Конструктивизм в социологии. Конструктивизм в психологии познания

Несколько дальше в этом направлении продвинулась другая концепция - "социального конструкционизма", развиваемая на протяжении последних 25 лет американским социальным психологом К. Гер-геном и его достаточно многочисленными последователями.

В своей книге "К преобразованию в социальном знании" (1982), обобщив дискуссии о кризисе господствующей позитивистской парадигмы в социальной психологии и предлагаемые альтернативы, он сформулировал следующие пять положений, которые на его взгляд, могли бы составить общую метатеоретическую основу для будущей парадигмы.

1. Знание о социальной жизни следует рассматривать не как "отражение" внешней реальности, а как "преобразование", трансформацию опыта в реальность языковую, "лингвистическую онтологию".

Социальный конструктивизм 361

2. Поведение человека следует рассматривать не как следствие неких неизменных законов, программ, а как результат ряда принимаемых им произвольных, свободных, автономных решений.

3. Знание о социальном поведении (нормах, правилах и т.п.) и знание об этом знании следует рассматривать не как процесс накопления, а как процесс бесконечного исторического пересмотра, реинтерпрета-ции в зависимости от меняющегося социокультурного контекста.

4. Теория, в том числе в социальной психологии, есть не просто систематизация знаний, а средство преобразования действительности.

5. Знание не может быть ценностно свободным. Проблемы этики (moral debate) должны играть все большую роль в исследовании человеческого поведения .

Опираясь на эти положения, Герген формулирует то, что он называет "социорационалистической метатеорией". В отличие от традиционной теории, она исходит из того, что не внутренние процессы, происходящие внутри индивидуального сознания производят то, что называется знанием, а социальный процесс коммуникации. "Рациональность порождается именно внутри процесса социального обмена" Герген в заключение призывает социальных психологов "отказаться от ошибочной практики исследования как проверки гипотез в эксперименте и задуматься о том как поставить методы на службу выражения мысли (intellectual expression), а выражение мысли - на службу своего видения добра . Все эти положения образуют вместе то, что Герген называет "социальной эпистемологией", претендующей уже на статус "второй революции в психологии" (первой была когнитивная).

Суть этой революции, по выражению Гергена заключается в преобразования знаменитого тезиса Р. Декарта: "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, я существую") в "Communicamus ergo sum" ("Мы общаемся, следовательно, я существую"). Отсюда вытекают важнейшие следствия не только для социальной психологии, но и для других социальных наук. Во-первых, основным полем исследования становится язык, дискурс (способ изложения, доказательства и т.п.). Во-вторых, основным объектом исследования становятся "сообщества собеседников, участников разговора". В-третьих, отпадает потребность в поиске так называемых универсальных закономерностей, принципов и т.п. . Таким образом, происходит кардинальная переориентация социальной психологии с психологии и даже социологии на лингвистику и реализуется тезис, сформулированный в начале века швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром: "Наука, изучающая жизнь знаков в обществе возможна (conceivable); она могла бы быть частью

362 Quo vadis? Социальная психология на рубеже веков

социальной психологии и следовательно, общей психологии; я буду называть ее семиологией (от греческого "семейон" - знак). Семиология будет показывать, что составляет знаки, и каким законам они подчиняются . Семиотика, (наука о знаках) как известно, стала во второй половине XX века одной из наиболее значимых и бурно развивающихся наук, превратилась в сферу междисциплинарных исследований, в которой встречаются психология, языкознание, философия, культурология, история и т.п.

Экскурс в историю семиотики показывает, что де Соссюр опирался на идеи В. Гумбольдта, основоположника философии языка. У Гумбольдта язык - это не только продукт общения людей, но и деятельность, проявление энергии духа, не только средство общения, но также средство выражения и обретения истины. Известна классическая формула Гумбольдта о мышлении:" "Не я думаю, а во мне думает (es denkt)". Для Гумбольдта язык - проявление "духа народа", культуры как целостного органического единства, средоточием которого являются этические принципы. Эта позиция в целом была характерна для гуманистического мировоззрения того времени.

Как мы видим, один из постулатов "социального конструктивизма" призывает к сведению проблем этики в сферу социально-психологических исследований и Герген в работе 1994 г. посвящает им целую главу (!). Он стремится, с одной стороны, отмежеваться от "романтизма" XVIII-XIX веков с их усмотрением этических основ в религии, или их природной укорененности в человеческой природе (врожденности), с другой - предупредить упреки в излишнем "модернизме", моральном и историческом релятивизме. Какую же позицию по вопросу об этическом аспекте социального взаимодействия занимает социальный конструкционизм?

