Основные этапы урока по фгос. Требования к уроку согласно фгос Занятие общеметодологической направленности

ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА

  1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
  2. проверка домашнего задания;
  3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
  4. постановка цели занятия перед учащимися;
  5. организация восприятия и осмысления новой информации;
  6. первичная проверка понимания;
  7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
  8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
  9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
  10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
  11. домашнее задание к следующему уроку;
  12. подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

· первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

· указание на то, что учащиеся должны запомнить;

· мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

· сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

· первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

· контроль результатов первичного запоминания;

· регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

· внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

· частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

· сообщение учащимся цели предстоящей работы;

· воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

· выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

· проверка выполнения работ;

· обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

· задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

· постановка цели урока;

· повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

· проведение проверочных упражнений;

· ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

· упражнения на их освоение;

· упражнения на их закрепление;

· тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

· упражнения на перенос в сходную ситуацию;

· упражнения творческого характера;

· итог урока;

· задание на дом.

Структура урока повторения:

· организация начала урока;

· постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

· проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

· подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

· задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

· организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

· постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

· изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

· подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

· определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

· организация начала урока (психологический настрой учащихся);

· сообщение темы урока и его задач;

· изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

· формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

· упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

· творческое применение знаний и умений;

· упражнение по отработке навыков;

· домашнее задание;

· итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

· организационный момент;

· вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

· выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

· проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

· формулирование выводов по изученному материалу;

· оценка результатов урока;

· подведение итогов;

· задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

· организация начала урока;

· проверка домашнего задания, постановка цели урока;

· подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

· изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

· закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

· обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

· подведение итогов и результатов урока;

· задание на дом;

· подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

· рассказ обзорного типа по всей теме;

· урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

· урок - практическая работа;

· урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

· заключительный опрос по теоретическому материалу;

· решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

· уроки теоретического разбора материала учителем;

· уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

· уроки-семинары;

· уроки-практикумы;

· уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

· урок-лекция по всей теме;

· уроки-решения ключевых задач;

· урок-консультация;

· урок-зачет.

Ч етыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий .

Правило 1. Правильная организация урока

    Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

    а) показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

    б) проявлением и тренировкой познавательной активности;

    в) показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

    Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

    Организация урока должна обязательно включать три этапа:
    - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
    - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
    -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
    Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия

    Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
    - левополушарные люди - при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

    стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
    - правополушарные люди - доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
    -
    равнополушарные люди - у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

    На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие;
    - кинестетическое восприятие.

    Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся

    Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

    При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

    Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока такова:

    5-25-я минута - 80%;

    25-35-я минута - 60-40%;

    35-40-я минута - 10%.

    Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление - возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

    Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере образования? Закон «Об образовании в Российской Федерации»

    Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является? «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и соответствующий сайт

    В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка? Международный пакт о гражданских правах

    Сторонами трудового договора в образовательной организации являются: руководитель образовательной организации и педагог

    Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования: дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее образование;

    Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;

    Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской Федерации на языке других народов? возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России;

    С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме? устав образовательной организации

    Что является предметом педагогики? образование как педагогический процесс; 4. развитие.

    Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим? ориентация на личность

    Какой компонент образовательного процесса является системообразующим целеполагание

    Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива? знание педагогом теории коллектива

    Ведущим в становлении человека как личности является: воспитание

    В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование? Я.А. Коменский

    Методы формирования сознания личности включают: соревнование

    Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного процесса? методическое пособие

    Что такое дидактика? теория обучения, образования и воспитания

    Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется: социализация

    В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися складываются отношения: субъект-объектные.

    Технология воспитания – это … система научно-обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;

    Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике? Деятельностный;

    Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся? технология сотрудничества и взаимообучения;

    Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является предметом: 1. совместной деятельности учителя и ученика2. учебной деятельности3. педагогической деятельности√4. все ответы верны

    Образовательная система – это… социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

    Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть: принципа личностно-ориентированного подхода

    Для волевого регулирования поведения и деят-ти необходимы действия: сознательные

    Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это: меланхолик

    По И.П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом: особенностей функционирования нервной системы

    Характеристикой психического развития во время стабильного периода считается… отсутствие нарушений в межличностных отношениях

    то особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. социальная ситуация развития

    Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными новообразованиями.... возраста. старшего школьного

    Ведущим видом деятельности подростка является: общение со сверстниками

    В теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский, рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным, а лишь то, что находится в зоне... . его ближайшего развития

    Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую концепцию проблемного обучения? Л.В. Занков

    Деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку учебная деятельность

    Средством невербального общения не является: речь

    Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений: компромисс

    Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это: эмпатия

    Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная … рефлексия

    Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий: основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования

    Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и объяснение педагогических явлений, называется: педагогической теорией

    Метод в педагогике – это... способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач

    Главной организационной формой обучения является: урок

    К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники: рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ

    Профессиональная компетентность педагога - это: знание, опыт и совокупность профессионально-личностных качеств, обеспечивающих эффективное решение вопросов обучения и воспитания

    Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания, определяется как: линейный способ построения содержания

    Приемы могут носить следующий характер: логический, организационный и технический

    Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные организационно-методические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как: дистанционное обучение

    Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к... 1. структуре основных образовательных програм2. условиям реализации основных образовательных программ3. результатам освоения основных образовательных программ√4. верны все вышеуказанные варианты

    Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как: средства обучения

    Проблемное обучение раскрывается через: . постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации

    Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом И.Ф. Гербартом

    Инновации в образовании – это: распространение новшеств в педагогической практике

    Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направл-ть мотивация

    Экспозиция; Развитие действия; Кульминация; Завязка; Развязка

Аттестационные тесты по основам педагогики и психологии

1 вариант

1. Приемы воспитания – это:

A) часть общего метода

B) форма организации воспитания

C) средство воспитания

D) воспитывающие ситуации

E) критерии оптимизации

2. Основной метод воспитания

A) убеждение

B) слово учителя

C) приучение

D) упражнение

E) пример

3. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется :

A) гимнастика

B) воспитание

C) беседа

D) тренировка

E) упражнение

4. Логика воспитания:

A) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ

B) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль

C) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, контроль, организация

D) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль

E) анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль

5. Критерием эффективности воспитания являются

A) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников

B) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями

C) формирование эстетического вкуса

D) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия

E) уровень профессиональной подготовки

6. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:

A) Низкий уровень знаний учащихся

B) Проблемная ситуация

C) Низкий уровень знаний учителя

D) Затруднения, возникшие в учебном процессе

E) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям

7. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии :

A) Л.В.Занкова

B) А.Г.Ривина

C) А.А. Амонашвили

D) Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

E) В.С.Библера, С.Ю.Курганова

8. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, - ес ть:

A) дискуссия

B) опрос

C) обсуждение

D) диалог

E) консультация

9. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип

A) Прочности

B) Научности

C) Систематичности и последовательности

D) Доступности

E) Наглядности

10. Путь достижения цели и задач обучения:

A) Форма обучения

B) Методика обучения

C) Метод обучения

D) Способ обучения

E) Принцип обучения

11 . Образовательные программы разрабатываются на основе :

A) концепций образования

B) программ развития образования

C) закона об образовании

D) учебников

E) образовательных стандартов

12. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельно сти:

A) Инновационное обучение

B) Педагогическая инноватика

C) Инновационная деятельность

D) Инновационное образование

E) Педагогическая инновация

13. Этапы, необходимые для подготовки урока:

A) прогнозирование, тренировка, упражнения

B) планирование, ход урока, рефлексия

C) диагностика, прогнозирование, планирование

D) диагностика, планирование, мастерство проведения

E) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума

14. Уровень притязаний характеризуется:

A) желаемым уровнем самооценки личности

B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему

C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий

D) свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением

E) уровнем трудности будущих действий

15. Компонент структуры личности

A) мышление

B) возраст

C) характер

D) память

E) пол

16. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

A) Педагогического менеджмента

B) Возрастной психологии

C) Педагогической психологии

D) Педагогики

E) Дидактики

17. Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность - это

A) влияние педагога

B) педагогическая ситуация

C) условие воспитания

D) договор

E) педагогическая значимость

18. Основная побудительная сила развития человека:

A) Генотип

B) Воспитание

C) Научение

D) Обучение

E) Врождённые качества

19. Раздел педагогической психологии:

A) психология младшего школьника

B) психология воспитания

C) психология подростка

D) психология развития

E) психология юноши

20. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:

A) Интеракция

B) Знание

C) Привычка

D) Умение

E) Навык

2 вариант

1. Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

A) культурологический подход

B) психологический подход

C) индивидуальный подход

D) комплексный подход

E) системный подход

2. Принцип параллельного воздействия в теории коллектива :

A) Сотрудничество семьи, школы, общественности

B) Взаимоотношения воспитателей и воспитанников

C) Влияние на воспитанника через коллектив

D) Влияние родителей и воспитателей на воспитанника

E) Влияние на волю, сознание и поведение воспитанника

3. Наказание:

A) Просьбы, стимулирование, добрые дела

B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования

C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

4. Воспитательный процесс – процесс:

A) взаимодействия

B) воздействия

C) рефлексии

D) обратного действия

E) действия

5. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:

A) знания, умения и навыки

B) индивидуальные особенности школьника

C) успеваемость

D) приспособление к условиям

E) поведение школьника

6. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответс твует……….. аспекту их анализа

A) Частнонаучному

B) Частно-описательному

C) Процессуально-описательному

D) Описательно-действенному

E) Научному

7. Этап закрепления знаний и формирования умений на уроке предполагает

A) Учебную рефлексию и оценку качества работы на уроке

B) Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам

C) Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся

D) Определение степени усвоения изученного учебного материала

E) Выработку умений и навыков применения знаний

8. Наглядные методы обучения условно можно разделить на две группы:

A) Иллюстрация и демонстрация

B) Беседа и демонстрация

C) Семинар и наблюдение

D) Словесные и наглядные

E) Дискуссия и видеометод

9. Тип познавательной деятельности служит основанием для классификации:

A) Индуктивных и дедуктивных

B) Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий метод

C) Объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемного изложения, частично-поисковых и исследовательских методов

D) Словесных, наглядных и практических методов

E) Организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля

10. Метод обучения:

A) Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме

B) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса

C) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения

D) Управление процессом перехода от теории к практике в процессе обучения

E) Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания

11. Последовательность этапов процесса усвоения:

A) приобретение знаний – запоминание – применения на практике

B) постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство

C) ощущение – восприятие – осознание

D) восприятие – осмысление – закрепление – применение

E) запоминание – понимание – осмысление – обобщение

12. Нововведение в педагогическую деятельность:

A) Педагогическая инноватика

B) Инновационная деятельность

C) Инновационное образование

D) Педагогическая инновация

E) Инновационное обучение

13. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

A) Педагогический мониторинг

B) Педагогическая диагностика

C) Педагогическая рефлексия

D) Педагогический менеджмент

E) Педагогический анализ

14. Стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других:

A) эгоизм

B) альтруизм

C) социолизация

D) деспотизм

E) центризм

15. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

A) совместимость

B) лидерство

C) адаптивность

D) пластичность

E) дезадаптация

16. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности :

A) вербальные

B) общие

C) специальные

D) невербальные

E) коммуникативные

17. Привлекательность учебного материала, вызывающая определенные чувства и способствующая успешности заучивания:

A) осмысленность знаний

B) важность усвоения

C) эмоциональные особенности

D) трудность выполнения

E) объем материала

18. Переход внешних предметных действий во внутренние умственные:

A) интериоризация

B) экстериоризация

C) валидность

D) активизация

E) сублимация

19. Особенности семейного воспитания, позиции в общности, атрибутов роли, статуса учреждения относятся к причинам затруднений педагогического общения:

A) статусно-позиционно-ролевым

B) индивидуально-психологическим

C) межличностно-социальным

D) этно-социокультурным

E) возрастно-индивидуальным

20. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:

A) мотивационный

B) материализованный

C) контрольный

D) внешнеречевой

E) ориентировочный

Учебное занятие - важная часть учебного процесса, которая требует от учащихся и педработников серьезной подготовки. С внедрением ФГОС его роль, а также содержательная и методологическая наполненность претерпели изменения. Все этапы урока по ФГОС тщательно разрабатываются учителем, чтобы:

  • учитель создавал поисковые и проблемные ситуации, стимулируя и активизируя деятельность учащихся;
  • каждый этап был реализован в полной мере, были учтены особенности, возраст, характер детей;
  • занятия проходило в ключе свободы выбора действий, открытости и работы на максимальный результат;
  • педагог может корректировать и контролировать ход учебного занятия для достижения максимальной его эффективности;
  • учитель мог дать детям не только знания, но и умение применять их в различных ситуациях, в том числе тех, которые выходят за пределы изучаемого предмета (межпредметные связи).

Этапы современного урока по ФГОС

Урок по ФГОС последнего поколения - действенный процесс, который взаимосвязан с интересами общества, школы и учащихся. Все этапы урока по ФГОС проектируются на системно-деятельностном подходе, призванном научить детей учиться, мотивировать их на самообразование и саморазвитие, поскольку государство нуждается в поколении мобильных современных людей, способных анализировать свои действия, нести ответственность за них, прогнозировать ситуацию, быть готовыми к сотрудничеству.

Выделяют четыре основных группы учебных занятий:

  1. Открытие новых знаний.
  2. Развивающего контроля.
  3. Рефлексии.
  4. Общеметодологической направленности.

В соответствии с требованиям госстандарта, учебные занятия должны строиться в индивидуализированном и личностно-ориентированном ключе. В приоритет ставится самостоятельная работа школьников, а не доминанта учителя. Авторитарный стиль изложения является архаичным, ему на смену приходит партнерская взаимопомощь в освоении новых знаний и навыков.

Тщательно разрабатывая план урока по ФГОС, педагог подает материал структурировано, лаконично и в логической последовательности, что позволяет определять варианты действий и задачи для каждого урока. В случае необходимости педагог может изменять план занятия в ходе организационного этапа. В начальной и основной школе каждый этап современного урока по ФГОС в контексте изучения нового материала базируется на вовлечении детей в мыслительную деятельность, практические задания, запоминание.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе

Согласно федеральному стандарту второго поколения, ход всех этапов урока по ФГОС в начальной школе должен обеспечить не трансляцию знаний и навыков от учителя к учащимся, а формирование у детей умений самостоятельно ставить учебную проблему, искать и формулировать путь ее решения (учителю отводится роль оценивания достигнутого результата).

