Анализ поэтических пейзажей. Анализ поэтических пейзажей Элементы современных образовательных технологий






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель.

Коротко познакомить учащихся с биографией поэта, касающейся детских лет жизни С.Есенина, приступить к изучению особенностей лирики С.Есенина через чтение и анализ стихотворений “Берёза”, “Разгулялась вьюга…”.

  • Ввести учащихся в необыкновенный по своей образности сложный мир души и поэзии С.Есенина.
  • Учить анализу лирического произведения.
  • Показать глубокое чувство родной природы в лирике поэта.
  • Пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Оборудование.

  • Рисунки учащихся прошлых лет к стихотворениям С.А.Есенина.
  • Презентация, выполненная в программе PowerPoint, в которой представлены иллюстрации и фотографии по теме урока, тексты стихотворений, записи музыкальных композиций на стихи С.Есенина.

План урока.

  • Слово о поэте.
  • Чтение и анализ стихотворений “Берёза”, “Разгулялась вьюга…”.
  • Рефлексия.

Ход урока

Слово о поэте (1-11 слайды)

1. Вступительное слово учителя, в котором обозначена тема урока, цель, план работы, др.

Село Константиново – родное село Сергея Александровича Есенина – привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Это необычайной красоты картина. Взору открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры.

Сергей Есенин родился в с.Константиново Рязанской губернии 3 октября 1895 г. Фамилия Есенин – русская, коренная, означает “овсень, осень”, эти слова связаны с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками.

Родители С.Есенина – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна - были крестьяне, жили недружно. Сергей с двух лет был отдан на воспитание богатому деду по матери, который держался суровых религиозных правил, хорошо знал Священное писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития Святых. Он очень любил внука.

Ученик в роли С.Есенина.

Дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и Священное Писание. А бабушка рассказывала мне сказки.

Мальчик жил свободно и беззаботно. Родители не нагружали его тяжёлой деревенской работой. В доме деда жили ещё три его неженатых сына, дядья Сергея, которые своеобразно занимали свободное время мальчика.

Ученик в роли С.Есенина.

Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. В три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега и, как щенка, бросал в воду. Я неумело плескал руками, захлёбывался, а он, вытаскивая меня за шиворот, ругал разными словами.

Неудивительно, что годам к 7-8 Сергей прекрасно плавал и даже заменял своему дяде охотничью собаку, плавая по озёрам за подстреленными утками.

Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, ходил в царапинах и шрамах.

Ученик в роли С.Есенина.

За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка наоборот подзадоривал меня на драки. Бабушка любила меня изо всей мочи. По субботам меня мыли, стригли ногти, маслом смачивали голову, потому что ни один гребень не мог взять мои кудри. Но и масло мало помогало. Я всегда орал благим матом, когда мне расчёсывали волосы.

Так протекало детство Сергея Есенина. Читать он научился в 5 лет, а стихи писал уже в 7-8 лет. Любил декламировать наизусть стихотворения крестьянских поэтов – Никитина, Кольцова, Некрасова, почему-то они его больше привлекали, наверное, потому что проникнуты любовью к Родине.

Сергей рос очень умным и сообразительным мальчиком. Поражало его творческое воображение, умение видеть в любом природном явление родное, близкое, красивое.

Ученик в роли С.Есенина.

Я часто ходил с пацанами в ночное пасти коней. Я видел, как при тихой погоде луна отражается в воде. И когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.

После этого неудивительно, что стихотворения С.Есенина переполнены метафорами, сравнениями и сплошным олицетворением неживого. Есенин обладал способностью в обычном видеть необычное, например: “Поёт зима – аукает” или “А по двору метелица ковром шелковым стелется”, “Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой, подвязалася сосна”.

Не только сама природа, но и атмосфера в семье прививала Сергею творческое воображение. Он чутко улавливал красоту во всём, даже в моменте богослужения, чтения молитв. В этот момент таинственно горели свечи, бросая блики на иконы, на которых были изображены райские сады и строгий лик Исуса Христа.

Ученик в роли С.Есенина.

А ещё хочу сказать, что дед мой любил загадывать загадки, отгадывая их, я приучался думать, развивать воображение и мысль. Вот попробуйте-ка вы сейчас отгадать загадки моего деда:

  1. Голубой шатёр весь мир накрыл (Небо)
  2. Какую траву и слепой знает? (Крапиву)
  3. У кого шапка без головы, а нога без сапога? (Гриб)

Серёжа рос очень добрым мальчиком. Ему одинаково дороги и бездомная собака, и старая дряхлая кошка, и резвый конь – всех он любит и жалеет, воображает, о чём они думают, что чувствуют. Представляет себя мысленно в роли клёна, осины, разговаривает с берёзой.

