«Дубровский» главные герои. Характер Владимира Дубровского: описание героя и анализ повести Дубровский герои

ДУБРОВСКИЙ

ДУБРОВСКИЙ Владимир Андреевич - главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник».

У Дубровского - что в художественной системе Пушкина редкость - есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном суде слушалось дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову <…> сельце Новопанском». Писарская копия этого дела (с заменой Муратова на Дубровского, Крюкова на Троекурова) включена в текст 2-й главы. Видимо, использовано и псковское предание о бунте крестьян помещика Дубровского (1737), и рассказ П. В. Нащокина о судьбе белорусского помещика Островского, оставшегося без земли и подавшегося в грабители; в планах и черновиках герой именуется то Островским, то Зубровским.

Роман (а значит, и его герой) в равной мере ориентирован на российскую действительность - и на литературную традицию. Пушкин ищет точку пересечения социальной роли «разбойника поневоле» и «романической» роли благородного разбойника. (Он прямо отсылает читателя к поэме А. Мицкевича «Конрад Валленрод» и «массовому» роману X. А. Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини, предводитель разбойников» (рус. пер. - 1802–1803); рассчитывает на параллель с Карлом Моором Шиллера, но также имеет в виду оппозицию джентльмен/разбойник, восходящую к роману Бульвер-Литгона «Пэлем, или Приключения джентльмена», «разбойничью» тему романов В. Скотта «Роб Рой» и Ш. Нодье «Сбогар»; все это осложнено социальным анализом в духе новейших романов Ж. Санд и О. де Бальзака (см.: H. Н. Петрунина). В этой точке и сфокусирован образ Владимира Дубровского - одновременно и очень условный и очень реальный.

«Предыстория» героя вполне литературна; набор биографических подробностей типичен. С 8 лет Дубровский воспитывается в Петербургском Кадетском корпусе; «отец не щадил ничего для приличного его содержания». «Будучи расточителен и честолюбив», он кутит, играет в карты, влезает в долги и мечтает о богатой невесте. Получив известие о болезни отца, Андрея Гавриловича, а главное - о беззаконном отнятии единственного имения Кистеневки в пользу богатого соседа-самодура Кирилы Петровича Троекурова, Дубровский отправляется домой. Проезжая мимо имения Троекурова, он с нежностью вспоминает о детской дружбе с дочерью «злодея», Марьей Кириловной; дома застает отца при смерти.

Ситуации, в которых отныне предстоит действовать Дубровскому, также романически традиционны.

Сначала, даже не выйдя на порог (что важно; это впоследствии позволит ему остаться неузнанным), Дубровский разрывает отношения с Троекуровым, приехавшим мириться:

«- Скажи Кирилу Петровичу, чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора… пошел! <…> Егоровна вышла.

В передней никого не было, все люди сбежались на двор смотреть на Кирила Петровича. Она вышла на крыльцо - и услышала ответ слуги, доносящего от имени молодого барина. Кирила Петрович выслушал его сидя на дрожках. Лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора. <…>».

Затем, после похорон отца, Владимир приказывает поджечь дом, по суду отошедший врагу, и вместе с крестьянами подается в родную кистеневскую рощу, чтобы грабить неправедных помещиков. (Само название имения Дубровского, намекающее на разбойничий кистень, как бы заранее предполагает такой поворот событий.) Отныне он словно перестает быть реальным человеком, мелкопоместным дворянином Дубровским, и превращается в персонажа легенды о Роб Рое. Он полностью обособляется от своего настоящего лица. Поэтому помещицу Анну Савишну Глобову, которая рассказывает гостям Троекурова о Дубровском, явившемся к ней под видом генерала и разоблачившем вора-приказчика, ничуть не смущает, что ее гость был черноволос, как герой Отечественной войны генерал Кульнев, и на вид имел 35 лет, тогда как «настоящий» Дубровский светловолос и юн - ему 23 года. О чем тут же сообщает исправник, зачитывающий приметы Дубровского; повторяется прием «раздвоения» образа, использованный в «Борисе Годунове».

