы не могли сделать такой привал, так как они были раздетые, босые, без топоров или пил, в панике.

Больше всего пострадал Тибо-Бриноль. Как сказано в протоколе вскрытия, который частично стал доступен после 1988 года, «смерть его наступила в результате закрытого многооскольчатого вдавленного перелома в область свода и основания черепа». Излюбленный прием спецназа. Согласно этому же протоколу, смерть всех участников группы была насильственной. Самое интересное, следствие закрыли в 1959 году, а горы Отортен были закрыты до 1962 года. За это время могли закончиться работы и секретный объект был свернут.


Когда проходили поисковые работы, две группы должны были высадится на горах Ойко-Чакур и Отыртен и идти на встречу друг другу. Но группу, летевшую на гору Отыртен, так и не высадили там, где первоначально планировалось. Ее высадили перед долиной Лозьвы, там они и заночевали. А утром прилетел самолет и сбросил вымпел с запиской, что нашли одну из стоянок Дятлова. Такой расклад тоже подтверждает, что «дятловцы» вышли на какой-то засекреченный объект на горе Отыртен. Именно поэтому поисковую группу туда не пустили. Летчик высадил их перед Горой Мертвецов по, до сих пор, неизвестной причине.

Участники событий, прежде всего, инструкторы туриады выдвигали различные предположения о причинах трагедии. Существовали версии о том, что группа Левина вводила руководство туриады в заблуждение о своих действиях, что Фарбштейн для лучшей акклиматизации применил на себе и других участниках специальные лекарственные препараты (адаптогены и гипоксаты), которые способствовали нарушениям в организме, вызвавшем смерть. И другие соображения, среди которых были и фантастические (вплоть до похищения «душ» космическими силами). Непонятной была концовка событий: погибшие вне пещеры лежали кто без ботинка, кто без пуховки, кто со спущенными штанами... Ледяные наросты у лица указывали на то, что они, будучи живыми, долго лежали на снегу. Пропала часть снаряжения. Это, вкратце, самое главное, что было известно. По свежим следам события были описаны в газете «Туристские новости», статья Голода «Эльбрусская трагедия, N 1990 г.
Я не был непосредственным участником событий, и у меня не было понимания происшедшего. Но было какое-то глубокое внутреннее убеждение, что, если я соберу все доступные факты, осмыслю и сопоставлю их с фактами других, похожих аварий, многое со временем станет понятным. Я постарался опросить участников событий, изучил документы и специальную литературу. Надо сказать, что аварии опытных групп нередко имеют весьма сложную внутреннюю «конструкцию». Они «зарождаются» из психологических, методических и тактических просчетов (нередко на основе недостатков образования и воспитания, пробелов в опыте), усиливаются и «запускаются» силами природной стихии и техническими ошибками. Эти причины часто поверхностно принимают за главные причины, не замечая глубинных факторов. После долгих размышлений, спустя 6 лет, я пришел к следующим выводам.
Безусловным и главным, на мой взгляд фактом, который никем не оспаривался, являлся вывод судебно-медицинской экспертизы о том, что гибель участников группы Левина произошла в результате общего переохлаждения организма. Это – исходный пункт! Тогда естественно возникает вопрос: что способствовало переохлаждению, почему оно произошло? Ведь группа была достаточно хорошо оснащена для горного похода. Причин было несколько, и авария явилась результатом их совместного воздействия.
Первое: условия суровой непогоды. Сильный ветер с пургой и температурой воздуха, близкой к нулю из-за чего, видимо, была достаточно высокая влажность воздуха.
Второе: недостаточная акклиматизация группы для длительного пребывания на высоте 4500 м. Оно началось уже на третий день похода! Гипоксия, – кислородное голодание, – существенно понизило сопротивляемость организма холоду.
Третье: длительная отсидка группы в пещере, в условиях холода, высокой влажности воздуха и атмосферы, обедненной кислородом. Последний фактор усилил гипоксию и, возможно, вызвал отравление продуктами дыхания и горения (углекислый газ, окись углерода), парами бензина от примуса и продуктами разложения сухого спирта (используемый для разжигания примусов уротропин при горении в обедненной атмосфере способен выделять синильную кислоту). Прежде всего, конечно, атмосферу обедняло дыхание участников.
Четвертое: постепенное намокание одежды, приведшее к значительной потере ее теплосохраняющих свойств. Пух прекрасно сохраняет тепло, но только в сухом состоянии. С другой стороны, пух очень гигроскопичен, он может набрать очень много влаги из воздуха (даже без контакта со снегом), при этом теплоизолирующие свойства его ухудшаются. Намоканию одежды (прежде всего, пуховок) способствовали такие факторы, как высокая влажность в пещере (при дыхании выделяется много влаги), работы по оборудованию и откапыванию (сверху: снег, изнутри: потоотделение), попытка спуска в условиях непогоды (для Фарбштейна еще и падения на снег). По отзывам очевидцев, Одинцов спустился к спасателям в совершенно промокшей пуховке. Совершенно промокла и пуховка Фарбштейна, который лежал в пещере, засыпанный снегом. Этим фактам при разборе аварии не придали особого значения.
Пятое: высокая скученность участников в тесной пещере, способствовавшая и отравлению атмосферы и высокой влажности и плохой вентилируемости. Объем пещеры уменьшился после выхода из строя одного отделения и прибавления еще двух человек. Вентиляция осуществлялась только через выход с одной стороны, и этот выход заметало снегом.
Шестое: общее состояние пониженной двигательной активности участников при пассивной отсидке. Организм их не согревался движением. На определенном этапе пониженная активность компенсируется возникновением дрожи от холода (в качестве естественной защитной реакции организма), при этом тепловыделение заметно увеличивается. Но вот исчезновение дрожи может свидетельствовать о начале опасного переохлаждения, а не о согревании или «привыкании» к холоду, как кажется многим в подобных ситуациях.
По-видимому, указанный комплекс причин вызвал то, что носит название «холодовой усталости», состоящей в постепенной потере организма способности активно сопротивляться холоду. Мне представляется следующая картина событий.
В пещере становится трудно дышать и трое вылезают наружу. На них обрушивается холодный ветер: ночью температура ниже, относительно теплый и мокрый циклон сменяет более холодная и ясная погода. Их физическое состояние, сознание и психика уже угнетены воздействием холода. Их действия становятся неадекватными: плохо осмысленными и постепенно неосмысленными, видимо, мелко беспорядочными и пассивными, затухающими. Переохлаждение действует угнетающе на весь организм, волна сильного поражения распространяется от периферии к центру, поражая вначале конечности и наружный покров. Ухудшение кровообращения приводит к постепенному отказу конечностей, распространению поражения внутрь, еще большему угнетению внутренних органов, в том числе мозга и сердца. В условиях гипоксии, «тепловой усталости» организма (вследствие больших тепловых потерь от длительного пребывания на холоде), плохой теплозащиты одежды и сильного теплоотделения на холодном ветре этот процесс развивается очень быстро. Спасаясь от ветра, они легли на снег из-за чего образовались ледяные наросты у лиц. Они уснули и уже не проснулись, убитые холодом.
