Здоровье и его компоненты. Компоненты здоровья Соматическое здоровье текущее состояние

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: « здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций;

Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

Индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма;

Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):

    Соматическое - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

    Физическое - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья - это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

    Психическое - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

    Сексуальное - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

    Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья - я могу; для психического здоровья - я хочу; для нравственного здоровья - я должен.

Составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, искоренение вредных привычек, закаливание, рациональное питание и т.п.

Рациональное питание . Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма.

Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством. Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества (белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований которые должны учитываться всеми. Прежде всего пища должна содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Нельзя допускать переедания: оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров или углеводов, повышенное потребление поваренной соли).

Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др.

Режим труда и отдыха - необходимый эле­мент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблю­даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо­ровья.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат – на весь организм человека.

Чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело.

Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору или лестнице) и т.п. Необходимо избегать переутомления и однообразного труда.

Режим сна. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

В среднем норма сна составляет около 8 часов. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5ч. до сна. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Физкультура и спорт весьма полезны не только работникам умственного, но и физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы.

Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д. При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 10-15 км, меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии. Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни.

Профилактика вредных привычек . Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения , которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность.

Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Следующая непростая задача – преодоление пьянства и алкоголизма

Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:

Потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

Нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов. Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета).

Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.

Закаливание. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит надежный щит против многих болезней.

Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Личная гигиена – важный элемент здорового образа жизни. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание.

Вопросы к лекции «Основы здорового образа жизни» .

1. Что такое здоровье?

1. Состояние физического, духовного и социального благополучия;

2. Комфортное состояние;

3. Отсутствие болезней;

4. Хорошее самочувствие.

2 . Что является компонентами здорового образа жизни?

1. Прием энергетических коктейлей;

2. Правильное питание и режим дня;

3. Физические нагрузки и отказ от вредных привычек;

4. Походы в ночной клуб.

3 . Какие продукты необходимо употреблять ежедневно?

1. Копченую колбасу;

2. Овощи, фрукты и мясные продукты;

3. Сладости;

4. Каши и молочные продукты.

Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, -- от биологического.

Первый уровень -- биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Критерии физического здоровья:

  • 1. болезнь (нарушение жизнедеятельности)
  • 2. функциональное состояние организма
  • 3. резистентность организма к факторам окружающей среды
  • 4. анатомические дефекты
  • 5. психоэмоциональные и другие качества
  • 6. физическое развитие

Второй уровень -- психическое (или душевное) здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье -- это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье -- система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе - его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле -- здоровый дух» (Mens sana in corpora est).

Недостатком рассматриваемого определения здоровья является отсутствие в нем упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие высокой культуры.

Именно мировоззрение, т. е. определенный набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Третий уровень -- социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье -- мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.

Работа может быть источником укрепления здоровья, так как она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к работе, к отдыху -- является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.

Критерии социального благополучия населения:

  • - % валового внутреннего продукта на душу населения
  • - траты на здравоохранение
  • - состояние медико-санитарной помощи
  • - смертность
  • - средняя продолжительность жизни и др.

Трактовка понятия «благополучие » затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры.

Здоровье и благополучие - это универсальные гуманитарные цели, которые сегодня рассматриваются в качестве основных прав человека, ключевых составляющих справедливого гуманитарного, экономического и социального развития, а также ресурса повседневной жизни.

Здоровье... Издавна с этим понятием люди связывали и продолжают связывать свое благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться, растить здоровых детей.

Многочисленные определения этого понятия сводятся к тому, что здоровье - это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни.

Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро и адекватно адаптируется к непрерывно меняющейся природной и социальной среде, у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме, он обладает высокой работоспособностью. Субъективно здоровье проявляется чувством общего благополучия, радости жизни. Именно в таком широком понимании эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) кратко определили здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие физических дефектов или болезни. С этих позиций деятельность по обеспечению высокого уровня здоровья включает в себя не только борьбу с болезнями, но и решение различных проблем социального характера, что и нашло свое отражение в документах ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году» и «Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе в XXI столетии».

