Занятие для детей с ОВЗ с элементами музыкотерапии: "Трям, здравствуйте!". Музыкальная реабилитация детей-инвалидов в рамках социального проекта " Музыка детских сердец." Музыкальная программа для ребенка инвалида дошкольного возраста

Рабочая программа

по музыкальному

коррекционно-развивающему направлению

для детей

с Ограниченными Возможностями Здоровья

(старший дошкольный или младший школьный возраст).

Выполнила:

Батырева Светлана Юрьевна

Музыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

Город Батайск, Ростовская область

МБ ДОУ «Детский сад №13»

2015 г.

Пояснительная записка.

Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний, и в частности для терапии и профилактики нервно-психических расстройств. В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия.

Музыкотерапия – это средство, которое помогает установить равновесие в деятельности нервной системы (умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей), подкорректировать неправильные и лишние движения.

Музыкотерапия используется при работе с детьми разного возраста с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным коррекционным направлением, имеющим в основе два аспекта воздействия:

Психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

Психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста (в зависимости от маршрута коррекции).

Цель программы:

Гармонизация личности ребенка с ОВЗ, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального и театрального искусства.

Задачи:

    Развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;

    Приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

    Развитие двигательной сферы (мелкой моторики, речевых и мимических движений, макромоторики);

    Формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения через творческие виды деятельности.

Основной принцип построения программы - тематический. Каждая тема изучается на протяжении одного-двух месяцев. Всего 10-13 тем, которые повторяются на новом материале.

Практика показала, что только в условиях системы музыкальных занятий различных типов дети достигают наиболее эффективных результатов. Проводятся, большей частью, традиционные фронтальные музыкальные занятия с использованием различных методов (наглядный, словесный, практический).

Обязательно используется создание проблемных ситуаций, которые способствуют развитию у детей умения самостоятельно находить решение. Проблемные ситуации побуждают детей к элементарным суждениям, развивают творческое воображение. На занятиях используется индивидуально-дифференцированный подход, задания разной степени сложности. Дополнительно занятия с подгруппой и индивидуальные занятия.

Типы занятий:

Доминантное. В структуре такого типа преобладает какой-либо из видов музыкальной деятельности. Это может быть: слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.

Тематическое занятие . Отличительной чертой структуры тематического занятия является то, что в них музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединён единой темой. Такой тип даёт возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Тематика занятий может быть различной.

Комплексные занятия. Это занятия, на которых общая задача реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности.

Следует заметить, что от правильно применяемой структуры занятия зависит степень активности и познавательной деятельности детей, развитие их общих и специальных способностей.

Все эти занятия объединяет то, что они личностно-ориенторованны. Суть личностно-ориентированного занятия состоит не только в гуманном отношении к детям, эмоционально положительном настрое на работу, сколько в постоянном обращении к их опыту.

Сегодня не существует универсальной структуры занятий, способной решать все учебно-воспитательные задачи в равной степени. Применение разнообразных типов музыкальных занятий позволит сделать процесс музыкального воспитания и обучения более эффективным.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 25-30 минут в зависимости от возраста детей.

Структура групповых музыкально-коррекционных занятий.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 25-30 минут в подгруппах по 3-5 человек.

Схема проведения занятий:

    Приветствие;

    «Свободное движение»

    Ритмическая разминка;

    Упражнения для развития мелкой моторики, развития речевых и мимических движений;

    Пение;

    Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;

    Танцы, хороводы;

    Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам;

    Прощание.

Эффективность программы отслеживается по входной и выходящей диагностике музыкальных способностей детей К.В.Тарасовой. Показатели развития – эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, репродуктивный компонент музыкального мышления (способность восприятия и анализа музыки), продуктивный, творческий компонент музыкального мышления (инструментальная импровизация).

