Земная жизнь Господа Иисуса Христа – исторический факт (из рукописи «Правда Христианства»). История жизни иисуса христа Земная жизнь христа

Это рассказ об Иисусе Христе, Который жил около 2000 лет тому назад в Палестине. Все, что Иисус говорил и делал было новым учением Люди, поверившие Иисусу Христу, получают от Него помощь в земной жизни и вечную жизнь с Богом на Небесах после смерти.

Рассказ об Иисусе Христе можно начать с того момента, когда Ангел Божий явился деве Марии и Иосифу, за которого она собиралась выйти замуж. Ангел сказал им, что Младенец, который должен родиться - необыкновенный, потому что Он спасет людей от грехов. Его Отец - Бог, и имя Младенцу будет - Иисус.

Перед самым рождением Иисуса Мария и Иосиф должны были проделать далекий путь в город Вифлеем чтобы зарегистрировать свое имя и имущество по приказу царя. Когда они пришли туда, мест в гостинице не оказалось и поэтому были вынуждены остановиться в хлеву, где содержались домашние животные. В эту ночь родился Иисус. Мария спеленала Его и положила в ясли, - место куда клали корм для животных.

В ту ночь пастухи стерегли овец в поле. Внезапно явился им Ангел и сказал: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям в эту ночь, в Вифлееме родился Христос Господь". Тогда явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, прославляя Бога: "Слава в вышних - Богу и на земле мир...".

Пастухи поспешили в Вифлеем чтобы поклониться Младенцу.

В то же время в далекой стране на Востоке мудрецы увидели на небе новую звезду и пошли за ней. Они шли много дней, пока не достигли Иерусалима. Придя туда, они спросили: "Где родившийся Царь?" Священники ответили: четыреста лет тому назад пророк предсказал, что Иисус должен родиться в Вифлееме. Тогда мудрецы отправились в Вифлеем. Звезда же светила, указывая им путь, пока не остановилась над местом, где лежал Младенец. Они вошли и поклонились Ему, и отдали свои дары золото, ладан и смирну.

Ночью Иосифу явился Ангел и сказал, чтобы он взял Марию и Иисуса и бежал в Египет, чтобы спастись, так как царь Ирод хочет убить Младенца.

Мария и Иосиф возвратились в Израиль, в город Назарет после смерти царя Ирода. Здесь Иисус рос и помогал Иосифу в работе.

Однажды, когда Иисусу было двенадцать лет, он три дня провел в храме, беседуя с учителями Израиля. Они удивлялись Его познаниям.

Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, Он начал Свое служение Проходя из одного селения в другое, Он говорил людям о Боге Он избрал Себе двенадцать учеников, из которых Петр, Андрей, Иоанн и Иаков были простыми рыбаками.

Однажды ночью, человек по имени Никодим, один из учителей народа Израильского, пришел к Иисусу с вопросами о Боге Иисус сказал ему "Так возлюбил Бог мир, что послал Своего единородного Сына, чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Иисус не только говорил людям о Боге, но являл и могущество Божие, совершая великие чудеса.

Однажды, в лодке с учениками Он переплывал море. Началась сильная буря. Ученики испугались, что могут утонуть. Но Иисус сказал ветру и волнам: "Успокойтесь!" - они мгновенно подчинились Ему и наступила тишина Ученики пришли в трепет от того, что и ветер и волны повиновались Ему.

Однажды Иисус вошел в селение Наин. Навстречу шла похоронная процессия. Хоронили единственного сына вдовы. Иисусу стало жаль ее, Он подошел, коснулся гроба и сказал "Юноша, тебе говорю, встань!" Мальчик тотчас встал и начал разговаривать с окружающими, а затем вернулся домой со своей матерью.

В другой раз Иисуса попросили помочь двенадцатилетней девочке, которая была очень больна. Но когда Иисус пришел в дом, она уже умерла. Он сказал родителям: "Не бойтесь, только верьте", и, взяв ее за руку, проговорил: "Девочка, встань!", и она встала и начала ходить.

Однажды, более пяти тысяч человек слушали проповедь Иисуса о Боге Они проголодались и Иисус, взяв у мальчика его обед, который состоял из пяти лепешек и двух рыбок, помолился Богу и раздал пищу людям. Все насытились и благодарили Бога за это чудо.

Люди всегда теснились вокруг Иисуса Больным трудно было подойти к Нему Однажды вечером когда Иисус проповедовал в доме четыре человека разобрав крышу опустили к Его ногам своего друга который не мог ходить Иисус, простив ему грехи, исцелил его. Больной сразу встал взял свою постель и пошел домой благодаря Бога.

Иисус исцелял также слепых и одержимых. Он любил людей и они любили Его. Но больше всего Он хотел чтобы люди любили Бога - Его Отца.

Иисус учил что каждый человек прежде всего должен любить Бога и ближнего своего как самого себя. Однажды Он рассказал историю о человеке, которого разбойники избили, ограбили и бросили израненного у дороги. Никто из прохожих не помог ему. Только один человек, всеми презираемый, сжалился над ним, привез в гостиницу и заплатил за его лечение. Иисус привел этот пример для того, чтобы мы старались всем делать добро.

Из-за множества окружавших Иисуса людей детям было трудно подойти к Нему. Однажды Он сказал своим ученикам: "Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное".

Когда близкий друг Иисуса Лазарь умер, Он воскресил его, чтобы показать могущество Бога. Иисус велел отодвинуть камень, закрывавший вход в гробницу, и громко сказал: "Лазарь! Выйди вон!" И Лазарь вышел, весь обвитый погребальными пеленами. Иисус сказал: "Я есть Воскресение и Жизнь всякий верующий в Меня если и умрет - оживет.

