Пример динамичности сознания. Исследование динамики состояний сознания на основе деятельности в особых условиях (воинское искусство)

Леонтьев о сущности и структуре сознания

сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;

первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание - образ становится также сознанием - деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, - управляющим ею;

другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид;

структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;

чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;

особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект его деятельности;

чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно - свою означенность . Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык - не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;

в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними;

следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл - это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;

сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.

Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

Вундт: “Сознание - способность замечать свои психические состояния”

Джеймс: “Сознание - хозяин психических функций”

Ясперс: “Сознание как сцена”

Выготский: сознание - единство переживания и знания

“Сознание - со-знание, совместное знание” (французская социальная школа).

Функции сознания:

· Отражение

Сознание организует познавательные процессы - восприятие, представление, мышление, а также организует память.

· Регулирование

· Рефлексия

Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

· Креативная функция

Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

· Духовная

Структура сознания

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

  • чувственную ткань образа;
  • значение;
  • смысл.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:

Свойства сознания

Активность

Сознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром.

Избирательный характер

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Целостность

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).

Константность

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Динамичность

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Искаженность

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Индивидуальный характер

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер.

Эти свойства отражены в табл. 18.1.

Таблица 18.1. Свойства сознания человека

Свойство

Описание свойства

Активность

Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир

Избирательный характер

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)

Обобщенность и отвлеченность

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности

Целостность

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)

Свойство

Описание свойства

Константность

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности

Динамичность

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности

Искаженность

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности)

Индивидуальный характер

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди

В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие, как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С нашей точки зрения эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию. Тем не менее попытаемся определить эти «эмпирические» характеристики (рис. 18.6).


Структура сознания - это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания поэтому необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание.
Сознание (как уже было сказано) - это высшая форма психического отражения действительности, развивающаяся на основе более простых форм и включающая их в себя. Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания человека. Значит, три категории психических явлений (психические процессы, состояния и свойства личности) также входят в структуру индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью и константностью, взаимодействие которых и определяет диалектику сознания личности.
Константность сознания - это относительная его неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня - это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности. Динамичность же сознания - это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.
Следует, однако, отметить, что каждый акт сознания как целостный, константный и ограниченный в течение этого длительного и динамичного потока сознания всегда содержит в себе три компонента: познание, переживание и отношение. Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве. Так, познание - это процесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности истинных знаний об объективном мире. Познание есть отражение человеком природы. Элементарной формой познания является ощущение, высшей - творческое мышление. Уже сами слова «познание» и «сознание» показывают их связь между собой и со знанием.
Знания - это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком. Их физиологическими механизмами является деятельность второй сигнальной системы. Психологически в основе знаний лежат мышление и память. Но знания человека включают в себя и первосигнальные ощущения, свойственные и животным. Последние лежат в основе процесса узнавания, свойственного и человеку, хотя и приобретающего у него более сложную форму и тесную связь с усвоением.
Отметим, что усвоение - это психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему понятий. Переживание - это одна из форм, один из компонентов сознания, не содержащий образа отражаемого или мыслей о нем, а отражающий реальный мир в форме удовольствия или неудовольствия (сострадания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Эти три пары переживаний обычно рассматривают как простейшие эмоции, которые входят в более сложные эмоции и чувства.
Отношение - (последний) компонент акта сознания; в нем проявляется активность последнего и его обратная связь с отражаемым миром. Сознание - это не только отражение, но и отношение человека к ок­ружающему; при этом отражение и отношение не внеположны. Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям*. Теснее всего отношения связаны с эмоциями и чувствами; наиболее отчетливо они проявляются в волевых актах.
____________________________________________________________________________
* Рубинштейн C.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. с. 158.

Следует отметить, однако, что отношения еще бывают и объективно существующими. Отражением этих реальных объективных отношений являются субъективные, психические отношения людей, изучаемые психологией. Никаких субъективных психических отношений, которые не являлись бы отражением объективных отношений, нет. Но личность в силу избирательности общения всегда в соответствии со своими особенностями несколько видоизменяет отражаемые отношения. Следовательно, необходимо четко различать две формы отношений, называя первую объективными отношениями, а вторую - психическими отношениями, являющимися отражением первых.
Сознательные, личностные отношения представляют высшую форму психических отношений и начинаются с противопоставления «Я» и не-«Я», то есть с появления сознания и личности. Для человека личностные и психические отражения совпадают, поскольку субъективный компонент человеческой психики - это и есть сознание, а личность - человек как носитель сознания. Поскольку сознание может быть разной степени ясности и различного уровня, постольку по этим же критериям многообразны и личностные отношения.
Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что совершается с ним. Активность личности проявляется в характерных для нее мотивах поведения, установках, отношениях, способах действия, то есть в многообразной деятельности, направленной на преобразование объективной реальности. Она находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает. Все внешние воздействия на человека в свою очередь оказываются преломленными социально обусловленной системой или совокупностью внутренних ус­ловий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем личностью. Личностные отношения - это отражение тех объективных отношений, в которых предметы и явления реального мира находятся в определенной связи с данной личностью - субъектом познания.
Нам следует сказать и о том, что объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.). Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые предстают одним из важнейших объектов изучения социальной психо­логии, в том числе и юридической.
Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы. Задача изучения межличностных отношений возникает при работе с каждым коллективом, в том числе и коллективом работников юридического труда, где повседневно совершаются «социальные факты» (явления взаимопомощи, дружбы и т.д.). В каждой группе, коллективе существуют личности с отчетливо выраженными личностными отношениями; нередко ряд личностей выявляют более или менее одинаковые отношения. Они-то и определяют отношения группы в целом. Правильное понимание и использование личностных и межличностных отношений важно как для психологической теории, так и для юридической деятельности.
Уровень ясности сознания - еще одна сторона структуры сознания. Она играет весьма существенную роль для юридической психологии, поскольку юридическая деятельность часто выполняется в экстремальных условиях, заметно влияющих не только на отдельные психические функции, но и на сознание в целом.
Одним из низших уровней ясности сознания является спутанное сознание. Отметим, что его каждый может наблюдать у себя и других лиц в просоночном состоянии, в период перехода от сна к бодрствованию. Оно отмечается и у юристов в состоянии тяжелого утомления. Во время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем сознания является самосознание.
Самосознание - это осознание человеком своего «Я», роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива. Иногда личность связывают не с сознанием в целом, а только с самосознанием. Такая точка зрения сужает понятие личности. Однако чем выше и яснее самосознание личности, тем больше ее ценность для общества.
Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих качеств: активность, константность, целостность, преемственность и ясность.
Сознание всегда проявляется в деятельности, и его структура в каждый определенный отрезок времени соответствует психологической структуре деятельности, совершаемой человеком в этот отрезок времени. Однако эти структуры только соответствуют друг другу, но не тождественны, как едины, но не равнозначны сознание и деятельность. Понимание структуры сознания имеет не только общее, но и специфическое значение для юридической психологии.

