Персоны (5). Лётчики-космонавты ссср Демин лев степанович

БОРТИНЖЕНЕР

Виталий Михайлович Жолобов

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза полковник-инженер Виталий Михайлович Жолобов. Родился в 1937 году в селе Збурьевка Херсонской

области. Член КПСС. Совершил космический полет в 1976 году.

Готовился к старту космический корабль «Союз-21»... Читатель вправе спросить: а где же корабль с номером «20»? Он вышел на орбиту в конце 1975 года. То был беспилотный корабль, который продолжил работы в автономном автоматическом режиме с орбитальной станцией «Салют-4».

Тот, кому предстояло выполнять обязанности бортинженера на «Союзе-21», был неуловим. В учебном отделе на мой вопрос: «Где сейчас Виталий Жолобов?» - отвечали односложно: «На" тренировках», «Работает с документацией», «Консультируется с учеными», «Уехал в конструкторское бюро», «На тренажере»... И все-таки предстартовая встреча состоялась. Мы беседовали втроем: командир корабля Борис Вольтов, бортинженер Виталий Жолобов и я. На этой встрече я и обратился к Борису:

Расскажи о своем товарище, о функциях бортинженера, о его роли на борту корабля.

Космонавт ответил не сразу. Сосредоточенно думал, как бы подбирая нужные слова, потом сказал:

Бортинженер - это правая рука командира. Так обычно говорят. Это справедливо, но... Но не совсем полно. Экипаж - это единое целое. Именно целое, а не две половинки. У этого целого - одна голова, одни глаза, одни руки, одно задание. Одно на экипаж! И это очень важно: уметь видеть одними глазами, чувствовать одними нервами, думать одной головой...

Вот так он ответил на мой вопрос. Тогда я спросил еще:

Какая главная черта у Виталия Жолобова? Борис посмотрел на соседа:

Нет, я так не могу. Он зазнается, и как с ним потом работать? Это, конечно, шутка. Если бы мы не подходили друг другу, если бы были даже малейшие антипатии, мы вряд ли закончили бы успешно программу подготовки, которая требует от экипажа добрых человеческих отношений, взаимопонимания, знания до тонкостей друг друга. Виталий грамотный, хорошо подготовленный инженер, вдумчивый, хваткий... О его личных чертах более подробно расскажу после полета.

В ожидании, пока космонавт выполнит свое обещание, я решил сам рассказать о втором члене экипажа «Союз-21».

Три двора делили между собой сферу влияния на этой улице Баку: «каспаровский» - в нем жили семьи матросов и капитанов Каспийского пароходства; «военный» - здесь жили военнослужащие; дом «специалистов» - инженерно-технических работников. В каждом были слои заводилы, предводители мальчишеских ватаг, в каждом были свои «законы» и «уставы».

Но это была, как говорит он сам, «пора мальчишества», когда просто не знали, куда себя деть. Потом пришло серьезное увлечение волейболом. Посреди двора появилась площадка: столбы, подобие сетки. Строгий управдом гонял мальчишек, но спортивные страсти не утихали, каждый вечер три двора выясняли, кто же сильнейший в волейболе.

Управдом смирился. Более того, во дворе «каспаровцев» появилась настоящая площадка, расчерченная, ухоженная, но в самом неудобном для игры месте. «Официальную» - так ее называли - площадку упрямые мальчишки не признавали: что-то в ней было не то. Играли на старой. В ту пору Виталий и пристрастился к волейболу. Сначала в качестве зрителя - мальчишек 3 - 4 класса «большие» но принимали, потом - подавальщика улетевших в сторону мячей, потом на равных с «большими».

До четвертого класса он был примером в школе: в табеле пятерки по всем предметам, в конце учебного года похвальные грамоты приносил домой. Потом его словно подменили. Все чаще стал тройки хватать, однажды подрался на уроке математики. Учительница отобрала портфель и велела прийти с родителями. Он не пошел. Потихоньку утащил портфель, а дома ничего не сказал. Другой раз поспорил с учителем физики, да так, что дело дошло до педсовета. Наконец, крупный разговор с отцом.

Не надолго тебя хватило,- сказал Михаил Гаврилович после тяжелого молчания. - Не думал, что такой позор пережить придется. Не думал...

Виталий стоял, опустив голову. Уши горели. Лучше бы отец ругал его, чем вот так спокойно и с горечью говорил. Словно даже не ему, а себе. Отец продолжал:

Раз полез в гору, надо добираться доверху, такое мое слово. Еще раз споткнешься, пеняй на себя.