Он не ищет универсальных принципов, не признает морализаторства (т.е. осуждения поступков с моральной точки зрения), исходит из того, что принципы добра не могут диктовать конкретные действия безотносительно к месту и времени действия. Это, по мнению Гергена, не означает отказа от "морального дискурса". Но что же остается? Он отвечает: "Обращаясь к практическим сторонам моральности как социальному достижению, мы встаем перед новыми вопросами: например, какие лингвистические формы могут быть использованы для достижения удовлетворительных целей в условиях стресса или конфликта? Какими лингвистическими ресурсами обладают люди в подобных условиях? Можно ли увеличить эти ресурсы?" .

Социальный конструктивизм __________________363

Конструктивизм, по словам Гергена, "сам по себе не является попыткой установить или ввести этический кодекс будь то на психологическом или философском уровне. Скорее он "заключает в скобки проблему моральных принципов" поощряя вместо этого исследование практики в отношениях между людьми, позволяющей им достичь жизни, которую они считают "моральной". Вопрос не в том "что есть благо?", а в том, если учесть разнородность жизни людей, "что в их отношениях может способствовать продвижению к взаимо-приемлемым условиям?" . Поэтому если как гражданин сторонник такой точки зрения и может испытывать отвращение к нацизму, то как конструкционист он должен исследовать тот исторический аспект нацизма, который обусловил убежденность одной социальной группы в своем превосходстве над другой [там же]. При этом предметом является дискурсивная практика: обмен мнениями, наличие разных точек зрения, способы доказательства и т.п. Исследуется, таким образом, лингвистическая форма, в которую облекаются социальные отношения.

Такой же подход характерен для конструкционистов и к исследованию самой, что ни на есть психологической реальности - эмоциям. Здесь также надо отдать должное конструкционизму: эмоции сами объявляются социальными отношениями . Однако и в этом случае исследуются не отношения через эмоции, как формы их выражения, а формы выражения эмоций в языке: способы определения "гнева", "радости" и т.п. Перефразируя знаменитую формулу Джемса "Я плачу не потому, что мне грустно, а мне грустно, потому, что я плачу", вслед за конструкционистом можно сказать: "Я злюсь не потому, что я обижен несправедливо, а потому, что этот поступок я определил на известном мне языке как несправедливый. "

Будущее покажет, насколько оправдаются прогнозы относительно того, что социальный кон-струкционизм сможет вырасти в полновесную парадигму. Пока можно ограничиться лишь констатацией его заслуги в том, что этический аспект социального взаимодействия начинает робко, с многочисленными оговорками, проникать в западную социальную психологию.

В западной социальной мысли концепция Гергена развивается в русле тех веяний, которые объединяются общей приставкой "пост": постмодернизм, посткоммунизм, посткапитализм и даже постисто-ризм. Попытки синтезировать эти веяния в новую альтернативу имеющимся парадигмам отражены еще в одном течении - критической социальной психологии.

Смагина М.В. 2007

М. В. Смагина

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ В РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа представлена кафедрой социальной философии Уральского государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Е. Г. Трубина

«Объективность» модернистского мировоззрения, с его акцентом на фактах, воспроизводимых процедурах и правилах общего применения, игнорирует специфические, локализованные смыслы индивидов. Социальный конструктивизм (СК) - одно из направлений постмодернистской философии. Принятие нарративного, социально-конструктивистского мировоззрения влечет за собой полезные идеи о том, как понятия власти, знания, истины обсуждаются и принимаются в современном обществе, как люди принимают и определяют себя. СК исключения интересуют больше, чем правила, специфические контекстуальные детали - больше, чем обобщения.

Это дает дополнительные возможности для понимания и принятия окружающего мира.

Social constructivism is a view on the nature of subjectivity held by many contemporary social theorists and those who work in the humanities. In the debates between social constructivists and essentialists the following issues are under discussion: how do we represent social differences in our theories without returning to dual hierarchized oppositions? who determines or validates the production of new research narratives? why should we insist on the rights of individuals to construct their own stories? do new subject position impact on form - are we dealing with metaphor, representation, or some kind of «real»? These are complex and charged questions.