Разработана на основе программ:

    «Гармония» К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко;

    Учебно–методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия» М.И.Родиной, А.И.Бурениной. ISBN 5-903207-02-2 (978-5-903207-02-2)

    Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.Н.Котышева. ISBN 978-5-9268-0875-6

    Программы по музыкотерапии «Музыкальная шкатулка». Для старших дошкольников с задержкой психического развития «Школа 2100» ;

    «Программа воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л.В.Лопатиной – ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, Санкт-Петербург; ISBN 978-5-904123-03-1

    Игровая методика развития музыкальных способностей детей «Музыка. Дети. Здоровье.» О.В.Кацер, С.А.Коротаева.

Тематический план для работы с детьми с ОВЗ.

Месяц

Тема

Кол-во занятий

Сентябрь – октябрь

«Осенние контрасты», «Осень в гости просим», «Сенокос», «Мир игрушек», «Жители леса», «Песни осени», «Прогулка в лес», «Путешествие», «Весело - грустно», «Шествие солдатиков», «Полька», «Хоровод» .

Ноябрь - декабрь

«Шутка в музыке», «Скоро Новый Год», Мир танца., Веселый цирк., Эта музыка – волшебница.

Волшебная книга танцев, .Новогодний утренник.

Январь – февраль

«Весёлая зима», «Милосердие», «Какими мы бываем», Празднуем Рождество. Колядки.

Прогулка в зимний лес. Музыка зимы. Раннее утро.

Музыкальные пейзажи. Поможем вернуть музыку.

Путешествие по временам года.

Март – апрель

«Кто с нами рядом живёт», «Приди, весна!»

Мамин портрет, Сюрприз для мамы. Подарокдля мамы., Грустим и радуемся вместе., Дедушка дуб.

Мы весну рисуем.

Весна пришла – праздник светлый принесла.

Праздник «День Земли»

Волшебный колокольчик.

Калейдоскоп чувств.

Май

«Сказка в музыке»

На сказочном балу. (М.Д,)

ИТОГО:

Календарно-тематическое планирование

в группах детей с ОВЗ

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Дата

проведения

I

«Осенние контрасты»

Радуга осени.

Какого цвета одежда у осени?

Осень бывает разной. (Пение)

II

Мир игрушек.

Магазин игрушек.

Игрушечный магазин. (М.Д.)

Забытые игрушки (Пение)

III

Шутка в музыке

Осенний утренник

Композиторы шутят. (Слушание)

В стране веселых человечков.(М.Д.)

Нам шутить не лень.(Пение)

IV

Скоро Новый Год!

Как нам песня помогла. Слушание)

Путешествие в сказочную страну. (Пение)

Чудеса под Новый Год (М.Д)

Репетиция утренника.

Новогодний утренник.

V

Веселая зима.

Праздник Рождества.

Волшебные дела зимы (М.Д)

Скоро масленицы бойкой зазвенит широкий пир. (Слушание)

Широкая Масленица (Пение)

VI

Милосердие.

Сирота (Слушание)

Как мы спасали зайчат.(М.Д.)

VII

Какими мы бываем.

Два брата (Слушание)

Портреты (Слушание)

Утренник «День защитника Отечества»

Какими мы бываем? (М.Д.)

Фея Музыки (Пение)

VIII

Кто с нами рядом живет?

Кто с нами рядом живет? (Слушание)

Наши маленькие друзья.(М.Д,)

Встречи в весеннем лесу.(Пение)

IX

Приди весна!

Любимый месяц май (Слушание)

Прогулка в весенний лес.(М.Д,)

Как мы весну искали. (Пение)

X

Сказка в музыке.

Путешествие в сказочную страну. (Слушание)

На сказочном балу. (М.Д,)

Сказка по лесу идет. (Пение)

XI

Музыка лета.

Трям, здравствуйте!!!

ЦЕЛЬ: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт ребенка; Снятие эмоционального и телесного напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Живой огонек».

Ребята, сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет творить чудеса: Если смотреть на него, не отрываясь, то перенесешься куда захочешь (зажигается свеча, и дети смотрят на пламя ). Что чувствуют ваши глазки? (тепло, жжение, покалывание ).

2. Игровое упражнение «В гостях у сказки».

В комнате в свободном порядке расставляются стулья.

- Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Я взмахну ей, мы окажемся в лесу на поляне. Будем ходить по поляне рвать цветы и ягоды, а как только я хлопну в ладоши - вы спрячетесь за свои стульчики, - опасность близка: гуси-лебеди летят, унести с собой хотят, (дети прячутся за стульчики).

3. Релаксационное видео «Вальс цветов».

Звук «Чириканье воробьев».

- Ребята, слышите, воробушек прилетел к нам сказать, что сюда летит Баба-Яга в своей ступе. Давайте с вами, чтобы она нас не заметила, притворимся цветком.

4. Этюд «Цветок».

В землю бросили зерно дети сидят на полу по кругу,

Стало прорастать оно. сгруппировавшись «комочком»,

Солнце лучиком коснулось ,- воспитатель касается волшебной палочкой

каждого ребенка,

Наше зернышко проснулось! дети поднимают вверх голову,

Первый маленький росток продолжая сидеть, выпрямляют спинки,

Не совсем еще высок . сложив над головой ладошки «лепестком»,

Раз листочек, два листочек на «раз» - отводят в сторону одну руку,

на «два» - другую,

Прорастает наш цветочек, выполняют повороты головы в стороны,

Выше к солнцу потянулся,- поднимаются, тянут голову вверх,

Распрямился, улыбнулся, подняв руки вверх, тянутся, улыбаются,

Посмотрел вокруг себя,- смотрят по сторонам,

Всюду рядышком друзья! берутся за руки, образуя хоровод,

Вот такой он, наш цветок , хлопают в ладоши перед собой,

Расчудесный цветок! делают большой плавный взмах руками

над головой.

Смотрите, Баба – Яга летит. Опять бутон закрывается, наклоняемся вперед и вниз. Не найти нас Бабе – Яге.

Повтор Этюда.

Ребята, вы помните, что мы с вами в волшебной стране. Это веселая, удивительная страна, там не так как на самом деле. Нам очень интересно все там рассмотреть и разузнать, поэтому мы отправимся через поле из ромашек.

(Перед детьми рулон обоев или ватмана с нарисованными ромашками).

Ребята, посмотрите, что нарисовано на бумаге? Это ромашковое поле. Но оно бледное и не красивое, мы должны оживить его.

5. Пуантилизм (пальцевая живопись)

«Ромашковое поле».

Дети с помощью пальцев, по нарисованному контуру ромашек оживляют картинку.

- Молодцы, ребята, замечательное ромашковое поле у нас получилось.

А сейчас давайте потанцуем на нашем ромашковом поле, как только музыка закончится, нужно замереть на месте, договорились?

6. Игра « Танцуй – замри».

7. Просмотр мультфильма «Трям! Здравствуйте!».

8. Тренинг эмоций «Удивление».

А, что это там, вдали за комочек скачет? Он так высоко подскакивает, что никак нельзя понять, кто это. Что за удивление? Покажите, как мы удивляемся. Да, кто же это? Да это же Трямка их мультика. Вот он на рисунке. Он говорит нам: « Здравствуйте!» Ребята, а он пришел не с пустыми руками, посмотрите это подушка, не простая, а «волшебная упрямая подушка».

9. Игра «Упрямая подушка».

Эту подушку подарила нам Добрая Волшебница. Внутри нее живут детские «упрямки». Это они заставляют вас капризничать и упрямится. Давайте прогоним «упрямки» (дети по очереди бьют кулаками по подушке, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее». Снимается стереотип и мышечный зажим).

Ребята, давайте послушаем, все ли «упрямки» вылезли и что они там делают (дети прикладывают ухо к подушке и слушают). «Упрямки» испугались и молчат в подушке.

10. Заключительный этап.

Ну, что ребята, нам пора возвращаться обратно, пусть наш «живой огонек» перенесет нас в нашу сенсорную комнату. Подойдите ко мне, посмотрите на огонек не отрываясь. Вот мы и вернулись.

беседника, лучше понимают свое место в системе детских взаимоотношений. Психологический климат в экспериментальном классе изменился в положительную сторону, стал благоприятным для развития позитивных межличностных отношений. В контрольном классе значительных изменений не произошло, т. е. состояние психологического климата осталось прежним, отражающим неблагоприятный эмоциональный настрой детской группы.