Сам Михаил Гаврилович пришел в порт десятилетним мальчишкой. Начинал поваренком на обшарпанном старом суденышке, плавал матросом, механиком, вышел в капитаны. Виталий провожал отца в море, встречал после возвращения. Л однажды танкер «Профинтерн» встречали в порту с оркестром и транспарантами. Судно первым в пароходстве выполнило плац перевозок. Был митинг.

Было награждение экипажа. После этих праздников отец пообещал мальчишкам, что возьмет их с собой в очередной рейс.

... «Профинтерн» шел курсом на Астрахань. С вечера море было спокойным. Отец стоял на мостике, недовольно поглядывал на темную полосу, которая с запада затягивала небо, о чем-то переговаривался со штурманом. К утру разыгрался шторм. Волны доходили до спардека, танкер, загруженный до предела, бросало, словно шлюпку. Гудел металл, скрипели переборки, гулко ударяла вода. Казалось, что судно не выдержит этих терзаний и переломится пополам.

Волна выбила стекла. В каюте было холодно и темно. По селектору доносились команды отца, слышался топот матросов. На «Профинтерне» сыграли штормовую тревогу...

Думалось, что после всего этого Виталий никогда не будет смотреть в сторону моря. Но все обернулось иначе. Схватка людей со стихией, мужество команды, ловкость и бесстрашие матросов оставили след в сердце мальчишки. Не просто память о пережитом, а неудержимое желание быть похожим на этих людей - сильных, стойких, веселых.

Весной 1954-го перед началом экзаменов на аттестат зрелости Виталий принес в военкомат заявление с просьбой направить его в военно-морское училище. Военный комиссар приподнялся из-за стола, оглядел вошедшего:

Рост какой?

Виталий оторопел. Он ожидал любой вопрос, но только не этот.

Сто пятьдесят пять,- ответил нерешительно.

Н-да,- сказал военком. Сказал как-то так, что Виталий не понял, хорошо это пли плохо. Потом так же неопределенно, не то в форме вопроса, но то утверждения, произнес: - Если не в моряки, то куда еще хотел бы пойти?..

Виталий взял назад свое заявление и молча вышел из кабинета.

В «каспаровском» дворе было непривычно тихо. Пустовала игровая площадка. Ветер трепал провисшую сетку. К одному из столбов привязали бельевую веревку. А в дальнем углу двора вчерашние волейболисты решали, куда идти после десятого класса. Одни выбирали институт по предположительному конкурсу, говорили, туда-де легче поступить. Виталия злили эти разговоры. Он нарочно выбрал институт и факультет, куда желающих поступить было очень много. Экзамены сдавал на одни пятерки, «из принципа».

Прошли годы. Позади учеба в институте, работа испытателем, приход в Звездный, тренировки и подготовка...

Когда объявили о старте Гагарина, я не мог осознать и почувствовать, что же произошло. Слушал радио, смотрел телевизор... Факт, как говорится, налицо, а поверить трудно. Сознанием трудно. Ведь за осознанием самого факта стояло все, что с ним связано, стояла сложнейшая научно-техническая проблема. И что странно - накануне еще можно было рассуждать о межпланетных перелетах, создании лабораторий на Луне, говорить о человеке и космосе. Но то была абстракция. А тут смотрю телепередачу из Москвы. Идет человек по ковровой дорожке. В шипели, с майорскими погонами.

Обычно идет, чуть торопится. Обычный, казалось бы, человек. А ведь он побывал в космосе. В кос-мо-се!

Подумать о себе: а я, дескать, смог бы? - таких и мыслей не было.

Тогда не было. А сейчас? - спрашиваю его.

Он молчит. О чем может думать человек перед стартом? Наверное, о многом. А быть может, и нет. И все-таки, если сопоставить прошлое и настоящее?

Сейчас?.. Теперь все воспринимается иначе. Гагаринская формула «полет - это работа» сама собой стала какой-то нормой в отношениях к космосу. - Он помолчал, потом взглянул на часы: - Ты спрашиваешь, как я отношусь к полету, а у меня в голове программа: «Надо не забыть сделать это, повторить то, этот переключатель справа вверху, а этот слева внизу, надо сделать закладку в бортжурнале, надо...» Словом, подход прагматический.

Он весь в этом, бортинженер «Союза-21».

Жарким июлем 1976 года встретил его Байконур. Суровым холодом встретил Б. Вольтова и В. Жолобова космос. Они стартовали 6-го. Спустя сутки космонавты перешли на борт орбитальной станции «Салют-5». В длительном полете выполнялась обширная научная программа, технологические эксперименты, исследования...

Время на орбите течет медленно,- сказал он после возвращения. - Еще медленнее оно течет на Земле, когда ждешь своего старта. Но я готов ждать... Главное - не обмануться в ожидании.