Изучение социально-культурных пара- такие составляющие, как воздействие на-метров научного знания включает в себя учных исследований на межчеловеческие и

социальные отношения, влияние социальных отношений и доминирующих в обществе ценностей на поиск знания и социальные измерения самого процесса исследования. Этот процесс осуществляется, главным образом, в рамках социального конструктивизма - теории и парадигмы, сосредоточенной на процессах социального влияния на представления людей и способы их деятельности (в том числе и в рамках науки). Так, философы и методологи науки Т. Кун и П. Фейерабенд проанализировали социокультурные факторы возникновения и развития науки и доказали социальную обусловленность идеала научной объективности. Социальные теоретики Н. Бергер и Т. Лукман, осмыслив особенности познания социопсихологической реальности как сконструированной социумом и одновременно независимой от воли людей, показали, что «соединение индивидуальных перспектив с социальными процессами и их материализация через язык продолжают играть главную роль в соци-ально-конструкционистских диалогах»1. Социальный философ Ю. Хабермас переосмыслил традиционное понимание рациональных оснований знания, проанализировав многообразные связи между знанием и человеческими интересами.

В данной статье нас будет интересовать такое специфическое проявление нарастающего влияния социального конструктивизма, как его осмысление и использование в рамках отечественной социальной психологии.

Социальный конструктивизм в психологическом знании - проблематика, активно разрабатываемая на протяжении нескольких последних десятилетий. Одним из активных участников и инициаторов этого процесса является известный американский психолог, лидер американской социальной психологии Кеннент Джерджен, часть работ которого переведена на русский язык2. В известном смысле это именно его идеи многие связывают с социальным конструктивизмом в целом. Джер-

джен рассматривает социальную реальность как реальность общезначимых смыслов и значений, создаваемых дискурсом. В своем исследовательском проекте он призывает коллег перенести акцент с рассмотрения того, как люди создают реальность собственной жизни, опираясь на собственный опыт, на то, «как люди взаимодействуют друг с другом, чтобы конструировать, модифицировать и поддерживать то, что в их обществе считается истинным, реальным и значимым»3.

Подход К. Джерджена интересен по нескольким причинам. Американский социальный конструктивизм пытается позиционировать себя как новую теоретическую базу социальной психологии, признавая при этом свое глубокое родство и текстуальную связь «с множеством интеллектуальных традиций»4. Сравнивая два соперничающих концептуальных психологических подхода - бихевиоризм и когнитивизм, он заявляет, что оба они не верны как в теоретических построениях, так и в методологии, основанной на эксперименте и наблюдении. Собственную концепцию социального конструктивизма Джерджен противопоставляет занимающему сегодня ведущее место эксперименталистскому направлению.

«Нападки» К. Джерджена на социально-психологические эксперименты объясняются, во-первых, тем, что социальноконструктивистская парадигма всегда позиционирует себя в оппозиции традиционной социальной науке и традиционной психологии (в особенности тем представлениям о социальной и психологической реальности, которые там имеют место). Во-вторых, социальный конструктивизм подчеркивает, что психика, поведение, представления людей зависят от конкретных культурных контекстов. А раз психика мыслится как создаваемая из символических ресурсов той или иной культуры, то место понимания ее как некоторой субстанции занимает понимание психики как дискурсивного процесса или как различных

дискурсивных практик взаимодействия людей друг с другом, в ходе которого люди стремятся предстать как социально ответственные существа. В-третьих, дискурс и язык понимаются социальным конструктивизмом в версии Джерджена как центральный организующий принцип конструирования.

Поскольку социально-конструктивистская парадигма подчеркивает динамические отношения между «психологическим» и «конструктивным», та стратегия, которая, как правило, используется в социально-психологических экспериментах, ее не удовлетворяет: инструментальное отношение к дискурсу лишь как к средству доступа к «истинной» психологической реальности кажется недостаточным и принципиально неверным. Не существует ничего, кроме дискурсивно заданной и интерактивно создаваемой психологической реальности, - вот как можно сформулировать ключевой тезис социального конструктивизма.

Критики излишне жесткой позиции, которую К. Джерджен занял по отношению к экспериментам, резонно обращают внимание на следующее обстоятельство. Социально-конструктивистская парадигма (в отличие от экспериментальной) не может претендовать на то, что представляет собой конкретный метод (по крайней мере, в том смысле, какой психологи традиционно вкладывают в это понятие). Не случайно некоторые исследователи предпочита-ют говорить о социальном конструктивизме не как о методе, а как о школе мысли5. По их мнению, недостаточная четкость метода (в том смысле, что социально-конструктивистский метод невозможно описать как строго оговоренный набор процедур и вычислений) отнюдь не означает, что социальному конструктивизму недостает разработанной системы аргументации или строгости или что у социального конструктивизма нет хорошо проработанных теоретических оснований.

