Презентация по истории на тему "александр македонский". Презентация к уроку истории "александр македонский" Проект на тему александр македонский

Слайд 2

После смерти Филиппа правителем Македонии в возрасте 20 лет стал его сын Александр Македонский

(356-323 годы до н. э.).

За недолгие 33 года жизни Александр создал самую обширную державу, не потерпев ни одного поражения за 11 лет походов на Восток.

Филипп Македонский

Олимпиада

Слайд 3

Образованием Александра занимался величайший ученый того времени Аристотель. Он сумел привить способному мальчику интерес не только к политике и военному делу, но и к медицине и к естественным наукам.

«Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно».

Уже в детстве Александра отличали смелость и безграничное честолюбие.

«Во вселенной бессчетное множество миров, а я еще и одного не завоевал».

Филипп всегда старался воздействовать на Александра скорее убеждением, чем приказом.

Аристотель

Слайд 4

Македонская армия

Слайд 5

334 год до н.э. – битва у реки Граник

Позиция персов была очень выгодной, один из лучших македонских полководцев, Парменион, засомневался в успехе. Он советовал отложить сражение и дождаться, пока персы уйдут с высокого обрывистого берега.

«Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка, - ответил Александр. - Трубите к наступлению!».

Слайд 6

В этой битве у Александра сломалось копье и он попросил другое у своего стремянного. Но оказалось, что и у того в жаркой схватке копье сломалось, и он дрался лишь оставшейся половинкой. Тогда один из конников отдал Александру свое копье.

Александр взял его и, увидев, что зять царя Дария, Митридат, выехал далеко вперед, ведя за собой персидских всадников, бросился вперед и сбросил Митридата копьем на землю.

В это мгновение на Александра кинулся один из персов и ударил его по голове кинжалом. Он разрубил царский шлем и вновь занес клинок, но друг Александра – Клит, прозванный Черным, опередил его и пронзил врага копьем…

Арриан о битве у Граника

Слайд 7

Победа у реки Граник

Победа у реки Граник открыла Александру путь в глубь Азии. Большинство малоазийских городов добровольно открыло ворота победителю, в том числе Сарды и Гордий, столицы Лидии и Фриги.

Слайд 8

Гордиев узел

Фригийский царь Гордий принес в дар храму Зевса колесницу. К ее дышлу было привязано воловье ярмо - привязано таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Оракул предсказал, что человек, который распутает гордиев узел, овладеет всем миром.

И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности Александр Македонский. Молодой воин вошел в старый храм, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив меч, рассек его одним ударом.

Мы называем гордиевым узлом любое запутанное дело, трудно разрешимый вопрос. «Разрубить гордиев узел»: смело, энергично решить сложное дело.

Слайд 9

333 г. до н.э. - битва при Иссе

Персидский царьсобрал огромную армию и двинул ее навстречу грекам. Александр снова разбил персов. Дарий III бежал с поля боя. В плен к Александру попали мать, жена и две дочери персидского царя.

Перед битвой с персами Александру донесли, что многие его воины заранее тайно сговорились разделить между собой добычу.

Александр неожиданно обрадовался и сказал:
«Вот решение мужей, уверенных в победе»!

Слайд 10

332 г. до н.э. – осада Тира

Осада Тира длилась полгода. Александр подогнал к городу боевую технику – баллисты, тараны, башни. Под их ударами стены рухнули, город пал, был разграблен и сожжен. Жителей обратили в рабство.

Слайд 11

В 332 г. до н.э. Александр направился в Египет. Египтяне встретили его как освободителя от персов. Жрецы объявили его фараоном, сыном бога Амона.В дельте Нила царь основал новый город – Александрию.

Слайд 12

Слайд 13

331 г. до н.э. – битва при Гавгамелах

Дарий III предложил мир Александру.Персидский царь готов был отдать ему в жены дочь и половину царства – все земли до Евфрата.

«Будь я Александром, - сказал на военном совете седой Парменион, - я принял бы эти условия!».

Но юному царю полцарства было мало.

«Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!» - ответил он.

Слайд 14

Как вы думаете, каковы были причины победы Александра Македонского над персами?

1. Армия персов состояла из наёмников, которые не были заинтересованы в результатах военных операций.

2. Покоренные персами народы часто вставали на сторону македонской армии, желая обрести свободу.

