Крымские легенды. Сказки и легенды о Крымских горах и скалах, легенды о любви

Реферат по теме:

Легенды и мифы Крыма


Введение

История крымской земли насчитывает тысячелетия. Одни народы приходили в этот благодатный край, другие исчезали, города меняли названия и население, менялся язык, на котором разговаривали люди. Восстановить, как всё было на самом деле очень трудно, а зачастую и невозможно. Греки сменялись генуэзцами, генуэзцы турками, татарами, русскими, украинцами. Каждый народ, который приходил, оставлял здесь свою часть культуры, создавал кусочек истории Крыма. Мифы и легенды очень распространены в Крыму, ведь каждая скала, каждый камешек и каждая песчинка Крыма имеет длительную историю, рассказанную и пересказанную много раз разными людьми и разными народами. Одно и то же событие или явление может иметь несколько легенд его описывающих. Порой это совершенно неправдоподобные сказки, которые вызывают у современного человека только лёгкую улыбку, а порой они так похожи на правду, что готов поверить в рассказанную легенду как в истину. Но все они имеют право на жизнь: ведь главное в легендах и мифах не фактическая, а, именно, художественная составляющая. Та самая выдумка, которая раскрашивает даже самое серое и скучное явление яркими красками. Прикоснёмся же и мы к Крымским легендам и крымским мифам, сколько бы лет им не было, кто бы их не сочинил, и какими бы фантастичными, или, наоборот, достоверными они не казались.


ЗОЛОТОЙ ЧЕМОДАН

БЕСЦЕННЫЕ сокровища - золото Керченского историко-археологического музея находилось в этом черном чемодане. Оно при загадочных обстоятельствах исчезло в годы прошедшей войны. Но его поиски продолжаются до сего времени.

В январе 1926 года крестьянин крымского села Марфовка Нашев нашел на распаханном кургане богатый клад - захоронение готского царя, относящееся к III-V векам: золотую диадему, украшенную сердоликами и зернами граната, несколько золотых пряжек и ушных подвесок. Таких превосходных, высокого художественного качества готских памятников еще не находили. Они были переданы в Керченский историко-археологический музей и получили в литературе наименование "марфовского клада". Он вошел важной частью с знаменитую золотую коллекцию музея.

Да, да, она была действительно знаменита, общепризнанного мирового значения, входила во все специальные справочники и каталоги. Состояла из 719 золотых и серебряных вещей. Среди них - семьдесят понтийских и боспорских монет митридатовского времени, то есть II-I веков до нашей эры, тиритаковского клада, обнаруженного при раскопках в конце 1935 года. Особой известностью пользовались золотые бляшки с изображением скифов, пьющих вино из рога, бляшки с изображением юноши, сдерживающего коня, а также с изображением сфинкса, медальоны с изображением Афродиты и Эрота, золотые маски, бусы, пояса из золотых и серебряных пластин, золотые иглы и лепестки. Редчайшей считалась коллекция средневековых пряжек из семнадцати предметов, собрание всевозможных браслетов, серег, колец, перстней, подвесок с изображениями грифона, сфинксов и львов. Наконец, в ней находились пантикапейские монеты червонного золота, золотые боспорские, греческие, римские генуэзские, византийские, турецкие, русские монеты, медали, древние иконы в золотых окладах, украшенных драгоценными камнями, и многое другое. Словом, это были бесценные памятники мировой культуры.

Война обернулась для коллекции страшной трагедией. Когда фашисты осенью 41-го года прорвались в Крым, наиболее значительные экспонаты были уложены в 19 ящиков и приготовлены к эвакуации. Золотую коллекцию поместили в большой фанерный чемодан, обитый черным дермантином. В описи он был указан, как "место # 15". Но чаще всего, даже в официальных документах, его именовали "золотым чемоданом". К нему относились особенно бережно. Все предметы укладывались в него не только в присутствии директора музея, выдающегося археолога Юлия Юльевича Марти, и главного хранителя, но также и в присутствии председателя городского совета и секретаря горкома партии. Закрыли чемодан на замки, перевязали ремнем, запечатали сургучной печатью Керченского горкома ВКП(б).

26 сентября 1941 года Марти и инструктор горкома партии Иваненко отправились с музейным грузом в глубокий тыл, в далекое и опасное путешествие, которое оказалось безвозвратным, трагическим, во многом загадочным до сих пор. В середине семидесятых годов я в поисках "золотого чемодана" также совершил тот же самый путь от Керчи.