Таким образом, для формирования благополучного психологического климата в

группах слабослышащих школьников необходима целенаправленная, специально организованная педагогическая работа, включающая целый ряд направлений - таких как совершенствование представлений о качествах личности, способствующих и препятствующих установлению хороших межличностных отношений, в процессе внеклассного чтения, использования всех видов деятельности - общения, игровой, учебной, проектной - в зависимости от этапа психического развития детей с нарушениями слуха.

А. Г. Попок

МУЗЫКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Цель данной статьи - показать значимость музыкальной терапии для детей с ограниченными возможностями, которая не только развивает музыкальные способности, формирует эстетический вкус, но и является жизненно важным компонентом воздействия музыки на организм ребенка. Автор показывает опыт применения музыкотерапии в коррекционном Детском доме № 10 Кировского района Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: музыкотерапия, ограниченные возможности, хоровое пение, народный танец, игра на свирели, реабилитация, коррекция, катарсис.

MUSICAL THERAPY FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses the relevance of musical therapy for children with disabilities. Musical therapy not only develops musical abilities and develops aesthetic tastes, but it is also a vital component of the influence of music on the child’s body. The application of music therapy at correctional boarding school № 10 by means of musical art is described.

Keywords: music therapy, disabilities, choral singing, folk dance, pipe playing, rehabilitation, correction, catharsis.

В современном обществе музыка является одним из видов художественной деятельности. Еще древнегреческие философы отмечали роль музыкального искусства в эстетическом воспитании индивида и его положительное терапевтическое влияние на личность. Платон утверждал, что, с од-

ной стороны, посланный миру «музыкальный союзник» приводит в порядок гармонию индивида, с другой - убирает дисгармонию его ума. Далее ученики Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, предполагавшую ежедневную программу песен и музыкальных пьес

для лиры, поднимавших бодрость духа, настроение людей, что снимало у них усталость, успокаивало перед сном.

Роль музыки в жизни людей с течением времени все возрастала. Ученые, композиторы, педагоги, музыканты разрабатывали проблемы детского музыкального образования и воспитания. Особое внимание обращалось на роль психологического фактора в процессе детского музицирования. Важнейшим аспектом в этом ключе явилась разработка музыкальных учебных программ, способствующих развитию детского музыкального интеллекта.

Эти проблемы в настоящее время с особой остротой стоят перед школой, детскими садами, и особенно при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности. В этих условиях терапевтическое влияние музыки на внутренний мир детей очевидно. Ведущую роль в приобщении к музыке детей с ограниченными возможностями играет педагог-музыкант, знающий методические пути музыкального воздействия на детскую психику, развивающуюся в необычных психолого-педагогических и музыкальных условиях.

Во второй половине XX века интерес к воздействию музыки на организм человека возрос. Многие современные ученые-психофизиологи в своих исследованиях обосновали влияние музыки на индивида: «Музыка снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликта или стресса, разряжает накопившиеся отрицательные эмоции. В. Б. Полякова доказывает, что музыка может повысить работоспособность у людей, занимающихся умственным трудом, способствует снижению утомляемости, улучшает реакцию, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность. Также музыка используется как средство развития детей с физическими проблемами: с умственной отсталостью, с нарушением слуха, зрения, с задержкой психического развития.

М. Е. Бурно считает, что «музыка помогает дефензивным (неполноценным) пациентам выйти из тягостных расстройств настроения, существенно смягчить у них патологическое переживание своей неполноценности, различные психопатические и неврозоподобные проявления: навязчивые, астено-ипохондрические, деперсонализа-ционные и т. д.» .

Музыкотерапевты Е. П. Дединская и К. А. Щербинин пишут: «Музыка является информационным каналом, недоступным для контроля сознания, проникающим в психику гораздо лучше, чем слово. Даже когда человек находится в коме, единственным связующим звеном между человеком и окружающим миром, способным вывести его из этого состояния, является музыка» .

Известный педагог, музыкотерапевт

В. И. Петрушин считает: «Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых, поэтому музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека» .

