Математическая игротека. Занимательная игротека.docx - Занимательная игротека для детей младшего возраста Пример: маиз- зима, нянаав- ванная

онянова юлия

В ходе современных преобразований экономики и культуры, совершенствования социальных и политических отношений необычайно актуализируется умственное воспитание человека как высшей ценности общества. Наряду с общеобразовательной школой, которой принадлежит ведущая роль в развитии учащихся, возрастающее значение в осуществлении указанных задач приобретают дошкольные учреждения. Реализация педагогической системы стимулирования познавательной активности в обучении имеет определяющее значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания дошкольников.

Между тем стимулирование познавательной активности в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остаётся еще в полной мере неопределенным :

Во-первых, потому, что она не является составной частью теории дошкольного воспитания, а, значит, и не воплощается в самой литературе;

Во-вторых, в частных методиках, так же как и в дидактике , эти средства стимулирования познавательной активности в обучении не рассматриваются как играющие особую роль в системе обучения.

Анализ существующей практики работы позволил установить, что в процессе обучения детей только эпизодически ставится педагогическая задача, направленная на стимулирование познавательной активности, на формирование самостоятельности, инициативности и целеустремленности в познавательной деятельности.

В этой связи возникает потребность в построении педагогической системы стимулирования познавательной активности детей дошкольного возраста и условий ее реализации.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Одной из форм организации познавательной деятельности дошкольников выступает «Математическая игротека » . Именно игровая , поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

По этой причине наибольшее внимание при организации «Математической игротеки » уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Использование игротеки в педагогическом процессе позволяет расширить игровую деятельность с детьми, организованную взрослым или самостоятельно, снимает излишнюю дидактичность обучения , вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.

Цель : Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей, закрепление, конкретизация и расширение математических знаний , развитие произвольности психических процессов через дидактические игры и упражнения .

Задачи :

1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь, способствует проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) .

3. Расширение перспектив познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Целенаправленное использование математической игротеки в педагогическом процессе будет способствовать :

Развитию интеллекта в дошкольном возрасте,

Более быстрому запоминанию материала ,

Развитию уверенности в собственных силах,

Легкой адаптации в новой обстановке.

В игротеке планируются разные виды деятельности детей. Здесь созданы условия для работы с познавательной литературой, для продуктивных видов деятельности, дидактических и настольных игр и подвижной деятельности.

Познавательная литература.

Этот раздел включает в себя книги, энциклопедии, тетради на печатной основе, плакаты, коллажи, числовые фризы.

Дидактические игры .

Этот раздел включает в себя дидактические и настольно-печатные игры, игровые панно (магнитные, бумажные и т. п., оборудование для экспериментальной и практической деятельности.

Подвижные игры.

Этот раздел включает в себя различный спортивный инвентарь и оборудование для подвижных игр (мячи, обручи, скакалки, игры «Городки» , «Кольцеброс» , «Дартс» ).

Имеется оборудование для продуктивных видов деятельности : карандаши, краски, пластилин, фломастеры, бросовый материал . Все материалы снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей. В пояснительных записках даются описания правил игр, лаконичная познавательная информация, задания и упражнения; вопросы. Записки крепятся рядом с экспонатами, вкладываются в игры и пр. Задания представлены в виде символов и печатным текстом с ориентировкой на разный уровень развития детей. Печатный шрифт – не менее 6 мм в высоту.

При организации игротеки продуманы разные виды активности детей. Созданы условия для развивающих дидактических игр , для работы с книгой, для практической деятельности дошкольников (материалы для изодеятельности ) ; двигательной деятельности.

Главный принцип работы игротеки заключается в том , что представленные в ней материалы находятся в полном распоряжении детей. Взрослый выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта» .

Для эффективного развития познавательной активности воспитанников весь дидактический материал соответствует следующим условиям :

дидактические игры отражают основное содержание учебного процесса, способствуют приобретению и отработке детьми теоретических знаний, практических умений и навыков;

Игры направлены на развитие мыслительной деятельности, имеют проблемную направленность, основаны на свободном творчестве и самодеятельности детей;

В играх присутствует элемент соревнования между командами или отдельными участниками, продумывается учет и контроль результатов соревнования, их открытость, ясность, объективность и справедливость.

Материал игротеки располагается в доступном для детей месте. Лучше всего каждую игру поместить в коробку. Наряду с внешней эстетикой при создании дидактических игр учитывается соблюдение принципов :

1. Учет возрастных особенностей.

2. Посильность и доступность.

3. Многофункциональность.

Дидактические пособия в игротеке подобраны в соответствии с темами :

1. В мире чисел и цифр.

2. Геометрические фигуры.

3. Путешествие во времени.

4. В мире измерений.

Организация работы с детьми в математической игротеке делится на три этапа.

I этап – знакомство с игротекой . Сюда входит знакомство детей с самой игротекой , с её экспонатами (книгами, играми, различными материалами и инструментами , с правилами посещения и работы (посещать игротеку можно одному или с 1 – 4 товарищами, обучение работе с карточками и символами (все материалы игротеки снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей).

II этап – самостоятельная деятельность в игротеке . Придя в игротеку , дети сами определяют, кто, чем займётся, воспитатель выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта» .

Игровое содержание имеет разные уровни сложности :

а) работа по готовому образцу и чётким правилам

б) работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) работа по собственному замыслу (просто человека) .

III этап – посещение игротеки с родителями . Для этого необходимо выделить определённые дни и время. Такие посещения имеют особое значение в развитии ребёнка, в формировании положительных взаимоотношений между ребёнком и его близкими. Дети выступают в роли консультантов, они поясняют, комментируют, демонстрируют свои знания именно близким людям. А родители имеют возможность оценить знания своего ребёнка, увидеть его предпочтения и интересы. Работа над каждой темой идет до трёх месяцев.

Анализ результатов в начале и конце работы проводился по методике «Выбор учебных заданий» Н. В. Пророк из книги Э. А. Баранова «Диагностика познавательного интереса» .

Данные материалы могут быть использованы :

Педагогами, работающими по любой программе, так как не затрагивают учебный процесс;

В работе с неорганизованными детьми;

Родителями;

Педагогами дополнительного образования.

В дальнейшем содержание может быть расширено средствами других тем, других направлений развития детей дошкольного возраста.

Дидактический материал

ТЕМА : «В МИРЕ ЧИСЕЛ И ЦИФР» .

Задачи :

1. Закреплять, расширять и конкретизировать имеющиеся и получаемые детьми математические знания .

2. Совершенствовать навыки счёта, вычислительные навыки; умение сравнивать; закреплять знания арифметических действий : сложения и вычитания.

процессов

Материалы :

1. Познавательная литература :

«Букварёнок» Г. Юдин;

Энциклопедии : «Математика » , «Математика для малышей » , «Логика» .

2. Дидактические пособия на закрепление навыков счёта :

«Весёлые цифры» , «Математическое лото » , «Числовые домики» ,

«Сложи узор» , мозаики, магнитные цифры, числовые фризы.

3. Дидактические пособия на совершенствование вычислительных навыков :

«Вычислительные пазлы» , «Умные числа» , «Счётовозик» , «Вычислительная машина» , счёты, калькулятор.

4. Материалы для практической деятельности :

Счётные палочки, камешки, ракушки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, картон, цветные карандаши, фломастеры, тетради на печатной основе, карточки с занимательным материалом , раскраски, ручки.

