Кому подчиняется педагог библиотекарь в школе. Педагог-библиотекарь в школе

Согласовано__________ Утверждаю____________

председатель профкома директор

«____» __________20___г. «___» __________ 20___ г.

МОУ - Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им.

Должностная инструкция педагога – библиотекаря

1. Общие положения.

1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование , курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря.

1.3. Библиотекарь является членом педагогического коллектива , входит в состав педагогического совета.
1.4. Работает по графику, утвержденному директором образовательного учреждения .
1.5. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего Информационно-библиотечным центром или другого члена педагогического коллектива. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.6. В своей деятельности библиотекарь руководствуется документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами по охране труда , технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ и настоящей Инструкцией.

2. Функции.

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.


2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

2.3. Работа с библиотечным фондом.
2.4. Совершенствование традиционных, освоение и применение новых технологий .

3. Должностные обязанности.

3.1. Формирует и организует библиотечный фонд:
· осуществляет комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие).
· организует техническую и аналитико-синтетическую (классификацию, каталогизацию) обработку полученных документов.
· обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в соответствии с Библиотечно-библиографической классификацией.
· оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и буквенных разделителей, полочных и стендовых выставок.
· организует фонд особо ценных документов.
· изучает и анализирует состав фонда и его использование.
· предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, принимает меры для своевременного возврата документов.
· следит за правильностью расстановки фонда.
· осуществляет выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их своевременное списание по установленным нормам и правилам.
· обеспечивает контроль за выданными читателям документами.
· проводит периодические проверки фонда.
· осуществляет оформление подписки на периодические издания (в том числе электронной), контроль за доставкой и регистрацию.
3.2. Организует, ведет, редактирует справочно-библиографический аппарат библиотеки ОУ (каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы, информационные материалы) на традиционных и машиночитаемых носителях и несет ответственность за его состояние.
3.3. Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале: педагогических работников, учащихся, других сотрудников ОУ, осуществляет перерегистрацию читателей в начале учебного года.
3.4.Развивает информационно-библиографическую грамотность педагогов и учеников в рамках консультаций или специально организованных занятий;
3.5. Способствует продвижению лучших образцов документов , информации с помощью тематических подборок, книжных выставок, стендов, уголков информации.
3.6. Организует совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу с учащимися по пропаганде книги.
3.7. Сопровождает учебно-воспитательный процесс информационным обеспечением педагогов.
3.8. Обеспечивает информационное обслуживание родителей учащихся ОУ.
3.9. Формирует библиотечный актив и проводит работу с ним.
3.10. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.
3.11. Использует информационно-коммуникационные технологии и автоматизацию библиотечных процессов: - Овладевает навыками пользователя ПК, проходит обучение, связанное с новыми библиотечными программами, осуществляет качественное повышение профессионального уровня.
- Осуществляет компьютеризацию основных библиотечных процессов: комплектование, учет, систематизация, каталогизация, читательский поиск, книговыдача.
- Использует информационные ресурсы сети Интернет для пополнения библиотечного фонда.
-Организует и ведет электронный каталог, базы данных по профилю ОУ.
- Осуществляет систематизацию имеющихся ресурсов на аудио-, видео - и электронных носителях.
- Осуществляет хранение ресурсов в соответствии с существующими нормами и принципом открытого доступа к ресурсам.
-
Организовывает свободный доступ участников образовательного процесса к хра­нящимся в медиатеке ресурсам.
- Консультирует пользователей по технологии поиска инфор­мации с использованием каталогов и поисковых систем локальной сети и
Интернета;.

4. Права

Библиотекарь имеет право:
4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы школы.
4.2. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.
4.3. Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности.
4.4. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой .
4.5. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.6. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда.
4.7. Имеет право совмещать должности, получать доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы, звания и награды.
4.8. Периодически повышать квалификацию путем прохождения курсов или иным способом.

