Правописание глухих и звонких согласных. Правописание парных звонких и глухих согласных Глухая согласная в конце

Итак, мы с вами отправимся в «Сказку парных согласных звуков».

А теперь слушайте сказку. Слайд

Живёт себе Зимушка, живёт, не тужит. Землю лёгким пуховым одеялом укутывает, согревает. Деревья в белоснежные одежды наряжает: чистые, сверкающие. Развешивает бахрому на ветви елей. Создаёт покой и уют в лесном царстве. (Слайды?)

Но не ходит Зима одна, с ней её верные помощники. Угадайте, кто они.

Возьмите в руки вееры

Белое покрывало

Землю покрывало

Солнце припекло

Одеяло утекло…(Снег)

Как по зеркалу качусь,

На коньках кручусь-верчусь,

Разгонюсь, как самолёт -

Под ногами что же? (Лед)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Сделайте вывод: Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….

Придумайте предложение с одним из слов.(выслушать разные варианты ответов)

Запишите предложение: На реке треснул лёд.

Подчеркните главные члены предложения.

Это предложение распространённое или нераспр.? Докажи.

Самостоятельная работа.

Работа с классом (связь с жизнью)

Правила поведения на льду. Слайд

На реке треснул лёд. А ведь это может быть опасно.

Давайте вспомним правила поведения на льду.

Молодцы, ребята, запомните эти правила и всегда их выполняйте.

Проверка работы на доске (1 вариант проверяет у одного ученика, а 2 - у другого)

Дополнительные вопросы:

Почему в слове лёд слышится звук т?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согл. на конце слова?

Физминутка Слайд

А теперь все тихо сели

На меня все посмотрели

Работа с учебником

Зимушка приготовила для вас задание, но разгулялась метель и некоторые буквы потерялись.. Поможем Зимушке собрать их!

Найдите упр 37 стр. 18 . Прочитай, ….., задание.

Комментирует с места……

Учитель следит за осанкой

А теперь послушайте стихотворение, которое прочитает …. и ответьте на вопрос:

О ком идёт речь в этом стихотворении?

– Я знаком с одним моржом.

Ест он кашу, пьет боржом,

Очень любит эскимо,

Вместе ходим мы в кино.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковин Боря,

Он спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

Так о ком идет речь в стихотворении?

Кто такой морж?

Слайд

– Что вы можете сказать об этом слове?

Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?

Продолжите фразу…

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….

Послушайте, как звучит это правило в стихотворном виде.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Повторите последние строчки.

Гимнастика для глаз

Руки на колени, расслабьтесь

Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием офтальмотренажёра и схемы для глаз.

Работа с текстом Слайд

- Внимание на слайд . Зимушка приготовила для вас текст. Но он заколдованный, замороженный . В нём есть пропущенные буквы и не расставлены границы предложений. Давайте исправим ошибки

Что такое предложение? Как пишутся предл? Что может стоять в конце предл?

Иди к доске, ……. , исправь ошибки .

Зимний лес

Ле… оделся в зимний наря…. Сне.. укутал деревья ду… надел пушистый шар….

В нём не страшен моро….

Сколько предложений в этом тексте?

………….выпишет слова с п/с из 1 предл. ……….- из 3 предл., подбирая провер слова.

2 предлож. комментирует у доски ……….

Пальчиковая гимнастика (мы повесили замок …) Руки! На месте…. И т.д.

Завели как- то, Мороз и Холод спор: кто знает больше слов с парной согласной на конце.

Давайте поможете нашим героям!

Игра "Цепочка слов " Возьмём в помощь веер парных согласных. Будем придумывать слова с п.с. на конце. Я назову слово. Вы должны молча применить правило, показать букву, на которую заканчивается это слово и придумать своё.

Например: Зуб – бант-танк- карандаш- шарф- флаг-год- друг-гараж-жираф .

Вот вы и справились ещё с заданием. Помогли нашим героям.

Каким правилом вы пользовались?