Обновленная технология урока предполагает, что:

  1. Задача урока - открытие, поиск и осознание истины, которое происходит в ходе взаимодействия педагога и учащихся.
  2. Занятие проходит в контексте общечеловеческой культурной парадигмы.
  3. Человек на пути осмысления истины - наивысшая ценность, цели, но никак не средство.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе несколько отличаются от занятия в основной, поскольку имеют ряд особенностей. Все они направлены на стимулирование саморазвития детей, навык учащихся выбирать цели, соразмерные возможностям, принимать решения, искать пути ешения сложных и нестандартных задач, контролировать собственные поступки, коммуницировать с другими людьми, искать компромиссы, согласовывать и аргументировать свою точку зрения.

В условиях ФГОС современный урок должен превратить младшего школьника из пассивного слушателя, воспринимающего информацию, которую дает учитель, в исследователя, самостоятельно добывающего знания. Педагог при этом должен уметь раскрыть способности ученика, оценить его стиль познания, чтобы стимулировать активную ученическую позицию.

Все этапы урока по ФГОС в начальном звене сводятся к стимулированию саморазвития. Младшие школьники учатся:

  1. Делать выбор в соответствии со своими способностями.
  2. Ставить цели и принимать решения, необходимые для их реализации.
  3. Искать выход из сложных и нестандартных ситуаций.
  4. Контролировать себя и свои действия.
  5. Адекватно оценивать свои способности и действия, корректировать работу, исходя из недочетов и ситуаций успеха.
  6. Общаться, находить общий язык, согласовывать свои действия с другими.

Новшество заключается еще и в том, что количество групповых и индивидуальных форм работы на уроке возросло, авторитарный стиль общения между школьниками и педработниками постепенно трансформируется в плодотворное сотрудничество.

Этапы урока по ФГОС в основной школе

Современная система образования главной задачей ставит не механическое освоение знаний по предмету, а формирование учебных действий, которые помогут школьникам «научить учиться». Учащиеся должны уметь регулировать свою образовательную деятельность, освоить навыки самоконтроля и самооценки. Основные этапы урока по ФГОС - это целеполагание, актуализированная продуктивная деятельность и подведение итогов (рефлексия). Важно понимать, что реализация целей этапов урока по ФГОС зависит от педагогического мастерства учителя, уровня его ответственности и качества подготовки к занятию. Помимо трех основных этапов современный урок имеет немало промежуточных, которые предполагают одиннадцать последовательных структурных элементов, каждый из которых направлен на повышение эффективности учебного процесса в школе.

Этапы урока Действия учащихся Действия учителя
Мотивационный Положительный эмоциональный настрой на учебу, формирование благоприятной рабочей атмосферы Мотивация к плодотворной работе
Актуализация знаний Взаимная и самопроверка, выполнение заданий на тему пройденного материала, получение задания, решение которого выходит за границы знания Консультативная помощь
Целеполагание Во взаимодействии с учителем определяется проблема и причины возникшего затруднения, формулируется тема и цель урока Помогает школьникам осознать границы знания и незнания
Поиск вариантов решения проблемы Планирование путей выхода из затруднения, действия по плану урока по ФГОС или образцу , групповая и индивидуальная практическая работа Консультативная помощь
Решение затруднения Пробуют выполнить ранее казавшееся невыполнимым практическое задание Консультативная помощь
Коррекция Озвучивают затруднения, проверяют правильность выполнения практического задания Советует, помогает, консультирует
Самостоятельная работа Выполнения заданий на основании полученных знаний, самостоятельная проверка по образцу Консультативная помощь
Систематизация знаний Установление межпредметных связей, взаимосвязи между новым материалов и уже изученным, Направляет групповую работу, консультирует
Пояснение домашнего задания Учащиеся должны иметь возможность выполнять задания различного уровня сложности, Предлагает задание на выбор по уровням сложности, поясняет суть домашнего задания
Оценивание Ученики выполняют взаимное и самооценивание, на основании которого учитель ставит оценки Консультирует, выставляет и поясняет оценки
Рефлексия Ученики определяют предметное содержание занятия, повторяют тему и цели урока, анализируя то, насколько они были достигнуты Отвечает на вопросы учащихся

Первый этап. Целеполагание

До введения ФГОС этот этап имел ключевое значение, однако сегодня он не утратил своей важности, хотя рассматривается в ином ключе. Отныне не педагог озвучивает цель занятия, а создает условия, в которых школьники самостоятельно осознают суть учебной задачи и ее важность. В противном случае теряется мотивированность и целенаправленность работы. Обозначив цель работы самостоятельно, ученик будет демонстрировать стремление узнать, найти и доказать.

