Хеллингер порядки любви fb2. Порядки любви


Берт Хеллингер

ПОРЯДКИ ЛЮБВИ

РАЗРЕШЕНИЕ

СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ

КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ

Издательство Института Психотерапии

Перевод с немецкого: Ингрид И. Рац Научный редактор: Михаил Бурняшев

Хеллингер Б.

Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 400 с.

Эксклюзивное право издания книги на русском языке

принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены.

Любая перепечатка издания является нарушением авторских

Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллин-гера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий - как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:

«В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».

«Инструментальная сторона» подхода - приемы и техники - ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения.

Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).

ISBN 5-89939-049-2

© В. Heffinger, 2000

© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003

Предисловие к русскому изданию...............................................................11

Предисловие............................................................................................... 12

Познание путем отказа...............................................................................15

Познание............................................................................................. 16

Научный и феноменологический путь познания............................. 17

Феноменологический метод...............................................................17

Отказ от намерений............................................................................ 18

Мужество............................................................................................. 18

Согласие.............................................................................................. 18

Философская феноменология............................................................19

Феноменологический метод в психотерапии....................................20

Душа.....................................................................................................21

Религиозная феноменология..............................................................22

Возвращение........................................................................................22

Семейно-системные переплетения и их разрешения.

Самопознавательный и образовательный курс........,..............................25

День первый..........................................................................................26

Опасное поведение.............................................................................26

Наблюдение самого себя при расстановке.......................................27

Больше или меньше............................................................................28

Двойной перенос..................................................................................28

Старшинство первой женщины..................................1......................29

Счастье пугает.............................................................j.......................30

Расстановка: Сын принимает роль брата матери.....\......................30

Разница между идентификацией и идеалом..............(......................38

Принцип минимализма..............................................J.......................38

Индивидуация уменьшает близость в отношениях между людьми... 39

Любовь и порядок......................................................1........................40

Иерархия принадлежности................................................................41

Превосходство первой связи...................................<..........................41

Иерархия порядков.............................................................................42

Иерархия внутри семейств.................................................................42

Интимная сфера..................................................................................43

Ранг отношений в случае развода.....................................................43

Иерархия в организациях...................................................................45

Возражение..........................................................................................46

Решение не иметь детей.....................................................................47

Осуществленное и неосуществленное...............................................47

Последствия подобного выбора для отношений.................................48

Враждебное настроение......................................................................48

Плохие отметки в школе....................................................................49

Пережитый траур................................................................................49

Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца...........................50

Уравновешивание сил с помощью плохого......................................53

Порядки любви...................................................................................54

Уравновешивание с помощью уважения...........................................55

Расстановка: Жизнь за счет других....................................................55

Они здесь.............................................................................................57

Признание личной вины - источник силы.....................................64

Страдать легче, чем разрешить проблему.............................................65

Разрешение проблем путем смирения причиняет боль...................66

Прерванное движение любви к........................................................67

Боли в плечах......................................................................................69

Решить проблему без долгих раздумий..............................................69

Расстановка: Мать пригрозила убить себя вместе с детьми.............70

Последствия угрозы убийства и других тяжелых преступлений

в семье..............................................................................................76

Потерявший право на принадлежность к системе должен уйти.....78

Доверие внутренней картине.............................................................79

Ответственность терапевта.................................................................80

О методе, использованном при расстановке семьи Тэи..................81

Перенятое замешательство.................................................................81

Угроза самоубийства матери..............................................................82

Конец...................................................................................................83

Игра со смертью..................................................................................85

Могила.................................................................................................86

Расстановка: Изгнанные родственники.............................................86

Члены семейной системы..................................................................92

Живые и мертвые, убийцы и их жертвы, связанные между собой

общей судьбой..................................................................................93

Воздействие внутренней картины на семейно-системную

динамику..........................................................................................94

Угроза самоубийства со стороны жены.............................................94

Расстановка: Дочь замещает бывшую невесту отца..........................95

Благоприятное место для детей.........................................................99

Бессознательная идентификация с бывшим партнером

одного из родителей........................................................................100

Воля Бога и человек...........................................................................101

Мать, страдающая наркоманией, и ее ребенок...............................103

Что приводит к наркотической зависимости...................................104

Пристрастие к наркотикам как самонаказание...............................106

Интуиция связана с любовью............................................................107

Исцеление путем движения любви к матери....................................107

Проблема прерванного движения к любимому человеку

Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллингера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий — как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотноше-ниях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:

«В отличие от классической семейной терапии, самым важным эле-ментом моего подхода является осознание того, что за любым поведени-ем, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».