«Все взоры обратились на Анну Савишну Глобову, довольно простую вдову, всеми любимую за добрый и веселый нрав. Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ.

<…> Какой-то генерал просит со мною увидеться: милости просим; входит ко мне человек лет тридцати пяти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде, сущий портрет Кульнева <…> „<…>Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища“. Я догадывалась, кто был его превосходительство <…>

Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно барышни. Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического <…>

И ты, Анна Савишна, полагаешь, что у тебя был сам Дубровский, - спросил Кирила Петрович. - Очень же ты ошиблась. <…> не знаю, почернели ль у него волоса, а <…> был он кудрявый белокуренький мальчик, <…> ему не тридцать пять, а около двадцати трех.

Точно так, ваше превосходительство, - провозгласил исправник, - у меня в кармане и приметы Владимира Дубровского <…>

Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностию и стал читать нараспев:

<…> От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.» («Дубровский»).

Пристав

Кто здесь грамотный?

Григорий (выступает вперед)

Я грамотный.

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями». <…>

<…> А лет ему вору Гришке от роду (смотрит на Варлаама) за 50. А росту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое…

Варлаам (вырывая бумагу)

<…> «А лет е-му от-ро-ду… 20». - Что, брат? где тут 50? видишь? 20.

Во время чтения Григорий стоит потупя голову, с рукою за пазухой.

Варлаам (продолжает)

«А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». («Борис Годунов»).

К этому моменту читатель уже должен догадаться, что Дубровский сидит среди гостей, ибо он пробрался в дом Троекурова под видом учителя-француза Дефоржа, вьшисанного для маленького Саши, сводного брата Марьи Кириловны. (Подробнее о «сцене с медведем», в которой «Дефорж», только что прибывший в дом Троекурова, проявляет героическое хладнокровие и «влюбляет» в себя Машу, см. ст. о ней). Естественно, использованы все сюжетные возможности такого положения. В комнате Дефоржа ночует помещик Спицын, чье лжесвидетельство как раз и позволило Троекурову обобрать Дубровских; мнимый учитель не может удержаться от мести и грабит Спицына, из-за чего спустя несколько дней вынужден бежать. Конечно же, перед исчезновением Дефорж-Дубровский объясняется с Марьей Кириловной, и тут читатель узнает подробность, которая полностью переворачивает ситуацию, наполняет узнаваемые «ходы» авантюрного романа новым смыслом. Читатель должен был предполагать, что разбойник Дубровский пробрался в дом Троекурова, чтобы убить виновника всех своих несчастий, и лишь внезапная любовь к Маше остановила его. Но нет; оказывается, он купил документы у «настоящего» Дефоржа (между прочим, за 10 000 ассигнациями) только ради того, чтобы оказаться рядом с Марьей Кириловной; ради нее он давно простил своего погубителя; его мечта о семейственном счастье (которая пробуждается в сердце героя при чтении писем покойной матери к отцу) куда сильнее, чем жажда мести.

Благородный разбойник превращается в несчастного любовника; несчастного при любом исходе событий - брак с лесным атаманом не сулит возлюбленной ничего, кроме тревоги, испытаний и - в каком-то смысле - позора. Его счастье равносильно ее несчастью, и наоборот, а жизни друг без друга они не мыслят. Потому-то, когда Марья Кириловна, сосватанная за утонченно-сластолюбивого немолодого (в ее глазах - «старого») князя Верейского, просит ее похитить («Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь…»), Дубровский - чья мечта исполняется! - закрывает глаза руками и, кажется, задыхается от невидимых слез. Ситуация ужасна, неразрешима. Но в его сердце все равно «нет места ненависти»; по самоощущению он не атаман, не народный мститель, он - дворянин, он - человек. А социальная жизнь, обрекающая его, - бесчеловечна.