Но вернемся к сентябрю сорок первого. Вначале ящики на катере переправили через Керченский пролив. Под бомбежки не попали, что сочли удачным предзнаменовением. В Тамани ящики перегрузили на грузовики. Дорога проходила по открытой местности, которая хорошо просматривалась фашистскими самолетами. При налетах выскакивали из машин и прятались, где придется. Марти и Иваненко приходилось труднее всех, так как они тащили тяжелый чемодан. Он всегда должен быть с ними при любых, самых чрезвычайных обстоятельствах. Даже ценою собственной жизни они обязаны были его сберечь.

Так добрались до Краснодара, а затем переехали в Армавир. Здесь Марти и Иваненко сдали свой груз. Их опасная миссия была закончена, и они оправились дальше в тыл. Но вряд ли они предполагали, что для "места # 15" самое страшное было еще впереди. Вряд ли об этом догадывались и руководители Краснодарского крайисполкома Пашкова и Маркова, которые телеграфировали в Москву, в Наркомпрос о благополучной эвакуации ценностей Керченского музея. Кто ж мог тогда знать, что фашистское нашествие достигнет Краснодарского края...

Вскоре начались бомбежки Армавира. При очередном налете фугасная бомба попала в здание, где находились ящики с керченскими экспонатами, и все они погибли под руинами и в огне пожара. И "золотой чемодан"? Долгое время и я так считал.

Однако после долгих поисков в архивах, длительной переписки, запросов, на что понадобилось несколько месяцев, мне удалось связаться с человеком, от которого я узнал дальнейшую судьбу керченского золота. Им была Анна Моисеевна Авдейкина. Встретился с ней в Армавире, в ее крохотном домике. В 1941-1942 годах она заведовала так называемой спецчастью горисполкома. Именно сюда привезли Марти и Иваненко "золотой чемодан".

Председатель горисполкома Василий Петрович Малых распорядился открыть чемодан, - рассказывала Анна Моисеевна, - сверить его содержимое с представленной описью. Все сошлось в точности. Затем чемодан закрыли, поставили печать Армавирского горисполкома. Его оставили на сохранение в "спецчасти", поэтому он и уцелел при бомбежке.

Летом сорок второго года я сильно заболела - сыпной тиф и воспаление легких. Еле-еле меня выходила мама. Встала с постели слабая-слабая. Но 3 августа обеспокоенная мама сказала мне, что немцы совсем близко и, похоже, город наши оставляют. Я решила пойти в Дом Советов, где размещалась моя "спецчасть". Здание встретило меня открытыми дверями и полным безлюдьем. Все уже из него уехали. С трудом вскарабкалась на четвертый этаж, вошла в свою комнату и... сразу же увидела тот самый чемодан! Глазам своим не поверила! Но это был он. О нем в суматохе просто забыли.

Что же делать? Одной мне чемодан не унести - ведь в нем килограммов восемьдесят было. Возвращаюсь домой и прошу помочь сестру Полину и племянника Шуру. Втроем тащим тяжеленный чемодан по пустынным улицам. Началась бомбежка - взрывы, пожары, летят куски кирпича, осколки стекол. Все же донесли его до дома. А что дальше? Вспоминаю, что мне назвали "на всякий случай" место для эвакуации. Бегу туда. Слава богу, вижу совершенно измученного Малых. Он хотел было отмахнуться от меня, но когда узнал о чемодане, даже в лице изменился. Сразу же направил за ним грузовик, приказал во всю мочь ехать в станицу Спокойная и там отдать его заведующему Госбанком Якову Марковичу Лободе.

По дороге нас обстреляли из кукурузника. Спустили шины. Кое-как добрались до станицы на скатах. Чемодан я отдала Лободе, а сама решила пробираться к своим. Но была задержана фашистским патрулем и отведена в лагерь для проверки личности. Поняла, если немцы дознаются, что была заведующей "спецчастью"... Словом, из лагеря бежала и со многими приключениями перешла линию фронта.

После освобождения Армавира от оккупантов Анна Моисеевна в феврале 1943 года вернулась домой. Узнала от матери, что за ней приходили гестаповцы, расспрашивали о... чемодане, требовали сказать, где он спрятан. Похоже, что кто-то видел Авдейкину с ним и донес немцам. Гестаповцы обыскали дом, даже стога сена во дворе истыкали штыками.

Анна Моисеевна тогда не знала, что за этим чемоданом от самой Керчи шла специальная зондеркоманда, в составе которой были берлинские археологи. Они имели полную опись содержимого "золотого чемодана", которую им передал предатель - сотрудник керченского музея.

Кстати, ее копию я обнаружил в делах немецкой администрации города, которую мне любезно показали в керченском КГБ.

Зондеркоманда добралась и до Спокойной. Побывал в станице спустя тридцать лет и я. Расспрашивал старожилов, музейных работников. Особенно помог мне краевед Михаил Николаевич Ложкин - большое ему спасибо. Вот что я узнал.