Физическое, духовно-психическое и социальное здоровье человека. Эти три компоненты являются мерилом здоровья человека.

Физическое (телесное, соматическое) здоровье подразумевает отсутствие у человека не только заболеваний, но и любых морфологических и функциональных нарушений в организме, которые рассматриваются как предпосылки к формированию хронической патологии. Поэтому донозологическая диагностика должна занять важное место в профилактических мероприятиях.

Духовно-психическое здоровье - это наличие у человека мышления и поведения, основанных на понимании им своего неразрывного единства со всем мирозданием, что позволяет формировать благоприятный фон для его жизнедеятельности (физического, психического и экологического благополучия) в соответствии с биоритмами и для развития всей биосферы. Духовность и нравственность - это внутреннее, прежде всего эмоциональное, состояние человека, которое во многом обеспечивает толерантность, устойчивость организма в окружающей среде. Духовно-психическое здоровье во многом определяет и физическое здоровье: агрессия, злые помыслы, даже и без их реализации, являются факторами риска тяжелых заболеваний.

Социальное здоровье - это хорошее самочувствие человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах. Фактически это самооценка здоровья, межличностных взаимоотношений, удовлетворенность жизнью и уверенность в будущем.

Таким образом, здоровье - это гармония всех компонентов, его составляющих. Физически здоровый человек, как правило, находится в ладу с самим собой и окружающими его людьми на любом уровне социальной иерархии в обществе.

Мониторинг здоровья населения. Мониторинг - система долгосрочных наблюдений, оценки, контроля и прогноза изменений объектов или явлений в среде жизни с целью принятия управленческих решений. Мониторинг достаточно успешно развивается с целью решения экологических проблем окружающей среды (рис. 2.1). Различают несколько типов мониторинга.

Глобальный мониторинг - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, для предупреждения возникающих экстремальных ситуаций (потепление климата, озоновая проблема и пр.). Создание глобального мониторинга окружающей среды - проблема мирового масштаба.

Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в природе в пределах какого-либо региона, где процессы и явления могут отличаться по природному характеру и по антропогенным

воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Как разновидность регионального мониторинга следует рассматривать местный мониторинг окружающей среды в пределах конкретного населенного пункта, позволяющий решать проблемы отдельного города, района, микротерритории.

На принципах мониторинга построена система долговременного слежения за демографическими процессами в обществе: рождаемостью, общей и половозрастной смертностью населения, младенческой смертностью, средней продолжительностью жизни и пр. Во многих странах мира, в том числе и в России, существует эпохальный мониторинг физического развития детей и подростков, базирующийся на результатах выборочных медицинских обследований.

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органами Госсанэпиднадзора повсеместно ведется социально-гигиенический мониторинг (СГМ). Это государственная система слежения за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, его оценка, выявление причинно-следственных связей между изменением факторов среды обитания и здоровьем населения, прогнозирование с целью предупреждения, устранения или уменьшения вредного влияния среды обитания на здоровье населения. Совокупность административных, социально-экономических, организационных мероприятий на основе данных СГМ позволяет активно и целенаправленно управлять здоровьем населения на основе регулирования факторов среды обитания.

В системе СГМ динамическому слежению подлежат следующие приоритетные показатели популяционного здоровья:

Воспроизводство населения;

Общая и первичная заболеваемость;

Физическое развитие детей и подростков;

Показатели, характеризующие здоровье детей и беременных женщин;

Эндемические проявления нарушений в состоянии здоровья на геохимически аномальных территориях;

Перечень возможных экологозависимых нарушений в состоянии здоровья населения под влиянием приоритетных загрязнителей природной среды конкретной территории.

Реализацию мониторинга ограничивают трудности, обусловленные недостаточной статистической информацией о возрастно-половых показателях здоровья населения, особенно в отчетных формах. В частности, в них практически отсутствуют данные о результатах первичной диспансеризации детей и подростков в образовательных учреждениях, представляющие чрезвычайную ценность для конечной цели мониторинга, которая состоит в управлении здоровьем детских контингентов через улучшение среды образовательного учреждения, коррекции учебно-воспитательного процесса, а также индивидуальном и коллективном оздоровлении средствами физического воспитания, здорового питания и пр.