Писатель Константин Георгиевич Паустовский, размышляя о космических путешествиях, как-то заметил: «А знаете, больше всего человек все-таки будет интересоваться Землей. Земля для человека- самое главное. Мы о Земле не все знаем... И если, даже далеко и надолго человек полетит, вернувшись на Землю, он будет плакать от счастья». Я часто вспоминаю эти слова в дни возвращения космонавтов из полета. Но я знаю, что, любя свою родную планету, они очень любят и космос. Наверное, это особенность их профессии.

Елисеев Алексей Станиславович - бортинженер космических кораблей (КК) "Союз-4"-"Союз-5", "Союз-8", "Союз-10", лётчик-космонавт СССР N 15.

Родился 13 июля 1934 года в городе Жиздра Калужской области в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1967 года. В 1957 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. Работал в ОКБ-1 (конструкторское бюро, руководимое С.П. Королёвым), где принимал участие в создании образцов космической техники.

С 1966 года - в Отряде советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа "Союз", орбитальных станциях типа "Салют", а также для полёта на Луну.

Совершил 3 космических полёта в качестве бортинженера КК типа "Союз".

Первый - 15-17 января 1969 года на корабле "Союз-5" (командир КК - Волынов Борис Валентинович, инженер-исследователь - Хрунов Евгений Васильевич). Впервые в мире космонавты Елисеев А.С. и Хрунов Е.В. осуществили переход через открытый космос в корабль "Союз-4" (командир КК - Шаталов Владимир Александрович), на котором возвратились на Землю. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года за успешное выполнение задания и проявленные при этом мужество и героизм Алексею Станиславовичу Елисееву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 10716).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года Елисеев Алексей Станиславович награждён второй медалью "Золотая Звезда" за успешное осуществление полёта на КК "Союз-8", участвовавшем в групповом полете космических кораблей "Союз-6" и "Союз-7".

Третий полёт в космос А.С. Елисеев совершил 23-25 апреля 1971 года на корабле "Союз-10", совместно с командиром КК Шаталовым В.А. и инженером-исследователем Рукавишниковым Н.Н. Впервые в мире была осуществлена стыковка космического корабля и орбитальной станции "Салют", но предполагавшаяся 3-недельная работа на борту орбитальной станции не состоялась из-за возникших технических неисправностей...

По завершении космических полётов А.С. Елисеев в 1971 - 1975 годах работал в Центре управления полетом. С 1973 года - доктор технических наук. В 1975-1985 годах являлся заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения "Энергия". В 1985 - 1991 годах - ректор Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана. Кроме научной работы, активно занимался общественной работой. В 1986 - 1991 годах являлся заместителем Председателя Парламентской группы СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва. Народный депутат СССР (1989-1992 годы). В 1981-1991 годах - председатель Президиума советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество "Родина"). В 1991-1992 годах - председатель исполкома ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (ассоциация "Родина"). Член-корреспондент Международной академии астронавтики.

Награждён 3 орденами Ленина, иностранными орденами. Герой Социалистического труда Народной Республики Болгария, Герой Труда Германской Демократической Республики. Удостоен золотой медали имени Ю.А. Гагарина, золотой медали имени К.Э. Циолковского АН СССР, почётного диплома имени В.М. Комарова и медали де Лаво (FAI).

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Елисеева А.С. установлен на его родине - в городе Жиздра.

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Днепропетровск (Украина).

Сочинения:
Техника космических полётов. М., 1983;
"Жизнь - капля в море". - М.: Издат. дом "Авиация и космонавтика", 1998.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем

Источники
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975
Ребров М.Ф. Советские космонавты. - Изд. 2-е, доп.- М.,1983.
Романов А.П., Лебедев Л.А., Лукьянов Б.Б. Сыны голубой планеты. М.,1981

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1308

ЦИТАТЫ:
«Есть хобби, которое можно было бы заключить в кавычки, основываясь на том, что достаточно плотный был график подготовки. Вот это время я решил посвятить воспитанию своего сына.»
«Дай бог нам и всем ребятам, которые сейчас на борту, чтобы была работа, чтобы был аппетит.»
«Когда смотришь на Землю просто невооруженным глазом, практически ничего не видно. И это здорово. Земля по-прежнему еще та планета, на которой можно жить. Но, если берем объектив фотоаппарата, уже наблюдаем локальные негативные моменты: нефтяные пятна, например.»

ИНТЕРВЬЮ:

Слушать интервью

Минаев: Утреца всем добрейшего, друзья дорогие! На Ретро FM продолжает традиционная космическая неделя, посвященная грядущему дню космонавтики. У нас снова в студии гость. Гость космический, это герой России, космонавт Сергей Ревин. Доброе утро!