Внутри пещеры ветра не было, но дышать было тяжело. Один из японцев пробирается наружу и идет на спуск к видимому Приюту 11-ти, но по пути срывается в ледовую трещину и погибает. Но после его ухода в пещере остается дыра, через которую проникает свежий воздух, помогающий Одинцову прийти в себя и, быть может, спасающий второго японца. Двое других в пещере погибли, видимо, потому, что хуже перенесли гипоксию и холод, сильнее промокли, быть может, им досталось меньше чистого воздуха. Ясно, что грань между жизнью и смертью здесь определялась комплексом случайных факторов. Научно установлено (см., например, А.Бартон, О.Эдхолм. «Человек в условиях холода», Москва, Иностранная литература, 1957), что система терморегуляции организма человека ближе к системе терморегуляции тропических животных, чем животных севера. В определенных условиях внешней среды, в сильно угнетенном холодом состоянии, она может давать сбои и не вырабатывает таких защитных реакций, которые предохраняют животных севера от переохлаждения. Об этом надо помнить.
Не исключено, что имелись еще весомые дополнительные составляющие аварии. Но, думается, эти составляющие только способствовали усилению перечисленных факторов. У многих очевидцев сложилось мнение, что существенные факты были скрыты. В частности, никому не было известно содержание приватного разговора между Одинцовым и Эбрилем после аварии на Приюте 11-ти (по мнению некоторых инструкторов туриады после этого разговора показания Одинцова несколько изменились). Я полагаю, что, скорее всего, умышленно или объективно могли быть скрыты отдельные факты, касающиеся уже не совсем адекватных действий участников в момент завершения аварии в ночь с 3 по 4 мая. Здесь естественно ощущается «белое пятно» из-за отсутствия показаний погибших. Думается, факты эти не слишком значительны: они уже не причина, а следствие аварии. Они мало что могут добавить и с точки зрения определения чьей-то вины: нельзя ожидать от невменяемых людей разумных и взвешенных действий. Были ли у группы «свои соображения», неизвестные руководству туриады? Возможно, да. Но это были, скорее всего, чисто технические планы тренировок (в частности, по обустройству снежных пещер), чем планы по самовольному отклонению от общего маршрута и графика. «Злого умысла» на дисциплинарные нарушения здесь не было.
Имелись ли подобные прецеденты в прошлом? Да, похожие по сценарию аварии уже случались на Эльбрусе и в других горных районах, как с туристами, так и с альпинистами. У альпинистов наиболее известны аварии на пике Победы в 1955 году и на пике Ленина в 1974 году (команда альпинисток Эльвиры Шатаевой). А вот аварийная ситуация в таких случаях обычно не просматривается, если группе удается вовремя уклониться, ощущение риска здесь достаточно слабое. Отступление от непогоды мало впечатляет: это не «отирание пота со лба после „благополучного срыва“ или „гуманного“ схода снежной лавины. Ясно, что такие аварии будут происходить и в будущем. Обычно это тяжелейшие случаи, когда погибает вся или почти вся группа. Не исключено, что некоторые таинственные исчезновения целых групп происходили по тому же сценарию (в частности, гибель уже упомянутой группы П.Клочкова). Исход аварии здесь такой же тяжелый, как при попадании всей группы под мощную снежную лавину, как при срыве всей группы с перильной цепочкой веревки и пунктами страховки.
Высота и непогода – вот характерные признаки таких аварий! Методическая линия этих «холодных» аварий прослеживается достаточно четко со следующим характерным набором слагающих факторов: «высота-гипоксия», «непогода-намокание-переохлаждение», «ветер», «неполадки с жилищем», «ухудшение теплозащитных свойств одежды», «отсутствие согревания внешними источниками тепла, горячими пищей и питьем». Тактические ошибки здесь обычно состоят в «недостаточной акклиматизации», «недооценке опасности высоты и непогоды», «задержки при отступлении», «недооценке опасности ухудшения состояния снаряжения, прежде всего, состояния жилища и одежды». Характерны и технические ошибки в виде «недоработок» с жилищем (скученность, плохая вентилируемость), недостаточной согреваемости участников не только одеждой, но и едой, питьем). Конечно, эти «недоработки» не смогли бы вырасти в существенные факторы, не будь их действие усилено непогодой. Парадокс аварии состоял, видимо, в том, что Левин понимал: у группы нет хорошего опыта возведения снежных пещер, и решил потренироваться. Но условия оказались слишком тяжелыми для тренировки. Надо сказать, что хорошо возводить снежные пещеры умеют у туристов обычно только группы, имеющие в своем составе квалифицированных туристов-лыжников. В подобных вопросах надо очень взвешенно относится к своим возможностям: группа «мастеров» по отдельным «показателям» может оказаться на уровне новичков.
Надо понимать, что холод, переохлаждение – страшная опасность, которую многократно увеличивают такие факторы, как сильный ветер, высота, недостаточная акклиматизация и неполадки со снаряжением и жилищем. Причем с некоторой высоты (порядка 4500–5000 м) любая акклиматизация может оказаться недостаточной: это уже высотная зона временной адаптации к высоте, организм человека может нормально функционировать на такой высоте только в течение ограниченного времени и это время уменьшается в периоды непогоды. А мелкие неполадки со снаряжением и жилищем вследствие объективных факторов воздействия стихии быстро становятся крупными.
Самые глубокие причины аварий бывают заложены и в системе методической подготовки, образования и самообразования. В данном случае просматривается общий слабый уровень понимания опасности холода, переохлаждения, которая возникает в совокупности с такими факторами, как высота и непогода. Понимания того, как эти факторы объективно (!) порождают комплекс вторичных факторов: влагу, мокрую одежду, плохое жилище, гипоксию, холодовую усталость. И того, насколько быстро совокупность этих вторичных факторов складывается в критическую ситуацию, переходящую в аварию. И тогда не спасают ни знания, ни опыт, ни мастерство. На учебных сборах, семинарах, школах подготовки об этом говорится слишком мало для «правильного понимания опасности переохлаждения». А эта опасность не меньше, чем опасность камнепадов, лавин, потоков.
Острое непонимание опасности переохлаждения наблюдается даже в среде очень опытных туристов и альпинистов. Так, относительно аварии группы Э.Шатаевой (1974) на пике Ленина в книге В.Рацека «Пять высочайших вершин СССР» («Узбекистан», Ташкент, 1975) сказано следующее (стр. 107):