6 августа 1942 года Лобода погрузил чемодан на бричку, закрыл разным домашним скарбом и стал пробираться в тыл. Но нарвался на фашистов. Солдаты, однако, не стали проверять, что вез усталый, небритый и испуганный мужик, и направили его обратно в станицу. Яков Моисеевич свернул в лес и добрался до партизан. Там остался рядовым бойцом.

В декабре сорок второго года Спокойненский партизанский отряд попал в крайне тяжелое положение. Его продовольственные базы были разграблены фашистами, кончились продукты и боеприпасы. Бойцы голодали, страдали от болезней и сильных морозов. Отряд окружили каратели, и он понес серьезные потери. Поэтому его командование решило пробиваться из окружения небольшими группами, частью рассеяться по близлежащим селам.

Черное море занимает площадь 442 тыс. кв. километров, наибольшая глубина равна 2.245 метрам. Море почти на 90 % безжизненно, так как на глубинах, превышающих 150–200 метров, вода сильно насыщена сероводородом, который убивает почти все живые организмы.

В древности местные племена называли море Темарунда, что в переводе означает «Темная пучина». Древние греки сначала дали морю название Понт Аксинский - «Негостеприимный». Но после основания и расцвета греческих колоний его стали называть Эвксинский - «Гостеприимный».

Д авно это было. Так давно, что даже счёт времени шёл в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жили тихо и мирно. Ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. Возделывали землю и растили детей. Умные руки горцев научились выращивать на склонах гор душистый сладкий виноград и розы. Неподатлива горная гряда, но горцы - народ терпеливый и трудолюбивый. С берега моря в корзинах приносили они землю и засыпали ею расщелины. И добрели горы, покрытые виноградными лозами, фруктовыми деревьями, кизиловыми и ореховыми кустарниками.

В горных лесах водилось много дичи, а горцы были меткими стрелками. Но они не злоупотребляли оружием и натягивали тетиву лука только тогда, когда им нужна была пища. Селение горцев богатело с каждым годом… Прослышали о Тавриде в далёкой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю.

У берегов Тавриды появилось множество кораблей. В них сидели вооруженные эллины. Они хотели под покровом ночи подойти к берегу и напасть на спящих горцев. Но море вдруг засветилось голубоватым пламенем, и горцы увидели пришельцев. Греческие корабли шли словно по серебру. Весла разбрызгивали воду, и брызги мерцали, как звёзды на небе. Даже пена у берегов светилась голубым мёртвым свечением.

Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещеры, а мужчины приготовились отразить натиск. Они поняли, что битва будет не на жизнь, а на смерть: греков было бессчетное множество.

Но тут словно тучи закрыли звёзды. Это гигантские орлы-грифы взлетели со скал и устремились к морю. Распластав огромные крылья, орлы стали кружить над греческими судами. В испуге закричали эллины и закрыли головы щитами. Но тут раздался грозный клекот грифа-предводителя, и птицы своими железными клювами стали долбить деревянные щиты, обтянутые кожей.

Обрадовались горцы, увидев поддержку с неба, и начали сталкивать в воду огромные валуны.

Взбунтовалось море, заштормило, поднялись огромные волны. Такие огромные, что солёные брызги, пробив мрак ночи, добрались до солнца и вызвали дождь. Над морем стоял сплошной стон и грохот.

В страхе повернули эллины свои корабли обратно. Но мало кто возвратился к своим берегам.

С тех пор греки стали называть это море Понтом Аксинским - Негостеприимным морем. И наказали детям своим, чтоб никогда не поднимали оружия против жителей Тавриды и никогда не пытались пройти по Понту Аксинскому.

Мало ли, много ли прошло времени с тех пор, только снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи кораблей вышли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в них не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дарами для горцев.

И договорились горцы с греками, и поклялись, что никогда не поднимут оружия друг против друга.

С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады и счастливо зажили под солнцем Тавриды. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским - Негостеприимным?

Нет, это доброе и гостеприимное море. И назвали греки море Понтом Эвксинским - Гостеприимным морем…

Так и повелось с тех пор. Кто идет к Черному морю с открытым сердцем и мирным флагом, оно всегда гостеприимное - Понт Эвксинский. А для врагов наших - Понт Аксинский. Негостеприимное.

Скалы-близнецы у Гурзуфа

Скалы-островки стоят в некотором отдалении от берега моря напротив Артека.

Д авным-давно на вершине Медведь-горы стоял величественный замок. Жили в нем братья-близнецы Петр и Георгий. Жили они дружно, в бою рядом сражались, защищая друг друга. Был у князей верный слуга - старый Нимфолис. Однажды подарил Нимфолис братьям по перламутровому ларцу и сказал:

Вы постигнете тайну живущего, узнаете, как устроен мир. Но помните, никогда не пользуйтесь этим даром с корыстной целью! Только для радости познания.