3. Полководческий талант Александра Македонского и его вера в победу играли важную роль в разгроме персидской армии.

Слайд 15

Персия была разгромлена.

Но поход на Восток был продолжен. Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане, на территории современных Афганистана, Таджикистана и Узбекистана.

Слайд 16

Став властителем Азии, Александр изменился. Он перестал смотреть на персов как на покорённый народ и стал стремиться уравнять победителей с побеждёнными и соединить их в единую монархию. Он потребовал от своих соратников заключить браки с персиянками, принять восточные обычаи, в частности - целование ног царя.

Слайд 17

Битва при Гидаспе оказалась последним крупным сражением Александра Македонского.

325 г. до н.э. - битва при Гидаспе

Слайд 18

«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом - мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой - стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании - камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты». (Плутарх)

О каких качествах Александра свидетельствуют следующие факты?

Слайд 19

О каких качествах характера Александра Македонского свидетельствуют фразы?

«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».

«Чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью стремишься к тому, чего у тебя нет. Война у тебя рождается из побед».

«Войны зависят от славы, и часто ложь, которой поверили, становится истиной».

«Не может быть двух солнц на небе и двух владык на земле».

«Участь царей - делать хорошее, а слышать дурное».

«Вижу, что будет великое состязание над моей могилой».

Слайд 20

Использованные источники

Маньковская. Образование и распад державы Александра Македонского.

Субботина.Поход Александра Македонского на Восток.

