Что свидетельствует о родстве организмов всех царств. А2 клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

Помогите плиз

1. Что свидетельствует о родстве всех видов растений и животных?
а) участие их в круговороте веществ; б) взаимосвязь организмов и среды;
в) клеточное строение организмов; г) приспособленность организмов к среде обитания.
2. Какая теория обобщила знания о сходстве строения и функций клеток
растений, животных, человека, бактерий?
а) эволюции; б) клеточная; в) происхождения человека;
г) индивидуального развития организмов.
3. Какие функции в клетке выполняет цитоплазма?
а) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов;
б) придает клетке форму; в) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов;
г) защищает содержимое клетки от воздействия среды.
4. Процесс окисления органических веществ до углекислого газа и воды с освобождением
энергии происходит в
а) хлоропластах; б) митохондриях; в) лизосомах; г) комплексе Гольджи.
5. Фотосинтез происходит в клетках организмов, имеющих
а) ядро; б) митохондрии; в) хлоропласты; г) хромосомы.
6. В процессе энергетического обмена органические вещества
а) расщепляются; б) образуются; в) транспортируются; г) превращаются в полимеры.
7. Хромосомы считаются носителями наследственной информации, так как в них
располагаются
а) молекулы белка; б) полисахариды; в) гены; г) ферменты.
8. Образование ферментов (белки) происходит в процессе
а) дыхания; б) брожения; в) пластического обмена; г) энергетического обмена.
Часть 2.
Выберите три верных ответа из шести.
В1. Какую функцию выполняет в клетке плазматическая мембрана?
1) отграничивает содержимое клетки; 2) участвует в биосинтезе белков;
3) осуществляет поступление веществ в клетку;
4) участвует в процессе окисления веществ;
5) способствует ускорению химических реакций в клетке;
6) обеспечивает удаление ряда веществ из клетки.

В2. В каких структурах эукариот имеются молекулы ДНК?
1) ядре; 2) лизосомах; 3) комплексе Гольджи; 4) хлоропластах; 5) рибосомах;
6) митохондриях.
В3. Установите соответствие между строением или функцией клетки и органоидом, для
которого они характерны.
Строение и функция клетки Органоид
А) расщепление сложных органических веществ до 1) лизосома
менее сложных 2) митохондрия
Б) окисление органических веществ до углекислого газа и воды
В) имеет множество крист
Г) отграничена от цитоплазмы одной мембраной
Д) при расщеплении белков, жиров и углеводов освобождается
энергия, которая рассеивается в виде тепла.

В4. Установите соответствие между строением или функцией клетки и организмом, в состав
которого она входит.
Строение и функции клетки Организм
А) не имеет плотной оболочки 1) растительный
Б) содержит хлоропласты 2) животный
В) создает органические вещества из неорганических
Г) преобразует световую энергию в химическую
Д) поглощает органические вещества, окружая их плазматической мембраной
Е) не может использовать энергию света на синтез
органических веществ.
С1. Перечислите одномембранные органоиды клетки и дайте им характеристику.
С2. Дайте характеристику профазе и телофазе митоза.

Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки эукариот имеют сходный набор органоидов, сходно регулируют метаболизм, запасают и расходуют энергию, сходно с прокариотами используют генетический код для синтеза белка. У эукариот и прокариот принципиально сходно функционирует и клеточная мембрана. Общие признаки клеток свидетельствуют о единстве их происхождения.

1. Строение клетки грибов и растений. Признаки сходства в строении этих клеток: наличие ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны, митохондрий, рибосом, комплекса Гольджи и др. Признаки сходства - доказательство родства растений и грибов. Отличия: только растительные клетки имеют твердую оболочку из клетчатки, пластиды, вакуоли с клеточным соком.

2. Функции клеточных структур. Функции оболочки и клеточной мембраны: защита клетки, поступление в нее одних веществ из окружающей среды и выделение других. Выполнение оболочкой функции скелета (постоянная форма клетки). Расположение цитоплазмы между клеточной мембраной и ядром, а в цитоплазме всех органоидов клетки. Функции цитоплазмы: связь между ядром и органоидами клетки, осуществление всех процессов клеточного обмена веществ (кроме синтеза нуклеиновых кислот), расположение в ядре хромосом, в которых хранится наследственная информация о признаках организма, передача хромосом от родителей потомству в результате деления клеток. Роль ядра в управлении синтезом белка клетки и всеми физиологическими процессами. Окисление в митохондриях органических веществ кислородом с освобождением энергии. Синтез в рибосомах молекул белка. Наличие хлоропластов (пластид) в растительных клетках, образование в них органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии (фотосинтез).

