Трагедия подводной лодки к 19. Подводная преисподняя

Порт приписки Полярный Спуск на воду 11 октября Выведен из состава флота Современный статус Утилизирована. Трёхотсечный блок с реакторным отсеком поставлен на отстой в Сайда Губе , рубка установлена как памятник перед СРЗ «Нерпа » Основные характеристики Тип корабля ПЛАРБ 1 поколения Обозначение проекта проект 658, 658М, 658С Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин » Главный конструктор С. Н. Ковалёв Классификация НАТО «Hotel-I», после модернизации в 1968 - «Hotel-II» Скорость (надводная) 18 узлов Скорость (подводная) 26 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 50 суток,
15 тыс. миль надводным ходом,
30 тыс. миль под водой Экипаж 104 человека Размеры Водоизмещение надводное 4030 т Водоизмещение подводное 5300 т Длина наибольшая (по КВЛ) 114,0 м Ширина корпуса наиб. 9,2 м Средняя осадка (по КВЛ) 7,5 м Силовая установка 2 ядерных реактора типа ВМ-А Вооружение Торпедно-
минное вооружение Носовые ТА : 4 × 533 мм, 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61;

История строительства

Закладка состоялась 17 октября 1958 года . Спуск на воду - 11 октября 1959 года . 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний, вступила в строй.

Первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года

При возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от о-ва Ян-Майен произошла авария правого реактора. В 4:00 при ходе в подводном положении и работе реакторов обоих бортов на мощности 35 % вахтенный КГДУ (командир группы дистанционного управления - оператор управления ядерной энергетической установкой на ПЛА) обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в 1 контуре кормового реактора. Кнопкой была сброшена аварийная защита реактора. В 4:22 ПЛ всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30 - 40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма-активность . Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 7:00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления, однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. В 8:45 после приварки героическими усилиями аварийной партией трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. Подачей воды в реактор, температура в активной зоне была снижена с более 400 градусов до 330 к 12:20. В результате разгерметизации реактора и проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на ПЛ резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. Командиром было принято решение об эвакуации экипажа.

Через сутки после начала аварии, в 4:00, весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270, а затем и на С-159, но позже передан на подошедшие эсминцы . На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению.

К-19 была отбуксирована в базу. В результате сильного переоблучения в течение нескольких ближайших суток скончалось 6 человек, а впоследствии - ещё 2 человека.

1961 года

Имя Звание и должность Доза облучения Дата смерти Примечание
Борис Корчилов лейтенант 5400 бэр 10 июля 1961 похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде
Борис Рыжиков главный старшина 720 рентген 25 июля 1961 похоронен на Зеленогорском кладбище под Ленинградом
Юрий Ордочкин старшина 1-й статьи около 3000 бэр 10 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Евгений Кошенков старшина 2-й статьи 845 рентген 10 июля 1961
Семён Пеньков матрос 890 рентген 18 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Николай Савкин матрос 930 рентген 13 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Валерий Харитонов матрос 935 рентген 15 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Юрий Повстьев капитан-лейтенант ,
командир дивизиона движения
629 рентген 22 июля 1961 похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде

Остальные члены экипажа также получили дозы облучения, во много раз превышающие допустимые, и проходили лечение от лучевой болезни в течение последующего года. Лечение включало в себя пересадку костного мозга с последующим полным переливанием крови . Эта методика была предложена профессором З. Волынским и спасла в том числе получивших смертельные дозы облучения старшего лейтенанта Михаила Красичкова , ст.2й.статьи Ивана Кулакова и капитана 3-го ранга Владимира Енина. В целях секретности официальный диагноз был не «лучевая болезнь», а «астено-вегетативный синдром» , в связи с чем подводники впоследствии имели сложности при приёме на работу.

Дальнейшая история службы

Было мнение в руководстве ВМФ лодку не ремонтировать, но члены экипажа по собственной инициативе тщательно её дезактивировали , отмывая каждый квадратный сантиметр вручную в течение полугода, после чего ПЛ отбуксирована в Северодвинск в середине декабря. По решению Совета Министров от 30.01.1962 принята на «Севмашпредприятие » на восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека. В ходе ремонта К-19 также модернизировали по проекту 658М, сменив комплекс Д-2 на Д-4 с ракетами подводного старта Р-21 . 15 октября 1963 года спущена на воду после ремонта и модернизации, 14 декабря вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных торпедных стрельб, неоднократно с оценкой «отлично».