Подобно тому как «материя» является не только философской, но и физической категорией, так и «сознание» является не только философской, но и психологической категорией. Как физика, опираясь на философское понимание материи, изучает ее в системе своих понятий, так и психология исходя из философии сознания исследует его в системе своих категорий.

Для психологии сознание это не особая форма отражения, добавляемая к описанным нами выше, не дополнительная «психическая функция», как считают некоторые психологи, а их обобщение, синтез, интеграл. Только в этом смысле сознание есть высшая форма отражения. Сознание существует лишь постольку, поскольку существуют и проявляются эти формы отражения, но не каждая в отдельности, а вместе. Доминирующее проявление той или иной формы отражения в их общем ансамбле может быть различно. Поэтому и состояния сознания различны, когда человек внимательно прислушивается, или когда он пишет стихи, или волевым усилием сдерживает боль. В. Джемс говорил о «потоке сознания»; и этот поток меняется, принимая ту или иную доминирующую в данный отрезок времени форму, становясь то более конкретным, то абстрактным, то иредметно-действен- ным, то более пассивным или предельно активным.

Понятия «сознание» и «человеческая психика» по содержанию не тождественны. Объем первого уже второго; сознание это только субъективный компонент человеческой психики, в которую входит и объективизация сознания - деятельность. Выше уже упоминалось, что с того момента, когда на основе физиологического отражения появилось психическое, возникло и субъективное, но субъективное это разное у различных видов животных. Субъективное в психике человека приняло по сравнению с психикой животных (в силу появления второй сигнальной системы действительности и, следовательно, понятий, мышления) форму идеального. Это человеческое субъективное и есть его сознание.

Сознание не существует вне человеческой психики. Более того, оно, как и все субъективное, познается через психику, объективизирующуюся у животных в поведении, у человека в деятельности. Поэтому, хотя логически предысторией сознания должна была бы являться история субъективного у животных ветви вторичноротых, практически, поскольку субъективное не только у животных, но и у других людей непосредственно непознаваемо (по крайней мере пока), предысторией сознания является история развития психики у животных. Вместе с тем всегда надо помнить, что сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»Развиваемые далее в этой главе взгляды опираются на понимание сознания, изложенное в работах С. JI. Рубинштейна и Е. В. Шороховой63.

Сознание, взятое как целое, имеет свою структуру, элементами которой являются отдельные акты сознания. Эго как бы выделяемые по относительной самостоятельности отдельные срезы потока сознания. Имеет сознание и свои подструктуры, и общие свои качества.

Каждый акт сознания можно рассматривать как точку потока сознания. Ведь, как уже было сказано, если внимание как психическое явление есть организация психики, то в каждом акте внимания можно выделить его субъективный компонент - организацию сознания. А раз так, то можно говорить и о переключении сознания, и о его распределении. Это - в норме.

Психопатология и психиатрическая клиника демонстрируют случаи, когда сознание начинает течь как бы двумя одновременными параллельными потоками, но о них будет сказано несколько ниже.

Одной из подструктур сознания являются основные функции сознания - это те формы психического отражения (эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля и память), выше уже включенные в рассматриваемую систему психологических понятий.

Другая подструктура сознания определяет степень динамики или, напротив, константности актов сознания. Динамика сознания включает три формы, на которые мы уже указывали, как на три категории психических явлений, а именно психические процессы, состояния и свойства. В системе явлений и понятий сознания они определяются как процессы сознания, состояния сознания и свойства личности (поэтому личность - это человек как носитель сознания). Но сознание, как целое, не может быть сведено только к этим формам отражения н проявлениям динамики. Оно имеет и другие качества, главными из которых являются: активность, константность, целостность и преемственность сознания.

Именно тот факт, что в структуру сознания входят психические явления всех трех форм (как процессы, состояния и свойства личности), обусловливает его и константность, и динамичность. Константность сознания определяется психическими состояниями и в особенности свойствами личности. Динамичность сознания обусловливается кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами. Преемственность сознания, проявляющаяся в форме феномена «я», определяется долговременной памятью и в свою очередь обусловливает ее специфическое значение в структуре сознания.

Выделение «я» из «не-я» - это первый акт появления индивидуального сознания в антропогенезе, повторяемый и в онтогенезе. Вначале это выделение своего тела, хорошо наблюдаемое у детей, сперва говорящих о своем теле, как о чужом: «Сережин животик», «Сережины ручки», а только потом «мой животик». Завершается этот процесс появлением и развитием самосознания как осознанием своей роли в обществе, о чем будет сказано ниже.

Говоря о качествах сознания, необходимо иметь в виду указание В. И. Ленина о том, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» К сожалению, цитируя эти слова, иногда не обращают внимания на то, что Ленин здесь же продолжал: «т. е. что мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» 64. В этом проявляется воля как форма отражения, и это определяет активность сознания, к которой мы еще вернемся.

Следует остановиться еще на одной подструктуре сознания, именно на различных его уровнях ясности. Один из низших его уровней - спутанное сознание легко наблюдать в так называемом «просоночном» состоянии. Еще более низкий уровень сознания дают «подсознательные явления», явления приторможенного, редуцированного сознания. Ниже последнего лежат только патологические изменения сознания (бред, делирий, сопор и т. д.) и полная потеря сознания (обморок, наркоз). Все это снижение уровня ясного сознания, обычно свойственного человеку. Повышение его уровня отмечается при вдохновении, высшим уровнем которого является творческое озарение. Глубокое, яркое описание гаммы переходов степеней ясности сознания от «просоночного» до творческого озарения дал А. С. Пушкин.

И забываю мир - ив сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем -

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут

Таковы некоторые подструктуры сознания, определяющие и ряд его указанных выше общих качеств, но ими структура сознания не ограничивается. Еще более существенны для сознания его атрибуты.

ния редко может быть либо только переживанием, либо только познанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента, которые мы объединяем в подструктуру атрибутов сознания. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Потому каждый акт сознания можно образно рассматривать как точку в системе трех координат этих трех важнейших психологических категорий, говорящих о трех атрибутах сознания.

Атрибут - это неотъемлемое свойство чего либо, без которого оно не может ни существовать, ни мыслиться. Неверно было бы думать, что и само это понятие и эти три атрибута сознания - переживание, познание и отношение должны рассматриваться только в гносеологии, а не в психологии. Немало неясностей в психологии проистекает потому, что отношения, например, рассматриваются только как свойства личности, без учета того, что они прежде всего атрибуты сознания.

