Приемы обучения. Методы обучения Словесные методы подразделяются на следующие виды

Главными элементами этих методов является слово, устный рассказ учителя. К ним относятся объяснение, инструктаж, рассказ, лекция, беседа, самостоятельная работа с учебником.

Объяснение - словесное истолкование понятий, явлений, принципов действий приборов, наглядных пособий, слов, терминов и тому подобное.

Например, начиная изучение нового текста с иностранного языка, учитель объясняет группу новых слов. В начале урока он может объяснить принцип действия прибора, который на уроке будет использовано впервые. Учитель географии перед изложением нового материала может объяснить ученикам записанные на доске новые названия, термины. Метод объяснения преимущественно используют во время преподавания нового материала, а также в процессе закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученики что-то не поняли. Успех объяснения зависит от его доказательности, логики изложения, подбора аргументации. Весомое значение имеют четкость речи, его темп, образность языка.

Инструктаж - ознакомление со способами выполнения задач, использование инструментов, приборов и материалов, соблюдение техники безопасности, показ трудовых операций и организации рабочего места.

По содержанию в учебном процессе инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж осуществляют перед началом самостоятельной работы учащихся, он предусматривает доведение до них содержания и методики выполнения заданий, их результатов. Текущий проводят во время самостоятельной работы; он предусматривает оказание помощи отдельным учащимся, у которых возникли трудности. Во время заключительного инструктажа учитель анализирует результаты самостоятельной работы, демонстрирует лучшие работы учащихся, выставляет оценки, определяет дальнейшие перспективы.

Рассказ - последовательное раскрытие содержания учебного материала.

Рассказы делятся на художественные, научные, научно-популярные, понятные. Художественный рассказ - образный перевод фактов, поступков действующих лиц (например, рассказы о географических открытиях, написание художественных произведений, создание художественных шедевров и др.). Научно-популярная рассказ основывается на анализе фактического материала, поэтому изложение связан с теоретическим материалом, абстрактными понятиями. Рассказ-описание дает последовательное изложение признаков, особенностей предметов и явлений окружающей действительности (описание исторических памятников, музея-усадьбы и др.). Каждый тип повествования должен отвечать определенным требованиям: обеспечивать воспитательную направленность обучения; оперировать только достоверными и проверенными наукой фактами - не содержать фактологических ошибок; опираться на достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов, доказывающих правильность теоретических положений, способствующих лучшему восприятию нового материала; строиться по плану (четкое разделение на части); предусматривать понятность главной мысли и основных моментов; предусматривать повторение важнейших положений; содержать выводы и обобщения; быть унаочненою, доступной и простой по языку; быть эмоциональным по форме и по содержанию, особенно на уроках географии, биологии, истории, литературы.

Лекция - устное изложение большого по объему, сложного по логическим построением учебного материала.

Ее практикуют в старших классах. Лекции читают на определенные темы.

Учебные лекции по своим дидактическим назначением могут быть вводными, тематическими, обзорными, заключительными.

Вводная лекция призвана дать общее представление о задачах и содержании учебной дисциплины, раскрыть ее структуру и логику, взаимосвязь с другими дисциплинами, вызвать у учащихся интерес к учебному предмету. Тематическая лекция посвящена определенной теме курса. Обзорную лекцию читают ученикам перед экзаменами. В заключительной лекции подводят итоги изученного материала по учебному предмету, выделяя узловые вопросы и сосредоточивая внимание на практическом значении полученных знаний для дальнейшего обучения.

наиболее Распространенной является информационная лекция, которая предполагает передачу учащимся информации по определенной учебной дисциплине путем последовательного раскрытия научных фактов, явлений, процессов. При этом ученики являются простыми потребителями готовой учебной информации.

Гуманизация образовательной системы, тенденция к реализации творческих способностей каждого индивида обусловили появление новых видов лекции:

Проблемная лекция предполагает усвоение новой информации путем ее "открытие". Задача лектора заключается в создании проблемной ситуации, побуждении учащихся к поискам решения проблемы. Для этого новый теоретический материал подают в форме проблемной задачи, в условиях которого определяются противоречия, требующие решения. В процессе их решения учащиеся, сотрудничая с учителем, приобретают новые знания. Такие лекции развивают теоретическое мышление, познавательный интерес к предмету;

Лекция-визуализация возникла в процессе поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Она предполагает сообщение информации в визуальной форме. Преподаватель при этом использует демонстрационные материалы, наглядность, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами являются содержательными сообщениями. Чтение такой лекции сводится к свободному, развернутому комментированию подготовленных материалов. При этом важно определить визуальную логику, ритм подачи материала, его дозировка, стиль общения с учащимися;

Лекция вдвоем предполагает проблемное изложение учебного материала в диалоге двух учителей, что побуждает учащихся сравнивать разные точки зрения, осмысливать между-предметные связи, глубже осознавать учебный материал.