В 1979 году признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С. Названа КС-19. В 1990 году выведена из боевого состава в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992). Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз её в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске (Мурманская обл.) перед судоремонтным заводом «Нерпа», где её отремонтировали.

Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

Столкновение с USS Gato 15 ноября 1969 года

Лодки столкнулись в результате манёвра К-19, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Много позже стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. Считается, что именно после этого в американском ВМФ ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна.

Пожар 24 февраля 1972 года

Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 24 февраля 1972 года

  • старшина 1-й ст. Алексеев А. П.
  • матрос Бабич А. Н.
  • мичман Борисов Ф. К.
  • главный старшина Васильев А. П.
  • старший матрос Волошин Х. А.
  • старшина 2-й статьи Галкин Н. И.
  • старшина 2-й статьи Глушаков П. И.
  • матрос Гринько В. В.
  • старший матрос Губарев В. Ф.
  • матрос Ефимов Н. А.
  • старший матрос Захаров А. Н.
  • старший матрос Кильдюшкин В. А.
  • матрос Кондратенков М. И.
  • старшина 2-й статьи Марач К. П.
  • матрос Мисько И. П.
  • старшина 1-й статьи Мосолов В. Е.
  • старший матрос Муслимов Р. Ю.
  • мичман Николаенко В. Г.
  • мичман Новичков А. И.
  • старший матрос Расюк В. В.
  • старший матрос Сербин И. А.
  • старший матрос Сидоров Л. Н.
  • матрос Ситников С. А.
  • лейтенант Хрычиков В. В.
  • матрос Худяков Б. Е.
  • капитан 3-го ранга Цыганков Л. Г.
  • матрос Шевчик М. В.
  • старший лейтенант Ярчук С. Г.

Список аварий и катастроф на К-19

  • По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 г. ещё до спуска подлодки на воду:
  • при окраске трюмов вспыхнул пожар , два человека погибло;
  • после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;

Публикации

История аварии 3 июля 1961 года на советском атомном подводном ракетоносце К-19 легла в основу фильма «К-19: Оставляющая вдов».

  • Оригинальное название: K-19: The Widowmaker;
  • Студия: First Light Production (2002);
  • Режиссёр: Кэтрин Бигелоу;
  • В ролях: Харрисон Форд , Лиам Нисон , Питер Сарсгаард .

Экипаж

Командиры

  1. Н. В. Затеев (1957-1961)
  2. В. А. Ваганов (1961 - сентябрь 1965)
  3. Э. А. Ковалев (сентябрь 1965-1967)
  4. Ю. Ф. Бекетов (1967-1969)
  5. (но поход 1969 года, в котором лодка столкнулась с SSN-615 «Gato» осуществлял 345-й сменный экипаж под командованием кап. 2р. Шабанова В. А.)
  6. В. М. Тяпкин (1969-1970)
  7. Ю. С. Пивнев (26 октября 1970 - сентябрь 1973)
  8. (но в печально известный поход 1972 года также ходил сменный 345-й экипаж под командованием кап. 1р. Кулибабы В. П. А вышла в него лодка ещё в декабре 1971.)
  9. Г. А. Никитин (сентябрь 1973-1974)
  10. В. Ф. Мусатов (3 июня 1974-1977)
  11. Н. С. Елисеев (28 мая 1977 - 4 ноября 1978)
  12. В. А. Дмитров (30 октября 1978-1987)
  13. О. Е. Адамов (15 августа 1987 - 22 сентября 1997)
  14. А. А. Горюнов (24 февраля 1998-2001) командир экипажа
  15. И. С. Панасюк (2001-2003) командир экипажа.

Семеро старых подводников пытаются оправдать Харрисона Форда и спасти его фильм от провала.

Тишину темного коридора петербургской квартиры Юрия Федоровича Мухина взрывает гул внезапно включившегося холодильника. Рыжий кот хозяина внимательно обнюхивает пришедших незнакомцев. Выбеленные сединой виски, крупное телосложение, голубые глаза и татуировка в виде якоря на кисти правой руки делают Мухина похожим на персонажа комиксов. Идущий легкой походкой хозяин-великан сопровождает визитеров в свою "каюту" - комнату площадью около 10 квадратных метров, где нас уже поджидают 7 его товарищей.

Эти моряки пережили аварию на подлодке К-19, и Голливуд захотел увековечить именно их историю. В четыре часа утра 4 июля 1961 года они и еще 132 подводника стали заложниками вод океана. Авария в реакторе подлодки превратила К-19 в бомбу с часовым механизмом, и эта бомба была установлена не где-нибудь, а вблизи побережья Соединенных Штатов. На тот момент Мухину, командовавшему вторым торпедным отсеком, уже исполнилось 30 лет. Всем остальным не было еще и 25.