С другой стороны, складывается впечатление, что, отстаивая собственное пре-

имущество, авторы, придерживающиеся социального конструктивизма, склонны недооценивать те методы и парадигмы, с которыми они конкурируют. В самом деле, не отвечает ли экспериментирование с человеческими предрассудками или воспоминаниями (чем так часто занимаются социальные психологи) каким-то установкам социального конструктивизма в том смысле, что недостающие в реальности ситуации искусственно конструируются в эксперименте? Российские социальные психологи рассуждают в подобном, взвешенном, ключе о возможностях, открываемых социальным конструктивизмом.

Оценивая перспективы развития российского социально-психологического знания, основатель и лидер российской социально-психологической школы Г. М. Андреева в недавней статье одновременно дает анализ развития социальной психологии в целом. По ее мнению, «на протяжении всего периода наука осуществляла мучитель -ный поиск своего статуса, главным образом определяя свое отношение к двум «родительским» дисциплинам - психологии и социологии»6.

В отношении российской социальной психологии Андреева придерживается позиции, что та уже сложилась как «социологическая» дисциплина7, однако «внутренняя логика развития социальной психологии и характер социальных изменений ее «объекта» в конце XX столетия требуют пересмотра многих позиций с учетом реального социального контекста»8.

Пересмотр социальной психологией собственных позиций способствовал введению разнообразных парадигм в методологическую основу российской психологической науки. Наравне с другими в поле зрения российских исследователей попадает парадигма социального конструктивизма. И именно по поводу использования социального конструктивизма мы находим множество откликов в публикациях, посвященных перспективам развития российской современной социальной психологии

(см. статьи Т. Д. Марцинковской, Онучи-на, Г. М. Андреевой).

Сравнивая американский социальный конструктивизм с европейскими социальнопсихологическими концепциями, Г. М. Андреева замечает, что, хотя некоторые из положений концепции социального конструктивизма в определенной степени могут быть квалифицированы как «особая претензия на создание новой парадигмы», многие из сформулированных им идей «в европейских разработках уже в значительной степени реализованы»9, в частности, в таких направлениях, как теория социальной идентичности А. Тэшфела, теория социальных представлений С. Московичи10, теория дискурса Р. Харе11.

Несмотря на ряд критических замечаний в адрес социального конструктивизма, Г. М. Андреева отдает должное его позитивным сторонам, так как главное его достоинство, по ее мнению, в том, что в его истоках можно найти самые разнообразные элементы для создания новой социально-психологической теоретической базы. Она считает, что благодаря тому, что социальный конструктивизм синтезирует целый ряд влиятельных интеллектуальных традиций, ему удается избежать излишнего радикализма в пользу «здравых поисков (курсив мой. - М. С.) более продуктивной парадигмы в системе социально-психологического знания»12.

К. Джерджен создавал социальный конструкционизм (свою версию социального конструктивизма) одновременно как философскую и социально-психологическую парадигму. Г. М. Андреева также считает, что «... наука в поисках ответов на кардинальные вопросы должна выйти за пределы условных границ между дисциплинами, используя те «языки», которые оказываются подходящими для описания различных аспектов многоуровневой взаимосвязанной реальности»13, тем самым рассматривая социально-конст-рукционистскую парадигму в качестве посредника, способного вывести филосо-

фию и социальную психологию в пространство диалога.

Междисциплинарная ориентация социального конструктивизма предоставляет дополнительные ресурсы для полноты понимания места человека в мире путем включения ресурсов философского зна-ния, в частности феноменологии. Например, Т. Д. Марцинковская подчеркивает, что в свете социального конструктивизма «феноменологическая редукция. имеет значение не только для структурирования информации, получаемой из внешнего мира. но и для структурирования смыслов, в том числе и для понимания и смысла своего существования в мире»14.

Среди интересных работ, выполненных российскими психологами, выделяются те, авторы которых воздерживаются от фиксации своего отношения к социальному конструктивизму, но работают в весьма близком ему ключе. Так, детский психолог М. В. Осорина рассматривает, каким образом социальные представления задают ребенку «целостное мировосприятие и ощущение своей включенности в общий порядок мироздания, то есть задать некую систему основных координат, помогающих ребенку самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром»15. Теорию М. В. Осориной сближает с социальным конструктивизмом, во-первых, то, что в ней показана обусловленность процесса взросления и социализации ребенка конкретным культурным контекстом. Во-вторых, продемонстрировано, каким образом ребенок строит свои взаимодействия в социальном пространстве, опираясь на символические ресурсы культуры (народный фольклор и элементы детской субкультуры: страшилки, считалки). В-третьих, дискурс здесь мыслится как центральный организующий принцип социального конструирования личности ребенка.

Хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Показ психологом социально-конструктивистских представлений

о том, как работает язык и как создается

смысл (а именно рассуждения о том, что слова в детском мире никогда не имеют значения сами по себе, но получают свое значение из контекстов, в которых они созданы или сконструированы), ведется на основе огромного количества тонких наблюдений. М. В. Осорина считает, что на основе наблюдений за детьми можно выделить способы, при помощи которых ребенок са-мостоятельно обогащает окружающую его среду ради удовлетворения собственных игровых и личностных нужд. Она подчеркивает, что этому не придается значения. Ведь именно гармоничное сочетание наблюдения и анализа может значительно обогатить знание специалистов о многих необходимых шагах социализирующейся личности. К примеру, она рассказывает: «Обычно взрослые не понимают и психологического смысла огромной интеллектуальной и духовной работы, которую проделывает рисующий ребенок в возрасте между тремя и четырьмя годами. Хотя именно на примере раннедетстких рисунков взрослый может наглядно увидеть последовательность фаз строительства (курсив мой. - М. С.) детской умозрительной картины мира. Умозрительной - то есть обобщающей достигнутое собственным умом понимание того, как устроен мир. Это понимание ребенок воплощает в своих рисунках и тем самым дает возможность хотя бы частично увидеть результаты грандиозной работы, невидимо совершающейся в его душе»16.

Эта позиция может быть истолкована так, что «пропорция» социально-конструк-тивистких установок и конкретных вариантов получения эмпирических данных (эксперимент, наблюдение) в различных психологических концепциях может отличаться. В частности, в подходе М. В. Осориной эксперимент уходит с ведущих позиций, свойственных традиционным психологическим исследованиям. Одновременно большое значение придается анализу, что говорит о близости ее методов современным социологическим социально-конструктивистским методологиям.

Использование социально-конструктивистской парадигмы актуально в контексте овладения стратегиями работы с социальным запасом знания. Помимо определенных теоретических реконструкций, происходящих непосредственно в пространстве научно-познавательной деятельности, мы наблюдаем использование социального конструктивизма в психологических практиках.

Таким образом, опираясь на мнения и исследования ведущих социальных психологов нашей страны, мы показали, что социальный конструктивизм может выступить в качестве интегрирующей стратегии, позволяющей, с одной стороны, сохранить специфику и результаты российской науки, а с другой - полноценно включить западные модели в контекст применяемых российскими психологами методов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Gergen K. J. Realities and relationships. Cambridge: Harvard University Press. 1994. P. 67.

2 Джерджен К. Движение социального конструкционизма в современной психологии. Социальная психология: саморефлексия маргинальное™: Хрестоматия. М., 1995; Джерджен К. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск, 2003; Джерджен К. Социальная психология как история // Gergen K. J. Social Psychology as History. Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 26, No. 2. 1973. (Пер. с англ. А. Дерябина.)

3 Фридман Д., Комбс Д. Конструирование иных реальностей. Истории и рассказы как терапия. М., 2001. С. 50.

4 Gergen K. Realities and relationships. P. 67.

5 Цит. по: Billig M. Methodology and scholarship in understanding ideological explanation. In Antaki, C. (Ed.). Analysing Lay Explanation: A case book. London: Sage.

6 Андреева Г. Социальная психология. М., 2002.

7 Андреева Г. О «социологизации» социальной психологии в XX столетии. С. 6.

8 Там же. С. 7.

10 Согласно теории социальных представлений С. Московичи, когнитивные акты находятся в двойной зависимости от социальных представлений, которые порождаются группой, одновременно находятся в процессе изменений, так как включены в систему коммуникаций.

11 Теория дискурса Р. Харе рассматривает человеческое поведение в качестве определенного текста. Поэтому, согласно данному подходу, предварительным условием всякого социально-психологического исследования является лингвистический анализ. Чтобы различные группы и отдельные индивиды могли взаимодействовать, они должны придерживаться единых систем значений. В процессе обсуждения происходит постоянное уточнение значений всеми участниками взаи-модействия. Разговор и обсуждение должны обеспечить такую трактовку категорий, при которой их значение разделяемо всеми участниками дискурса.

