Фильм интерстеллар что купер передал дочери. «Заставляет задуматься»: Чем опасен «Интерстеллар

Сожаление об упущенных возможностях знакомо каждому. А что если перед вами выбор: на карту поставлен последний шанс человечества и ваш лично? Если приходится решать, быть счастливым потомкам - или вам? Что выберете? По мнению экспертов психологии, фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» - не только фантастика , а и вполне психологическое кино.

Сюжет фильма «Интерстеллар»

Фильмы о резком ухудшении природных условий, грозящих гибелью человечеству, обычно наполнены мрачными пророчествами и паническими эмоциями. «Интерстеллар» - о другом. Здесь акцент делается на позитиве, плане действий, выборе единственно верного решения. Группа астронавтов должна спасти землян, найдя замену нашей планете, страдающей от недостатка кислорода, неурожая и пыльных бурь. Чтобы отыскать пригодную для жизни среду обитания, необходимо быстро исследовать три «точки»: Миллер, Эдмундс и Манн. Ранее туда уже были «заброшены» специалисты с Земли. Но вот беда: планеты - в чужой галактике, и попасть туда можно лишь через «черную дыру» в пространстве, которая искривляет время. Один-единственный час «прогулок» по незнакомой планете равняется семи годам на Земле! Пока астронавты путешествуют, их дети могут состариться, а человечество - погибнуть.

Каждый герой Фильма «Интерстеллар» пытается использовать свой последний шанс, только понимают они его по-разному. Что важнее: выжить? Быть рядом со своим ребенком в минуты испытаний? Или бросить его, чтобы спасти потомков? Бороться за возвращение любимого человека - или пожертвовать им, веря сухим научным доводам о том, что другие действия будут полезнее для человечества? Можно ли без пафоса и красивых слов, на деле любить это самое абстрактное человечество, когда на карте - близких людей?

«Интерстеллар» о выборе между своими и чужими интересами

Выбирать приходится всем. Исследователю, который заброшен на непригодную для жизни планету, удается ухватиться за единственный шанс: за ним все же прилетели, он снова видит людей, рыдает от счастья, хотя должен был доживать в ледяной пустыне. Вот только цена такого спасения - угроза смерти всех остальных людей. Ведь ученый подделал результаты исследования, подавал ложные сигналы, чтобы его спасли. А экспедиция, потратив топливо и время, рискует потерпеть неудачу - и тогда человечество погибнет. Эта космическая история заставляет задуматься о ежедневном выборе, когда приходится колебаться между собственными интересами и чужими. Иногда достойнее не использовать такой заманчивый шанс...

Печальный выбор у другого ученого, пожилого профессора Бренда, по инициативе которого была создана экспедиция. Он уверен, что шансов выжить у человечества нет, но обманывает окружающих и подтасовывает результаты. И делает это совсем по иной причине, чем предыдущий персонаж. Единственный шанс, что человеческий род не завершит существование - запасной план: на пригодной для жизни планете создать инкубатор, вырастив новых людей из замороженных яйцеклеток. Но кто способен выполнить эту миссию, сохранить генетический материал, оставив детей, жен, родителей умирать на гибнущей Земле? Отправляя дочь в полет, ученый понимает, что больше никогда ее не увидит - и все же дает человечеству последний шанс.

Вневременная сила любви в фильме «Интерстеллар»

Но и дочь - вся в отца. На одной из планет ее возлюбленный, но по всем признакам это место менее перспективное для людей, чем соседнее. Соглашаясь лететь на Манн, она обрекает себя на вечную разлуку с избранником, а его - на незавидную участь единственного человека во враждебной среде. И хотя астронавтка в итоге смиряется с голосом разума, первые ее попытки - спасти близкого человека.

А вот главный герой фильма «Интерстеллар» Купер - наверное, самый эмоциональный и «неправильный». Не такой, каким принято изображать спасателей - с холодной головой и ясным разумом. В экспедицию он отправился только из-за обмана ученых. И ради того, чтобы вновь увидеть своих детей, он готов на все. Со слезами Купер наблюдает на мониторе послания с бесконечно далекой Земли: сын женится, у него рождается малыш, а вот уже горе - он погибает, но подрастает второй ребенок... Вопреки всем прогнозам, после краха экспедиции Купер на одной силе любви добивается своего: передает сигналы в прошлое, спасающие дочь и заодно - всех людей. И даже встречается с ней, дряхлой, буквально подчинив себе время.