Метод лекции предусматривает ознакомление учащихся с ее планом, что помогает им следить за мыслью учителя, последовательностью раскрытия темы. Важно научить школьников тезисно записывать содержание лекции, выделять в ней главное. Целесообразно хотя бы выборочно проверять конспекты лекций, знакомить учащихся с допустимыми сокращениями слов.

Успешное чтение лекции зависит от подготовки к ней учителя, прежде всего, от составления плана, подбора материала, который раскрывает содержание темы, подбору наглядности. Важно во время лекции владеть вниманием учеников. Этого достигают различными приемами: необычное начало лекции (краткое факт, что имеет отношение к содержанию лекции, деталь из биографии человека, о котором будут рассказывать). Внимание учащихся активизируется, когда к ним обращаются с предложениями типа "представьте себе...", когда они якобы становятся соучастниками событий, о которых идет речь на лекции. Поддерживают внимание слушателей интересные примеры-иллюстрации теоретических положений, наглядность, технические средства обучения, проблемное изложение материала. Учитель может прибегнуть и к риторических вопросов, изменения интонации рассказа, паузы и др.

Методы объяснения, рассказа и лекции используют в основном при сообщении новых знаний и в меньшей степени в процессе закрепления. их преимущество заключается в том, что учащимся за сравнительно короткое время может быть сообщено значительный объем знаний. Однако эти методы не позволяют определить активность учащихся, их участие в работе, учителю трудно выявить, как у учеников с его слов формируются представления об объектах, которые являются предметом изучения. Поэтому существует опасность, что усвоенные учащимися знания будут формальными.

Беседа - метод обучения, предполагает вопросы-ответы.

По назначению в учебном процессе различают вступительную беседу, беседу-сообщение, беседу-повторение, контрольную. Вступительную беседу проводят с учениками как подготовку к лабораторных занятий, экскурсий, изучения нового материала. Беседа-сообщение основывается преимущественно на наблюдениях, организованных учителем на уроке с помощью наглядных пособий, записей на доске, таблиц, рисунков, а также на материале текстов литературных произведений, документов. Беседу-повторение используют для закрепления учебного материала. Контрольную беседу - для проверки усвоенных знаний.

По характеру деятельности учащихся в процессе беседы выделяют такие ее виды: репродуктивная, эвристическая, катехізисна.

Репродуктивная беседа направлена на воспроизведение ранее усвоенного материала. ее проводят на основе изученного учебного материала. Отвечая на вопросы учителя, ученики повторяют пройденный материал, закрепляют его, одновременно демонстрируя уровень усвоения. Такая беседа может быть сопутствующей, текущей, итоговой, систематизуючою.

Сущность эвристической (сократовской) беседы заключается в том, что учитель умело сформулированными вопросами направляет учащихся на формирование новых понятий, выводов, правил, используя приобретенные знания, наблюдения. К ней прибегают лишь при условии надлежащей подготовки учителя, совершенного владения им методикой обучения и соответствующего уровня мышления учащихся. Этот метод ценен в том случае, если учитель при помощи правильно подобранных вопросов и надлежащего ведения всей беседы умеет привлечь всех учащихся класса к активной работе. Для этого необходимы знания психологических особенностей каждого ученика и соответствующий отбор различных путей вопросительно-ответственной формы обучения.

Катехізисна беседа направлена на воспроизведение ответов, которые требуют тренировки памяти. ее использовали еще в средневековых школах. По этому принципу построен церковный учебник, в котором религиозные истины разделен на вопросы и ответы. Этот метод требовал от учеников средневековых монастырских школ заучивание без понимания и осмысления вопросов и ответов; в современных школах его учеников подводят к самостоятельной умственной деятельности, к самостоятельному мышлению. Катехізисна беседа дает возможность проконтролировать понимание учащимися уже изученного материала, способствует развитию мышления и тренирует память.