«На наш взгляд, на вопрос о причинах гибели группы спартаковок наиболее квалифицированно ответил альпинист-высотник, кандидат в мастера спорта СССР Г.Р.Рунг. Он считает, что процесс высотного истощения (детеризации) пришел на смену физиологической акклиматизации. Перерождение акклиматизации усугубилось влиянием непогоды, когда и без того низкое атмосферное давление еще более снизилось, и при этом как бы искусственно повысился „потолок“, возможно, до высоты 8 тыс., и более метров. В случаях „повышения потолка“, вызванного ураганным ветром, резко снижается устойчивость к холоду, резистентность к простудным факторам, что обычно приводит к тяжелейшим обморожениям, появлению ангины, воспалению легких и их отеку, имеющему смертельный исход на таких высотах».
Вывод этот, несомненно, правильный, но его надо дополнить еще одним простым заключением: ЛЮБОЙ человеческий организм имеет ограниченную устойчивость к воздействию температурных нагрузок. При определенных нагрузках он не выдерживает и ломается (как ломается любая голова от удара тяжелым камнем), и здесь не спасают хорошая акклиматизация, тренированность и многолетняя закалка в ледяных купелях. Холод – это «дубина», которая перешибет любого, самого сильного и стойкого. Для разных людей такой исход – лишь вопрос разного времени воздействия, и длительная непогода убивает всех! Хорошее снаряжение и укрытия могут быть весьма сильными защитными факторами, но и они способны предохранять человека весьма ограниченное время: они могут выйти из строя и их защитные свойства уменьшаются просто по мере снижения сопротивляемости человеческого организма.
Большие нагрузки на «конструкцию» (в данном случае, на человека, на группу) всегда возникают при воздействиях с высоким энергетическим уровнем: ударам при падениях в результате срывов, ударов камней, падения лавин, селей, оползней, потоков. Непогода также имеет очень большой энергетический заряд, она воздействует целым комплексом различных нагрузок (холод, ветер, влага, туман, снег.), мощных и трудно предсказуемых. Гипоксия же на высоте всегда ослабляет организм, даже при отличной акклиматизации. Важнейшим для увеличения «холодовой нагрузки» является фактор времени: относительно кратковременное воздействие холода человек может переносить без патологических отклонений. Видимо, немало аварий от непогоды «не состоялось» из-за кратковременности непогоды.
Многие альпинистские группы были спасены жестким, суровым приказом: «Всем вниз!» Туристам же иногда этого приказа «не хватает»: они более оторваны от баз и групп поддержки, хотя отдельные походные обстоятельства их предохраняют (меньшая высотность, большая автономность на длительные сроки.). Непогода в горах, конечно, зависит от случая. Но есть в ней и закономерности. Краткосрочный прогноз обычно дает достоверный результат по общим и местным признакам погоды, состоянию облаков, изменению ветра и т. п. Микроклимат большинства горных районов хорошо изучен, есть посты КСП и метеостанции, на которых можно получить информацию. Надо отметить, что непогода в горах обычно приходит на новолуние (видимо, как следствие приливных явлений в атмосфере). Так что во многих случаях непогоду можно спрогнозировать и тактически обойти ее «острую грань». Конечно, в этих областях требуются и знания и практический опыт.
И если уж случится в горах, на большой высоте (выше 4500) столкнуться с суровой непогодой, лучше не искушать судьбу и приспуститься, переждать. Тактическое «лекарство» от непогоды в горах простое: быстрый сброс высоты, отступление, если надо, бегство. Внизу аккуратно укрыться и согреться. Обычно сбросить высоту можно очень быстро, была бы только видимость, куда идешь на спуск. Технически снаряжение в рюкзаке должно быть хорошо защищено от намокания. Надо иметь хорошую накидку от дождя и куртку для переходов, тент для палатки. Жилище оборудовать очень тщательно, следить за вентилируемостью, обогревом, за состоянием одежды. Тактически в горах можно и нужно «поиграть» с непогодой, но делать это надо на небольшой высоте (на подходах) и не слишком долго. Надо вовремя остановиться. Дни непогоды лучше всего использовать как полудневки, искать просветы для сборов и переходов.
Можно заметить, что известны случаи тактического использования «холодовой усталости» в военных целях. Так, во время Великой Отечественной войны партизанский отряд Ковпака и Руднева, ведя бой с крупным подразделением карателей, выманил его на открытое продуваемое ветром пространство и длительно удерживал его, блокируя огнем на лютом морозе. Каратели имели летне-осеннюю форму одежды, а партизаны были одеты по-зимнему, временами отогревались у костров и принимали горячую пищу. Подразделение карателей было заморожено живьем. Война есть война, она велась и такими методами (этот случай показан в фильме «Дума о Ковпаке»).
С болью я вспоминаю и Сережу Худяева. Он был старшим инструктором туриады и за аварию группы Левина понес относительно небольшое наказание (в виде запрещения руководством туристских групп на 2 года). Мне тоже кажется, что на нем не было какой-то «особой» вины за случившееся. Но сейчас, задним числом, очень бы «хотелось», чтобы он понес большее наказание. Может быть, тогда он не пошел бы на Эльбрус в следующем, 1991 году, и не погиб на его склонах вместе со Славой Распоповым. Последний тоже руководил одной из групп туриады и был свидетелем аварии Левина. Печать злого рока! Они тоже где-то недооценили степень риска, сорвались и разбились на крутом снежно-ледовом склоне. Но это уже другая история, другая авария.
Я сохраню в памяти светлые образы своих товарищей. Сейчас нет никакого смысла говорить об их вине за случившееся. Оценка «вины» не общечеловеческая, а скорее судебная и служит лишь для определения наказания. Конечно, они не заслужили своими действиями того наказания, которое на них обрушилось. Нам, живым, своей гибелью они завещают не повторять ошибок. Каких? Может быть, мы поняли.
Еще несколько фактов, – на некоторых из них строились «версии» совершенно необоснованные, порой совсем фантастические.
Была разбита их рация. Неясно, было ли это результатом осознаных или неосознанных действий.
Пропала часть снаряжения, причем в основном наиболее редкие и дорогие вещи. Так, у Фарбштейна (я наиболее близко общался с его родными) пропал импортный зажим и регулируемые лыжные палки. Две пары таких палок я сам изготовил для них, причем пара Левина также пропала. Такие габаритные вещи трудно потерять в снегу. Может быть, снаряжение взяли и по каким-то причинам не вернули спасатели? Не хочется никого обвинять, но хочется сказать: такие факты усиливают боль близких погибших, т. к. рождают подозрение, что спасатели занимались не спасением, а сбором «барахлишка», мародерством (эти факты я опустил по причинам, изложенным в первых строчках статьи).
В группе Левина было 52 ледобурных крюка! Зачем столько? Этот факт породил фантастические версии об их «грандиозных планах» штурма и о неких «спасработах», якобы скрытых от руководства туриады! Мне понятно: тогда ледобуры были своеобразной «валютой», на которую обменивали снаряжение у иностранцев. Так, за пару ботинок отдавали 12–15 ледобуров (иностранцы делали на титане свой бизнес: наши ледобуры были легче и лучше иностранных, а титан за границей покупали на лом ювелиры за приличные деньги).
В пещере была обнаружена лужа крови. Было ли это как-то связано с раной на лице Булдакова, или кого-то от отравления вырвало с кровью, или еще что-то, так и осталось загадкой. Скорее это– следствие, а не причина аварии.
В желудке одного из погибших судебные медики обнаружили волосы другого (по словам Ольги Крупенчук). Как они туда попали? Это неизвестно.
Совсем недалеко от группы Левина, немного выше Приюта 11-ти стояла группа туристов-новичков, с самыми обычными «серебрянками». Они основательно померзли, но переждали непогоду без серьезных травм и отморожений. Почему? Это казалось странным всей туриаде. Я объясняю это другой суммой слагаемых факторов: у них по-другому вентилировалось жилище, они, возможно, уже лучше акклиматизировались, меньше намокли. Здесь все неоднозначно!
По словам Одинцова, у входа в пещеру лежал мертвый Воронин, сжимающий в руках лыжу, которой он пытался откопать вход. Сразу возникает вопрос: откуда лыжа? У них не было никаких лыж! Все просто: горные лыжи принесли японцы.
Факты понятные и непонятные. Мне все-таки кажется, что большинство непонятных фактов, так или иначе, укладываются в версию о не «вполне вменяемом» или просто невменяемом характере действий участников в момент развязки этой трагедии. Важно понимание не этих действий, а причин, которые привели их к такому состоянию.

