Консорциум университетов. Минобрнауки создаст консорциум вузов-экспортеров высшего образования

Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сообщество) - коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными учебными заведениями, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий. Эта институциональная модель чрезвычайно актуальна для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы множества традиционных университетов.

История дистанционного образования наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанным с образованием, и релевантности в разных странах мира. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что новая форма образования потребовала новой организации учебного процесса и структур, которые должны создаваться на принципах открытости, непрерывности, гибкости, модульности, достаточной универсальности, всеобщности и индивидуализации образовательного процесса.

Заключение:

Современное виртуальное обучение по многим параметрам приближается к индивидуальному. Это и виртуальное присутствие в классе на вебинаре, и мультимедийный и интерактивный контент курсов. Отдельно стоит сказать о выполнении практических заданий на виртуальных машинах, когда обучаемому доступны виртуальные сети любой сложности. Если ещё добавить к этому, что электронное дистанционное образование зачастую выбирают люди целеустремленные и склонные к высокой самоорганизации, то эффект получается очень высоким. Со временем виртуальные курсы вполне могут занять нишу между заочной и очной форм обучения: такое образование вполне реально получить в домашних условиях, посещая стены учебного заведения только лишь в период сессии. Зато свежие лекции и практические задания можно получать хоть ежедневно – был бы доступ в Интернет. Виртуальные университеты- вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Получать образование в таких университетах пока рекомендуется как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.

Сегодня в России спрос на виртуальные университеты как и ожидалось, в основном сосредоточен в отдаленных регионах. Ведь именно там не хватает высших и средне профессиональных образовательных учреждений, соответствующих уровню высокоразвитых городов.

Список литературы:

    Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.

    Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Корифей, 2001. - 170 с.

    Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 167 с.

    Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: монография. - СПб.: Астерион, 2004. - 188 с.

    Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.

    Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. - 2000. - № 1(2). - С.42-54.

    Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. - 2002. - № 36. - С. 26-30.

    Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - № 2. - С.30-35.

Минобрнауки выбрало 39 вузов, которые первыми начнут реализацию приоритетного проекта по экспорту российского образования. Они будут привлекать иностранных студентов

Фото: Larry Downing / Reuters

Правительство утвердило дорожную карту по приоритетному проекту правительства об экспорте образования, заявила РБК глава Минообрнауки Ольга Васильева в кулуарах восточного экономического форума во вторник, 5 сентября. Васильева уточнила, что экспортом образования будет заниматься 39 российских вузов.

Под экспортом образования правительство подразумевает привлечение иностранных студентов в российские вузы, увеличение зарубежных слушателей онлайн-курсов и иностранных школьников, получающих дополнительное образования в России.

Паспорт приоритетного проектаопубликован на сайте правительства. Цель документа, говорится в пояснительной записки к проекту, — повысить конкурентоспособность российского образования на международном рынке.

В правительстве и Минобрнауки рассчитывают, что количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, в результате реализации проекта вырастет с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций — с 1,1 млн человек до 3, 5 млн. Для достижения этих целей правительство планирует потратить почти 5 млрд руб.

Надеются чиновники на увеличение доходов от экспорта российского образования — поступление денег должно вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд руб. в 2025 году. В реализацию проекта власти готовы вложить 5 млрд руб. Впервые заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев в мае 2017 года.

РБК ознакомился со списком вузов. Эти организации первыми внедрят программы по экспорту образования. С 2021 года все университеты страны должны будут перенять их опыт.

В списке:

1. Академия русского балета имени А.Я. Вагановой

2. Белгородский государственный национальный исследовательский университет

3. Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова

4. Дальневосточный федеральный университет

5. Казанский (Приволжский) федеральный университет

6. Казанский национальный исследовательский технологический университет С.В. Юшко

7. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

8. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

9. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

10. Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств

11. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

12. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

13. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

14. Московский политехнический университет

15. Московский физико-технический институт (государственный университет)

16. Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

17. Национальный исследовательский Томский государственный университет

18. Национальный исследовательский Томский политехнический университет

19. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

20. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

21. Новосибирский государственный технический университет

22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России

23. Российская академия музыки имени Гнесиных

24. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

25. Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

26. Российский государственный гуманитарный университет

27. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

28. Российский институт театрального искусства — ГИТИС

29. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

30. Российский университет дружбы народов

31. Российский университет транспорта (МИИТ)

32. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

33. Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

34. Сибирский государственный медицинский университет

35. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

36. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

37. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

38. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

39. Южный федеральный университет.