Некоторые люди завидовали Иисусу и ненавидели Его, потому что Он называл Себя Сыном Божиим. Они не понимали, что Иисус пришел чтобы взять грехи всех людей на Себя. Он говорил Своим ученикам, что Его убьют, но Бог воскресит Его на третий день.

Однажды, когда Иисус входил в Иерусалим, народ окружавший Его, начал восклицать "Да здравствует Царь!", приветствуя Иисуса, и размахивая пальмовыми ветвями. И многие начальствующие в народе ожесточившись еще больше, искали удобного случая убить Его. Когда Иуда, один из учеников Христа, указал место, где можно арестовать Его, они решили сделать это немедленно.

Перед большим еврейским праздником Пасхи Иисус собрал учеников Своих для праздничного ужина и сказал им, что Он должен умереть за грехи всех людей.

Земная жизнь Господа Иисуса Христа есть действительный и несомненный исторический факт, подтверждаемый несомненными историческими данными, до такой степени несомненный, что немного найдется исторических фактов, имеющих подобную же степень исторической достоверности. Мы считаем необходимым именно на это обратить внимание читателей ввиду того, что в настоящее время употребляются неверующими особенные усилия подорвать историческую правду Евангелия, реальное существование Евангельского Христа. Беспристрастное изучение Евангелия и апостольских посланий, а также и первоначальной, идущей от первого века христианства, христианской литературы: писания непосредственных учеников апостольских – со всей очевидностью утверждают исторический факт и все обстоятельства земной жизни Сына Божия. Из рассмотрения первохристианской письменности I и II века христианства со всей ясностью выступает живой исторический образ Христа Спасителя, без которого становится совершенно непонятным и необъяснимым то огромное впечатление, какое произвело возникшее христианство в иудейском и языческом мире. Нет действия без соответствующей причины. Без Христа не могло быть и христианства. Беспристрастное рассмотрение и изучение первохристианской литературы, появившейся с первого же века христианства, со всей несомненностью обнаруживает действительность боговоплощения и вочеловечения Сына Божия, родившегося и жившего на земле в царствование римских императоров Августа и Тиверия, в условиях всей исторической обстановки того времени, как она раскрывается перед нами в Евангелии и апостольских деяниях и посланиях, написанных в первом веке христианской эры. В кратких, но исчерпывающих чертах, проф. прот. Г.Флоровский обрисовывает в своей прекрасной книге {«Жил-ли Христос») эпоху первохристианства, и впечатление, произведенное в иудейском и языческом мире божественной личностью и жизнью Христа Спасителя. Это впечатление было двоякое: у одних и личность, и жизнь, и учение Господа вызвали чувство безграничной злобы и ненависти к Нему, приведшее к Его крестной смерти; у других, напротив, они произвели чувства беспредельной к Нему любви и преданности до готовности за Него страдать и умереть. Уже один этот факт говорит об исторической действительности жизни и деятельности Господа. Первые века христианства всецело заполнены впечатлением от Его беспримерной личности. Он стал, по пророчеству праведного Симеона, предметом пререканий, причиною падения и восстания многих в Израиле и в языческом мире, и началом спасения для всех народов, светом просветившим язычников, и в славу родного Израильского народа.

Этот мировой огонь не мог бы возгораться в человечестве, если бы не имел для себя конкретной причины в лице Богочеловека. Проф. Флоровский пишет: «Спаситель был встречен в мире сомнением, недоверием и прямой злобой. Он был отвергнут, предан, поруган и убит. Своим ученикам Он предсказал в мире скорбь, ненависть и гонение». Bce это действительно исполнилось, и, тем не менее, все это не помешало победе и торжеству христианства, сильного не человеческою, но божественною правдою. Лучше сказать, все это содействовало восторженному почитанию Христа Спасителя, охватывавшему все новые и новые группы людей, готовых идти на мучения и смерть за Христа. И дело здесь даже не в гонениях со стороны государственной власти. Гораздо существеннее то глубокое общественное сопротивление, которое проявлялось во взрывах народной ненависти («львам христиан»), в клеветнических изветах на христианские общины, в полемической борьбе с христианским учешем. Личность Христа, именно Его личность, была средоточием всей проповеди христианства. Апостолы благовествовали об «историческом Иисусе», исходили из факта и событий Его действительной жизни, и на этом основывались. Все ударение лежало на определенном единичном историческом событии, все вписанных Его ближайшими учениками и очевидцами. Евангелие есть исторический рассказ, но вместе с тем и больше, чем исторический рассказ, не только потому, что оно писано не по побуждениям простой исторической любознательности, не только для напоминания о прошлом, но прежде всего потому, что в нем описываются и изображаются несравнимые и непреходящие события, которые больше, чем простые события. В четырех канонических засвидетельствованных Церковью Евангелиях начертывается со всей полнотой исторического реализма образ Богочеловека.