РАБОТА ПО ТЕМЕ :

1. Рассматривание коллекций цифр и числовых фризов.

Пояснительная записка : «Ты уже знаешь все цифры от 1 до 9 и умеешь считать. Рассмотри все цифры, выложи их по порядку. Посчитай в прямом и обратном порядке». «Ты уже умеешь считать и знаешь все цифры от 1 до 9. Посчитай предметы на картинках, назови сколько их».

2. Дидактическая игра «Числовые домики» .

Пояснительная записка : «Ты уже умеешь сравнивать числа, знаешь, что небольшие числа могут объединяться вместе и превращаться в большие числа. При помощи этой игры ты можешь узнать состав чисел 6, 7, 8, 9 и 10, а также она поможет тебе лучше узнавать знаки : <, >, =».

3. Дидактические игры «Вычислительные пазлы» .

Пояснительная записка : «Ты уже умеешь решать примеры на сложение и вычитание. Эти игры помогут тебе научиться решать примеры ещё лучше. Помоги Илье Муромцу сосчитать яблоки, а 10 негритятам собраться вместе».

4. Дидактическое пособие «Сложи узор» .

Пояснительная записка : «Эти веселые кубики помогут тебе развить своё внимание, воображение, сообразительность и логическое мышление. Выбери себе узор на карточке и попробуй сложить его из кубиков. Ещё ты можешь с кем-нибудь посоревноваться. Ты можешь придумать свой узор и зарисовать его на карточку».

5. Дидактическое пособие «Отгадай-ка» .

Пояснительная записка : «Это занимательная игра – «Отгадай-ка» . В ней находятся разные карточки с заданиями. Рассматривай карточки по одной и выполняй то, что на них написано. Эта игра поможет тебе развить своё внимание, память и логическое мышление».

6. Познавательная литература :

«Букварёнок» Г. Юдин, энциклопедии : «Логика» , «Математика » .

Пояснительная записка : «Людям очень давно понадобилось умение считать. Как считали древние люди? Как появились первые цифры? Какими цифрами пользовались разные народы? Всё это и многое другое ты можешь найти в этих книгах. Ты даже можешь найти в них разные игры и поиграть».

7. Практическая деятельность с камешками, ракушками, верёвочками с узелками.

Пояснительная записка : «Ты уже знаешь, как считали древние люди. Представь себя древним человеком, который не знает, как писать цифры и посчитай на этих камешках, ракушках или верёвочках».

8. Практическая деятельность со счётами.

Пояснительная записка : «Это счёты. С их помощью ты можешь решать примеры на сложение и вычитание.

Реши : 2 + 1 = 3 + 1 = 4 – 1 = 5 – 1 =

2 + 2 = 3 + 3 = 4 – 2 = 5 – 3 =

2 + 3 = 3 + 4 = 6 – 3 = 7 – 2 =

9. Практическая деятельность с калькулятором.

Пояснительная записка : «Люди старались облегчить себе жизнь и придумали калькулятор. Эта небольшая вычислительная машина помогает людям выполнять вычислительные действия. Ты тоже можешь воспользоваться ею и решить с её помощью примеры :

2 + 2 = 4 + 2 = 6 + 1 = 8 + 1 =

3 + 3 = 5 + 2 = 7 + 1 = 9 + 1 =

10. Игра «Мозаика» .

Пояснительная записка : «Игра – мозаика. Воспользуйся ею, чтобы повторить цифры, математические знаки , вспомнить прямой и обратный счёт».

11. Дидактическое пособие «Счётные палочки» .

Пояснительная записка : «Это счётные палочки. Счётными их назвали потому, что они помогают нам считать. А ещё они могу научить нас думать и рассуждать. Выполни с палочками следующие задания :

12. Материалы для практической деятельности

Пояснительные записки : «Цифры можно не только писать, их можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Обведи трафарет любой цифры и раскрась, как ты хочешь».

«Цифры можно не только писать, их можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Возьми пластилин и вылепи свою любимую цифру».

«Цифры можно не только писать, их можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Обведи трафарет любой цифры, раскрась, как ты хочешь, вырежи и наклей».

13. Занимательный материал на печатной основе «Раскрась по цифрам» , «Соедини цифры по порядку» и др.

Пояснительная записка

«Если ты соединишь цифры по порядку, то увидишь, кто пришёл к тебе в гости».

14. Игра «Не скажу!»

Пояснительная записка : «Возьми несколько друзей сядьте в круг и, перебрасывая друг другу мяч, называете при этом числа по порядку, но вместо начетных чисел говорят «не скажу! Например : не скажу, 2, не скажу, 4, не скажу, 6… Кто ошибся, пропускает ход».

15. Игра «Быстро занять места!»

Пояснительная записка : «Берёшь несколько друзей, выбираете водящего, разбегаетесь по всей площадке, собирая на полу жетончики с номерами. Водящий произносит команду : «Быстро занять места!» Все спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку.

Усложнение : по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные».

16. Игра «Передай кубик»

Пояснительная записка : «Берёшь несколько друзей, выбираете водящего, по сигналу водящего кубик передается каждому участнику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно к первому участнику. Затем точно так же передают кубик с называнием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число».

17. Игра «Сколько нас без одного?»

Пояснительная записка : «Посчитайтесь, сколько вас всего играет. Нас семь - говорит последний. «Один ушёл (уходит) . Сколько осталось?» Все дети должны ответить : «Шесть» . Шестой говорит : «Нас шесть. Один ушел (уходит) ».

ТЕМА : «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» .

Задачи :

1. Способствовать освоению детьми обобщений.

2. Устанавливать связи и зависимости групп фигур; связи преобразования, видоизменения; отношения равенства и неравенства, упорядоченности.

3. Оперировать знаковыми системами и схематическими изображениями.

4. Способствовать систематизации детских представлений в процессе упражнений на классификацию, сериацию при практическом изготовлении геометрических форм.

5. Развивать умение составлять творческие экспозиции, отражая по-своему гармонию мира в цвете, разнообразии форм, пространственном размещении, сочетании и пропорциях.

Материалы :

1. Познавательная литература : энциклопедии : «Математика » , «Математика для малышей » , «Логика» . «Геометрия для малышей» , «Логика» , «Математика » .

2. Дидактические пособия на закрепление знаний о геометрических фигурах : «Танграмм» , «Магнитная мозаика» , «Геометрическая мазайка» , «Сложи узор» , головоломка «Треугольник» , «Кубик» . мозаики, магнитные цифры, числовые фризы.

3. Материалы для практической деятельности занимательным материалом , раскраски, ручки.

РАБОТА ПО ТЕМЕ :

1. Практическая деятельность с геометрическими фигурами. Плоскостные геометрические фигуры и объёмные геометрические тела.

Пояснительная записка : «Возьми геометрические фигуры и геометрические тела. Рассмотри их. Вспомни их названия. На какие предметы они похожи. Чем они отличаются фигуры и тела».

2. Игра «Танграм» .

Пояснительная записка : «Это игра – головоломка. Она состоит из квадрата, разрезанного на несколько геометрических фигур : треугольники, квадраты, прямоугольники, четырёхугольники. Если их выкладывать по образцам, то можно получить изображения разных предметов или животных. Ты даже можешь сам придумать изображение и зарисовать его на листочек для других детей».