Подготовить документы о «консорциуме» вузов — экспортеров к 1 ноября должен ректор РУДН Владимир Филиппов, следует из протокола заседания Минобрнауки с представителями вузов за подписью заместителя министра Павла Зеньковича (документ есть у РБК). Он обязан разработать и согласовать положение о консорциуме и его дорожную карту с главами других вузов из списка.

МОСКВА, 7 августа. /ТАСС/. Консорциум вузов-экспортеров высшего образования появится в России. Об этом в понедельник сообщили в пресс-службе Минобрнауки.

В мае текущего года началась реализация приоритетного проекта "Экспорт образования", курируемый Минобрнауки. Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России. Кроме того - повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате в разы увеличить объемы выручки от экспорта образовательных услуг.

"Группа экспертов приступила к проведению маркетинговых исследований в части экспорта российского образования, проведен отбор образовательных организаций высшего образования для создания Консорциума вузов-экспортеров. Его создание планируется в середине августа", - сообщили в международном департаменте Минобрнауки.

Там добавили, что уже сейчас подготовлен сводный план приоритетного проекта, разработана дорожная карта по совершенствованию нормативной правовой базы в части экспорта российского образования. В середине августа планируется ее утверждение.

"Экспорт образования"

Приоритетный проект "Экспорт образования" реализуется с мая 2017 года по ноябрь 2025 года. В его рамках предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую прием и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. Эта модель будет сначала внедрена в 20 вузах, а с 2021 года во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет- навигатор по российской системе образования. Кроме того, предстоит усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также организовать консолидированное представление российских вузов на международных выставках.

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций - с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек. Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти в 2025 году по сравнению с 2016 годом вдвое.

Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд рублей в 2025 году.

В настоящее время наиболее приоритетные направления подготовки, которые выбирают иностранцы в российских вузах, - экономика и управление, клиническая медицина, образование и педагогические науки. Интерес к российскому высшему образованию традиционно высок в странах СНГ, в частности, сейчас в России обучается свыше 67 тыс. студентов из Казахстана. 13,5 тыс. студентов российских вузов приехали из Китая, 6,6 тыс. из Индии, 3,3 тыс. из Вьетнама.

Анализ развития университетского образования в мире показывает, что под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также в процессе становления в сфере образования рыночных отношений формируются новые модели университета. В них объединяются традиционное образование и несколько основных типов институциональных форм (организационных структур) дистанционного обучения. Это такие институциональные формы, как подразделения ДО в традиционных и открытых университетах, консорциумы университетов, телеуниверситеты, виртуальные классы, виртуальные университеты.

Подразделения ДО в традиционных университетах. Традиционные университеты во всем мире имеют большое значение для развития новой системы университетского образования. Являясь образовательными центрами, в которых сосредоточены ведущие специалисты, традиционные университеты обладают значительным потенциалом, для того чтобы стать центрами по разработке современных дистанционных университетских курсов. В основе этого - развитие в традиционных университетах специальных подразделений ДО.

Такие подразделения ДО могут, во-первых, разрабатывать и доставлять дистанционные курсы в рамках своего университета, особенно когда университетские здания (корпуса) расположены на значительном расстоянии или имеются филиалы в разных городах; во-вторых, разрабатывать дистанционные курсы для рынка образовательных услуг.

Рассмотрим в качестве примеров реализации такой модели университет Ольстера (Северная Ирландия) и университет Виктория (г. Виктория, Британская Колумбия, Канада).

Необходимость развития ДО в университете Ольстера связана с его структурой: он образовался путем слияния нескольких учебных заведений и состоит из четырех отдельных университетских территорий, отстоящих одна от другой на расстоянии более 72 миль. Слияние нескольких заведений в одно, с одной стороны, означает рационализацию процесса обучения, поскольку один и тот же курс может читаться в разных кампусах. С другой стороны, чтение одного курса в разных местах означало, например, что профессор университета должен проезжать между кампусами 1740 миль каждый семестр. Это стимулировало развитие методов ДО. Другим стимулом было растущее давление на университеты со стороны правительства с требованием повышения эффективности затрат на обучение, которое поставило под вопрос существование курсов, разработанных для небольшого числа слушателей. Развитие методов ДО позволяло включить в группу слушателей курса людей из разных мест и тем самым собрать достаточную по размерам группу.