Хотя режиссер дает сложный фантастический рецепт спасения человечества, главная «фишка» фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» в другом: именно любовь к близким, нарушающая научные постулаты и правила, становится в итоге спасительной. Любовь - вневременная и внепространственная сила, связывающая воедино огромные массивы материи. Любовь - то, что спасет мир.

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» относится к особой категории фильмов, способных разделить зрителей на два противоположных лагеря, подобных тем, на которые делится человечество в самом Интерстелларе.

Для начала рассмотрим мотивы, которые могут иметь особое эмоциональное воздействие на зрителя, а затем сведем их в единую систему.

Всё происходящее имеет смысл

Конечно, любой фильм подспудно содержит этот мотив, так как всё, показанное на экране служит раскрытию смысла фильма. Но в Интерстелларе эта идея подана в глобальном масштабе: всё во вселенной имеет смысл.

Истерики дочери, обиженной на отца; отец, бросающий дочь, ради самореализации; ложь профессора, жертвующего миллионами людей ради спасения человеческого рода - всё это в итоге оказывается значимым, получает свое осмысление. Ближе к концу фильма мы вдруг понимаем: без всех этих раздражающих и чудовищных поступков не случилось бы главного – человечество не было бы спасено.

Связь с умершими

В Интерстелларе драматически обыграна связь с близкими людьми, ушедшими из нашей жизни. Режиссер показывает нам, что эта связь односторонняя: со стороны ушедших сообщения не доходят. Но он даёт нам понять, что даже если мы не получаем ответа, ушедшим очень важно знать, что мы о них помним.

Потусторонний мир

В особых случаях обратная связь с ушедшими все-таки возможна: именно так в Интерстелларе объясняется явление полтергейста.

Тема призрака, духа, проходит через весь фильм, ассоциируясь с главным героем. Купер живет на земле, не верит в духов, но стремится в небо. Еще на земле он начинает понимать, что должен стать «призраком будущего» для своей дочери.

В космосе, т.е. на небе, он действительно становится духом. Но мало того: попав в тессеракт, построенный высшей цивилизацией, он становится посредником, вестником, передающим сообщения с неба на землю (по-гречески вестник будет ангел).

Земное и небесное, время и вечность

Красной нитью в фильме проходит мотив земного и небесного, времени и вечности. Земля и время – это песок; их в фильме символизирует желто-коричневый цвет. Вечность – это небо; они символизированы синим цветом. Понаблюдайте за сменой цветов одежды главных персонажей.

В начале фильма Купер «земной», а Мерф – «небесная».

Взрослая Мерф, потерявшая надежду на решение проблемы, становится «земной». Но когда решение находится, она снимает коричневую куртку.

На станции «Купер» главный герой уже носит синюю рубашку.

Любовь как физическая величина

Идея любви как внешней силы, действующей помимо человеческой воли интуитивно понятна каждому человеку, поэтому всегда вызывает сочувствие. Влюбляясь, человек как бы приобщается к чему-то высшему и могущественному, каковым он отнюдь не является в обыденной жизни.

Создатели фильма распространяют действие этого чувства сквозь пространство и время, делая его силой, сравнимой с гравитацией.

Другие мотивы

В фильме присутствуют и другие мотивы, которые способны эмоционально затронуть самые глубокие пласты нашего существа:

  • Мы не одиноки во вселенной (один из экзистенциальных страхов современного человека – глобальное одиночество)
  • В безвыходной ситуации происходит чудо (Купер попадает в тессеракт)
  • Существуют высшие силы, «присматривающие за нами»
    (и эти силы – это не какие-то прометеевские Инженеры и не непознаваемый Бог традиционных религий, а наши потомки, в которых мы можем узнать себя)

Становится ясно, что с фильмом Интерстеллар мы с вами переходим к рассмотрению особой категории фильмов, которую можно обозначить как фильмы-мифы.

«Вертикальная» структура мифа

Структура любого полноценного мифа предполагает наличие двух основных пластов бытия – идеального, вневременного и реального, исторического.

Идеальный слой содержит

  • Богов, управляющих видимым миром
  • Загробный мир, где пребывают души умерших

Реальный слой состоит из

  • Общество
  • Природу

Мир, показанный в Интерстеллар, имеет точно такую же структуру – структуру классического мифа. Здесь у нас есть

  1. Вневременное пятое измерение, в котором пребывают
    • Высокоразвитые люди
    • Тессеракт, посредник между вневременным и временным
  2. Временное, историческое бытие выглядит вполне стандартно и содержит
    • Общество
    • Природа

«Горизонтальная» структура мифа. Путь героя

Если мы развернем эту вертикальную структуру во времени, то получим миф как чудесную историю.