В том-то и состоит истинная трагедия Дубровского, в том-то и заключена истинная вина Троекурова, что честный русский дворянин, романически привязанный к отцу, к дому, лелеющий мечту о семье, поставлен в положение, из которого нет выхода. (Кистеневская роща - это уход, но не выход.) Беспросветная нищета равнозначна социальному самоубийству; подчинение троекуровскому самодурству равносильно потере дворянского (оно же человеческое) достоинства; бунт, во-первых, лишает надежды на счастье, во-вторых, не может быть до конца благородным. Первый же приказ Дубровского - поджечь дом, но открыть переднюю, чтобы успели спастись приказные чиновники, - не выполнен; Архип-кузнец втайне от барина запирает их, «окаянных». Не по личной, душевной злобе (он тут же лезет, рискуя собой, спасать из огня кошку), просто в нем просыпается страшный инстинкт бунтовщика, над которым уже не властна воля барина - «начальника шайки». Если бы не Дубровский - не было бы и бунта, пробуждающего этот ужасный инстинкт.

Недаром в финальной сцене, когда Маша уже безнадежно потеряна для Дубровского (разбойники опоздали, она обвенчана с Верейским и будет ему верна), а первая атака правительственных войск отбита, раненый Дубровский распускает своих кистеневцев. И хотя на прощание он говорит им: «…вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло», - тем не менее вскоре после ухода Дубровского грабежи прекращаются, дороги становятся свободными для проезда.

Что же до самого предводителя шайки, то первоначально Пушкин собирался отправить своего героя в Петербург, где Дубровского ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли… Социальная мысль автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «<…> Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу - не только знак его личного поражения, но и знак поражения России. Дубровский, как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.

Проекция образа Дубровского на другую сословно-культурную почву очевидна в образе разбойника Пугачева в «Капитанской дочке». Н. В. Гоголь (видимо, знакомый с сюжетом неопубликованного романа) при создании «Мертвых душ» полупародийно повторил черты Дубровского в «Повести о капитане Копейкине», безногом офицере-дворянине, герое Отечественной войны (см. сравнение Дубровского с Кульневым в рассказе Глобовой), от безнадежности положения подавшемся в разбойничью шайку.

Образ благородного разбойника-джентльмена Пушкин попробует развить в незавершенном романе 1834–1835 гг. «Русский Пелам» (образы Пелымова, Ф. Орлова).

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Дубровский» (Роман) Пересказ Том первыйГлава IКнигу открывает рассказ о Кириле Петровиче Троекурове и его огромной власти. Далее автор переходит к описанию ссоры между Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским, которого оскорбил один из слуг «старинного русского

Из книги Жизнь и труды Пушкина [Лучшая биография поэта] автора Анненков Павел Васильевич

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

«<Дубровский>» Роман (роман, 1832–1833; полностью опубл. - 1841; заглавие дано

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

ДУБРОВСКИЙ ДУБРОВСКИЙ Владимир Андреевич - главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник».У Дубровского - что в художественной системе Пушкина редкость - есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном суде слушалось дело «О неправильном владении

Из книги автора

Дубровский Сейчас тебе предстоит познакомиться с прозой величайшего из русских писателей, который до этого был известен тебе лишь как поэт. Проза эта совершенна и удивительна. Дело в том, что А. С. Пушкин очень скупо использует эпитеты и почти не прибегает к тропам. Речь

О романе. Роман написан А. С. Пушкиным на основе истории одного бедного русского дворянина, земли которого были несправедливо отобраны, а ему пришлось стать разбойником. Этот случай вдохновил Пушкина на создание произведения в жанре авантюрного романа. Образ и характеристика Дубровского младшего с цитатами, помогут разгадать загадку незавершенности романа и выявить его основную мысль.

Первая встреча с Владимиром

Владимир Андреевич Дубровский – молодой дворянин, офицер, который очень рано потерял мать. Ребенком его отправили на обучение в Петербург. "...Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию..." . Молодой человек ведет веселую жизнь на средства родителя, предаваясь развлечениям и азартным играм. Его мало заботят вопросы о будущем, все, чего он хочет от жизни – удачно жениться. «…Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости» .