Настоящий кошмар начался, когда отказала система охлаждения атомного реактора. Капитан подводной лодки Николай Затеев (его роль в фильме "К-19: оставляющая вдов" исполняет сам Харрисон Форд) был вынужден пожертвовать жизнями 8 членов экипажа. Перед ними была поставлена задача ликвидировать неисправности в системе, и все они, работая непосредственно в реакторе, погибли от утечки радиоактивного топлива. Такой ценой удалось спасти жизнь остальным подводникам, находившимся на К-19. Благодаря мужеству восьмерых героев, взрыв подлодки, который Вашингтон мог принять за начало ядерной агрессии со стороны Советского Союза, был предотвращен. А ведь этот взрыв мог привести к образованию небольшого подводного Чернобыля у берегов США. Мухин вспоминает, как в тот момент капитан сказал морякам из шестого отсека: "Вы знаете, на что идете". Эти люди знали, на что шли, и приняли решение о начале операции по устранению неисправностей. Сварку проводили по очереди четыре бригады, которые сменялись каждые 10 минут.

Со стены комнаты на присутствующих смотрят широко открытыми светящимися глазами-иллюминаторами три рыбацкие шхуны, на полочках расставлены восточные фигурки вперемешку с миниатюрными моделями и макетами кораблей и штурвалов. Стены покрыты шерстяными коврами, вытканными самим Мухиным. Поверх ковров - ружье XIX века. Именно в этой комнате капитан Затеев обычно встречался со своими прежними подчиненными. Три года назад командир К-19 умер в Москве.

Фотография капитана

Во главе стола - черно-белая фотография самого Затеева. 72-летний Мухин - самый старший из присутствующих в этой комнате: в ней-то обычно и встречаются бывшие моряки, судьбы которых сплела в единое целое трагедия. "Мы - единственный в мире экипаж, который встречается на протяжении вот уже 40 лет", - говорит хриплым голосом 64-летний Александр Перстенев, командовавший на К-19 подразделением подготовки и запуска ракет.

После той аварии им пришлось проститься с флотом. Мухин работал преподавателем на военной кафедре в одном из технических вузов, кого-то направили наблюдать за строительством подводных лодок. Ни один из оставшихся в живых моряков не испытывает никакой злобы по отношению к советскому режиму, тем кремлевским правителям, что на протяжении 25 лет заставляли их молчать. История их жизни всплыла на свет лишь в 1989 году, а с 1993 года им стали платить пенсию по инвалидности. Каждый из них в той или иной степени испытывает на себе последствия полученной во время аварии дозы радиоактивного облучения. Перстенев рассказывает, что "в то время никто еще не знал, какую дозу радиации можно считать смертельной. Благодаря именно нашему печальному опыту медики смогли определить эти уровни и разработать необходимые методы лечения". После чего добавляет: "Служба есть служба".

Их военная пенсия вместе с субсидиями по болезни составляет в месяц приблизительно 109 евро; кроме того, морякам предоставляется возможность раз в год бесплатно съездить на отдых и лечение в санаторий. Мухина же и вовсе можно считать счастливчиком. Пенсию он получает с 1980 года. Тогда Мухину удалось выиграть судебный процесс против Вооруженных Сил, и теперь он получает пенсию по инвалидности - 225 евро ежемесячно. Харрисон Форд за 20 дней съемок в фильме, посвященном истории их жизни, получил 25 миллионов евро. Прокатчики фильма Форда в России пообещали подводникам заплатить 1% от кассовых сборов; но старых моряков это не сильно радует.

Благодаря фильму ожили воспоминания о былом, подводников захлестнули переживания. Недавно в зале Мариинского театра прошел предпремьерный показ фильма. Вжавшись в кресла, 90 оставшихся в живых членов экипажа подлодки вновь пережили последнее плавание К-19, после чего со вздохами и слезами на глазах распределили между собой фотографии с эпизодами картины, снятой режиссером Кэтрин Бигелоу (она - одна из немногих голливудских женщин-режиссеров, снимающих триллеры. В 1991 году сняла фильм "На гребне волны" с Патриком Суэйзи и Киану Ривзом в главных ролях, а в 2001 году - триллер по роману Аниты Шрив "Вес воды" с Шоном Пенном и Элизабет Херли). Несмотря на многочисленные недостатки сценария, старые подводники говорят, что Харрисон Форд в роли капитана Затеева затронул их за живое. "Во время показа мне пришлось даже принять лекарство от сердца", - признается Мухин, облокотившись на стол. "После церебрального инфаркта я стал чаще плакать", - волнуясь, говорит он.