3. Практическая деятельность. «Счетные палочки» .

Пояснительная записка : «Ты уже знаком со счётными палочками. Счётными их назвали потому, что они помогают нам считать. А ещё они могу научить нас думать и рассуждать. Выполни с палочками следующие задания :

Составь 2 равных треугольника из 5 палочек

Составь 2 равных квадрата из 7 палочек

Составь 3 равных треугольника из 7 палочек

Из 5 палочек составь квадрат и 2 равных треугольника».

4. Игра «Магнитная мозаика» .

Пояснительная записка : «Все детали этой мозаики – маленькие разноцветные квадратики с магнитами. Если их выкладывать по образцам, то можно получить изображения разных предметов или животных. Ты даже можешь сам придумать изображение и зарисовать его на листочек для других детей».

5. Игра «Геометрическое лото» .

Пояснительная записка : «Чтобы поиграть в геометрическое лото, пригласи товарища. Возьмите карточки с геометрическими фигурами. Выберете ведущего. Ведущий показывает фигуру. Тот, у кого эта фигура есть на карточке называет её и кладет на свою карточку. Кто первый соберёт все фигуры на своей карточке, тот выиграл».

6. Практическая деятельность «Геометрический конструктор» .

Пояснительная записка : «Этот конструктор состоит из разноцветных кругов, треугольников и ромбов. Если соединять их между собой, то получатся разные интересные фигуры. Попробуй, а что получится у тебя?»

7. Игра «Сложи узор» .

Пояснительная записка : «Эти веселые кубики помогут тебе развить своё внимание, воображение, сообразительность и логическое мышление. Выбери себе узор на карточке и попробуй сложить его из кубиков.

Ещё ты можешь с кем-нибудь посоревноваться.

Ты можешь придумать свой узор и зарисовать его на карточку».

8. Головоломка «Треугольник» , «Кубик» .

Пояснительная записка : «Это головоломка, от слов «ломать голову» , значит думать над чем–то трудным. Нужно поворачивать части куба или пирамиды так, чтобы вся грань стала одного цвета. Это очень трудное задание, но ты с ним обязательно справишься».

9. Познавательная литература :

«Геометрия для малышей» , «Логика» , «Математика » .

Пояснительная записка : «В этих интересных и умных книжках ты найдёшь разные истории о геометрических фигурах и телах. Узнаешь, откуда взялись их названия, и даже можешь прочитать о них стихи».

10. Спортивная игра «Городки» .

Пояснительная записка : «Это очень старая и интересная игра. Состоит она в том, что из нескольких маленьких цилиндров нужно построить фигуру. Затем нужно взять биту и с расстояния сбить эту фигуру. Каждому игроку даётся две попытки ».

11. Подвижная игра «1,2,3, к названной фигуре беги» .

Пояснительная записка : «Чтобы сыграть в эту игру, пригласи товарищей. Выберете по считалке ведущего. Ведущий раскладывает на полу геометрические фигуры разного цвета. По сигналу ведущего : «1, 2, 3, к зелёному кругу беги!» , все игроки бегут к названной фигуре и т. д.».

12. Игры-задания с физкультурным инвентарём.

Пояснительная записка : «Найди предмет, похожий на шар. Подбрось его 6 раз. Найди предмет, похожий на окружность. Покрути его 10 раз. Выложи из верёвки треугольник и впрыгни и выпрыгни 5 раз».

13. Материалы для практической деятельности : пластилин, цветные карандаши, цветная бумага, картон, ножницы и др.

Пояснительные записки : «Фигуры можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Обведи трафарет любой фигуры и раскрась, как ты хочешь или составь узор из фигур и раскрась его».

«Фигуры можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Возьми пластилин и вылепи свою любимую фигуру».

«Фигуры можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги.

Обведи трафарет любой фигуры, раскрась, как ты хочешь, вырежи и наклей».

14. Практическая деятельность «Маленький дизайнер»

Пояснительная записка :

«Составь орнамент паркета только из треугольников»

«Составь орнамент из кругов»

«Составь орнамент паркета только из четырёхугольников»

15. Практическая деятельность «Геометрия вокруг нас»

Пояснительная записка :

«Найди геометрические фигуры на картине»

«Составь картину из фигур»

«Нарисуй картину из фигур»

16. Практическая деятельность «Что получилось?»

Пояснительная записка : «Сложи бумажную салфетку пополам (вчетверо, отрежь угол, Что получилось?

ТЕМА : «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ» .

Задачи :

1. Развивать умение понимать отношения временных последовательностей.

2. Совершенствовать навыки установления временных последовательностей.

3. Развивать умение устанавливать взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира.

Материалы :

1. Познавательная литература : В. И. Даль «Старик-годовик» , Г. Юдин «Букварёнок» , Э. Прати «Времена года» , Кожевников А. Ю. Тихонова Т. Б. Жукова О. С. «Книга про время»

2. Дидактические пособия : календари, численник, модель времени года, часы песочные с разной длительностью времени, электронные, водные, механические, модели часов, модели последовательностей,

3. Материалы для практической деятельности : счётные палочки, камешки, ракушки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, картон, цветные карандаши, фломастеры, тетради на печатной основе, карточки с занимательным материалом , раскраски, ручки

РАБОТА ПО ТЕМЕ :

1. Практическая деятельность «Переживание времени»

Пояснительная записка : «Возьми песочные часы длительностью 1 минута, переверни их. Пока сыплется песок, попробуй сделать постройку из конструктора. Возьми песочные часы длительностью 3 минуты, переверни их. Пока сыплется песок, сделай другую постройку из конструктора. Что ты заметил?»

2. Практическая деятельность «Что ты успеешь сделать за одну минуту?»

Пояснительная записка : «Возьми песочные часы длительностью 1 минута, переверни их. Посмотри, сколько дел ты сможешь сделать за одну минуту».

3. Игра «Когда это бывает?»

Пояснительная записка : «Данные изображения разных времён года перепутались. Определи их очерёдность и назови время года».

4. Игра «Временная последовательность»

Пояснительная записка : «Последовательность определяет строгий порядок одного за другим и его нельзя нарушать. Воспроизведи рост растения с помощью символов».

«Найди ошибку в последовательности рост и взросления ребёнка»

5. Практическая деятельность «Мой день»

Пояснительная записка : «С помощью изобразительных средств и символов составь распорядок дня на завтра»

6. Продуктивная деятельность «Волшебная картинка»

Пояснительная записка : «Если ты возьмёшь цветные карандаши и раскрасишь картинки тем цветом, который стоит рядом с цифрой, то увидишь что-то интересное».

7. Познавательная литература

Г. Юдин «Букварёнок»

Пояснительная записка : «Людям очень давно понадобилось умение измерять время. Как древние люди узнавали время? Какие были первые часы? Всё это и многое другое ты можешь найти в этих книгах. Ты даже можешь найти в них разные игры и поиграть».

8. Подвижная игра «Лови-назови»

Пояснительная записка : «Перебрасывая мяч, друг другу, говорим : «Зима, а за нею?» , «Перебрасывая мяч, друг другу, говорим : «Январь, а за ним?» .

9. Подвижная игра «Эстафета»

Пояснительная записка : «Передавая палочку из рук в руки, быстро называем признаки зимы, весны, лета, осени».