Переживание - это атрибут акта сознания индивида, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Эта идея трех полярных пар переживаний, выдвинутая в прошлом веке В. Вундтом как трехмерная теория эмоций, справедлива и для одного из компонентов сознания. Правда, понятие «переживание» шире «эмоций», так как переживания проявляются не только в форме эмоций (а следовательно, и чувств), но и в форме потребностей, и волевого усилия, а следовательно, и произвольного внимания и произвольной памяти. Акт любопытства, как и догадка (знаменитая «Эврика» Архимеда), также переживается. Однако между степенью проявления переживаний есть и существенные различия: так, эмо ции, чувства, потребности и волевое усилие всегда переживаются. Акты внимания, памяти, мышления, восприятий и ощущений могут переживаться, но могут проявляться и в форме «чистого» познания.

Ни один психологический термин не имеет такого неоднозначного понимания, как «переживание», что служит причиной многих неточностей. На этом вопросе следует остановиться подробнее. «Переживание - общее название для непосредственного психического опыта; со стороны субъективной всяк:щ психический процесс есть переживание. Во всяком переживании различают акт и содержание переживания; первый - есть деятельность, связанная с возникновением данного переживания; второе - содержание, состав, то, что переживается» ". Это определение исходило из понятия «психологического опыта» и расширяло его до понятия «отражение».

Более общепринятым стало отождествление эмоций и чувств как переживания своих отношений. «Эмоциями, или чувствами, называются своеобразные переживания, в которых выражается отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности» 65. «Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает...»66 «Переживания человеком своих отношений к действительности называются чувствами или эмоциями» 67.

Г. А. Фортунатов отождествляет понятие «переживание» с понятием «эмоция», противопоставляя их более сложным чувствам. В этом смысле переживание понимается им как эмоциональный тон чувства. «При многократном переживании чувства в форме эмоционального процесса оно, действительно, может превратиться в устойчивую склонность к соответствующим переживаниям» !, - пишет он.

П. М. Якобсон, более других советских психологов работающий над проблемой эмоций и чувств, напротив, считает, что «словом «чувство» обозначается определенная живая реакция на происходящее - «переживание»» 68. Он объединяет эти три понятия в определении: «Переживаниечувства, т. е. живая эмоциональная реакция, может иногда достигнуть большой силы, приобрести характер аффекта»69.

Совсем иное содержание в понятие «переживание» вкладывал С. JI. Рубинштейн. «Переживания человека,- писал он, - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности. Таким образом, понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в ней более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом - знания, особенно существенного для сознания»70.

Эти высказывания С. Л. Рубинштейна, дополненные его же словами об отношении, приводимыми мной ниже, и легли в основу данного здесь понимания переживания как атрибута сознания. Я остановился подробнее на понятии переживания для того, чтобы, во- первых, показать, что, только рассматривая переживание как один из грех атрибутов сознания, а не как психическую функцию или самостоятельную форму отражения, можно устранить разнобой в понимании этой категории среди психологов, взяв из каждого определения рациональное зерно. Во-вторых, я хотел бы еще раз подчеркнуть необходимость и возможность устранения этого «разноязычия» путем создания коллективными силами системы согласованных психологических понятий. Таким образом, и здесь свою задачу я вижу не в том, чтобы выдумывать новые термины, а в том, чтобы привести наиболее уже обоснованные определения в единую систему связанных между собой понятий.

После этих замечаний продолжим рассмотрение атрибутов сознания.

Познание - это компонент сознания индивидума в форме непосредственных или опосредованных, более или менее полных и точных образов отражаемого и мыслей об их связях. У человека познание проявляется в ощущениях, мышлении, восприятии и памяти. В этой области психология и философия (в частности, гносеология) наиболее близки. Гносеологическая категория идеального как противоположности материального, когда мы его рассматриваем в качестве психологического понятия, принимает более конкретное содержание.

Как известно, С. JI. Рубинштейн связывал психологическое понятие идеального с идеальным как философской категорией: «Характеристика психического как идеального относится, собственно, к продукту или результату психической деятельности - к образу или идее в их отношениях к предмету или вещи»71. Но так как образ или идея всегда находятся в объективном отношении к предмету или вещи как отраженное к от ражаемому, то идеальное - это субъективное явление, существующее в форме образа, связанного с понятием. Само по себе, как таковое, идеальное - продукт познания. Но, реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут (что чаще и бывает) окрашиваться эмоциями или чувствами и, следовательно, переживаться.

Идеальное - это высшая форма субъективного, ибо все идеальное субъективно, но не все субъективное идеально. Например, эмоция в чистой своей форме субъективное, но не идеальное явление, так как она не несет ни образа внешнего мира, ни понятия о нем. Зародыши идеального имеются уже у животных. Ощущения и тем более их комплексы, дающие животным константное познание предметного образа, составляют предысторию идеальных явлений. Она наиболее отчетливо проявляется в так называемом каузальном рефлексе высших обезьян. Но у человека образы восприятия или смысловой памяти всегда включают в себя понятия. Идеальное, будучи у человека продуктом разобранных выше форм отражения (всех, кроме эмоций), в свою очередь существует в двух формах: непосредственной, образной и опосредованной, понятийной.

В связи с анализом психологического аспекта познания следует сделать важное, на мой взгляд, уточнение. Дело в том, что в философии образное, первосигнальное познание называют термином «чувственное познание». С точки зрения психологии эмоции, которые входят в чувства, вообще не являются формой познания, что же касается чувств, то они являются формой познания только в той мере, в какой в их структуру входят понятия. Поэтому термин непосредственное познание следовало бы предпочесть термину «чувственное познание», противопоставляя его опосредованному познанию. Первое соответствует BOC-.

приятиям (опирающимся на ощущения), второе - мышлению (опирающемуся на понятия).

Последним атрибутом сознания является отноше ние личности как субъекта к миру. В современной психологии для краткости его просто называют одним словом - «отношение». Под этим термином понимаются активный компонент индивидуального сознания и его обратная субъективная связь с отражаемым миром, объективизирующаяся в психомоторике. В свете сказанного и отражение следует понимать не только как результат воздействия мира на человека, но и как факт их взаимодействия; точнее, само отражение есть их взаимодействие, которое осуществляется путем отношения, включенного в отражение. Филогенетически оно развилось на основе активности психического отражения животных, непосредственно связанной с эмоциональной формой отражения; последнее в свою очередь возникло на основе биологической активности как качества физиологического отражения. У человека отношения и как мотивы деятельности, и как стремление к достижению цели проявляются через волю.

Иногда отношение человека к миру выступает в единстве с переживанием (если использовать наш образ - систему координат, то можно сказать, что эта точка сознания лежит в плоскости осей координат отношения и переживания и ближе к оси переживания). Это отношение как переживание. Простым примером этого может быть такой факт: рассердившись на кого-либо, мы всегда одновременно изменяем и наше отношение к нему. Простейшие формы отношений могут быть и у животных.

