Форма государственного правления в риме. Шпаргалка: Основные формы правления в Древнем Риме

В VI–IV вв. до н. э. в римском обществе продолжалась социальная дифференциация среди ϲʙᴏбодного населения. В 494 г. до н. э. плебеи добились от патрициев права ежегодно избирать ϲʙᴏих представителей – народных трибунов (защищали плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов) В IV в. до н. э. завоевание новых территорий привело к резкому увеличению количества рабов и заметному возрастанию их роли в сельском хозяйстве и ремесле. В I в. до н. э. римское гражданство получили италики (ϲʙᴏбодные жители итальянских полисов, подчиненных Риму)

Центральные органы государственной власти.

1. Народные собрания были полномочны выносить решения имевшие юридическую силу. Главный вид народных собраний – центуриатные комиции: принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов (консулов, преторов, цензоров), обладали судебными полномочиями.

2. Сенат: его члены в начале республики назначались консулами, а с IV в. до н. э. – цензорами (специальными магистратами) Формально сенат считался совещательным органом при магистратах: утверждал законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. В случаях вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий специальному должностному лицу (экстраординарному магистрату) – диктатору. С сер. V в. до н. э. в состав сената были допущены плебеи.

3. В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени принимать судебные и управленческие решения. Принципы организации и деятельности магистратур: выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом безвозмездность исполнения государственной службы. Виды магистратов: обладающие высшей властью (империум) (консулы и преторы) и не обладающие такими полномочиями.

Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при ϶ᴛᴏм достаточным количеством имущества. В V в. до н. э. была произведена реформа Фурия Марка Камилла. Воинам было установлено жалованье; расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Армией командовали консулы. Консул Гай Марий в 107 г. до н. э. заменил добровольческую армию на наемную: жалованье раздавал полководец. Возникла почва для военной диктатуры, кᴏᴛᴏᴩую и установил Сулла в 82–79 гг. до н. э.

Судопроизводство по уголовным делам осуществлялось консулами (позже – также преторами) По закону Не стоит забывать, что валерия, смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты, могли обжаловаться в центуриатные комиции. В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы (административные чиновники, назначенные из Рима)

I в. до н. э. – период политической нестабильности: сменяли друг друга триумвираты и диктаторы В 27 г. до н. э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал Августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом)


Республиканская форма правления изжила себя еще и потому, что она не могла более обеспечить необходимое управление огромными территориями завоеванными Римом. Пожертвовав «равнопра
вием» римского народа, империя способствовала консолидации рабовладельцев на всем огромном пространстве. Была создана прочная социальная база того политического режима, который устоял 500 лет, столь же долго что и республика. Под владычество Рима попали самые различные народы и самого разного уровня социального и культурного развития: Малая Азия, Греция, Египет, Северная Африка, Галлия, Испания, Англия, Армения и др.
Рим - империя. Но он не был самодержавной монархией со всемогущим государем во главе государства. Считалось, что римский император пользуется властью не по захвату, и не по наследству, а в силу своего высокого положения. И жил то он в центре Рима на Палатине. Дом его мало чем отличался от других вельмож. Римское гражданство потеряло свой особый, привилегированный характер после того, как все италики получили права римского гражданина. Эдиктом императора Каракаллы в 212 году гражданство было распространено и на жителей римских провинций. Чем объяснить мощную волну распространения прав римского гражданина? Обширная торговля Рима со своими провинциями сделало нетерпимым существование одновременно трех правовых систем: квиритского права, преторского права и права народов. С точки зрения гражданского права все люди равны друг другу. Если это правило отсутствует в обороте и прежде всего в торговле, то всякие сделки между гражданами Рима и не гражданами становятся сущим наказанием.
Крупные земледельцы, ростовщики, купцы из провинций рвутся к рычагам государственной власти. Из их среды стал пополняться римский сенат и некоторые из них стали занимать высшие должности.
Социальной опорой монархии стали оптиматы и всадники. Литература донесла до нас страшные сцены императорского произвола, жестких казней, отвратительных придворных интриг, образы деспотов, обезумевших от неограниченной власти и всеобщего льстивого раболепия.
Колонат и пекулий. В условиях империи все тяжелее становилась жизнь крестьян. В конец разоренные сборщиками податей, многие крестьяне сами просили могущественного и богатого соседа взять их землю, а сами оставались на ней арендаторами - колонами. Жизнь таких колонов мало чем отличалась от положения рабов. Плантаторы находили, что труд колона, обязанного отдавать большую часть урожая хозяину, выгоднее, чем труд рабов. Ведь рабов можно было заставить трудиться только под неусыпным надзором и плетью надсмотрщика. Рабы постоянно угрожали восстаниями. Колон, оставляя себе часть урожая, старался работать продуктивнее. Рабов хозяин должен был содержать. Колоны же сами содержали себя и свои семьи.