Они вспоминают один из самых ужасных, леденящих кровь в жилах эпизодов: 8 добровольцев выбираются из реактора, их выворачивает наизнанку, рвет желчью, а все лицо моряков покрыто страшными гнойниками и ожогами. "Из того отсека мы вытаскивали своих товарищей за руки. Они постоянно падали в обморок, тела их были красного цвета. Но в тот момент мы даже не знали, что их кожа покраснела от радиоактивного излучения и высоких температур. Там, внутри отсека, всегда было жарко, и мы работали в нем только в тельняшках", - рассказывает Перстенев. Его живые, миндалевидные глаза наполняются слезами только тогда, когда он вспоминает, как они пытались бороться с охватившей весь экипаж паникой. "В одиночку любому может быть страшно, но когда на тебя с надеждой смотрят товарищи, твой страх может только еще больше навредить им".

Видео- и аудиоряд фильма захватывает, но настоящие прототипы его героев так и не смогли найти себя на экране. И не только потому, что им дали вымышленные имена. Самым смешным им кажется название фильма. "Как они могли назвать К-19 фабрикой вдов, если большинству из нас только-только исполнилось по 20 лет, и мы даже не были женаты", - смеется Мухин.

"Мне совсем не нравятся сцены, в которых моряки постоянно бегают из отсека в отсек, сея панику и неорганизованность. На подводной лодке такого не бывает. После сигнала тревоги все находились на своих местах, и не было никакой неразберихи", - возмущенно говорит Леонид Сологуб, отвечавший за работу системы электроснабжения первых пяти отсеков К-19. "В фильме торпеды передают из рук в руки, словно какие-то игрушки, а помощник капитана ругается со своим командиром. На самом деле капитану все подчиняются беспрекословно", - добавляет Сологуб.

"В российском и советском флоте не может быть ситуации, когда командир корабля посылает своего помощника в отсек, где произошла авария, чтобы выяснить реальное положение вещей, а тот отказывается выполнять его приказ", - вторит Сологубу его товарищ - Вадим Сергеев, отвечавший за электронную систему навигации К-19. "В фильме после сигнала тревоги и выяснения места локализации аварии командир отсека достает из сейфа инструкции и начинает читать их. Это - фантастика. Еще до начала плавания все инструкции должны быть записаны в его голове", - выражая свое недоумение, говорит Кузьмин.

Секреты

Сергееву не понаслышке знакома та давящая атмосфера военного трибунала, что отражена в фильме. И Сергеев прекрасно знает, о чем говорит: после аварии он потерял один из секретных документов, которые находились в его ведении: этот эпизод привлек внимание сотрудников КГБ. "Не найди я вовремя те бумаги, не сидеть бы мне, не беседовать здесь с вами", - спокойно признается он.

Цепи и висячие замки вокруг реактора, включение турбин в тот момент, когда подлодка стоит в сухом доке, - вот лишь некоторые технические оплошности нового фильма, на которые обратили внимание старые моряки. "Капитан подлодки отдает приказ одному из радистов связаться с американцами и просить их о помощи. Такого никогда не было. Вокруг не было ни одного американского вертолета или корабля. Мы потерпели аварию прямо у них перед носом, а они даже не смогли засечь нас. И пытаются теперь оправдаться", - говорит Мухин, с трудом сдерживая свое негодование.

Дополняя целый ряд несостыковок, замеченных его товарищами, Перстенев вспоминает тот эпизод фильма, в котором советские подводники насмехаются над пилотами американского вертолета. "Я бы никогда не спустил штаны внутри подводной лодки так, как это показано в фильме. Моя внутренняя культура не позволила бы мне этого сделать".

Все 7 старых подводников пытаются оправдать Харрисона Форда и спасти его фильм от провала. "Его жесты, движения, манера разговора очень напоминают нам Затеева. Они похожи даже внешне", - говорит Мухин. Оставшиеся в живых моряки дают фильму "добро" с большой натяжкой, хотя жаловаться им не хочется: первый вариант картины (который они же сами и корректировали) оставил у них на душе еще более неприятный осадок. "В том фильме офицеры били своих подчиненных матросов, воровали апельсины, а один из них сидел прямо на реакторе и пил водку. Вся команда материлась", - рассказывает Кузьмин. Этот старый подводник уверен, что должно пройти еще очень долгое время, прежде чем наследие "холодной войны" исчезнет из фильмов Голливуда.