Вот, ребята, мы очень плавно подошли к знакомству с самым первым напечатанным стихотворением С.Есенина “Берёза”. Вы увидели сегодня, в какой атмосфере, среди какой замечательной природы рос С.Есенин. Сегодня и в последующие годы, изучая творчество С.Есенина, вы увидите, насколько поэт сам сливается с природой, он сам узнаётся в старом клёне, который стережёт голубую Русь. С.Есенина отличает от всех других поэтов острое чувство красоты и умение это своё чувство облекать в совершенную гармоничную форму. Он природу одушевил. Олицетворение – одна из главных черт поэтического мира Сергея Есенина.

Чтение и анализ стихотворения “Берёза” (12-14 слайды).

Не случайно творчество С.Есенина мы начинаем изучать с самого первого стихотворения С.Есенина “Берёза”, т.к. оно было напечатано в детском журнале “Мирок” за 1914 г. и сразу же стало популярным. Это стихотворение у всех на слуху, каждый, кто учился в школе, знает наизусть хотя бы его первые строчки.

Берёза – самое любимое дерево русского народа и “одно из наиболее почитаемых у славян деревьев”. Раньше на Руси Новый год встречали не с ёлкой, а наряжали берёзу, украшая её разноцветными ленточками. Ей посвящено много народных песен. С нею связывались надежды на исцеление от болезней. Берёза – это единственное дерево, которое полностью отдаёт себя людям – и кору, и бересту, и почки, и ветки на веники, и берёзовый сок, и ствол на дрова. Сергей Есенин как истинно русский не мог не уловить красоту этого дерева. Берёза в его стихотворении предстаёт самым прекрасным, самым дорогим деревом. Она как будто находится в самом центре мира, и всё вокруг ощущает родственную связь с ней. Послушайте, пожалуйста, это стихотворение.

Какой образ родился у вас в мыслях, когда вы слушали это стихотворение, что вы представили?

Какой эпитет вызывает ощущение света, чистоты? (Белая)

Белый – в древних памятниках означало причастность к богу: белый ангел, белые одежды. Ощущение светлого, нового.

Какое слово-метафора позволяет представить берёзу одушевлённой? (Принакрылась)

Какие ещё вы видите здесь изобразительно-выразительные средства: метафоры, сравнение, эпитеты, олицетворение?

Такое ощущение, что берёза живёт внутренней жизнью.

На кого похожа берёза? (На девушку)

Берёза сама из себя сотворила чудо. Это такое удивительное дерево, которое способно превратить обычный пейзаж в сказочно-прекрасный. Мы, как и герой стихотворения, попадаем в сказку. Берёза – это сама сказка. (Обратить внимание на картины художников, изображавших берёзу)

Найдите в этом стихотворении строчку, которая указывает на личное восхищение автором необыкновенной красавицей. (Под моим окном)

Видите, как удачно эта фраза вписалась в стихотворение, незаметно, но мы чувствуем, что берёзу увидел и показал нам автор.

А какие определения вы можете подобрать к слову берёза ? (Царственная, гордая…)

В последних строчках упоминается заря – на Руси она воспринималась как божественное явление, как смена тьмы светом, как знак вечного круговорота жизни, и, поэтому, заботливое внимание самой зари ещё больше возвеличивает берёзу. (Найдите эту строчку в стихотворении). Сама заря берёзу серебром обсыпала.

Рефлексия.

Ребята, понравилось ли вам это стихотворение?

Чем понравилось?

Чтение стихотворения учащимися.

Чтение и анализ стихотворения “Разгулялась вьюга…”

Следующее стихотворение, которое мы сегодня с вами прочитаем и проанализируем, называется “Разгулялась вьюга…”. Послушайте, пожалуйста, это стихотворение, подумайте, о чём оно.

  • Какова тема этого стихотворения? (Разгулялась вьюга)
  • Какие изобразительно-выразительные средства помогают понять, что вьюга, ветер и снежинки живые? (Метафоры, эпитеты – разгулялась, с испуга ставни заскрипели, ветер шлёт жалобу, бушует люто, стая снежинок в окно стучится)
  • С чем сравниваются снежинки? (С мотыльками)
  • Какие метафоры помогают почувствовать, что снежинки живые? (И слезами тая, по стеклу струятся)
  • Почему ветер бушует люто? (Его жалобу никто не услышал)
  • Какой образ у вас рождается в мыслях при прочтении этого стихотворения, т.е. какая картинка возникает у вас перед глазами? (Возможно – это вьюга в человеческом образе и снежинки бьются в стекло, плачут)
  • В чём заключается смысл, т.е. идея этого стихотворения? (Во время вьюги всем плохо: и елям, и ставням, и даже ветру и снежинкам)

Рефлексия.