Поэтому собственники обширных имений старались как можно больше увеличивать число арендаторов. Они обращали колонов в своих должников и заставляли обрабатывать долг на принадлежащих им землях.
В разных провинциях императоры имели свои имения. Завоеванные народы они переселяли в эти имения и придавали им статус колонов. Крестьяне и колоны все чаще стали выступать против властей и своих хозяев. Под давлением латифундистов император Константин издал закон, согласно которому беглый колон должен быть закован в цепи и возвращен в то имение, где он трудился.
Приток рабов уменьшается. Захватнические войны вести все труднее. В связи с этим меняют свой характер крупные поместья- латифундии. Их собственники предпочитают сдавать землю в аренду безземельным гражданам, которые платили арендодателю натуральный оброк. Экономическая зависимость арендаторов приводит к зависимости политической. Со временем они теряют свободу. Закон 322 года н.э. положил юридическую основу прикрепления арендаторов к земле.
В условиях империи стало распространенным представление рабу земельного участка или другого имущества, так называемого пекулия. Выданное рабу имущество, как и сам раб, оставалось собственностью господина. Однако извлекаемые рабом доходы от пользования пекулием отдавались господину не полностью, но значительная часть. Рабу было предоставлено право распоряжаться своей долей имущества. Таким образом, раб становится, участником договорных отношений, вытекающих из договоров купли-продажи, займа, ссуды и др.
Так в недрах Римской империи зарождается и получает свое развитие крепостная зависимость.
Все жившие по соседству с Римом племена и народы пришли в движение. Нападения на границы империи стали постоянными. Сотни тысяч воинов из фракийских, сарматских, славянских, германских и других племен вторгались в пределы империи. Римские крестьяне, колоны и рабы помогали врагам империи.
Империю раздирали внутренние смуты. То в одной, то в другой провинции появлялись претенденты на императорский престол, собирая вокруг себя недовольных. Восстания крестьян, колонов и рабов в границах империи не прекращались ни на один день. На их подавление войск не хватало. Армия вынуждена была защищать свои границы от варваров (так римляне называли все племена).
Римская империя имеет два этапа своей истории: до III века н.э. - период принципата, следом идет доминат.