10. Практическая деятельность «Фотографии по порядку»

Пояснительная записка : «Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Пронумеруй эти фотографии в том порядке, в котором их делали».

«Найди в семейном архиве фотографии своих родственников в младенчестве,

детстве, юности, в зрелые годы, в старости. Оформи семейный

альбом – расположи фотографии по порядку»

11. Логические задания «Ответь на вопросы»

Пояснительная записка :

«Ане 5 лет, а Тима младше её на 4 лет. Сколько лет Тиме?»

«Это Вася и Наташа. Васе 15 лет. А Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в будущем году Васе?»

«Даше 5 лет, а Надя старше её на 5 лет. Сколько лет Наде?»

ТЕМА : «В МИРЕ ИЗМЕРЕНИЙ» .

Задачи :

1. Закреплять, расширять и конкретизировать имеющиеся и получаемые детьми знания о процедурах измерения разных величин : длины, веса, объёма, температуры.

2. Совершенствовать представления о приборах и инструментах для измерения разных величин; о разных единицах измерения и величинах, которые в них измеряются; закреплять умения определять путём измерения длину, вес, объём, температуру.

3. Развивать произвольность психических процессов : внимания, памяти, восприятия и др.

4. Организовать взаимодействие педагогов, детей и родителей.

Материалы :

1. Познавательная литература : «Букварёнок» Г. Юдин; Энциклопедии : «Математика » , «Математика в картинках » , «Логика» , «Развиваем мышление» .

2. Дидактические пособия : «Противоположности» , «Моя математика » , весы, безмен, ростомер, сантиметровая лента, водный термометр, модель термометра, мерные стаканы на 1л, 250мл, линейки на 15см, 20см, 30см.

3. Материалы для практической деятельности : счётные палочки, камешки, ракушки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, картон, цветные карандаши, фломастеры, тетради на печатной основе, карточки с занимательным материалом , раскраски, ручки.

РАБОТА ПО ТЕМЕ :

1. Познавательная литература.

Энциклопедии : «Математика » , «Математика в картинках » , «Логика» , «Развиваем мышление» .

Пояснительная записка : «В этих интересных и умных книжках ты найдёшь разные истории о том, как можно измерять разные предметы. Как их можно сравнивать : по длине, массе, объёму. Какими специальными инструментами нужно пользоваться для измерения длины, массы, объёма».

2. Практическая деятельность «Измерение длины»

Пояснительная записка : «Измерять длину можно при помощи линейки. На линейке есть деления с цифрами – это шкала. Шкала есть у всех приборов для измерения. Основной единицей измерения длины является сантиметр. Цифры на линейке показывают сколько сантиметров. Измерь при помощи линейки

карандаш, фломастер, ручку. Сравни, у какого предмета длина больше».

3. Практическая деятельность «Измерение длины»

Пояснительная записка : «Измерять длину по кривой – например, обхват талии или головы, можно при помощи сантиметровой ленты. На этой ленте есть деления с цифрами – это шкала. Шкала есть у всех приборов для измерения. Основной единицей измерения длины является сантиметр. Цифры на ленте показывают сколько сантиметров. Измерь при помощи сантиметровой ленты обхват талии и окружность головы, сравни, что больше, где мы это можем применить».

4. Практическая деятельность «Измерение роста»

Пояснительная записка : «Измерять рост можно при помощи ростомера. На ростомере есть деления с цифрами – это шкала. Шкала есть у всех приборов для измерения. Основной единицей измерения длины является сантиметр. Цифры на ростомере показывают, сколько сантиметров рост. Измерь при помощи ростомера свой рост. Пригласи 2 товарищей, и сравните, чей рост больше».

5. Практическая деятельность «Измерение веса»

Пояснительная записка : «Для измерения веса пользуются специальным прибором, который называется весы. Единицей измерения веса является 1килограмм. Весы бывают с чашами, у которых есть стрелка со шкалой, безмен, напольные электронные весы. Рассмотри их и подумай :

на каких весах лучше измерить вес кубика;

на каких весах лучше измерить вес сумки;

на каких весах лучше измерить свой вес».

6. Практическая деятельность «Измерение объёма»

Пояснительная записка : «Жидкие и сыпучие продукты не измеришь в длину. Зато можно узнать их объём. Объём – это сколько места они занимают в пространстве. Основной единицей измерения объёма в обычной жизни является литр. Для измерения объёмов используют специальные мерные стаканы и кружки со шкалой. Налей в ведро 2л; 3л воды; сравни по объёму банки ведёрки».

7. Практическая деятельность «Измерение температуры»

Пояснительная записка : «Чтобы узнать холодно или тепло, больны мы или здоровы, мы измеряем температуру. Для измерения температуры пользуются специальным прибором, который называется термометр или градусник. Основной единицей измерения температуры является градус.

Сколько градусов сегодня на улице?

Сколько градусов в комнате? Где теплее? Холоднее?

Измерь температуру воды в аквариуме».

8. Дидактическое пособие : «Противоположности»

Пояснительная записка : «Эта игра поможет тебе запомнить противоположные значения. Возьми картинки и разложи их по парам. Например : грязный – чистый, холодный – горячий, высокий – низкий. Можешь пригласить друга

и вы поиграете вдвоём».

9. Материалы для практической деятельности : пластилин, цветные карандаши, цветная бумага, картон, ножницы и др.

Пояснительная записка :

«Нарежь полоски из цветной бумаги или картона разной длины и измерь их длину при помощи линейки. Найди самую длинную и укрась её».

«Вылепи из пластилина колбаски разной длины. Измерь их длину при помощи линейки. Узнай при помощи весов, что тяжелее колбаски из пластилина или полоски из бумаги».

«При помощи ножниц, картона и карандашей сделай свою линейку» .

«При помощи ножниц, картона и карандашей сделай свой термометр» .

10. Спортивная игра «Городки» .

Пояснительная записка : «Это очень старая и интересная игра. Состоит она в том, что из нескольких маленьких цилиндров нужно построить фигуру. Затем нужно взять сантиметровую ленту и отмерить расстояние в 100см (1метр) . Взять биту и с расстояния сбить эту фигуру. Каждому игроку даётся две попытки ».

11. Игры-задания с физкультурным инвентарём.

Пояснительная записка :

«Возьми 2 кегли. При помощи сантиметровой ленты отмерь расстояние 100см (1метр) от одной кегли до другой. Встань возле первой и попробуй допрыгнуть до второй».

«Возьми 2 кегли. При помощи сантиметровой ленты отмерь расстояние

150см. Отметь это расстояние верёвкой. Возьми мяч и попробуй сбить кегли».

«Отмерь расстояние 150см, поставь корзину и попробуй попасть в корзину мячом».

«Взвесь на весах мяч и мешочек с песком. Что тяжелее? Что легче?

Взвесь на весах мяч и кеглю. Что тяжелее? Что легче?»

«Измерь при помощи сантиметровой ленты скакалку и прыгни через неё 10 раз».





Несложные задачки, с помощью которых можно отдохнуть и развлечься в обеденный перерыв или после суеты трудового дня.

1. Простая арифметика

Этот пример на экзамене UPSC смог решить только один человек

2. Логическая задачка

Задачка для первоклассника

3. Тест на внимательность

Найдите мышку

4. Найдите ошибку

90% людей не могут найти ошибку в этом тесте

5. Тренировка для глаз

Найдите сердце... А когда найдете, пощупайте бьется ли ваше!