Пик Ленина

Есть и горькое соображение по поводу аварии женской команды на пике Ленина. Подобных аварий с «чисто» мужскими командами случилось немало (сразу вспоминаются аварии на Нанга-Парбат, авария 1955 г. на пике Победы). И одну из главных причин я вижу в недооценке опасности переохлаждения на высоте. Здесь много говорят о «акклиматизации», «адаптации» к высоте, о «нарушении адаптационных механизмов», о повышении «реальной» высоты из-за падения атмосферного давления и т. п. Все это так, конечно, но. Но за этим есть недопонимание того, что волна холодной непогоды – это такое же воздействие «высоких энергий» на человеческий организм, как камнепад или лавина. От нее может не спасти никакая акклиматизация и никакое снаряжение. Она способна вывести из строя любое снаряжение. А человека травмирует сначала путем нарушения физиологических функций. Из-за этого нарушается поведение, и даже самые подготовленные люди теряют способность к сопротивлению.
Конечно, гибель женской команды морально воспринимается особенно тяжело, но надо понимать, что произошла она не оттого, что команда была «женской». Это проблема общая, проблема выживания в условиях непогоды, низких температур, ураганного ветра и большой высоты.
А отношение мужчин к женщинам, вполне естественное и понятное, тоже может быть и источником ошибок. Ну не смог старик Абалаков приказать Эльвире Шатаевой (руководительнице команды альпинисток па пике Ленина) спуститься вниз так же жестко, как руководителю-мужчине. Приказать ей, руководителю уникальной женской команды, которой еще не было нигде в мире. В этом не было его вины, и не было в этом главной причины аварии. Но это, к сожалению, было звеном в аварийной цепочке... Кстати, и с В.М.Абалаковым произошло «нечто подобное» в 1937 году, когда на спуске с Хан-Тенгри группа попала в непогоду, сильно обморозилась и чуть не погибла. Но! Поверил Абалаков Шатаевой, посчитал, что она сумеет найти правильное решение и проявит осторожность. А она недооценила опасность непогоды. Ну, «семь на семь», – семь дней на высоте семь тысяч, – могли сломать и самую сильную мужскую команду.
А что касается «экстремальности», то она всегда будет иметь место. Вопрос только, на каком уровне. Конечно же, уровень этот всегда будет разным для мужчин и женщин. Он должен быть немного разным даже при восхождениях их смешанных групп.
Думаю, надо понимать: ограничения и запрещения со стороны мужчин, – это не «джентльменские» действия, это «выкручивание рук». Я полагаю, поступать так по отношению к нашим женщинам не следует. Женщины сами определят, что им нужно.

Е.В.Буянов, 19.02.2003, в преддверии мужских и женских праздников.

Тайна исчезновения группы Клочкова

Незаконченная история одной памирской трагедии
7 августа 1989 года они не вышли в контрольный срок, и сигналы тревоги пошли от ленинграддской контрольно-спасательной службы (КСС) по телефонам спасателей между Ленинградом и Душанбе и дальше между Джиргиталем и Ляхшем. Облеты района на вертолетах начались уже 8-го августа, а 13 августа первые поисковые группы достигли ущелий Муксу и Суграна. В поисках принимало участие 54 человека. Район поиска – квадрат гор Центрального Памира со стороной около 15 км (примерно 200 кв. км), изорванный скалистыми гребнями высотой до 6000 м, глубокими ущельями и каньонами, обрывами морен и ступенями ледопадов!

Случаев бесследного исчезновения туристических групп не так много. Конечно, люди попадали под лавины, осыпи и бураны, но почти всегда оставался в живых хоть кто-то, и открывал другим картину произошедшей трагедии. Одним из самых ярких случаев является гибель группы Клочкова на Памире в 1989 году.

Далее привожу фрагменты из статьи Е.Буянова, долгое время занимавшегося историей этой трагедии:

7 августа 1989 года они не вышли в контрольный срок и сигналы тревоги начали расходится от ленинградской контрольно-спасательной службы (КСС) по телефонам спасателей между Ленинградом и Душанбе и дальше между Джиргиталем и Ляхшем.

Облеты района на вертолетах начались уже 8-го августа, а 13 августа первые поисковые группы достигли ущелий Муксу и Суграна.В поисках принимало участие 54 человека.

Район поиска - квадрат гор Центрального Памира со стороной около 15 км (примерно 200 кв.км), изорванный скалистыми гребнями высотой до 6000 м, глубокими ущельями и каньонами, обрывами морен и ступенями ледопадов...

В пропавшей группе было 6 участников: Петр Клочков (руководитель), Ирина Лебедева, Евгений Вол, Леонид Локшин и супруги Хрустовские - Ольга и Ростислав.

Для сложной горной "пятерки" состав этот был минимальным (меньшее количество участников запрещено), причем в последний момент, перед выездом в горы, один из участников группы отказался от похода и руководитель без разрешения КСС уговорил пойти в поход Женю Вола, самого молодого участника группы (19 лет). Женя не имел необходимого походного опыта: до этого он участвовал только в "двойке".