«Инструментальная сторона» подхода — приемы и техники — ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых си-стемно-семейных переплетений и пути их разрешения.

Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать ре-шения их проблем (а может быть, и своих собственных).

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, кото-рые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни.

Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотера-певта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. При-ступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд одно-типных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, при-бегнуть к такому феноменологическому средству, как эпохэ — «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, ка-кая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и со-ставляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда от-крыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И преж-де всего нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь паци-енту сделать это — вот основная задача психотерапевта.

Конечно, читая Берта Хеллингера, трудно избавиться от невольно воз-никающих ассоциаций с известным и подобным. Да и сам автор не скрывает источников своего психотерапевтического метода, прямо указывая на тех, чьи работы в той или иной степени повлияли на становление его собствен-ного подхода к семейно-системной групповой терапии. Многие психотера-певты, о которых упоминает автор в «Эпилоге», разумеется, хорошо извест-ны русскому читателю.

Мне хотелось бы отметить, что сам Берт Хеллингер называет себя не психотерапевтом, а просто терапевтом, подчеркивая свой особый подход к самой проблеме исцеления и к проблеме пациента.

Иногда, читая о «правилах» семейно-системной динамики и психотера-певтических методах, к которым Хеллингер пришел опытным путем, неволь-но ловишь себя на мысли, что нечто подобное встречал в других древних куль-турах. То, что говорит автор о любви, о смерти, об отношении к умершим, почти дословно совпадает с тем, что можно прочесть в буддийских тибетских текстах. Автор не скрывает близости своего мировоззрения к китайскому дао-сизму. Хотя, нельзя не заметить, что Хеллингер старается по возможности ди-станцироваться от любых религиозных и вообще культурно обусловленных контекстов, поскольку считает, что они лишь заслоняют от нас Реальность.

Возвращение в Реальность — тот общий итог, к которому мы должны в конце концов прийти. Берт Хеллингер способен помочь тому, кто осознал и стремится к этому. Я уверен, что всякий, кто прочтет книгу, непременно сде-лает хотя бы шаг в этом направлении.

Сергей Лепехов, доктор философских наук

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие читатели, Вы держите в руках книгу, наиболее полно излагающую основные принципы моей терапевтической работы, то есть техники семейно-сис-темных расстановок. Она полезна не только терапевтам, но и неспециа-листам при решении проблем их повседневной жизни. Весь ее материал демонстрирует, что освобождающее и исцеляющее познание возникает у нас только тогда, когда мы готовы взглянуть на реальность непредвзято.

Центральной темой этой книги являются порядки любви, определя-емые самой жизнью, иными словами, законы, царящие над отношения-ми между различными членами семейной группы. Действительно, лю-бовь является позитивной силой только тогда, когда мы знаем об этих законах и соблюдаем их. Слепая любовь часто вводит нас в заблуждение из-за незнания этих порядков. Напротив, когда людям известны зако-ны, управляющие любовью, и они соблюдают их, любовь в нашей жизни не только приносит желанные результаты, но и оказывает благотворное и исцеляющее воздействие — как на нас лично, так и на всех окружаю-щих нас людей

Эта книга содержит лишь слегка сокращенные стенограммы трех те-рапевтических семинаров, посвященных обсуждению используемых мной техник расстановок семьи.

Первый семинар — «Семейно-системные переплетения и их разре-шения» — был посвящен самопознанию и профессиональному совершен-ствованию группы терапевтов. Этот курс является введением в технику расстановок семьи и позволяет продемонстрировать силы, вызывающие системные переплетения судеб одних членов семьи с судьбами других, а также действие законов, в соответствии с которыми подобные перепле-тения развиваются. Самый важный аспект курса — демонстрация спо-собов, с помощью которых терапевт может определять момент освобож-дения пациента от его системных переплетений, а также техники и пра-вила, которые следует соблюдать при этой работе.