Исторический образ Богочеловека вычерчен и вырисован на действительном фоне тогдашней жизни. Его ученики, собеседники и враги встают перед нами, как живые. Это – рассказ о том, что было, изображение действительных событий, встреч, бесед, без умолчания и об ошибках и недостатках самих апостолов. Повествователи, по слову Учителя, выступают, как свидетели, о Нем, со всей простотой, и искренностью, описывая то, чему были свидетелями, что видели и слышали. Они начертывают образ Христа, как Учителя и Чудотворца, и как Обличителя и Судии. Сквозь историческую видимость все время просвечивает то, что видимо только для взора веры, что при жизни Спасителя видели и узнавали немногие, и, может быть, узнали и увидели только тогда, когда Христос воскрес. Исторический образ Богочеловека, родившегося на земле, жившего и учившего среди людей, таково содержание Евангельской истории и в этом заключается ее таинственное своеобразие. В Евангелии дан целостный и единый образ: в нашем восприятии он часто двоится и распадается, как он двоился и в сознании тех, кто чувственными очами созерцал самого Христа, пока сердце не прозрело верою. В Евангелии все говорится об одном. И только тот, кто схватит единым взором это целостное и живое единство, поймет Евангелие до конца, и увидит в нем то, что начертывали в нем Евангелисты, именно тот единый образ сразу и исторический и божественный образ Бога, ставшего Человеком, и человека, бывшего Богом, который неизменно хранила и хранить Церковь со времени апостольской проповеди, как апостольское предание, предание самовидцев.

Евангелие можно назвать исторической иконой, точнее – четыре иконы. И эти четыре иконы не вполне совпадают между собой; даже при поверхностном наблюдении нетрудно заметить «разногласия Евангелистов». Но нужно припомнить, как относилась к ним (к этим разногласиям) христианская древность: никогда не пробовала и не пыталась она стереть, или хотя бы смягчить эти видимые «противоречия»; история евангельского текста ничего не знает о таких «предвзятых поправках». Это говорить о мнимом характере этих разноречий и разногласий, ничуть не нарушающих единства целого. В Церкви никогда не имели успеха попытки Евангельского свода, хотя таковые и делались с первых веков христианства. Но начиная с «Диатессарон» Татиана (Тациана) во второй половине второго века, и кончая опытом еп. Феофана Затворника и других в 19 веке – эти попытки не имели существенного значения и не привились в церковной практике. Образ Христа хранится в Церкви в четырех отражениях. И во всех – одно лицо, Единый Лик. Земной план Евангельской истории прорезывается и пронизывается небесным. Сквозь историческую очевидность всегда просвечивает божественная действительность. Неверующих и сомневающихся это наличие божественной действительности часто смущает, мешает им признать историческую достоверность Евангельского рассказа. Им кажется, не может быть взято или списано с натуры то, что так не похоже на нашу обычную действительность. Отсюда является соблазн «поправить» Евангельский рассказ, очистить его от примеси чудесного элемента, сделать его более обычным. В этом сказывается предвзятое отрицание Евангельского чуда и Евангельской тайны, тайны и чуда Богочеловечества. Никакими доводами нельзя сломить такое отрицание. Здесь, в Евангелии, предвзятое мнете (например, о невозможности чуда) сталкивается с фактом, которого оно не желает видеть, и признать, и поэтому просто отрицает его действительность, как невозможность. Наперед взято под сомнение или совсем отвергнуто божественное достоинство и Богочеловечество Христа, и потому кажется невозможным и неправдоподобным в Его земной истории все то, чего не бывает, что необычно и невозможно в истории обыкновенных людей. Но Евангелие не есть история человека. И, однако, все же история, описание того, что было. Было особенное и небывалое, единственное и неповторимое: «Бог явился во плоти, и образом обретеся, яко человек». И потому Евангелие сразу – и Евангелие Сына Божия, и история Сына Давидова. В жизни Богочеловека наперед следует ожидать необычного, не похожего, и отличного от жизни только людей, предвидеть разрыв и снятие обыденных человеческих граней. Евангельской очевидности сомнение противопоставляет только предвзятое отрицание возможности Богочеловечества и Боговоплощения вообще. Из того, что Иисус был человек, поспешно и неосновательно заключать, что Он был только человек, и не был Богом, и на основании такого мнимого и торопливого вывода – отрицать, заподозривать или перетолковывать все то, что в повествование о Нем не может относиться к обыкновенному, хотя и замечательному человеку. При таком рассечении Евангельского рассказа его историческая достоверность, действительно, теряется. История «Иисуса из Назарета», рассказанная в пределах одного человечества совсем не есть история, но вымысел, ибо не соответствует изображаемой действительности. Что же получилось? В поисках чистой, «неприкрашенной» истины получилось искажение подлинной исторической истины. Евангелие есть икона Богочеловека. В аянш божественного достоинства не исчезают и ре расплываются человеческие черты. Они сохраняют всю свою четкость и полноту. В этом состоит таинственное своеобразие Евангельского изображения, передающего чудесный лик Христов. Во Христе была полнота человечества – поэтому Христа и можно было принимать за «только человека», ибо не для всех были вразумительны знамения Божества в Нем. Книжники говорили, что «Он имеет Веельзевула, и что изгоняет бесов силою бесовского князя». Даже ближние Его, Его «братья» не верили в Него (Ин. 7, 5). И когда Он в Своем родном городе Назарете проповедовал в синагоге, слушавшие «изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария? И братья Его – Иаков, Иосия, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем» (Мф. 13, 54-57; Мк. 6, 2-7).