Многие исследователи отмечают лечебное влияние музыкального ритма на все системы и функции детского организма, в том числе на развитие мышления, внимания, моторики. Психофизиологическое направление музыкальной деятельности связано с положительным влиянием музыки на различные системы детского организма.

Таким образом, возможности музыки как средства воздействия на личность подробно исследованы и обоснованы различными философами, музыкотерапевтами, медиками и психологами. Музыка может стать незаменимым средством педагогического регулирования эмоционального состояния учащихся, средством коррекции и реабилитации школьников с проблемами в развитии, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подростков с деви-

антным поведением - воспитанников специальных школ.

В связи с этим можно сформулировать основные задачи:

1) изучить научно-исследовательскую литературу по музыкотерапии;

2) выявить виды музыкальной деятельности, используемые в музыкотерапии;

3) доказать важность музыкотерапии как здоровьесберегающего процесса для детей с ограниченными возможностями;

4) выявить различные виды деятельности музыкотерапии (хоровое пение, игра на свирели, танец) и их основные функции.

Существует много примеров терапевтического воздействия музыки на детей в детском доме. Например, хоровое пение - это вид деятельности, помогающий обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к искусству, научить слушать и понимать музыку, поддерживать внутреннюю гармонию и открыть в себе глубокую духовную природу. Возможности хорового пения для моделирования реализуются в овладении навыками самоконтроля и в реакциях на проблемные ситуации.

Детей, занимающихся пением, нужно учить правильному дыханию. Это важно, прежде всего, потому, что искусство пения - это искусство дыхания. К такому выводу уже давно пришли профессиональные певцы различных стран. Кроме того, правильное вокальное дыхание стимулирует работу сердца, снимает усталость и переутомление.

Начальное обучение пению в детском возрасте следует начинать с фальцета, пение тихое и в то же время звонкое, как звучание колокольчика, пение птички. К этому дети часто не готовы, они волнуются, порой доходят до стрессового напряжения. Педагогу нужно искать различные приемы воздействия на таких детей с целью достижения интонационно чистого пения и т. д.

В этой связи известный педагог В. А. Шереметьев полагает: «Правильное пение фальцетом на относительно высоких зву-

ках требует от вокального аппарата больших энергетических затрат, чем пение в разговорной манере и низкой тесситуре. Педагог должен сознательно повышать накал, интенсивность, темп занятий, чтобы включать детей в работу» .

Те дети, которые поют в хоре, либо занимаются индивидуальной вокально-хоровой работой, пытаются проникать в интонационные особенности песни и особенности своего собственного «Я». Осознание собственного «Я» несет в себе социальнопсихологические, нравственно-эстетические основы воспитания детей с ограниченными возможностями.

Результаты работы над развитием голоса, тембра, музыкальной памяти, а также над интонациями при исполнении песен, видны не сразу, а спустя годы после длительной работы. Дети поют хоровые песни осознанно, намного быстрее запоминают текст и легче вникают в сюжет произведения.

Известно, что все люди рождаются с разными возможностями и способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у людей и детей с ограниченными возможностям нет. Именно здесь на помощь приходит музыкотерапия, способствующая развитию музыкальных способностей.

В процессе систематической работы, при использовании различных видов музыкальной деятельности (хоровое пение, танцы, игра на свирели) происходит всестороннее развитие ребенка, обогащается его внутренний мир новыми музыкальными впечатлениями, осуществляется овладение различными музыкальными навыками.

Музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профи-

лактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию личностного развития. Музыка выполняет седативную (релаксационную), стимулирующую и катарсическую функции.

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Примером такой деятельности в детском доме служит игра на свирели, которая вызывает положительные эмоции. Благодаря игре на свирели ребенок может представить определенную картину либо образ, стимулируя свои умственные способности, развивая музыкальную память. В процессе игры ребенок массирует кончики пальцев, а поскольку там находятся нервные окончания, в мозг поступают импульсы, в конечном итоге улучшается работа всех центров.

Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная танцевальная музыка. Таким примером в детском доме служат народные и эстрадные танцы. Любое музыкальное произведение - это предмет для работы с детьми, страдающими аутическими расстройствами, так как восприятие музыки активизирует эмоциональное воздействие, является регулятором эмоционального состояния, помогает становлению личности, дает

предпосылки для социализации и помогает самореализации каждого ребенка. Благодаря постоянной системе музыкальных занятий происходит улучшение концентрации внимания, формирования социального взаимодействия, что способствует коррекции психического развития ребенка.

Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть ее - не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис - от греческого - очищение - первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся его смертью» .

Л. С. Выготский подробно исследовал и описал катарсический метод. По его мнению, «переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, то есть в положительную эмоцию, которую несет в себе искусство. Искусство не может возникнуть там, где есть только простое и яркое чувство. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создаст ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только когда этот акт является налицо, только тогда осуществляется искусство» .

Как показывает опыт, чем раньше начинается работа с детьми с ограниченными возможностями, тем скорее они достигают результатов. У таких детей круг представлений о внешнем мире узок, им свойственны плохая координация движений, неустойчивое внимание. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Осуществление музыкального воспитания с такими воспитанниками крайне сложно.

Дети практически не испытывают интереса к окружающему миру, часто погружены в себя, некоторые из них не идут на контакты с людьми. Музыкальная работа в этом случае имеет свою специфику. В связи с их эмоциональной неустойчивостью необходимо менять виды музыкальной деятельности. Очевидно, что восприятие музыки у детей с ограниченными особенностями формируется очень медленно, средний показатель запоминания музыкальных произведений на 40% ниже, чем у нормально развивающихся детей. Скорость реагирования на музыку замедленна, видна эмоциональная незрелость, объем изучаемого материала находится также на низком уровне.

Выявлен широкий спектр разных расстройств - в области эмоций и поведения, нарушений психологического развития и социальной адаптации. Эти дети с дисгармоничным развитием имеют отклонения в личностном развитии. Однако есть у них одно свойство, помогающее им, - подражательность, которая проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и в пении. Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот. Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых, - это умение устанавливать контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - с положитель-

ным эмоциональным настроем. В третьих, необходимо самому педагогу постоянно самосовершенствоваться, изучая различную литературу в области коррекционной педагогики, психологии, музыкотерапии и т. д.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что музыкотерапия - это важный компонент развития каждого ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями, так как она приносит все только положительное как в жизнь детей, так и во внутренний мир каждого. Музыко-терапия является стимулом положительных эмоций, несет в себе функции успокоения и гармонии. И, несмотря на моральные трудности в работе с такими детьми, результаты есть, и очень заметные. Те дети, которые систематически занимались музыкальной деятельностью, более адаптированы в жизни, когда уходят из детского дома. Уровень страха перед выступлением в течение каждого мероприятия становится нормальным, страх перед будущим исвоим дальнейшим существованием у них снижается. Дети, которые занимались музыкальной деятельностью, не так агрессивны перед выпуском по сравнению с теми, кто не имел желания заниматься. Это огромный результат, благодаря которому хочется работать, творить, развивать каждого ребенка, которому необходима поддержка в жизни.

Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку. Для того, чтобы организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится необходимым элементом и служит для них мощным стимулом в процессе реабилитации. Музыкальная терапия не только развивает музыкальные способности, но и намечает пути развития эстетического вкуса, хотя бы на начальном уровне. Про-

исходит развитие музыкальности с исполь- сти: психологии, педагогики, вокально-

зованием различных смежных предметов хоровой деятельности, танцев и игры на

по разным видам музыкальной деятельно- элементарных инструментах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурно М. Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражении. М., 2002. С. 25.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. Минск, 1998. С. 105.

3. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Всероссийской научнопрактической конференции / Под ред. А. С. Клюева. СПб., 2008. С. 4, 108.

4. НазайкинскийЕ. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1974.

5. Шереметьев В. А. Хоровое пение в детском саду. Челябинск, 2001. С.9.

1. BurnoM. E. Prakticheskoe rnkovodstvo po terapii tvorcheskim samovyrazhenii. M., 2002. S. 25.

2. VygotskijL. S. Psihologija iskusstva. Minsk, 1998. S. 105.

3. Muzykoterapija v muzykal"nom obrazovanii: Materialy Pervoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferentsii / Pod red. A. S. Kljueva SPb., 2008. S. 4, 108.