Ребята, понравилось ли вам это стихотворение?

Чем понравилось?

Чтение стихотворения учащимися.

Понравился ли вам урок?

Что вы узнали сегодня на уроке?

Что вам больше всего запомнилось?

Почувствовали ли вы необыкновенность есенинской лирики?

Какие вы ещё знаете стихотворения С.Есенина?

Звучит фонограмма песни на стихи С.Есенина “Отговорила роща золотая…)

Мне хочется закончить урок замечательными словами В.П.Астафьева:

“Слушаешь есенинские строчки, и от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то бежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце. Какая очищающая скорбь”.

Домашнее задание (15 слайд).

1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение С.А.Есенина.

2. Создать рисунок к любому из этихстихотворений.

В оставшееся время слушаем фонограмму песни “Поёт зима, аукает”.

Используемая литература.

1. Есенин С.А. “Черёмуха”. Стихи. М.: Детская литература. 1989 г.

2. Есенин С.А. “О себе”. Из сб. Егоровой Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс, 1 полугодие. М.: ВАКО, 2005 г.

3. “Литература в школе”: №7/1998 г., №4/2001 г., №2/2004 г., №6/2004 г., №9/2004 г.

4. “Уроки литературы”: №3/2004 г.

Литературу можно определить как живопись словом, потому что невозможно изобразить невидимый мир души человека без живописного изображения явлений внешнего мира. Ведь именно через отношение к внешнему миру проявляются чувства человека, его мироощущение.

Писатели и поэты воссоздают видимый мир с помощью словесных образов, воплощающих его мысль и развивающих воображение читателя. И здесь все зависит от того, насколько «обозрим» этот образ, насколько развито образное видение читателя. Смотреть и видеть - какая разница между этими понятиями? Способность смотреть дается с рождения, а способность видеть приобретается, зависит от эстетического опыта человека. Эта способность формируется прежде всего целенаправленным знакомством с произведениями искусства, а в литературе - с целью научить учиться видеть красоту внешнего мира, воссозданную словом.

Поэзия существует во времени, раскрывает характер действия или состояния природы в движении. Целостность поэтического восприятия мира проявляется во всем многообразии его красок - живописных и звуковых.

В русской поэзии пейзажная лирика представлена широко и многопланово. Красота русских полей и лесов в разные времена года, свежесть летнего утра и таинственность вечера, величие гор и вольные разливы рек… В стихах Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Есенина и Пастернака - это не только живописные картины, не только прекрасные зрительно-слуховые образы внешнего мира: это еще и способ воссоздания тончайших движений человеческой души. Поэт видит явления внешнего мира по-своему, его восприятие природы всегда индивидуально, образы - неповторимы. Предлагая свое видение, поэт раскрывает внутреннюю сущность изображаемого предмета и вместе с тем оставляет простор для читательского воображения.

Пример сопоставительного анализа двух лирических зимних пейзажей - в стихотворениях Сергея Есенина и Бориса Пастернака.

С.А.Есенин

Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.

А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стеклам льются.

Жалобу кому-то
Ветер шлет на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.

А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.


Как вы определите основной эмоциональный тон стихотворения, его настроение?

Как оно создается?

Каков сквозной художественный образ стихотворения?

Внимательно перечитаем каждую строфу.

В чем особенность художественного пространства, запечатленного в первой строфе? Вьюга - «разгулялась». Данная метафоравоссоздает простор, подчеркивает характер движения настолько широкого, что это рождает ощущение незащищенности, пугает (комментарий деталей картины).

И вдруг пространство резко сужается до масштабов окна - возникает другой образ (неслучайно вторая строфа, как и четвертая, начинается с противительного союза а ).

Посмотрите, как меняется лексика, меняются морфологические формы метафорического образа: «снежинки мотыльками бьются…», «слезинки… льются».

Как изменилась интонация стихотворения? Охарактеризуйте ее.

В третьей строфе действие вновь вырывается на простор - «ветер … бушует люто». Но общее восприятие силы стихии уже смягчено: и объяснением действия (шлет жалобу) и его безрезультатности (не услышал кто-то), и неопределенностью жалобы (кому-то… на что-то).

В четвертой строфе - вновь возникает метафорический образ снежинок, но это уже не легкое движение «мотыльков», тающих и превращающихся в слезинки…

А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.