Остальные участники в возрасте около 24 лет были уже достаточно опытными туристами, но в поход по Памиру и на такие высоты шли в первый раз.

Поиски велись до 9 сентября. Путеводной нитью спасателей были копия маршрутной книжки и показания участника, не ушедшего в поход. Ориентированные на начало первой и второй половины маршрута пропавшей группы, спасатели быстро установили, что группа "потерялась" на первом участке. Небольшие группы, снабженные радиосвязью, и перебрасываемые на вертолетах, обследовали ущелья Суграна, Шагазы, Вера, Бырс, Хадырша, Шапак, ШиниБини. Активно проводились облеты, просмотры и фотографирование всех участков маршрута, на которых могла произойти авария.

Выход группы Клочкова на активную часть маршрута начался во второй половине дня 14 июля, когда она достигла высокогорного поселка Мук в ущелье реки Муксу. Взяв часть продуктов и горючего на вторую половину похода, туристы сделали радиальный выход к леднику Шагазы. Заброска была оставлена примерно в двух километрах ниже "языка" ледника. Она была обнаружена поисковой группой Королева 15 августа, уже на третий день поиска. Ее однозначно идентифицировали по упаковкам и нескольким предметам одежды и снаряжения. При обнаружении заброски круг поиска замкнулся упомянутым квадратом Памира: стало ясно, что, во-первых, группа "потерялась" на первой половине маршрута и, во-вторых, что, если с группой произошла авария, то с момента этой аварии прошло уже около 20 суток и... никаких вестей! Вероятность спасения уменьшилась...

Совершив небольшой подъем по отрогу, разделяющему ущелья Бырс и Хадырша, группа Клочкова должна была перейти на боковой отрог, разделяющий ущелья Иргай и Хадырша и пройти около километра по этому гребню, оставляя слева крутой обрыв в долину Иргая и мощные ледосбросы над верховьем ледника Тамаша - левой, боковой ветви ледника Хадырша. Затем склон позволяет относительно безопасно спуститься вправо, на пологую часть ледника Тамаша и двигаться вдоль его левого края. На этом участке группа Курицина обнаружила засыпанные снегом следы, которые потерялись перед выходом на бесснежную часть ледника. Скорее всего это были следы группы Клочкова: как явствовало из ее записки на перевале Рыжий, предыдущая группа проходила перевал год назад. Конечно, в течение десяти дней перевал могла пройти еще одна группа, оставить следы на леднике, не снять и не оставлять записку, но такое стечение обстоятельств слишком маловероятно. Перевал труднодоступен, относительно малоизвестен, посещается достаточно редко, да и найти эту группу не удалось. Дальнейший спуск по леднику Тамаша имел два технических участка, на которых могла произойти авария. Но по отзыву руководителей всех поисковых групп. обследовавших ледник Тамаша, масштабной аварии с "накрытием" группы из шести человек здесь произойти не могло. Такая авария могла произойти только в самом верховье ледника Тамаша выше обнаруженных следов. Туда, под мощные ледосбросы, группе идущей на спуск, подниматься было незачем. Авария произошла не здесь. Вряд ли группа спустилась с ледника Тамаша в тот же день. Скорее всего она закончила спуск 19-го июля и в тот же день постаралась подойти по леднику Хадырша, обогнув отрог у правого края ледника Тамаша. Начать подъем на перевал Хадырша 19-го, безусловно, не удалось: штурмовать такой сложный перевал на исходе дня - совершенно безнадежная затея. Группа могла только углубиться в ледопад на подходе к перевалу или сделать часть обхода ледопада. Подъем на перевал Хадырша был начат не ранее 20-го июля.

На следующем, весьма сложном участке у группы Клочкова не было запасного варианта: она должна была пройти перевал Хадырша по очень мощному и крутому снежно-ледовому ребру, преодолев по вертикали свыше 2000 м до высоты перевала 5300 м. Это ребро по перепаду высот и сложности чем-то напоминает ребро Бородкина (4000-6000 м, с ледника Вальтера на Памирское фирновое плато), хотя абсолютная высота его несколько меньше. Далее, высотным траверсом группа должна была подняться на пик Шапак (5967 м), спуститься на седловину перевала Восточный Бырс, перевалить через вершину 5622 м и сойти по гребню на перевал Шапак (5380 м). Затем - спуск по ущелью Шини-Бини с выходом в долину Суграна немного выше того места, откуда группа начала поход (ущелья Шини-Бини и Бырс - соседние правые притоки Суграна. Отсюда были заявлены два варианта пути: основной через перевалы Скалистый и ПКТ, либо запасной - с ледника Вера через перевал Шагазы (2Б, 4680 м). Оба пути приводили к заброске ниже ледника Шагазы. Спасатели активно искали следы группы в районе перевала Скалистый и на леднике Вера. По сообщению группы из Невинномысска с перевала ПКТ в самом конце июля была снята записка, датированная прошлым годом. Каких-либо признаков пребывания группы Клочкова найдено не было. На леднике Вера был обнаружен след крупного ледового обвала. Возникло подозрение, что группа могла попасть под него...

Можно предположить, что группа дошла до ледника Вера и пошла по запасному варианту (особенно в случае опоздания). Однако в этом случае она должна была оставить свои записки на высотном траверсе (три перевала и две вершины) и, вероятно, повстречать какую-либо группу в ущельях Шини-Бини и Сугрансу. Выяснилось, что в это время - с 21 по 23 июля по Шини-Бини поднимались группы Кирсиса (Рига) и Манерного (Томск). Группу Клочкова они не встречали. Группа спасателей во главе с Олегом Пановым одолела подъем на перевал Хадырша, но записки Клочкова не обнаружила: на перевале и на вершине 5622 были записки, датированные прошлым годом. По свидетельству других групп записки Клочкова не было ни на пике Шапак, ни на перевалах Восточный Бырс и Шапак. Быть может, наша информация и не была полной и какая-то группа сняла записку Клочкова с участка высотного траверса. Пока же напрашивается вывод: ГРУППА КЛОЧКОВА НЕ ВЫШЛА НА ПЕРЕВАЛ ХАДЫРША, т.е. авария произошла на подъеме к перевалу, либо еще раньше, на подходе. Зона поиска резко сужается.

Подход к перевалу Хадырша по леднику и моренам вначале несложный и безопасный. Но выход к подъемному ребру заперт мощным ледопадом с ледосбросом под ребром. Обход мощных разрывов возможен и слева и справа; обычно выходят справа, на уровне верхнего плато ледника Хадырша. Прохождение ледопада, особенно при не очень удачном выборе варианта и в плохую погоду может отнять сутки и более (по опыту спасателей, исследовавших ледопад). Возможность аварии? Но высота здесь относительно невелика (около 3500 м) и ветер не так опасен... Поэтому авария здесь могла произойти только вследствие достаточно мощного обвала ледопада или срыва всей группы в ледовую трещину. И то и другое возможно, но вероятность таких исходов представляется очень небольшой. В средней части ледопада есть крупный ледосброс с обвалами льда, но по этому участку ледопад обычно не проходят, это тактически нецелесообразно...