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Дуб, герб, голубь, гриб, зуб, клуб, лоб, столб, сугроб, хлеб, суп, серп, тулуп, цепь, укроп.

Бровь, клюв, кровь, лев, морковь, обрыв, обувь, остров, сев, рев, рукав, улов, хлев, шарф, шкаф, штраф.

Берег, враг, друг, круг, луг, овраг, пирог, снег, сапог, слог, стог, рог, творог, утюг, флаг, шаг, юг, бак, бок, бык, волк, галстук, гудок, дневник, звук, жук, крик, крюк, лак, лук, мак, молоток, охотник, песок, рак, рыбак, парк, сок, урок, танк, фартук, язык.

Год, гвоздь, город, дед, дождь, доклад, дрозд, завод, мед, лошадь, медведь, лед, народ, наряд, огород, обед, отряд, парад, плод, площадь, поход, поезд, пруд, рад, ряд, сад, след, склад, тетрадь, труд, холод, хоровод, бант, бинт, брат, буфет, винт, гость, букет, кость, кисть, кит, кот, крот, куст, балет, лифт, молот, мост, плот, прут, рост, рот, салат, салют, свет, свист, самолет, сеть, флот, фронт, халат, хвост.

Арбуз, воз, груз, глаз, грязь, колхоз, мороз, низ, приз, рассказ, совхоз, таз, вальс, вкус, вес, голос, гусь, колос, лес, лось, матрос, нос, овес, пес, час.

Багаж, гараж, еж, нож, пляж, стриж, сторож, уж, чиж, стаж, ерш, камыш, карандаш, ландыш, марш, шалаш.

1. Вот тебе прут. Гони гусей на пруд. 2. В огороде вырос лук. Луг покрылся сочной травой.

1. По реке плывет плот. С дерева упал спелый плод. 2. У отца в руках молот. В зимний холод мы кормили птиц.

1. За домом рос старый дуб. 2. Лена терла морковь для салата. 3. Рак жил под камнем. 4. Мы идем на балет.

1. Я люблю арбуз, а брат - дыню. 2. В вагоны грузили багаж. 3. У дедушки лисий тулуп. 4. Мама свяжет брату шарф.

1. Собака - верный друг. 2. Начался учебный год. 3. Зазвучал школьный вальс. 4. В лесу рос душистый ландыш.

1. На окно сел голубь. 2. Дети встали в круг. 3. Гриб рос под елкой. 4. Это шкаф для книг.

1. Налей воду в таз. 2. Брат ставит машину в гараж. 3. В суп положили укроп. 4. Учитель ставит в дневник оценки.

1. Тетрадь стоит две копейки. 2. Мороз сковал реки льдом. 3. Охотник набрел на большой шалаш. 4. На лугу стоял стог сена.

1. Обрыв зарос густым ельником. 2. В слове «конь» один слог. 3. Наш герб - серп и молот. 4. Отлично служит матрос Орлов.

1. Утром купили свежий хлеб. 2. Надо детям купить обувь.

3. На первый ряд сели наши гости. 4. В лесу много берез.

1. Учитель делал доклад. 2. Один рог у быка сломан. 3. У берега рос камыш. 4. У Веры в клетке жил чиж.

1. Наш народ строит новую жизнь. 2. Наш отряд идет на парад. 3. Город Москва очень большой.

1. Возьми нож и вилку. 2. В траве полз уж. 3. Собака напала на след. 4. Дрозд клюет ягоды.

1. Я получил первый приз. 2. На обед дали пирог с капустой. 3. У Вали сильный голос. 4. За лесом большой луг.

Дети встали в круг. Они играют. Миша - волк. Волк ловит гусей. Один гусь у волка. Миша рад.

Ваня нес хлеб. Он устал. Сел Ваня под куст и уснул. А Рекс тут как тут. Ест пес хлеб и рычит. Проснулся Ваня. Нет хлеба. Плачет Ваня. А Рекс скулит. Жалко Ваню.