Посмотреть все слайды

  • Работа Федотовой Светланы
  • Александр Македонский
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
  • АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
  • (Александр III Великий) (Искандер Зулькарнейн) (356г до н.э., Пелла,
  • Македония - 13 июня
  • 323г. до н. э., Вавилон),
  • царь Македонии, великий полководец, создатель крупнейшего государства древнего мира.
  • Наследник Филиппа II.
  • Александр Македонский
Сын македонского царя Филиппа II
  • Сын македонского царя Филиппа II
  • и царицы Олимпиады.
  • Александр получил прекрасное для своего времени образование, его воспитателем с 13 лет был Аристотель.
  • Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера.
  • Военную подготовку он прошел под руководством отца.
  • Уже в юные годы он продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству.
  • В 338г до н.э. личное участие Александра в битве при Херонее во многом решило исход битвы в пользу македонян.
  • Наследник Филиппа II
Юность наследника македонского престола была омрачена разводом родителей.
  • Юность наследника македонского престола была омрачена разводом родителей.
  • Вторичная женитьба Филиппа на другой женщине (Клеопатре) стала причиной ссоры Александра с отцом.
  • После загадочного убийства царя Филиппа в июне 336г до н. э. 20-летний Александр был возведен на престол.
  • Юность
Главной задачей молодого царя стала подготовка к военному походу в Персию.
  • Главной задачей молодого царя стала подготовка к военному походу в Персию.
  • В наследство от Филиппа он получил сильнейшую армию Древней Греции, но Александр понимал, что для победы над огромной державой Ахеменидов понадобятся усилия всей Эллады.
  • Ему удалось создать панэллинский (общегреческий) союз и сформировать объединенное греко-македонское войско.
  • Поход на восток
Элиту армии составляли телохранители царя (гипасписты) и македонская царская гвардия.
  • Элиту армии составляли телохранители царя (гипасписты) и македонская царская гвардия.
  • Основой конницы были всадники из Фессалии. Пешие воины носили тяжелые бронзовые доспехи, главным оружием их было македонское копье - сарисса.
  • Общая численность пехоты составляла 30 тыс. человек, конницы - 5 тыс. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено.
  • Греческое войско
Александр усовершенствовал боевую тактику своего отца.
  • Александр усовершенствовал боевую тактику своего отца.
  • Македонскую фалангу он стал строить углом, такое построение позволяло концентрировать силы для атаки правого фланга противника, традиционно слабого в армиях древнего мира.
  • Помимо тяжелой пехоты в войске имелось немалое число легковооруженных вспомогательных отрядов из разных городов Греции.
  • Боевая тактика
В 334г. до н.э. армия македонского царя переправились через Геллеспонт (совр. Дарданеллы), началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии.
  • В 334г. до н.э. армия македонского царя переправились через Геллеспонт (совр. Дарданеллы), началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии.
  • На первом этапе военных действий Александру противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333г. до н.э. в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены.
  • Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами.
  • Битва при Гранике
Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии (район современного Искандеруна, Турция)
  • Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии (район современного Искандеруна, Турция)
  • его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством.
  • Бегство Дария
Александр решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331г.г. до н. э. греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей.
  • Александр решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331г.г. до н. э. греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей.
  • Александр в Египте
Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном).
  • Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном).
  • Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях.
  • Неординарный шаг
После проведения финансовой реформы в Египте Александр продолжил поход на Восток.
  • После проведения финансовой реформы в Египте Александр продолжил поход на Восток.
  • Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию.
  • Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно, 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах (близ современного Ирбиля, Ирак).
  • Разгром державы Археменидов
Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану.
  • Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану.
  • Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе.
  • Держава Ахеменидов перестала существовать. Александр был провозглашен «царем Азии».
  • " Царь Азии "
После занятия Экбатаны он отправил на родину всех желавших этого союзников-греков.
  • После занятия Экбатаны он отправил на родину всех желавших этого союзников-греков.
  • В своем государстве он замыслил создать новый правящий класс из македонян и персов, стремился привлечь на свою сторону местную знать, что вызывало недовольство его соратников.
  • В 330г. до н.э. были казнены старейший военачальник Парменион и его сын, начальник кавалерии Филота, обвиненные в причастности к заговору против Александра.
  • Новый правящий класс
Перейдя через восточно-иранские области, войско Александра вторглось в Среднюю Азию (Бактрию и Согдиану), местное население которой во главе со Спитаменом оказало ожесточенное сопротивление; его удалось подавить лишь после гибели Спитамена в 328 г. до н.э.
  • Перейдя через восточно-иранские области, войско Александра вторглось в Среднюю Азию (Бактрию и Согдиану), местное население которой во главе со Спитаменом оказало ожесточенное сопротивление; его удалось подавить лишь после гибели Спитамена в 328 г. до н.э.
  • Поход в Среднюю Азию
Александр старался соблюдать местные обычаи, носил персидскую царскую одежду, женился на бактрийке Роксане.
  • Александр старался соблюдать местные обычаи, носил персидскую царскую одежду, женился на бактрийке Роксане.
  • Однако его попытка ввести персидский придворный церемониал (в частности, падание ниц перед царем) натолкнулась на неприятие греков.
  • Александр безжалостно расправлялся с недовольными.
  • Его молочный брат Клит, посмевший его ослушаться, был немедленно убит.
  • Местные обычаи
После того как греко-македонские войска вышли в долину Инда, между ними и воинами индийского царя Пора произошла битва у Гидаспа (326г до н.э.).
  • После того как греко-македонские войска вышли в долину Инда, между ними и воинами индийского царя Пора произошла битва у Гидаспа (326г до н.э.).
  • Индийцы были повержены, преследуя их, войско Александра спустилось вниз по Инду к Индийскому океану (325 г до н.э.).
  • Долина Инда была присоединена к державе Александра.
  • Истощение войск и вспыхивающие в них мятежи вынудили Александра повернуть на запад.
  • Битва у Гидаспа
Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией, Александр продолжил политику объединения разноязычного населения своей державы, сближения с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством.
  • Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией, Александр продолжил политику объединения разноязычного населения своей державы, сближения с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством.
  • Он устраивал массовые свадьбы македонян с персиянками, сам женился (помимо Роксаны) одновременно на двух персиянках - Статире (дочери Дария) и Парисатиде.
  • Александр в Вавилоне
Александр готовился к покорению Аравии и Северной Африки, но этому помешала его внезапная смерть от малярии.
  • Александр готовился к покорению Аравии и Северной Африки, но этому помешала его внезапная смерть от малярии.
  • Его тело, доставленное в Александрию Египетскую Птолемеем (одним из сподвижников великого полководца), было помещено в золотой гроб.
  • Смерть Александра
Новыми царями огромной державы были провозглашены новорожденный сын Александра и его сводный брат Арридей.
  • Новыми царями огромной державы были провозглашены новорожденный сын Александра и его сводный брат Арридей.
  • Фактически империей стали управлять военачальники Александра - диадохи, вскоре начавшие войну за раздел государства между собой.
  • Политическое и экономическое единство, которое стремился создать Александр Македонский на захваченных землях, было непрочным, но греческое влияние на Востоке оказалось весьма плодотворным и привело к формированию культуры эллинизма.
  • Личность Александра Македонского была чрезвычайно популярна как среди европейских народов, так и на Востоке, где он известен под именем Искандер Зулькарнейн (или Искандар Зулькарнайн, что в переводе означает Александр Двурогий).
  • Судьба империи