Принципат. Во времена принципата продолжали существовать все республиканские органы власти и управления. Иногда собирались народные собрания, которые выражали поддержку принятым прин- ципсом решений. Принципсом называли императора по его первому званию первого сенатора. Он воплощал в себе как бы сразу всех магистратов. И в зависимости от обстановки выступал либо консулом (если надо было возглавить армию), либо претором (если следовало рассмотреть спор в гражданских отношениях), либо народным трибуном (если требовалось кого-либо арестовать) и т.д.
Законодательную деятельность о принципе осуществлял через сенат, формирование которого стало его компетенцией.
Избрание принципса- императора принадлежало сенату. В действительности император сам назначал себе приемников. Окончательное же слово оставалось за армией, а точнее за гвардией императора. Командир преторианской гвардии по должности был одновременно и градоначальником Рима и осуществлял надзор за высшими чиновниками империи. Все более активную роль в управлении стала играть императорская канцелярия.
Если первые римские императоры еще как-то считались с сенатом, то в дальнейшем сенат превратился в совещательный при императоре орган.
Особое место в государстве стала занимать армия. Она стала полностью наемной. Командный состав подбирался только из оптима- тов и всадников.
Доминат - второй период римской империи прежде всего характеризуется неограниченной властью императора. Власть монарха поддерживалась крупными латифундистами.
Если раньше императоры Рима пешком ходили по улицам города, то фигура императора периода домината была покрыта таинственностью. Император редко показывался на людях. Даже многие знатные люди, допущенные во дворец, могли говорить с ним только через занавес. А те, кто имел возможность его видеть, падали ниц, как бы пораженные его величием. Некоторым дозволялось целовать его туфлю, другим край его пурпурной одежды. И только самым высшим чиновникам - его сверкающими браслетами и кольцами руку.
Центральное управление империей сосредоточилось в руках высших чиновников, составивших государственный совет. Он готовил проекты законов, представляемых на подпись императору. Вся империя была разделена на 116 провинций во главе с презйдом. Среди высших должностных лиц нередко можно было встретить варваров. Большую часть солдат набирали за Рейном и за Дунаем и давали высшие командные должности вождям их племен. У императоров не бы
ло другого выхода. Ремесленники прикреплены к своим городам и служить в армии не могут. Сыновья ветеранов дезертируют. Господа, которые должны сдавать в рекруты часть своих колонов, предпочитают вносить за них выкуп или подсовывали вербовщикам больных и хилых. Государство становилось неуправляемым.
Реформы Диоклетиана и Константина. Среди других реформ периода империи особое внимание заслуживают реформы императоров - Диоклетиана и Константина.
Время правления Диоклетиана (284-305 гг. н.э.) ознаменовано двумя основными реформами. Верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них носили титул «августов», управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. Августы избирали себе соправителей - «цезарей». Армия была поделена на две части: одна часть размещалась по границам империи, другая служила целям внутренней безопасности.
Провинции были разукрупнены. Их стало 120.
Вместо многочисленных налогов Диоклетиан ввел единый прямой налог- поземельно-подушный. Размер обложения значительно увеличен. Вводится полноценная золотая монета, наряду с медной и серебряной. Пытаясь остановить рост цен на товары первой необходимости введены максимальные цены, но вместе с этим установлена максимальная заработная плата работникам большинства профессий.
Император Константин (285-337 гг. н.э.) сделал христианство государственной религией, ранее гонимой государством. Миланским эдиктом 313 года Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии. При Константине завершился процесс закрепощения крестьян - колонов и ремесленников. Колоны лишались права переходить от одного господина к другому.
Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Византии, произошло в 395 году.
Решив покинуть Рим и переселиться на берег Босфора - в Древний Византий, - названный теперь его именем, император Константин не жалел средств, чтобы «второй Рим» как можно скорее смог соперничать с первым. Для украшения зданий и площадей Константинополя опустошались древние города Греции и Малой Азии. Император приказал свозить оттуда статуи богов, барельефы, колонны. Храмы старым богам не строились, а воздвигались христианские церкви. И с этого периода начинается уже история Византии.
Императоры Западной империи теряли одну провинцию за другой, а сами попадали все в большую зависимость от своих наемных войск и их командиров. Один из варварских военноначальников

Одоакр лишил престола последнего императора - Ромула Августула. Случилось это в 476 году н.э. Это событие и подвело черту под историей гигантского рабовладельческого римского государства, просуществовавшего двенадцать столетий. Галлия, Испания, Британия оказались во власти германцев. Отпала и Африка. Что же касается Восточной римской империи, то ей предстоит еще пройти тысячелетний путь в истории.
Рабовладельческий Рим оставил после себя огромное наследие. Многие принципы государственности не ушли в историю. Участие народа в решении судеб государства, коллегиальность магистратур, постоянно действующий Сенат, ответственность должностных лиц - это и многое другое оставлено римлянами будущим поколениям.
Величие римского частного права испытали на себе Средние века и буржуазные кодификации. Оно не умерло и в наши дни, оказывая свое влияние и на право России.
Учебными планами подготовки юристов предусмотрено изучение курса Римского частного права, что дает основание ограничиться в данной главе лишь изложением права периода Римской республики.
Хронологическая таблица ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ


Дата

Древняя Греция

Древний Рим

1

2

3

VIII век до н.э.