В одном ларце был костяной жезл с надписью: «Подними его - и расступится море, опусти его - узнаешь обо всем, что есть в пучине», а в другом ларце - два серебряных крыла, тоже с надписью: «Привяжи их - и понесут тебя, куда захочешь, узнаешь там все, что пожелаешь».

Интересно зажили братья, стали мир узнавать…

Но вот услыхали братья, что есть у одного князя две сестры - красавицы, девушки-близнецы.

Братьям бы пойти с миром да лаской, заслужить любовь и уважение, а они по-другому сделали, по-плохому. Силой привезли сестер в свой замок, а насилие и любовь вместе никогда не уживутся. А в «клетке» омертвела душа у сестер и ничего в ней не осталось, кроме презрения и ненависти к братьям.

А братья хотели любой ценой купить любовь красавиц. И решили они удивить сестер подарками Нимфолиса.

Он нас не осудит, - сказал Георгий. - Ведь он знает, как нужна нам дружба этих женщин. Нет, не ради корысти, а ради счастья решаем мы воспользоваться подарками старого слуги.

На другой день подвязал Георгий коню крылья, уселись на коня братья с сестрами и поднялись ввысь. Вдруг раздался голос старого Нимфолиса:

Задрожал Георгий, побледнел первый раз в жизни и повернул коня.

А сестры заговорили насмешливо и дерзко:

Не поднял нас до солнца, бежал, как трусливый заяц.

На другой день запряг Петр в колесницу коней и повез сестер и брата к бурному морю. Поднял жезл, расступилась пучина и понеслись они по дну вглубь. Недалеко еще отъехали от берега, как явился к Петру незримый для красавиц Нимфолис и сказал:

Петр, с нечистым замыслом опустился ты в глубину. Приказываю тебе вернуться, если не хочешь погибнуть сам и погубить всех.

Ничего не ответил Петр, хлестнул быстрых коней. Разгневался Царь пучин, грянул трезубцем один раз - и убил братьев, грянул второй - и убил сестер. Но не погибли они. Всплыли их тела, соединились навеки в камне.

И люди увидели в море скалы-близнецы Адалары. Повествуют эти скалы о том, как скорбно кончаются попытки взять что-либо силой от души человеческой.

Скалы близнецы у Гурзуфа

(юмористическая версия)

Гурзуфские шутники, наследники знаменитого балаклавского юмориста и любителя розыгрышей начала XX в. Саши Аргириди, воспетого в рассказе А. И. Куприна «Листигоны», объясняют происхождение названия Адалары несколько иначе, рассказывая легенду, которая не претендует на историческую достоверность.

Согласно этой легенде, в начале XX в. в Гурзуфе проездом побывала одна богатая американка. На нее очень большое впечатление произвели гурзуфские скалы-островки, и она пожелала проплыть к ним на лодке. Местные рыбаки согласились выполнить ее желание. Когда они уже подплывали к островкам, на море вдруг неожиданно поднялся шторм. Лодку сильно раскачивало, и в какой-то миг из рук американки в море упала ее сумочка, в которой находилась большая сумма денег. В отчаянии дама громко воскликнула: «Ай, доллары!», причем сделала ударение на втором слоге. А сумочка с долларами так и утонула в море. Сколько ни ныряли рыбаки, но не смогли ее достать. С тех пор прошло много лет, а эту сумочку так никому не удалось найти, хотя немало удальцов пытались это сделать. Лишь изредка море выносит на берег напротив Адалар долларовые купюры. С тех пор островки так и называются - Ай-Долары. Кстати, в книге «Топонимия Крыма» название Ай-Долары является вторым после Адалары вариантом наименования двух скалистых островков в Гурзуфском заливе.

Легенды крымских татар и сказания о Крыме:

  • Легенда о семи колодезях; О русалке и фонтане у Мисхора; О Девичьей Башне в Судаке

Легенды крымских татар

Одним из распространенных жанров фольклора крымских татар являются легенды. Р.И. Вуль отмечал: "Причудливые контуры скал, заросшие лесом теснины глубоких ущелий, таинственные провалы пещер нередко навевали фантастические образы и сюжеты и служили источником легенд и сказаний".

Верность родной стране и своему народу, девичья чистота и неизменная любовь, доброта, справедливость и человечность - вот о чем говорится в сказках и легендах крымских татар.

Самой многочисленной группой являются легенды, посвященные природе полуострова. Таковы, например, легенды о скалах Дива, Монах и Кошка, об Аю-Даге, скалах близнецах у Гурзуфа, о Демирджи-кая и т.д.