Готовясь к беседе любого типа, учитель составляет ее план, чтобы обеспечить последовательность развития темы, намечает основные вопросы для учащихся. У опытного учителя они короткие и точные, логически последовательные, будят мысль ученика, развивают его.

Эффективность метода беседы зависит от умения учителя формулировать и задавать вопросы. В зависимости от сложности их разделяют на: вопросы о фактах; вопросы, которые предусматривают сравнение и соответствующий анализ явлений; вопрос о причинові связи и значения явлений; вопросы, на которые можно ответить, раскрыв содержание понятий, обосновав общие выводы, с помощью индуктивных и дедуктивных выводов; вопросы, которые требуют доказательств.

Во время беседы важно обращать внимание на качество ответов учащихся по содержанию и стилю. Они должны быть полными (особенно в младших классах), осознанные и аргументированные, точные и четкие, литературно правильно оформлены. Если ученик неправильно отвечает на вопрос, его формулируют понятнее для него, если он и в таком случае не может ответить, ставят легче вопрос, ответ на который поможет подойти к правильному освещению вопроса в первом его формулировке. В процессе беседы целесообразно сначала ставить вопрос всему классу, затем вызывать для ответа ученика; осуществлять дифференцированный подход к учащимся; опрашивать не только тех, кто желает. Благодаря этому учитель может работать со всем классом и с отдельными учениками, не снижая контроля за уровнем их знаний.

Работа с учебником; - организация самостоятельной работы учащихся с печатным текстом, что дает им возможность глубоко осмыслить учебный материал, закрепить его, проявить самостоятельность в обучении.

Существуют различные виды самостоятельной работы с учебником. Самый распространенный - чтение текста учебника с целью закрепления знаний, полученных на уроке. Начиная чтение учебника, ученик должен вспомнить материал, который изучался на уроке. Это поможет ему глубже проникнуть в смысл прочитанного. Важно научить учащихся улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план. Прочитав текст, они должны мысленно воспроизвести основные положения темы.

Другая форма самостоятельной работы с учебником ответы на вопросы, представленные в учебниках после текста. Это приучает учащихся к внимательному чтению текста, выделение в нем главного, помогает устанавливать причинно-на-слідкові связи, выявлять и запоминать самое существенное.

Ученик может изучать определенный материал по учебнику и самостоятельно. Опытные учителя специально выделяют вопросы учебного материала для самостоятельного их изучения учениками (они должны быть несложные, чтобы дети могли справиться с ними). Но такой вид самостоятельной работы практикуют нечасто, поскольку большинство учителей убеждено, что учеников надо учить на уроках.

Еще один вид самостоятельной работы с учебником - заучивание текстов (правил, законов, стихов и др.). Его следует начинать с внимательного чтения материала, затем необходимо продумать прочитанное и в произвольной форме воспроизвести его содержание. Целостное заучивание небольшого материала дает лучшие результаты, чем заучивание его частями. Если текст большой, его делят на смысловые части. Для активизации мыслительной деятельности в каждой части целесообразно придумать заголовок. Это облегчит ученику сочетание заучуваних частей.

Отдельным видом самостоятельной работы является рассмотрение и анализ учащимися таблиц, рисунков и других иллюстраций, помещенных в учебнике. Чтобы такая самостоятельная работа была осмысленной, ученикам предлагают связывать рассмотрение и анализ с текстом учебника и полученными на уроках знаниями.

Для успешной работы с учебником учащихся следует научить различным формам записывания проработанного материала (план, конспект, тезисы, выписки цитат, графические записи и тому подобное). План - логически последовательные заголовки, что является основными вопросами текста. Конспект - краткое письменное запись содержания прочитанного. Тезисы - запись кратко сформулированных мыслей, которые передают основные положения прочитанного. Цитата - дословный запись отдельных мыслей автора. Графический запись - составление схем, диаграмм, графиков по тексту учебника.

Учитель должен прибегать к разнообразных форм работы с учебником на разных этапах урока. В частности, в процессе изучения нового материала целесообразно использовать: предварительное ознакомление с темой будущего урока, имеющий целью восстановления в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, на которые будет опираться изучение нового материала, или введение учащихся в круг вопросов, которые будут изучаться на уроке; самостоятельное изучение по учебнику отдельных вопросов программы; составление простых и развернутых планов, выписки из учебника примеров, цитат, составление сравнительных характеристик изучаемых явлений, процессов и проч.; чтение художественной и научно-популярной литературы, хрестоматий, документов; подготовка сообщений, рефератов и докладов по отдельным вопросам изучаемого темы в классе и дома.