В этот день в 1972 году произошла авария и пожар на советской атомной субмарине К-19.
История у этого корабля "славная". Моряки звали её "Хиросима". Именно на ней 4 июля 1961 г. была первая в истории отечественного подводного флота авария ядерного реактора. К-19 была первой в СССР атомной подводной лодкой, способной нести на борту три баллистические ракеты в ядерном снаряжении и самой несчастливой лодкой в истории подводного флота СССР. Далее коротко о всех авариях на лодке - "Беде"...

Еще при строительстве в трюме лодки произошел пожар, в результате которого двое специалистов получили серьезные ожоги. Тогда это можно было объяснить случайностью.

Предвестником несчастий в океане послужил символический эпизод: при спуске со стапелей первой ракетной атомной лодки "К-19" традиционная бутылка шампанского не разбилась о форштевень после первого броска. Положено, чтобы женщина крестила корабль, но в тот день бутылку разбивал мужчина - офицер.

В июне-июле 1961 года в Атлантическом океане проходили боевые учения под кодовым названием "Полярный круг". Военно-морской флот СССР отрабатывал взаимодействие надводных и подводных кораблей. В учениях принимала участие и лодка К-19, командиром которой был капитан 1-го ранга Николай Затеев.
4 июля 1961 г. во время следования подводной лодки в Северную Атлантику для производства учебных стрельб произошла авария. В 04 час 15 мин сработала аварийная защита реактора левого борта.

Причиной аварии послужило нарушение (течь) в контуре системы охлаждения реактора. Был возможен взрыв. Но моряки проявили смекалку и из подручных материалов смонтировали трубопровод, дублирующий поврежденный участок системы охлаждения.

Командир подводной лодки спросил лейтенанта Корчилова, который возглавлял аварийную партию, знает ли он, на что он идет? Ему было всего 23 года. Тот ответил – да. И командир сказал – тогда с богом, иди. Они понимали, что идут на смерть.

В течение двух часов подводники, находясь в зоне воздействия радиации продублировали систему охлаждения и спасли подлодку. В будущем такие дублирующие контуры появились на всех АПЛ.

Через четыре с половиной часа после возникновения аварии у облучившихся моряков начали появляться признаки лучевой болезни - у 15 человек тяжелой, 11 - средней и 16 - легкой степени. Ситуация осложнилась тем, что оказалась поврежденной антенна главного передатчика и командир подлодки не мог сообщить об аварии в базу. С подлодки были эвакуированы 65 моряков, а еще через день подлодку оставили все члены экипажа - находиться в ней было опасно для жизни из-за радиации. Перед этим механизмы К-19 были приведены в нерабочее состояние. Моряки уходили с лодки полностью голыми, а офицеры даже личное оружие бросали в воду.

Атомная подлодка К-19 была отправлена в ремонт. В 1962-1964 гг. на ней были заменены оба атомных реактора.

На ней были аварии, пожары, не избежала она и столкновений - над водой и под водой.

15 ноября 1969 г. при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море К-19 столкнулась с американской субмариной Cato и, получив повреждения, вернулась к месту базирования. Авария, произошедшая с К-19 24 февраля 1972 года при несении боевой службы в Северной Атлантике, была трагической: в результате пожара в отсеках корабля погибли 28 человек.

Возгорание произошло в результате попадания на разогретую поверхность фильтра масла. Личный состав, не занятый в борьбе за живучесть был эвакуирован. В 10-м отсеке остались отрезанными 12 человек, в течении последующих 23 суток дышавшие остатками запасов сжатого воздуха. Тогда подводная лодка сохранила ход и вышла на поверхность, в загазованных 7 и 8-м отсеках погибли.

После ЧП 1972 года подлодку отправили на судоремонтный завод "Звездочка" в г. Северодвинск, где ее обновили, модернизировали.

После ремонта К-19 еще не раз выходила на боевые дежурства в морские и океанские глубины. В 1990 г. ее вывели из боевого состава флота. Весной 2002 года легендарный подводный корабль Северного флота завершил свой последний поход: из Ара-губы его отбуксировали на судоремонтный завод "Нерпа" в Заполярье для утилизации.

Долгое время авария 1961 года на К-19 была засекречена. Моряки, дав подписку о "неразглашении", молчали о случившемся. О том, что с ними произошло, не говорили даже родственникам.

В 1990-е гг. о трагедии К-19 заговорили во всеуслышание. Вышли в свет газетные публикации, книги. В 2002 го. широкой публике был представлен американский кинофильм "К-19. Оставляющая вдов" (K-19: The Widowmaker), главные роли в котором сыграли Харрисон Форд и Лайам Нисон.