6. Найдите ребенка

Простое задание для опытных родителей

7. Найдите 7 отличий

Старайтесь не концентрироваться на одной точке.

8. Найди кота

Среди собак затесался чужак. Найдите его!

9. . Следующий уровень

Задача усложнилась. Ищем кота-шпиона в cтепи

10. Загадка

Загадка для взрослых

11. Абстрактное мышление

Сверху имеем треугольник, который состоит из нескольких частей. На нижнем рисунке те же фигуры, но перевернутые. Откуда взялась пустая клетка?

12. Логическая задача

Какое время должны показывать часы под номером 5, чтобы продолжить определенную последовательность

13. Внимание!

Снова кот потерялся.

14. Найди отличия

Каждый снеговик отличается чем-то одним от остальных

15. Высшая математика

Сначала решите уравнения, а затем найдете эти числа (ответы) в таблице цифр. Очередность цифр должна идти по прямой, можно по диагонали, справа налево, снизу вверх и наоборот

16. Чтение с препятствиями

Прочитайте текст

201 3 год

Конкурсно – игровая

программа

Работа учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»

Снятковой Натальи Валерьевны.

Цель: способствовать умственному и физическому развитию учащихся.

Задачи:

    Учить ребят находить признаки предметов – отгадывать загадки.

    Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, помощи друг другу.

    Воспитывать любовь к родному языку, устному народному творчеству.

    Развивать координацию движений через участие в спортивных конкурсах.

Оборудование:

    Карандаши, фломастеры, альбомные листы.

    Сухие рожки, длинные прочные нитки.

    Игрушечные машинки по 1 на команду, кегли.

    Кольца или обручи, кольцеброс.

    По 2 бумажных круга для каждой команды.

Игру можно провести между командами или индивидуально каждый участник накапливает определенные жетоны. При подведении результатов – призы получают те – у кого их больше. Или команда, набравшая большее количество очков.

Друзья! Надежные друзья!

Другого тут сказать нельзя.

Им рады здесь, им рады тут,

Их всюду и везде зовут

Свое тепло вам отдадут

сейчас их в этом зале ждут!

    Разминка.

Угадай, что я такое?

    На дереве под ветерком мы шелестим.

Наступит время – дружно облетим

И под ногами тихо зашуршим…(листья)

    Там, где есть берега,

Протекаю я… (река)

    Иду к подруге Ниночке

По узенькой…(тропиночке)

    День и ночь трудяга – крот

Рыл себе подземный…(ход)

    Я пред тобою стою,

Но видишь не меня.

Я лишь являюсь

Отражением тебя (зеркало).

    Вверх – вниз ходит,

Людей в себе возит (лифт).

    Он разгладит все морщинки

На пеленке и простынке (утюг).

    Я зубаста и остра,

Ложки младшая сестра (вилка).

    «Что правда, а что нет?» - на свой вопрос ваш жду ответ…

Правда ли, что:

Кузнечик слышит ногами?

Да!

Кукушки не высиживают птенцов сами?

Да!

Жить на свете человек способен целых 300 лет?

Нет!

Для здоровья вредно спать в обед?

Нет!

На деревьях растет винегрет?

Нет!

В Австралии дикая жара?

Да!

На Африку вдруг обрушились снег, метель, пурга?

Нет!

Есть на свете птицы, не умеющие летать?

Да!

Некоторые птицы любят воровать?

Да!

Хлебное дерево на свете где-то есть?

Да!

Звезды все на небе практически не счесть?

Нет!

Компьютерная игра для ребенка очень вредна?

У цапли всего одна нога?

Нет!

У вас на каждый вопрос есть готовый ответ?

Да!

Ну что ж, проститься настала пора, вы устали, дети?

Да!

    Игра «деревья, кусты, тропинки, кочки»

Развиваем внимание, сосредоточенность. Выполняем движения на слова:

«дерево» - игроки поднимают руки вверх

«кустарник» - ставят руки на пояс

«кочка» - низко кланяются

«тропинка» - кладут руки на плечи друг другу

«орешник» - хлопают в ладоши

Задача игроков: быть предельно внимательными и быстро сориентироваться в ситуации. Победители получают почетное звание самого внимательного.

    Конкурс знатоков природы .

    • Не огонь, а жгусь ретиво, как зовут меня…(крапива)

      На носу зверь носит рог и зовется…(носорог)

      На себе везет не прытко домик собственный…(улитка)

      Словно вихрь, летит, спасаясь, от врага пугливый…(заяц)

      Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним не зная страха,

Гуляет…(черепаха)

    Осенью первыми листья, как слезы.

Тихо на землю роняют…(березы)

    В поле, огороде – прямо беда!

Глушит посевы сорняк…(лебеда)

    По реке плывет бревно –

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…(крокодил)

    Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

    Сразу скажет – это…(крот)

    Может плавать целый день в ледяной воде…(тюлень)

    Вот соль тебе, вот хлеб и ложка, сварилась к ужину…(картошка)

    Загадочная игра художников.

Условие:

Педагог загадывает загадку, игроки за 1 минуту должны нарисовать отгадку. Тот, кто успел верно нарисовать первым – получает дополнительные баллы.

    Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб)

    Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу (очки)

    Круглое, румяное

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые,

И маленькие детки (яблоко)

    Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

    Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок (мороженое).

    Игра «Помощники».

От команды вызывается по1 человеку. Чей участник за 1 минуту больше наденет рожков сухих на нитку.

    Гадалки – соображалки .

Игра направлена на поиск неординарного, оригинального ответа на заданный вопрос.

    Может ли пингвин назвать себя птицей? (нет, он не говорит)

    Что легче 1 кг железа или 1 кг ваты? (одинаково)

    Из какой посуды нельзя пить? (из пустой)

    Какое скупое дерево ягоды жалеет, а потому от стыда краснеет? (рябина)

    Какое колесо у машины лишнее? (запасное)

    За чем турист носит рюкзак? (за плечами)

    По чему птицы летают? (по небу)

    Что идет вперед и никогда назад? (возраст)

    За чем язык во рту? (за зубами)

    Что можно услышать, но никогда не увидеть? (песню)

    Каким гребнем не расчешешься? (петушиным)

    Почему птицы улетают на юг? (пешком не могут)

    У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба)

    Когда цапля стоит на одной ноге? (когда вторая поднята)

    Игра «Военные шоферы».

Команде выдается машина игрушечная. Вдоль трассы поставлены кегли – препятствия. Задача игроков: катя за собой машину на веревочке, проехать полосу препятствий. Второй игрок повторяет маршрут первого. Чья команда не собьет кегли и придет первой считается победившей.

    Игра «Муха – Цокотуха».

Каждому игроку команды выдается по денежке (кольцо или обруч) которое они должны накинуть на кольцеброс. Чья команда быстро и верно справится, та и победила. За каждое попадание по 1 очку.

    Игра «Кочки».

Каждому участнику выдается по 2 круга – кочки. По которым он должен перебраться на другую сторону, перекладывая круги. Передает эстафету следующему участнику.

Подведение итогов игры.

Как хорошо, что есть

Среди других планет

Планета эта,

Как хорошо, что здесь

Так много добрых лиц,

Так много света.