Ветрова: Здравствуйте!

Сергей: Доброе утро.

Дима: Ну и сразу вопрос…

Минаев и Ветрова: Подожди, подожди!

Минаев: Поздравляем вас с наступающим Днем космонавтики! Естественно, всего хорошего и всего космического!

Сергей: Спасибо!

Дима: Пока у вас за плечами только один полет, но зато какой! 125 суток, если не ошибаюсь. Когда следующий?

Сергей: Надеюсь, на лучшее. Пока что, ждем очереди. 2016-й год уже распланирован. Но, надеемся, может быть, на последующие годы.

Минаев: А вы в расслабленном состоянии ждете? Или не дают расслабиться?

Сергей: Напряженно, я бы даже сказал.

Минаев: Даже так?

Сергей: Это напряжение связано больше с функцией нашего космического отряда, мы работаем постоянно с ребятами, с молодежью. Постоянно в разъездах. Это традиция, которую заложил Алексей Юрьевич Гагарин. Поэтому мы следуем по его стопам. Сейчас я после полета защитил педагогическую диссертацию.

Минаев: Так вы еще и педагог теперь получается? Со званием.

Ветрова: А у вас бывает какой-нибудь отпуск нормальный, чтобы ничего не делать? Четыре недели, две недели хотя бы?

Сергей: Отпуск у нас большой, на самом деле. Но все равно что-то хочется делать.

Минаев: А хобби? Марки, может, коллекционируете? Рассматриваете их весь отпуск в течение месяца?

Ветрова: Саш, ну что ты по себе всех судишь?

Сергей: Есть хобби, которое можно было бы заключить в кавычки, основываясь на том, что достаточно плотный был график подготовки. И после полета было несколько плотненько. Вот это время я решил посвятить воспитанию своего сына.

Ветрова: А сколько ему?

Сергей: Ну, уже большой, 14.

Ветрова: Ого!

Сергей: Боюсь опоздать, поэтому усилил свое воздействие.

Дима: Курит?

Сергей: Нет, он спортсмен пока что.

Ветрова: Привет ему большой.

Минаев: Какой вид спорта?

Сергей: Теннис.

Минаев: Ну что ж, теннисисты зарабатывают неплохо. Побольше космонавтов, наверное!

Сергей: Мы пока тратим. Пока вкладываем.

Минаев: Правильно. Вы говорили, что ждали первого полета 16 лет. Скажите, если бы не случилось этого, насколько бы хватило вашего терпения? У вас какая-то планка была поставлена? Например, 20 лет – и все – ухожу в монастырь!

Сергей: Единственная планка – это здоровье.

Минаев: Получается, ждали бы тогда бесконечно.

Сергей: Пока бы не состарился, во всяком случае.

Минаев: Вы говорили, во время полета распорядок не такой плотный существует. Там обязательный пункт – это прием пищи. А если нет аппетита, все равно нужно через силу есть? Контролирует кто-то прием пищи на станции?

Сергей: Слава богу, что аппетит у меня был и есть до сих пор.

(смеются)

Минаев: И будет!

Сергей: Надеюсь! А он был, потому что была постоянная работа. Поэтому дай бог нам и всем ребятам, которые сейчас на борту, чтобы была работа, чтобы был аппетит.

Минаев: Ну, за этим кто-то следит: поел, не поел? Помылили тарелки?

Сергей: Командир!

Минаев: Командир?

Сергей: Да шучу! Командир не следит.

Ветрова: Слушайте, а во сколько на МКС начиналось ваше утро? И во сколько начинается здесь?

Сергей: Ну, примерно одинаково. В 6 или 7 часов подъем, завтрак – и пошла работа.

Ветрова: А как отличается земной и космический завтрак?

Сергей: Еду собираешь на Земле, опираясь на свои земные привычки.

Минаев: Вот вы 125 дней там находились. Вы составили меню на 125 дней? 125 разных завтраков у вас получилось?

Сергей: Периодическое повторение, скажем так. Конечно, по ходу можно компоновать и в космосе. Но основа все равно земная.

Ветрова: Мы знаем, что иногда в космосе резко меняется вкус, как у беременных. Хочется соленого, например.

Сергей: Я все-таки не был беременным, поэтому вкус у меня, видимо, как-то не изменился. Я предполагал, что меня может на что-то потянуть, но я эту готовку сделал. Черничное варенье.

Ветрова: На МКС вы проводили эксперименты, как мы знаем, какие-то исследования, связанные с полетом на Марс. В чем они заключаются, поясните.