Письмо о тяжелом состоянии отца всколыхнуло в нем сыновние чувства, и он отправился домой, в Кистеневку. Здесь он переживает две страшные потери: умирает Андрей Гаврилович, а родовое имение переходит в руки человека, повинного в этом. Испытания помогают характеру Дубровского раскрыться, проявляется невероятная сила духа. Высокое чувство дворянской чести, унаследованное от отца, толкает его на путь мщения. Он не желает, чтобы его дом попал в руки Троекурова, и принимает решение сжечь его дотла. Не ведая, что в помещении заперты судебные исполнители, он вместе со своими крестьянами воплощает задуманное в жизнь. Вследствие этого чиновники погибают. Понимая, что теперь пути назад нет, Владимир с некоторыми своими крестьянами, которые отказываются переходить к Троекурову, организует шайку и уходит в лес. Отныне все его помыслы и дела направлены на месть всем богатым и жестоким помещикам.

Благородный разбойник

Владимир Дубровский, как справедливо указывают исследователи, во многом схож с образом благородного разбойника, героя западноевропейской литературы. Это сходство проявляется в том, что, желая отомстить, молодой Дубровский сжигает за собой все мосты, сознательно становится человеком, преследуемым законом. Он грабит только богатых и подлых помещиков, при этом проявляет благородство по отношению к бедным дворянам (история Анны Савишны Глобовой). Образ молодого разбойника у многих вызывает симпатии, особенно у женского пола. «Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического…» .

Испытание любовью

Дубровский проникает в имение своего врага под видом другого человека, входит в доверие к самому Троекурову, поражая своей смелостью и хладнокровием в схватке с медведем. Владимир влюбляется в дочь своего врага, Марию Кирилловну. Возникает конфликт между чувством личной мести и любовью. И он оставляет мысли об отмщении Троекурову, делая свой выбор в пользу нежных чувств. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства» . Он готов сделать все для счастья Маши, но не успевает спасти ее от ненавистного брака. Ему приходится удалиться, оставив Машу со старым мужем.

Неоконченный роман

Образ Владимира, созданный Пушкиным, олицетворяет собой личность, не предрасположенную к незаконной деятельности, но вступающую на этот путь под давлением обстоятельств. Но к финалу произведения он осознает неправомерность своих действий и просит сообщников раскаяться и бросить это дело. «Он собрал всех своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни. «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».

Дубровский

ДУБРОВСКИЙ - герой романа А.С.Пушкина «Дубровский» (1832-1833). (В черновиках: Андрей Зубровский, Островский.) Владимир Андреевич Д. - офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова - Марию Кириловну, Д. под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага. Д. демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с голодным медведем (одна из шуток Троекурова), хладнокровно приставив к уху зверя пистолет, убивает его, чем покоряет сердце Марии Ки-риловны. Но бежать с Д. Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. В результате случайности (которая в произведениях Пушкина всегда полна значения) герой опаздывает освободить невесту до венца. Д. со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Д. В последней главе Д. распускает шайку и уезжает за границу. Традиция, заложенная В.Г.Белинским, представлять Д. как социального героя, атамана разбойников или борца с несправедливостью обнаруживает противоречие с логикой развития самого образа и действий Д. в сюжете. Кажущаяся незавершенность внешнего сюжета исчерпывается завершенностью судьбы Д. На это указывают ряд современных исследователей, ссылаясь по аналогии на «незавершенность» «Евгения Онегина». Шайка крестьян, грабящих усадьбы и богатых путников, не является для Д. органической средой. Среди них он остается офицером и барином, умеющим командовать. На «ряженость» Д. обращает внимание читателя Пушкин. В черновике он зачеркивает слово «преобразился» и заменяет его словом «переоделся». «Д. до конца остается контурным изображением, не обретая плотности и осязаемости конкретной фигуры» (Н.Петрунина). Кн. Верейский насмешливо называет Д. именем мелодраматического героя - Ринальдино.