Был мороз. Выпал пушистый снег. Дети взяли коньки и лыжи. Они вышли в парк. Там горка и пруд. Легко бегут коньки по льду. Быстро едут лыжи с горки. Хорошо зимой!

Выборочные диктанты.

Идет отряд.

Барабанщик

Очень рад.

(А. Барто.)

За оградой виден сад -

Молодые яблони.

Там работает отряд

С тачками и граблями.

(А. Барто.)

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков.)

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют - двенадцать раз.

(С. Маршак.)

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку…

(Г. Ладонщиков.)

Снег расстроился до слез:

Дом сосульками оброс.

(Л. Зубкова.)

Говорят прохожие:

Вот весна идет!

А это я работаю,

Разбиваю лед.

(А. Барто.)

Флот плывет к большой земле;

Флаг на каждом корабле.

(С. Маршак.)

Мед медведь в лесу нашел -

Мало меду, много пчел.

(С. Маршак.)

Вот какой у нас арбуз

Замечательный на вкус!

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.

(3. Александрова.)

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу - всякий плод,

Что под деревом найдет.

(П. Воронько.)

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

(М. Познанская.)

Самодиктанты.

Светофор мигнул и - раз!

Вдруг открыл зеленый… (глаз).

Замечательный на вкус!

Алый, сахарный … (арбуз).

Дружно выстроившись в ряд,

Дети вышли на … (парад).

Береги нос

В сильный … (мороз).

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский… (сад).

Всякий молод

В зимний… (холод).

Пришел домой художник наш,

Он взял тетрадь и … (карандаш).

Это в небо голубое

В честь победы пушки бьют,

И звучит над всей страною

Майский, праздничный… (салют).

Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет - это … (крот).

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? … (тетрадь)

Солнце жарче припечет,

С неба дождь на нас польет.

Зацветет, зазеленеет

Наш веселый … (огород).

Цель: учить правильно, подбирать проверочные слова.

Предметные :

  • создать условия для уточнения детьми понятия: «орфограмма», «парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова»
  • подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании парных звонких и глухих согласных в середине и на конце слова и использованию полученных знаний для решения практических задач;
  • продолжать наблюдение за употреблением в тексте слов в прямом и переносном значении;

Метапредметные :

  • создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью, принимать и сохранять учебные задачи;
  • учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;
  • побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения;
  • учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор А.В.Полякова)

Ход урока

I. Уточнение понятий необходимых для усвоения материала, актуализация цели урока

II. Чистописание

1. Запишите, продолжив закономерность.

ББ б Бб в ВВ в

2. Прочитайте пословицу, объясните ее значение.

Друг познается в беде.

– Запишите, подчеркните орфограммы.

III. Работа по теме урока

В класс входит Незнайка. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь».

Незнайка.

Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.

– Первая наша остановка в стране «Словария».

Из расставленных на доске слов с непроверяемым написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня».

(Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овес.)

Победили учащиеся, выполнившие первый вариант.

Дорогие мои победители
А в зоопарк, не хотите ли?

Вот царь зверей могучий ле...(ф, в),
А тут жира... (в, ф) с длиннющей шеей.
Ушастый ё... (ш, ж). Чем не хорош?
Ено... (д, т)-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры...ь (з, с).
Плывёт могучий бегемо... (т, д),
Медее...ь (т, д) над нерпою ревёт.
И белый голу...ь (б, п) там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.

А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.

(Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-прихватка, салфетка.)

Назвали предметы все по порядку, Теперь приглашаю всех на зарядку. (Проводится физкультминутка.)

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

– Продолжаем занятие.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование! Кто запомнит из стихотворения больше слов?

Осень шагает
В жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
Трах – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку
Падают шишки.
Ходит зайчишка
Весь в синяках,
Как после стрижки
Шерсть на боках.

– А сейчас почтальон Печкин приглашает, Вас. выполнить самостоятельную работу

Самостоятельная работа.