В других случаях отношение выступает в единстве с познанием. Легко образно представить себе положение такой точки сознания в трехмерной системе координат. Она лежит в плоскости оси координат познания й отношения. Это - отношение как познание. Именно 0б этой высшей форме отношений и говорили Маркс я Энгельс, когда подчеркивали, что «для животного его отношение к другим не существует как отношение»

Таким образом, отношение это только один из трех основных компонентов сознания, но не все сознание в целом. Говоря о компонентах сознания, нельзя упускать из виду обратную связь сознания с бытием; наиболее отчетливо она проявляется в творчестве, но элементарная ее форма имеется и в отношении. Эту мысль можно выразить и иначе: творчество - это высшая и наиболее сложная форма проявления отношений как обязательного компонента сознания.

Изложенное понимание отношений в основном не противоречит взглядам В. Н. Мясищева, как признанного создателя «теории отношений» в советской психологии. «Психологические отношения человека, - пишет он, - в развитом виде представляют целостную си- тему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания»2. Это определение, данное в 1957 г., В. Н. Мясищев развил в других статьях. По существу с ним согласны и другие авторы. Но все же ни это, ни опирающиеся на него подобные определения отношений как психических явлений не дают возможности четко отграничить их от сознания в целом. Ведь в приведенном нами определении отношений В. Н. Мясище- вым с полным лравом можно два первых слова заменить словом «сознание» и смысл фразы сохранится.

А ведь понятие «сознание» шире понятия «отношение».

Выше уже было сказано, что понятие сознания уже понятия психики, что оно совпадает с субъективным компонентом психики человека. Если это иметь в виду, то следует признать устаревшими и к тому же отягощенными тяжелым грузом псевдонаучных понятий идеалистической психологии термины «бессознательное» и «подсознательное» в применении к психическим явлениям. Конечно, можно сказать, что «поведение собаки бессознательно», но это ничего не будет означать, кроме того, что сознания у собаки нет.

Вместо этого лучше говорить о «неосознаваемых формах высшей нервной деятельности», как это сделал Ф. В. Бассин ", а еще лучше о неосознанных явлениях человеческой психики. Ибо понятие «явления высшей нервной деятельности» может пониматься не только как «психика», но относиться и к «корковой нейродинамике». А последняя не может быть осознанной или неосознанной, о чем уже шла речь в предыдущей главе. А вот психические явления у человека могут быть в разной степени осознанны и могут быть даже неосознанными. У человека наблюдаются два основных вида неосознанных психических явлений.

Во-первых, это сознательные психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием. Примерами здесь являются не только психика младенцев, но и психика людей, страдающих тяжелыми психическими заболеваниями, а также упомянутые просоночные состояния взрослого, и в частности послеобморочное состояние человека.

Во-вторых, это так называемые вторичные автоматизмы, выполнение которых уже не требует участия сознания, примером чего является высокоавтоматизированный навык. Он может выполняться и осознанно, но обратное включение сознания часто приводит к ухудшению его выполнения. Тут нельзя не напомнить сказку о сороконожке, пытавшейся ответить на вопрос, какую ногу она выставляет вперед после десятой, и потому разучившейся ходить. Эти и подобные им явления по их генезису следовало бы называть сознательными, ставшими неосознанными.

Излучения мозга не знают никаких ограничений во времени и пространстве. Телепатические опыты, проводившиеся повсюду в мире, доказали, что ни самая толстая стена, ни огромное расстояние не являются препятствием для мысли. Для того, чтобы проверить теорию, что все мы являемся миниатюрными передающими и принимающими информацию радиостанциями, людям с высокой степенью восприимчивости мысленно посылались сложные сообщения на большие расстояния. Они понимали и записывали их с удивительной четкостью. Специально обученные или прирожденные медиумы могут реагировать на внушение, переданное с помощью мысли на большое расстояние таким образом, как будто это им сказал человек, стоящий рядом.

С 1950 года доктор В.Х. К. Тенхаев из Утрехтского университета (Голландия) и его команда специалистов по телепатии (Тот же журнал от 26 апреля 1959 года. Лесли Либер "Невероятно! Мозг-радар выбирает победителя") находят потерявшихся детей, пропавшие вещи, преступников и домашних животных. По сведениям этого уважаемого и всемирно известного ученого, некоторые из этих одаренных людей могут "видеть" прошлое и будущее так же ясно, как и настоящее. Они могут описать события, происходящие за много миль от данного места и о которых никто не знает. Они могут весьма глубоко "знать" человека, которого они никогда не видели, просто подержав какую-то принадлежавшую ему вещь. Они помогают своему правительству распутать некоторые дела, связанные с контрабандой и шпионажем.

В 1959 году Петер Хуркос из Голландии посетил летний тренировочный лагерь Национальной Хоккейной Лиги и "высосал электричество" из игроков и их грязной спортивной одежды, лежавшей в корзинках для отправки в прачечную. По этой одежде он предсказал, что команда "Лос-Анджелес Доджерс", занявшая в 1958 году лишь седьмое место, в наступающем сезоне выиграет главный приз. Он сообщил также, какие места в финале займут остальные семь команд - и оказался совершенно прав. Кроме того, он верно указал победителя и то, в каком раунде будет одержана победа в бою между боксерами Реем Робинсоном и Джином Фулмером за титул чемпиона мира в среднем весе.

Всего несколько лет тому назад ЭСВ - экстрасенсорное восприятие - находилось на задворках науки, хотя в Советском Союзе уже тогда проявлялся интерес к тому, что ученые начали теперь. называть "биологическое радио". Его применение в области исследования космоса является предметом интенсивных обсуждений и экспериментов.

Советский опыт по ЭСВ

Доктор Павел Наумов описал уникальный опыт, проведенный с крольчихой и ее потомством, только что появившимся на свет: "Как вы знаете, нет никакой возможности связаться с подводной лодкой, когда она погружена, поскольку радио не работает. Ученые поместили новорожденных крольчат в подводную лодку. Мать-крольчиха осталась в лаборатории на берегу, а в ее мозг были вживлены электроды. Когда подводная лодка вышла в плавание и находилась глубоко под поверхностью океана, лаборанты начали убивать одного крольчонка за другим. Очевидно, что крольчиха не могла знать, что происходит. Даже если бы она могла понять суть эксперимента, она не могла знать в какой именно момент умирают ее дети. Однако ее мозг реагировал всякий раз синхронно с моментом смерти. Связь имела место, и наши приборы четко ее зарегистрировали". (Шейла Отрандер и Лин Шредер "Открытия в области психики за Железным занавесом". Энглвуд Клиффс. H-I, Прентис-Холл Инк. 1970)

Реальность экстрасенсорного восприятия легко наблюдать в повседневной жизни. Даже у тех, кто не верит в психические феномены, часто появляется мысль о человеке незадолго перед тем, как встретить его или получить от него весть. Нередки также случаи, когда кредитор получает причитающуюся ему плату, как только он решает предъявить жесткое требование должнику. В каждом из этих случаев имеет место экстрасенсорная или, в действительности, супрасенсорная связь.