Память о подвиге моряков с К-19 жива, 4 июля 1998 г. на Кузьминском кладбище в Москве был воздвигнут мемориальный памятник экипажу К-19. Силуэт подводной лодки объединяет 6 каменных надгробий.

К-19 разрезали на металлолом, на память осталась лишь часть рубки, установленная как памятник на проходной судоремонтного завода «Нерпа».

Подробно о последней аварии на К-19 можно прочитать всего в ДВУХ книгах: «Чрезвычайное происшествие на советском флоте» Николая Черкашина и «Катастрофы под водой» Николая Мормуля. Все. Даже списки награжденных до сих пор засекречены.

Если ударяться в конспирологию, что можно много чего найти загадочного. В 1986 году, в Атлантике погиб наш атомоход К-219. Потом в Тихом океане затонул К-129... и К -19 лодка - "Беда". И везде цифры 1, 2 и 9 ... какая-то магия цифр...

Инфа и фото (С) интернет

24-02-2016, 12:21

24 февраля 1972 года на подводной атомной ракетной подводной лодке К-19 произошла страшная авария

Утром 24 февраля 1972 года на командный пункт Северного флота поступила информация: в Северной Атлантике после пожара на глубине всплыла атомная подводная лодка, находившаяся на боевой службе. Есть человеческие жертвы. Субмарина не имеет хода.

В район аварии был немедленно послан крейсер «Александр Невский» с резервным экипажем для лодки и командным пунктом из специалистов управлений флота во главе с вице-адмиралом Л.Г. Гаркушей.

Вслед за крейсером вышел спасатель «СС-44», но еще в Кольском заливе его выбросило штормом на камни.

Прибыв в район аварии, специалисты не смогли высадиться на лодку, которая имела тенденцию к дифференту на корму и крену на правый борт.

Для руководства спасательной операцией недели через две (морской переход длился двенадцать дней) из Москвы прибыл первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР адмирал флота В.Касатонов. Первым делом он замкнул на себя все решения, даже второстепенные.

Выяснилось следующее. Лодка возвращалась с боевого патрулирования в Северной Атлантике. До прибытия на базу оставалось восемь суток. Лодка шла на глубине 120 метров.

Сигнал аварийной тревоги взревел в отсеках в 10.23. «Пожар в девятом отсеке!» - сообщил голос в громкоговорителе. В девятом трехэтажном отсеке находится вспомогательное оборудование, камбуз и кубрик. Он служит убежищем, поэтому у него более прочные переборки. Особой паники сообщение не вызвало: за автономное плавание то была третья тревога. В первых двух случаях положение исправлялось в считанные минуты.

Вот что произошло за несколько минут до сигнала тревоги. Вахтенный матрос Кабак почувствовал запах гари. Он спустился на нижний этаж и обнаружил горящий электроприбор для дожига угарного газа.

За несколько дней до описываемых событий в верхнем уровне девятого отсека лопнул трубопровод системы рулевого управления. Около 500 л гидравлического масла пролилось наружу. Экипаж отремонтировал трубку и собрал пролившееся масло. Но какая-то капля масла просочилась на нижний уровень и упала на электроприбор, раскаленный до 200ºС.

Вместо того, чтобы немедленно объявить аварийную тревогу и приступить к тушению пожара, матрос бросился будить ответственного за этот прибор старшину отсека Александра Васильева. Время для тушения пожара было упущено. Васильев первым героически ринулся в пекло, и первым погиб в огне. Несмотря на мужественные действия экипажа, погасить пожар не удалось. Отсек быстро заполнялся продуктами горения, а аппаратов индивидуального дыхания на всех не хватало, так как часть их находилась на боевых постах. Еще одно свидетельство непродуманности организации корабельной служб и плохого руководства действиями. Многие из участвовавших в тушении пожара были отравлены окисью углерода. Даже спустя несколько недель после пожара ее содержание в этом отсеке составляло 21 мг/л при допустимой дозе 0,005 мг/л.

В результате пожара лопнула магистраль воздуха высокого давления, и в огненное пекло мощной струей стал поступать кислород. Через систему вентиляции левого борта пожар перекинулся в соседний носовой отсек, к пульту управления главной энергоустановкой.