12 Андреева Г. О «социологизации» социальной психологии в XX столетии. С. 7.

13 Марцинковская Т. Философия и социальная психология - попытка диалога // Вопросы философии. 2005. № 12. С. 120.

14 Там же. С. 124.

15 Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2004. С. 11.

Социальный конструктивизм

Социальный конструктивизм - социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского .

Социальная реальность не предзадана социальной активности индивидов, вовлечение в социальные отношения проходит одновременно с созданием социальным агентом качеств и характеристик действительности . Знание является продуктом социального и культурного конструирования. В процессе взаимодействия индивидов, общения и иных форм социальных отношений происходит полагание значений и смыслов элементов действительности. Процесс обучения и воспитания являются по своему характеру социальной активностью личности, социальные нормы , значения элементов социальной действительности не постигаются в пассивном восприятии , но конструируются в процессе социальной интеракции. Социальный конструктивизм отрицает существование естественных законов у социальной, экономической и политической сфер. Социальные акторы конституируются в ситуации и природе их взаимоотношений.

Социальный конструктивизм акцентирует внимание на образовании социальных конструкций в процессе индивидуально-личностного обучения , сопутствующего межличностному взаимодействию, тогда как социальный конструкционизм рассматривает формирование социальных конструкций в коллективных и групповых социальных процессах.

Социальный конструктивизм широко распространен в психологии образования , педагогике и применяется в теориях обучения. Социальный конструктивизм наряду с бихевиоризмом , социальной педагогикой и конструктивизмом является одной из основных теорий детского развития, возникшей на основе концепции когнитивного развития Жана Пиаже .

Конструктивизм и социальный конструктивизм

В современном конструктивизме социальные аспекты социального конструктивизма расматриваются в различных течениях конструктивизма - социальном конструкционизме (отождествляемом с социальным конструктивизмом) и других видах теорий конструктивизма. Чиари (Chiari) и Нуззо (Nuzzo) выделяют два типа конструктивистских теорий - эпистемологический и герменевтический конструктивизмы. Раскин (Jonathan D. Raskin) выделяет три теории конструктивизма - личностный конструктивизм (personal constructivism), называемый также теорией личностного конструкта , радикальный конструктивизм и социальный конструкционизм .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальный конструктивизм" в других словарях:

    конструктивизм - КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio построение) направление в эпистемологии и философии науки, в основе которого лежит представление об активности познающего субъекта, который использует специальные рефлексивные процедуры при построении… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Не следует путать с социальным конструктивизмом. Социальный конструкционизм социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (The Social Construction of Reality … Википедия

    - (от лат. constructivus связанный со построением, конструированием). Конструктивизм (искусство) направление в искусстве. Конструктивизм (математика) абстрактная наука, изучающая конструктивные построения[прояснить].… … Википедия

    Или социальный концепт это порождение конкретной культуры или общества, существующее исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто оно существует, или согласны следовать определённым условным правилам. К очевидным… … Википедия

    - (западный). Стилевые тенденции К., оформившиеся после империалистической войны в эстетической программе «К.», в своем возникновении были теснейшим образом связаны с ростом и развитием финансового капитала и его машинной индустрии. Зарождение… … Литературная энциклопедия

    Направление в изо искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910 е гг … Большой Энциклопедический словарь

    А; м. Направление в искусстве 20 в. (в архитектуре, живописи, театральном, прикладном искусстве, а также в литературе), утверждавшее принципы подчёркнутого утилитаризма и стремящегося к экономности форм и обнажению их технической основы. ◁… … Энциклопедический словарь

    Конструктивизм - направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму.… … Архитектурный словарь

    Творческое направление инженерно технических европейской архитектуре 20 х начала 30 х гг. XX в., представители которого считали конструкцию главным средством архитектурной выразительности, стремились выявить во внешнем облике здания его… … Строительный словарь

    Радикальный конструктивизм эпистемологический подход, согласно которому знание принципиально не может соответствовать объективной реальности или «отражать» её, поскольку единственный доступный индивиду «реальный мир» представляет собой… … Википедия

Книги

  • Онтологии артефактов. Взаимодействие естественных и искусственных компонентов жизненного мира , . Онтология отвечает на вопрос `что существует?`. Авторы сборника `Онтологии артефактов: взаимодействие `естественных` и `искусственных` компонентов жизненного мира`исследуют…
  • Онтологии артефактов. Взаимодействие "естественных" и" искусственных" компонентов жизненного мира , Столярова О.Е.. Онтология отвечает на вопрос "что существует?". Авторы сборника" Онтологии артефактов: взаимодействие" естественных" и"искусственных" компонентов жизненного мира" исследуют…

Для изучения теории социального конструктивизма необходимо обратиться к труду П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (1966 г.), в котором излагаются основные идеи данной концепции.