Сергей: Я бы сказал, что это общее направление медицинское. Вся информация накапливается, а общая идея этих направлений – надо понять воздействие невесомости на человека. Тот же полет на Марс длится примерно восемь месяцев. Туда надо прилететь здоровым, работать на поверхности здоровым, оттуда улететь здоровым и прилететь на Землю тоже здоровым.

Ветрова: Вопрос возник. В космос летали разные животные. Почему котов в космос не берут?

Минаев: Метят!

Дима: Воняют!

Сергей: Они же сами по себе гуляют, а у нас коллектив должен быть сработанный.

Ветрова: Но, в принципе, это реально?

Минаев: Кого угодно можно запустить. Просто результат какой будет?

Ветрова: Ну, кот – это такое животное, которое стресс снимает.

Сергей: Это в земных условиях, а там…

Минаев: Неизвестно, кто кому стресс снимать будет.

Сергей: Хотя это теоретически, наверное, можно. Киску туристом. Или вместо туриста послать.

Минаев: Вместо свиньи кота подложить.

Сергей: Прямо в кресле – пусть кот летит. За деньги.

Минаев: Сергей, вы ведь какие-то проводили на борту эксперименты по заявкам школьников.

Сергей: Два эксперимента. Ребята сделали небольшую летающую тарелочку с двигателями. Было интересно ребятам изучить полет тарелки такой конструкции. Второй эксперимент – это поведение жидкости различной плотности в невесомости. Фотографировали, докладывали – ребятам это было интересно.

Минаев: Иностранцы косы не смотрят, что вы такими детскими забавами занимаетесь?

Сергей: Они сами иногда занимаются. В частности, были у них все время – когда еще шаттл летал –игрушки на резиночке.

Минаев: Наверное, для того, чтобы отмазываться, мол, эксперименты ставим.

Ветрова: Мы слышали ваше высказывание о космических туристах, что вы в принципе не против них, пусть летают, но сами по себе. Единственная проблема, что они занимают ваше место в очереди на полет в космос.

Сергей: На том этапе получалось, на мой взгляд, корректно. Сейчас более корректно этот бизнес организован. Главное, правильно организовать бизнес. Чтобы ребята, которые ждут свой полет, пять, десять лет не стояли в очереди…

Ветрова: …из-за этих туристов противных!

Сергей: Ну, не из-за них, из-за работы, которая может быть неправильно организована.

Ветрова: Туристы не занимаются ничем таким… Ну, скажем, они просто летят, смотрят, восхищаются, фотографируют? Или они все-таки…

Минаев: …руки суют куда-нибудь?

Сергей: Я знаю, что многие из них потом, конечно, пишут какие-то книги о своих впечатлениях. Издают их…

Минаев: И отбивают от полета, я так понимаю…

Сергей: В какой-то степени, да… У них своя фирма, естественно, презентация фирмы идет. Возможно, здесь какое-то взаимовыгодное сотрудничество.

Ветрова: А они какие-то технические моменты изучают? Ручки все эти, рычажки…

Сергей: Ну, туалет должны знать.

(смеются)

Минаев: А там тоже ручки и рычажки?

Сергей: И кнопочки.

Ветрова: С ними летит один профессионал-космонавт, так получается?

Сергей: Один или два.

Ветрова: То есть им ничего знать не нужно.

Сергей: Главное, чтобы ничего не нажали не по команде.

Дима: Сара Брайтман концерты будет шефские давать. Будете слушать, как она оттуда поет.

Сергей: Ну, посмотрим, я не знаю. Посмотрим. Дай бог, чтобы у нее получилось.

Минаев: У нас уже Кристина на проводе, она из Москвы дозвонилась.

Кристина: Сергей, здравствуйте!

Сергей: Добрый день!

Кристина: Ой, как приятно вас слышать! Вот мой вопрос, сколько космонавтов на борту МКС постоянно тренируется? На Земле вы посещаете тренажерный зал, может быть, бегаете по утрам? Соблюдаете ли диету?

Сергей: Конечно, мы живем как студенты, по расписанию. Почти каждый день в нашем дневном расписании есть физкультура – два часа. Мы приходим, бегаем, плаваем, качаем мышцы.

Ветрова: Сами по себе или с руководителем?

Минаев: Физрук-то есть?

Сергей: Так как мы взрослые люди, наша задача поддерживать форму. А некоторые приходят в тот момент, когда нужно сдать контрольные цифры, нормы.

Дима: Ну-ка, покажи нам, что ты тут набежал!

Минаев: То есть, что-то вроде ГТО.

Сергей: Надо определенное количество раз подтянуться.

Минаев: А сколько, кстати, космонавт должен подтягиваться?

Сергей: 15.

Минаев: Ух ты! Это больше, чем…

Ветрова: …чем может Саша!