Не менее сложна проблема получения достоверной и повсеместной информации об антропогенных факторах химической и физической природы в связи с ограниченностью стационарных постов наблюдения за качеством природной среды в жилой зоне, неполнотой информации и ее разобщенностью по разным службам (гидрометеослужба, Госсанэпиднадзор, природоохранные службы, ведомственные лаборатории и пр.).

В силу этих обстоятельств развитие системы мониторинга будет опираться на результаты комплексных выборочных медико-экологических исследований состояния здоровья населения и качества среды обитания.

В перспективе необходимо создание системы сбора и обобщения материалов по мониторингу на основе коммуникационных систем электронно-вычислительных комплексов, позволяющих выявить причинно-следственные связи.

В Декларации третьей конференции министров по окружающей среде и охране здоровья (Лондон, 1999) отмечена необходимость разработки мониторинга на уровне Европейского региона по ключевым показателям состояния здоровья детей и соответствующих экологических условий. Местные планы действий по гигиене окружающей среды могут успешно развиваться в рамках проекта ВОЗ «Города здоровья».

2.2. Классификация факторов в системе «здоровье - среда обитания»

Здоровье населения - это отражение качества жизни, под которым понимается совокупность факторов окружающей природной и социальной среды. Следовательно, здоровье как сложное динамичное биосоциальное явление подвержено воздействию многочисленных факторов, являющихся причиной позитивных либо негативных изменений в состоянии здоровья как отдельного человека, так и популяции. Фактор рассматривается как причина, побудительная сила какого-либо явления. Многочисленными исследованиями было установлено влияние на здоровье нескольких сотен факторов. В их перечне характеристики различных сторон жизнедеятельности населения в конкретной социально-экономической, политической, культурной, экологической обстановке существования человеческой общности.

Обеспокоенность мирового сообщества проблемами здоровья населения отчетливо проявилась уже в 60-е гг. XX столетия, когда экономические рычаги управления здоровьем через систему здравоохранения оказались неэффективными. В начале XX в. рост расходов по здравоохранению на 10 % приводил к улучшению здоровья на 15 %; в 1930-е гг. аналогичное увеличение затрат улучшало здоровье на 8 %; в 1950-е - на 5 %, в конце 1960-х гг. - только на 3 %. Именно в эти годы шло становление концепции факторов риска, согласно которой здоровье зависит не только и не столько от здравоохранения и расходов на него, сколько от образа жизни с его совокупными индивидуально-поведенческими особенностями, а также от качества жизни, обусловленного природными и социальными условиями жизнедеятельности.

Под факторами риска понимают совокупность условий, которые допускают вероятность утраты здоровья, формирования хронической патологии, прогрессирования болезней, инвалидизации и преждевременной смерти.

Обеспечение высокого уровня здоровья включает в себя не только борьбу с болезнями, но и решение различных экологических и социальных проблем. Во многих странах это положение стало научной основой первичной профилактики неинфекционных заболеваний. В конце 1990-х гг. престижной стратегией ВОЗ стал проект «Здоровые города», основная цель которого - достижение достойного качества жизни и высокого уровня общественного здоровья всего населения городов.

С учетом степени влияния на состояние здоровья влияющие на него факторы предложено объединить в четыре группы:

1) окружающая природная среда (природно-климатические условия, повышенные гелиокосмические и магнитные излучения, резкие смены атмосферных явлений, загрязнение атмосферного воздуха, водоемов, почвы) - доля влияния на здоровье - около 20 %;

2) наследственность (предрасположенность к наследственным заболеваниям) - доля влияния - около 20 %;

3) образ жизни (условия жизни, режим труда, быта, отдыха, питание, физическая культура, вредные привычки, микроклимат в семье, коллективе и пр.) - доля влияния составляет около 50 %;

4) медицина и здравоохранение (качество и своевременность оказания медицинской помощи населению) - доля влияния - около 10%.