Читатель быстро поймет, что фундаментальное, действующее во всех семейных системах поле сил требует, чтобы все члены семейной группы имели равное право принадлежать к системе, для того чтобы она сохра-няла равновесие. Это требование не позволяет по какой-то причине ис-ключать одного из членов, поскольку в таком случае судьба исключен-ного будет неосознанно перенесена и продолжена каким-то другим членом этой семейной системы в следующих поколениях. Такой процесс я называю «переплетением».

Но как только исключенный член семьи восстанавливается в правах (то есть остальные члены семьи признают его, выражают ему свое уваже-ние), любовь, с которой они это делают, исправляет допущенную ранее несправедливость и избавляет других членов системы от неизбежного повторения ошибок и даже судьбы ранее исключенного члена семьи. Этот процесс я называю «разрешение проблемы».

Системное переплетение всегда является результатом архаичных по-рядков, действующих в совместной семейной жизни, согласно которым ужасное искупается ужасным и невиновные «слабые» (или младшие) от-вечают за действия виноватых «сильных» (или старших) и искупают их грехи. Узел переплетения может быть развязан с помощью исцеляющих действий, восстанавливающих принадлежность к семейной системе и уравновешивающих ее — например, признания, выражения любви и ува-жения. Таким образом создается другой порядок, который действует во благо данной семейной системы.

Первый порядок семейной жизни, то есть порядок, вызывающий вредное переплетающее влияние, и второй порядок, который позитивно воздействует на пациента и лечит его, — это «порядки любви».

Второй курс — семинар для психотерапевтов и семейных консуль-тантов. В данной книге публикуются только те части семинара, в кото-рых обсуждается вопрос о системном месте детей, потерявших одного или обоих родителей, и последствия усыновления, когда детей отдают лицам, не принадлежащим к собственной системе ребенка, или когда чужие люди усыновляют ребенка без реальной необходимости.

Третий курс — семинар для клиентов, их врачей и терапевтов, в ходе которого клиентам была предоставлена возможность расставить роди-тельские семьи и собственные семьи на глазах нескольких сотен наблю-дателей. Во время этих расстановок участникам, играющим роли членов семьи клиента, и присутствующим зрителям были видны не только при-чины тяжелых болезней, несчастных случаев или самоубийств в семьях, но и возможности изменения в этих семьях.

Разнообразная тематика курсов делает книгу многоплановой.

Во-первых, читатель найдет на ее страницах специально подобран-ные стенограммы, позволяющие непосредственно наблюдать все усилия терапевта, направленные на поиск решения проблем клиентов, словно он сам присутствовал на семинаре. При этом не исключено, что он смо-жет найти путь, который выведет его из личных кризисов или поможет справиться с психическим заболеванием.

Во-вторых, при помощи рисунков, представляющих расстановки и движения лиц, участвующих в этих расстановках, читатель увидит и пой-мет сущность важных терапевтических приемов и подходов. Расстановки семьи — простые, но эффективные техники, не только проясняющие природу скрытых семейно-системных переплетений и их разрешений, но и дающие возможность провести терапию прерванного движения любви ребенка к своей матери или отцу. Когда терапевту удается привес-ти это движение к цели, страх, эмоциональные и даже психические рас-стройства, вызванные ранней разлукой с родителями или их потерей, излечиваются или ослабляются.

В-третьих, всем, кто желает глубже изучить проблематику порядков любви и узнать, каким образом постигается их скрытая динамика, книга позволит лично прочувствовать тот факт, что освобождение и исцеляю-щее решение для пациента внезапно, словно молния из темноты, прояв-ляется в результате сосредоточенной и внимательной работы терапевта с расставленной семьей. Этот путь познания я называю феноменологичес-кой психотерапией.

.

Исцеление путем движения любви к матери

Утэ: Твои слова о том, что поклон перед матерью мог бы вытянуть меня из могилы, все время волнуют меня. Сейчас я чувствую себя немного лучше, но еще очень слабой. У меня начались боли в области таза и в грудной клетке. Сейчас эти боли немного уменьшились. Сначала, когда я вспомнила о матери, мои представления... Я все еще об этом думаю... Я очень...