В растительной клетке есть все органоиды, свой­ственные и животной клетке: ядро, эндоплазматичеекая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения Растительная клетка отличается от животной следующими признаками: прочной клеточной стенкой значительной толщины; особыми органоидами - пластидами, в которых происходит первичный синтез органических веществ из минеральных за счет энергии света; развитой сетью вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток.

Растительная клетка, как и клетка грибов, окружена цитоплазматической мембраной, но кроме нее ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет по­ры, через которые каналы эндоплазматической сети со­седних клеток сообщаются друг с другом.

Преобладание синтетических процессов над процес­сами освобождения энергии - одна из наиболее харак­терных особенностей обмена веществ растительных ор­ганизмов. Первичный синтез углеводов из неорганиче­ских веществ осуществляется в пластидах. Различают три вида пластид: 1) лейкопласты - бесцветные плас­тиды, в которых происходит синтез крахмала из моно­сахаридов и дисахаридов (есть лейкопласты, запасаю­щие белки и жиры); 2) хлоропласты, включающие пигмент хлорофилл, где осуществляется фотосинтез; 3) хромопласты, содержащие различные пигменты, обусловливающие яркую окраску цветков и плодов.

Пластиды могут переходить друг в друга. Они содержат ДНК и РНК и размножаются делением надвое. Вакуоли развиваются из цистерн эндоплазматической сети, содер­жат в растворенном виде белки, углеводы, низкомолеку­лярные продукты синтеза, витамины, различные соли и окружены мембраной. Осмотическое давление, создавае­мое растворенными в вакуолярном соке веществами, при­водит к тому, что в клетку поступает вода и создается тургор - напряжение клеточной стенки. Тургор и толс­тые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений к статическим и динамическим нагрузкам.

Клетки грибов имеют клеточную стенку, построенную из хитина. Запасным питательным веществом чаще всего является полисахарид гликоген (как у животных). Хлорофилла грибы не содержат.

Грибы в отличие от растений, нуждаются в готовых органических соединениях (как животные), то есть по способу питания они являются гетеротрофами; для них характерен осмотрофный тип питания. Для грибов возможны три типа гетеротрофного питания:

2. Грибы – сапрофиты питаются органическими веществами мертвых организмов.

3. Грибы – симбионты получают органические вещества от высших растений, отдавая им взамен водный раствор минеральных солей, то есть выполняя роль корневых волосков.

Грибы (как и растения) растут в течении всей жизни.

Одним из основных экологических понятий является среда обитания. Под средой обитания понимают комплекс окру­жающих условий, влияющих на организм. В понятие среды обитания входят элементы, прямо или косвенно влияющие на организм, - они называются экологическими факторами. Выделяют три группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Эти факторы воздействуют на организм в различных направлениях: приводят к возникновению адаптационных изменений, ограничивают распространение организмов в среде, свидетельствуют об изменениях других экологических факторов.

К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы: свет, температура, влажность, химический состав воды и почвы, атмосферы и т.д.

. Солнечный свет - главный источник энергии для живых организмов. Биологическое действие солнечного света зависит от его характеристик: спектрального состава, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.

Ультрафиолетовая часть спектра обладает высокой фотохимической активностью: в организме животных участвует в синтезе витамина Д, эти лучи воспринимают органы зрения насекомых.

Видимая часть спектра обеспечивает (красные и синие лучи) процесс фотосинтеза, яркую окраску цветков (привлечение опылителей). У животных видимый свет участвует, в пространственной ориентации.

Инфракрасные лучи - источник тепловой энергии. Тепло важно для обеспечения терморегуляции холоднокровных животных (беспозвоночных и низших позвоночных). У растений инфракрасное излучение влияет на усиление транспирации, что способствует поглощению углекислого газа и движению воды по телу растения.