Следующий участок подъема на перевал Хадырша сложен и потенциально опасен, поскольку крут и местами, особенно в правой части, пролегает по лавинным желобам с нижней части ребра, куда группе предстояло выйти. Возможность аварии здесь в результате схода лавины, особенно в условиях жесткой непогоды, представляется весьма вероятной. Это могло случиться и при попытке выхода на ребро и при попытке отступления с ребра (например, из-за непогоды) и при неудачной установке бивака на пути схода лавины.

Период непогоды в тот момент был... Кроме того, в ночь с 19 на 20 июля и с 21 на 22 июля по данным института физики Земли имели место два несильных замлетрясенья (волна одного докатилась из Гиндукуша). На Памире такие землетрясенья не редкость, но здесь важно определенное время и сопутствующие обстоятельства. Даже несильное землетрясенье после снегопада может вызвать массовый сход лавин. Чуть позже, 24 июля в соседнем ущелье Бырс, на перевале Южный Бырс произошла авария: в результате схода снежной лавины-"доски" погиб участник одной из московских групп и для спасательных работ сюда немного позже подошла группа из Балашихи (Моск. область). Уже этот случай говорит о том, что снежная обстановка в районе была очень опасной.

После выхода на ребро лавинная опасность уменьшалась, но на верхнем участке ребра она вновь возрастала. Здесь группе, не прошедшей до конца процесс высотной акклиматизации, предстоял тяжелый подъем с троплением глубокого снега, включая свежевыпавший. Непогода и ветер здесь, на большой высоте, являются очень опасными. Как показывает печальный опыт целого ряда аварий (например, аварии женской команды альпинисток в 1974 году на пике Ленина), положение группы на большой высоте в условиях суровой непогоды является очень неустойчивым, критическим. Даже через пуховки ураганный ветер способен за 1-3 часа вызвать летальное переохлаждение организма, серьезно ослабленного гипоксией (кислородным голоданием из-за высоты). Полумокрая метель опаснее леденящей!... Не исключено, что пик непогоды застал группу уже на ребре и ее положение быстро стало критическим, поскольку опасно было и спускаться выше, и подниматься, и останавливаться. Отсутствие видимости в "белой мгле", пронизывающий ветер, хлещущий в лицо острыми иглами или мокрыми хлопьями, глубокий снег и быстрое истощение сил... В такой обстановке роковые ошибки начинают совершать даже самые опытные туристы, если опыт и осторожность не помогли им вовремя отступить. Иногда туристы не сразу осознают, в насколько опасной ситуации они находятся. Так было с группой Сергея Левина на Эльбрусе в мае 1990 года. Эта группа, достаточно сильная и опытная, готовилась к походу по Памиру с поиском группы Клочкова и частично по его маршруту. После анализа и тщательной проработки Левин, в частности, оценивал вторую часть маршрута Клочкова как "авантюру". Большая часть группы Левина вместе с руководителем погибла в жестокую непогоду. Об этой аварии - отдельный разговор, но какое-то внутреннее чувство заставляет провести эту аналогию. Оба случая одинаково трагичны, каждый из них по-своему загадочен и есть между ними какой-то общий злой рок: поисковая экспедиция 1990 года не смогла взойти на перевал Хадырша и пройти высотный траверс (заявленный Клочковым), в частности, из-за отсутствия сильной группы Левина...

Состав группы Клочкова по крайней мере ФИЗИЧЕСКИ не был сильным: две девушки и один молодой, не имеющий достаточного опыта участник. Тем не менее руководитель отважился на поход в самом высокогорном районе страны с фактическим включением участков первопрохождения на той категории трудности, которую участники группы еще не освоили, по крайней мере на памирских маршрутах. Участок траверса фактически был первопрохождением, а перевал Хадырша по старому классификатору оценивался как "3А со звездой" ("звезда" "подвешивается" либо за дополнительную сложность, либо за повышенную опасность) и "звезда" в новом классификаторе, вероятно, была снята напрасно. Явной тактической ошибкой было на 6-7 день похода начинать штурм шестикилометровой высоты: на памирских высотах это можно делать только на 10-11 день похода при нормальном физическом состоянии участников. Подспудно мог давить и промах с отсутствием запасного варианта для обхода перевала Хадырша: обход в условиях непогоды мог стать необходим. Был ли вариант обхода проработан, - остается загадкой. Ясно, что руководитель стремился пройти именно перевал Хадырша, тем более что участок траверса через две вершины был технической "изюминкой" похода, существенно увеличивающей спортивный вес маршрута в случае успеха.

Возможны, конечно, и такие причины аварии, которые не были логически связаны с перечисленными. Например, под группой мог оборваться карниз на гребне. Возможна и цепочка из аварий с отдельными участниками. Однако цельный анализ всех собранных обстоятельств и фактов показывает, что подобные исходы менее вероятны (в ходе анализа и поисков был проработан целый ряд версий случившегося и здесь приведены только главные версии и факты). Похоже, что в момент аварии группа не была разобщена, иначе ее следы было бы легче обнаружить.

Случай очень сложный, неординарный. "Накрыть" группу лавиной, обвалом или снегопадом могло очень "плотно" (слоем в несколько метров) из-за масштабности памирского рельефа. Примерно в то же самое время мы проводили поиски на Центральном Тянь-Шане, хребет Сарыджас. Там было точно известно, в какой лавинный конус упали два туриста, но найти их тела в результате долгих поисков так и не удалось. В последнем случае, как и в большинстве других, авария является следствием слагаемых цепочки: тактическая ошибка (ошибки; здесь было: выбор неизученного, нестандартного пути спуска) + техническая ошибка (ошибки; здесь было: отсутствие самостраховки у трех туристов на крутом склоне большой крутизны, в снежном кулуаре) + объективный фактор (нередко, случайные обстоятельства, действия, проявления природы; здесь была небольшая снежная лавина, сорвавшая двух туристов в кулуар). Иногда, правда, отдельные слагаемые отсутствуют. Например, чтобы попасть под лавину, надо оказаться на ее пути: тактическая ошибка и лавина должна сойти: объективный фактор. Подрезка склона: техническая ошибка, - добавляет третье слагаемое. Опыт, однако, подсказывает, что чем крупнее авария, тем сильнее проявляется эта логика, при увеличении масштаба аварии влияющих факторов оказывается больше и удельные веса слагаемых цепочки как-бы выравниваются. В случае с группой Клочкова первое и третье слагаемые просматриваются, но только их для такой крупной аварии еще мало. Возможно, группа была "затянута" в ситуационную ловушку, возникшую в результате указанных промахов (частично заложенных в плане похода), не слишком сильного состава группы, объективных факторов непогоды и тех тактических и технических ошибок уже на маршруте, о которых пока ничего неизвестно. Чем труднее ситуация и больше давление внешних обстоятельств, тем проще совершаются эти ошибки... Если вовремя не отступить, не спасут ни самые высокие чемпионские звания, ни самый большой походный опыт. Расплата в данном случае была роковой... Для нас катастрофа группы Клочкова должна стать еще одним уроком.