В Нем была полнота человечества – отсюда бесспорная четкость и живость Его Евангельского изображения, как человека. Как человек, Он утомлялся, спал, жаждал, алкал, радовался, скорбел, отзывался на радости и скорби людей, гневался... Евангелие полно живых людей, зарисованных в полноте их личного своеобразия, выраженной иногда немногими словами. Евангельские лица выступают перед нами так ясно и ярко, что только с натуры, с действительности, можно снять такое изображение. И образы Захарии и Предтечи, и образ Пречистой Девы, и образы учеников, и мрачные образы предателя и архиереев, и образы часто безымянных верующих и исцеленных (например, яркий образ Самарянки, образ слепорожденного в Евангелии от Иоанна), притекавших к Иисусу, все они в себе самих несут свидетельство своей подлинности, своей жизненной действительности. Конечно, сама по себе наглядность и изобразительность рассказа еще не вполне обеспечивает его историческую достоверность. Но в Евангельском рассказе есть нечто большее, чем одна только живая наглядность. Есть бескорыстная, свободная непосредственность рассказа, прямо свидетельствующая о его действительности. Доказать это трудно, но еще труднее в этом сомневаться, если только нет предвзятой воли к сомнению. Ясно чувствуется, что все Евангельские события рассказаны по живой памяти и живому впечатлению. Приводить примеры – это значило бы пересказывать все Евангелие. Вспомним два-три случая. Ярким реализмом запечатлена беседа Господа с учениками то пути в страну Кесарии Филипповой, торжественное исповедание Петра, и тотчас же его малодушное прекословие (Мф. 15, 13-23). Или рассказ о том, как тотчас же после слов Спасителя о предстоящих Ему в Иерусалиме страданиях и смерти, приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых, Иакова и Иоанна, с просьбой дать им место по правую и левую сторону от Себя в Царствии Небесном (Мф. 20, 20-24; Мк. 10, 35-40); или повествование о воскрешении Лазаря, полное таких драматических подробностей и таких важных откровений. Бесспорными реалистическими подробностями описаны последние дни Господа. Таково, например, упоминание о юноше, шедшем за воинами после взятия Христа в саду Гефсиманском; или встреча уже на пути на Голгофу с Симоном Киринеянином, понесшим крест Христов, или просьба жены Пилатовой не делать зла «Праведнику Тому», или присутствие Марии Магдалины и Марии Клеоповой (Божией Матери) у гроба, где погребали Христа. Все эти подробности не выдумаешь – они взяты прямо из жизни, сообщены очевидцами. Евангельский рассказ всюду сопровождается такими отдельными реалистическими подробностями, именами, прозвищами, названиями мест, городов и т.д., которые сообщают ему яркую и несомненную жизненную, конкретную действительность. Историческое сопоставление внешних подробностей Евангельской истории с другими источниками по истории и быту тогдашней Палестины в общем и основном с полной убедительностью показывает историческую и бытовую точность Евангельского изображения. Но, конечно, не на этом совпадении основывается для нас достоверность Евангелия. Внутреннее содержание Евангелия и самый образ Христов превышают эти внешние рамки. Исторический реализм Евангелия ярко выступает и в речах Иисуса Христа. Он говорит, как иудей языком и образом Своего времени и народа. На Его речах лежит яркий исторический колорит. По содержанию и смыслу Его проповедь превышает ветхозаветную меру. Она смущает не только слепых блюстителей буквы законной, но и таких ученых и благочестивых «учителей израилевых», каким был Никодим, и в то же время в ней, в проповеди Христа, было «исполнение закона и пророков». Из всего сказанного видно, в какой яркой и четкой исторической рамке, при Ироде, паре 1удейском, и при Понтии Пилате, римском правителе, в царствование римского императора Тивер1я, протекла в Иудее и Галилее земная жизнь Спасителя.

После всего сказанного нам нет надобности приводить внешние свидетельства о Христе языческих писателей I, II и III веков – Иосифа Флавия, Тацита, Светония, Плиния, Лукиана, Цельса и др., не видевших и не знавших и не слышавших лично Спасителя. Историчность жизни Господа и Его проповеди вполне подтверждается сказанным, так же как и Его образ обрисовывается со всею ясностью. Для нас важнее остановить наше внимание на последующей христианской литературе, из которой нам видно будет, сохранило ли и в какой мере последующее христианское общество память о Светлом Лике Христовом и о Его проповеди. К нашему счастью и радости, христианская литература от времен апостольских непрерывно тянется ко всем последующим столетиям, давая нам возможность ясно видеть, насколько свято сохранилось в Церкви апостольское предание о Христе Спасителе. Рассмотрение писаний мужей апостольских, т.е. непосредственных преемников святых апостолов, апологетов, т. е. оставивших письменные труды в защиту христианства в I, II и III веках, и последующих отцов и учителей Церкви показывает нам, что образ Христа, во всей Его неприкосновенности и святости, был сохранен и передан ими последующим поколениям, и таким образом навсегда остался неизменным в сознании Церкви, и таковым остается и до настоящего времени.

Прот. Сергий Четвериков († 1947г.)

Введение.

Эта работа пишется с точки зрения человека, верующего в Иисуса Христа, как в Бога, принесшего нам учение, указывающее единственный путь, обеспечивающий выживание человечества и возможность его дальнейшего развития.

Я верю, что Христос принёс нам тот свет, который никогда не может померкнуть, и принёс нам то учение, которое всё равно должно быть усвоено и исполнено каждым человеком, и у этого пути нет альтернативы. Чем быстрее это произойдёт, тем быстрее мы сможем перейти в Царство Любви и разомкнуть кажущийся бесконечным круг страданий, в который заключено современное человечество.

Я верю, что жизнь Иисуса Христа не исчерпывается теми 33 годами, которые он провёл в теле среди других людей. Я верю, что Христос живёт и прямо сейчас руководит теми людьми, которые готовы следовать за ним, ведёт их и помогает им.

Я полагаю, что мы живём во время, близкое к сроку обещанного Второго Пришествия нашего Господа, и для каждого из нас, как никогда, важно бодрствовать духом, ибо не знаем, «когда придёт хозяин дома: вечером или в полночь, или в пение петухов, или по утру, чтобы придя внезапно не нашёл вас спящими» (Марк 13:35,36) (1).