«Развитие личности» - Гармонично развитая личность. Модель структуры личности по К. К. Платонову: Ключевые компетентности: Уровень психических процессов. Высокая компетентность. Педагогические подходы к развитию ученика как личности и субъекта деятельности. Схема доклада: Взаимодействие и сотрудничество с родителями учащихся.

«Походы Александра Македонского» - К каким последствиям привели походы Александра Македонского на Восток? Этапы работы. Синтез политических, экономических и культурных элементов Запада и Востока привёл к рождению эллинизма. Казаров Сергей Суренович, к.и.н.., доцент кафедры Всеобщей истории РГПУ. Цели проекта. IV в. до н..э. Определение места походов Александра Македонского в истории античности.

«Македонские завоевания» - Александр Македонский. Аристотель. Македонские. Завоевания 4 век до н.Э. Распад державы Александра Македонского. Демосфен. Усиление Македонии при царе Филиппе 11. Упадок Греции в 4 в. до н.э. Образование державы Александра Македонского.

«Понятие личности» - Субъект. В «Психологическом словаре» (1983, под ред. Личность и индивид. Личность человека более таинственна, чем мир. Личностью становятся. Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида: Личность: несколько подходов: В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. Личность и индивидуальность, образуют единство, но не тождество.

«Личность учителя» - Цель педсовета. Подходы к пониманию сути понятия Нормативно-официальный. Эффективный учитель всегда начинает урок вовремя. «Эффективный учитель». Позиции эффективного учителя. Учитель умеет передавать знания и формировать умения наилучшим образом. Личностно ориентированный: на педагога, на ученика, на всех субъектов образовательного процесса.

«Личность Сталина» - Певицы Вера Давыдова (1) и Наталия Шпиллер (2), балерина Ольга Лепешинская (3). Юность. К началу 1895 года семинарист Иосиф Джугашвили знакомится с подпольными группами революционных марксистов. И.В. Сталин. Детство. В сентябре 1894 года Иосиф, блестяще сдав приёмные экзамены, был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию.

Слайд 2

Александр: имя в истории

Александр III, известен также как Александр Македонский или Александр Великий, царь Македонии с 336 г. до н.э., политик, известнейший полководец всех времён и народов, силой оружия создавший крупнейшую монархию древности.

АЛЕКСАНДР - (лат.-означает «защитник мужей»). Родился в Пелле в 356 г. до н.э.Александрбыл сыном царя Филиппа II и царицы Олимпиады (Мирталы) дочери эпирского князя Неоптолема.

Слайд 3

Детство и юность

Даровитый по природе, он рано начал обнаруживать жажду деятельности и любовь к воинской славе. С 345 г. до н.э. наставником Александра стал знаменитый греческий философ Аристотель, давший воспитаннику прекрасное образование. Юного Александра учили музыке (особенно ему нравилась лира), чтению, письму. Особые наставники обучали его фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья

  • Слайд 4

    Первые победы

    • Филипп с друзьями и приближенными отправился на равнину, чтобы испытать коня, с ними был и Александр.
    • Вскоре царские конюхи нашли, что Буцефал совершенно неуправляем. Филипп рассердился и предложил Филонику забрать своего жеребца. Для Александра это было слишком.
    • Он предложил отцу укротить жеребца. Дело было в том, что Александр заметил, что коня смущает его подвижная тень и поэтому мальчик повернул его к солнцу. Александр некоторое время постоял рядом с конём, поглаживая его, чтобы успокоить, а потом с проворством вскочил на Буцефала и поскакал. Филипп купил коня для Александра и с тех пор мальчик и конь были неразлучны.
  • Слайд 5