(смеются)

Минаев: Больше, чем нормы ГТО. Я вообще не могу!

Дима: С диетой что?

Сергей: У нас летная столовая, все ребята в основном ходят в летную столовую. Там сейчас кормят уже совсем хорошо. То есть, обычная диета.

Минаев: Ну, а дома-то, вечерком, в расслабленном состоянии? Вы ночью, кстати, к холодильнику подбираетесь?

Дима: И на станции?

Минаев: Пока все спят.

Сергей: Нет, нет, нет. Я ночью плотно сплю – заснул и все.

Минаев: А на станции кто-нибудь по ночам ест?

Дима: Было такое?

Сергей: У нас на станции подушек нет, поэтому негде было прятать.

Минаев: Понятно! Втихаря никто там не тащил! А расскажите нам о намерениях нашего космического руководства. С МКС что будет? Что будет с развитием Луны?

Ветрова: Мы слышали, что орбиту МКС хотят перенести ближе к Луне.

Сергей: Сейчас таких точных проектов нет, насколько я знаю. Только теоретические мысли. Что касается МКС, то она будет на своей орбите, дай бог, еще подольше полетает. Скорее всего, будет принято все-таки решение о продлении нашего участия и после 2020-ого года. За это время, наверное, удастся сформулировать нашу космическую политику. Потому что концепцию развития космонавтики никак не могут принять. Рогозин же сказал не так давно, недели три назад поставил задачу, вернее, озвучил: обеспечить лидерство в космосе. Поэтому, я надеюсь, это лидерство в космосе будет обеспечено и за счет пилотируемой космонавтики тоже. Будем ждать. Может быть, в течение полугода все это обозначится.

Минаев: А если вам предложат на Луну переселиться? Там сделают базу с постоянным местом жительства. Выделят вам там эти самые 6 соток, домик, огородик, и скажут: «Сергей, нам надо, чтобы вы там жили».

Сергей: Если пробурят еще скважину…

Минаев: Там будут все системы жизнеобеспечения.

Сергей: С удовольствием. Вообще, покинуть Землю здорово. Ну, не навсегда, конечно.

Минаев: Ну, это рядом, можно будет летать на выходные.

Сергей: С Луны наша планета хорошо видна, красивая. Я бы с удовольствием слетал, поработал бы там.

Минаев: Только все-таки поработать?

Сергей: Ну, пожить, поисследовать. Если будет задача – вернуться.

Дима: А если не будет?

Сергей: Я думаю, что все-таки наше руководство гуманное…

Дима: Как в анекдоте, где на солнце ночью летали…

Минаев: Вы же серьезными экологическими проблемами занимаетесь. И на МКС тоже занимались этим вопросом. А какие проблемы, связанные с экологией, видны из космоса, если смотреть на Землю?

Сергей: Когда смотришь на Землю просто невооруженным глазом, практически ничего не видно. И это здорово. Земля по-прежнему еще та планета, на которой можно жить. Но, если берем объектив фотоаппарата, уже наблюдаем локальные негативные моменты: нефтяные пятна, например. Мы периодически смотрим за этим делом. Смотрим за ледниками и за многим другим. Я практически постоянно лазил за панелями на станции, смотрел, есть ли там грибки, плесень, какая-то влага. Я могу сказать, что ее нет. Экология в порядке. А снаружи, конечно, есть небольшие проблемы. Микро-микро трещинки, много побитых иллюминаторов снаружи.

Минаев: Вы говорите, иллюминаторы, какие-то мелки повреждения снаружи есть. А есть возможность техническая заменить иллюминатор, само стекло, в космосе?

Сергей: Насколько мне известно, нет таких работ. Пока идет наблюдение, я так думаю, это сильно мешает работе, наблюдению за Землей. Но больших проблем нет.

Минаев: Это хорошо, когда нет проблем.

Ветрова: Пусть их не будет никогда.

,

командир космического корабля «Восток-2»

03. НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич (5 сентября 1929 - 3 июля 2004) - ВикипедиЯ ,

командир космических кораблей «Восток-3» и «Союз-9»

04. ПОПОВИЧ Павел Романович (5 октября 1930 - 30 сентября 2009) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восток-4» и «Союз-14»

05. БЫКОВСКИЙ Валерий Федорович (род. 2 августа 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восток-5» и «Союз-22»

06. НИКОЛАЕВА-ТЕРЕШКОВА Валентина Владимировна (род. 6 марта 1937) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
первая в мире женщина-космонавт, командир космического корабля «Восток-6»

07. КОМАРОВ Владимир Михайлович (16 марта 1927 - 24 апреля 1967) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восход» и «Союз-1»