Образование раннего государства в Аттики. Реформы Тесея

Первые греческие колонии в Италии и Сицилии

753 год до н.э.


Основание Рима (согласно легенде)

621 год до н.э.

Законы Драконта


VI век до н.э.

Оформление Ликургового строя в Спарте

Династия Тарквиниев в Риме, реформы Сервия Туллия

594 год до н.э.

Реформы Солона в Афинах


509 год до н.э.

Реформы Клисфена в Афинах

Изгнание Такрвиния Гордого. Начало республики в Риме. Появление Законов XII таблиц

478 год до н.э.

Образование Пелосского морского союза


середина V века до н.э.

Реформы Эфиальта и Перикла. Установление Афинской Демократической республики


Дата

Древняя Греция

Древний Рим

1

2

3

404 год до н.э.

Период олигархического правления в Афинах. Упадок Афин.


367 год до н.э. - 338 год до н.э.

Включение Афин в империю Александра Македонского

Законы Лициния и Секстия

326 год до н.э.


Закон Петилея о запрещении долгового рабства

287 год до н.э.


Закон Гортензия

215-197 год до н.э.


Войны Рима с Македонией и начало протектората Рима над Грецией

133-132 гг. до н.э.


Реформы братьев Гракхов

82-79 годы до н.э.


Диктатура Суллы

63 год до н.э.


Консульство Цицерона и заговор Катилины

60 год до н.э.


Первый триумвират

49-44 годы до н.э.


Диктатура Цезаря

27 год до н.э. - 14 год н.э.


Принципат Октавиана Августа. Начало Римской Империи (период принципата)

14-68 годы н.э.


Правление династии Юлиев Клавдиев

212 год н.э.


Эдикт Каракаллы по распространению римского гражданства на жителей провинций

284-305 годы н.э.


Правление Диоклетиана, реформы Диоклетиана, установление домината

306-337 годы н.э.


Правление Константина, перенесение столицы Римского государства на Восток. Образование Константинополя. Провозглашение христианства официальной религией

337-395 годы н.э.


Правление Феодосия I. Распад Римской империи на Западную и Восточную

476 год н.э.


Падение Западной Римской Империи.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский аграрный университет

Основные формы правления в Древнем Риме

Выполнил: студент

Проверил:

Красноярск 98


Введение.

История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.). Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царей было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.

В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершается царский период и начинается период республики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).

С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) и домината (193-476гг.).


1. Период правления рексов.

Римская община периода военной демократии неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Свое происхождение они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводится зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами.

В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни и т.д.

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождение бросается в глаза. Это - по сути дела - армия, рационально устроенная, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.

Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального или мифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.

Как член рода и племени римский гражданин:

1. являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела;

2. получал право на наследование надела и родового имущества вообще;

3. мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;

4. участвовал в общих религиозных празднествах

В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. Права и обязанности граждан находились до известного времени в своеобразной гармонии.

Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времени приобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100, затем 300 человек.

Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем и верховным военачальником был рекс - царь. То была выборная должность, подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верховного судьи.

Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.

Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации в среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительное право вступать в сенат, становиться военными вождями и т.д. Эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходным с патриархальным рабством.

Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось новое поселение из покоренных и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло получили название плебс, т.е. множество.

Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимаясь ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они были неоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивалась частная собственность. В силу этого одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправными. Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественным патрициям, ища защиты и помощи. На этой основе возникли отношения зависимости - «клиентелы». Патрон - покровитель-патриций принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял ему часть земли, защищал его в суде. «Клиент» (т.е. верный послушный) во всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его родом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми.