Таким образом, необходимость использования методов ДО в Университете Ольстера была осознана под давлением, в основном, экономических фактов.

Обращение Университета Виктории к сфере ДО также было связано с экономическими проблемами - в начале 80-х годов университет стал объектом серьезных финансовых ограничений, в то время как спрос на образование на университетском и послеуниверситетском уровнях не только не уменьшался, но даже постоянно возрастал. К тому же специфика канадской провинции, в которой на огромной территории расселены небольшие далеко отстоящие друг от друга городские и сельские общины, подсказывала необходимость развитие ДО. В 60-х годах в провинции получила определенное развитие заочная форма обучения, при которой взаимодействие между преподавателями и студентами осуществлялось посредством материалов, пересылаемых по обычной почте. Однако внедрение телекоммуникационных технологий стимулировало их применение, и уже в конце 70-х годов в Университете Виктории был проведен первый эксперимент по использованию спутниковой связи в ДО. В начале 80-х годов в провинции была создана специальная организация - Управление открытого обучения - для содействия высшим учебным заведениям в развитии и распространении своих образовательных программ с помощью искусственных спутников и кабельного телевидения.

Подразделения ДО развиваются в последние годы и в российских учебных заведениях. Один из наиболее ярких примеров - это Институт ДО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ). Будучи подразделением традиционного университета, ИДО МЭСИ разрабатывает и предоставляет курсы ДО на базе двух технологических решений, которые называются кейс-технологией и сетевой технологией. Характеристики этих решение представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Технологии ДО в ИДО МЭСИ

Кейс-технология

Сетевая технология

Учебно-практические пособия (УПП) по курсам, объединенные в портфель (кейс) по учебной программе: печатный учебный материал и тесты по каждому разделу курса.

Сетевая электронная библиотека: размещение УПП в компьютерной сети, web-сайты с учебным материалом и тестами.

Очные занятия с тьютором учебного центра: вводный семинар, очные консультации 1-2 раза в неделю, итоговый семинар, проверка тьюторами тестов.

Самостоятельное изучение материала web-сайтов, отсылка тестов тьютору по электронной почте.

Консультации с тьютором с помощью телефона, факса, электронной почты.

Консультации с тьютором по электронной почте: обучающийся имеет право задать тьютору 5 вопросов, срок ответа тьютора - 3 дня.

Очная сдача экзамена в учебном центре.

Дистанционные и открытые университеты.

Эти учебные заведения нового типа развиваются, во многом опираясь на модель заочного образования, модернизируя ее на базе использования в учебном процессе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Университеты заочного образования, в которых обучение до недавнего времени осуществлялось на базе печатных материалов, часто имеют развитую инфраструктуру, богатый педагогический и организационный опыт обучения на расстоянии, которые используются для развития новой системы университетского ДО. Наряду с печатными материалами в учебном процессе все большее место отводится аудио- и видеодискам, радио- и телекоммуникациям.

Примеры таких учебных заведений уже рассматривались выше (см. п. 3) - UNED в Испании, Открытый университет Великобритании и Международный центр ДО "ЛИНК" в России.

Резюмируя опыт этих учебных заведений, можно отметить, что для развития дистанционных и открытых университетов характерны два фактора:

  • использование опыта и инфраструктуры заочного образования, сети региональных центров для становления новых образовательных моделей на базе современных информационных технологий;
  • выработка новых экономических и организационных механизмов образовательного процесса в ходе изменения его технологической основы.

Консорциум университетов. Эта новая институциональная модель университетского образования стала активно развиваться в последние годы. Консорциум университетов (от латинского consortium - соучастие, сообщество) представляет собой коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий (рис. 1.3).

Таким образом, консорциум университетов объединяет и координирует деятельность нескольких университетов на основе современных информационных технологий. Можно сказать, что консорциум университетов осуществляет брокерскую связь между студентами и традиционными университетами для дистанционного обучения. Консорциум университетов может предоставлять как курсы высшей школы, так и аспирантские курсы, программы продолженного образования и подготовительные курсы для абитуриентов. Наиболее важно то, что консорциум университетов дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые входят в консорциум.

Такая институциональная модель чрезвычайно актуальна для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы многих традиционных университетов.