4. Nazajkinskij E. O psihologii muzykal"nogo vosprijatija. M.: Muzyka, 1974.

5. Sheremet"ev V. A. Horovoe penie v detskom sadu. Cheljabinsk, 2001. S. 9.

М. П. Стародубцев

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РОССИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ

Уже в XVII в. при Петре I было положено начало системе государственного образования. В этот период первый импульс получило советское образование, которое было взято под жёсткий государственный контроль. Открылись первые гарнизонные школы, ориентированные на дворянских детей. Наметился переход от общего начального образования к профессиональному, были заложены традиции по завершению образования в Европе. Выпускники школ нового типа отличались образом мысли, образом жизни, моральными устоями. Новый советский подход был реализован в привилегированных дворянских учебных заведениях.

Ключевые слова: учебное заведение, новые цели, новые люди, Академия наук, аристо-кратизация, светский идеал, мужские заведения, женское воспитание, духовные ценности.

THERY AND PRACTICE OF RUSSIAN TRAINING AND EDUCATION IN THE XVIII CENTURY

By the XVII century under Peter I the beginning of the public education system was made. A secular education which was brought under the strict government control started to develop. The first garrison schools were open to the children of nobility who served in the army as soldiers and educational institutions for training of professional personnel appeared. There was a transition from the universal primary education to the vocational training and the traditions to be educated

Музыкальная терапия с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья . Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.

Использование музыкальной терапии для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка-дошкольника, создаёт условия для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.

Поэтому в детской практике музыкотерапия должна стать эффективным средством выявления нарушений и коррекции личностного развития, коммуникативных и других психологических проблем.

Коррекционное воздействие методом музыкальной терапии включает в себя следующие направления:

— коррекция отклонения психоэмоциональной сферы;

— оказание помощи детям с ОВЗ при социально-адаптивных нарушениях;

— коррекция психосоматических нарушений (вегетативная система, дыхательные нарушения, сердечно-сосудистая деятельность, зрение и др.);

— помощь в самореализации ребёнка через активизацию творческих процессов и повышение его художествен­но-эстетических потребностей.

Основной целью музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ, является гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.

Применение метода музыкотерапии основывается на восприятии детьми му­зыки, которое имеет свои особенности при каждой отдельно взятой проблеме.

Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к игре на музыкальных инструментах, пению и другим способам музицирования. В случаях отставания в развитии музыкотерапия даёт наиболее показательные результаты.

Хорошие результаты дают коррекционные музыкальные занятия с детьми имеющими ОВЗ (ДЦП, задержка психического развития, слабовидящие). У детей с ДЦП значительно освобождаются и укрепляются кисти рук, развивается тонкая моторика. Также улучшается сенсомоторная функция: дети прикладывают больше усилий для того, чтобы научиться работать пальцами. Постепенно координация таких детей совершенствуется в зависимости от возможностей организма и тяжести заболевания.

У детей с плохим зрением повышается чувствительность подушечек пальцев рук. Они могут освоить технику игры на музыкальном инструменте, получать от этого огромное удовольствие, научившись исполнять простые пьесы.

Большие успехи достигнуты в лечении детей больных аутизмом. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда уже все другие способы исчерпаны.

Кроме того, у всех детей с ОВЗ после занятий наблюдается положительный эмоциональный тонус.

Процесс музыкотерапии связан непосредственно с развитием наглядно-образного мышления, которое у дошкольников с ОВЗ формируется к концу старшего дошкольного возраста. Поэтому наиболее благоприятным периодом для использования музыкальной терапии считается возраст 6-7 лет. Психологи определяют этот возраст ещё и с тем, что у ребёнка уже достаточно сформированы основные двигательные и речевые навыки, он уже может выразить в словесной форме свои эмоциональные состояния, что является достаточно важным как в диагностике, так и в коррекционной практике различных нарушений средствами музыкальной терапии.