Напряжённость текущего момента побуждает рассмотреть в этой работе основные положения учения Иисуса Христа, как я его понимаю, и вопрос о том насколько основная масса современного человечества и, в особенности, люди, именующие себя христианами, следуют учению оставленному для нас нашим Учителем.

Земная жизнь Иисуса Христа.

Этот период жизни Учителя рассматривался многократно и очень подробно многими авторами и одна библиография этого вопроса, вероятно, может заполнить многие десятки если не сотни страниц.

Ниже помещена краткая хронологическая таблица основных дат жизни Иисуса, приведённая в работе Андрея Боголюбова (А. Мень) «Сын Человеческий» (2).

Годы ________________События и лица_______________________________

  • 7-6 до н.э. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
  • 4 до н.э. Смерть Ирода Великого, восстание в Иудее. Архелай, Антиппа, Филипп правят в Палестине.
  • 6 н.э. Низложение Архелая, Иудея вновь превращена в Римскую провинцию. Восстание зелотов.

Двенадцатилетний Иисус в храме.

  • 6 – 15 н.э. Первосвященник Ханан (Анна).
  • 14 н.э. Смерть Августа, воцарение Тиберия.
  • 18 н.э. Иосиф Кайафа назначен первосвященником.
  • 26 н.э. Пилат назначен прокуратором Иудеи.
  • 27 н.э. Проповедь Иоанна крестителя. Крещение Иисуса. Начало Его служения.

Первые ученики. Иисус в Капернауме.

Весна 28 Второе посещение Иисусом Иерусалима.

Осень 28 Избрание Двенадцати. Смерть Крестителя.

Весна 29 Умножение хлебов близ Вифсаиды. Иисуса хотят провозгласить царём.

Иисус в Финикии, Десятиградии и в тетрархии Филиппа.

Лето 29 Исповедание Петра и Преображение.

Осень 29 Иисус на празднике Кущей. Борьба против Него книжников.

Декабрь 29 Иисус на празднике Ханука. Его пребывание за Иорданом.

Весна 30 Воскрешение Лазаря. Последнее путешествие из Заиорданья в Иерусалим.

Суббота Иисус в Вифании.

Воскресенье Торжественный въезд Христа в Иерусалим.

Среда Пророчество о конце. Предательство Иуды.

Четверг Тайная Вечеря. Взятие Христа под стражу. Допрос у Ханана.

Пятница Приговор Синедриона. Суд и приговор Пилата. РАСПЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА.

Воскресенье ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

  • 14 апреля Ученики отправляются в Галилею.
  • 18 мая Возвращение апостолов в Иерусалим. Последнее явление им Иисуса
  • (Вознесение).

Датировка земной жизни Иисуса, предложенная Александром Менем, вряд ли может быть названа совершенно точной и окончательной. Впоследствии, эти даты могут уточняться и пересматриваться, как это многократно происходило и в прошлом.

Думаю, что во время приближающегося второго пришествия Христа на Землю каждый желающий сможет лично спросить и уточнить у Него даты Его первой земной жизни. Верующего человека нашего времени, вероятно, в большей степени должны интересовать не точные даты, появления Иисуса в том или ином городе древней Иудеи и прилегающих территорий, а то чему учил Иисус, и то в какой степени лично данный верующий исполняет Его учение и, соответственно, может рассчитывать на спасение своей души.

Главное же, что может заинтересовать людей маловерных и неверующих – это однозначное признание современной наукой историчности Иисуса. Человек по имени Иисус действительно родился, рос, трудился, проповедовал, учил последователей, пользовался уважением и авторитетом среди чрезвычайно широких слоёв народа, имел проблемы с духовными и светскими властями и, в конце концов был казнён по ложному обвинению, но общины Его последователей не распались, а продолжали интенсивно развиваться, пока учение Иисуса Христа не превратилось в одну из мировых религий, к сожалению, с каждым столетием распадающуюся на всё большее количество разобщённых учений и толков, но всё же помнящую о своём основателе.

Значительная часть этих событий земной жизни Иисуса описана в канонизированных практически всеми христианскими церквями текстах Священного Писания, а также дошла до нас в форме Священного Предания, признаваемого различными христианскими церквями в большей или меньшей степени. Сведения о некоторой части событий земной жизни Иисуса, возможно, сохранены и в непризнанных подавляющим большинством христианских церквей апокрифических текстах.

Для неверующих людей особое значение приобретают сведения о жизни проповедника Иисуса и деятельности основанных Им общин в текстах авторов – современников описываемых событий, заведомо неверующих в Божественное происхождение Иисуса и не входивших в число последователей Учителя.

И такие сведения есть в достаточном количестве. О событиях земной жизни Иисуса и событиях, связанных с деятельностью основанных Им общин в первые десятилетия, после того как Он оставил тело, дошли до нас в работах учёных, писателей и публицистов Римской Империи: Тацита, Плиния Младшего, Светония и Иосифа Флавия, не связанных лично с Христианской традицией и не верующих проповеди Христа(3).

Тацит описывает гонения в 64 г. н.э. на христиан в городе Риме, демагогически обвинённых императором Нероном в поджоге, вызвавшем грандиозный пожар погубивший большую часть города. Тацит, бывший современником описываемых событий, с негодованием относясь к чудовищным жестокостям Нерона по отношению к схваченным и ложно обвинённым людям, в то же время к христианскому вероучению относится без всякой симпатии. Тацит рассказывает о слухах разошедшихся по городу, будто поджог устроил сам Нерон, давно замысливший перестроить Рим, и далее пишет: «И вот, Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами». Затем Тацит вводит лаконичную историческую справку: «Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме…» (3; стр.125). Как видите, оценка христиан вполне негативная, хотя Тацит и не одобряет чрезмерных и несправедливых жестокостей Нерона.