В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимущественно плебеи, но в такой зависимости оказывались и коренные римляне.

В конце царской эпохи (6 век до н.э.) римское общество уже хорошо знало неравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались в государственные.

Реформа Сервия Туллия.

Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия. При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.

Произведено это было так, Сервий Туллий поделил всё мужское население Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния был земельный надел, скот инвентарь и прочее. К 1-му классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в 100000 медных ассов. Минимальным размером для 2-го класса было имущество в 75000 ассов; для 3-го - 50000, для 4-го - 25000, для 5-го - 11500 ассов. Все бедняки составляли 6-ой класс - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство.

Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц - центурий (сотен): 1 класс - 80 центурий тяжеловооруженных и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; 2 класс - 22; 3 - 20; 4 -22; 5 - 30 центурий легковооруженных и 6 класс - 1 центурию, в общем 193 центурии. Поскольку каждая центурия имела один голос, соединенное мнение самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, то есть большинство. Поэтому при согласованном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали.

Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были они патрициями или плебеями.

Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа - трибы, что служит свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.

Значение реформ Сервия Туллия огромно. Решение всех важнейших вопросов в жизни римской общины перешло к центуриатным комициям, в которых участвовало все военнообязанное население, куриатные же комиции потеряли значение. Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением территориальных округов, выдвижением на передний план людей богатых, а не просто родовитых, реформа Сервия Туллия разрушила общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

2. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось в наделении землей, которой становилось все больше по мере завоевания Италии. Другая проблема касалась отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга.

Но чтобы добиться и того, и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений, но в конце концов, плебеи добились удовлетворения всех своих требований:

1. Учреждения особой плебейской магистратуры т.н. народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев;

2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями;

3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы 12 таблиц);

4. Разрешения браков между патрициями и плебеями;

5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.

В 287 г. до н.э. было постановлено, что решения плебейских сходок имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, т.е. обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же, эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

История древнего Рима, завершающая историю античности, является одним из важных этапов всемирной истории. Римское государство занимает в истории правового развития человечества и современной юриспруденции особенное место, как и, собственно, римское право, поскольку именно эта система, ставшая некогда единой для античного мира, легла в основу права многих современных государств.

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце. Таким образом, история Древнего Рима делится на следующие этапы:

Царский период (754-753 - 510-509 до н. э.).

Республика (509 - 27 год до н. э.)

3. Империя (30-27 г до н. э. - 491 г. н. э.)

Ранняя Империя Принципат (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.)

Поздняя Империя. Доминат (193 - 476 гг.)

Древнейший период римской истории обычно принято называть «царским», который, согласно легендарной традиции, длился около двух с половиной столетий. Этот период прежде всего связан с возникновением нового города, в будущем столицы целой империи, Рима. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины.

Общество, подобное древнеримскому, называют военной демократией. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественновойны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

Первоначально римская городская община (народ) состояла из трех триб (племен), делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те - на сто родов. Таким образом, свободное население Рима насчитывало первоначально 300 родов. Земля находилась в собственности рода - лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Род состоял из больших отцовских семей.2 Хозяин (патер) такой семьи занимал главную роль. Семьи, во главе которых стоял патер, получили название патрицианских, а их члены назывались патрициями. Патриции были не только хозяевами земли, но имели право избирать и могли быть избранными во все органы власти. Часть населения Рима, которая происходила из покоренных племен завоеванных территорий или переселилась в город из других мест, называлась плебсом. Плебеи не были членами родовой организации Рима, поэтому они не имели права на надел земли из общинного поля и занимались ремеслом, торговлей. Некоторые плебеи владели небольшими участками собственной земли, добытой разными способами. Плебеи были лично свободными, но не имели политических прав и права вступать в брак с представителями патрицианских родов, а также они несли военную службу, платили налоги.