5. Ответственность Библиотекарь несет ответственность:
5.1. За совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения – в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
5.2. За неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы или иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей – дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей – частичную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, утвержденному директором школы.
6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителей директора школы к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

6.3. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами.

6.4. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;

С инструкцией ознакомлена: ________ _________________

Подпись Расшифровка подписи

«____» _____________________ 200__г.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Педагога-библиотекаря

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность педагога-библиотекаря [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Образовательное учреждение).

1.2. Педагог-библиотекарь назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.

1.3. Педагог-библиотекарь относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Педагог-библиотекарь подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Образовательного учреждения.

1.5. На должность педагога-библиотекаря назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Педагог-библиотекарь отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.

1.7. Педагог-библиотекарь должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения;
  • методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
  • индивидуальные особенности развития детей разного возраста;
  • специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;
  • современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы;
  • профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда;
  • условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;
  • современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании;
  • систему классификации информации и правила составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
  • порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда;
  • порядок составления отчетности о работе библиотеки;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Педагог-библиотекарь в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия педагога-библиотекаря его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Педагог-библиотекарь обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.2. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

2.3. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

2.4. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.5. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

2.6. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

2.7. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

2.8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

2.10. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.

2.11. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.

2.12. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения.

2.13. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

2.14. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения.

2.15. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.

2.16. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

В случае служебной необходимости педагог-библиотекарь может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Педагог-библиотекарь имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

  • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
  • на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
  • на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
  • на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
  • на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Педагог-библиотекарь несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы педагога-библиотекаря осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы педагога-библиотекаря является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы педагога-библиотекаря определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.

6. Право подписи

6.1. Педагогу-библиотекарю для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Примечание. Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.


Должность «педагог-библиотекарь» появилась в школах относительно недавно. Однако её введение породило множество вопросов. Обязательно ли в образовательной организации должен быть педагог-библиотекарь? Допустимо ли выполнение им дополнительной работы? Как рассчитывается заработная плата педагога-библиотекаря и распространяются ли на него льготы, установленные для педагогов?

С 24 июля 2011 г. официально вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.07.2011, регистрационный № 21240), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (зарегистрирован Минюстом России 06.10.2010, регистрационный № 18638). Указанный раздел дополнен новой квалификационной характеристикой должности « педагог-библиотекарь ».

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Установлено, что наименование должности «педагог-библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – учреждения), и подчиняется новым должностным инструкциям библиотекаря-педагога и работников школы.

В связи с нормативно-правовым введением новой вакансии «педагог-библиотекарь», которая отнесена к категории должностей педагогических работников, возникает целый ряд вопросов, которые нуждаются в первоочередном прояснении и разрешении. К их числу относятся и следующие вопросы, ответы на которые будут представлены ниже.

1. Означает ли, что в связи с утверждением квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» наличие этой вакансии в библиотеках образовательных учреждений становится обязательным, а места библиотечных работников подлежат исключению из штатных расписаний учреждений?

2. Если в штате учреждения имеется должность библиотечного работника, следует ли заменять ее на должность педагога-библиотекаря?

3. Если принято решение о введении в штат учреждения должности педагога-библиотекаря, то обязаны ли руководители удов­летворять требования библиотечных работников данных учреждений о переводе их на место педагога-библиотекаря?

4. Распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы и порядок пенсионного обеспечения, установленные для педработников?

5. На каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую занятость?

6. Каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей, кто их определяет и от чего зависит размер должностного оклада?

7. Распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педработников?

Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря

Появление новой должности служащих и утверждение квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» не означает, что из штатных расписаний учреждений должны быть в обязательном порядке исключены все места библиотечных работников, включая заведующих библиотеками, согласно должностной инструкции библиотекаря-педагога.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе давать указания образовательным учреждениям о внесении изменений в их штатные расписания, в т. ч. об исключении места библиотечного работника и внесении вместо нее в штатное расписание школы должности педагога-библиотекаря, поскольку в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к компетенции самого образовательного учреждения.