08. ФЕОКТИСТОВ Константин Петрович (7 февраля 1926 - 21 ноября 2009) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
научный сотрудник, член экипажа космического корабля «Восход»

09. ЕГОРОВ Борис Борисович (26 ноября 1937 - 12 сентября 1994) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
врач, член экипажа космического корабля «Восход»

10. БЕЛЯЕВ Павел Иванович (26 июня 1925 - 10 января 1970) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Восход-2»

11. ЛЕОНОВ Алексей Архипович (род. 30 мая 1934 года) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
первый человек, вышедший в открытый космос, второй пилот космического корабля «Восход-2» и командир космического корабля «Союз-19»

12. БЕРЕГОВОЙ Георгий Тимофеевич (15 апреля 1921 - 30 июня 1995) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй - за полёт в космос, командир космического корабля «Союз-3»

13. ШАТАЛОВ Владимир Александрович (род. 8 декабря 1927) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-4», «Союз-8» и «Союз-10»

14. ВОЛЫНОВ Борис Валентинович (род. 18 декабря 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-5» и «Союз-21»

15. ЕЛИСЕЕВ Алексей Станиславович (род. 13 июля 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-4», «Союз-5», «Союз-8» и «Союз-10»

16. ХРУНОВ Евгений Васильевич (10 сентября 1933 - 19 мая 2000) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
инженер-исследователь, член экипажа космических кораблей «Союз-4», «Союз-5»

17. ШОНИН Георгий Степанович (3 августа 1935 - 6 апреля 1997) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Союз-6»

18. КУБАСОВ Валерий Николаевич (7 января 1935 - 19 февраля 2014) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-6», «Союз-19» и командир космического корабля «Союз-36»

19. ФИЛИПЧЕНКО Анатолий Васильевич (род. 26 февраля 1928) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-7» и «Союз-16»

20. ВОЛКОВ Владислав Николаевич (23 ноября 1935 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-7» и «Союз-11»

21. ГОРБАТКО Виктор Васильевич (род. 3 декабря 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
инженер-исследователь на космическом корабле «Союз-7», командир космических кораблей «Союз-24» («Салют-5») и «Союз-37» («Салют-6»)

22. СЕВАСТЬЯНОВ Виталий Иванович (8 июля 1935 - 5 апреля 2010) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-9» и «Союз-18»

23. РУКАВИШНИКОВ Николай Николаевич (18 сентября 1932 - 19 октября 2002) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
инженер-испыпатель на космическом корабле «Союз-10», бортинженер космического корабля «Союз-16» и командир космического корабля «Союз-33»

24. ДОБРОВОЛЬСКИЙ Георгий Тимофеевич (1 июня 1928 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Союз-11»

25. ПАЦАЕВ Виктор Иванович (19 июня 1933 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
инженер-испыпатель на космическом корабле «Союз-11»

Советский космонавт №18. Таким он вошёл в историю. Наш земляк - Валерий Николаевич Кубасов. Дважды Герой Советского Союза. Лётчик-космонавт СССР. А с 2016 года - Почётный гражданин Владимирской области (посмертно). Валерий Николаевич Кубасов родился 7 января 1935 года в Вязниках. В семье Николая Ивановича и Татьяны Ивановны Кубасовых. Отец будущего покорителя космоса был военнослужащим. Валерий Кубасов с детства мечтал о небе.В Вязниках он учился в средней школе №2, которую окончил в 1952-ом году, с серебряной медалью. Затем - учёба в московском авиационном институте. Самолётостроительный факультет, выпуск 1958 года. С 1966-ого - по 1968-ой - аспирантура. При Центральном конструкторском бюро. Затем защита диссертации. Валерий Николаевич Кубасов получает степень кандидата технических наук. Кстати, сразу после окончания МАИ уроженец Вязников Кубасов по распределению был направлен в ОКБ-1 (позднее – Центральное конструкторское бюро). Валерий Кубасов прошел путь от инженера до инструктора-космонавта-испытателя - руководителя летно-испытательной службы. Занимался наш земляк проектированием пилотируемых космических кораблей.

Во многом поворотным для Валерия Кубасова стал 1966 год. Пять лет спустя после легендарного полёта Юрия Гагарина, 23 мая 1966-ого приказом начальника и главного конструктора Василия Мишина Валерий Кубасов был включен в первую группу космонавтов - испытателей предприятия. И работал Кубасов в отряде космонавтов без малого 30 лет. Вплоть до ноября 1993-его.