Другую группу, также довольно многочисленную, составляют легенды, посвященные происхождению отдельных городов и сел, обычаев и поверий, истории и культуре Крыма. Примерами легенд этой группы могут служить следующие: о происхождении Бахчисарая, о кизиле - шайтановой ягоде, о могиле Мамая, о таракташских партизанах.

О происхождении Бахчисарая

Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Для охоты выдался удачный день, затравили много лисиц, зайцев и трех диких козлов.

Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, а сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-Су.

Вдруг послышался шорох. Из кустарника выползла змея. Ее преследовала другая. Завязалась смертельная схватка...

Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи к месту боя спешила третья змея. Она накинулась на победительницу – и началось новое побоище.

Но сын хана не спускал глаз с побежденной змеи. Он думал о своем отце, о своем роде. Они сейчас подобны этой полумертвой змее. Где-то идет битва, а кто кого в ней одолеет: золотоордынцы – турок или наоборот? А ему и отцу его уже не подняться, как этой змее...

Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, с трудом поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в нее. Полуживая змея извивалась все быстрее и быстрее. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось.

Возликовал сын Менгли-Гирея: это счастливый знак! Им суждено подняться! Они еще оживут, как эта змея...

Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу, что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов Гирея, а его самого загнал в крепость на крутой скале.

На том месте, где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец. Так возник Бахчисарай. А двух перевившихся в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе.

Бахчисарай означает «дворец в садах», существует с конца XIV в. В XV в. стал столицей Крымского ханства. Хан Менгли-Гирей долго боролся с Золотой Ордой за самостоятельность Крымского ханства. В 1502 г. Золотая Орда окончательно распалась, а в 1503 г. хан Менгли-Гирей построил дворец на левом берегу реки Чурук-Су. На воротах ханского дворца в Бахчисарае до сих пор сохранились изображения дерущихся змей.

Саки — больнеогрязевой курорт, расположенный в 20 километрах от Евпатории и в 6 километрах от морского побережья. Город лежит на берегу Сакского грязевого озера. Уже в античных письменных источниках содержатся свидетельства о целебных свойствах местной грязи. В 1827 году в Саках была основана первая в России грязелечебница, а через 10 лет здесь открыли отделение Симферопольского военного госпиталя. Ныне бальнеологический курорт Саки известен во всём мире. В крымском фольклоре имеется немало легенд о том, как человек, испробовавший на себе соль и …

Жила в Мисхоре красавица Арзы, и нашелся для неё жених из другой деревни. За день до свадьбы решила девушка пройти с кувшином к любимому источнику, набрать воды. Тут и похитил её турецкий разбойник Али-Баба, увез за море в Стамбул, продал в гарем богатому паше. Жила она там и тосковала по своему суженому, по той жизни, что не сбылась. Родился у Арзы ребенок, и ничего-то не ждало его впереди, кроме рабства до конца дней. Не выдержала Арзы, бросилась вместе с сыном …

ЛЕГЕНДЫ КРЫМА

(уч.Рыбальченко С.Р.)

1.Крым-сон волшебный на яву, который длится бесконечно. Здесь рай земной, здесь вдохновенье, кладезь дивных впечатлений. Здесь изменяет бег свой время, природа неземным лицом вам скажет: «Создан Крым творцом, как иллюстрация эдема». Образ дивной Тавриды, сфинксов белых ущелий, вознесенных под небом руины неземных городов.

2. В чем же заключаются основные различия между легендами и сказками? (Слайд3)

Сказки

- Неопределенность места и времени;

- персонажи- лишенные индивидуальности; -природа- заметны черты обожествления

Легенды

Историческая и географическая

конкретность описываемого;

Персонажи- конкретные люди со своими именами и психологическими особенностями;

Природа обожествляется

3. « О сборниках «Легенды Крыма »нам расскажет _______________________(слайд 4)

Первый из сборников «Легенды Крыма» вышел в 1913 году в Москве, второй - в 1915 году в Москве, третий - в 1917 году в Одессе.

В 1958 году появляется изданный в Симферополе на украинском языке сборник «Крымские

легенды». Составителями сборника стали Р. Дуль и В. Шляпочников.

В 1959 году - издаётся сборник «Легенды Крыма» составленный Д. Ш. Прикордонным.

Украинский поэт M . Ф. Рыльский писал: «…источником творчества, известных авторов - сказителей легенд, является «сам воздух Крыма,его живописные горы, его прибрежные скалы, его рощи, сады и виноградники...»

4. (Слайд 5). «Нет во всем мире уголка теплее, чем родной дом, родная земля, которая богата преданиями.»