Следовательно, руководители учреждений вправе самостоятельно принимать решения о комплектовании кадров и наименовании должностей сотрудников, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении ,поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.

В крупных общеобразовательных учреждениях с большим количеством классов при наличии объективных условий работы педагогов и финансовых возможностей в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в т. ч. и библиотечными работниками, и педагогами-библиотекарями.

Поэтому если учреждение сочтет целесообразным с учетом имеющихся ресурсов, в т. ч. финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения. Если в штатном расписании предусмотрена вакансия библиотечного работника, но не предполагается ее сохранение, то из штатного расписания эта вакансия должна быть исключена и введена другая требуемая должность.

Если должность библиотекаря занята, то после издания соответствующего приказа о внесении изменений в штатное расписание работодателю необходимо будет провести ряд действий, предусмотренных при сокращении педагогических работников , в т. ч.:

письменно персонально предупредить специалиста под роспись не менее чем за два месяца о возможном увольнении по сокращению штата и предложить ему имеющуюся работу (как по вакантному месту или соответствующей квалификации специалиста, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую специалист может выполнять с учетом его состояния здоровья (работодатель обязан предлагать специалист все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности);

уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующего мероприятия государственные органы службы занятости (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.07.2011) «О занятости населения в Российской Федерации») и выборный орган первичной профсоюзной организации данного учреждения (ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ)).

Если специалист, занимающий должность библиотекаря, соглашается на предложение работодателя о переводе на место педагога-библиотекаря, то в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения путем заключения дополнительного соглашения. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция, а также условия трудового договора, целесообразно в дополнительном соглашении предусмот­реть изложение трудового договора в новой редакции. Кроме того, работодатель издает приказ о переводе работника на эту должность.

В случае отказа специалиста от перевода на другое место либо если у работодателя нет работы, соответствующей квалификации работника (в т. ч. когда у сотрудника, занимавшего должность библиотекаря, отсутствует высшее образование, требуемое для занятия должности педагога-библиотекаря), трудовой договор по истечении двух месяцев прекращается по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмот­ренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, производится в соответствии со ст. 373 ТК РФ с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и обеспечением социально-трудовых гарантий в связи с сокращением численности или штата сотрудников (выплата выходного пособия, сохранение среднего заработка на период до трудоустройства и т. д.).

Нарушение работодателем установленной законом процедуры увольнения специалиста по сокращению численности или штата в судебном порядке может повлечь: признание увольнения незаконным и необоснованным; восстановление сотрудника на прежней работе; выплату ему среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещение морального вреда; юридическую ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.

Следует также учитывать, что в определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в т. ч. при назначении на должность педагога-библиотекаря или переводе на эту должность библиотекаря, допускается прием на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.

Так, п. 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомен­дации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие вакансии так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Должности работников в библиотеках учреждений и их функциональные обязанности

При решении вопроса о должностном комплектовании (наименованиях вакансий) библиотек учреждений необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотечных работников и педагога-библиотекаря.

Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н «Об утверждении Единого квали­фикационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»» (зарегистрирован в Минюсте России 24.05. 2011, регистрационный № 20838).

Необходимо учитывать, что в должностные обязанности библиотечных работников выполнение педагогической деятельности не входит, поэтому при ее фактическом выполнении с согласия работников такая педработа им должна оплачиваться дополнительно.

Так, при наличии соответствующей подготовки школьные библиотекари, как и иные работники общеобразовательных учреждений (руководители, их заместители, педагоги-психологи, воспитатели и др.), могут осуществлять преподавательскую деятельность по какому-либо учебному предмету, курсу, дисциплине или отдельной теме, которые преду­смотрены учебным планом либо образовательной программой, или вести занятия в кружке.

За преподавательскую работу библиотечным специалистам должна производиться дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей или педагогов дополнительного образования, в зависимости от ее содержания. При этом преподавательская работа, осуществляемая помимо основной работы в одном и том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, не считается совместительством и может с разрешения руководителя учреждения выполняться в основное рабочее время.