Функциональная зависимость здоровья от этих факторов не может быть жестко детерминированной. Вклад того или иного воздействия во многом определяется конкретной ситуацией, в частности региональными особенностями жизнедеятельности. Например, в условиях крайне напряженной экологической обстановки в регионе существенно возрастает роль здравоохранения, профилактических мероприятий по восстановлению здоровья и в целом образа жизни населения. Детальный анализ конкретной ситуации позволяет из всего арсенала вероятных средств по сохранению здоровья выбрать наиболее действенные.

Индивидуальное здоровье человека формируется на основе биологического генофонда и неповторимого образа жизни, который ведет отдельный человек в тех условиях, которые предоставляет ему общество. Общественное здоровье - это совокупность статистических параметров, интегрирующих индивидуальные характеристики здоровья. Для решения медико-экологических проблем ведущими показателями общественного здоровья являются показатели воспроизводства населения, роста и развития детей и подростков, донозологические проявления нарушений в состоянии здоровья и заболеваемость населения.

Демографические показатели воспроизводства населения включены в перечень мировой официальной статистической отчетности, что позволяет проводить их сравнительный анализ не только в государственном, региональном, но и в мировом масштабе. Фундаментальность этих показателей состоит в том, что они отражают интегральный эффект длительных воздействий на популяцию всей совокупности факторов окружающей среды.

Здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья. Под образом жизни понимают сложившийся стереотип жизнедеятельности конкретного человека и отдельных групп населения, обусловленный социально-экономическими, природно-климатическими условиями и национальными устоями.

Определить понятие «здоровый образ жизни», как и понятие «здоровье» - сложная задача. Не менее сложно обосновать приемлемый алгоритм ведения здорового образа жизни конкретным человеком. Казарменный стандартный подход, ориентированный на однообразное «здоровое» поведение, который может быть реализован лишь в условиях жесткого диктата, и то не в полной мере, противоречит самой сущности жизнедеятельности человека.

Здоровый образ жизни - осознанная человеком мотивация постоянно соблюдать гигиенические правила по укреплению индивидуального и общественного здоровья. Приемлемый алгоритм формирования и поддержания здорового образа жизни иллюстрирует схема, рекомендованная профессором Е. Г.Жуком (рис. 2.2).

Общие правила сохранения и укрепления индивидуального здоровья могут быть трансформированы в систему общечеловеческих ценностей в социальной и природной среде обитания и направлены на охрану общественного здоровья. Роль человека в экологическом благополучии планеты чрезвычайно велика, ибо именно его ум и руки привели к экологическому кризису на рубеже веков.


Похожая информация.


1. Астеник - это

А) гармонично развитый человек;

Б) человек худощавый с длинными конечностями;

В) А – образная фигура;

Г) увеличенное количество жирового компонента

2. Типом телосложения, генотипом, уровнем обмена веществ, функциональным состоянием организма характеризуется

А) моральное здоровье человека;

Б)физическое здоровье человека;

В) психическое здоровье человека;

Г) социальное здоровье человека

4. Сколько % в идеальной фигуре должна составлять талия от окружности грудной клетки?

5. У астеников - женщин обхват запястья составляет

А) больше 18 см;

Б) меньше 16 см;

В) больше 20 см;

Г) меньше 10 см

А) рост/ вес;

Б) вес/ рост;

В) объем груди/ рост;

Г) объем таза/ объем талии

7. Тучные, полные люди относятся к типу телосложения

А) астеник;

Б) нормостеник;

В) гиперстеник;

Г) суперстник

8. Сколько % от окружности грудной клетки в идеале составляет шея?

9. Что такое ОГК в валеологии?

А) обхват грудной клетки;

Б) образец главного критерия;

В) обхват головной клетки;

Г) обхват голого колена

10. Чему равен идеальный вес мужчины (по индексу Кетле)?