18 суток 17 часов 59 минут. Такова общая продолжительность космических полётов вязниковца Валерия Кубасова. А их в его жизни было три. Итак, полёт первый. Его Валерий Николаевич выполнил с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера корабля "Союз-6" вместе с Георгием Шониным. Это была программа первого в мире группового полета трех кораблей "Союз-6"/"Союз-7"/"Союз-8". Именно во время этого полета впервые в мире были проведены эксперименты по реализации сварочных работ в космосе. И провел их бортинженер Кубасов.
Его позывным был «Антей-2». А продолжительность полета составила четверо суток 22 часа 42 минуты 47 секунд.

Второй свой полёт к звездам Валерий Кубасов совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера корабля "Союз-19" вместе с Алексеем Леоновым. Напомним, Алексей Архипови ч- решением Законодательного Собрания Владимирской области – также стал почётным гражданином 33 региона. Кстати, напарник Валерия Николаевича – Алексей Леонов не раз говорил: «Спасибо владимирской земле. За Кубасова». Июльский полёт 1975-ого стал событием эпохальным. 15 июля, в 15.20 с космодрома "Байконур" запущен "Союз-19". С Леоновым и Кубасовым на борту... Спустя несколько часов в США отправляется к звездам корабль "Аполлон". И вот оно, первое в истории рукопожатие советских космонавтов и американских астронавтов на орбите. Стыковка на орбите кораблей разных стран выполнена впервые. Уже в новом тысячелетии, именно на владимирской земле участники тех событий повторили то самое легендарное рукопожатие. В 2005-ом экипажи встречали во Владимирской области. Вместе с Алексеем Леоновым, Томасом Стаффордом и Вэнсом Брандом Валерий Кубасов вспоминал тот полёт. И это архивные, уже уникальные кадры.

"Корабли состыковались. Примерно это было над Эльбой, над Европой".

В экспедиции Союз-Аполлон позывным Кубасова был «Союз-2». А продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунду. "Орион-1" Это уже позывной во время третьего полёта. С 26 мая по 3 июня 1980-ого. Кубасов стал командиром космического корабля «Союз-36» по программе советско-венгерской экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6». В 80-ом «космическим напарником» вязниковца стал представитель Венгерской народной республики, первый венгерский космонавт Берталан Фаркаш. Тот полёт длился 7 суток 20 часов 45 минут и 44 секунды. Космос любит точность.

Валерий Николаевич Кубасов никогда не прерывал связи с владимирской землей. А о Вязниках так и говорил: «этот город –всегда в моём сердце». Кроме того, Валерий Николаевич регулярно приезжал вместе с коллегами в Киржачский район, в Новосёлово. К месту гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. С космонавтом № 1 Юрием Гагариным он был хорошо знаком. И вот как расссказывал об этом в одном из интервью.

ВАЛЕРИЙ КУБАСОВ, ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА: "Мы с ним часто сидели на тренажере, отрабатывали различные режимы возвращения на землю, спуска с космической орбиты, и я видел, насколько он увлечен космонавтикой".

Валерий Кубасов - дважды Герой Советского Союза, лауреат множества самых высоких наград. В том числе ммедали "За заслуги в освоении космоса". Герой Венгерской республики. Почетный гражданин многих городов: от Нью-Йорка до Калининграда. И, конечно, Вязников, города детства. Как вспоминал сам Кубасов, в Вязники приезжал при первой же возможности. Старался не пропускать знаменитый всероссийский Фатьяновский праздник. Подчеркивая, песни "вязниковского соловья" - Алексея Фатьянова - тот же космос. Только чувств и эмоций.

ВАЛЕРИЙ КУБАСОВ, ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА: "Это мелодичные, задушевные песни, полные, глубокие.. Во всех смыслах, поэтому я их так люблю".

Скафандр Валерий Кубасова до сих пор хранится в экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника - в Золотых воротах. В разделе «Герои Советского Союза». Валерий Николаеви - автор нескольких книг. Одна из главных – «Прикосновение космоса». Даже после ухода на пенсию он вел активную работу и был мудрым наставником для нынешнего поколения покорителей космоса. Знаменитого земляка- Валерия Кубасова не стало 19 февраля 2014 года. Валерию Николаевичу было 79. Похоронен Дважды Герой Советского Союза на Троекуровском кладбище Москвы. Удивительно счастливый в профессии - счастливая звезда, не иначе, таким он был и в обычной жизни. Вместе с женой Людмилой Ивановной Валерий Николаевич воспитал дочь Екатерину и сына Дмитрия. Своим выдающимся земляком владимирцы гордились всегда. В памяти нескольких поколений и конечно же, всей страны Валерий Николаевич Кубасов останется человеком из той когорты покорителей звезд. Смелых, ярких, мужественных. Валерий Кубасов - СОВЕТСКИЙ КОСМОНАВТ № 18. Герой космоса родом из Вязников.