Ночью выпал сне.. . Он был мя..кий, белый, пушистый. На бере..ках и ду..ках снежные хлопья. Надеваю пальто, ша..ку, варе..ки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугро.. . Беру лопа..ку и с радостью чищу доро..ку. Сколь..ко! Под сне..ком гла..кий ле.. .

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм.
– Назовите восклицательные предложения.

Проверка выполнения задания.

Дети! Вы молодцы, выполнили задание успешно

Физкультминутка

На моей руке пять пальцев,
Пять держальцев, пять хватальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в ритме потешки. На последней строчке поочередно загибаются пальцы.

IV. Закрепление изученного.

Входит Бабушка-Загадушка.

Бабушка-Загадушка. Дорогие ребятки, отгадайте загадки. – Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Маленькие зверьки,
Серенькие шу..ки,
Черненькие гла..ки,
Остренькие зу..ки. (Мыши .)

Я стою на но..ке толстой,
Я стою на но..ке гла..кой,
Под коричневою ша..кой
С белой бархатной подкла..кой. (Гриб .)

Ну и молодцы же вы, ребятки,
Быстро отгадали все загадки.
А теперь скажите скороговорку:
Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бумажки.
Ну и молодцы, ребята, хорошо
Потрудились и все отличились.

V. Итог урока (рефлексия)

Учитель раздает детям карточки с вопросами и фразами, которые нужно продолжить: «На уроке у меня получилось…», «Теперь я знаю…», «Я могу похвалить себя за…». Дети заполняют карточки.

Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими). Например:1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок ), глуп (глупа, глупый ),грабь (грабить ), сыпь (сыпать ), нос (носы ), воз (возы ), год (года ),крот (крота ), женат (женатый ), рукав (рукава ), кровь (крови, кровью ), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый ), синяк (синяки ), мог (могут, могла ),малыш (малыша, малышня ), монтаж (монтажа, монтажный ), дрожь (дрожи, дрожать ); изморозь (изморози, морозы, морозить ) и изморось (измороси, моросить ); 2) перед согласными: а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок ), тряп ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), куп ца (купец ), ов ца (овец ), лов кий (ловок ),рукав чик (рукава ), шкаф чик (шкафы ), низ кий (низок ), мис ка (мисок ),Вась ка (Вася ), Кузь ка (Кузя, Кузьма ), кад ка (кадок ), мет кий (меток ),ког ти (коготь ), лок ти (локоть ), бег ство (бегу, беглый ), лож ка (ложек, ложечка ), комнатуш ка (комнатушек ), крылыш ко (крылышек );вперемеж ку (перемежаться ) и вперемеш ку (перемешать ), суп чик (супы ) и суб чик (субъект ); б) перед парными звонкими (кроме в ): молоть ба (молотить ),свадь ба (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать ), ходь ба (ходить ), прось ба (просить ), резь ба (резать ), волш ба (волшебный ),бож ба (божиться ), враж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ),ж дать (поджидать ). Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ),разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в словетранскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке?источнике (латинском). В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги ), лёгкий, легче (лёгок ), мягкий, мягче (мягок, мягонький ). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать .

В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н .

Например:

прос ьба – прос ить

низ кий – низ ок

лёд – лед овый

А каким образом можно изменить слова?

В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаз а

цеп ь – цеп и

сосед – сосед и

берег – берег а

Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блуз ка – блуз ки – (много) блуз ок

шляп ка – шляп ки – (много) шляп ок

Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

шап ка – шап очка

подуш ка – подуш ечка

берез ка – берез онька

игруш ка – игруш ечка

Или наоборот:

блюд це – блюд о

погод ка – погод а

трав ка – трав а

Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

Например:

уст ный – уст а

здрав ствуй – здоров ый

капуст ный – капуст а

Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например:

чудесн ый – чудеса

опасн ый – опасаться

ужасн ый – ужасы

Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

чув ствовать

лест ница (но лесенка)

ск лянка (но стекло)

блесн уть (блестеть)

словесн ый

яств а

ровесн ик

наперсн ик

Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова

К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

суббота, коллекция, касса

Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

суб-бота, те-ле-грам-ма