В предполагаемый период аварии (20-23 июля) в районе совершали путешествия несколько групп. Большая часть установленных нами групп совершала здесь походы чуть позже: в конце июля. Зафиксированы маршруты и получены данные от групп из Москвы (руководители: Цой, Костин, Деянов, Степков), Горького (Курицин), Минска (Москалев), Симферополя (Чесноков), Тулы (Макаров), Риги (Кирсис), Томска (Ждудько, Манернов), Днепропетровска (Куликов), Краснодара (Дубинин, Левченко). Нам известно о наличии нескольких групп, с которыми связаться не удалось: из Шевченко (Паршин), из Душанбе (Елентеев), из Омска (Новиков). От некоторых других групп была получена небольшая дополнительная информация (в основном о погодных условиях в районе, в различных ущельях). Может быть, кто-то сможет добавить, может кто-то встретил их на маршруте. Главное, точно неизвестно, какая погода была в ущелье Хадырша 19-23 июля (24-го в районе была ясная, солнечная погода, а затем опять переменно) и проходил ли кто в это время перевал Курай-Шапак. Может быть, кто-то обнаружит вторую заброску группы Клочкова на Сугрансу (в районе "языка" ледника Бырс): карамель Студенческая, сухари мелкие в чулках и кальке с перевязкой зеленой ниткой, крупы в чулках, часть продуктов в черных геологических мешочках с завязками, супы в пакетах (свекольники, мясной, московский, суп-пюре картофельный), перевязанные синей или прозрачной изолентой крестнакрест, масло в отечественных банках из-под растворимого кофе, шоколад "Особый", стеклянные баночки с домашней приправой, блестящие пакеты от "Шрота" (сублимированное мясо). Группа имела две палатки: каркасную юрту и двускатную "памирку". Рюкзаки и одежда капроновые, яркие.

Пока все причины этой тяжелой аварии не видны из-за малого количества собранной информации. Достаточно ясным мне кажется то, что Клочков спланировал маршрут, который был явно не по силам его группе. А график маршрута не соответствовал особенностям памирского рельефа, он был слишком напряженным… Техническая и физическая сложность участка подъема на перевал Хадырша вместе с недостаточной акклиматизацией участников группы и с периодом суровой непогоды сложились в аварийную цепочку. Могли сказаться какие-то неожиданные проявления стихии, например, удар локального землетрясенья. Что с ними случилось, - лавина, замерзание, групповой срыв, или что-то иное, пока можно только гадать...

В ночь с 1-го на 2-е февраля 1959 года на склонах горы Отортен на Северном Урале произошла трагедия: при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов под руководством Игоря Дятлова. С момента гибели группы прошло уже более 50 лет, но причина, по которой погибли туристы, среди которых были довольно опытные люди, неизвестна до сих пор. На этот сет выдвигались самые разнообразные предположения. Мы решили рассказать о десяти тайнах, связанных с гибелью туристической группы Дятлова.

Загадочные названия

Группа студентов Уральского политехнического института во главе с опытным руководителем Игорем Дятловым отправилась в поход по Северному Уралу. Почему туристы направились к вершине Отортен? Возможно, их влекла ее таинственность, следовавшая из рассказов охотников, и даже само название. Согласно некоторым предположениям, оно означает «не ходи туда».

Дятлов оказался в невыгодных условиях ночевки и принял решение разбить палатку на склоне «1079» с тем, чтобы утром следующего дня, не теряя высоты, пройти к горе Отортен, до которой по прямой оставалось 10 км. На последнюю ночевку студенты расположились у подножия горы Холотчахль (в переводе означает «гора мертвецов»). По вогульской легенде, название дали задолго до гибели группы Дятлова, из-за погибшей здесь группы манси, в которой также было 9 человек.

Внезапно покинутая палатка

Расположение и наличие предметов в палатке (почти вся обувь, вся верхняя одежда, личные вещи и дневники) свидетельствовали о том, что палатка была оставлена внезапно и одновременно всеми туристами. Причем, как установлено последующем криминалистической экспертизой, подветренная сторона палатки, куда туристы располагались головами, оказалась разрезана изнутри в двух местах, на участках, обеспечивающих свободный выход человека через эти разрезы.

Ниже палатки на протяжении до 500 метров на снегу сохранились следы людей, идущих от палатки в долину и в лес... Осмотр следов показал, что некоторые из них оставлены почти босой ногой (например, в одном хб носке), другие имели типичное отображение валенка, ноги, обутой в мягкий носок и т.п. Дорожки следов располагались близко одна к другой, сходились и вновь расходились недалеко одна от другой. Ближе к границе леса следы оказались занесены снегом. Ни в палатке, ни вблизи нее не было обнаружено следов борьбы или присутствия других людей.

Палатка группы. Фото спасателя Вадима Брусницына 26 или 28 февраля 1959 г. Слева - поисковик Юрий Коптёлов.

Загадочные обстоятельства смерти

В 1,5 км от палатки, в долине реки, у старого кедра, туристы после бегства из палатки развели костер и здесь стали погибать, один за одним. Один человек вышел разутым, в шерстяных носках. Затем этот след необутых ног прослеживается вниз, в долину. Были все основания построить версию, что именно этот человек подал сигнал тревоги, и у него самого уже не осталось времени обуться. Значит, была какая-то страшная сила, которая испугала не только его, но и всех других. Что-то заставило их срочно покинуть палатку и искать убежище внизу, в тайге.

26 февраля 1959 года внизу, у кромки тайги, были обнаружены остатки небольшого костра и здесь же нашли тела раздетых до нижнего белья туристов Дорошенко и Кривонищенко. Затем в направлении палатки обнаружено тело Игоря Дятлова, невдалеке от него еще двое - Слободин и Колмогорова. Последние трое были наиболее сильными и волевыми личностями, они ползли от костра к палатке за одеждой - это совершенно очевидно по их позам. Последующее вскрытие показало, что эти трое мужественных людей погибли от переохлаждения - они замерзли, хотя и были одеты лучше других. Уже в мае, около костра, под пятиметровым слоем снега специалисты обнаружили погибших Дубинину, Золотарева, Тибо-Бриньоля и Колеватова. При внешнем осмотре и на их телах не было повреждений.