А)370 – 400 г/ см;

Б) 500-600 г/ см;

В) 250-300 г/ см;

Г) 430-480 г/ см;

11. Каким типом телосложения обладает женщина, если обхват запястья составляет 18 см?



А) астеник;

Б) нормостеник;

В) гиперстеник;

Г) антистеник

12. Какой тип фигуры является идеальным?

13. Из перечисленных пунктов: 1) вес; 2) рост; 3) ЧСС; 4) артериальное давление – к антропометрическим измерениям относят:

14. Укажите правильный тип телосложения

А) мегастеник;

Б) астеник;

В) аутстеник;

Г) физикстеник

15. Соматическое здоровье - это

А) тип нравственного и психического здоровья;

Б) тип телосложения, генотип, уровень обмена веществ; функциональное состояние организма;

В) регулярная двигательная активность;

Г) соответствие уровня жизни индивидуальным особенностям человека

16. Какая «буквенная» формула типа фигур верна?

А) А, О, Х, П, Т;

Б) Б, О, Х, А, И;

В) А, О,I, Х, Т;

Г) И, Т, О, Х, П.

17. Какова протяженность кровеносных капилляров в организме человека?

Б) 200 тыс. км;

В) 100 тыс. км;

18.Функциональная проба - это

А) выполнение контрольных испытаний и последующий анализ результатов;

Б) достижение определенной формы фигуры за счет специальных комплексов физических упражнений;

В) способность человека преодолеть внешнее сопротивление;

Г) увеличение мышечной массы

19. Тест Руфье-Диксона позволяет оценить:

А)скорость восстановительных процессов после дозированной физической нагрузки и используется для характеристики общей физической работоспособности;

Б) быстроту простой реакции;

В) жизненную емкость легких;

Г) максимальное потребление кислорода

20. Тест Купера – это

А) пробегание 3 км дистанции с максимальной скоростью;

Б) прохождение 3 км дистанции с максимальной скоростью;

В) пробегание максимально возможного расстояния в течение 12 минут;

Г) количество прыжков через скакалку в течение 1 минуты.

21. 12 - минутный тест Купера позволяет в индивидуальном порядке определить:

А) жизненную емкость легких;

Б) степень физической подготовленности и максимальное потребление кислорода непрямым способом;

В) частоту сердечных сокращений после стандартной нагрузки;

Г) артериальное давление после стандартной нагрузки.

22. Поза Ромберга позволяет определить:

А) состояние ЦНС;

Б) состояние мышечной силы;

В)состояние вестибулярного аппарата;

Г) степень развития общей выносливости;

23. Как проводится функциональная проба «Поза Ромберга»?

А) испытуемый пробегает 100 м с учетом времени;

Б) испытуемый сохраняет равновесие на одной ноге с закрытыми глазами с учетом времени;

В) испытуемый реагирует на звуковой сигнал с учетом времени;

Г) испытуемый выполняет прыжок в длину с места с учетом расстояния.

24. Тейпинг – тест используется для определения состояния

А) сердечно-сосудистой системы;

Б) дыхательной системы;

В) нервно-мышечного аппарата;

Г) кардиореспираторной системы.

25. Как проводится тейпинг – тест?

А) испытуемый должен попасть в цель из 3 попыток;

Б) испытуемый в течение 40 секунд ставит точки на листе бумаги;

В) испытуемый выполняет прыжок с места;

Г) испытуемый сохраняет равновесие на одной ноге с закрытыми глазами.

26. Гипоксические пробы используют для оценки:

А) адаптации человека к гипоксии, в частности скорость протекания обменных процессов, устойчивость дыхательного центра к гипоксии и выносливость сердца;

Б) способности перестраивать двигательные действия в зависимости от обстановки;

В) выполнять действия длительное время, не снижая ее эффективности;

Г) выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой.

27. Проба Генчи предполагает выполнение испытуемым

А) задержки дыхания после максимального выдоха с регистрацией времени;

Б) 10 приседаний с максимальной скоростью;

В) максимального выдоха с регистрацией объема;

Г) ЧСС за 1 минуту в состоянии покоя.