Во время закрепления материала также следует заботиться о разнообразие форм самостоятельной работы с учебником: чтение и составление простых и развернутых планов из отдельных параграфов, разделов учебника; чтение учебника и подготовка ответов по плану изложение нового материала учителем; подготовка ответов и развернутых выступлений по специальному заданию учителя; выполнение практических заданий и упражнений по учебнику или учебным пособием.

Узагальнювальне повторения требует таких форм самостоятельной работы учащихся с учебником: повторение важных частей и разделов учебника; конспектирование его обобщающих разделов; подготовка ответов по основным вопросам пройденного материала; составление сравнительных характеристик, схем, таблиц; подготовка докладов, рефератов.

– это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.

Источником получения знаний при этом считается слово, которое может быть устным или письменным.

Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.

Рассказ и объяснение

Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).

В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.

Объяснение - словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни. При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом. Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.

Беседа и дискуссия

Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция - побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.

По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные. Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Верные ответы одобряются, неверные либо неполные - комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос. Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.

Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции. Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею - запутанной и противоречивой. Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.

Лекция

Лекция от других словесных методов отличается:

  1. более жесткой структурой;
  2. логикой изложения учебного материала;
  3. изобилием сообщаемой информации;
  4. системным характером освещения материала.

Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.

Педагогические требования к лекции следующие: создание учителем детализированного проекта лекции; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами лекции; логически последовательное изложение всех пунктов плана; короткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта; закономерные взаимосвязи при переходе от одной части лекции к другой; проблемность и эмоциональность изложения; своевременное подключение примеров, сравнений, фактов; контакт с аудиторией; подходящий темп изложения, позволяющий учащимся записать главные положения.

Работа с книгой

Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.

Более подробно остановимся на этой классификации. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований Рассказ должен:

  • содержать только достоверные факты;
  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • иметь четкую логику изложения;
  • быть эмоциональным;
  • излагаться простым и доступным языком;
  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;
  • привлечения ярких примеров;
  • безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.


Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы в школе не практикуются.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы .

Цель вводной беседы - актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.

Беседа-сообщение (эвристическая беседа) предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания, путем собственных усилий, размышлений.

Синтезирующая , или закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование . Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом метод беседы имеет следующее преимущество:

  • активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • развивает их память и речь;
  • делает открытыми знания учащихся;
  • имеет большую воспитательную силу;
  • является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:
  • требует много времени;
  • содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
  • необходим запас знаний.

Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой (Подласый И.П. Педагогика. М., 1996). Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой - учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция . Лекция - монологический способ изложения объемного материала - используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными . Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Работа с учебником и книгой . Это важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;
  • составление плана текста . План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;
  • тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного;
  • цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
  • аннотирование - краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
  • рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;
  • составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.;
  • составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного;
  • составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме;
  • составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.
Возможно несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.
Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.
Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.
В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные и др.), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.
Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.
Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.
В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации, обобщения и др.
Читаются лекции в основном в старших классах средней школы, а также в техникумах и вузах. Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Преподавателю поэтому надо четко выделять то, что следует записать, однозначно повторять при необходимости, чтобы облегчить записи.
В последние годы в практике преподавания в старших классах школы лекционное изложение многих тем по физике, химии, истории сопровождается семинарскими занятиями с делением класса на подгруппы. Это стало возможным потому, что два класса объединяются в один лекционный поток и экономится общее число учебных часов, выделяемых затем на семинарские занятия.
Лекция и рассказ экономят учебное время, активно управляют восприятием учебного материала школьниками. Вместе с тем оба этих словесных метода обучения в недостаточной мере позволяют учащимся высказывать собственные суждения.
Беседа. Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.
Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.
Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления, закона. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учеников.
В то же время возможны и весьма желательны при достаточной подготовленности учеников беседы, в ходе которых они под руководством учителя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи. О них мы расскажем при описании проблемно-поисковых методов.