Труп Игоря Дятлова

Необъяснимые травмы

При вскрытии трупов обнаружились удивительные факты. Дубинина, Тибо-Бриньоль и Золотарев имели обширные, несовместимые с жизнью телесные внутренние повреждения. У Людмилы Дубининой было сломано десять ребер, один обломок ребра проник в сердце. У Золотарева было сломано шесть ребер. Такие повреждения обычно бывают, когда на человека действует направленная большая сила, например автомобиль на большой скорости. Но таких повреждений нельзя получить от падения с высоты собственного роста. В окрестностях горы были занесенные снегом валуны и камни разной конфигурации, но они не находились на пути туристов , и камни эти, естественно, никто не бросал.

Наружных кровоподтеков также нет. Следовательно, была направленная сила, которая избирательно действовала на отдельных людей. Характер повреждений всех членов группы Дятлова, позволяет полагать, что эти травмы получены от воздействия чрезвычайно мощной воздушной взрывной волны. Ведь в момент воздействия силы, причинившей увечья, все члены группы Дятлова находились в разных местах, на довольно значительном расстоянии друг от друга.
Необычный цвет кожи погибших

На открытых участках кожи лица, шеи и кистей рук людей из группы Дятлова образовался «солнечный ожог-загар» озадачивший многих исследователей.

Этот эффект может быть объяснен если допустить, что трагедия связана с падением метеорита. Согласно теории электроразрядного взрыва Александра Невского, в момент образования столпа электроразрядного взрыва возникает мощное ультрафиолетовое, инфракрасное, рентгеновское и нейтронное излучение. Палатка группы Дятлова оказалась совсем рядом с эпицентром взрыва, вследствие чего люди подверглись более сильному воздействию электроразрядного взрыва, о чем свидетельствуют ожоги лица, шеи и кистей рук, а также тяжелейшие травмы, возможно полученные от воздействия взрывной волны.

Взрыв метана

По другой версии, причиной трагедии мог стать взрыв метана. Метан образуется при биологических процессах в болотах (анаэробное брожение). Так как процессы в глубине болота прекращаются значительно позднее, чем на поверхности, то вполне вероятно накопление метана под слоем льда или плотного снега. Костер разрушил прикрывавшую воздушно-метановую смесь шапку и спровоцировал взрыв этой смеси. Можно смоделировать этот эффект, бросив в костер на две трети или на три четверти израсходованную зажигалку, а затем представить себе многократно более сильный взрыв. Эта версия объясняет и опаленные ветки.

Юрий Юдин, единственный оставшийся в живых, обнимается на прощание с Людмилой Дубининой. Сзади - Игорь Дятлов, справа - Николай Тибо-Бриньоль. 28 января 1959, посёлок 2-го Северного рудника

Погасший костер

Исследователи задаются вопросом почему погас костер? Скорее всего, он погас не от недостатка топлива, а от того, что люди, бывшие у костра, не видели, что надо делать или были ослеплены. В нескольких метрах от костра находилось сухое дерево, а под ним валежник, который не был использован. При наличии костра не использовать готовое топливо - более чем странно. Запасенное топливо осталось целым.

Следователи отмечали наличие на одиночно стоящих деревьях следы ожогов. Для того чтобы стволы получили термические ожоги, температура на их поверхности должна была быть около 500 градусов. Температура столба электроразрядного взрыва составляет не менее 1500-2000 градусов. От яркой вспышки взрыва некоторые из участников группы Дятлова могли получить световые ожоги глаз. Таким образом, погасший костер скорее подтверждает версию электроразрядного взрыва, который привел к угасанию костра и к ожогам деревьев.

Секретные испытания

Интересно также то, что бывший прокурор Евгений Окишев говорит про случай, когда один из военных наблюдал какие-то вспышки в стороне, где случилась трагедия.

По рассказу бывшего прокурора, областная прокуратура обратилась в генеральную прокуратуру с просьбой установить, не проводились ли в месте гибели туристов какие-либо испытания. После этого на место приехал заместитель генерального прокурора и забрал дело. Он дал указание областной прокуратуре, чтобы они объясняли трагедию группы Дятлова несчастным случаем. По мнению некоторых наблюдателей, высокопоставленному сотруднику прокуратуры было известно то, что не было известно местным прокурорам. Возможно, он знал о секретных военных испытаниях, проводившихся в этом районе.

Группа ставит палатку на склоне Холатчахль. Среди обнародованных фотографий эта считается одной из последних, сделанных 1 февраля 1959 года. По мнению следствия она была сделана около пяти часов дня

Северное сияние

Некоторые исследователи полагают, что гибель туристов могла быть вызвана северным сиянием. Известно, что когда возникает полярное сияние, некоторые люди впадают в странное состояние. Они полностью отрешаются от окружающего мира, возбужденно разговаривают с невидимым собеседником, раскачиваются в такт воображаемой музыке. Часто они движутся, как лунатики, уходят из дома в тундру.

После этого люди смутно вспоминают, что слышали сказочной красоты звуки и повиновались Полярной звезде, зовущей в истинное местообитание - древнюю землю предков. Феномен так и назвали - «Зов предков».

Ученые объясняют этот эффект низкочастотными электромагнитными волнами, воспроизводимыми полярным сиянием.

Кроме того, такое природное явление, как полярное сияние, сопровождается инфразвуком. Он неразличим на слух, но биологически активен. Под его воздействием люди испытывают непонятный страх, и даже ужас, в панике начинают вести себя совершенно неразумным образом и в конце концов покидают корабль. Возможно, что-то подобное происходило с туристами на Северном Урале в 1959 году.

18 февраля 1959 года в газете «Тагильский рабочий» появилась заметка, озаглавленная «Необычное небесное явление». В ней рассказывалось о светящемся шаре, который появился в районе гибели группы Дятлова: «В 6 часов 55 минут местного времени вчера на востоке-юго-востоке на высоте 20 градусов от горизонта появился светящийся шар размером с видимый диаметр луны. Шар продвигался в направлении восток-северо-восток. Наибольшая высота над горизонтом - 30 градусов - была достигнута примерно в 7 часов 05 минут. Продолжая движение, это необычное небесное явление слабело и размывалось. Думая, что оно каким-то образом связано со спутником, включили приемник, однако приема сигналов не было».

Через сорок лет после закрытия дела о группе Дятлова дал свои «показания» журналистам и бывший прокурор Иванов: «В мае 1959 года мы осматривали окрестности места происшествия и обнаружили, что некоторые молодые елки на границе леса как бы обожжены - эти следы не носили концентрической или иной формы, не было и эпицентра. Это подтверждали и направленность луча или сильной, но совершенно неизвестной, во всяком случае, нам энергии, действующей избирательно: снег не оплавлен, деревья не повреждены».

Эта информация навела многих на мысль о том, что экспедиция могла погибнуть из-за вмешательства необычных природных явлений (например, шаровой молнии) или даже инопланетян.