Этап целеполагания красной нитью проходит через весь урок, потому к нему нужно подходить с особой ответственностью, которой нередко пренебрегают педагоги. Не стоит думать, что эту часть достаточно преодолеть, чтобы перейти к остальным, напротив, в начале урока учащихся важно мотивировать на дальнейшую работу, задать курс, согласно которому будет проходить познавательная деятельность и оценка освоения знаний. Результат непосредственно зависит от поставленной цели, и чтобы он был действенным, учителю следует тщательно проанализировать средства и приемы мотивации учащихся.

  • Чаще всего педработник озвучивает тему занятия, предлагая школьникам сформулировать его цель, используя опорные глаголы (закрепить, сравнить, обобщить, выяснить, изучить, доказать, проанализировать).
  • Другой вариант - работа над понятием. Учитель поясняет значение каждого слова темы в отдельности, предлагая детям на основании полученной информации сформулировать цели работы.
  • Беседы, ориентированные на обобщение и конкретизацию новой темы. В ходе диалога преподаватель позволяет детям осознать некомпетентность в отношении нового учебного материала, которая не позволяет им вести беседы. Школьники осознают необходимость исследовательской деятельности, таким образом озвучивая цели занятия.

Второй этап. Продуктивная деятельность

На основном этапе внимание уделяется самостоятельной работе учеников, которая позволяет получить знания в ходе личной деятельности. Преподавателю отводится роль наставника: он управляет и контролирует работу учащихся. Ученики на этом этапе урока по ФГОС в основной школе проходят путь от незнания к знанию, приобретают новые навыки и умения, готовность пополнять багаж знаний, вычленять полезную и интересную информацию из общего информационного потока.

Школьники должны не только получить новые знаний, но и приобрести привычку к труду и самостоятельной познавательной деятельности, которая проходит в группах, индивидуально или фронтально. Самостоятельная работа может быть:

  1. По образцу - что улучшает запоминание алгоритма действий в каждой конкретно взятой ситуации.
  2. По реконструктивно-вариативному типу - основывается на имеющихся знаниях, стимулируя поиск решения новых задач.
  3. Эвристической - дети ищут решение задания вне знакомого им образца.
  4. Творческой - школьники находятся в непрерывном поиске информации, совершенствуя свои навыки и знания.

Третий этап. Рефлексия

Рефлексивные умения - понимание школьниками причины своего неуспеха или успеха. На этом этапе роль педагога особенно важна, поскольку понятия удачливости или невезения в школьной практике неприменима, следовательно, взрослый должен поддерживать детей даже в случае незначительных улучшений и успехов. Рефлексия - этап современного урока, призванный стимулировать детское творчество и активность, сознательную внутреннюю рефлексию, неотъемлемое условие формирование развивающей среды.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации анализа и самоанализа учебного занятия согласно ФГОС помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Шаблон, по которому учителя подготовят для вашего контроля самоанализ уроков (профессиональные компетенции)
- Выявляйте метапредметные и личностные УУД: лист анализа урока (качество образования)

На этапе рефлексии дети проводят самоанализ, оценивая результаты учебной деятельности. Систематическая рефлексия вырабатывает навык самоконтроля, самооценки и саморегулирования, привычку осмыслять проблемы и события. Но только во время совместной работы ученика и педагога возможно достижение поставленных целей эффективной оценки учебной деятельности.

Рефлексия может быть в начале или в конце занятия:

  1. Рефлексия настроения - используется для установки эмоционального контакта с детьми, создания психологически благоприятной атмосферы. Преподаватели используют карточки с изображениями смайликов, картинки солнышка и тучки, различных грустных и веселых животных.
  2. Рефлексия деятельности - школьники осмысляют способы и приемы работы, реальные достижения, успех и неудачи во время занятия. Этот вид самооценки чаще используется в конце урока.

Этапы урока открытия нового знания по ФГОС

Среди всех типов уроков особое место занимает занятие открытия нового знания, которое должно проводиться по установленной схеме. Этапы урока русского языка, математики по ФГОС , если занятия посвящено открытию новых знаний, остаются неизменными. Учебное занятие такого типа подчиняется деятельностной и содержательной целям:

  1. Учит детей новым способам получения знаний.
  2. Знакомит учащихся с новыми терминами, понятиями и принципами действия, формируя из них единую понятийную и действенную систему.
  3. Расширяет базу знаний за счет включения новых знаний и навыков.
Мотивация к познавательной деятельности На мотивационном этапе педработник стимулирует внутреннюю готовность детей к познанию, интерес к получению новых навыков и выполнению установленных нормативов. Для этого он актуализирует требования к учащимся, формирует тематические рамки работы и создает условия для возникновения потребности в познавательной деятельности.
Актуализация знаний и пробное задание

На этом этапе урока новых знаний по ФГОС учитель подготавливает детей к осознанию потребности в выработке новой модели действий. Для этого он предлагает школьникам:

  • повторить и воспроизвести знания, умения и навыки, которые нужны для выработки нового алгоритма действий;
  • активизировать познавательные и мыслительные процессы (память, внимание, обобщение, анализ, синтез, классификацию и прочие);
  • актуализировать учебные нормы;
  • самостоятельно сделать задание по новому образцу;
  • определить наличие затруднений в выполнении пробного учебного действия и их причину.
Определение затруднения и его причины

Ученикам важно осознать недостаточность знаний, умений или навыков, для чего педагог предлагает им:

  • проанализировать свою урочную деятельность;
  • выяснить действие или шаг, на котором появляются затруднения;
  • соотнести свою деятельность с ранее изученным и требуемым для решения задачи, чтобы понять, какого именно умения или знания не хватает.
Проектная деятельность и решение проблемы Необходимо сформулировать задачи, на основании которых выработать алгоритм решения. Для этого определяется учебное действие, которое позволит устранить причину затруднений, согласовывается тема урока, определяется алгоритм получения недостающих знаний (используются методы дополнения и уточнения), определяются средства формирования знаний (формулы, понятия, алгоритмы или модели).
Осуществление созданной модели

Школьники должны создать новый алгоритм действий, научиться применять его для решения задач, которые вызвали у них сложности. Для этого в ходе занятия они:

  • выдвигают гипотезы и обосновывают их эффективность;
  • применяют предметные действия с моделями и схемами;
  • используют выбранный метод для устранения затруднений;
  • запоминают результативный метод решения задачи;
  • преодолевают затруднения.
Первичное закрепление материала с озвучиванием информации Чтобы ученики усвоили новый метод решения задач, необходимо первичное закрепление. Для этого они проговаривают вслух свои действия, обосновывая их, а затем решают несколько схожих задач для закрепления навыка.
Самостоятельная деятельность с обязательным самоконтролем Подростки самостоятельно проверяют и оценивают освоение полученных навыков и информации. Они проверяют решение по образцу, отмечая результаты, отмечают отсутствие затруднений, которые ранее возникали, успешно выполняют аналогичные задания. Если в ходе освоения новых знаний не возникло затруднений, ученикам предлагают выполнить задания творческого уровня и самостоятельно проверить их.
Включение нового знания в канву учебного процесса

Для закрепления полученных навыков и знаний, подготовки класса к изучению следующих тем и разделов необходимо успешно применять проработанную модель действий на практике. Педагоги предлагают:

  • решение задач, связанных с изученными ранее алгоритмами и моделями действий;
  • задания, которые подготовят детей к изучению следующих тем.

Если в ходе реализации урока не удалось достичь ситуации успеха, в классе повторно проводится самоконтроль и самостоятельная работа.

Рефлексия

Подростки должны осознать и преодолеть возникшие затруднения, успешно выполнить самостоятельную работу:

  • оценив собственные неудачи и ситуации успеха;
  • осознав алгоритм исправления и предотвращения ошибок;
  • определив соответствие целей и результатов урока;
  • назвав цели следующих занятий;
  • согласовав домашнее задание.

Этапы проведения урока общеметодологической направленности по ФГОС

Общеметодологические учебные занятия относятся к категории комбинированных, направленных на формирование представления о взаимосвязи приемов, навыков и знаний. Школьники вырабатывают нормы самоконтроля и собственные принципы оценки структуры учебной деятельности и ее рефлексии. Общеметодологические занятия относят к числу метапредметных, поскольку проводятся на внеклассных мероприятиях или классном часу. Этапы проведения урока по ФГОС , образец которого можно скачать на нашем ресурсе, сводятся пяти основным составляющим.

Этап занятия Действия учителя Действия учащихся
Мотивация Стимулирует познавательную активность, подводит школьников к самостоятельному определению темы, целей и задач занятия Формулируют цели и задачи, делают умозаключения
Актуализация и определения индивидуального затруднения Актуализирует информационные ресурсы и имеющиеся навыки и знания, анализирует ранее проведенную работу. Выбирают максимально эффективный способ организации учебного пространства, делятся на группы, распределяя обязанности для добычи новых знаний, работают с ресурсами, взаимодействуют с преподавателем.
Закрепление знания Организует работу в группах, парах или индивидуально, оказывает консультативную помощь Взаимодействуют с одноклассниками, устанавливают партнерские отношения в ходе анализа, обсуждения, структуризации информации
Включение изученного в контекст общей системы знаний Инициирует обсуждение с выстраиванием причинно-следственных связей, согласно этапам урока по ФГОС Высказывают свое мнение, оппонируют одноклассникам, делают прогнозы, оценивают взаимосвязь нового с уже изученным
Рефлексия Организует обсуждение результатов коллективной и индивидуальной работы, степень реализации поставленных целей Осознанно оценивают работу и правильность действий, делают аргументированные выводы, коммуницируя, приходят к общему мнению касательно результативности работы в классе

Этапы урока рефлексии

Урок рефлексии проводится для поиска и преодоления сложностей в образовательных алгоритмах. Школьники на учебных занятиях выполняют упражнения, формируя механизмы оценки и исправления собственной деятельности. Важно не только выявить допущенные ошибки и исправить их, но и усвоить алгоритм исправления, чтобы в дальнейшем достичь безукоризненности выполнения типовых заданий. В результате реализации новых этапов урока по ФГОС улучшается качество освоения учебного материала, дети с легкостью переносят накопленный на уроках рефлексии опыт на занятия по другим дисциплинам.