Б.Х.: Мне не нужны никакие описания родителей, потому что это ни к чему не приводит. Важны только события.

Утэ: Первый раз в жизни я подумала о том, что моя мать могла бы покончить жизнь самоубийством в каких-то экстремальных обстоятельствах, по крайней мере, у нее могла возникнуть такая мысль. И это ново для меня.

Б.Х.: Значит, мы нашли суть твоей проблемы.

(Утэ плачет.)

Утэ: Раньше я испытывала все это по-другому.

Б.Х.: Видишь, как ты ее любишь?

(Группе): Сейчас у Утэ возникает болезненное чувство, которое всегда появляется, когда у пациента снова открывается детская любовь.

Утэ: Для этого мне нужно очень много сил.

Б.Х: Нет, ничего не говори! Это хорошее чувство, которое действует само по себе. С этим я оставляю тебя.

(Утэ поднимается со стула и собирается выйти из комнаты.)

Б.Х.: Нет, останься здесь! Так для тебя будет лучше. Здесь ты в безопасности. Сядь рядом со мной. Прислонись ко мне.

(Она всхлипывает.)

Б.Х.: Дыши глубоко, открытым ртом! Обними меня обеими руками! Да, так. Вот так лучше. Дыши с силой, открытым ртом. Выдыхай с силой. Как ты называла свою мать, когда была маленькой? «Мама»? «Мамочка»?

Утэ: Мама.

Б.Х.: Скажи: «Мама!»

Утэ: Мама! Мама!

Б.Х.: Дорогая мама!

Утэ: Дорогая мама!

(Б.Х. обнимает ее, пока всхлипывания не затихают.)

Б.Х.: Как ты чувствуешь себя сейчас?

Утэ: Благодарной.

Б.Х. (группе): Мы только что наблюдали прерванное движение любви ребенка к матери, которое достигло цели. Вы заметили, насколько это было больно? Насколько глубоко? И как человек скрывает и защищает в себе это? Насколько он боится вернуться назад еще раз?

В случае диагноза прерванного движения ребенка к одному из родителей, которое должно быть доведено до конца, лучше всего может помочь сама мать этого ребенка, потому что прерванное движение, как правило, направлено именно к ней. Для матери это не трудно, если ребенок еще маленький. Тогда она должна обнять ребенка, прижать его к себе с любовью и держать так долго, пока любовь, которая была превращена прерыванием в гнев и печаль, не сможет снова свободно течь в виде любви к матери, а ребенок не будет в состоянии расслабиться в ее руках.

Если ребенок уже большой, мать тоже может помочь ему закончить прерванное движение и исправить его последствия с помощью объятий. Только в этом случае объятия должны быть будто перенесены в прошлое, в тот момент, когда произошло прерывание. При этом важно, что движение ребенка к матери как будто продолжится в тот момент, когда оно было прервано вначале и приведено к своей тогдашней цели. Иными словами, речь идет о том ребенке из прошлого, все еще желающем обнять ту мать. Поэтому и ребенок, и мать во время объятий должны снова стать теми ребенком и матерью и чувствовать ток, как тогда. Для терапевта вопрос состоит в том, что же является средством, позволяющим объединить мать и ребенка. Приведу пример. Одна из моих пациенток, мать взрослой дочери, была озабочена своими отношениями с ней, так как дочь избегала и редко навещала ее. Я посоветовал матери представить себе, что она обнимает дочь так, как мать обнимает своего ребенка, когда тот в удрученном состоянии, но она не должна делать этого физически, а хранить такую исцеляющую картину в своей душе до тех пор, пока она сама по себе не воплотится в физическое действие. Позже клиентка рассказала мне, что через год ее дочь вернулась домой, тихо и с любовью прижалась к ней, а она долго и тоже с любовью держала ее в объятиях. Потом дочь поднялась и ушла. При этом никто не произнес ни слова.

Отрывок из книги Берта Хеллингера «Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий»

Получить Оксаны Солодовниковой, а также записаться на

Несколько иной взгляд на отношения мужчины и женщины

Семейный порядок по Берту Хеллинггеру

Отношения между мужчиной и женщиной составляют глубинную основу бытия. По большому счету гарантируют существование человечества, обеспечивая зарождение, сохранение и продолжение жизни на Земле. Возможно, это звучит глобально и пафосно, но факт остается фактом .

