Семинар – практикум для родителей «Формирование фонематического восприятия через игру. Советы родителям по развитию фонематического восприятия Развитый речевой слух позволяет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 000 «Аистенок»

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Дидактические игры и упражнения для развития фонема тического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста.

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ № 000 Егорова Оксана Валерьевна

Ульяновск

Игра «ЭХО»

Цель: Упражнять фонематический слух и точность слухового восприятия.

Ход игры:

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”)

Игра «ЖИВАЯ АЗБУКА»

Цель: Развивать звуковое различение.

Ход игры:

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.


Игра «ПУТАНИЦА»

Ход игры:

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

Игра «ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО»

Цель: Развивать фонематический слух и звуковой анализ слов.

Ход игры:

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырех буквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

Игра «ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход игры:

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот, повторяет услышанное на ухо, следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Цель: Развивать слуховое внимание, учить отчетливо, произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию.

Ход игры:

Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» - спрашивает он. Дети: «Лягушонок».- Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка громко».


Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

Игра: «КРАСНЫЙ - БЕЛЫЙ»

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Ход игры:

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

Игра: «НАЗОВИ СЛОВО»

Цель: Закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с заданным звуком.

Ход игры:

Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Игра: «ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Цель: Закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить выделять их из группы слов, развивать фонематический слух.

Ход игры:

Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Игра: «НАЙДИ ПАРУ»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Игровой материал:

1. Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 шт.). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

Коза-коса мишка-мышка кит-кот

Трава - дрова крыша-крыса усы-осы

Катушка-кадушка каска-маска ком-сом

Уточка-удочка мак-рак дом-дым

Ход игры на занятии:

Воспитатель перед детьми диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе воспитателя. Предлагает поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: « Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Воспитатель вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Коса-коза»). Затем воспитатель передвигает стрелку на следующую картинку.

Ход игры вне занятия:

Каждый играющий получает по одной - две картинки. Воспитатель устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.

Игра: «включи телевизор»

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнегозвука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов их трех-четырех букв.

Игровой материал:

Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа - изображение телевизора; за экраном - карман (для демонстрации картинок). Предметные картинки и карточки с буквами. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

Ход игрового упражнения на занятии:

Воспитатель объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах - названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

Воспитатель вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.

Дети выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Слова, которые можно составить по первым звукам: ком (кошка, ослик, мак), кот (ключ, обруч, топор), рак (рыба, арбуз, курица), шар (шишка, арбуз, рыба), сом (сани, осы, молоток), роза (рысь, обруч, заяц, автобус), ваза (волк, апельсин, замок, ананас).

Слова, которые можно составить по последним звукам: ком (замок, ведро, сом), кот (молоток, кресло, самолет), рак (топор, пила, волк), шар (ландыш, юла, трактор), сом (автобус, пальто, ком), утка (кенгуру, вертолет , носок, лодка).

Игра: «ПОКАТАЕМ НА МАШИНЕ»

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука С в словах; учить выделять на слух наличие данного звука в слове.

Наглядный материал: Игрушки, в названии которых есть звук с(сь): слон, собака, лиса, поросенок, гусь, а также другие игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина и т. д.

Ход игры:

Педагог показывает игрушку и просит несколько детей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»).

Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с(сь) в словах, определяли на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон)

Семинар – практикум для родителей

«Формирование фонематического восприятия через игру»

Цель: Познакомить родителей детей с понятием «Фонематическое восприятие», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать некоторые виды игровых заданий, помочь родителям ими овладеть.

План:

1. Что такое фонематическое восприятие, фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?

2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

3. С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы (практическая часть).

4. Подведение итогов, вопросы родителей.

5. Советы логопеда по подготовке детей к обучению в школе

Ожидаемый результат: Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно…»

Л.С.Выготский

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

слух и фонематическое восприятие;

моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.

Сегодня мы подробнее рассмотрим роль слуха в частности фонематического восприятия, в формировании речи детей.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес). Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне. Здесь нарушены, как перцептивная, так и сигнификативная функции, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

 Правильно произносить звуки;

 Четко произносить слова;

 Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

 Успешно освоить письмо и чтение.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов, обратите внимание на данную схему – это так называемая «Логопедическая лесенка» которая широко используется логопедами.

Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

И в заключение хочу отметить, что правильное произношение у детей зависит от фонематического слуха, развитие которого происходит только при общении с взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы Вы следили за своей речью, говорили четко и ясно. Однако многие родители не обращают внимания на невнятную речь ребенка, некоторые даже умиляются и начинают сюсюкаться со своими детьми, подделываются под детскую речь, употребляют слишком много слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, что тормозит речевое развитие ребенка. Есть родители, которые просто не замечают недостатков в произношении некоторых звуков.