Историческая структура мифа включает в себя следующие этапы:

  1. Первоначальное блаженное состояние, «Рай», золотой век
  2. Историческое существование, борьба с хаосом
  3. Преодоление страданий и возвращение, спасение

В фильме Интерстеллар человечество проходит все эти этапы.

Райское состояние - это жизнь на земле до катастрофы; она осталась за кадром.

Борьба с хаосом – это борьба людей за выживание на взбунтовавшейся Земле.

Преодоление страданий – это спасение с земли на космических станциях.

Героем-спасителем в нашем мифе является Купер. Он тоже проходит все необходимые этапы мифического пути героя. В Интерстелларе это:

  1. Жизнь в обычном, земном мире
  2. Призвание свыше
  3. Встреча с наставником
  4. Преодоление порога
  5. Путь испытаний
  6. Сошествие в черную дыру (параллель с миром умерших)
  7. Благовестие
  8. Чудесное воскресение
  9. Возвращение в земной мир
  10. Встреча с дочерью (напоминает явление христа марии магдалине после воскресения)
  11. Вознесение

Мы видим много общего с христианским мифом, и это естественно. Вся мифология постхристианской культуры неизбежно будет представлять собой частичное воспроизведение средневековой христианской мифологии.

Зарождение культа

Если бы логика мифа продолжила в фильме свое развитие, то мы бы увидели даже зарождение культа Сверхлюдей и Купера как их посланника.

Первые признаки уже начали появляться. Дом Купера восстановлен и оберегается: это место начала священной истории.

Но в остальном что-то пошло не так.

Хотя Мерф получила свое знание из потустороннего мира от Купера и принесла людям благую весть, ей почему-то никто не поверил. По крайней мере, так она утверждает.

Поэтому ей пришлось взять на себя роль спасительницы человечества, а подлинный спаситель так и остался людям неизвестным. По непонятной причине Мерф сделала Купера «земным» в глазах других людей, сообщив им о том, что он обожал ферму. О мотивах ее поступка мы можем только догадываться.

Выводы

Таким образом, фильм Интерстеллар по самому своему смыслу – это миф. Думаю, что это главная причина того, что он может производить такое мощное воздействие на зрителя. Самой структурой повествования он заставляет резонировать самые глубинные слои человеческой души, относящиеся к коллективному бессознательному нашей цивилизации.

Особенность мифа Нолана в том, что личностью в нем является исключительно человек. Причем, это человек «естественный», т.е. миф Нолана не является мифом трансгуманизма. Такая деталь как подчеркнуто неантропоморфный робот призвана усилить эту идею.

В противоположность другим современным мифам, где на месте богов в иерархии мифа мы видим представителей иной цивилизации или искусственный интеллект, у Нолана это место занимает сверхразвитое человеческое общество.

Человеку, уже не верящему ничему, кроме науки, чувствующему себя никчемной песчинкой, затерянной в космическом пространстве, Нолан предлагает новый миф, делающий жизнь осмысленной, избавляющий от экзистенциального одиночества и дающий надежду на лучшее будущее для человечества.

Главный англоязычный портал о космосе Space.com подготовил к выходу фильма инфографику, объясняющую работу ключевых физических явлений фильма, например червоточины: «Если соединить две сингулярности в разных частях Вселенной, то можно создать туннель сквозь гиперпространство. Однако подобные червоточины не формируются сами по себе в естественной среде. Существа, способные контролировать гравитацию и путешествовать сквозь гиперпространство, могут создавать червоточины и передвигаться по Вселенной быстрее скорости света».

Межзвездные путешествия


Популяризатор науки, физик и футуролог Митио Каку назвал фильм золотым стандартом в научной фантастике, при этом рекомендовал к прочтению свою критическую статью о межзвездных путешествиях: «Большинство ученых сомневается, что путешествия между звездами возможны, потому что световой барьер практически непреодолим. Но чтобы двигаться быстрее скорости света, мы должны перейти от специальной теории относительности к общей теории относительности и квантовой физике. Таким образом, мы не можем исключать межзвездных путешествий, если предположить, что продвинутая цивилизация сможет аккумулировать достаточное для дестабилизации пространства и времени количество энергии».