Методы обучения естествознанию

Методы обучения естествознанию. Понятия "научный метод" и "метод обучения". Единство составляющих методов обучения: источника знаний, обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся. Многообразие методов обучения предметам естественнонаучного цикла и их классификация по разным критериям.

Система методов обучения и методических приемов. Критерии выбора методов обучения. Сочетание и развитие методов обучения на уроках. Развивающие и воспитательные функции методов обучения.

Классификация методов обучения естествознанию. Слово как источник знаний. Характеристика словесных методов обучения естествознанию. Виды рассказа и беседы. Методические требования к рассказу и беседе на уроках естествознания. Организация учебных дискуссий с младшими школьниками. Методика работы с учебниками по курсу «Окружающий мир» и учебно – методическими комплектами в разных классах начальной школы. Наглядные методы обучения. Роль наглядных методов в освоении «Окружающего мира».

Наглядные методы как источник обучения воспитания и развития учащихся и многообразие их классификаций. Сравнение принципа наглядности и наглядного метода. Многообразие классификаций наглядных методов. Методика работы с динамическими и статическими наглядными пособиями. Методика использования таблиц на уроках «Окружающего мира». Экранно – звуковые средства обучения и их место в процессе обучения «Окружающему миру». Методика работы с ЭЗСО на уроках. Методика работы с картографическими пособиями в младших классах. Использование картографической проекции при изучении естествознания. Специфика карт для начальной школы.

Практические методы обучения. Самостоятельная работа, ее значение для реализации практических методов на уроках естествознания, основные виды, условия эффективного применения.

Наблюдение как основной метод познания природы младшими школьниками. Разновидности наблюдений, их значение, требования к их проведению. Обязательный минимум системных наблюдений за природой в начальной школе. Методика подготовки и проведения естественнонаучных наблюдений.

Значение лабораторных опытов для развития учащихся, классификация опытов. Общие требования к проведению уроков с лабораторными опытами. Многообразие практических работ на уроках естествознания, их классификация, технология проведения. Моделирование. Виды моделей, используемых в курсе «Окружающий мир» (структурные, функциональные, предметные, предметно – схематические, графические, постановочные). Технология моделирования и ее своеобразие в традиционной и развивающих системах обучения. Метод проектов в преподавании естествознания.

Методические приемы обучения и их классификация. Метод как совокупность приемов: организационных, логических, технических. Методы и приемы стимулирования познавательного интереса: дидактические игры, занимательные упражнения. Методы и приемы формирования отношений с окружающим миром: милосердия, субъективных отношений к природе, чувства родства с природой, эстетических отношений.

Методы обучения в технологиях развивающего обучения. Возможность применения проблемного, программированного обучения в процессе освоения младшими школьниками «Окружающего мира»

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое изложение учебного материла, применяемого для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Этот метод чаще других применяется в начальной школе. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора.Основными средствами обучения являются: речь, иллю­стра­ции, мето­диче­ские и мне­мони­ческие приемы, логические приемы сравне­ния, сопоставле­ния, резю­миро­вания.

Основными условиями успешности этого метода являются:

· успешное сочетание сочета­ния с другими методами:

· положительно-эмо­цио­нальное воспри­ятие;

· усло­вия (время, ме­сто);

· неперегружен­ность фак­тами;

· умение учителя расска­зывать.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

Рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

Включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

Иметь четкую логику изложения;

Быть эмоциональным;

Излагаться простым и доступным языком;

Отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой, познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед. Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа). Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

Активизирует учащихся;

Развивает их память и речь;

Делает открытыми знания учащихся;

Имеет большую воспитательную силу;

Является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

Требует много времени;

Содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

Необходим запас знаний

Объяснение – словесное истолкование предметов, явлений, закономерностей, связей, чаще всего монологическое изложение. Объяснение бывает как в «чистом» виде, то есть учитель использует только этот метод, так и частью беседы, рассказа, или, наоборот, в структуру объяснения входят элементы беседы, рассказа и т.д. Использование метода объяснения требует:

Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

Последовательного раскрытия причинно-следственных свя­зей, аргументации и доказательств;

Использования сравнения, сопоставления, аналогии;

Привлечения ярких примеров;

Безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками. Как самостоятельный метод объяснение чаще выступает в роли инструктирования: как писать изложение, как сделать лабораторную работу и т.д.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

- Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

- Составление плана текста . План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

- Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного.

- Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

- Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

- Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

- Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.

- Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

- Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

- Составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.