Помните, что у ребенка с недостатками произношения затрудняется общение с незнакомыми взрослыми и с детьми, которые могут не понять его и посмеяться над ним. Такие дети нередко становятся замкнутыми и раздражительными, с трудом находящими место в кругу сверстников и испытывают большие трудности при обучении в школе. Благодарю за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Этапы работы по развитию фонематического слуха

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери

и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

Подготовила учитель-дефектолог: Михалёва Е.В.

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов.

Родители будущих первоклассников примерно за год до первого звонка начинают всерьёз задумываться о подготовке ребёнка к школе. Принято считать, что готовность к школьному обучению определяется умением считать, складывать и отнимать числа в пределах десяти, читать слова по слогам.

На самом деле всё гораздо сложнее. Ребёнок перед поступлением в школу не только должен быть готов к обучению на физиологическом уровне, но и являться психологически зрелым для освоения столь сложного процесса как овладение письменной речью.

Нельзя не отметить, что процесс овладения письменной речью сводится к освоению чтения, а затем и письма. Чтобы перейти к изучению письменной речи, необходимо в достаточной мере владеть речью устной.

Устная речь - это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Усваивая родной язык дошкольники, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. В дошкольном возрасте основной упор делается на становление правильного произношения. Под правильным произношением понимается чёткая артикуляция, верное произнесение всех звуков, понятная речь без «скомканных» окончаний и неправильных исковерканных слов.

Письменная речь - это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Письменная речь обращена на зрительное восприятие.

Чтение и письмо - это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?

Во-первых , произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…

Во-вторых , у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…

В-третьих , грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…

В-четвёртых , достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…

В-пятых , ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…

В-шестых , должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

Необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это - наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению, как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

У детей, собирающихся пойти в школу, важно развивать фонематический слух. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей его формирование происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. А именно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Другими словами умение слышать есть данный звук в слове или нет.

Различать близко звучащие, но разные по значению слова. (Палка - Балка, Почка - Бочка.

Различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

Совершенствование речевого слуха.

Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Таким образом, умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Развитие неречевого слуха . На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков.

на распознание:

  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
  • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги); без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
  • Упражнения включают задания
  • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
  • Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

отгадай, что звучит
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

солнце или дождик
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

разговор шепотом
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

посмотрим, кто говорит
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

слышим звон и знаем, где он
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания,

Не менее важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом . Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать, РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

подскажи словечко
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

маленький учитель
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

услышишь - хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

внимательный слушатель
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

нужное слово
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

сложи звук
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма;[н][о][с] - нос.

скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

Освоение ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии:

знакомство со звуком,

дифференциация звуков,

знакомство с буквой.

Конева Ольга Александровна

Муниципальное образовательное автономное учреждение психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Диалог» г. Шимановска»

Ещё десять лет назад на логопунктах при детских садах самым распространённым речевым заключением было фонетическое нарушение речи (ФНР), которое характеризуется дефектным произношением одного или нескольких звуков при сохранном физическом и фонематическом слухе. Данное речевое нарушение проявляется в отсутствии или искажении звуков. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и основную группу детей, состоящих на логопедическом учёте, составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В чём же заключается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)? ФФНР - это нарушение звукопроизношения, причиной которого являются дефекты восприятия, недоразвитие фонематического слуха. Физиологический слух у таких детей в норме. Нарушения проявляется в том, что дети неправильно произносят звуки близкие по акустическому признаку - звонкие и глухие (в-ф, д-т, б-п..), мягкие и твёрдые (к-кь, г-гь..), шипящие и свистящие (ш-с, ж-з). Дети с трудом могут выделить заданный звук из ряда звуков, затрудняются повторить цепочки слогов (па-ба, па-ба-па, та-да, та-да-да..), определить наличие звука в слоге, слове.

Фонетико-фонематическое недоразвитие вызывает трудности в овладении языковым анализом и синтезом. Ребёнок не может назвать слово, произнесённое по отдельным звукам (С-О-Б-А-К-А - это собака), и наоборот, затрудняется произнести заданное слово по звукам. При наличии большого количества нарушенных звуков у ребёнка страдает слоговая структура слова. Дети затрудняются произнести слова со стечением согласных: клубника, термометр, двери и др. ФФНР всегда влечёт за собой сложности в овладении навыками чтения и письма.

Чтобы исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи необходимо обратиться за помощью к специалисту - логопеду.

Как же могут родители помочь своему ребёнку преодолеть данный вид речевого нарушения?