В центральный пост прибыли командир корабля В.Кулибаба, командир БЧ-5 Р. Миняев, начальник штаба соединения В.Нечаев. Как всегда по сигналу тревоги, переборки между отсеками уже были загерметизированы - личный состав каждого из них должен бороться с пожаром до последней возможности, но командир тут же приказал восьмому отсеку принять людей из девятого. Когда отдраили переборочную дверь, в отсек вместе с моряками ворвались клубы ядовитого дыма. Люди надели аппараты индивидуального дыхания, но дым валил уже через вентиляцию. Кулибаба приказал всему личному составу, не занятому на боевых постах, покинуть кормовые отсеки. Это спасло жизнь многим. Таким образом, большая часть подводников успела эвакуироваться в смежный отсек, который, к сожалению, вскоре тоже оказался в огне.

Тем временем лодка всплывала. Она шла с большой глубины, и ей был жизненно необходим ход. А для работы реактора нужна электроэнергия, основное оборудование для выработки которой помещалось в восьмом отсеке. Но в восьмой уже сплошным потоком валил через прожженный трубопровод воздух высокого давления, смешанный с продуктами горения. Электрики задыхались, но отойти от своих механизмов не могли - лишившись хода, лодка рухнула бы на глубину. Позже аварийная партия обнаружит старшину команды электриков мичмана Виктора Николаенко в противогазе у своего поста мертвым. Погибнет и командир электротехнического дивизиона капитан 3 ранга Л.Цыганков.

Когда угарный газ добрался до пульта управления ГЭУ, командир дивизиона движения капитан-лейтенант Виктор Милованов приказал всем покинуть пульт, оставив с собой лишь старшего лейтенанта Сергея Ярчука. Оба включились в аппараты, но Ярчук начал задыхаться и сорвал маску. Он умирал на глазах своего командира, но Милованов ничем не мог помочь: необходимо было срочно заглушить обе ГЭУ… Заглушив их и убедившись, что все поглотители сели на нижние концевики, командир дивизиона движения покинул пульт. Кормовые отсека лодки были загазованы, и, пробираясь по ним, Милованов потерял сознание. В центральный пост его, уже с кровавой пеной у рта, доставил матрос-турбинист.

Турбинистам, помещающимся в седьмом отсеке, тоже пришлось нелегко. Отсек наполнялся смертоносным дымом, но отойти от маневровых устройств в аварийной ситуации - значит обречь лодку на неминуемую гибель. Мичман Александр Новичков принялся помогать растерявшимся матросам надеть противогазы, выводил задыхающихся из отсека. На его счету много спасенных жизней, только свою он не сумел сохранить.

Все это время в центральном посту в сложнейшей ситуации принимали решения командир БЧ-5 Миняев и командир корабля Кулибаба. Именно благодаря их хладнокровию удалось сохранить лодку и спасти многих людей. Позднее их действия будут самым тщательным образом проанализированы комиссией. Часто такое расследование заканчивается увольнением, Кулибаба же был награжден орденом Красного Знамени.

Вскоре над кораблем начали летать разведывательные самолеты «Орион». А первое судно - сухогруз «Ангарлес» - подошло лишь через двое суток.

Шторм уже начинался, когда спущенный сухогруза спасательный катер попытался подойти к лодке, чтобы передать буксирный конец. Двух мичманов - Красникова и Бекетова - тут же смыло. К счастью, их сразу же вытащили за страховочные концы. Волны бросали лодку, как щепку.

Не сразу личный состав «К-19» удалось эвакуировать на большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Дрозд», имеющий на борту вертолет. Шторм к тому времени разошелся так, что мачты корабля порой скрывались за гребнями волн. И подводники просто не поверили своим глазам, когда над рубкой завис вертолет. С него на тросе спустили груз: аппараты индивидуального дыхания, продукты, теплую одежду, фонарики и даже бидон с горячим кофе! Вертолет прилетал еще и еще. Инструкции запрещают полеты в штормовую погоду, но экипаж - Крайнов, Семкин и Молодкин - знал, что каждый вылет может означать чью-то спасенную жизнь.

Впоследствии капитан Молодкин рассказывал:

Главным было взлететь. Вертолет вручную выкатывали на сетку, и человек тридцать моряков удерживали машину, ока набирали обороты. По команде они отпускали ее, и я через секунду уже был в воздухе. Так ж с риском садился обратно на палубу.

Вертолетчики эвакуировали с «К-19» около сорока человек. Остальных передали на спасательный буксир «СБ-38», с которого на лодку подавалось электричество и воздух. Эвакуация проводилась так называемым «мокрым способом». Моряки привязывали карабин пояса к тросу, протянутому между лодкой и спасателем, и прыгали в воду. С буксира выбирали линь, и за считанные минуты поднимали их на борт. На атомоходе осталась лишь аварийная партия - восемнадцать измотанных до предела моряков.