28. Динамометрия – это

А) способ оценки силовых способностей мышечных групп спины человека;

Б) способ оценки силовых способностей мышц кисти;

В) способ оценки силовых способностей мышц ног;

Г) способ оценки силовых способностей мышц туловища.

29. Спирометрия – это

А) способ оценки дыхательной системы человека;

Б) способ оценки сердечно-сосудистой системы человека;

В) способ оценки силовых способностей человека;

Г) способ оценки координационных способностей человека;

30. Как проводится функциональная проба Руфье – Диксона?

А) испытуемый пробегает максимальное расстояние за 12 минут с фиксацией дистанции;

Б) испытуемый задерживает дыхание на вдохе с фиксацией времени задержки;

В) испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 секунд;

Г) испытуемый выполняет наклон вперед, не сгибая колени

Тема 3

Двигательная активность и здоровье.Механизмы оздоравливающего воздействия физических упражнений на организм человека.

1. Назовите 1 элемент, входящий в скоростные способности человека

Б) темп;

В) равновесие;

2. Как называются упражнения, при которых воздействию подвергаются мышцы, их оболочка, сухожилия, связки, суставы?

А) силовые;

Б) аэробные;

В) анаэробные;

Г) растягивающие

3. Какие упражнения улучшают устойчивость к холоду?

А) силовые;

Б) координационные;

В) растягивающие;

Г) дыхательные

4.Какой вид выносливости вырабатывает способность человека противостоять неспецифическому утомлению?

А) специальная;

Б) силовая;

В) скоростная;

Г) общая

5. Наращивание физической нагрузки в течение времени бывает

А) прямое, краткое, прерывистое

Б) линейное, ступенчатое, волнообразное;

В) отрезковое, непрерывное, длительное

Г) смешанное

6. Скоростные способности развиваются при помощи

А) упражнений, выполняемых с максимальной скоростью;

Б) упражнений, выполняемых с минимальной скоростью;

В) упражнений с отягощением;

Г) аэробных упражнений

7. В каком режиме работы мышца способна проявить максимальной усилие?

А) преодолевающем;

Б) смешанном;

В) уступающем;

Г) статическим

8. При многократном выполнении аэробных упражнений миокард

А) увеличивается;

Б) сокращается в объеме;

В) остается без изменений;

Г) распадается на волокна

9. Что означает «уступающий режим работы мышц»?

А) длина мышечного волокна увеличивается (мышца растягивается);

Б) длина мышечного волокна уменьшается (мышца сокращается);

В) длина мышечного волокна не изменяется;

Г) длина мышечного волокна то увеличивается, то уменьшается

10. Какая способность развивается при помощи упражнений, выполняемых с максимальной скоростью?

А) скоростная;

В) гибкость;

Г) общая выносливость

11. Какой принцип не относится к принципам занятий физическими упражнениями?

А) сознательность;

Б) активность;

В) трудолюбие;

Г) доступность

12. Аэробный режим работы лимитируется частотой сердечных сокращений

А)120-130 ударов в мин;

13. Какой вид упражнений не относится к аэробным?

А) ходьба;

Б) лыжный спорт;

В) конькобежный спорт;

Г)сальто назад

14. Выносливость не зависит от

А) возраст;

В) жизненная емкость легких;

Г) резус - фактор

15. К физическим способностям не относится

Б) выносливость;

В) сила воли;

Г) гибкость

16. Укажите принципы применения физических упражнений

А) рациональное распределение во времени;

Б) доступность и прогрессирование;

В) сознательность и активность;

Г) все вышеперечисленные

17. Сила – способность преодолевать ….. препятствие за счет собственных мышечных усилий

А) внутреннее;

Б) внешнее;

В) инерционное;

Г) психологическое

18. Выберите правильную последовательность упражнений в комплексном занятии физическим упражнениями

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровь е - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В понятие «здоровье» входят как индивидуальная, так и общественная характеристики.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

  • специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных её компонентов и представлена их иерархия:



соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфо - физиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья до некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.