До недавнего времени ученые-физики в Соединенных Штатах и повсюду в мире были склонны высмеивать парапсихологию как оккультное учение. Но как сообщается в недавней статье в "Лос-Анджелес таймс" , конструкторы ракет обсуждают теперь вопрос об экстрасенсорном восприятии и ясновидении с теологами, биохимики и врачи изучают работу врачевателей, опирающихся на веру, а консервативные исследовательские институты проводят эксперименты по воздействию сознания на материю.

Пси

С 1973 года федеральное правительство выделило беспрецедентную сумму в 200 тысяч долларов на исследование пси (психических феноменов). Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства финансировало исследования экстрасенсорного восприятия в Стэндфордском Исследовательском Институте. Агенство передовых исследовательских проектов при Министерстве обороны заплатило Рэнд Корпорейшн за перевод всей советской литературы о паранормальных явлениях. Национальный институт психического здоровья финансирует исследования сновидений в медицинском центре Mаимонидес в Нью-Йорке, и интерес к этим исследованиям проявляет Военно-Морской флот США. ЦРУ не подтверждает, но и опровергает слухи о своей деятельности в области парапсихологии, но несколько ученых утверждают, что к ним обращались из ЦРУ и что там действительно этим занимаются. По данным "Лос-Анджелес таймс" один калифорнийский ученый заявил, что ему известно об исследованиях, связанных с созданием "сенсорного щита" для американского президента, с тем, чтобы никто не мог прочесть его мыслей. Всего лишь несколько лет назад Американская Психологическая Ассоциация с ее тридцатью подразделениями согласилась включить в их число парапсихологию. Среди наиболее решительных сторонников исследований паранормальных явлений находятся специалисты по лазерам Рассел Tарг и Гарольд Путхофф из Стэндфордского Исследовательского Института. В 1974 году они провели строго контролируемые эксперименты с известным израильским медиумом Ури Геллером и другими.

Правильно угадав 12 раз из 12 возможных, в которой из десяти жестяных коробок с двойным покрытием находится металлический шарик, и в которой из 15 содержится вода, Геллер в миллион раз превысил возможность случайного совпадения. Он сумел также создать "значительное гравитационное поле" - как предполагается, с помощью психической энергии - и воздействовать на вес предмета, весящего один грамм: он увеличивал вес и уменьшал его - используя то, что является (или не является), психокинезом.

Во время другого эксперимента Геллер был помещен в комнату звуко - свето и электронепроницаемую и ему было предложено воспроизвести рисунки. Из десяти раз он ни разу не ошибся, опять-таки в миллион раз превысив возможность случайного совпадения.

Бывший космонавт Эдгар Митчел, шестой по счету человек, ступивший на поверхность Луны, основал Институт Наук о Восприятии с центром в Пало Альто, Калифорния. Он поддерживал и финансировал опыты Геллера,

В настоящее время Институт создает еще пять кафедр по исследованиям различных аспектов восприятия. Одна из них, кафедра физических наук, была названа в честь Вернера фон Брауна - ученого, отдавшего всю жизнь ракетам и физике, и утверждающего теперь, что только науки о восприятии могут спасти цивилизацию.

Мы выяснили, что большинство сигналов, связанных с межличностным общением, исходят из более высокого, чем сознательный или подсознательный, уровня. Поэтому мы стали говорить о ССВ (супрасенсорном восприятии). Тщательно проверенные и зарегистрированные случаи, когда обычные люди узнавали без помощи каких-либо видимых или слышимых сигналов о событиях (таких, например, как смерть любимого человека) на другом конце света, слишком многочисленны, чтобы можно было хотя бы частично изложить их здесь.

У Милли Кутан было видение - небольшой синий грузовик с прицепом и регистрационным номером штата Каролина. эти данные оказались решающими в поиске двух маленьких дочек Джоанны Томчик. "Если бы не она, - говорила миссис Томчик, - Я бы все еще искала своих детей". Пятилетняя Лиза и трехлетняя Эми не вернулись домой в Бернт Хиллз после свидания с отцом в апреле 1972 года. 22 февраля 1974 года мистер Томчик и девочки были найдены в графстве Уилсон, Северная Каролина -они находились в прицепе, а синий грузовик стоял рядом.

Несколько лет тому назад у миссис Летиции Шиндо, 47 лет, появилось предчувствие, что ее больной друг, мистер Гровер, находившийся в 60 милях от ее дома, нуждается в помощи. В этот самый момент Гровер, 58-летний холостяк, был захвачен двумя бандитами, на счету которых было несколько убийств. Сутки назад они бежали из тюрьмы штата Аризона, в семи с половиной милях от домика Гровера, стоящею на отшибе, и теперь держали его под дулом пистолета. С помощью 18-летнего сына Джорджа и его друга Денниса миссис Шиндо смогла хладнокровно разработать и осуществить план, в результате которого ее друг был спасен.

Воздействие человеческого сознания на собак и других животных хорошо известно. Зафиксировано множество случаев, когда животные проделывали огромный путь, чтобы найти своих хозяев. В конце 1963 года миссис Джованна Эшли из Сакраменто, Калифорния, отдала свою пятилетнюю овчарку другу, жившему в 30 милях к северу. Через три дня собака вернулась в полном изнеможении. Через год она повторила попытку - отвезла собаку своей падчерице, жившей в 60 милях в Юба Сити. Она считала, что собака не найдет дорогу домой. Но через два дня она была вновь у порога ее дома.

В течение многих лет мы наблюдали, как животные отражают сознание своих владельцев и других людей. Следующий случай демонстрирует этот принцип.

Передача на уровне сознания

Обеспокоенная мать рассказала нам, что ее 8-летняя дочь оставляет в доме записки, в которых пишет, что хочет уйти из дома. Школьный психиатр был озадачен. Эта женщина и ее муж любили свою дочь, она, в свою очередь, любила родителей и не могла объяснить свое решительное намерение убежать из дома. Мы исследовали истоки этого дела. Все началось с детства матери, которая хотела уйти из дома, так как ей казалось, что ее не любят. (Без сомнения, это были отклики на сознание ее родителей). И хотя она подавила эти импульсы, замуж она вышла (в соответствии с законами своего сознания) за человека, который вновь стимулировал эти ее порывы. Она опять подавила их в себе, не сознавая, конечно, что ее дочь будет играть роль рефлектора и исполнителя скрытых желаний. Мы помогли этой женщине поладить со своим супругом (у которого тоже было желание освободиться, но оно было связано с его работой) и наладить семейную жизнь. Стремление убежать из дома утихло и у нее и у дочери. Однако оно передалось их собаке, которая трижды убегала из дома. Когда элементы сознания, ответственные за эти побуждения, изменились окончательно, собака перестала убегать из дома.

18 августа 1964 года группа психиатров Ханеманской больницы в Филадельфии, Пенсильвания, опубликовала доклад, в котором подтверждалась точность наших предположений в этой области.