В практике музыкальной терапии с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ, могут успешно сочетаться игровые, психоаналитические методики, метод направленных фантазий, метод внушения и т.д. такое комплексное воздействие позволяет психотерапевту воздействовать ан все струны душевной и физической сторон детей. Приведём ряд методов, которые могут успешно применяться в работе с дошкольниками, имеющими ОВЗ.

Музыка и релаксация. Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же, как и взрослых, так как дети бывают очень напряжены как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и иррациональному поведению. Релаксация может применяться на сеансах музыкальной терапии (далее – МТ) как в чистом виде, так и в сочетании с другими приёмами.

Медитация – один из успешных способов обучения детей расслаблению. Она может использоваться в начале сеанса МТ для настройки. Сеанс МТ может быть объединён единым сюжетом, и тогда медитация вводит в него ребёнка, настраивает его, позволяет сосредоточиться.

Медитативное упражнение «Океан». Детям предлагается закрыть глаза и ощутить себя в океане голубого цвета, почувствовать и поверить, что ребёнок – волна в этом океане или какой-нибудь персонаж подводного мира созерцающий красоты океана, выполняющий простые неторопливые действия (передвижение, плавание, качание и т.д.) Упражнение выполняется в удобной для детей позе, для фона используется музыка для релаксации, которая может включать в себя запись природных шумов – морской прибой, голоса дельфинов, чаек и т.д.

Музыку можно с успехом использовать в методе направленных фантазий В.Оклендер. Фантазии чрезвычайно важны и ценны для развития ребёнка. Они применяются как терапевтическое средство, музыка при этом может звучать фоном или органично вплетаться в задание.

Фантазировать можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. К фантазиям помимо музыки побуждают и другие виды искусства, которые могут использоваться на сеансах МТ, например, живопись.

Придуманные детьми истории излагаются:

— в виде импровизационных сценок-спектаклей с участием детей;

— в устной форме в виде рассказов;

— в рисунках, лепке, аппликации;

— в виде импровизации на музыкальных инструментах;

— в двигательной, песенной импровизации и др.

После фантазий обязательно проводится беседа с ребёнком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т.д.

Фантазия «Пещера». Проводится с закрытыми глазами, музыка используется как фон. Музыкотерапевт вводит ребёнка в медитативное состояние, предлагая отправиться в путешествие через горы, лес. На пути встречается пещера, где на дверях есть табличка с именем ребёнка, за дверью – его дом. Ребёнку предлагается пройти в этот дом, осмотреться. Что он там видит? Как себя чувствует? Хорошо там или нет? После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту.

Формирование образа «Я». Эта техника создания и анализа ребёнком своего образа предполагает значительные психотерапевтические возможности. Главное в этой технике – научить ребёнка тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках музыкальной или вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям его жизни.

Первое упражнение из этой техники: игра «Я весь сотою из звуков». Ребенку предлагается выбрать из окружающих его музыкальных инструментов и звучащих предметов те, звучание которых, на его взгляд, наиболее подходит ему. Все выбранные инструменты раскладываются вокруг ребёнка. Затем в беседе психотерапевт выясняет, почему ребёнок выбрал тот или иной инструмент.

При выполнении этого задания могут быть заданы более конкретные вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Как ты звучишь?» и т.д. Ребёнок составляет из звучания нескольких инструментов и звучащих предметов свой автопортрет.

Игра со своим звуковым автопортретом способствует экспрессии и самоидентификации. Звуковой портрет можно изменять по желанию ребёнка в ходе игры, тогда следует проанализировать, изменился ли звуковой образ и в какую сторону – к лучшему или нет.

Второе упражнение – «Составь портрет». Ребёнку предлагается составить портрет мамы, папы, друга и т.д. с помощью ритма. Используются инструменты и предметы, из которых можно извлечь звук. Принцип работы как в предыдущем упражнении.

Сеансы музыкотерапии успешно применяются с дошкольниками, имеющими проблемы поведении. Это агрессия, неадекватное поведение, отсутствие должной саморегуляции и многое другое. Таким образом, возможности МТ в работе с дошкольниками с ОВЗ практически безграничны.