Во-первых, можно предложить игру «Где звучит?» . Мама может взять любой звучащий предмет (колокольчик, бубен, баночку с витаминами) и предложить ребёнку показать рукой направление звука. Когда ребёнок научиться правильно показывать нахождение звучащего предмета, можно предложить игру «Что звучит?» . Для этого возьмите несколько предметов (начинать лучше с 2-3, постепенно увеличивая количество), игрушки, издающие звуки, шуршащую бумагу, ключи, ножницы. Ребёнок должен назвать звучащий предмет с закрытыми глазами. Усложняя игру, возьмите одинаковые коробочки (можно пустые баночки от витаминов) и насыпьте туда различные сыпучие продукты (крупы, сахар, зёрна кофе). Сначала предложите ребёнку послушать и запомнить что как звучит. Пусть он сам попробует погреметь этими баночками, заглянет внутрь, увидит содержимое. А потом, с закрытыми глазами назовёт вам, что же звучало. Поверьте, для каждого ребёнка это очень увлекательное занятие!

После игр на узнавание неречевых звуков можно предложить ребёнку следующие игры.

Игра на узнавание звуков животных «Кто как кричит?». Для этого можно воспользоваться аудиозаписью голосов животных. Ребёнок должен узнать животное, показать соответствующую игрушку, имитируя голос животного. Например, это корова, она мычит - му, это кошка, она мяукает - мяу…

Игра, которая обязательно понравится вашему ребёнку «Доскажи словечко» . Мама рассказывает небольшое двустишие и просит ребёнка закончить его.

Мы возьмём цветочек

И сплетём … (веночек).

Не беда, если с первого раза ваш ребёнок не подберёт нужного слова. Повторяйте такую игру как можно чаще, и вы заметите, что вашему малышу всё легче удаётся подбирать слова к новым стишкам.

Игра «Смотри в оба» . Предложите ребёнку найти в доме предметы, начинающиеся на определённый звук. В игре «Художник» попросите ребёнка нарисовать предметы, в которых заданный звук стоит в конце (начале, середине) слова.

В игре «Бусинки» можно поучаствовать всей семьёй, называя по очереди слова на заданный звук. Например: рак - рука - ракета - робот… (придумайте свои варианты этой игры).

«Сложи словечко» - игра, которая поможет развить у вашего ребёнка навыки звукового анализа и синтеза. Мама произносит слово по звукам, а ребёнок называет, какое слово получилось. Начинать лучше с маленьких слов (ЛУК, ЛАК, МАК, РАК), постепенно усложняя слова. Можете поменяться ролями.

С помощью таких игр вы не только поможете своему ребёнку преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие речи, но и подготовите его к школе.

Ещё по данной теме:

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова. При помощи слов ребёнок общается со взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения. К пяти годам ребёнок уже может критично относиться к своей речи. Он может понимать, что говорит неправильно и стесняется этого. Это может послужить причиной отказа от общения со сверстниками, ребёнок замыкается в себе. Он старается поменьше говорить, на вопросы отвечает односложно и не принимает участия в речевых играх. Если не заниматься коррекцией звукопроизношения в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом. Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Предложенные ниже игры я использую для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. 1. Пальчиковая игра «Гроза» Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания. Взрослый читает слова игры, а ребёнок выполняет движения соответственно тексту. Закапали капли (стучит по столу двумя указательными пальцами). Идёт дождь (тихо стучит четырьмя пальцами обеих рук). Он льёт, как из ведра (громко стучит четырьмя пальцами). Пошёл град (стучит косточками пальцев, выбивая дробь). Гремит гром (барабанит кулаками по столу). Сверкает молния (рисует пальцами молнию в воздухе, издаёт звук ш). Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину). Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг). 2. Послушай и назови нужное слово. Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте. Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребёнок должен назвать слова, в которых есть заданный звук. Ж - Жук жужжит в железной банке – Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука. З – Заяц, заяц, чем ты занят? – Кочерыжку разгрызаю. – А чему ты, заяц рад? – Рад, что зубы не болят. 3. Игра «Шутки-минутки» Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора. Взрослый читает строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребёнок находит ошибку и исправляет её. Хвост с узорами, Сапоги со шТорами. КОт плывёт по океану, КИт из блюдца ест сметану. Божья короБка, полети на небо, Принеси нам хлеба. Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. 1. «Отвечай – не торопясь». Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком. Предложить несколько заданий на сообразительность: -Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. -Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …) -Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …) -Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) -Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) -Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …) 2. «Исправь ошибки Незнайки». Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения. Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки. КоСа прыгнула через забор. КоЛова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. КоЧка ловит мышку. СобаХа сторожит дом. 3.«Готов ты идти в школу?» Отвечаем на вопросы: -Какой первый (последний) звук в слове собака? -Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук? -Сколько слогов в слове кошка (корова)? -Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных. МБДОУ МО г. Краснодар « Детский сад №5» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Готовим детей к школе Советы родителям по развитию фонематического слуха 4. «Поймай слово». Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-ЧК-А – бабочка… 5. «Разбросай слово» Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Взрослый предлагает ребёнку разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – ДО-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А… Составитель: учитель – логопед С.А.Рассовская