Метафизика и научный метод


Журнал Wired посвятил декабрьский номер детищу Кристофера Нолана, отдав режиссеру место главного редактора. Среди многочисленных статей затесалась беседа о метафизике фильма со знаменитым Кипом Торном, который был главным консультантом «Интерстеллара» и теперь с удовольствием рассказывает, что дело не только в научном методе: «Я называю это интуицией. Яков Борисович Зельдович, величайший астрофизик XX века и создатель русской водородной бомбы, был моим близким другом. Он не мог понять, как черная дыра может испускать излучение Хокинга, хотя сам и подсказал Стивену главную идею, которая лежит в основе этого явления. В течение двух лет он был не в состоянии связать это знание со своими представлениями. Позже, когда я был у него в гостях в Москве, он наконец-то сдался и, вскинув руки, признал, что понял все интуитивно».

Роботы


Ближайший конкурент Wired журнал Popular Science выразил сомнения в том, что роботы «Интерстеллара» имеют практический смысл. В статье с эпитетами «роскошные и глупые» о пользе «монолитов» рассуждает робототехник престижного Вустерского политехнического института Дмитрий Беренсон: «Люди в скафандрах не могут находиться среди предметов с острыми углами. Это может привести к большим проблемам. Современный подход к созданию роботов включает в себя использование гибких материалов - нет серьезных причин, чтобы не сгладить углы».

Пять измерений


Уважаемое экономическое издание Business Insider пригласило главного астрофизика планеты Нила де Грасса Тайсона, чтобы тот объяснил концовку «Интерстеллара». Неутомимый популяризатор науки высказал весьма убедительную версию в 3-минутном видео и рассказал о 5 измерениях: «Мы живем в трехмерном пространстве, но, чтобы назначить кому-то рабочую встречу, вы уже используете четыре координаты - где: высота, ширина, длина + когда: время. Чтобы жить осмысленно, мы интуитивно используем все четыре измерения. И это не должно нас удивлять. Мы относимся к этому как к должному. Но проблема в том, что в пространстве я могу вести себя свободно: пойти направо, налево, вниз, подпрыгнуть - и достичь всех его точек. Во времени я пленник настоящего».

Биологическая катастрофа


Планета Миллера


Британская газета The Telegraph разбирает научные аспекты фильма, в том числе эволюцию организмов на замерзшей планете, и приходит к неутешительному выводу: «Доктор Брэнд объясняет, что жизнь не развилась на планете Миллера, потому что черная дыра Гаргантюа ограждала ее от столкновения с кометами и астероидами, засасывая их огромным гравитационным притяжением. И правда, многие верят, что аминокислоты и вода появились на Земле благодаря кометам. Однако практически все космические тела, будь то планеты, астероиды или кометы, обладают собственным моментом импульса движения и создают свою центробежную силу. Поэтому планета Миллера, как и все остальные планеты, не могла избежать бомбардировок кометами и астероидами».

Русские на борту


Серьезное российское издание о науке «Троицкий вариант» попросило рассказать о фильме физика Елену Мурчикову, участвовавшую в консультациях съемочной группы: «Кип Торн прикладывал огромные усилия, чтобы все в фильме было максимально по-настоящему. Поддельный геологический отчет, из которого зрители увидели лишь несколько строчек, был составлен в полном объеме и по всем правилам аспиранткой геологического факультета. Бумаги и (закрытые!) тетради были исписаны физическими вычислениями, относящимися к проблеме, решаемой героями. Кривым и подчеркнуто неаккуратным почерком профессора Брэнда писал аспирант-астрофизик, а почерком взрослой Мерф писала я».

Любовь как псевдонаука


Портал о поп-культуре в контексте фантастики и фэнтези io9.com нашел в фильме псевдонаучный подход и мистику нью-эйджа: «Есть большая разница между путешествием в гиперпространстве, отлично показанном в «Интерстелларе», и идеей, что любовь - это пятое измерение, которое позволяет человеку прыгнуть внутрь черной дыры и оказаться в прошлом, чтобы вступить в контакт с 10-летней дочерью. «Интерстеллар» хочет, чтобы мы поверили именно в это… Другими словами, фильм стирает грань между наукой и мистикой, не пытаясь объяснить, что же происходит на самом деле».

Блог образовательной конференции Ted-Ed собрал 5 лекций, которые помогут лучше понять «Интерстеллар». Например, о третьем законе Ньютона: «Нечасто главный герой цитирует фундаментальные законы физики, когда героически жертвует собой ради человечества. Но когда он или она совершают подобный подвиг, мы чувствуем себя приятно и глупо одновременно. Это видео поможет вам освежить в памяти третий закон Ньютона, чтобы в следующий раз вы сами смогли с его помощью оправдать принятие жизненно важного решения».