В таком же духе высказывается о Христианах и Светоний, мимоходом упоминая о них в жизнеописаниях императоров Нерона и Клавдия (3; стр.126).

Римский писатель, придворный, аристократ Плиний Младший одно время был проконсулом провинции Вифиния и в этой должности вёл обширную переписку с императором Траяном. До нас дошли эти письма и среди них одно, посвящённое судебному дознанию относительно вифинских христиан.

Как можно понять из письма был какой-то анонимный донос. В ходе следствия список обвиняемых сильно разросся. Среди них оказались и люди «нежного» возраста, и взрослые, мужчины и женщины, рабы и свободные, в их числе и такие, которые обладали правом римского гражданства. Разбирательство велось соответственно правовому статусу каждого. Рабов допрашивали под пыткой, «безумцев» из числа имеющих римское гражданство отправляли для суда в Рим, упорствующих из местных жителей Плиний казнил собственной властью, отрекшихся отпускал. «Они утверждали – пишет Плиний, – что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они обычно, по определённым дням, собирались до рассвета, воспевали чередуясь Христа, как Бога… После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи обыкновенной и невинной… Тем более счёл я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, назвавшихся прислужницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерно уродливого суеверия… Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, её можно остановить и помочь делу» (3; стр.127).

Это письмо вполне равнодушного к Христову делу сановника даёт нам сведения о социальном лице раннехристианских общин рубежа I-II веков, об их психологическом настрое, некоторых сторонах общественного бытия и организации, возможно напрямую восходящих к традициям и установлениям, данным самим Учителем.

Эти и другие свидетельства в течении полутора столетий ставились под сомнения атеистической пропагандой, многочисленные адепты которой пытались представить эти, без сомнения, нехристианские документы позднейшими интерполяциями (вставками в подлинные тексты). В подлоге обвинялись поздние христианские авторы, для которых совершенно немыслимыми были бы столь кощунственные и нелестные отзывы о христианах и христианском учении. При этом атеистические авторы, широко использовали приёмы софистики, выдавая их за научные аргументы.

На основе недобросовестных построений была создана целая теория, пытавшаяся представить Иисуса Христа мифологическим персонажем, подобным Юпитеру или Изиде, никогда реально на Земле не жившим.

В своё время «мифологическая» теория была подхвачена коммунистической пропагандой и преподносилась в Советском Союзе от детских садов до высших учебных заведений, как доказанная. Большинству людей, родившихся и выросших при коммунистах, приходится преодолевать последствия пропаганды этой теории в своих душах. Если бы не этот печальный факт, вряд ли «мифологическая» школа заслуживала бы сколько-нибудь пространного упоминания.

Уже к середине прошлого века подлинность упоминаний неверующих в Христа античных авторов I–начала II вв. н. э. о земной жизни Иисуса и о деятельности христианских общин была убедительно подтверждена, как с помощью всё более совершенных приёмов конкретного текстологического анализ, так и путём сопоставления с разрастающимся потоком историко-археологических открытий (3).

К середине ХХ века под сомнением оставалось только упоминание о Христе и христианах в дошедшей до нас греческой редакции XXVIII книги Иосифа Флавия «Иудейские древности», где есть такой абзац: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершал чудесные дела и был учителем людей, жадно воспринимающих истину. Он привлёк к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией. И когда Пилат по обвинению наших первенствующих лиц приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился к ним снова живой, как о том и о многих его чудесных деяниях предвозвестили боговдохновенные пророки. И род христиан, получивших от него своё имя, существует и по сей день».

Нетрудно заметить, что Иосиф Флавий, не христианин, примкнувший в своё время к секте фарисеев – ярых оппонентов Иисуса, отрицавших Его мессианскую сущность, – этот Иосиф Флавий не мог написать «Он был Мессией».

Не мог он это сделать и по соображениям политическим, ибо в другой своей работе Флавий Мессией называл своего покровителя, римского императора Веспасиана.

Не мог Флавий провозглашать и воскресение Иисуса, ибо как раз Фарисеи выдвинули версию (отзвуки которой вошли в евангелия), что исчезновение тела казнённого Иисуса объясняется не Его воскресением, а тем что тело выкрали приверженцы.

Однако, как выяснилось, этот текст был не чистой интерполяцией, а искажением подлинного сообщения Флавия поздними христианскими переписчиками.

1971 г. Ш. Пинес, проведя текстологические исследования арабской рукописи, обнаружил, что текст цитаты из Иосифа Флавия не совпадает с известными до настоящего времени греческими вариантами.

В сочинении Агапия цитата приводится в следующем варианте: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречен, и он был известен своей добродетельностью, и многие люди среди иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он явился им через три дня после распятия, и что он был живым. И считают, что он был Мессия, о котором пророки предрекали чудеса».

В начале и в конце отрывка указывается, что так повествует об этом Иосиф иудей (Иосиф Флавий).

Сравнивая этот отрывок из арабской рукописи с тем, который мы приводили раньше легко заметить, что перед нами тот же самый текст, но в другой, нехристианизированной редакции. Так Иисус в арабском тексте не Бог, а человек, учитель. На Его Божественную природу нет и намёка. Не упоминаются и иудейские старейшины в качестве обвинителей. О воскресении Иисуса говорится не как о достоверном факте, а как о молве, значительно обесцениваемой указанием на то, что она исходит от Его же учеников. Сдержанно и неопределённо упоминается о Его мессианстве: «…считают, что он был мессия…». Это не удостоверяемый Флавием факт, а молва, слух.