Чаще всего гендерные отношения рассматриваются с точки зрения межличностного взаимодействия. Считается, что проблемы кроются в раннем детстве, неконструктивных паттернах поведения, ограничивающих убеждениях, низкой степени осознанности.

Я хочу предложить несколько иной взгляд на отношения мужчины и женщины. Мы рассмотрим некоторые аспекты партнерских отношений с точки зрения системного - феноменологического подхода Берта Хеллингера, автора метода системных расстановок.

Этот подход, исследуя порядки человеческого сосуществования, исходит из того, что человек не только отдельная личность, но и часть системы в первую очередь семейной. Мы не взялись ниоткуда. Мы появились в семье и связаны с ней. На 1/2 мы состоим из своих родителей, на 1/4 из бабушек и дедушек, на 1/8 из прабабушек и прадедушек, человек – это звено в цепочке своих предков. И поэтому на его жизнь оказывает влияние не только личный опыт, но и особо значимые события, имевшие место в семейной истории.

Как правило, это влияние может распространяться до 4 поколения, в случае особо тяжелых судеб - до 7 поколения. Душевной силой, которая сплачивает систему, является «связующая любовь». Под ее воздействием, человек сам того не зная и не желая, может проживать судьбу кого из членов своей системы или подсознательно перенимать опыт, задачи, модели поведения, чувства кого-то из предыдущих поколений, воспринимая при этом их как свои собственные. Такие переплетения возникают в результате нарушения системных законов самим человеком или кем-то из его системы.

Эти законы Берт Хеллингер называет их «порядками любви». Обычно они не осознаются, но неизменно влияют на нас и нашу жизнь. Они действуют независимо от того, знаем мы о них или нет, соглашаемся с ними или игнорируем их. И как невозможно преодолеть законы природы, так и невозможно быть в ладу с собой и другим, пренебрегая системными законами человеческих отношений.

Очень часто проблемные ситуации в партнерских отношениях связаны с тем, что один или оба партнера переплетены со своими родительскими семейными системами. Причем сами партнеры в этом не виноваты – они не осознают этого. Они страдают, несмотря на то, что любят друг друга, старательно ищут решения, убежденные в том, что если будут достаточно стараться, то смогут его найти. Но поскольку корни кризисов отношений следует искать в другом месте, их усилия и призывы к доброй воле остаются тщетными.

Например, нередко один из партнеров стремиться уйти, несмотря на то, что любит другого. Это происходит от того, что, возможно, он хочет последовать в смерть за кем либо из членов своей родительской семьи, или разделить судьбу того, кто был изгнан, чтобы другой человек остался жить, или исключен, или незаслуженно забыт и недостаточно оценен. Иногда новым отношениям мешает связь с прежним партнером, особенно если осталась вина перед ним или он умер, а траур по нему остался незавершенным.

Последствия системных нарушений и переплетений могут проявляться у партнеров и на телесном уровне в виде болезней, зависимостей, необъяснимых болей, неадекватных эмоциональных реакциях.

В одной статье нет возможности подробно описать базовые системные порядки, и последствия их нарушений, а так же способы преодоления переплетений и поиска освобождающего решения. Поэтому я более подробно остановлюсь на «порядках любви», которые действуют в партнерских отношениях. Итак:

Елена / 14.09.2019 Я сама расстановщик. Не опытный по количеству их, но чувствующий Поле и вопросы, которые необходимо задать для инсайта клиенту Расстановщик не с заместителями -людьми, а с фигурками и с помощью МАК. начала с себя работу на них. Помогла своему Роду и Роду мужа, моей семье соответственно, своим друзьям и знакомым. Это работает. С пмощью Расстановок возможно практически все во всех областях жизни. Иначе бы и не стала этот метод применять. Сама - проф. психолог с двадцатилетним стажем. И все более убеждаюсь, что не классическая психология эффективна в жизни, а именно новые направления (относительно новые и ненаучные с точки зрения ряда обывателей). Есть Законы Космоса, Законы Систем. А не только Физического мира.