Значительный опыт развития этой институциональной формы университетского ДО накоплен в Австралии, где успешно функционирует Открытое обучение Австралии (Open Learning Australia - OLA) - консорциум восьми традиционных университетов, предоставляющий возможность всем австралийцам изучать курсы этих университетов с использованием не только печатных материалов и почты, но и новых информационных технологий.

OLA в настоящее время предлагает 150 университетских учебных курсов, охватывающих такие предметные области, как искусство, социальные науки, бизнес, технологии и прикладные исследования

Учебный год в OLA делится на четыре 13-недельных учебных периода. Большинство курсов единичные, т.е. охватывают один учебный период и стоят $305. Двойные учебные курсы охватывают два учебных периода и стоят $610. Плата, взимаемая за каждую учебную программу, покрывает стоимость учебных материалов, библиотечный доступ, проверку работ и консультирование студентов, но она не включает стоимость учебников.

Важно подчеркнуть, что консорциум OLA не является университетом и сам не присваивает ученые степени. Однако многие университеты, входящие в OLA, присуждают ученые степени посредством частичного или полного обучения через OLA. В настоящее время можно получить таким образом ученую степень по гуманитарным наукам, бизнесу, прикладным наукам, информационным технологиям и др.

Вузы-участники данного консорциума - это Московский государственный индустриальный университет, Московский институт электронной техники, Московский государственный институт стали и сплавов, Московский государственный институт электроники и математики, Тульский государственный университет, Томский политехнический университет, Российский государственный технологический университет, Российская экономическая академия. Эти вузы объединились в консорциум для предоставления курсов дистанционного образования. ИНФО создал для этой цели систему региональных центров в РФ и странах СНГ.

Телеуниверситет. Эта новая институциональная форма университетского образования также основана на объединении ресурсов традиционных университетов, но это объединение гораздо более сильное, чем в случае консорциума университетов. Телеуниверситет предлагает совместную работу ряда независимых университетов по интегрированным учебным планам. Телеуниверситет сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав, классные аудитории и другие ресурсы традиционных университетов.

Эта модель современного университетского образования наиболее ярко воплотилась в деятельности Национального технологического университета США - НТУ.

НТУ входит в первые 5% всех американских технических университетов, проранжированных по числу студентов, обучающихся по программам на получение степени магистра технических и компьютерных наук. В настоящее время НТУ объединяет ресурсы 46 ведущих университетов США, привлекая их профессорско-преподавательский состав, разработанные ими курсы, так же как и классные аудитории этих университетов, для создания и доставки обучающих телевизионных курсов в более чем 300 мест на так называемые рабочие площадки, принадлежащие общественным и частным высокотехнологичным организациям. Это стало возможным благодаря тому, что НТУ осуществляет функционирование одной из самых больших в мире сетей цифрового компресс-телевидения. Сеть спутниковой связи реализует одностороннюю передачу видеоинформации или двустороннюю передачу аудиоинформации. Контроль за деятельностью сети осуществляет Центр управления Сети НТУ в Колорадо, что позволяет вести трансляцию по 14 каналам круглосуточно и все семь дней в неделю. Благодаря этому количество часов вещания в Сети НТУ составило, например, в 1994 году 22702 для университетских курсов и 2980 - для незачетных коротких курсов. Зона, обслуживаемая TELSTAR 401 - новым внутренним спутником, используемым НТУ, охватывает все штаты США, распространяется на южную часть Канады, северную часть Мексики и территорию Карибского бассейна.

Основными пользователями услуг НТУ являются общественные и частные высокотехнологичные организации. Поэтому высокая концентрация рабочих площадок НТУ наблюдается в таких местах, как Силиконовая Долина, Миннеанаполис, Чикаго, Бостон, Вашингтон и других центрах высоких технологий.

Набор обучающихся в НТУ постоянно растет и сейчас ежегодный набор превышает 5000 человек.

Виртуальный университет. В этой образовательной модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые дают технологии учебных телеконференций. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. В результате этого учащийся может получать учебную информацию из разных источников. Появление такой модели образования ведет к тому, что обучение осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения.

Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности с проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета).

Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета приведет к глубоким изменениям в организационной структуре современного образования. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов и студенческих общежитий, кампусов, кабинетов административных работников и лекционных залов. Он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и учащихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, используя современные телематические технологии. Очевидно, что эта модель означает большой прогресс на пути интернационализации образования и доступности обучения.