Должен где – нибудь каждый

Чудо встретить однажды,

Детство не зря дано,

Ждет волшебства оно.

Развитие внимания, к сожалению, дело нелегкое, прежде всего потому, что требует высокой самоорганизации, причем в первую очередь от взрослых, которые проводят занятия с ребенком. Дело в том, что заниматься нужно каждый день, за редчайшим исключением (например, если заболели вы или ребенок), но при этом занятие не должно быть длительным - всего 15-20 минут. В заданиях такого типа очень важна мотивация малыша, его нацеленность на результат.

Важно именно для вашего ребенка подобрать «волшебный ключик», зачем ему нужно быть внимательным, и вообще разобраться, что такое внимание, и какие «выгоды» можно обрести, становясь более внимательным. «Общего рецепта» для подбора мотива, конечно, нет, ведь у каждого человека свои интересы и всех под одну гребенку не расчешешь, поэтому подумайте, что важно и интересно именно для вашего малыша.

Выполняя задания, ребенок будет развивать внимательность, тренировать наблюдательность и усидчивость, и все это должно проходить в игровой форме. Не перетруждайте ребенка в занятиях, пусть это будет увлекательной и радостной ежедневной игрой мамы и ребенка или психолога и ребенка.

«Корректурная проба»

На бланке за 2 минуты нужно, по порядку просматривая все строчки, найти и зачеркнуть все знаки, заданные в образце, например, все черные треугольники и белые ромбы. Обратите внимание на то, что задание выполняется ровно 2 минуты. Выполнять задание необходимо строго по порядку, чтобы закреплять навык сканирования пространства, то есть просматривать строчки слева направо. Главная цель данного задания - научить ребенка максимально собираться, концентрироваться на относительно не продолжительный промежуток времени. На каждом занятии таблицы и значки меняются. В следующий раз это могут быть буквы, цифры, другие фигуры.

«Найди спрятавшийся предмет»

Во всем многообразии линий ребенку необходимо найти изображенный предмет и раскрасить его. Вы можете сами рисовать любой предмет, а потом прятать его под хаотичными линиями.

«Не пропусти хлопок»

Ребенку дается задание: когда он услышит слова, принадлежащие к определенной категории, он должен каким-то образом показать это, например, хлопнув в ладоши. Ребенку зачитывается набор тематически подобранных слов или заранее подготовленный текст, слушая который, ребенок должен выполнять это упражнение.

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь любое мужское имя: Маша, Таня, Коля, Николай, Кристина, Александра, Семен, Степан, Сергей, Ольга, Ира, Ирина, Иннокентий, Кеша, Шарик, Шурик, Лёня, Лена, Никита, Вера, Мурка, Бобик, папа, котенок, Сережа, Андрюшка, Димочка, Лариса, Ульяна, Кузьма, Зоя, Евгений».

Инструкция 2: «Подпрыгни один раз на месте, когда услышишь название цвета. Блестящий, голубой, красный, красивый, зеленый, фиолетовый, коричневый, светлый, белый, мрачный, тусклый, зеленый, синий, черный, темный, желтый, матовый, шершавый, разноцветный, серый, яркий, гладкий, потухший, салатный, розовый».

Инструкция 3: «Когда услышишь название дикого зверя, присядь. Утка, лебедь, волк, корова, собака, дикая собака динго, слон, тигр, лошадь, петух, кошка, жираф, леопард, обезьяна, еж, белка, сова, ворона, лось, олень, индюк, суслик».

Инструкция 4: «Когда услышишь название овоща, подпрыгни. Помидор, клубника, яблоко, огурец, тыква, персик, лук, слива, картофель, кабачок, редис, клюква, морошка, капуста, репа, брусника, свекла, чеснок, груша, смородина».

«Корректор-1»

В этом упражнении ребенку нужно по образцу заполнить пустые фигуры значками, как показано на образце. а каждом занятии таблицы и значки меняются.

«Следопыты»

Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок, в котором спрятались какие-либо предметы или персонажи. Они могут быть едва заметными или находиться в самых неожиданных частях рисунка. Главное - быть внимательным и найти все предметы, которые условились искать.
Инструкция: «Найди и раскрась всех птичек на рисунке. Сколько их? А теперь раскрась весь рисунок до конца».

«Царевна Несмеяна»

Ребенок на время игры превращается в царевну Несмеяну. По команде «замри» он замирает, и, что бы ни происходило вокруг, ни в коем случае ему нельзя смеяться. Задача взрослого - постараться рассмешить ребенка или заставить его пошевелиться, соблюдая всего одно условие: замершего нельзя касаться.

«Скульптор»

Попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их, и вот так на ощупь предложите вылепить какую-либо фигуру. Если ваш ребенок хорошо справляется с пластилином, то лепить можно что-то более сложное; если не очень хорошо получается, то делать можно самое простое - шарик или кубик. Лепить можно все что угодно - начинать лучше с простых форм, постепенно переходя к более сложным.

«Да» и «нет» не говорить

Черное и белое не называть». Игра заключается в том, что ребенку запрещается употребление некоторых слов. Из названия понятно, что вводится запрет на произнесение слов «да», «нет», «черный», «белый». Спрашивать можно о чем угодно - о книгах, игрушках, цветах, развлечениях. Отвечающий должен помнить, что запретные слова ни при каких условиях говорить нельзя. Кроме правила о запретных словах стоит договориться и о том, что паузы между вопросом и ответом затягивать нельзя и что длительное молчание также может вести к проигрышу. Для того чтобы игра не продолжалась бесконечно, ограничивается время игрового диалога, например три минуты. Если отвечающий на вопросы не ошибается за это время, значит, он выигрывает. Выполнять роль задающего вопросы может и взрослый, и, впоследствии, ребенок.

«Путаница»

В зависимости от сюжета рисунка создается история, которая рассказывается ребенку. Главное в этом задании то, что остается неизменным при любой сюжетной линии, - паутина перепутанных линий, в сплетениях которых нужно разобраться ребенку.
Инструкция: «Найди какой котенок играется клубком».

«Тихая эстафета»

Дайте малышу колокольчик. Пусть он держит его за ленточку. Попросите ребенка, держа колокольчик в руках, выполнить различные движения. При этом ему нужно постараться, чтобы колокольчик не зазвонил.

«Не звени, мой колокольчик»

Выложите на стол несколько предметов - тарелки, ложки, колокольчики, погремушки - все, что может звякнуть. Попросите ребенка переложить с места на место несколько предметов так, чтобы не прозвучало ни звука.

Игра с мячом «Живое - неживое»

Познакомьте ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный», объясните, что все одушевленные, живые предметы - это «кто», а неодушевленные, неживые - «что». Приведите несколько примеров. Объясните правила игры: когда вы, кидая мяч, называете что-то живое - мяч нужно ловить, неживое - мяч ловить нельзя.

«Бирюльки»

Для игры понадобятся счетные палочки или спички. Допустим, вы взяли спички. Возьмите десять спичек, перемешайте их в руках и высыпьте на стол так, чтобы они не разлетелись слишком широко, а касались друг друга. Игроки вытаскивают по одной спичке так, чтобы ни одна другая лежащая спичка не шелохнулась. Игрок, под чьей рукой шевельнулось одновременно больше одной спички, передает ход другому игроку. Побеждает тот, кто вытащит больше спичек.