Основной тезис авторов состоит в том, что «реальность социально конструируется». По мнению П. Бергера и Т. Лукмана такой области социологии, как социология знания было незаслуженно уделено мало внимания различными исследователями. Авторы предлагают пересмотреть взгляд на предмет науки социологии знания: центральными предметами социологии знания, по мнению исследователей, должны являться «реальность» и «знания», а именно каким образом «знания» превращаются в реальность в сознании индивидов. Изучение социологии знания помогает разобраться в факторах, в первую очередь социальных, которые влияют на создание определенного мышления индивида, а также в процессе конструирования данного мышления.

Для того чтобы объяснить процесс конструирования реальности, П. Бергер и Т. Лукман рассматривают биологические особенности человеческого индивида. В отличие от животных, человек имеет особое взаимодействие с окружающей средой. Окружающую среду необходимо рассматривать неразрывно от социального аспекта, так как она является «социально детерминированной». Развитие человека происходит в социальной окружающей среде, которая, по мнению исследователей, формируется самими же индивидами. То есть, существует взаимозависимость индивида и окружающей среды - человек ее создает, и она создает человека. Человек не может развиваться без существования социального в окружающей среде. Показывая то, что человек развивается на основе социальной составляющей окружающей среды, а не «биологической данности», социологи делают вывод о том, что социальная окружающая среда создается посредством человеческой деятельности, то есть является социально сконструированной.

П. Бергер и Т. Лукман вводят понятие «знание», являющимся частью «институциональной деятельности». Огромное значение для поддержания существования того или иного «знания» оказывает символический аспект, который может выражаться в ритуалах и символических объектах. Институты, которые исследователи понимают как «типизацию опривыченных действий», играю важную роль в конструировании реальности, так как оказывают влияние на сознание индивидов, посредством, например, символических актов.

Для изучения процессов конструирования реальности П. Бергер и Т. Лукман исследуют в первую очередь повседневную реальность. Повседневную реальность авторы концепции определяют как «интерсубъективный мир», характеристикой которого является то, что в представлениях индивидов их восприятие мира соответствует восприятию других людей. Предметом исследования данной реальности является субъективное восприятие, которое создается в сознании индивидов. Т.М. Зуева и соавторы определяют социальный конструкт как «субъектная личностно-деятельностная интерпретация социальных явлений и отношений, их оценка».

А.М. Улановский выделяет три основные характеристики конструктивизма: «познание - это выстраивание», «истина множественна» и «критерий хорошего знания - пригодность». Согласно первой характеристике процесс конструирования реальности определяется специфическими чертами мышления индивида. Следует отметить, что конструирование реальности является динамическим и постоянно изменяющимся процессом. Вторая характеристика основывается на том, что реальность в сознании индивидов необъективна, поэтому абсолютных истин не существует. Под пригодностью понимается соответствие целям «познающего субъекта».

Теория социального конструктивизма имеет широкое применение в политологии. Большой интерес для данного исследования представляет статья, рассматривающая применение данной теории к анализу образа власти. Процесс создания представлений индивидов о власти обусловлен рядом причин, в том числе манипулятивными технологиями, намеренно применяемыми властными элитами. Конструирование представления индивидов о власти во многом предопределяется языком (дискурсом, коммуникацией между индивидами и др.), который выражается в политических суждениях. Данные политические суждения могут создаваться либо намеренно, либо непроизвольно. Намеренно формируемые суждения обычно являются продуктом действий со стороны власти с целью повлиять на ее оценку - применения манипулятивных технологий. Непроизвольно формируемые суждения возникают «неупорядоченно» и «бессистемно». Данные суждения во многом зависят от социальных чувств, связанных, например, с экономической ситуацией в стране.

Таким образом, применение теории социального конструктивизма позволяет рассмотреть, как с помощью проведения политики памяти власть пытается воздействовать на социальную реальность, а именно на процесс формирования индивидами мнения о легитимности действующей власти.

Социальный конструктивизм - это теория познания и обучения, в которой утверждается, что категории знаний и реальности активно создаются социальными отношениями и взаимодействиями. Основанный на работе таких теоретиков, как Л. С. Выготский, он сосредоточен на личностном построении знаний посредством социального взаимодействия.