В операции по спасению «К-19» принимало участие более тридцати кораблей и судов ВМФ. К ним успел присоединиться даже вертолетоносец «Ленинград», находившийся в момент аварии в Черном море. Ежедневно по приказу министра обороны в район аварии прилетали два самолета, сбрасывавшие необходимые вещи: спасательные плоты, одежду, инструменты. Большинство этих посылок бесследно поглощало море.

Возвращение лодки на базу, куда ее прибуксировали 4 апреля, было радостным далеко не для всех. Авария на борту «К-19» стоило жизни тридцати морякам. 28 человек погибло во время пожара на лодке, один матрос был смыт волной при переходе на крейсере «Александр Невский» и один офицер, капитан 2 ранга Ткачев, получил смертельную травму во время шторма уже на плавбазе «Магомет Гаджиев» (на ее борту была квалифицированная медицинская группа, но даже вмешательство лучших хирургов не смогло его спасти). Двое погибших - лейтенант Виталий Хрычиков и старшина 2 статьи Казимир Марач - похоронены в океане с соблюдением морских обычаев. Море приняло их в точке с координатами 59º29’ с.ш. и 28º54’з.д.

Список подводников экипажа атомной подводной лодки «К-19», погибших 24 февраля 1972 года

Капитан 3 ранга Л.Г. Цыганков

Старший лейтенант С.Г. Ярчук

Лейтенант В.В. Хрычиков

Мичман Ф.К. Борисов

Мичман В.Г. Николаенко

Мичман А.И. Новичков

Главный старшина А.П. Васильев

Старшина 1 статьи А.П. Алексеев

Старшина 1 статьи В.Е. Мосолов

Старшина 2 статьи И.И. Галкин

Порт приписки Полярный Спуск на воду 11 октября Выведен из состава флота 19 апреля Современный статус Утилизирована. Трёхотсечный блок с реакторным отсеком поставлен на отстой в Сайда Губе , рубка установлена как памятник в Московской области Основные характеристики Тип корабля ПЛАРБ 1 поколения Обозначение проекта проект 658, 658М, 658С Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин » Главный конструктор С. Н. Ковалёв Кодификация НАТО «Hotel-I», после модернизации в 1968 - «Hotel-II» Скорость (надводная) 18 узлов Скорость (подводная) 26 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 50 суток,
15 тыс. миль надводным ходом,
30 тыс. миль под водой Экипаж 104 человека Размеры Водоизмещение надводное 4030 т Водоизмещение подводное 5300 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 114,0 м Ширина корпуса наиб. 9,2 м Средняя осадка
(по КВЛ) 7,5 м Силовая установка 2 ядерных реактора типа ВМ-А Вооружение Торпедно-
минное вооружение

История строительства

Закладка состоялась 17 октября 1958 года. Спуск на воду - 11 октября 1959 года. 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний, в этот день лодка вступила в строй.

Первый боевой поход и авария реактора 4 июля 1961 годa

При возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора. В 4:15 при ходе в подводном положении и работе реакторов обоих бортов на мощности 35 % вахтенный командир группы дистанционного управления реактором обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в 1 контуре охлаждения кормового реактора. Была сброшена аварийная защита реактора. В 4:22 ПЛ всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30-40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма-активность . Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 7:00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления, однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. В 8:45 после приварки героическими усилиями аварийной партией трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. В результате подачи через нештатную систему проливки холодной воды в реактор произошло разрушение активной зоны и резко возросло гамма-излучение. В результате разгерметизации реактора и ошибочно проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на ПЛ резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. После подхода на помощь дизельных лодок командиром было принято решение об эвакуации экипажа.

Через сутки после начала аварии, в 4:00, весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270 , а затем и на С-159 , но позже передан на подошедшие эсминцы . На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению.

К-19 была отбуксирована в базу. В результате сильного облучения c 10 по 23 июля 1961 года скончались 8 человек, а впоследствии - 1 августа 1970 года - ушёл из жизни командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Козырев.

Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 1961 года

Имя Звание и должность Доза облучения Дата смерти Примечание
Борис Корчилов лейтенант ,

командир группы дистанционного управления

54 Зв = 5400 бэр 10 июля 1961 [ ] похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде
Борис Рыжиков главный старшина ~7 Зв = 720 рентген 23 июля 1961 [ ] похоронен на Зеленогорском кладбище под Ленинградом
Юрий Викторович Ордочкин

Список инцидентов, аварий и катастроф на К-19

  • По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 г. ещё до спуска подлодки на воду:
  • при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли;
  • после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;