«Проходят века, а предания живут. С былью переплетаются небыли. Заглянем в глубь веков, познакомимся с легендами Крыма»

5. Цель нашего урока:

- воспитывать патриотизм, гражданственность и любовь к малой родине, -углубить знания учащихся об историческом наследии Крыма.


- формировать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников и преемственности поколений.

6. Благодатна крымская земля, многие народы живут в Крыму и хочется произнести торжественные слова, в которых бы говорилось о красоте и величии нашей земли: стихотворение Исмаила Гаспринского « Крым»

Зовут его зеленый рай под Чатыр Дагом вечным

Сады его из края край, а степи бесконечны.

Весной ручьи дарит яйла, как чудны их потоки.

А летом над страною роз с утра до ночи птицы,

Все славят винограда гроздь, и золото пшеницы.

Яйла и степь, степь и яйла повеют ветром рая,

напомнят древность Карасу и мощь Бахчисарая.

(слайд 9)

7. Легенда « Мюск-Джами» создана на основе примеров из реальной жизни народа. Об этой легенде нам расскажет ______________________________

(слайд 10)

8.Аюв-дагъ

Опустив свою голову вниз

И напившись соленой воды,

В сильный шторм или тихий бриз

Существует страж у природы.

Хочет выпить полностью море

Этот дикий огромный медведь,

А потом, встав на вольном просторе,

На людей, на весь свет зареветь.

Суждено лишь случиться беде,

Когда хочешь мир победить.

Аю - Даг - гора на воде.

Зверю камнем теперь только быть! (слайд 11-15)

9.

9.Арзы
На морском берегу, у подножия гор,
Утопала в садах деревушка Мисхор.
В скромной хижине здесь подрастала Арзы.
Тоньше был её стан виноградной лозы.
Очи были черней неба в летнюю ночь.
Словно розу, Абий холил юную дочь.
Вот уж к свадьбе антер вышивала Арзы,
Не предчувствуя бед, приближенья грозы.
…Вечерело. Затих вдалеке муэнзин.
И накинув чадру, взяв любимый кувшин,
Поспешила Арзы к роднику за водой,
Но… была пленена она алчной рукой.
Деву продал пират, злобный Али-Баба,
Падишаху в гарем…Как жестока судьба!
Там, в Стамбуле, аллах сына ей подарил,
Но иссохла душа без родимой земли.
И однажды в Босфор с сыном бросилась мать,
Чтоб до Крыма доплыть и Мисхор увидать.
Но в русалку – увы! – превратилась Арзы.
На щеке у нею след горючей слезы… (слайд 16-17)

10. Легенда про Эмине- Баир- Хосар

В деревне у подножия Чатыр-Дага жила красавица Эмине. Была Эмине невестой чабана по имени Баир, после сбора урожая влюбленные собирались сыграть свадьбу. Но заприметили девушку и слуги Селяметхана. (Расхвалив хану красавицу, они заинтриговали хана. Но, узнав, что у девушки есть жених, Селяхметхан решил избавиться от него хитростью: Пусть Баир докажет, что достоин красавицы: если он изведет племя вепрей, расплодившихся в горном лесу, ma к и быть пусть женится на Эмине.". "Услышав о воле властителя Крыма, Баир отправился в лес. Выследив и подстрелив вожака вепрей, чабан помчался на вершину Чатыр-Дага, увлекая за собой стаю разъяренных кабанов. На вершине конь Баира перелетел через глубокую воронку, а кабаны, ослепленные яростью, один за другим исчезли во тьме бездонной ямы. Решив отдохнуть после тяжкого дела, Баир лег отдохнуть. Проснулся ночью, позвал коня. Вдали раздалось тихое ржание. Шагнул Баир в ту сторону, поскользнулся и упал в колодец -хосар.

Ночью конь Баира вернулся в деревню. Эмине решила отправиться на поиски Баира. Конь привел девушку к, колодцу, цепляясь за холодные уступы, спустилась Эмине в подземелье и нашла тело израненного Баира. перевязала она его раны и с большим трудом вытащила из колодца. В деревне Баир поправился, а вскоре и свадьбу с Эмине сыграл таинственную пещеру на "Чатыр-Даге с тех пор люди стали называть "Эмине- Баир- Хосар".

(слайд 19-24)

11.Легенда о водопаде Учан-Су

В скалистом ущелье, в сосновом лесу.

Таится от всех водопад Учан-Су.

Преданье пришло к нам из дали веков

О том как, возник водопад среда лесов.

Жила в деревушке девчонка одна,

Фиалки весной собирала она.

Была попрыгунья, как птичка, легка.

Её так и звали «летящей» - Учан.

Парней волновал её девичий стан.

.. . Однажды пронесся ночной ураган -

То был Горный Дух, он похитил Учан.

В пещере, в неволе, томилась она.