Рефлективное учебное занятие выполняет содержательную и деятельностную цели, формируя навыки рефлексии коррекционно-контрольного типа и возможность самостоятельно находить и устранять причину затруднений, а также способность корректировать и закреплять апробированные способы действия, используемые для выхода из затруднения.

Занятия такого типа легче даются педагогам, поскольку, несмотря на необходимость в тщательной подготовке, не требуют перехода на новый метод работы. Урок проводится в девять этапов:

  1. Мотивация к коррекционной деятельности - вырабатывается готовность выполнять нормативные требования, для чего формируются условия для появления внутренней потребности в деятельности («хочу»), актуализируются требования («надо») и устанавливаются рамки коррекционной работы («могу»).
  2. Актуализация и пробное учебное действие - подготовка к выяснению причин появления затруднений, для чего стимулируют мыслительные процессы, повторяют способы действий, необходимые для рефлексивного анализа, организуют самостоятельную работу согласно примеру способа действий с последующей самопроверкой и фиксацией результатов.
  3. Локализация индивидуальных затруднений - определяется момент затруднений, для чего выбирается алгоритм исправления ошибок, а после - определяются способы действий, вызвавшие сложности. Подростки, которые не допустили ошибок, пошагово проверяют решение по образцу, чтобы исключить ситуацию случайного подбора правильного ответа, либо выполняют задание творческого характера.
  4. Целеполагание и разработка проекта - определяются цели коррекционной деятельности, средства и способы их реализации, для чего определяются образцы, эталоны работы.
  5. Реализация разработанного проекта - осмысленное исправление собственных ошибок с выработкой навыка использовать правильные способы действий, для чего ученики самостоятельно правят ошибки с помощью выбранных средств, а если возникают затруднения, используют эталон самопроверки.
  6. Обобщение сложностей - закрепление действий, вызывающих сложности, для чего в классе обсуждаются типовые затруднения, формулируются способы действий (важно, чтобы дети, допустившие ошибки, уяснили и проговорили верные способы действий).
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой - уяснение способ действий, вызвавших сложности, самопроверка и индивидуальная оценка цели и ее степени ее реализации. Допустив ошибки, учащиеся делают самостоятельную работу, аналогичную той, что вызвала сложности, проверяют их по образцу и запоминают результаты.
  8. Включение в систему знаний и повторение - использование прошедших апробацию способов действий на практике, закрепление изученного ранее, повторение и подготовка к следующим темам, для чего дети выполняют задания для мотивации к изучению следующих разделов, делают задания, связывающие уже знакомые способы действий с новыми. В случае возникновения затруднений, повторяется предыдущий этап.
  9. Рефлексия - понимание правильности выбора метода устранения затруднений, самооценка коррекционной работы, для чего школьники оценивают работу на уроке, называют цели следующих занятий, способы действий, спровоцировавшие сложности.

Этапы урока по развивающему контролю

Занятия развивающего контроля предполагают написание контрольных работ с последующим рефлексивным анализом. ФГОС предусмотрено два этапа урока по развивающему контролю, которые проводятся по завершению изучения объемных тем: на первом уроке школьники пишут контрольную работу, а на втором (время проверки не должно превышать один-два дня) - проводят критериальной оценивание и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

На занятиях акцентируется внимание на определении критериев оценивания для установления соответствия структуре контроля и сопоставления с отметкой. В зависимости от формы организации занятия, различают контрольные уроки:

  • самоконтроля - ученик получает эталонный вариант, который сопоставляет с собственным, оценивая согласно установленным критериям;
  • взаимоконтроля - образцом для проверки становится другой ученик, проверяется также способность справедливо оценивать работу одноклассника, анализировать ошибки;
  • педагогического контроля - держателем образца становится педагог, а оценивание осуществляется через рефлексию и соотнесение с установленными критериями.

I урок (контрольная работа):

  1. Самоопределение и мотивация к контрольно-коррекционной деятельности;
  2. Актуализация - осознание потребности в проведении контроля с индивидуальным написанием контрольной работы, последующей самооценкой и сопоставлением работ с образцом.