Растения и животные реагируют на соотношение между продолжительностью периода освещенности и темноты в течение суток или времени года. Это явление называется фотопериодизмом.

Фотопериодизм регулирует суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, а также представляет собой климатический фактор, который определяет жизненные циклы многих видов.

У растений фотопериодизм проявляется в синхронизации периода цветения и созревания плодов с периодом наиболее активного фотосинтеза; у животных - в совпадении периода размножения с обилием пищи, в миграциях птиц, сменой шерстного покрова у млекопитающих, впадением в спячку, изменениях в поведении и т.д.

Температура непосредственно влияет на скорость биохимических реакций в телах живых организмов, которые протекают в определенных пределах. Температурные границы, в которых обычно обитают организмы, - от 0 до 50°С. Но некоторые бактерии и водоросли могут обитать в горячих источниках при температуре 85-87°С. Высокие температуры (до 80°С) переносят некоторые одноклеточные почвенные водо­росли, накипные лишайники, семена растений. Есть животные и растения, способные переносить воздействие очень низких температур - до полного промерзания.

Большинство животных относятся к холоднокровным (пойкилотермным) организмам - температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Это все типы беспозвоночных животных и значительная часть позвоночных (рыбы, ам­фибии, пресмыкающиеся).

Птицы и млекопитающие - теплокровные (гомойотермные) животные. Температура их тела относительно постоянна и в значительной степени зависит от обмена веществ самого организма. Также у этих животных вырабатываются приспособления, позволяющие сохранять тепло тела (волосяной по­кров, плотное оперение, толстый слой подкожной жировой ткани и т.д.).

На большей части территории Земли температура имеет четко выраженные суточные и сезонные колебания, что обусловливает определенные биологические ритмы организмов. Температурный фактор оказывает влияние и на вертикальную зональность фауны и флоры.

Вода - основной компонент цитоплазмы клеток, является одним из важнейших факторов, влияющих на распространение наземных живых организмов. Недостаток воды приводит к возникновению ряда адаптации у растений и животных.

Засухоустойчивые растения имеют глубокую корневую систему, более мелкие клетки, повышенную концентрацию клеточного сока. Снижается испарение воды в результате редукции листьев, образования толстой кутикулы или воскового налета и т.д. Многие растения могут поглощать влагу из воздуха (лишайники, эпифиты, кактусы). Ряд растений имеет очень короткий вегетационный период (пока в почве есть влага) - тюльпаны, ковыль и др. В засушливое время они пребывают в состоянии покоя в виде подземных побегов - луковиц или корневищ.

У наземных членистоногих образуются плотные покровы, препятствующие испарению, видоизменяется обмен - выделяются нерастворимые продукты (мочевая кислота, гуанин). Многие обитатели пустынь и степей (черепахи, змеи) впадают в спячку в период засухи. Ряд животных (насеко­мые, верблюды) для жизнедеятельности используют метаболическую воду, которая вырабатывается при расщеплении жира. Многие виды животных восполняют недостаток воды за счет ее поглощения при питье или с пищей (амфибии, птицы, млекопитающие).

Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

В организме человека непрерывно протекают водный, солевой, белковый, жировой и углеводный обмены. Энергетические запасы непрерывно уменьшаются в процессе жизнедеятельности организма и пополняются за счет пищи. Соотношение количества энергии, поступающей с пищей, и энергией, расходуемой организмом, называется энергетическим балансом. Количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. Для составления норм питания необходимо учитывать запас энергии в питательных веществах, их энергетическую ценность. Организм человека не способен синтезировать витамины и должен ежедневно получать их с пищей.

Немецкий ученый Макс Рубнер установил важную закономерность. Бел­ки, углеводы и жиры в энергетическом отношении взаимозаменяемы. Так, 1 г углеводов или 1 г белков при окислении дают 17,17 кДж, 1 г жира - 38,97 кДж. Значит, для того чтобы правильно составить рацион, надо знать, сколько килоджоулей было потрачено и сколько пищи необходимо съесть, чтобы компенсировать израсходованную энергию, т. е. надо знать энерготра­ты человека и энергоемкость (калорийность) пищи. Последняя величина по­казывает, сколько энергии может выделиться при ее окислении.

Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого ра­циона важно учитывать не только калорийность, но и химические компонен­ты пищи. Растительный белок, например, не содержит некоторых аминокис­лот, которые необходимы человеку, или содержит их в недостаточном количе­стве. Поэтому, чтобы получить все необходимое, надо употреблять значительно больше пищи, чем это требуется. В животной пище белки по аминокислотно­му составу соответствуют потребностям человеческого организма, но живот­ные жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Они имеются в расти­тельном масле. Значит, необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе и учитывать их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Разные пищевые продукты содержат различное количество витаминов, неорганических и балластных веществ. Так, яблоки, мясо, печень, гранаты со­держат много солей железа, творог - кальция, картофель богат солями калия и т. д. Но некоторые вещества могут содержаться в продуктах в большом коли­честве и при этом не всасываться в кишечнике. Например, в моркови немало каротина (из которого в нашем организме образуется витамин А), но, посколь­ку растворяется он только в жирах, всасывается каротин лишь из продуктов, содержащих жиры (например, тертая морковь со сметаной или маслом).

Пища должна восполнять затраты энергии. Это непременное условие сохранения здоровья и работоспособности человека. Для людей различных профессий определены нормы питания. При их составлении учитывают суточный расход энергии и энергетическую ценность питательных веп(еств (табл. 2).

Если человек занят тяжелым физическим трудом, в его пище должно быть много углеводов. При расчете суточного рациона учитывают также воз­раст людей и климатические условия.

Питательные вещества, необходимые человеку, хорошо изучены, и мож­но было бы составить искусственные рационы, содержащие только вещества, необходимые для организма. Но это скорее всего имело бы печальные послед­ствия, поскольку работа желудочно-кишечного тракта невозможна без балластных веществ. Такие искусственные смеси плохо бы продвигались по пищеварительному тракту и плохо всасывались. Вот почему диетологи рекомендуют употреблять разнообразные продукты, а не ограничиваться какой-то диетой, но обязательно энергозатрат.

Существуют разработанные примерные нормы суточной потребности человека в питательных веществах. Используя эту таблицу, составленную диетологами, можно рассчитать суточный рацион человека любой профессии.

Излишки углеводов в организме человека превращаются в жиры. Избыток жиров откладывается про запас, увеличивая массу тела.

Определяя сходства и различия в структуре нуклеиновых кислот и белков у организмов, относящихся к разным систематическим группам, можно установить степень их родства и время возникновения.

Если сравнить зародыши разных видов позвоночных, то окажется, что на самых ранних стадиях развития они очень похожи друг на друга.

Факты, накопленные эмбриологией, доказывают, что индиви-дуальное развитие организмов, относящихся к различным классам позвоночных животных, начинается с оплодотворённой яйцеклетки , и на начальных этапах развития они очень схожи между собой, а впоследствии происходит дивергенция зародыша. Биогенетический закон играет важную роль при доказательстве эволюции органи-ческого мира.

Известный отечественный учё-ный Карл Максимович Бэр пи-сал: «У меня имеется два ма-леньких эмбриона в спирту, для которых я забыл написать назва-ние, и я теперь уже не в состоя-нии определить класс, к которо-му они принадлежат. Это могут быть ящерицы, маленькие птич-ки или млекопитающие ; настоль-ко сходно образование головы и туловища у этих животных».

Сравнительная анатомия доказывает эволюцию на основе многочисленных фактов. К их числу относятся гомологичные и аналогичные органы, рудиментарные органы, явления атавизма, промежуточные формы , схожесть строения тела позвоночных животных, в том числе и человека с другими животными .

Гомологичные органы

Рука человека и различные по форме передние конеч-ности позвоночных животных (например, кита, кроко-дила, лягушки, летучей мыши , крота) состоят из сход-ных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, кисти. Это варианты типичной пятипалой конечности, характерной для предков всех позвоночных.

Единый план строенияимеют кости, мышцы, кровеносные со-суды, нервы позвоночных животных.

Палеонтология на примере вымерших животных и раститель-ных организмов подтверждает, что на Земле, начиная с древних эр до настоящего времени, органический мир постепенно изменялся от простого к сложному, росло многообразие органического мира.

Реликты

Реликтами (лат. reliquus — оставшийся) называют ныне существующие древние виды ор-ганизмов.