На некоторые стимулы животные реагируют таким образом, который очень напоминает реакции человека. Об этом интересно рассказано в докладе ЮПИ (ЮПИ - Юнайтед Пресс Интернешнл, информационное агентство), опубликованном 5 июня 1973 года.

"Чессингтонский зоопарк обнаружил новый способ увеличения популяции шимпанзе, показывая обезьянам эротические фильмы об обезьянах. Работники зоопарка рассказали, что недавно они показали своим шимпанзе документальный телевизионный фильм, созданный Би-Би-Си, в котором шимпанзе целовались и обнимались. Большинству обезьян фильм очень понравился, и они подражали каждому жесту. Одна шестилетняя самка по имени Крессида "пришла в страшное возбуждение и просто сгорала от страсти", - рассказал представитель зоопарка Энди Боуэн, - Мы надеемся скоро услышать топот маленьких ножек детенышей шимпанзе. Мы попробовали это в трех клетках нашего обезьянника", - продолжал он, - "Орангутанги интересовались только кинопроектором. (Наш комментарий: это еще одно доказательство принципа отражения в действии!) гориллы стали агрессивны, но Крессида просто пылала от страсти. Она была без ума от самца - героя фильма. для нее он представлял собой эквивалент Рудольфо Валентино".

Волны интеллекта, излучаемые и принимаемые мозгом

Еще один известный феномен - когда двое или более людей, находящихся в местах, удаленных друг от друга, одновременно и вполне независимо делают одно и то же открытие. Они просто были настроены на одну и ту же частоту волн, излучаемых и принимаемых мозгом. Бывает также, что необразованные люди как бы из воздуха подхватывают идеи или открывают глубокие истины, которые ускользнули от так называемых "великих мыслителей", чье сознание было обусловлено ортодоксальными представлениями. В конце "концов, кто научил фултонов, эдисонов, фордов, райтов? Эти люди не посещали ничего, кроме обычной средней школы.

Наблюдения показали, что боль, которую испытывает один из близнецов в результате операции или несчастного случая, часто передается в то же самое время другому близнецу, находящемуся за тысячи миль и совершенно не знающему о причине своих ощущений.

Все это позволяет сделать вывод, что сознание - это бесконечный континуум, окружающий весь наш мир, включая всех людей, всех животных и все объекты неживой природы. В этом гигантском поле движущихся волн каждое существо имеет свою частоту, или свою индивидуальность. Развивая эту мысль, можно сказать, что тоже самое относится к любому состоянию, деятельности, переживанию. Дом и машина будут сохранять волны своего владельца. Характер (частота) этих волн может быть таков, что они будут угнетать нового владельца или посетителя. А волны другой частоты, наоборот, могут их стимулировать.

2. Динамика сознания

Волны, излучаемые МОЗ20М, если они не претерпят каких-либо изменений, направляются каждым индивидуумом подходящему принимающему сознанию с тем, чтобы возбудить соответствующий отклик. Австралийский доктор Э. Мирс, лечивший с помощью гипноза, обнаружил, что люди в состоянии транса легко улавливают подсознательные мысли и могут узнать нечто такое, что доктор и не собирался им сообщать. Например, мысль "Этот человек никогда не поправится", возникшая у кого-либо из присутствующих на сеансе, может причинить пациенту вред. Мы утверждаем, что подобный обмен информацией происходит постоянно даже между людьми, не находящимися под гипнозом. Страх, испытываемый матерью, что ее сын попадет в аварию, страх мужа, что ему достанется от жены за позднее возвращение домой, страх жены, что ее муж может ей изменить, страх служащего, что начальник может его уволить, страх подсудимого, что присяжные признают его виновным, страх коммерсанта, что его товар не будет продаваться - может вызвать соответствующий результат. И напротив, позитивное отношение или убеждение может вызвать благоприятную реакцию у другого человека.

Все происходящее подвергается воздействию не только сознания заинтересованных сторон, но также и сознания явно посторонних . Преступник, испытывающий сознательное или подсознательное желание убивать, будет привлечен к своей будущей жертве из-за страха быть убитой, а также потому, что окружающие жертву люди, включая членов его семьи, соседей и полицейских, много думают о преступности. Из десяти владельцев зеленых лавок в каком-то городском округе у одного жена боится нападения грабителей. Это может привести к тому, что владелец лавки будет подвергаться неоднократным запугиваниям, несмотря на то, что он вооружен и принимает другие меры предосторожности, а его жена в этот момент в лавке отсутствует. Ее негативные ожидания будут реализованы и должны быть реализованы, если не будут замещены большей уверенностью в силу принятых мер защиты.

Сообщения о подобных инцидентах и кинофильмы, им посвященные, только усиливают в сознании людей представление о вездесущем зле и порождают новые преступления. Нынешнее положение с подростковой преступностью четко отражает этот принцип. Из-за всеобщих ожиданий инцидентов подобного рода подростки, обладающие всего лишь латентными склонностями к нарушению порядка, какими-то неизвестными силами вынуждаются к совершению поступков, о которых они будут потом горько сожалеть и которые не смогут объяснить. Все, кто их знает, скажут: "Билл всегда был таким славным парнем!", или "Никогда бы не подумал, что Майк способен на такое!" А Билл и Майк будут уверять своих родителей и полицейских: "Не знаю, что на меня нашло!"

3. Принцип завершения цикла

Исполнение ожидаемого

Подсознание всегда вырабатывает завершенный цикл или целое. Оно изо всех сил будет стремиться к осуществлению ожидаемого. Его работа не будет закончена, пока человек, настроенный на несчастные случаи, не попадет в него сам или пока не случится что-либо, косвенно его касающееся, с членом его семьи или другом. То же самое справедливо в отношении сознания, настроенного на успех, на встречу с препятствиями и для любого другого типа сознания.

В нашей картотеке содержится случай с человеком, сгоревшим заживо. Он разбрызгивал бензин у себя во дворе и поджигал его, чтобы выжечь сорняки. Когда загорелась его одежда, несчастный метался, все еще держа горящий факел в руке и крича: "Я знал, что это случится - я это знал!"

В 1969 году полицейский сержант Чарльз Крокер из Майами никак не мог сдержать свой вес в пределах 200 фунтов (90,7 кг), поэтому за шесть недель до отпуска он решил сесть на строгую диету. Он надеялся, что благодаря этому ему не придется так жестко следить за весом во время отпуска. Выпив немного апельсинового сока, он пожаловался своему коллеге: "Эта диета меня убивает". Через несколько секунд 35-летний полицейский упал со стула замертво в результате сердечного приступа.