В качестве примера виртуального университета можно привести Интернет университет CASO - http: //www.caso.com.

В настоящее время этот университет, привлекая 87 аккредитованных учебных заведений для разработки и предоставления курсов, предлагает 2738 университетских интерактивных курсов в 24 предметных областях, таких, как аэронавтика, искусство, экономика, медицина, история, иностранные языки, литература, право, управление, математика, психология, социология и др.

Курсы доставляются посредством компьютерной сети Интернет с использованием аудио и графики. Эти курсы могут быть зачетными и незачетными. Наиболее существенной является возможность получения ученой степени в этом Интернет университете.

Основная миссия университета сформулирована его создателями следующим образом: "Мы работаем, чтобы помочь людям ощутить революцию в образовании, которая происходит на основе сети Интернет…. Мы - это группа преподавателей и студентов всех возрастов, которые сотрудничают, обучаясь через Интернет. Очень скоро появятся сотни новых учебных заведений с тысячами Интернет-курсов…".

В области дополнительного профессионального образования выделяется деятельность такого виртуального университета, как Спектрум - http://www.vu.org .

Как заявляют его создатели, "наш виртуальный кампус на www является самым большим онлайновым учебным сообществом в Интернет, и более чем полмиллиона людей из 128 стран обучаются в наших виртуальных классах".

Учебный год в этом виртуальном классе разбит на четыре четверти. Длительность курсов - от четырех до десяти недель. Каждую четверть предлагается 8-20 учебных курсов в самых различных предметных областях, таких, как география, история, иностранные языки, право, компьютерные науки и др.

Регистрационный взнос в университете составляет $15 США, уплатив которые учащийся может изучить три учебных курса.

Начиная с 1 января 1998 года, этот виртуальный университет выдает документы государственного образца в области дополнительного образования на основе системы зачетов дополнительного образования. Такой зачет можно получить после успешной сдачи итогового экзамена. Если же получение зачета не предполагается, то обучаемый может участвовать в учебном процессе, не выполнять никаких домашних заданий и контрольных работ.

Виртуальный университет Спектрум имеет свой виртуальный книжный магазин, где по сети Интернет продаются книги, каталог которых насчитывает около двух миллионов наименований. Многие курсы не предполагают использования учебников: преподаватели предоставляют учебный материал и задания по сети Интернет. Популярным среди обучаемых является Chat Cafe этого университета, однако, применение дискуссий в реальном времени непосредственно в учебном процессе пока встречает ряд технических трудностей, которые, несомненно, будут преодолены в ближайшем будущем.

Виртуальный университет - это чрезвычайно быстро развивающаяся новая организационная форма современного образования. Для обсуждения и поиска решения проблем и перспектив развития виртуальных университетов издается, например, специальная электронная газета Virtual University Gazette -

Консорциум ядерно-технического образования включает в себя 12 британских университетов и других высших учебных заведений. Он был создан в 2005 году для организации образовательных и обучающих программ для выпуска дипломированных (степень магистра) и сертифицированных специалистов, а также курсов повышения квалификации. Студенты могут выбирать из 22 различных модулей, покрывающих весь спектр образования и обучения в атомной отрасли, которые ведут авторитетные специалисты. Как признают все участники консорциума, только совместно они могут обеспечить настолько широкий спектр модулей и курсов обучения. Все модули краткосрочные, что обеспечивает минимальный отрыв специалистов от производства.

Выпуск специалистов-ядерщиков университетами­ Вели­ко­британии имеет почти такую же долгую историю, как и сама атомная отрасль в стране. Первая университетская программа с присвоением выпускникам степени магистра естественных наук по специальности «Физика и техника ядерных реакторов» была организована в Бирмингемском университете в 1956 году. Одними из старейших также являются программы по специальностям «Радиационно-экологическая защита» в Университете графства Суррей, «Техника безопасности в атомной отрасли» в Ланкастерском университете, «Радиометрия» в Ливерпульском университете и «Техника и обеспечение безопасности ядерных реакторов» в Военно-морском училище в Госпорте.

В начале 2000-х годов учебные программы для подготовки специалистов-ядерщиков переживали очень сложные времена. Отчет, подготовленный Комиссией по безопасности труда и охране здоровья в 2002 году, содержал вывод, что

«если бы образование в ядерной отрасли было пациентом, оно находилось бы в реанимации»,

«необходимости принятия срочных мер, без которых ядерное образование постепенно исчезнет».