Главы родов составляли совет старейшин или сенат, который с течением времени приобрел значение главной правительственной власти, состоявший первоначально из 100, позднее из 300 членов. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение

Народного собрания (первоначально был собранием римских курий). 4 На куриатных собраниях принимались или отвергались новые законопроекты, избирались все высшие должностные лица, в том числе и царь; это собрание объявляло войну и, как высшая судебная инстанция, выносило окончательное решение, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину.

Главой римской общины, ее гражданским управителем был рекс - царь, который избирался на общем собрании, участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Царь являлся верховным военачальником, жрецом и судьей, при необходимости ему помогали квесторы - должностные лица, осуществляющие суд по делам об убийствах.

С течением времени начинает увеличиваться численность плебеев. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие и превращаются в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связана с реформами рекса Сервия Туллия, в результате которой плебеи были введены в состав римского народа. Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на имущественные разряды. В основе такого

деления был положен размер земельного надела, которым владел тот или иной человек: обладавшие полным наделом входили в - первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский аграрный университет

Основные формы правления в Древнем Риме

Выполнил: студент

Проверил:

Красноярск 98

Введение

  1. Период правления рексов

Реформа Сервия Туллия

  1. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики

Магистратура

Диктатор

«Коллективные» органы

Особенности римской аристократической республики

Кризис римской республики и переход к монархии

  1. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат

Принципат

Заключение

Список литературы 3

Введение.

История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.). Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царей было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.

В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершается царский период и начинается период республики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).

С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) и домината (193-476гг.).

1. Период правления рексов.

Римская община периода военной демократии неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Свое происхождение они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводится зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами.

В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни и т.д.

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождение бросается в глаза. Это - по сути дела - армия, рационально устроенная, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.

Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального или мифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.

Как член рода и племени римский гражданин:

  1. являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела;
  2. получал право на наследование надела и родового имущества вообще;
  3. мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;
  4. участвовал в общих религиозных празднествах

В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. Права и обязанности граждан находились до известного времени в своеобразной гармонии.

Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времени приобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100, затем 300 человек.

Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем и верховным военачальником был рекс - царь. То была выборная должность, подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верховного судьи.

Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.

Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации в среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительное право вступать в сенат, становиться военными вождями и т.д. Эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходным с патриархальным рабством.

Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось новое поселение из покоренных и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло получили название плебс, т.е. множество.

Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимаясь ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они были неоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивалась частная собственность. В силу этого одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправными. Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественным патрициям, ища защиты и помощи. На этой основе возникли отношения зависимости - «клиентелы». Патрон - покровитель-патриций принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял ему часть земли, защищал его в суде. «Клиент» (т.е. верный послушный) во всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его родом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми.

В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимущественно плебеи, но в такой зависимости оказывались и коренные римляне.

В конце царской эпохи (6 век до н.э.) римское общество уже хорошо знало неравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались в государственные.

Реформа Сервия Туллия.

Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия. При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.

Произведено это было так, Сервий Туллий поделил всё мужское население Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния был земельный надел, скот инвентарь и прочее. К 1-му классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в 100000 медных ассов. Минимальным размером для 2-го класса было имущество в 75000 ассов; для 3-го - 50000, для 4-го - 25000, для 5-го - 11500 ассов. Все бедняки составляли 6-ой класс - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство.

Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц - центурий (сотен): 1 класс - 80 центурий тяжеловооруженных и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; 2 класс - 22; 3 - 20; 4 -22; 5 - 30 центурий легковооруженных и 6 класс - 1 центурию, в общем 193 центурии. Поскольку каждая центурия имела один голос, соединенное мнение самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, то есть большинство. Поэтому при согласованном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали.

Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были они патрициями или плебеями.

Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа - трибы, что служит свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.

Значение реформ Сервия Туллия огромно. Решение всех важнейших вопросов в жизни римской общины перешло к центуриатным комициям, в которых участвовало все военнообязанное население, куриатные же комиции потеряли значение. Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением территориальных округов, выдвижением на передний план людей богатых, а не просто родовитых, реформа Сервия Туллия разрушила общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

2. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось в наделении землей, кото