Педагогу-библиотекарю , согласно утвержденной квалификационной характеристике, помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа. Онаможет бытьсвязана с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности в кружковой, клубной и иных формах работы. Педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.

При этом следует особо отметить, что по предложению Общероссийского Профсоюза работников образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» из раздела «Должностные обязанности» были исключены такие функции, как осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции являются прямыми обязанностями учителей и не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого сотрудника, даже если именовать его место«педагог-библиотекарь», поскольку одной из основных его функций остается работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами.

Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н должностью «педагог-библиотекарь» дополнен раздел квалификационных характеристик работников образования, именуемый «Должности педработников». Это означает, что вакансия «педагог-библиотекарь» отнесена к должностям педагогических работников.

Вместе с тем отнесение должности педагога-библиотекаря к категории педработников само по себе не означает, что на сотрудника, который будет занимать указанное место, автоматически будет распространяться большинство гарантий, установленных для педработников, поскольку они определяются в зависимости от занимаемого места, типа и вида образовательного учреждения и регулируются как напрямую законодательными актами Российской Федерации, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в которые необходимо внести соответствующие дополнения в отношении должности педагога-библиотекаря.

Следовательно, реализация определенных прав, установленных законодательством Российской Федерации для педработников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, и прежде всего:

  • в приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (вступил в силу с 4 июля 2011 г.), которым регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педработников;
  • постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педработникам» (с изм. и доп.), которым определяется продолжительность ежегодного основного .

Кроме того, необходимо также внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных и ст. 55 .

Так, педработники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости) до достижения ими пенсионного возраста .

Вместе с тем трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается досрочно, если работа не менее 25 лет осуществлялась в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Однако поскольку вакансия педагога-библиотекаря указанным Списком не предусмотрена, работа в этой должности не будет учтена при назначении данной пенсии. Для изменения ситуации требуется дополнение указанного Списка, а в случае положительного решения – наличие требуемого для ее назначения стажа работы в течение 25 лет в определенных должностях в соответствии со Списком.

Педработники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения . Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Смогут ли педагоги-библиотекари пользоваться указанными мерами социальной поддержки, будет зависеть от принятых в субъектах РФ законодательных и иных подзаконных нормативных правовых актов.

Если педработникам федеральных государственных учреждений размер ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями предусмотрен п. 8 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», то педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом, а педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений – по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педработники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года , порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, с учетом перечня должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы. В случае если педагог-библиотекарь будет одновременно вести преподавательскую работу в должности учителя, для реализации этого права на указанных условиях необходимо предусмотреть эту должность в данном перечне.

Педработники образовательного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню их профессиональной переподготовки имеют право не реже чем один раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Указанные требования установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Следовательно, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей, а образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, должны быть разработаны соответствующие программы для педагогов-библиотекарей, учитывая, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовка таких специалистов не осуществляется.

Таким образом, основные права педработников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права, установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и иными нормативными правовыми актами, могут быть распространены на педагогов-библиотекарей. Как правило, это возможно только на основании подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.

Кроме того, необходимо учитывать также, что на педагогов-библиотекарей должны распространяться права и обязанности педагогов, установленные законодательством Российской Федерации.

Аттестация педагога-библиотекаря

К числу обязанностей педагогических работников относится обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности , которая проводится один раз в 5 лет в отношении педработников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок аттестации педработников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и введен в действие с 1 января 2011 г.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 18 указанного порядка не подлежат аттестации педработники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет. Таким образом, специалисты, занимающие должность педагога-библиотекаря менее двух лет, а также получившие первую квалификационную категорию в течение первых двух лет работы в этой должности, не могут быть представлены работодателем для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

К числу прав, связанных с аттестацией, можно отнести право педагога-библиотекаря на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, которая проводится на основании заявления педагогического работника в установленном порядке. С заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, педагог-библиотекарь вправе обратиться не ранее чем через 2 года после установления ему первой квалификационной категории. При этом всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей должен осуществляться на основе требований, предъявляемых к квалификационным категориям, а также с учетом особенностей их деятельности по исполнению должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой.