II урок (анализ деятельности)

Второе занятие проводится после проверки контрольных учителем и отводится на работу над ошибками. Этапы урока развивающего контроля по новым ФГОС :

  1. Мотивация.
  2. Актуализация работы.
  3. Локализация индивидуальных сложностей - оценивается корректность самопроверки контрольных учениками с последующим составлением модели исправления ошибок и определением места затруднений. Те, кто выполнили контрольную безошибочно, консультируют одноклассников или делают задания творческого уровня.
  4. Разработка проекта - формулирование цели работы над ошибками, выбор средств и способ проведения коррекционной работы.
  5. Реализация проекта - осмысленная работа над ошибками с последующим их исправлением выбранным методом или посредством предложенного образца. Ученики придумывают или выбирают из предложенных упражнения на выбранные способы действий, которые вызвали сложности в решении. Школьники, которые выполнили контрольную безошибочно, консультируют одноклассников или делают задания творческого уровня.
  6. Обобщение затруднений - корректные способы действий закрепляются на практике, для чего обсуждаются типовые ошибки, проговариваются алгоритмы решения.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой - интериоризация алгоритма с последующим усвоением и индивидуальной рефлексией, для чего решаются задания, аналогичные выданным на контрольной, проводится самопроверка по эталону. Те, кто не сделал ошибок в контрольной, по образцу делают самопроверку упражнений творческого уровня.
  8. Задания творческого уровня - решают задания на подготовку к изучению следующих тематических блоков, а в случае неудачи на предыдущем этапе, возвращаются к выполнению другого варианта.
  9. Рефлексия - самооценка, осознание эффективности работы над ошибками и выбранных методов преодоления сложностей, обозначают дальнейшие цели.

Уроки административного контроля, которые нередко проводятся в педагогической практике, не реализуют деятельностные цели. Развивающий контроль предполагает наличие контролируемого варианта, обоснованного образца и оговоренного механизма сопоставления работы с образцом.

Научная статья

Педагогика и дидактика

Смена вариантов по образцу; творческое применение и добывание знаний освоение способов деятельности путем решения проблемных задач построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний...

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

  1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
  2. проверка домашнего задания;
  3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
  4. постановка цели занятия перед учащимися;
  5. организация восприятия и осмысления новой информации;
  6. первичная проверка понимания;
  7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
  8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
  9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
  10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
  11. домашнее задание к следующему уроку;
  12. подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  • контроль результатов первичного запоминания;
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • проверка выполнения работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;
  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • проведение проверочных упражнений;
  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • упражнения на их освоение;
  • упражнения на их закрепление;
  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • упражнения творческого характера;
  • итог урока;
  • задание на дом.

Структура урока повторения:

  • организация начала урока;
  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  • задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  • сообщение темы урока и его задач;
  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
  • творческое применение знаний и умений;
  • упражнение по отработке навыков;
  • домашнее задание;
  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

  • организационный момент;
  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  • организация начала урока;
  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
  • изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  • подведение итогов и результатов урока;
  • задание на дом;
  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

  • рассказ обзорного типа по всей теме;
  • урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений
  • урок - практическая работа;
  • урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;
  • заключительный опрос по теоретическому материалу;
  • решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

  • уроки теоретического разбора материала учителем;
  • уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;
  • уроки-семинары;
  • уроки-практикумы;
  • уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

  • урок-лекция по всей теме;
  • уроки-решения ключевых задач;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет.


Урок -главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме . При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является:

·узнавание нового материала;

·воспроизведение;

·применение знаний в новой ситуации;

·применение знаний в незнакомой ситуации;

·творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:

·что контролировать;

·как контролировать;

·как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока ? Конспект должен содержать три основные части:

·формальную;

·аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи:

обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________
______________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

1 .тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2.таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

этап урока

что делают

Стимульн ый материал

Ученики

Учитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

· четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

Психологическая цель урока:

1.Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

· выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.Особенности самоорганизации учителя:

· подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

· рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

· педагогический такт (случаи проявления);

· психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

· планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

· использование установок в форме убеждения, внушения;

· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

· определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.Закрепление результатов работы:

· формирование навыков путем упражнений;

· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

1.температурный режим;

2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.освещение;

4.предупреждение утомления и переутомления;

5.чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.соответствие классной мебели росту школьника.

1.урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

PAGE 7


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53228. ПОБУДОВА ГРАФІКІВ ФУНКЦІЙ, ЩО МІСТЯТЬ МОДУЛЬ 128.5 KB
Метою профільного навчання, як одного з напрямків модернізації математичної освіти є забезпечення поглибленого вивчання предмета й підготовка учнів до продовження освіти. Основним напрямком модернізації математичної шкільної освіти є відпрацьовування механізмів підсумкової атестації через введення зовнішнього незалежного тестування.
53230. Найпростіші перетворення графіків функцій 164.5 KB
Побудувати графік функції: у= х324. Побудуйте графік функції у=х321. Користуючись графіком знайдіть: а Область значень функції; б усі значення х при яких функція набуває відємних значень; в проміжок на якому функція спадає.
53231. Координатная плоскость. Графики 114 KB
Тополь горизонтальная координатная прямая называется осью абсцисс 11вариант Если координата х=0 то точка лежит на оси ординат 12вариант 2.Дуб 1 вариант А2;3 2 вариант А3;2 ...