На Земле обитают отдельные виды жи-вотных и растений , имеющие строение и образ жиз-ни, характерные для давно вымерших организмов прошлых эпох. Примеры реликтов: Материал с сайта

  • На островах Новой Зеландии в глубоких норах живут гаттерии. Особенностями своего строения они похожи на ископае-мых ящеров — динозавров , живших 70-80 млн лет назад.
  • Во многих оранжереях выращивается живое ископаемое — знаменитое дерево гинкго. Глядя на него, мы можем представить себе, какие деревья росли на Земле 150 млн лет назад и каковы бы-ли условия их обитания.

Ископаемые останки

В недрах земли учё-ные находят окаменевшие остатки живых организмов (кости, раковины, зубы, древесину), отпечатки (ске-летов, коры, листьев). Они образовались в необычных условиях: организмы или их трупы погружались в ил, песок, смолу, вулканический пепел и не подвер-гались разложению. Наука об ископаемых организ-мах — палеонтология — неопровержимо доказывает, что десятки и сотни миллионов лет назад животный и растительный мир отличался от знакомого нам современного мира живых существ.

Мир органических существ, также, как и неорганических веществ является материальным. Органическая жизнь очень тесно связана с неорганическим миром.

Эволюция длительное время работала над разнообразием форм живого мира, продвигаясь от простого к сложному. Разберемся, в чем же заключается общность и единство живой оболочки Земли? Что свидетельствует о единстве происхождения органического мира?

Одноклассники

Факторы единства

Существует несколько факторов, выступающих доказательной базой общности и единства происхождения всех живых существ:

  • Сходный элементарный химический состав;
  • Все живые организмы имеют клеточное дискретное строение;
  • Основные физиологические и биохимические процессы протекают сходным образом;
  • Выявление родства на основании эмбрионального развития;
  • Палеонтология;

Рассмотрим представленные выше факторы несколько более подробно.

Сходный химический состав органических тел

Все живые организмы при ближайшем рассмотрении имеют примерно одинаковый химически элементарный состав . Жизнь определяют как способ существования белковых тел, называя ее углеродной, так как в составе любого органического вещества всегда присутствую молекулы углерода. В составе любого живого существа содержатся вода, органические соединения (белки, жиры, углеводы), а также неорганические соли.

Среди важнейших элементов, которые содержатся в протоплазме можно обозначить - углерод, кислород, водород, азот, серу, фосфор, калий, кальций, магний и железо. Эти компоненты мы называем макроэлементами. Среди микроэлементов в составе живых существ мы выделяем медь, цинк, бор, молибден, марганец , хлор, натрий, кремний, стронций, алюминий, фтор, бром.

Любой живой организм содержит воду . Вода - важнейшее соединение в составе живых клеток. Она является раствором, где протекают основные химические процессы, служит транспортной сетью для растворенных веществ, регулирует температуру.

В составе разных живых организмов представлено разное количество воды:

  • Водоросли - до 98%;
  • Листья деревьев - 50−97%;
  • Сухие семена - 5−9%;
  • Медузы - 95%;
  • Кровь животных и человека - 79%;
  • Сердце человека - 70%.

В 17 веке Р. Гук рассмотрел под микроскопом в коре пробкового дуба строение растительной клетки. После этого открытия клетки обнаруживались в различных биологических образцах. В 1838 году Маттиас Якоб Шлейден (немецкий ботаник) написал, что он исследовал множество разных форм растений, и все они состоят из клеток. Клетка - это универсальная форма жизни. Из одной клетки вырастает весь живой организм.

В 1839 другой ученый - Теодор Шванн популяризовал и углубил идею коллеги. Он изучал ткани животных и пришел к выводу, что и животные состоят из клеток. Каждая клетка имеет мембрану, которая отделяет ее от внешней агрессивной среды внешнего мира.

Так родилась теория Шлейдена - Шванна о единстве клеточного строения органического мира. Постепенно ученые пришли к тому, что и гаметы (яйцеклетка и сперматозоиды) - это тоже клетки. Сформировалась устойчивая концепция единства жизни. Единое клеточное строение организмов всех царств свидетельствует о единстве происхождения органической жизни.