В пушкинском повествовании романтический образ разбойника последовательно снижен. Д. не грабит учителя-француза, а, войдя в его положение и уговорив продать свои документы, прощается с ним с пожеланиями, чтобы в Париже француз застал свою матушку в добром здравии. На станцию, где случай свел француза и Д., последний приезжает и уезжает в коляске. Его поведение и облик столь обыденны и не устрашающи, что, когда смотритель, узнавший Д., по его отъезде сообщает жене, кто был их гость, та восклицает: «Бога ты не боишься, Сидорыч. Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Д., а теперь жди, чтобы он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный!» Образ Д. имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника. И.Л.Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах - решение суда об отнятии у отца Д. имения в пользу Троекурова. Честолюбие, пылкий нрав, унаследованные от предшествующего поколения, импульсивность, граничащая с самодурством, толкают Д. на безрассудные поступки, которые оборачиваются преступлением. Удел молодого Д. - каторга или вынужденная эмиграция. Пушкина интересовал не мелодраматический герой-разбойник, а судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

Пушкинский герой и сюжет были воплощены в некогда популярной, а ныне забытой опере Э.Ф.Направника (1895), в которой главную партию исполняли многие знаменитые тенора: от Л.В.Собинова до С.Я.Лемешева. В экранизации романа (1936) роль Д. играл Б.Н.Ливанов.

Лит.: Петрунина Н. Проза Пушкина. Л., 1981.

Все характеристики по алфавиту:

ДУБРОВСКИЙ - герой романа А.С.Пушкина «Дубровский» (1832-1833). (В черновиках: Андрей Зубровский, Островский.) Владимир Андреевич Д. - офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова - Марию Кириловну, Д. под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага. Д. демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с голодным медведем (одна из шуток Троекурова), хладнокровно приставив к уху зверя пистолет, убивает его, чем покоряет сердце Марии Ки-риловны. Но бежать с Д. Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. В результате случайности (которая в произведениях Пушкина всегда полна значения) герой опаздывает освободить невесту до венца. Д. со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Д. В последней главе Д. распускает шайку и уезжает за границу. Традиция, заложенная В.Г.Белинским, представлять Д. как социального героя, атамана разбойников или борца с несправедливостью обнаруживает противоречие с логикой развития самого образа и действий Д. в сюжете. Кажущаяся незавершенность внешнего сюжета исчерпывается завершенностью судьбы Д. На это указывают ряд современных исследователей, ссылаясь по аналогии на «незавершенность» «Евгения Онегина». Шайка крестьян, грабящих усадьбы и богатых путников, не является для Д. органической средой. Среди них он остается офицером и барином, умеющим командовать. На «ряженость» Д. обращает внимание читателя Пушкин. В черновике он зачеркивает слово «преобразился» и заменяет его словом «переоделся». «Д. до конца остается контурным изображением, не обретая плотности и осязаемости конкретной фигуры» (Н.Петрунина). Кн. Верейский насмешливо называет Д. именем мелодраматического героя - Ринальдино.

В пушкинском повествовании романтический образ разбойника последовательно снижен. Д. не грабит учителя-француза, а, войдя в его положение и уговорив продать свои документы, прощается с ним с пожеланиями, чтобы в Париже француз застал свою матушку в добром здравии. На станцию, где случай свел француза и Д., последний приезжает и уезжает в коляске. Его поведение и облик столь обыденны и не устрашающи, что, когда смотритель, узнавший Д., по его отъезде сообщает жене, кто был их гость, та восклицает: «Бога ты не боишься, Сидорыч. Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Д., а теперь жди, чтобы он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный!» Образ Д. имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника. И.Л.Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах - решение суда об отнятии у отца Д. имения в пользу Троекурова. Честолюбие, пылкий нрав, унаследованные от предшествующего поколения, импульсивность, граничащая с самодурством, толкают Д. на безрассудные поступки, которые оборачиваются преступлением. Удел молодого Д. - каторга или вынужденная эмиграция. Пушкина интересовал не мелодраматический герой-разбойник, а судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

Пушкинский герой и сюжет были воплощены в некогда популярной, а ныне забытой опере Э.Ф.Направника (1895), в которой главную партию исполняли многие знаменитые тенора: от Л.В.Собинова до С.Я.Лемешева. В экранизации романа (1936) роль Д. играл Б.Н.Ливанов.