Уверенность помогает человеку получить то, что он хочет. Страх приводит к тому, чего он не желает. Подтверждением тому служит сообщение, опубликованное в обозрении "Санта Моника" 13 августа 1975 год:

"Следствие у коронера (Официальный представитель властей, обязанность которого - расследовать несчастные случаи со смертельным исходом) показало, что человек, живший в страхе перед крокодилами, был съеден 15-футовым (4,5 метра) бесхвостым и трехногим крокодилом в отдаленной части на севере Куинсленда. Расследование смерти 35-летнего Питера Реймерса выявило, что он так боялся крокодилов, что никогда не заходил в воду глубже нескольких дюймов. Свидетели рассказывали коронеру Б. ДЖ. Блейдсу, что как они полагают, крокодил знал о привычках Реймерса и в течение нескольких дней подкрадывался к нему, прежде чем схватил его 26 апреля, в конце поездки на охоту. Реймерс в этот момент сидел, остывая, в мелкой воде. Двое из его друзей - сослуживцев с крупного предприятия в Уэйпе и полицейский констебль нашли его оторванные ноги в разных местах ниже по течению Мишн Крик, у омута. На ногах были следы, указывающие на нападение крокодила, и они заложили взрывчатку на этом месте. Крокодил вылез на поверхность и исчез, но потом был извлечен из воды мертвым. Под водой было найдено тело Реймерса, разорванное на восемь частей. Полицейские сказали коронеру, что как они полагают, крокодил потерял ногу и хвост В драке с другими крокодилами. С хвостом он был бы 20 футов (6,1 метра) длиной..

Митла

Приведем при мер повеселее. По сведениям мэра города Митла (6 тысяч жителей), расположенного в горах Сьерра Мадре в южной Мексике. "Они не ожидают никаких преступлений, потому что они не знают, что это такое". Об этом сообщил в лондонской "Санди Экспресс" (2 сентября 1973 года) Дадли Фримен, нью-йоркский корреспондент. Митла не имеет аналогов в мире. За последние сто лет там не произошло ни одного преступления. Двери городской тюрьмы всегда открыты. Дети рождаются, растут и умирают, ни разу в жизни не увидев патрульного полицейского. Они воспитаны не нарушать, а уважать закон. Когда жители Митлы хотят пожурить ребенка, они бросают ветку к его ногам. Веточка даже не задевает за ногу. Это считается самой строгой формой критики, и дети никогда не переступают ветку. Тюрьма используется только для тех, кто перегрузился в баре и не хочет тащиться домой. Там они отсыпаются.

Антрополог доктор Джон Пэддок из Стэндфордского университета обследовал жителей Митлы. Он говорит: "Эти люди совершенно миролюбивы и абсолютно уважают права другого человека. Они усердно работают, весело отдыхают, но сохраняют единство. Это восхитительно, что ни они, ни их предки не совершали никаких правонарушений. Видимо, они обладают чем-то, что могло бы принести пользу остальному миру. В других городах этого региона встречаются убийства, изнасилования и грабежи, в то время как Митла остается единственным, насколько известно, городом в мире, свободным от преступности". Комиссар полиции этого региона Гонсалез Кортес сказал: "Мы никогда не назначали полицейского в этот город. Это было, бы разбазариванием персонала.

Выбор супруга

По данным Вэнса Пэккарда (Журнал "ЛУК" от 10 июня 1958 года (статья "Почему мы вступаем в брак подобным образом")), мужья, обладающие внутренней склонностью к подчинению, чаще выбирают себе спутниц с потребностями командовать; у застенчивых жен обычно необыкновенно болтливые мужья, а ревнивцы имеют спутников, которые, казалось бы, специально дают им поводы для ревности.

Углубившись в проблему, можно сказать, что эти люди не выбирают друг друга. Их притягивают друг к другу контролирующие психические факторы с тем, чтобы создать некоторую целостность, хотя на первый взгляд это зависит от некоторых физических факторов. Каждым своим словом и поступком человек отражает подсознание другого. Вообще, каждый человек, которого мы знаем или встречаем, отражает часть нашею собственною Я во всем, что он говорит или делает.

Здесь следует упомянуть, что поскольку подсознание воспроизводит то, что мы узнали о людях в раннем возрасте, обычно наш партнёр по браку напоминает нашего родителя противоположного пола или даже идентичен с ним или с ней (в смысле склонностей, поведения или внешности). Соответственно, он или она могут быть холодным, полным страхов, склонным к полноте или пьянству человеком. У людей также имеется склонность сознательно или бессознательно подражать родителю того же пола. Если они не одобряют этого родителя, то, возможно, постараются стать его противоположностью. Например, в противоположность родителю, быть особенно аккуратным, строгим или великодушным.

Тест эмоциональной проекции, проведенной в Медицинском центре университета Колорадо, показал, что мы видим наши эмоции - и самих себя - в других. Людей, подвергавшихся тестированию, просили определить эмоции, выраженные в серии из тридцати портретов. Люди неизбежно выявляли базовые черты своей личности благодаря своим интерпретациям эмоций, выраженных в портретах. В самом деле, "нужен кто-то, чтобы знать кого-то".

Мы провели множество исследований в этой области. Люди удовлетворенные обычно считают, что другие находятся в таком же состоянии. Критически настроенные будут испытывать неприязнь к тем, кто критикует других. Как правило, они не осознают, что они смотрятся в непогрешимое зеркало жизни. Люди, испытывающие страх перед финансовым разорением, часто осуждают других за то, что те боятся своего социального окружения или испытывают страх перед незнакомыми людьми. Эти люди разделяют подобные представления, хотя проявляться они могут по-иному, благодаря тому, что мы называем эффектом трансформации. Если люди, прежде имевшие нежелательный тип сознания (например, вечно озабоченные проблемами), добились более твердой позиции в жизни, Они будут особенно остро узнавать свое прежнее сознание в друзьях и просто в незнакомых людях. говоря простыми словами, они видят свой собственный настрой, отраженный другими.

Один пример из нашей практики сделает эту мысль понятнее. Муж жаловался, что жена кричит на него всякий раз, когда он на несколько минут опаздывает к обеду. Женщина не могла объяснить свое поведение, которое полностью противоречило ее натуре. И хотя она сознательно старалась контролировать себя, ее вспышки становились все более яростными. А муж, казалось, не был в состоянии избежать опозданий.

Тщательный анализ выявил, что в подростковом возрасте он научился ассоциировать опоздание к обеду с криком матери. В действительности, он просто не знал, чего ожидать он нее. Созданный таким образом условный рефлекс привел к образованию подсознательного паттерна, который преобразовал мягкую и любящую женщину в сварливую. Поскольку подсознание повторяет то, что оно уже усвоило, его домашняя обстановка стала такой же неприятной, какой она была в его родительском доме. Каждая сцена лишь усиливала его нежелание идти домой. Это, в свою очередь, создавало паттерн опоздания, над которым он потерял контроль. Напротив, его жена обладала скрытым страхом потерять мужа и "страхом незаслуженно обидеть человека, который ей внушили благонамеренные, но невежественные родители. Очень важно, что, поскольку ожидания, заложенные в наше сознание, связаны с родителями, братом, учителем или другим близким человеком, то тот, кто ведет себя по отношению к нам подобным образом, неизбежно является для нас человеком значимым - это обычно наш спутник, начальник, друг. Теперь мы можем понять, почему сложившаяся в детстве привычка подвергаться критике может создать этот паттерн на всю жизнь. Будут изменяться место действия и люди, которые пилят и упрекают нас, но неприятные укоры будут продолжаться, несмотря на наши искренние усилия избежать критики.