Автор явно стремится выглядеть объективным. Он не приверженец этого учения, но он и не очерняет его, как, например, Тацит и его римские коллеги. Он сообщает, что говорят и ясно отделяет это от того, что ему известно достоверно. А известно ему, прежде всего, что у истоков движения, которое впоследствии получило название христианства, стоял проповедник, учитель, человек по имени Иисус, которого Пилат осудил на распятие.

В такой редакции этот абзац не вступает в противоречие с политическими привязанностями и религиозной принадлежностью Иосифа Флавия, и не остаётся никаких доводов, чтобы считать его подложным.

В настоящее время исчерпывающим образом исследованы и отвергнуты все аргументы «мифологической школы».

Священное Писание и Священное Предание содержит обширные сведения о жизни и проповеди Иисуса.

Однако даже если бы у нас не было ни одного письменного упоминания о жизни Иисуса, разве не было бы достаточным аргументом подтверждающим реальность и плодотворность Его земной жизни, само существование христианского учения. О жизни Будды и Лао Цзы до нас дошли только предания, записанные через столетия после их смерти, и в существовании этих учителей никто не сомневается, по тому что после них остались учения, выросшие в мировые религии.

Лучшим свидетельством реальности жизни Иисуса является Его учение и сотни миллионов людей во всём мире, пытающихся следовать по начертанному Им пути.

В заключение этого раздела хочется отметить, что по моему мнению земная жизнь Христа не прекратилась в тот момент, когда Он видимо покинул Землю в Своём преображённом теле.

Обещав пребывать там, где двое или трое соберутся во имя Его, Он Держит Своё слово. Он отвечает и помогает и тому, кто в одиночестве обратится к Нему. И без Него вся история двух последних тысячелетий выглядела бы совершенно по-другому, не только по тому, что с нами Его проповедь, но и по тому, что с нами Он Сам. И всякое сердце, ищущее Христа всегда получает отклик и руководство.

В истории человечества есть немало выдающихся личностей, действия которых стали причиной событий глобального масштаба. Некоторые из них - Юлий Цезарь, Наполеон, Иосиф Сталин, Иисус Христос… Последнее имя и в наши дни остается предметом для жарких споров. Одни считают его самозванцем, другие - выдающейся личностью, а некоторые видят в нем личность божественной природы или даже самого Бога. Итак, что же это был за человек? И существовал ли он вообще как реальная историческая личность?

Сначала рассмотрим то, каким образом история Иисуса Христа трактуется в самой Библии, так как это главный источник, откуда можно почерпнуть о нем нужную информацию. Итак, он является прямым потомком царя Давида, некогда монарха Израиля. Тиран Иудеи Ирод, узнав из определенных достоверных источников о рождении человека, которому, согласно древнему пророчеству, суждено стать царем Израиля, для сохранения своей власти и власти своих потомков решает убить Иисуса. Для этого дает приказ убить всех новорожденных в том городке, где должен был родиться Христос. Но его родители узнают о готовящейся катастрофе и убегают из страны. Возвращаются на родину после смерти Ирода. Подрастая, Иисус осваивает ремесло своего отца, становится хорошим плотником и этим зарабатывает себе на жизнь. Он рос очень способным, быстро впитывал знания, интересовался религией его народа и уже в 12 лет, во время приезда его семьи в Иерусалим, вел дискуссии с представителями духовенства.

Жизнь Иисуса Христа становится весьма насыщенной с того момента, когда он был крещен популярным в народе проповедником С этого момента начинается его миссионерская и просветительная деятельность. Он находит своих первых двенадцать учеников, которые становятся его главными последователями, им передает часть своих способностей. Совершает множество чудес, исцеляет тяжело больных и даже воскрешает мертвых. Проповедует новое вероучение, число его последователей стремительно растет. Понимая, что его деятельность - это угроза их авторитету, религиозные вожди составляют против него заговор. Ставленник в Иудее, которая тогда была частью Понтий Пилат пытается оправдать этого человека, но иудейское духовенство оказывает на него сильное давление. Тогда, поддавшись на шантаж и желая предупредить возможный бунт, он дает согласие на казнь Мессии. Иисуса, измученного пытками, распинают на кресте (или, по некоторым другим данным - на обычном столбе без перекладины). Его тело пролежало в гробнице три дня, а затем исчезло. Согласно Библии, жизнь Иисуса Христа была отдана для искупления человеческих грехов. После своей смерти он несколько раз являлся своим ученикам.

Итак, мы очень кратко рассмотрели жизнь Иисуса Христа на основе библейских источников. Теперь стоит упомянуть и о возможных свидетельствах реальности существования Мессии, косвенных и прямых. Древнейший папирусный фрагмент с текстом из датируется приблизительно 125-150 гг. нашей эры. Также были найдены «кумранские свитки» с евангелическим текстом. Эта археологическая находка уже отметает домыслы о позднем написании Нового Завета. Способ казни Христа исторически достоверен, что подтверждают находки останков казненных. который был вынужден дать согласие на убийство Искупителя, не мифический персонаж, а реальная личность. Его имя осталось на стене римского театра, обнаруженного при раскопках в Кесарии. Он был назван префектом (а не прокуратором, как его преемники) - именно эта должность и упоминается в Евангелиях апостолов. В «Иудейских Древностях» Иосифа Флавия можно встретить отрывок, в котором описывается Христос как «мудрый человек, ведущий добродетельный образ жизни», а также частично подтверждается то, что было написано в Евангелии. В другом месте этого же сочинения есть описание казни Иакова, родственника Иисуса. Кроме того, в трудах авторитетных римских учёных - Светония, Плиния и Тацита - также упоминается этот человек, наряду с описанием деятельности первых его последователей и гонений, направленных против них римскими императорами.