Твердая наука


Для самых отчаянных фанатов или скептиков фильма все тот же Кип Торн выпустил прекрасную книгу «The Science of Interstellar», в которой объясняет основы мироздания и спекулирует по поводу картины и последних открытий в теоретической физике: «Наша Вселенная - огромная. До боли красивая. С одной стороны, удивительно простая, с другой - невероятно сложная. Чтобы все понять, мы должны взять из великого богатства нашей Вселенной всего несколько элементарных фактов, которые я сейчас попробую объяснить».

После просмотра. Жена: "У меня жутко разболелась голова".
Я: "Искусство требует жертв".

Только ленивец не писал об "Интерстелларе" Кристофера Нолана. Оно и понятно - ведь ленивец - животное и писать не умеет. Другое дело - я. За последние несколько недель я видел столько рецензий и видеороликов об этом фильме, что у меня даже почти сложилось впечатление, что я его уже посмотрел. Добрался до кинотеатра я только недавно. Потому делюсь свежими впечтлениями.

Есть здесь люди, которые не в курсе, кто такой Кристофер Нолан? Нолан - это режиссёр, начавший карьеру с малобюджетного "Помни" и закончивший новой трилогией о Бэтмене. Нолан - это последняя надежда интеллектуального кино, завёрнутого в блестящую обёртку блокбастера. "Начало" с Ди Каприо, "Престиж" с Хью Джекманом и Кристианом Бейлом. Помните, как в 99 году выстрелили братья Вачовски со своей "Матрицей"? Точно также выстреливает Нолан каждый раз, и это тот самый случай, когда следует запалатить 350 рублей за поход в кино. Я понимаю, 3 часа хронометража - испытания не из лёгких, но оно того стоит.

Я не стану относить "Интерстеллар" к космической тематике, сравнивать его с "Гравитацией", вспоминать "Луну 2012", "Космическую одиссею" и прочие космо фильмы. "Гравитация" была создана ради картинки, и картинка там действительно впечатляющая. Скучная, но впечатляющая. У "Межзвёздного" была другая задача. Донести до людей через диалоги и игру актёров простые банальные истины. Заставить думать, а не жевать поп-корн. Поэтому космоса в фильме ровно столько же, сколько в трейлере. Остался вопрос - куда дели 160 лямов? Понятно, гонорары актёрам, идеальный Макконахи, мать его за ногу. Однако, в фильме с таким солидным бюджетом крайне мало спецэффектов. Всё дело в том, что Нолан ненавидит зелёный экран. Большая часть фильма снята без современных спецэффектов. Зато при просмотре фильма отдаёт фантастической классикой: не рисованный космсос, реальные модели космических кораблей. При этом в фильме они выглядят достойно и реально. Да, в "Интерстелларе" есть компьютерная графика. Здесь лучшие компьютерные волны, дающие просраться волнам из "Ноя", странный и смешной, но реальный робот. 80% сцен в фильме сняты без использования компьютерной графики. На это стоит посмотреть. Нолан любит олдскул. Любит плёнку, любит спецэффекты по-старинке.

"Интерстеллар" - это микс всех предыдущих работ режиссёра. Здесь тебе и отсылки к "Началу", и немного "Помни". К концу фильма создаётся впечатление, что Нолан вставил сюда вырезанные сцены из "Начала". И это хорошо. Ещё хорошо, что научная фантастика, на которую претендует фильм, разбавлена местами юмором. Качественным юмором, от которого ты не пытаешься выдавить улыбку, а делаешь это от души. Да, в фильме есть куча научных несоответствий, но я говорю о фильме в целом. Для обычного обывателя подобные ляпы незаметны вовсе, если только вы вдруг не инженер.

Вы спросите, на что смотреть на большом экране в фильме с бюджетом 160 миллионов, если фильм о человеках, об их отношениях и прописных истинах? Я отвечу так: не смотреть, а слушать. Музыку, которая дополняет каждый кадр, благодаря которой ты оказываешься по ту сторону экрана. Это не значит, что в "Межзвёздном" не на что смотреть. Проблема в том, что надо иметь терпение, любить качественное кино, заставляющие думать, а не идти в кинотеатр с одной лишь целью - убить время. Есть в "Интерстелларе" сцены, завораживающие по своей красоте и масштабности, есть пару взрывов, есть красочная чёрная дыра, есть пейзажи неизведанных планет, но в трехчасовом формате они занимают ничтожное количество времени.