В романе А. С. Пушкина «Дубровский» у каждого из героев, главных и второстепенных, имеются свои черты характера, положительные и отрицательные. Нам показывается потрет каждого из них, дана история героев и их семей и у каждого своя судьба, кто-то наказывается жизнью за свои злодеяния, а кому-то удаётся спастись от справедливого возмездия. В этой статье даны характеристики главных героев романа.

Троекуров Кирила Петрович

Самодовольный деспот-самодур, опьяненный богатством и собственной властью, позволяющей ему безнаказанно издеваться над своими крепостными. Даже по отношению к своим детям Троекуров жесток и своенравен. Его упрямый характер привёл его к ссоре с хорошим другом Дубровским и косвенно повлиял на смерть последнего. Автор в романе винит в такой ситуации не столько богатого помещика, сколько социальное неравенство в России, допускающее произвол дворян, их жестокое и безнаказанное угнетение крепостных крестьян. При этом Троекурова нельзя назвать отъявленным негодяем. Он все же пожалел, что погорячился и сделал попытку к примирению с бывшим другом.

Дубровский-старший

Бывший друг Троекурова, владелец деревни Кистеневка. Давая характеристику этому герою, можно сказать, что это человек бедный, но при этом гордый, благородный и честный, не желающий прощать посягательства на свою честь. Он так и не смог простить Кирилу Петровича за нанесённый ему удар. Он единственный из окружения Троекурова, который не лебезит перед ним и тот уважает в нем эту черту. Андрей Дубровский, жалея слуг Троекурова, высказал мысль, что уж лучше бы Кирила Петрович относился к своим крепостным и служащим так же хорошо, как и к своим псам. Это задело конюха Троекурова, который ответил дерзостью Дубровскому, что поссорило двух товарищей.

Владимир Дубровский

Пожалуй, главный герой романа Пушкина. Сын Андрея Дубровского, благородный разбойник, который отличается смелостью и мужеством. Автор изображает его решительным и сильным персонажем. Услышав плохие новости, он вынужден вернуться к своему отцу из Петербурга, где проходил службу. Он так же, как и отец, не собирается мириться с несправедливостью и прогоняет Кирилу, явившегося мириться. Он не намерен прощать смерть своего отца и мстит богатым и сытым помещикам, помогая бедным и обездоленным. Но Троекурова щадит до поры-до времени, из-за любви к его дочери Маше. Его чувства чисты и искренни, они заставляют его пробраться в дом к Троекурову под именем француза Дефоржа.

Маша Троекурова

Дочь Кирилы Петровича. Это очень милая и добрая провинциальная девушка. Она мечтательна и романтична по натуре. Любит читать и играть на музыкальных инструментах. Она искренне отвечает на чувства Владимира Дубровского и готова с ним бежать по первому его знаку. Но по воле судьбы она обвенчалась со старым князем Верейским. На предложение Дубровского бежать, Маша отвечает, что не решится нарушить святой обет, данный в церкви. У этой девушки черты характера утонченной аристократки.

Князь Верейский

Это богатый сосед Троекуровых, вернувшийся из-за границы. Он влюбился в Машу с первого взгляда и всеми способами пытается поразить её своим богатством. Он человек, уже пресыщенный всеми удовольствиями, которые только можно купить за деньги, а потому и обрюзг и приобрёл отталкивающий вид. Но для Троекурова это идеальный зять и он не слушает мнения своей дочери. Кирила Петрович отдал Машу Верейскому, несмотря на её протесты.

Антон Спицын

Трусливый, бессовестный человек, давший лживые показания на суде против Андрея Дубровского. Из-за его лжи тот потерял своё имение. Спицын теперь все время чувствует страх и даже боится спать один, страшась мести. Он просит уложить его в одну комнату с французом Дефоржем, который славился своим мужеством. Француз, оказавшийся Дубровским-младшим, обирает его до нитки, угрожая пистолетом. Именно Спицын выдает Троекурову, кем на самом деле является Дефорж. Спицын – это портрет самых отталкивающих героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».