«Небылицы»

На рисунке допущены ошибки. Попросите ребенка их найти и показать вам. Затем предложите раскрасить смешной рисунок.

«Монетки»

Ребенок берет горсть жетонов или монет. Ему необходимо, держа монеты на ладони, выставить их стопочкой на столе, добавляя каждый раз сверху по одной. Важно, чтобы все складываемые монетки изначально были в руке, и чтобы ребенок их выкладывал, доставая пальцами с середины ладони. Ну и, конечно же, все это он должен проделывать только одной рукой.

«Солнышко»

На спине ребенка взрослый пальцем «рисует» или «пишет» некие символы. Изображать можно предметы, буквы, цифры - в зависимости от уровня общего развития вашего ребенка. Начинать лучше с использования простых рисунков - солнце, елочка, домик. Первые несколько раз можно рисовать на тех участках кожи, где ребенку видно, чтобы он мог соотнести то, что он чувствует, и то, что он видит, в единое целое. При более развитой телесной чувствительности можно использовать более сложные образы или писать целые примеры или слова. Все будет зависеть от вашей фантазии и уровня развития вашего ребенка.

«Что забыл художник?»

Ребенок, рассматривая изображения, на которых чего-то не хватает, дорисовывает недостающие детали. Главная цель игры в том, чтобы научить ребенка находить особенности, видеть детали. В ходе выполнения данного задания развивается способность видеть ошибки, неточности, дошкольник учится контролировать правильность выполнения.

«Гляделки»

Нужно сесть или встать друг напротив друга и пристально, не отрываясь, смотреть друг другу в глаза, моргать при этом разрешается. Проигрывает тот, кто первым отведет взгляд в сторону. Если вы затеваете эту игру с совсем еще маленьким ребенком, мне кажется, главным в данном случае будет мотивировать его, вовремя поддаваться, хвалить, эмоционально откликаться на его успехи и неудачи.

«Половинки»

Для этого задания понадобятся карточки, на которых нарисованы рисунки, открытые лишь наполовину. Это могут быть верхние или нижние половинки картинок, а может быть, левые или правые, а может быть, и каким-то еще образом спрятанные частички. Смысл задания - восстановить недостающие элементы.

«Найди отличия между картинками»

Перед ребенком кладут лист, на котором нарисованы два похожих рисунка. Вместе с взрослым он рассматривает, что нарисовано, и ищет различия между изображениями. После чего один из рисунков ребенок раскрашивает.

«Посмотри внимательно»

На мой взгляд, это наиболее сложное задание из всех здесь представленных, так как требует абсолютной отдачи отчета самому себе, что делается и зачем, а это не всегда бывает возможным, ведь одно дело, чего хочет взрослый, а другое - чего хочет ребенок и насколько он осознает необходимость происходящего.

Предложите ребенку удобно сесть, расслабиться и в течение определенного времени очень пристально рассматривать какой-то предмет. Промежуток времени лучше выбирать небольшой, от 1 до 5 минут. Предмет для созерцания может предложить взрослый, а может выбирать и сам выполняющий задание. Стоит заранее предупредить, что внимание будет рассеиваться, появится желание отвести взгляд, но нужно удерживать себя от этого и продолжать рассматривать предмет. Усилием воли нужно снова и снова возвращаться к рассматриваемому предмету, разглядывать его вдоль и поперек, находить все новые мельчайшие подробности и детали. Моргать можно, главное - удерживать взгляд. Если вы сможет мотивировать ребенка, можно усложнить данное упражнение. Предложите малышу закрыть глаза, представить некий предмет, допустим яблоко, и «рассматривать» его как можно более подробно, представляя, как оно поворачивается то одной, то другой стороной. Упражнение очень сложное с одной стороны, но очень действенное - с другой. Важно решить вопрос с мотивированием и силой воли выполняющего.

«Интеллектуальные таблицы»

Вопросы, задания, предлагаемые ребенку, довольно просты и практически не требуют от него каких-либо специальных знаний. Главная трудность для выполняющего заключается в ограничении количества времени - для каждого задания 2-5 секунд. Кроме временного ограничения, обязательным условием является однократность предъявления задания, то есть каждое задание зачитывается только один раз, иначе оно попросту теряет свой развивающий смысл. О правилах выполнения упражнения ребенку сообщают заранее, чтобы он знал и был готов к этим ограничениям. Диктуя задания, произносить слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок вас понял.

1. «Если ты мальчик, нарисуй солнышко, если девочка, то цветочек.
2. Поставь в круге точку.
3. Нарисуй три круга, закрась любой не первый круг.
4. Закрась фигуру, у которой три угла.
5. Закрась стрелочку направленную вниз.
6. Под чертой нарисуй кружок.
7. Закрась первый квадрат и последний,
8. Нарисуй любой круглый предмет.
9. Обведи то число, которое больше.
10. Если елки зеленые, то нарисуй круг, если синие то квадрат.
11. Нарисуй внутри круга треугольник.
12. Если собаки умеют мяукать, то поставь плюсик.
13. Раздели круг пополам.
14. Подчеркни все треугольники.
15. Напиши любое число».

«Интеллектуальные таблицы». 2-й вариант

1. «Если сейчас зима, нарисуй круг, если нет - квадрат.
2. Закрась третий кружок и зачеркни первый.
3. Если собаки лают, поставь в треугольнике плюсик, если нет - минус.
4. Нарисуй столько же квадратов, сколько медведей в сказке «Три медведя».
5. Если ты девочка, то нужно нарисовать бантик, а если мальчик, то шарик.
6. Над линией поставь точку, а под ней нарисуй овал.
7. Если на руке 5 пальцев, зачеркни все единицы, если другое количество - все двойки.
8. Раздели вторую сверху линию пополам.
9. Закрась фигуру без углов.
10. В каждый треугольник поставь точку.
11. Если Рита - имя мальчика, напиши любую букву, если имя девочки, то любую цифру.
12. Нарисуйте три треугольника, и зачеркни из них средний.
13. Нарисуй рыбку.
14. Нарисуй столько же палочек, сколько времен года.
15. Поставь три точки не в круге».

«Интеллектуальные таблицы». 3-й вариант

1. «Если яблоко - это фрукт, напиши, сколько будет к 2 прибавить 1, если овощ, то от 2 отнять 1.
2. Нарисуй столько же квадратов, сколько лап у кошки.
3. Нарисуй столько же кругов, сколько хвостов у коровы.
4. Нарисуй любой зеленый овощ.
5. Нарисуй, что выше - куст или дерево.
6. Поставь в квадрате 5 точек и соедини их линией.
7. Если сегодня ясный день, нарисуй солнце, если пасмурный - тучу.
8. Если рыбы умеют плавать, то нарисуй волну.
9. Если груша - это овощ, напиши сумму чисел 1 и 1.
10. Нарисуй в квадрате треугольник, а в круге квадрат.
11. Закрась меньшую фигуру, и обведи большую.
12. Заштрихуй квадрат.
13. Внутри треугольника нарисуй круг, а в квадрате поставь три точки.
14. Если кошка - это животное, нарисуй треугольник, если нет, то круг.
15. Нарисуй три плюса и один знак равенства, зачеркни те знаки, которых меньше».