"Интерстеллар" - это как пост-рок, главное здесь атмосферность и ощущение полной безысходности, которые передаются при помощи сильного саундтрека и плачущего Макконахи. Кстати говоря, со слезливыми сценами в фильме перебор. Я серьёзно устал сдерживать скупые мужские слёзы. Было ощущение, что я пересматриваю "Титаник". В "Интерстелларе" плачут все. Герои будто соревнуются, кто расплачется лучше других. Но мы-то знаем, что лучше Макконахи плакать никто не умеет. Оскар всё равно именно ему отдадут, а не Ди Каприо.

В фильме есть ляпы и стереотипы. Голливуд еще не перестал быть Голливудом. Обязательное упоминание о русских, тема семьи, нахождение супер засекреченной лабаратории за час, некоторые несостыковски с физикой. Но эти минусы не должны вас отвлекать от целостности такой шедевральной картины как "Интерстеллар". Я прочитал много негативных отзывов о фильме. Рецензия школьника выглядит примерно следующим образом и вы наверняка на неё натыкались.

"Как за три часа можно не показать космос? Нолан возомнил себя сверхчеловеком, открывающим новые миры по типу лабириринтов. Но ничего нового он не открывает. Теряется сюжетная линия, а к концу фильма ты не понимаешь, о чём был фильм. О любви? О человечности? О спасении мира? Я ожидал от Нолана больше. Я терпел первые 20 минут, ожидая спасения человечности, но на второй час я уснул, потому что выпил слишком много пива."

"Интерстеллар" позиционирует себя как блокбастер, но по факту им не является. Он хорошо смотрится на большом экране, но не претендует на звание самого правдивого научного фильма в истории. Он хорош тем, что взрывает тебе мозг, выковыривая из твоей головы многочисленные вопросы, ответы на которые ты не факт что найдёшь. Можно долго разводить дискуссии на тему фильма, но фильм обызывает к просмотру.

Я бы мог писать эту рецензию бесконечно, но боюсь, что начну повторяться. Поэтому сразу к выводу.

Пережёвывывая многочисленные негативные отзывы, хочу вас спросить: когда вы видели в последний раз действительно достойный фильм на большом экране? Мне на память их последних приходит лишь "Жизнь Пи" и больше ничего. Именно по этой причине призываю вас бежать в кинотеатр, прихватив подгузники, возможно, вы найдёте у фильма недостатки и черные дыры в сюжете, но без эмоций вы не останетесь точно. В конце концов, разве не ради этого мы смотрим фильмы?

Ну и напоследок. Для тех, кто уже посмотрел фильм.


После Нолана через день я посмотрел "Люси" Люка Бессона. Жена отрецензировала так: "После Нолана невозможно смотреть такие фильмы". И это хорошо, когда в Голливуде редко, но метко, кто-то ставит такие высокие планки, после которых обычные блокбастеры действительно кажутся тебе халтурой и пустым времяпрепровождением.

На прошлой неделе в прокат вышел новый фильм режиссёра Кристофера Нолана «Интерстеллар». Масштабное научно-фантастическое кино про погибающую Землю, полёт в космос и кротовую нору. В России фильм вызвал бурную реакцию: его либо ненавидят, либо восхищаются им. Доходит до того, что некоторые люди называют «Интерстеллар» лучшим фильмом десятилетия. Редактор Look At Me Гриша Пророков считает, что последняя работа Нолана - отличный повод задуматься о феномене мнимо глубокого кино и о том, как опасно, когда фильмы заставляют зрителей думать, что они понимают больше, чем есть на самом деле.

Третий трейлер к фильму «Интерстеллар»

Человеческий мозг настроен на то, чтобы никогда не меняться - мы неизбежно тянемся ко всему близкому и понятному. Существует целый ряд ловушек , в которые попадается наше сознание, чтобы сохранить статус-кво. Например, то, что по-английски называется confirmation bias - cклонность к подтверждению своей точки зрения , благодаря которой мы окружаем себя людьми, разделяющими наши взгляды на мир, и меньше замечаем вещи, которые этим взглядам противоречат. Или, например, феномен Баадера - Майнхоф : если верить ему, то мы чаще обращаем внимание на объекты, которые имеют к нам какое-нибудь отношение. Например, если вы покупаете красную машину, то вы с большей вероятностью начнёте чаще видеть красные машины на улице. Мозг устроен так, что человек навсегда стремится остаться в своей зоне комфорта, и, думаю, никого не нужно убеждать, почему это вредно.

Это одна из причин, почему нам нужно искусство: с его помощью мы напоминаем друг другу о том, что не всё знаем и понимаем о мире, выталкиваем себя из этой зоны комфорта. Оно даёт возможность говорить на неприятные темы, задавать неожиданные вопросы и вызывать у человечества новые эмоции. Говоря словами Чехова, художник должен задавать вопросы, а не отвечать на них.