Виктория / 16.01.2018 Напишите мне и я скину вам книгу.. моя почта [email protected]

Оксана / 7.01.2018 Помогите найти книгу! Поделитесь пожалуйста у кого есть!

Антону / 22.10.2012 Когда я шла на 1-ю расстановку, понятия не имела что это такое и как работает. Встречи проходили раз в месяц. То, что результат есть и будет стало понятно сразу. В течение 4-й встречи произошли такие перемены, которые изменили мою жизнь полностью. И продолжают менять:) С того дня прошло, приблизительно, 1,5 года. Если бы мне кто-то утром того же дня сказал, какое "чудо" (в самом прямом смысле этого слова) произойдёт, я бы никогда не поверила:)

Есть вещи, о которых мы мечтаем, а есть те, о которых даже подумать не можем. Так вот о том, что происходит в моей жизни в течение этих 1,5 лет, я и подумать не могла:)

Конечно, расстановки-это далеко не единственный метод решения наших жизненных проблем, но я считаю, что он один из базовых. Главное, как кто-то уже писал "найти сертифицированного тренера расстановщика". Но находить надо не столько по сертификации и опыту, как по внутреннему ощущению - доверяешь ты тренеру или нет.

Антону / 22.10.2012 После прочтения Вашего комментария возник вопрос: Вы сами принимали участие в расстановках (совершенно не имеет значения в роли клиента или заместителя)? Если да, то ответьте, пожалуйста, что Вы лично делали на "говно-семинаре", на которые по Вашему же мнению могут ходить только "идиоты, у которых много денег или бездельницы женщины, которые тратят деньги мужа на всякие говно-семинары, где сидят и вздыхают о своей нелегкой женской доле, вместо того чтобы пойти работать"? Так как, исходя из совсем неженского имени, напрашивается вывод, что Вы себя причисляете к идиотам... при чём, к тем, у кого мало денег. Лично моё мнение: у идиотов много денег быть, в принципе, не может. Если же Ваш ответ на мой первый вопрос "нет", как Вы тогда можете делать выводы о том, чего не знаете?

Я проходила расстановки, которые состояли из 5 модулей (встреч), не отношусь к женщинам-бездельницам. Мой муж не идиот и у него не много денег (то есть, в Ваши критерии оценивания людей, проходящих расстановки, мы, ну никак, не попадаем).
Участвуя в расстановках наблюдала, примерно, ещё за 20-ю женщинами. Замечу, ни одна из них не сидит на шее у мужа или родителей и ни одна не "вздыхала о своей нелегкой женской доле, вместо того чтобы пойти работать". Повторюсь, все из них при деле. Либо работают на кого-то, либо собственный бизнес - 50/50. И, поверьте на слово, те проблемы, которые у них решились благодаря расстановкам, Вам и в страшных снах не снились)

Анна / 13.10.2012 а я была на нескольких расстановках в качестве участника и в качестве главного действующего лица. после них ничего не изменилось. Я честно попробовала, хотя до сих пор ощущение, что ходила к бабке "снимать сглаз". Хотя
очевидно, что корни большиства наших проблем уходят в семью, не понятно, почему эти расстановки должны их решить

Eлена / 24.09.2012 Была на 5 занятиях-расстановках,у самой есть диплом психолога,но вначале хотелось убежать,казалось что все члены группы сумасшедшие.Теперь понимаю-душе было больно вспоминать и копаться в прошлых травмах.Метод действительно работает отлично,положительных изменений куча и это только начало.Спасибо богу и людям,за это счастье жить просто и счастливо.

Истина / 18.09.2012 Люди, не читайте его книги, так как он за инцест,16 лет прожил в африканских племенах и соблюдал их ритуалы, был католическим священником, который ушел из сана, задумайтесь, почитайте о нем в википедии,и сделайте правильный вывод

евгения / 18.06.2012 я сама ни раз была на семейных расстановках и участвовала в качестве заместителя.Моя проблема которая вышла на СР длилась на протяжении 6 лет, 6 лет я задавала себе один и тот же вопрос и даже не предполагала, что всё крылось в системе. первую свою расстановку я прошла 3 года назад, с начала не могла понять что это такое, думала что это какой-то театр. Затем через 3 года я прошла снова СР и тогда уже до меня всё дошло.Сейчас я хожу в качестве заместителя и скажу что каждая история вызывает во мне порой шок и иногда мы даже не задумываемся почему в нашей жизни происходит различные перепитии...