Конструктивизм и социальный конструктивизм

Конструктивизм - учебная или смысловая теория, которая объясняет характер знания и процесс обучения людей. Он утверждает, что люди создают свои собственные новые знания в процессе взаимодействия, с одной стороны, между тем, что они уже знают и во что верят, и идеями, событиями и действиями, с которыми они контактируют, с другой. Согласно теории социального конструктивизма, знание приобретается в ходе непосредственного участия в обучающем процессе, а не посредством подражания или повторения. Обучающая деятельность в конструктивистских условиях характеризуется активным взаимодействием, запросом, решением проблем и взаимодействием с другими. Учитель - это руководитель, фасилитатор и соискатель, который поощряет учеников задавать вопросы, оспаривать и формулировать свои собственные идеи, мнения и выводы.

Педагогические задачи социального конструктивизма базируются на социальной природе познания. В соответствии с этим предлагаются подходы, которые:

  • предоставляют учащимся возможность для приобретения конкретного, контекстуально значимого опыта, посредством которого они ищут шаблоны, поднимают свои собственные вопросы и строят свои собственные модели;
  • создают условия для учебной деятельности, анализа и размышлений;
  • поощряют обучающихся к большей ответственности за свои идеи, к обеспечению автономии, к развитию социальных отношений и расширению возможностей, направленных на достижение целей.

Предпосылки социального конструктивизма

Рассматриваемая образовательная теория подчеркивает важность культуры и контекста в процессе формирования знаний. Согласно принципам социального конструктивизма, выделяют несколько предпосылок, обуславливающих это явление:

  1. Реальность: социальные конструктивисты считают, что реальность строится посредством человеческой деятельности. Члены общества вместе изобретают свойства мира. Для социального конструктивиста реальность не может быть обнаружена: она не существует до ее социального проявления.
  2. Знание: для социальных конструктивистов знание также является человеческим продуктом и социально и культурно сконструировано. Люди создают смысл через свое взаимодействие друг с другом и с окружающей средой, в которой они живут.
  3. Обучение: социальные конструктивисты рассматривают обучение как социальный процесс. Он не только происходит внутри человека, но и не является пассивным развитием поведения, которое формируется внешними силами. Значимое обучение происходит, когда люди занимаются социальной деятельностью.

Социальный контекст обучения

Он представлен историческими событиями, унаследованными учащимся как членами определенной культуры. Системы символов, такие как язык, логика и математические системы изучаются на протяжении всей жизни учащегося. Эти системы символов диктуют, как и чему научиться. Большое значение имеет характер социального взаимодействия учащегося со знающими членами общества. Без социального взаимодействия с более знающими другими, невозможно получить социальный смысл важных систем символов и научиться их использовать. Так, маленькие дети развивают свои мыслительные способности, взаимодействуя со взрослыми.

Теория обучения

По мнению родоначальника социального конструктивизма Л. С. Выготского, знание формируется через социальное взаимодействие и является общим, а не индивидуальным опытом.

Теория обучения предполагает, что люди создают «смысл» из образовательного опыта, учась с другими. В этой теории говорится, что процесс обучения проходит лучше всего в том случае, когда обучающиеся функционируют как социальная группа, которая совместно создает общую культуру артефактов с общим значением.

В рамках этой теории ведущая роль присваивается активности людей в процессе обучения, что отличает ее от других образовательных теорий, в основном основанных на пассивной и восприимчивой роли ученика. В ней также признается большое значение систем символов, таких как язык, логика и математические системы, которые унаследованы учащимся как членами определенной культуры.

Социальный конструктивизм предполагает, что учащиеся изучают концепции или создают смысл идей через их взаимодействие с другими идеями, своим миром и посредством интерпретаций этого мира в процессе активного построения смысла. Учащиеся создают знания или понимание в результате активного обучения, мышления и работы в социальном контексте.

Согласно этой теории, способность учащегося к обучению в значительной степени зависит от того, что он уже знает и понимает, а приобретение знаний должно быть индивидуально подобранным процессом строительства. Теория трансформационного обучения фокусируется на часто необходимых изменениях, которые требуются в предвзятости и мировоззрении ученика.

Конструктивистская философия подчеркивает важность социальных взаимодействий в построении знаний.

Согласно конструктивизма, формирование каждого из нас происходит посредством собственного опыта и взаимодействий. Каждый новый опыт или взаимодействие учитываются в наших схемах и формируют наши перспективы и поведение.