Художник должен задавать вопросы, а не отвечать на них

Последние сто лет - в кино, литературе, да и вообще в массовом искусстве - с этой задачей особенно хорошо справлялась научная фантастика. Она раздвигает границы реального мира и при этом продолжает говорить о людях, поэтому может смотреть на вещи с неожиданного ракурса. Можно вспомнить, например, «Бегущего по лезвию» (фильм, который критик Роджер Эберт называл в своём списке лучших фильмов в истории) , одно из гениальных современных произведений о смерти. В нём в мире с людьми сосуществуют андроиды, и с их помощью очень точно показывается, что в конце концов мы все умрём. Или, например, относительно современный фильм «Дитя человеческое», в котором показан тусклый мир, где больше не рождаются дети, что заставляет зрителей чувствовать тоску и ужас.

«Интерстеллар» - новый фильм Кристофера Нолана - на первый взгляд кажется похожим произведением. Это амбициозное, визуально впечатляющее кино о будущем человечества и о полётах в космос. Главный герой, которого играет Мэттью Макконахи, отправляется в путешествие через кротовую нору, чтобы найти погибающему человечеству новый дом. В какой-то степени это гуманистический фильм о любви, хотя многие справедливо называют Кристофера Нолана холодным и механическим режиссёром. В «Интерстелларе» тем не менее, как и во многих современных фильмах, таится опасность: это кино не задаёт никаких вопросов, а лишь подтверждает зрителю, что он и так знает всё самое важное про мир, заставляя его чувствовать себя особенным и умным. И вот как это работает.


Бюджет фильма составил $165 миллионов

Кристофер Нолан не сразу стал считаться главным интеллектуальным поп-режиссёром современности , хотя сейчас его многие так называют. В начале 2000-х он поднялся на волне так называемых mindfuck movies (к сожалению, жанр именно так называется, и это никак не перевести) - запутанного кино, нередко с каким-нибудь твистом, которое заставляло зрителей поломать голову. Такие фильмы снимал Дэвид Финчер и придумывал сценарист Чарли Кауфман, например. Классические примеры - «Игра», «Быть Джоном Малковичем», даже «Шестое чувство» М. Найт Шьямалана. Нолан со своими «Помни» и «Престижем» отлично встроился в эту волну. В то время, в начале 2000-х, после «Матрицы», боевика, поднявшего простой, но хитрый вопрос об обманчивости реальности, Голливуду остро не хватало умных экшен-фильмов. Тогда Нолан взялся снимать кино про Бэтмена и занял важную нишу - неглупого, почти интеллектуального, но одновременно снятого с размахом экшен-кино. Тогда его подняли на щит гики и объявили спасителем Голливуда, делая вид, что выбирать приходится исключительно между Ноланом и Майклом Бэем.

Кристофер Нолан - точно не плохой режиссёр, но важно отметить, что многие его не только хвалят, другие его разумно критикуют, замечая, что он всё снимает головой. Вот, например, хороший текст про фильм «Начало» (запутанный фильм-ограбление, действие которого происходит в мире снов) критика А. Д. Джеймсона, в котором подробно разбирается творческая манера режиссёра - и объясняется, что с ней не так. Если вкратце: Нолан снимает предельно механическое, безэмоциональное кино, в котором почти нет никаких идей, зато есть внушительные и громоздкие интеллектуальные конструкции - в случае с «Началом» это несколько слоёв реальности сна, между которыми путешествуют герои. При этом режиссёр вообще не разбирается в людях и очень неумело показывает человеческие эмоции.

Человеку кажется, что если ему показали что-то сложное, то в этом сложном обязательно спрятан какой-то важный смысл

Возможно, главная проблема его кино состоит в том, что Нолан держит зрителей за идиотов. В недавнем интервью сайту The Daily Beast он заявил: «Да, я знаю о сюжетных дырах в своих фильмах, и знаю, когда люди их замечают, но обычно их никто не видит». При этом все идеи в своём кино Нолан разжёвывает и доносит зрителям напрямую, через экспозицию: все мысли произносятся вслух героями, которые друг другу их разъясняют. Гораздо ценнее сделать так, чтобы идея появилась в голове у зрителя благодаря тому, что ты ему показал, а не благодаря тому, что ты её рассказал. Как пишет Тодд Вандервёрф на сайте Vox, «Нолан любит большие, интересные идеи, но кажется, что он мечтает снять фильм, в котором герои два часа рассказывают друг другу эти идеи с помощью графиков и диаграмм».