Вот третья уже наступила весна.

Упав на колени, просила Учан:

«Верни меня, Дух, в мой родительский стан!»

Но лишь усмехнулся злой Дух, говоря:

«Там солнце сожгло и сады и поля.

Там лозы поникли, колодцы сухи...

Зачахнешь ты там от беды и тоски!»

Но в страстной молитве шептала она

«С народом судьбу разделить я должна!»

«Ты можешь вернуться, но... горной рекой.

Готова ль, Учан, ты на подвиг такой?»

И молвила дева «Готова Дух Гор!»

И тот час колдун свой свершил приговор:

Из горной стремнины пронесся поток;

Он падал со скал, торопился, как мог.

Живительной влагой в долину пришел -

И первый побег благодарный взошел!

... Когда в праздник полон был пловом казан,

Пел песни народ, прославляя Учан!

И ветер поведал в сосновом лесу:

Зовут с той поры водопад «Учан - Су».

(слайд 25-28)

12 .Бахчисарай

Как зачарованный стоит Бахчисарай.

Сияет месяц золотистым светом.

Белеют стены в дивном блеске этом.

Уснул весь город, как волшебный край.

Серебряным деревьям, минаретам,

Как часовым, доверен сонный рай;

Среди кустов таинственным приветом

Плеснет фонтан во мраке невзначай.

Природа дышит сладостным покоем.

Над сонной тишью легкокрылым роем

Витают древние мечты и сны.

И тополя, вершинами кивая,

Неторопливо шепчут, вспоминая

Седые были давней старины...

(слайд 29-34)

13. Фонтан слез

Был грозный и свирепый хан крымский - Крым -Гирей

И не было на свете, кто б был его смелей.

Силен был хан, но сила сравниться не могла

С Жестокостью, которой не видел свет тогда.

по трупам шел он к власти, и трона он достиг

И тут же, перерезал всех родичей своих

Чтоб неповадно, пока он будет жуть,

Кому-то рваться к власти, хотев его сместить.

К огда свои набеги вершил хан Крым-Гирей

Земля за ним горела, лишь пепел был на ней.

Ни жалобы, ни слезы не трогала его.

Он кровью упивался, свиреп был до того,

Что трепетали люди, от ужаса тряслись,

Его услышав имя, не знали, где спастись.

Лишь только власть и славу хан Крым-Гирей ценил,

Не знал любви и ласки и деньги не любил

Какой ни есть, но человек без сердца не бывает.

Есть сердце - камень, есть - металл.Д a кто ж его узнает.

Пусть даже камень! Постучишь - тебе летит ответ,

( В ответ железо прозвенит и пустота лишь промолчит...

Но сердце Крым-Гирей имел Ходил в народе слух

Что это шерсти был комок а он, известно, глух.

Хоть руки все отбей о шерсть, ни звука не услышишь.

Но это слух: А что в душе? И хочешь, а не видишь.

( Вот старость тихо подкралась, ослабло сердце хана.

Опала шерсть с него тогда, любовь оно узнало.

Хоть та, которую Гирей всем сердцем полюбил,

Была невольницей, но хан отвергнут ею был

И старый хан на склоне лет познал, что сердце может...?

" Болеть, страдать, винить весь свет

И ждать своей любви в ответ,

Любовь от той, что может

Одним лишь взглядом превратить весь мир в цветущий сад.

Один лишь взгляд - и снова он и молод и богат.

Она не долго прожила, не вынесла недоли.

Зачахла, как цветок, лишенный солнца - воли.

Мужчине, не закате дней, любить ужасно, трудно.

Любовь приносит сердцу боль, коль любишь безрассудно

Но а когда любимая из жизни вдруг уйдет,

Т о сердце плачет не слезой - все кровью изойдет.

Вот вызвал хан к себе тогда того из мастеров, .

К оторого держал в плену, в почете, без оков.

И глядя почему-то в даль, хан старый произнес:

«Ты сделай так- чтоб камень тот через века пронес

Все моё горе, сердца боль, страдания души

И слезы сердца моего, чтоб плакал он.

Скажи, Ты можешь сделать так?»

В ответ пожал плечами мастер:

    Тебя я понял, старый хан, который жаждал власти
    Как? Хороша она была? Рассказывай смелей!

    Умолкли, прикуси язы! Ч mo знаешь ты о ней!
    Она была совсем юна, она была прекрасна,
    Кротка, как голубь, и нежна, как утро в жаркий день,

Добра, как сотни матерее… Что знаешь ты о Ней?