Курсы по ядерной тематике по-прежнему преподавались в составе различных образовательных программ, по-прежнему функционировали небольшие исследовательские группы. Однако существовала очевидная потребность в развитии ядерного образования, поскольку были необходимы квалифицированные кадры для обслуживания и эксплуатации АЭС, а также для вывода из эксплуатации старых установок. В 2005 году в Великобритании было двенадцать работающих АЭС – семь с реакторами AGR, четыре с реакторами Magnox и одна с PWR; семь станций находились на стадии вывода из эксплуатации. В таких обстоятельствах и был создан Консорциум ядерно-технического образования.

Консорциум

Атомная отрасль влияет на деятельность Консорциума ядерно-технического образования посредством Наблюдательного совета, состоящего из представителей 15 промышленных компаний. Непосредственное управление осуществляет Руководящий комитет, в состав которого входит по одному представителю от каждого вуза-участника консорциума. В консорциуме двенадцать участников:

  • Манчестерский университет;
  • Имперский колледж Лондона;
  • Ливерпульский университет;
  • Университет Лидса;
  • Бирмингемский университет;
  • Шеффилдский университет;
  • Лондонский городской университет;
  • Ланкастерский университет;
  • Университет горной и островной Шотландии (город Турсо, недалеко от площадки Даунри);
  • Исследовательский институт в Вестлейксе (рядом с атомным комплексом Селлафилд);
  • Колледж управления и техники Академии вооруженных сил (обучение специалистов для атомного военно-морского флота);
  • Университет центрального Ланкашира (присоединился в 2009 году).

Все партнеры, входящие в состав консорциума, имеют свою специализацию и предоставляют взаимодополняющие возможности для подготовки кадров для атомной отрасли, что делает консорциум уникальным образовательным центром.

В настоящее время консорциумом проводятся 22 образовательных модуля (см. таблицу 1).

Таблица 1. Обучающие модули консорциума и ведущие их вузы

Модуль

N01 Физика ядерного реактора, критичность и конструирование

Бирмингемский университет

N02 Ядерно-топливный цикл

Академия вооруженных сил

N03 Радиационная защита и радиоэкология

Манчестерский университет

N04 Снятие с эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация

N05 Водно-химический режим и безопасность ядерного реактора

Имперский колледж Лондона

N06 Материалы и ресурс ядерного реактора

Манчестерский университет

N07 Разработка обоснований ядерной безопасности

Академия вооруженных сил

N08 Применение мелкодисперсных частицы и коллоидных веществ в ядерной промышленности

Университет Лидса

N09 Регулирование, законодательство, лицензирование

Манчестерский университет

N10 Переработка, хранение и захоронение РАО

Шеффилдский университет

N11 Биологическая защита

Ливерпульский университет

N12 Термогидравлика ядерного реактора

Академия вооруженных сил

N13 Ядерная безопасность

Академия вооруженных сил

N14 Управление риском

Лондонский городской университет

N21 Геологическое захоронение РАО

Вестлейкс

N22 Управление работами по снятию с эксплуатации и обращению с РАО

Вестлейкс

N23 Оценка воздействия на окружающую среду

Ливерпульский университет/Вестлейкс

N24 Защита окружающей среды при выполнении работ по снятию с эксплуатации

Ланкастерский университет/Вестлейкс

N29 Технологии и робототехника при снятии с эксплуатации

Ланкастерский университет

N30 Конструирование систем, важных для безопасности

Ланкастерский университет

N31 Управление работами по снятию с эксплуатации

Бирмингемский университет

N32 Физика экспериментальных реакторов

Манчестерский университет (занятия проводятся в г. Вена)

Возможности для обучения и повышения квалификации

Традиционные образовательные программы для получения степени магистра естественных наук в Великобритании длятся на протяжении одного года, с написанием и защитой дипломной работы в летние месяцы. Это позволяет студентам начать обучение по магистерской программе сразу же после получения степени бакалавра и закончить его в то же время, что и новые выпускники-бакалавры, чтобы иметь возможность поступить на курсы для выпускников, организуемые промышленными предприятиями, или в аспирантуру.