Графики и диаграммы - главные друзья фильмов Нолана. И к «Интерстеллару», в котором есть несколько параллельных временных линий, и к «Началу», где герои опускаются на несколько слоёв сна, энтузиасты рисовали красивые схемы , в которых объясняется сложная структура этих фильмов. Но многие эту сложную структуру принимают за мнимую глубину. Человеку кажется, что если ему показали что-то сложное, то в этом сложном обязательно спрятан какой-то важный смысл. На деле же фильмы Нолана мало чем отличаются от фильмов вроде «21 грамм» или «Амели» - таких, которые гладят зрителя по голове и говорят ему, что он и так знает все тайны бытия.


«Интерстеллар» нельзя назвать плохим фильмом. Это средняя научная фантастика с несколькими блестящими сценами - в некоторых из них даже прорываются человеческие эмоции. Проблемы начинаются, когда люди, выйдя из зала, начинают кричать: «Я прозрел!» и кидаются на всех, кто с ними не согласен. Герой Мэттью Макконахи, отправляясь в космос, оставляет на Земле свою дочь, и из-за капризов теории относительности они стареют с разной скоростью. Пока на Земле привычным ходом идут годы, Макконахи остаётся молодым. Нолан мог бы сделать фильм про человечество, отношения между людьми, даже любовь, - но «Интерстеллар» остаётся холодным фильмом без смысла. Любая глубина тут исключительно обозначается. На поверхности кажется, что это фильм про любовь, но только потому, что герои неустанно об этом говорят. На самом деле это не фильм про любовь. Здесь не поднимается никаких вопросов. Не создаётся никаких неожиданных эмоций. Тут есть только холодные умственные схемы.

Беда в том, что Нолан действует методами писателя Пауло Коэльо: убеждает зрителя, что он вместе с режиссёром только что понял, как устроен мир. Он бесконечно разжёвывает свою философию, искусственно нагнетает пафос и в сухом остатке даёт зрителю чувство комфортного всезнания. Неудивительно, что это такое популярное кино. Мы хотим чувствовать себя умными, но не хотим выбираться за пределы близких нам идей.

Конечно, нельзя ограничивать смысл искусства одними только неожиданными вопросами и нарушением статус-кво. Оно способно на другие вещи: например, показывать нам красоту или давать чувство причастности к чему-то большему. Проблема в том, что Нолан замещает все эти возможные чувства одним единственным: чувством многозначительности. «Интерстеллар» заставляет людей чувствовать себя умнее. Более глубоким, более разносторонним человеком. Это уже близко к снобизму.

О нём важно дискутировать - и оно от этого не только не страдает, а только становится лучше

Реальная наука в «Интерстеллар» тоже служит только этой цели - создать иллюзию глубины. Об этом было много разговоров: Нолан вроде как сделал максимально точный с научной точки зрения фильм (об этом недавно, например, Нил Деграсс Тайсон) . Но на самом деле совершенно неважно, насколько он достоверный: для обычного зрителя она создаёт одну-единственную вещь - иллюзию глубины и причастности к чему-то очень осмысленному. Примерно как сложные схемы в «Начале».

В XXI веке из-за интернета и всеобщей соединённости искусство не может существовать вне контекста. Поэтому «Интерстеллар» невозможно рассматривать без реакции на него. Мне захотелось написать про фильм (и вообще про подобные фильмы) во многом из-за неё, - потому что она была предельно агрессивной и иллюстрировала этот снобизм. За последнюю неделю я видел и слышал бесчисленное множество высказываний в духе «кто не любит “Интерстеллар”, тот ничего не понимает в кино». Более того, я уверен, что и на то, что я написал, посыпятся негативные комментарии.

Но искусство важно критиковать. О нём важно дискутировать - и оно от этого не только не страдает, а только становится лучше. Запрещая любой разговор о нём, поклонники фильма только подчёркивают опасность фильма. Например, Станислав Зельвенский на сайте «Афиша-Воздух» отлично написал о той самой способности Нолана нагнать многозначительности: «...главная причина, по которой Нолан достиг такого успеха своими гигантскими серыми конструкциями, - ему удалось польстить самолюбию миллионов, заставив их поверить, что они смотрят кино интеллектуальнее среднего блокбастера, а значит, вместе с ним возвышаются над стадом с попкорном из соседнего зала». И что он получил в ответ? 130 оскорбительных комментариев о том, что Нолан - великий режиссёр, которого нельзя трогать. И это, пожалуй, лучшая иллюстрация того, как его фильмы льстят зрителю.