Объясните смысловую разницу в употреблении слов: слезинки - слезы; льются - струится. Нужно отметить, что эмоциональный характер действия стал более определенным, активным; детали картины укрупнились.

И противостояние двух разномасштабных сил природы обретает некую гармонию, общий эмоциональный настрой, в котором причудливо и тревожно объединяется ощущение величия и красоты природы - в большом и малом. Именно здесь проступает чувство сопричастности всему живому - проникновенное есенинское чувство.

Анализ произведен на лексических изобразительных средствах, потому что в данном стихотворении эти языковые средства играют основную роль в создании художественного образа. Цветовых эпитетов здесь нет, но общая цветовая гамма картины легко дорисовывается благодаря привычному облику ее деталей (вьюга, снежинки), - белая, с синеватым оттенком…

Все это подчеркивает одно: это есенинское восприятие зимы, отражающее особенности мироощущения поэта.

Б.Л.Пастернак

Снег идет

Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь - не ждет.
Не оглянешься, - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и Новый год.

Снег идет густой, густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой.

Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Уже в названии стихотворения выделен его лейтмотив. Выразительно прочитав стихотворение, проследим, сколько раз повторяется это словосочетание, в каких строфах.

Как возникают в контексте строфы разные смысловые оттенки слова?

Сочетание «Снег идет» повторяется в трех первых строфах и в трех последних. Его нет в «середине» - четвертой и пятой строфе.

Почему? Может здесь проходит условное разделение стихотворения на две части?

Чем они отличаются друг от друга?

В первой части - живописная картина снегопада. Определяя цветовую гамму картины, сразу выделим противопоставление-антитезу: снежинки (белые звездочки) - цветы герани ; белый снег - черная лестница.

Все краски, линии, движения - таинственны: «все в смятеньи, Все пускается в полет, но в целом это реальные картины снегопада. Далее идет новое сравнение «словно падают не хлопья» перерастает в неожиданный образ:
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

«Небосвод в заплатанном салопе» - подчеркнуто заземленная деталь («салоп» - устаревшее слово, обозначающее широкое женское пальто).

Еще одно сравнение, рождающее очень «бытовые» ассоциации -
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Обращаем внимание на повторяющийся глагол «сходит».

И вдруг - начало пятой строфы:
Потому что жизнь - не ждет.
Не оглянешься, - и святки…

В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

И, может быть, осознание этой неостановимости времени и приводит «все в смятенье», придает особое очарование снегопаду, когда «все пускается в полет» ? Такая подсказка будит и воображение, и мысль читателя.

Обратим внимание на лексический лейтмотив, создающий особую плавность движения, подчеркнутую беспокойным, немного тревожным ритмом хорея: «Снег идет, снег идет…». Это повторение усиливает ритмичность и безостановочность движения. В последней строфе ключевые слова повторяются трижды:
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи…

Так в единое поэтическое целое воссоединяются обе части стихотворения: и движение времени, и живые краски снегопада, когда в смятении снежных хлопьев соединились все предметы внешнего мира -

Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Таково поэтическое видение Бориса Пастернака, а в чем-то и отражение нашего мировосприятия. Только поэт всегда находит более точную и одновременно более оригинальную форму его выражения.

Метафоричность поэтического слова позволяет увидеть его потайной, скрытый смысл. Важнейшее свойство поэтического слова - его способность концентрировать в малом - большое. Разве есенинский образ - «страна березового ситца» - не образ России?

Итак, что придает поэтическому пейзажу одухотворенность? В чем «тайна ремесла» поэта?

Наверное, прежде всего - в умении видеть необычное в обычном, видеть по-своему. Умение слышать - вслушиваться в звуки жизни и «переводить» их на язык слов. Умение брать темы, образы у жизни. Поэзии в высшей степени доступен весь мир, все проявления жизни. Каждый поэт выбирает то, что волнует его, что требует поэтического отклика.

«Тайна ремесла» поэта - в умении понимать и раскрывать красоту этого мира, в умении передавать свою радость познания красоты читателю и вызывать ответную радость познания и наслаждения красотой. А это есть высшее назначение искусства.

Приложение

С.А.Есенин

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли. С испуга

Ставни заскрипели.

А в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стеклам льются.

Жалобу кому-то

Ветер шлет на что-то

И бушует люто:

Не услышал кто-то.

А снежинок стая

Все в окно стучится

И слезами, тая,

По стеклу струится.


Б.Л.Пастернак

Снег идет

Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь - не ждет.
Не оглянешься, - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и Новый год.

Снег идет густой, густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой.

Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

«Разгулялась вьюга» Сергей Есенин

Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.

А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стеклам льются.