Подобным же образом учителя привлекают студентов, врачи - больных, работодатель - служащих, продавец - покупателей, подрядчики - субподрядчиков, полицейские - правонарушителей и наоборот. Мы можем также понять взаимоотношения между обвинителем и обвиняемым, между большинством и группами меньшинства, между сильным и слабым.

Негативное сознание

В случаях каких-либо неприятных событий жертва с негативным сознанием может поклясться на куче Библий, что он или она в тот момент не думали ни о чем подобном. Несомненно, это так, в том, что касается осознанных мыслей. Сознание, однако, состоит из совокупности наших паттернов. И мысль, как определенная форма энергии, не создается и не уничтожается. Она остается действенной годы спустя, после того, как была подхвачена нами, с тем, чтобы привести к соответствующему результату, когда обстоятельства окажутся подходящими для осуществления события, о котором "когда-то подумали".

Женщина, которая втайне даже от самой себя, думает, что она недостойна своего мужа, конечно, может отогнать эту мысль, вытеснить ее из своего сознания. Однако, ее мысленное, казалось бы, не существующее в действительности ожидание краха семейной жизни, уже сделало свое дело и разлучница обязательно появится. Несчастная жена, естественно, будет обвинять своего супруга и роковую женщину. Судья, сочувствуя ей и, не зная о психологических причинах, согласится с ней. Но даже если незаконная связь прекратиться, вскоре появится другая женщина. И так ад инфинитум (бесконечно), пока жена не пере строит свое сознание.

Когда один цикл завершается, открывается путь для новою цикла на более широкой основе, в результате углубления "бороздок" в нашем сознании из-за пережитого. Это наилучшее время, для внедрения более желательною паттерна уже рекомендованными способами.

Пример

Приведем пример, как люди, не знакомые друг с другом, были при влечены друг к другу своим подсознанием по разным причинам, но имея нечто общее, что явилось критическим фактором. Все изложенное документально точно, кроме имен.

Марджи, очаровательная девочка четырех лет, вбежала в кафе мороженое впереди своей матери, миссис Блэк, и нечаянно наступила на ремешок надетых в первый раз босоножек мисс Уайт - очень преуспевающей манекенщицы, в результате чего мисс Уайт упала и сломала себе нос. Очевидно, что винить нужно было девочку. Уайт подала на миссис Блэк в суд, требуя огромной денежной компенсации. Однако наше исследование обнаружило факты, которые помогли урегулировать конфликт без судебного разбирательства.

Мы установили, что с раннего детства мать внушала мисс Уайт, что ее наружность - это ее состояние, И мисс Уайт всегда опасалась повредить свою внешность. Полгода назад, покупая босоножки в Лонг Бич, Калифорния, она в шутку сказала продавцу: "Возможно, когда я в первый раз надену их, я шлепнусь лицом вниз и сломаю себе нос." Таким образом, она сама запрограммировала осуществление глубоко сидящих в сознании страхов повредить свое лицо.

Давайте рассмотрим факторы сознания, относящиеся к миссис Блэк. Когда ей было 13 лет и она находилась на пороге вступления в период женственности, впервые столкнувшись с менструацией - очень болезненным моментом для молоденькой девушки, с ней произошла такая история: она шла со своей подругой по главной улице маленького горняцкого городка в Аризоне мимо зала профсоюзных собраний, где всегда толпилось много народа И, о ужас! у нее в этот момент лопается резинка трусиков. Она грациозно перешагивает через трусики - и этот инцидент прошел бы незамеченным, если бы на сцену не выступила ее четырехлетняя сестренка Сьюзи. Полагая, что она оказывает своей старшей сестре услугу, она подняла запачканный предмет туалета и, размахивая им перед пришедшей в ужас сестрой, закричала: "Ты потеряла свои трусики!" Миссис Блэк предпочла бы смерть веселым смешкам толпы взрослых мужчин.

На сознательном уровне она давно забыла об этом случае, но ее подсознание хранило это воспоминание и ожидание затруднительных ситуаций со стороны маленьких ангелочков, подобных Сьюзи. До того как Марджи исполнилось четыре года ходить с ней на прогулку было одно удовольствие. Затем, казалось, по случайному совпадению, она стала вести себя так, что ставила мать в неудобное положение, и та ее шлепала. Девочка привыкла ожидать шлепков, когда она выходила на улицу с матерью. Поскольку в тот день, когда случилась эта история, она вела себя очень хорошо, мать решила наградить ее, купив мороженое.

Мисс Уайт, в свою очередь, проехала 20 миль, чтобы купить мороженое определенного сорта, которое продавалось только в этом кафе. Она поставила свою машину в единственно возможном месте прямо перед входом в кафе. Она совсем не подозревала, что в этот самый момент миссис Злак открыла дверь, чтобы выпустить на мисс Уайт веселую, искрящуюся, жизнерадостную ракету по имени Марджи, для осуществления их общих ожиданий. Как будто получив приказ, Марджи намеренно настyпила на ремешок босоножки мисс Уайт.

Следует подчеркнуть следующие моменты. Страх - вот что было общим в подсознании всех трех участников инцидента. Мисс Уайт боялась потерять свою красоту и привлекательность, миссис Блэк боялась попасть в затруднительное положение, в котором пострадала бы ее гордость, но страх этот ассоциировался теперь не с сестрой, а с дочерью. В свою очередь, сознание Марджи было обусловлено страхом публичного наказания. Каждый из этих страхов, следует отметить, был не естественным, а приобретенным.

Если позволить этому страху сохраниться, то, например, в случае с мисс Уайт, он, в соответствии со все усиливающимся влиянием доминирующих представлений, мог бы привести к ситуации, когда ее лицо получило бы такие повреждения, которые могли бы лишить ее привлекательности навсегда.

Если в сознании Марджи не исчезли бы ассоциации, связанные с болевыми ощущениями в присутствии людей, это могло бы привести к более серьезным инцидентам по мере ее взросления. Например, неловкость во время спортивных занятий в школе могла бы привести к травме во время игры в баскетбол. Позже приятель мог бы беспричинно ударить ее на виду у других или любящий супруг прищемил бы ей руку дверью автомашины.

Этот случай ясно показывает, что подсознание не ограничено во времени.

Когда мы объяснили мисс Уайт, насколько ее собственное сознание ответственно за этот инцидент, она взяла назад судебный иск против миссис Блэк и ограничилась чисто символической компенсацией. В свою очередь миссис Блэк, поняв все связанные с инцидентом факторы, смогла восстановить со своей дочерью те естественные отношения, какие у них были до четырехлетия Марджи.