Условия выполнения педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы

Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти сотрудники в том же образовательном учреж­дении при наличии соответствующей подготовки могут осуществлять преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа, так же как и для других сотрудников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, как это предусматривалось до 1 января 2005 г. при применении на всей территории Российской Федерации единой тарифной сетки, в настоящее время не установлено.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата сотруднику в т. ч. педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), а также системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа трудящихся (выборного органа первичной профсоюзной организации данного учреждения).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты). А условия оплаты труда, определенные коллективным договором (соглашениями, локальными нормативными актами), не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, в соответствии со ст. 144 ТК РФ муниципальные учреждения должны устанавливать системы оплаты труда, определенные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Указанные документы не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Следовательно, должны быть внесены соответствующие изменения в региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников образования, а также в коллективные договоры учреждений и положения об оплате труда в школе.

Из изложенного следует, что регулирование вопросов оплаты труда педагогов-библиотекарей, в т. ч. при выполнении работы в сельской местности, будет осуществляться по-разному: с учетом норм законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (в т. ч. в зависимости от их финансового положения), а также с учетом локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями.

Кроме того, необходимо учитывать, что если система оплаты труда специалистов образовательного учреждения строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утверж­денных приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», то должность педагога-библиотекаря данным приказом в настоящее время не предусмотрена. Следовательно по этой должности не определен и квалификационный уровень, в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.

Учитывая это обстоятельство, Общероссийский Профсоюз работников образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педработников, а также подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей, о которых было указано авторами в настоящем комментарии.

Секретарь-заведующая правовым отделом аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования Ж.П. Осипцова

Эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования В.Н. Понкратова

Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников

Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования, Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 448н

«О внесении изменения в »


В соответствии с , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст.2898; 2005, № 2, ст.162; 2006, № 19, ст.2080; 2008, № 11 (ч.1), ст.1036; № 15, ст.1555; № 23, ст.2713; № 42, ст.4825; № 46, ст.5337; № 48, ст.5618; 2009, № 2, ст.244; № 3, ст.378; № 6, ст.738; № 12, ст.1427, 1434; № 33, ст.4083, 4088; № 43, ст.5064; № 45, ст.5350; 2010, № 4, ст.394; № 11, ст.1225; № 25, ст.3167; № 26, ст.3350; № 31, ст.4251; № 35, ст.4574; № 52 (ч.1), ст.7104; 2011, № 2, ст.339; № 14, ст.1935, 1944; № 16, ст.2294),

приказываю:

Внести изменение в , утвержденный (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 года, № 18638), согласно .

Министр Т. Голикова

Регистрационный № 21240

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 31 мая 2011 года № 448н


Изменение,

вносимое в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»


Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы".

_______________________

Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О.

Руководителя или иного

Должностного лица, уполномоченного

Утверждать

[организационно-правовая форма, должностную инструкцию]

наименование организации, [число, месяц, год]

предприятия] М. П.

Должностная инструкция

педагога-библиотекаря [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-библиотекарь относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-библиотекарь должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;

Конвенцию о правах ребенка;

Методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;

Основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;

Индивидуальные особенности развития детей разного возраста;

Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;

Современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;

Нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы;

Профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения;

Правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда;

Условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;

Современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании;

Систему классификации информации и правила составления каталогов;

Единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

Порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда;

Порядок составления отчетности о работе библиотеки;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Педагог-библиотекарь:

2.1. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.2. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

2.3. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

2.4. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.5. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

2.6. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

2.7. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

2.8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

2.10. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.

2.11. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.

2.12. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения.

2.13. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

2.14. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения.

2.15. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.

2.16. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-библиотекарь имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.