Жалобу кому-то
Ветер шлет на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.

А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.

Анализ стихотворения Есенина «Разгулялась вьюга»

Произведение, включенное в современные школьные учебники, увидело свет на страницах детских журналов. Исследователи указывают разные даты выхода периодических изданий: 1914 или 1918 г. До конца не решен вопрос авторства. Стихотворение было подписано псевдонимом «Сергей Молот», и некоторые литературоведы склоняются к мнению, что под вымышленной фамилией скрывался другой поэт, Платон Стежкин.

Первая строчка зачина ясно определяет основную тему произведения. Лирический герой описывает картину зимней непогоды, которую наблюдает из окна. Внимание субъекта речи привлекает сильный ветер: под натиском снежных вихрей «до земли» сгибаются деревья и скрипят ставни. Все природные образы начального катрена олицетворены. Начав с бытовой формулы «разгулялась непогода», где художественный прием существует в стертой форме, автор наделяет оконные затворы способностью испытывать страх перед порывами ветра.

Центральный образ второго четверостишия - снежинки. Сначала они уподобляются мотылькам. Работая над тропом, поэт опирается на особенности поведения насекомых. Траектория движения белых хлопьев напоминает танец мотыльков у ночной лампы: кристаллы льда под воздействием ветра тоже кружатся и бьются в стекло. Превратившись в капли воды, снежинки получают новое наименование - «слезинки». В этом случае важным оказывается свойство текучести, выраженное глаголом «литься».

В третьем катрене лирическое «я» возвращается к образу ветра. Если в зачине читателю были представлены лишь следствия «работы» вьюги, то в этом фрагменте ветер становится центральным элементом художественного пространства. Он тоже персонифицируется, сначала получая свойство жаловаться, а затем - сердиться, бушевать «люто». Истинные причины гнева природы непонятны человеку: последний сталкивается лишь с результатом - разгулом стихии, но о скрытых мотивах, приведших к нему, может только догадываться. Ощущение отчужденности субъекта речи от внешнего процесса передано при помощи неопределенных местоимений.

Мотивный комплекс финального эпизода повторяет содержание второго катрена. Прибегая к рефрену, автор акцентирует внимание на продолжительности погодного явления, оставляя его окончание за рамками лирического сюжета.

Тема зимней непогоды объединяет анализируемый текст с произведением « », однако образное наполнение последнего представляется более разнообразным и многогранным.

3 класс «Планета знаний» Сергей Есенин «Разгулялась вьюга…» Ахмедова Марина Алексеевна учитель начальных классов МБОУ Барвихинская СОШ

Эмоциональный настрой. Чтобы у всех сегодня было хорошее настроение, начнём урок литературного чтения с чистоговорки. Раз, раз, раз, мы пришли сегодня в класс Оз, оз, оз, был не страшен нам мороз! Ла, ла, ла, вьюга тропки замела, Ра, ра, ра, снег убрала детвора

Вы прослушали музыкальное произведение и рассмотрели картину, чем они похожи? -Что вы видите на картине? -Какие цвета использует художник? -Какое настроение вызвала у вас эта картина? -А как музыка помогла вам понять настроение художника? -А могут ли стихотворения передавать это настроение? -Строки каких стихотворений подходят к этой картине? -

Сергей Есенин Поэт умел видеть красоту во всем, что его окружает. Стихи сами лились из его души. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности: Чарующую синеву очей – у бездонных озер; Золото волос – у российских нив. Красив как Иван-царевич.

К тому же простой деревенский человек, мечтатель, мягкий парень. Он очень любил свою маму и Родину. Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он просто себя не мыслил.

ТЕМА УРОКА: Если ветер снег принёс, Заморозил тебе нос, Не дрожи с испуга, Разгулялась … вьюга - Назовите синонимы к слову «вьюга». -Чем опасна вьюга?

Словарная работа: Разгулялась- Бушует- Люто- Струится- Мотыльки-

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ “ снежинки мотыльками бьются ” Обобщение И зображение неодушевленных предметов, при котором они получают свойства живых существ – могут говорить, думать, чувствовать, – называется олицетворением.

Работа в парах. Подумайте, как поэт в этом стихотворении “оживил” снежинки, ветер, ставни. Найдем олицетворения в четверостишиях. Запишите ответы в тетрадях, приготовьтесь читать.

Синквейн (вьюга) это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. -Прочитайте ваш синквейн.

Источники http:// www.vbratske.ru/i/bratsk_news/13370622767249.jpg http:// www.art-apple.ru/albums/vector-school/schoolbooks.jpg http://www.abc-ufa.ru/writable/_ uploaded/library.gif