    Приход к власти

    • В 336 г. до н.э. убили царя Филиппа. Убили его на второй день празднования свадьбы сестры Александра Клеопатры. Есть много разных версий об убийстве Филиппа. Одни факты говорят, что его убил телохранитель Павсаний, другие показывают на самого Александра.
    • Александра провозгласили царём, когда ему было 20 лет.
    • Чтобы укрепить свою власть, он расправился со своими противниками, с родственниками второй жены Филиппа.
    • Он победил фессалийцев, фракийцев и заставил подчиниться Грецию.
  • Слайд 6

    Начало завоеваний на Востоке

    • Свои завоевания на Востоке он начал с Малой Азии весной 334 г. до н.э.
    • Он перешёл пролив Геллеспонт и разбил армию персидских сатрапов на реке Граник.
    • Потом он захватил почти все города и страны Малой Азии. Сарды, Милет, Карию, Ликию и т.д.
  • Слайд 7

    Битва при Иссе

  • Слайд 8

    Завоевания Сирии и Египта

    • Узнав о успехах Александра, Дарий III Кодоман во главе своего войска решил сразиться с ним. Битва произошла в ноябре 333 г. до н.э. близ города Исс. И вновь персы разбиты.
    • Потом Александр захватил города Сирии и Финикии (332 г. до н. э.). Очень сильное сопротивление оказал богатый город Тир. Но Александр блокировал город и приказал построить плотину. Это заняло почти полгода.
    • Египтяне наслышанные об успехах Александра, сами признали его царём.
  • Слайд 9

    Гибель Персидской державы

    • Дарий III вновь собрал огромную армию. Но в битве при Гавгамелах в 331 г. до н. э. он вновь был разбит. Одержав победу, Александр занял Вавилон, Персеполь и другие главные города Персидской державы.
    • Дарий же был убит своими приближенными, а Александра провозгласили «царём царей».
  • Слайд 10

    Политика Александра Македонского

    • Став «царём царей», Александр проводил политику слияния народов. Он поощрял межнациональные браки, потому что считал, что легче править единым народом.
    • Александр привлекал на службу представителей других народов наравне с эллинами.
    • Он построил десятки новых городов, например, знаменитую Александрию Египетскую.
  • Слайд 11

    Походы Александра Македонского

  • Слайд 12

    Походы в Среднюю Азию и Индию

    • Преследуя Дария, Александр вторгся в древние государства Средней Азии – в Бактрию и Согдиану. Он потратил три года (330-327 гг. до н.э.) чтобы подчинить эти страны. Он сражался с кочевниками – саками и массагетами.
    • Затем он направил свои войска в Индию. Там его поддержал один из индийских царей, Таксила. Объединившись они разбили армию другого индийского царя Пора.
    • В Индии армия Александра столкнулась с большими трудностями: жарким тропическим климатом, болезнями, труднопроходимыми реками. После больших колебаний, ему пришлось повернуть назад.
  • Слайд 13

    Конец похода и возвращение

    • Мечтой Александра было завоевать весь известный тогда мир. Его интересовали пределы существующего мира. На обратном пути он разделил армию на две части: сухопутную и морскую. Первая должна была пройти через пустыни Гедросии, которую не могли пройти армии персидских царей, а вторая во главе с флотоводцем Неархом – проплыть морем. С большим трудом это удалось сделать.
    • После того как Александр вернулся в Вавилон (в 323 г. до н.э.), он начал готовиться к походу в Аравию, но внезапно заболел и умер на 33-м году жизни, не назначив себе преемника. Через год огромная империя,созданная Александром Македонским, прекратила своё существование.
  • Слайд 14

    Александр Македонский – выдающийся деятель древности

    • Александр Македонский вошёл во всемирную историю как величайший завоеватель Древнего мира. Он не проиграл в своей жизни ни одного сражения, хотя за одиннадцать лет сражался, как правило, с противником, превосходившим его.
    • Его достижения в области наступательной тактики и осадной войны оказали огромное влияние на развитие военной науки. Перед полководцем Александром Великим преклонялись императоры Древнего Рима, Чингисхан и Наполеон.
    • Его политика объединения народов пережила своего создателя.
  • Посмотреть все слайды

    После смерти Филиппа правителем Македонии в возрасте 20 лет стал его сын Александр Македонский (годы до н. э.). За недолгие 33 года жизни Александр создал самую обширную державу, не потерпев ни одного поражения за 11 лет походов на Восток. Филипп МакедонскийОлимпиада