Физиология и биохимия

Исследования физиологов и биохимиков подтверждают , что одни и те же группы химически компонентов представлены в составе тел абсолютно разных живых существ. Все физиологические биохимические процессы у разных групп живых организмов протекают сходно вне зависимости от того как далеко они отстоят друг от друга в генеалогическом родстве.

Первооткрывателем процессов метаболизма был английский ученый - Артур Хэрдэн.

Он получил энзимную вытяжку из дрожжевых клеток и отметил, что она разлагает сахара и выделяет углекислый газ. Процесс со временем замедлялся. Хэрдэн предполагал, что это связано с расходом энзима. В ходе эксперимента выяснилось, что происходит накопление промежуточных продуктов метаболизма. Он добавил фосфат натрия, и процесс возобновился, при этом в составе появился органический фосфат.

Далее биохимия развивалась взрывными темпами. Различные опыты подтверждали, что у разных представителей живых существ одни и те же процессы протекают одинаково. Это показательно в исследованиях английского биохимика Х. А. Кребса. Он открыл основные этапы разложения молочной кислоты до углекислого газа и воды. Этот каскад реакций одинаков у разных видов животных. Его называют циклом Кребса.

Выявление родства на основании биогенетического закона

Эта закономерность является подтверждением единства царства животных. Животные на ранних стадиях онтогенеза имеют сходства в развитии . На основании этих наблюдений Э. Геккель и Ф. Мюллер вывели основной биогенетический закон, который гласит, что онтогенез - это быстрое и краткое повторение филогенеза. Такая формулировка справедлива исключительно для ранних стадий развития.

Идею углубил русский ученый Карл Максимович Бэр. Именно он обнаружил сходство эмбрионов животных на ранних стадиях развития. Это наблюдение получило название закона зародышевого сходства. Многие наверняка видели картинку, где рыбы, саламандры, черепахи, крысы и человека. На самых ранних стадиях эмбрионы удивительно похожи. Это не может не являться свидетельством того, что все животные имеют одного единого предка и развиваются по сходному сценарию.

Нелишним здесь будет упомянуть о рудиментарных органах и атавизмах:

Палеонтология

Палеонтология - это наука , изучающая вымершие формы живых существ, их строение, образ жизни на основании останков. Палеонтология свой рабочий материал подразделяет условно на руководящих ископаемых и живых ископаемых. Руководящие - это останки животных и растений, которые встречаются в определенных геологических слоях. Живые ископаемые - это ныне живущие организмы, сохранившиеся практически без изменений с доисторических времен - гингко, секвойя, кистеперая рыба Латимерия, головоногий моллюск наутилус и некоторые другие животные и растения.

Из приведенных доказательств становится абсолютно очевидно, что на планете имеется четкая взаимосвязь живой и неживой природы. Многие факторы указывают на то, что все многообразие живой природы нашей планеты произошло от небольшой группы древних предков. Впереди нас ждут удивительные открытия, которые позволят понимать мир еще лучше.

Вариант 1

    Что свидетельствует о родстве всех видов растений и животных?

а) участие их в круговороте веществ; б) взаимосвязь организмов и среды;

в) клеточное строение организмов; г) приспособленность организмов к среде обитания.

2. Какая теория обобщила знания о сходстве строения и функций клеток

растений, животных, человека, бактерий?

а) эволюции; б) клеточная; в) происхождения человека;

г) индивидуального развития организмов.

3. Какие функции в клетке выполняет цитоплазма?

а) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов;

б) придает клетке форму; в) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов;

г) защищает содержимое клетки от воздействия среды.

4. Процесс окисления органических веществ до углекислого газа и воды с освобождением

энергии происходит в

а) хлоропластах; б) митохондриях; в) лизосомах; г) комплексе Гольджи.

5. Фотосинтез происходит в клетках организмов, имеющих

а) ядро; б) митохондрии; в) хлоропласты; г) хромосомы.

6. В процессе энергетического обмена органические вещества

а) расщепляются; б) образуются; в) транспортируются; г) превращаются в полимеры.

7. Хромосомы считаются носителями наследственной информации, так как в них

располагаются

а) молекулы белка; б) полисахариды; в) гены; г) ферменты.

8. Образование ферментов происходит в процессе

а) дыхания; б) брожения; в) пластического обмена; г) энергетического обмена.

Часть 2.

В1. Какую функцию выполняет в клетке плазматическая мембрана?