Однако, поскольку образование в атомной отрасли должно быть тесно связано с производственными потребностями, перед запуском любой новой образовательной программы необходимо заручиться поддержкой предприятий отрасли. В результате консультаций с предприятиями был сделан вывод, что традиционная модель слабо подходит для нужд отрасли, так как организациям невыгодно отсутствие работника в течение целого академического года. Соответственно, был принят новый подход, основанный на модульном обучении. В этом случае обучение включает период самостоятельной подготовки, после чего в течение одной недели преподается непосредственно сам модуль, а затем выполняются самостоятельные задания. То есть для прохождения модуля студенту необходимо присутствовать в университете всего одну неделю. Такой формат позволяет поочередно проходить различные модули. Поскольку присвоенная однажды по результатам прохождения модуля квалификация сохраняется, специалист может постепенно повышать свой уровень в течение нескольких лет. Полная структура образовательной программы показана на рисунке.


После прохождения одного модуля, студенту необходимо пройти еще три для получения сертификата, после еще четырех модулей выдается диплом, а после написания и успешной защиты дипломной работы присваивается степень магистра естественных наук. Соответственно, для получения такой степени студенты могут поступать как на дневное обучение в течение одного года, так и на модульное обучение в течение трех лет. Студенты посещают один модуль в соответствующем вузе, а затем выбирают восемь модулей для получения степени магистра, причем время прохождения различных модулей может быть распределено так, как удобно студенту.

С целью помочь студентам в выборе модулей, были определены две основных специализации – «Ядерная техника» и «Вывод из эксплуатации». Каждая из них включает в себя четыре обязательных и четыре выборочных модуля. Обязательными по специализации «Ядерная техника» являются модули:

  • №01 «Физика ядерного реактора, критичность и конструирование»,
  • №02 «Ядерный топливный цикл»,
  • №03 «Радиационная защита и радиоэкология» и
  • №13 «Ядерная безопасность».

По специализации «Вывод из эксплуатации»:

  • №04 «Вывод из эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация»,
  • №10 «Переработка, хранение и захоронение РАО»,
  • №29 «Технологии и робототехника при выводе из эксплуатации» и
  • №31 «Управление работами по выводу из эксплуатации».

Формы обучения

Консорциум работает в тесном сотрудничестве с предприятиями отрасли над совершенствованием методик и формата преподавания. Модули ориентированы на то, чтобы давать максимальный объем информации в сжатое время, свети к минимуму отсутствие специалиста на рабочем месте. Однако возможны и другие, более гибкие подходы к обучению, подходящие тем молодым кадрам, которым удобнее учиться в вечернее время и по выходным. Новым подходом также является организация полностью заочного обучения, позволяющего студенту закончить модуль, не приезжая в университет. Традиционная структура общения студента и лектора сейчас может быть максимально близко воспроизведена при помощи интернет-технологий. Лекции записаны и доступны для дистанционного просмотра, как и презентации в формате Powerpoint с комментариями к ним, а on-line форумы дают возможность студентам общаться как с лектором, так и друг с другом. Доступны также «вопросники» для самопроверки знаний, которые могут использоваться и как обучающий материал, так как студент может выбирать различные варианты ответов до получения правильного с пояснениями. Студент затем может пройти «вопросник» заново и проконтролировать улучшение знаний.

Даже экзамены можно сдавать дистанционно – с рабочего места, из одного из университетов или посольства Великобритании, хотя все экзамены сдаются одновременно по Гринвичу, независимо от страны нахождения экзаменующихся. Все эти технологии обеспечивают полноценное участие студентов из других стран в образовательной деятельности консорциума, как на курсах повышения квалификации, так и в магистерских программах. Каждый модуль может иметь как формат краткого курса, так и формат заочного семестра, предоставляя студентам выбор. И тот, и другой форматы дают одинаковый уровень подготовки, и по их результатам сдаются одинаковые экзамены.

Заключение

Консорциум существует уже пятый год и продолжает развиваться, как в плане увеличения числа студентов, модулей, университетов-участников и форматов обучения. Начиная с 2005 года атомная промышленность снова переживает подъем, планируются новые АЭС по всему миру, а страны, ранее не имевшие атомных установок, рассматривают возможности для сооружения своих первых реакторов. Консорциум в настоящее время готов обучать специалистов не только из Великобритании, но и активно участвует в подготовке кадров для зарубежных стран, нуждающихся в квалифицированных работниках для обеспечения безопасной и надежной работы новых современных реакторов, а также для снятия существующих станций с эксплуатации.