    Образованием Александра занимался величайший ученый того времени Аристотель. Он сумел привить способному мальчику интерес не только к политике и военному делу, но и к медицине и к естественным наукам. «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно». Уже в детстве Александра отличали смелость и безграничное честолюбие. «Во вселенной бессчетное множество миров, а я еще и одного не завоевал». Филипп всегда старался воздействовать на Александра скорее убеждением, чем приказом. Аристотель




    334 год до н.э. – битва у реки Граник Позиция персов была очень выгодной, один из лучших македонских полководцев, Парменион, засомневался в успехе. Он советовал отложить сражение и дождаться, пока персы уйдут с высокого обрывистого берега. «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка, - ответил Александр. - Трубите к наступлению!».


    В этой битве у Александра сломалось копье и он попросил другое у своего стремянного. Но оказалось, что и у того в жаркой схватке копье сломалось, и он дрался лишь оставшейся половинкой. Тогда один из конников отдал Александру свое копье. Александр взял его и, увидев, что зять царя Дария, Митридат, выехал далеко вперед, ведя за собой персидских всадников, бросился вперед и сбросил Митридата копьем на землю. В это мгновение на Александра кинулся один из персов и ударил его по голове кинжалом. Он разрубил царский шлем и вновь занес клинок, но друг Александра – Клит, прозванный Черным, опередил его и пронзил врага копьем… Арриан о битве у Граника




    Гордиев узел Фригийский царь Гордий принес в дар храму Зевса колесницу. К ее дышлу было привязано воловье ярмо - привязано таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Оракул предсказал, что человек, который распутает гордиев узел, овладеет всем миром. И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности Александр Македонский. Молодой воин вошел в старый храм, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив меч, рассек его одним ударом. Мы называем гордиевым узлом любое запутанное дело, трудно разрешимый вопрос. «Разрубить гордиев узел»: смело, энергично решить сложное дело.


    333 г. до н.э. - битва при Иссе Персидский царь собрал огромную армию и двинул ее навстречу грекам. Александр снова разбил персов. Дарий III бежал с поля боя. В плен к Александру попали мать, жена и две дочери персидского царя. Перед битвой с персами Александру донесли, что многие его воины заранее тайно сговорились разделить между собой добычу. Александр неожиданно обрадовался и сказал: «Вот решение мужей, уверенных в победе»!


    332 г. до н.э. – осада Тира Далее Александр направился в Финикию. Осада Тира длилась полгода. Александр подогнал к городу боевую технику – баллисты, тараны, башни. Под их ударами стены рухнули, город пал, был разграблен и сожжен. Жителей обратили в рабство.






    Дарий III предложил мир Александру. Персидский царь готов был отдать ему в жены дочь и половину царства – все земли до Евфрата. «Будь я Александром, - сказал на военном совете седой Парменион, - я принял бы эти условия!». Но юному царю полцарства было мало. «Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!» - ответил он.


    Как вы думаете, каковы были причины победы Александра Македонского над персами? 1. Армия персов состояла из наёмников, которые не были заинтересованы в результатах военных операций. 2. Покоренные персами народы часто вставали на сторону македонской армии, желая обрести свободу. 3. Полководческий талант Александра Македонского и его вера в победу играли важную роль в разгроме персидской армии.




    Став властителем Азии, Александр изменился. Он перестал смотреть на персов как на покорённый народ и стал стремиться уравнять победителей с побеждёнными и соединить их в единую монархию. Он потребовал от своих соратников заключить браки с персиянками, принять восточные обычаи, в частности - целование ног царя.


    Битва при Гидаспе оказалась последним крупным сражением Александра Македонского. Солдаты Александра отказались идти дальше и никакие уговоры не смогли заставить их поменять решение. Александр был вынужден повернуть назад. В 325 г. до н.э. он вернулся в Вавилон. 325 г. до н.э. - битва при Гидаспе


    «При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты». (Плутарх) О каких качествах Александра свидетельствуют следующие факты?


    «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд». «Чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью стремишься к тому, чего у тебя нет. Война у тебя рождается из побед». «Войны зависят от славы, и часто ложь, которой поверили, становится истиной». «Не может быть двух солнц на небе и двух владык на земле». «Участь царей - делать хорошее, а слышать дурное». «Вижу, что будет великое состязание над моей могилой». О каких качествах характера Александра Македонского свидетельствуют фразы?