Ирина / 6.05.2012 Метод работает реально.У меня была просто сумашедшая душевная боль на протяжении 3 лет. Психологи, огромное количество литературы... и только после расстановки боль прошла за 3 дня.Это было чудом.

Кира / 7.12.2011 Метод семейных расстановок отличается от психоанализа или терапии тем, что дает реальный шанс изменить те жизненные сценарии, которые человек не в силах осознать, а порой даже не знает о тех событиях, которые определенным образом влияют на его жизнь и мешают реализовывать свои планы, идти к намеченным целям или просто верить в себя. Но это, Антон, не секта, этот метод не "обещает царствия небесного" и не берет на себя ответственность за вашу жизнь. Он только помогает тем, кто находится в поиске и стремится к лучшему.

АЛЕКСАНДР ВИТАЛЬЕВИЧ БОРЯНСКИЙ / 16.11.2011 Искрометный метод!

Анна / 22.08.2011 Я была на расстановках по Б.Хеллингеру. На практике увидела и почувствовала что это такое, в жизни моей происходят изменения, спасибо этому методу и тем кто был со мной в переломные моменты)

boomboomboo / 16.08.2011 Антон, вы заблуждаетесь.

Андрей / 10.07.2011 Очень стрёмно увидеть правду - это основная претензия "критиков" к расстановкам.
Любой, кто прошел расстановки "придя к ним" думаю даже не будет спорить.

Светлана / 20.05.2011 Из всех, кто оставил комментарии никто сам лично не присутствовал на расстановках! Это волшебство, которое невозможно описать - когда перед тобой раскрываются такие события в твоем роду, о которых ты не рассказывал. Когда все становится на свои места, получаешь необыкновенную легкость и энергию для жизни! После расстановок у меня улучшились взаимоотношения в семье, я перестала болеть, у меня стало больше денег! Это самая эффективная практика из всего, что я пробовала.

Антон / 19.04.2011 Да просто секта очередная, чтобы обобрать людей. Сначала внушают, что у вас проблема, потом говорят, у нас есть решение, тока заплатите бабла.
Для идиотов, у которых много денег или для бездельниц женщин, которые тратят деньги мужа на всякие говно-семинары, где сидят и вздыхают о своей нелегкой женской доле, вместо того чтобы пойти работать

Андрей / 15.11.2010 Я лично воспринимаю эту книгу как некую "презентацию" метода. Прочтя ее, не стоит пытаться что-то делать - это будет интерпретацией. Нужно найти сертифицированного тренера расстановщика и сделать расстановку. Книга только помогает понять - в чем у каждого из нас МОЖЕТ БЫТЬ узел. А развязать его нужно непосредственно на расстановках.
А опыт расстановок - это не передать словами, делаешь ли ты свою расстановку или участвуешь в чужой.

Анна / 14.11.2010 Девочки, книги Хеллингера для многих могут казаться фантазией, но для тех, кто пережил опыт расстановок это далеко не так. Его книги, как и сами расстановки, могут нам дать толчок к движению, помочь найти середину, но от всех проблем избавить - это не есть позиционируемая цель его работы....

Ирина / 21.07.2010 Я согласна с мнением Варвары.Главный смысл книги-понять себя и понять,что ничто в жизни не проходит бесследно,но слепое следование советам опасно,так как не всегда универсальный метод приемлем ко всему и ко всем.Если бы было все так просто,то пройдя тренинги каждый избавился от всех проблем.НО РАЗВЕ ЭТО ТАК? Поэтому,друзья-занимайтесь всем БЕЗ ФАНАТИЗМА и ИСТИНЫ В ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ.

Варвара / 11.01.2010 К сожалению философский подход Хеллингера перемешан так, что капли правды хорошо сдобрены морем фантазий автора о сути происходящего. Он вроде как дает объяснение, но многое, что он утверждает как постулаты, выглядит сомнительным и не побоюсь этого слова опасным.