Подумал мастер и сказал:

«Что выдавишь из камня? Н o если сердцем плачешь Ты?
Я верю, что страданья не чужды камню.
Если есть в Тебе душа, то, значит, и в камне
быть она должна. И он, как ты, заплачет.
Ты хочешь, чтобы плакал он? Ну что ж готов я сделать.
Но только он и обо мне сумеет всем поведать.
Тебе же правду я скажу, пока живу и вижу.
Ведь у меня ты отнял все. Тебя я ненавижу.
Ты отнял у меня семью, и родину, и честь -
Все, чем жила душа моя. Я думал, будет месть,
Я плакал сердцем. Слезы - кровь. Никто не мог их видетъ.
Теперь узнают все вокруг, как можно ненавидеть.
Но ты теперь такой, как я. И я тебя прощаю.
И тот фонтан, что будет здесь, я людям посвящаю.
Твою любовь и жизнь свою я пронесу через года.
Не станет нас, но есть покуда любовь и ненависть. Всегда… »

Всегда фонтан стоять здесь будет,

Всегда он будет полон слез,

И никогда он не забудет прошедших дней, страданий, грёз.

Хоть с той поры немало лет умчалось, улетело прочь,

но тот фонтан в "Бахчисарае стоит и плачет день и ночь.

(слайд 35-36)

14.Фонтан слез

Две розы пламенны слезою - Воспоминанья прошлых лет,

Омыты чистою росою,

Печали берегут обет.

Две розы, словно как два сердца, Осколки раненной души,

В храм без надежды нет и дверцы, Но им преграды не страшны.

Они безмолвно тихо плачут, Напоминая о себе,

Но чувств и слез своих не прячут, И не жалеют о судьбе.

Фонтан любви, воспоминанья Наполнит чашу бытия,

Скупые слезы состраданья Безмолвно хлынут в два ручья.

На миг вернут переживанья

И пронесут через века

Душевный трепет, состраданья, Где жизни бурная река! (слайд 37)

Игра: «Определи название»

Условия игры: Выразительно прочитываются небольшие отрывки из легенд. Выигрывает тот. Кто первым указывает название.

1. «На морском побережье в 14 верстах от Алушты проживал честный
рыбак с добродушною женой. Это были чрезвычайно кроткие и
хорошие люди. Их ветхая хижина всегда была открыта для путников

, которые находили в ней приют и ночлег... что и говорить, окрестные жители глубоко уважали рыбака и его жену. Добрая слава шла о них по Крыму. А рядом с доброй, шла слава худая - о детях этих честных людей, о 3-х дочерях родных. »

(Тополь, гранат, кипарис)

2. «Много дней блуждали в неизвестности моряки. На судах уже
кончилась пресная вода и пища. Люди, ослабшие и утомленные, пали
духом и покорно ждали гибели, но однажды ранним утром подул
легкий спасительный ветерок. Сверкающие солнечные лучи ударили в
глаза людям, и совсем неподалеку они увидели зелено-лиловые горы»

(«Как возникла Ялта»)

3. «И показалось молодым чабанам, что все вокруг изменилось,
повеселело. И солнце перестало так немилосердно жечь, и небо стало
более голубым, приветливым, и подул свежий ветер, так что стало
легче дышать. Схватили чабаны ведра и начали черпать воду и
выливать их в овраг. - Пей воду, крымская земля! »

(«о семи колодезях»)

4. «В легенде мастер Омер сказал хану, что в сооруженном им фонтане
он постарается отобразить не только любовь хана к прекрасной
девушке и его скорбь по поводу ее смерти, но и свою жизнь. Жизнь
несчастного пленника, лишенного родной земли, имени, чести.»

(«Фонтан слез»)

5. «Одна из легенд носит название дерева, наблюдая за которым, можно
узнать, какая будет зима холодная или нет. Как называется дерево и
какими его свойствами определяет характер предстоящей зимы?»
(Кизил. Существует примета: если большой урожай на кизил-быть
холодной зиме)

6.Кольца змеиных тел мелькали в траве,освещаемые солнцем. Невозможно было уследить, где одна змея, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносилось злобное шипение и треск веток.

(Так был основан Бахчисарай)

7. Опустился он на колени. Погрузил в голубую влагу свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. Грозно бурлило море у жаждущей пасти, высокие волны ходили по всему побережью от тяжкого дыхания зверя.

(О медведь-горе)

8. Он, как ни один из смертных, был крепко привязан к жизни. Он ежедневно на протяжении многих лет принимал ядовитые снадобья и так приспособил свой организм, что когда захотел умереть, смерть не пришла к нему.

(Смерть Митридата)

9. Когда пройдет дождь, старокрымские татары идут к развалинам, чтобы вздохнуть аромат мускуса и потолковать о прошлом.

(Легенда о Мюск-джами)

10. На мраморной плите вырезал Омар лепесток цветка один, другой... А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку.

(Фонтан слез)