Итак, биография Иисуса Христа находит частичное подтверждение в некоторых исторических источниках. Его учение основано на покорности Богу и любви к людям. И по сей день многие десятки миллионов людей считают жизнь Иисуса Христа образцом для подражания.


Главная суть христианской веры состоит вот в чем. Когда Адам с Евой, наши прародители, жившие в раю, и все имевшие по воле и любви Божьей, согрешили, пойдя наперекор воле Божьей, по наущению змея-искусителя, они потеряли свое бессмертие и были низвергнуты Богом из рая. С тех пор потомки их были вынуждены жить и умирать. Так как Бог нас любит, Он послал своего единородного Сына, который воплотился от Святого Духа и Девы Марии (самой достойной, выбранной Богом для этой великой цели), и родился, как человек, сохранив при этом свою божественную сущность.

Цель этого воплощения была в том, чтобы спасти людей от первородного греха, победить смерть, и дать возможность людям опять (как Адам и Ева) получить бессмертие. При этом люди, которые будут жить по заповедям Божиим, смогут после смерти попасть в Царство Божье, созданное Иисусом Христом, и вечно жить там с ним в благоденствии и радости. Люди, которым была дана такая возможность, но они ею не воспользовались, вели себя не достойно, заповедям не следовали, лишатся такой возможности, и будут вечно находиться в аду, вдали от Господа. Они вечно будут сожалеть о своей жизни земной, во время которой они могли все сделать для своего вечного жития в раю, да пренебрегли такой возможностью.

Многие тысячелетия (это для человеческой жизни, а для вечности это всего лишь миг), Бог подготавливал человечество к этому событию, посылал на землю пророков, которые вещали людям о пришествии Спасителя мира.

Как все происходило

Выбрав для рождения Спасителя пречистую Деву Марию, сироту из царственного рода Давида, опекаемую престарелым ее дальним родственником Иосифом из Назарета, Господь послал Архангела Михаила, дабы сообщить девушке о том, что она избрана для такой великой цели. Мария была взволнована, но сразу кротко сообщила Архангелу о своем согласии. Мария была очень верующей девушкой, всей душей преданной Господу, и достойно приняла в свое лоно зарожденное Духом Святым чадо. Ее выдали замуж за Иосифа, которому Ангел во сне открыл значение и суть беременности Марии, и Иосиф был поставлен хранителем Марии, ее девства, и рожденного от нее младенца до определенного Господом времени.

Иисус рос, как обычный младенец, пока не достиг возраста 30 лет. Впрочем, свою Божественную сущность Он проявил уже в 12-летнем возрасте. Когда Мать Его искала, и нашла в храме, где Он сидел с учеными мужьями и беседовал, а они удивлялись Его уму и поражались Его ответам, мать укорила Его, что они беспокоились, куда Он пропал. на это мальчик ответил:

Зачем же было вам искать меня или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

В тридцатилетнем возрасте Иисус пришел на реку Иордан и принял там крещение от прор.Иоанна, освятив тем самым воды реки. Во время крещения отверзлись небеса и оттуда послышался громкий глас: «Се есть возлюбленный Сын мой, в нем благоволение мое», затем разверзлись небеса и Иоанн увидел Духа Божия, спускающегося с небес на Иисуса в виде голубя. Так Бог показал людям, что Иисус — Сын Божий, и он — ожидаемый народами Спаситель.

Перед общественным служением

Перед тем, как приступить к своей миссии, Иисус Христос, будучи одновременно Богом и человеком, отправился в пустыню. Там он провел 40 дней в посте и молитве, в течение которых сатана всячески пытался Его искусить, и уже после этого Он отправился на воплощение своей цели.
Служение Господь начал с Галлилеи, где он избрал 12 своих учеников, апостолов, которые должны были принять Его учение, и после смерти и воскресения Иисуса Христа и вознесения Его на небо, продолжить нести учение людям, для того, чтобы они принимали христианскую веру, следовали Его слову и примеру, и смогли получить жизнь вечную в Царствии Божием. Во время служения Иисусом было показано множество чудес (как например, превращение воды в вино, воскрешение мертвых, излечение прокаженных, слепых, хромых и немых, Преображение перед учениками Его, когда они услышали глас с небес, подтверждающий, что Он есть Сын Божий и им слушаться Его должно.

Цель прихода Спасителя

Иисус Христос должен был принять смерть на кресте, дабы через три дня воскреснуть и вознестись на небо, тем самым победив смерть и даровав нам бессмертную жизнь, что и произошло по прошествии трех лет после начала общественного служения Иисуса Христа. Он положил начало нашему бессмертию и воскрешению из мертвых. По Его второму пришествию в мир это произойдет, и каждый человек будет держать ответ перед Господом о своей жизни на Страшном суде, после чего ему будет определено место — в раю ли за жизнь благочестивую и следование заповедям Господним, или в аду за жизнь недостойную.

Фильм по Евангелию от Иоанна, снятый британским режиссером, рассказывающий о жизни и учении Христа от Его крещения до явления апостолам.

Обсуждение: 4 комментария

    Оказавшись случайно здесь и, увидев какая тема обсуждается, не могу не сказать про ещё одну интересную книгу, в которой, как мне кажется, доказано историческое существование Иисуса — книга «Партия Иисуса» (есть на Озоне и на ЛитРес).

    Ответить