1) отграничивает содержимое клетки; 2) участвует в биосинтезе белков;

3) осуществляет поступление веществ в клетку;

4) участвует в процессе окисления веществ;

5) способствует ускорению химических реакций в клетке;

6) обеспечивает удаление ряда веществ из клетки.

В2. В каких структурах эукариот имеются молекулы ДНК?

1) ядре; 2) лизосомах; 3) комплексе Гольджи; 4) хлоропластах; 5) рибосомах;

6) митохондриях.

В3.

которого они характерны.

Строение и функция клетки Органоид

А) расщепление сложных органических веществ до 1) лизосома

менее сложных 2) митохондрия

Б) окисление органических веществ до углекислого газа и воды

В) имеет множество крист

Г) отграничена от цитоплазмы одной мембраной

Д) при расщеплении белков, жиров и углеводов освобождается

энергия, которая рассеивается в виде тепла.

В4. Установите соответствие между строением или функцией клетки и организмом, в состав

которого она входит.

Строение и функции клетки Организм

А) не имеет плотной оболочки 1) растительный

Б) содержит хлоропласты 2) животный

В) создает органические вещества из неорганических

Г) преобразует световую энергию в химическую

Д) поглощает органические вещества, окружая их плазматической мембраной

Е) не может использовать энергию света на синтез

органических веществ.

Контрольная работа «Клеточный уровень»

Вариант 2

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех.

    Все организмы состоят из клеток, сходных по строению и химическому составу. Это свидетельствует об их

а) эволюции; б) родстве; в) индивидуальном развитии; г) наследственности.

2. Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы является

одним из доказательств

а) единства органического мира, их родства;

б) единства живой и неживой природы; в) эволюции органического мира;

г) происхождения высокоорганизованных организмов от простоорганизованных.

3. Хромосомы в эукариотической клетке расположены в

а) ядре; б) цитоплазме; в) комплексе Гольджи; г) эндоплазматической сети.

4. Какой органоид клетки имеет многочисленные выросты – кристы на внутренней

мембране?

а) хлоропласт; б) комплекс Гольджи; в) эндоплазматическая сеть; г) митохондрия.

5. В процессе фотосинтеза происходит

а) поглощение растением кислорода; б) выделение клетками углекислого газа;

в) образование органических веществ из неорганических;

г) окисление органических веществ.

6. Синтез молекул АТФ происходит в процессе

а) энергетического обмена; б) пластического обмена;

в) деления клетки; г) биосинтеза белков.

7. Гены – это участки молекулы

а) белка; б) полисахарида; в) ДНК; г) АТФ.

8. Образование органических веществ из неорганических, с использованием энергии

света - это особенность пластического обмена веществ у

а) грибов; б) животных; в) растений; г) бактерий сапротрофов.

Часть 2.

Выберите три верных ответа из шести.

В1. Каково строение и функции митохондрий?

1) участвуют в расщеплении биополимеров до мономеров;

2) используют энергию солнечного света в реакциях синтеза веществ;

3) способствуют передвижению веществ в клетке;

4) имеют кристы, на которых расположены ферменты;

5) участвуют в окислении органических веществ до углекислого газа и воды;

6) имеют молекулы ДНК.

В2. Какую функцию в клетке выполняет ядро?

1) осуществляет поступление веществ в клетку; 2) в нем локализованы хромосомы;

3) участвует в синтезе молекул иРНК; 4) происходит синтез молекул ДНК;

5) участвует в процессе фотосинтеза; 6) участвует в синтезе молекул АТФ.

В3. Установите соответствие между строением или функцией клетки и органоидом, для

которого они характерны.

Строение и функция клетки Часть клетки

А) обеспечивает связь между клетками растений 1) ядро

Б) регулирует процессы жизнедеятельности в клетке 2) цитоплазма

В) составляет внутреннюю среду клетки

Г) обеспечивает связь между органоидами клетки

Д) служит местом расположения органоидов

В4. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ и его видом.

Характеристика обмена веществ Вид обмена

А) осуществляет синтез органических веществ 1) пластический

Б) реакции происходят с использованием энергии 2) энергетический

В) сопровождается запасанием энергии

Г) происходит расщепление органических веществ

Д) в клетке образуется строительный материал.