«Интеллектуальные таблицы». 4-й вариант
1. «Обведи все фигуры, у которых нет углов.
2. Поставь по одной точке в каждом углу квадрата.
3. Нарисуй столько же кругов, сколько поросят в сказке «Три поросенка».
4. Зачеркни все круги.
5. Поставь в квадрате плюс, а в треугольнике минус.
6. Выбери лишнюю фигуру, и закрась ее.
7. Соедини нижний конец четвертой линии с верхним концом пятой.
8. Зачеркни все фигуры без углов.
9. Реши только третий пример.
10. Под каждым минусом поставь плюс.
11. Поставь плюс в меньшем треугольнике.
12. Реши один любой не третий пример.
13. Внутри треугольника нарисуй круг.
14. Закрась все треугольники.
15. Подчеркни самое большое число».

«Интеллектуальные таблицы». 5-й вариант

1. «Соедини верхний конец третьей линии с верхним концом первой.
2. Нарисуй круг над чертой и галочку под ней.
3. Поставь единицу в круг.
4. Закрась все круги.
5. Если написанные числа равны, обведи их в круг.
6. Если сейчас зима, нарисуй треугольник, если нет - квадрат.
7. Если ты можешь ходить по потолку, поставь плюс, если нет - прочерк.
8. Подели пополам все стороны квадрата.
9. Подчеркни третье слово одной чертой, второе двумя, первое зачеркни.
10. Поставь три точки в квадрат, так чтобы они были снаружи треугольника,
11. Если сейчас утро, поставь плюс в треугольник, если нет - в квадрат.
12. Зачеркни фигуру с наибольшим количеством углов.
13. Обведи более длинное слово.
14. Нарисуй линию и поставь на ней четыре точки.
15. Закрась второй круг, в третий поставь точку, а два последних зачеркни».

Вы также можете купить настольные игры для детей , они помогут с пользой проводить время и развивать мышление, логику и память ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Выполнила:

А.И.Белякова

воспитатель

2012 г.

«Больница»

Цель : Закрепление полученных детьми знаний в игре со сверстниками. Учить отражать в игре работу врача медсестры, отражение действительности. Воспитывать желание помогать людям быть здоровыми, интерес к профессии мед-работника.

Материалы : Сюжетно – ролевая игра «Больница».

Ход игры : Помочь детям распределить роли в игре.

Игра «Советы доктора Айболита»

Цель : Закрепить знания детей об опасных ситуациях, прачинах их возникновения и правилах поведения в таких ситуациях.

Материал : Наборы карточек-символов.

Ход игры : Моделирование играющими детьми последовательности их действий в опасных ситуациях. В эту серию входит ситуации: «Обморожение» и «Пожар».

Игра: «Лови бросай, предметы гигиены называй»

Цель : Закрепить знания детей о предметах гигиены.

Материал : Мяч.

Ход игры : Дети становятся в круг, воспитатель в центре. По очереди бросает мяч детям. Дети называют предметы гигиены которыми они пользуются и знают.

Игра: «Расставь картинки по порядку»

Цель: Закрепить знания детей в правильном уходе за полостью рта и зубами правильной последовательности чистки зубов, воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы.

Материалы: Картинки с изображением чистки зубов, продуктами питания.

Ход игры: Положить перед ребенком картинки. Предложить поставить картинки по порядку и рассказать правила ухода за полостью рта и зубами.

Игра «Витаминные перчатки »

Цель: Закрепить знания у детей о пользе витаминов и их значение для здоровья человека и продуктов в которых содержатся эти витамины.

Материалы : Перчатки с названием витаминов и картинки с ленточками, с изображением продуктов.

Ход игры : Предложить некоторым детям надеть витаминные перчатки, а остальным детям предложить надеть на перчатки те картинки с изображением продуктов в которых есть этот витамин.

Игра: Магазин «Полезных продуктов»

Цель: Закрепить у детей знания, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной, и как полезные продукты влияют на организм человека.

Материал: Сюжетно-ролевая игра «Магазин» различные продукты питания. Ход игры : В течении игры роль продавца могут выполнять несколько детей по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не купят продукты.

Игра: « Никогда не унывай»

Цель : Научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нём нуждается, а также улучшать настроение. Игровое задание: Улучшить настроение.

Правила игры : Придумывать разные способы улучшения настроения. Справедливо оценивать выдумку.

Материал : Несколько комплектов схематических и реалистических изображений детского лица, выражающего: спокойствие, удивление, радость, огорчение и т. д. Материал лучше подготовить силами детей – цель игры при этом достигается быстрее. (В нашем комплекте материал изготовлен руками детей).

Ход игры : Заинтересуйте детей сообщением о том, что к ним собираются гости, которые прислали свои фотокарточки. Покажите им реалистические картинки. Постарайтесь как можно эмоциональнее разглядывать изображённые на них детские лица, стараясь вызвать адекватную реакцию у учащихся. Предложите им подумать о том, что могло огорчить, удивить, обрадовать гостя. Затем каждый ребёнок выбирает одного из гостей. Педагог раздаёт детям соответствующие их желаниям схематические изображения. Они должны придумать, как можно утешить огорчённого, ответить на вопрос удивляющегося, порадоваться вместе с улыбающимся. Потом проводится конкурс способов улучшения настроения. При единодушном одобрении способа победитель награждается призом «За хорошее настроение». При повторении игры дети обмениваются изображением гостей. Приз придумайте сами.

Игра: «Знаете ли вы себя?»

Цель : Закрепить знания детей, как устроено тело(организм) человека, и назначение работы различных органов.

Ход игры : В этой игре педагог предлагает детям, глядя друг на друга, ответить на вопросы о строении человеческого тела. Каждый верный ответ поощряется фишкой, а в выигрыше оказывается тот, кто даст большее количество верных ответов и, соответственно, соберет фишек больше, чем у остальных игроков. Примерные вопросы педагога: - что в человеческом теле встречается всего один раз? (Тело имеет одну голову, одну шею, один живот. Голова имеет одно темя, один затылок, одно лицо…); - что в человеческом теле встречается два раза? (Голова имеет два виска, два уха…); - что встречается у человека четыре раза? (Голова имеет четыре века, четыре ряда ресниц, на ногах и руках по четыре больших пальца…); - что у человека встречается десять раз? (Руки и ноги имеют по десять пальцев); - что встречается у человека двадцать раз? (Двадцать пальцев на руках и ногах, двадцать ногтей); - что встречается в человеческом теле двадцать четыре раза? (Скелет имеет двадцать четыре ребра); - что встречается в человеческом теле тридцать два раза? (У человека тридцать два зуба).

Игра: «Советы Безопасика»

Цель : Научить детей заботиться о своём здоровье, избежать ситуаций приносящих вред здоровью. Характеристика возможных кризисных и опасных ситуаций, формирование обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привитие навыков распознания и оценки опасности, меры предупреждения несчастных случаев. Ознакомление с последствиями чрезвычайных ситуаций. Выработка бережного отношения к окружающей среде, психологической устойчивости поведения в опасных ситуациях.

Материалы: Картинки с изображением опасных ситуаций для жизни дома; на улице; в транспорте. Ход игры : Предложить ребенку рассмотреть рисунки и рассказать что их герои делают правильно или неправильно. По очереди задание выполняют все дети.

Игра «Умею - не умею».

Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Игра « Угадай, кто позвал?»

Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.

Игра « Найди пару».

Цель : подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.

Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.

Игра «Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Игра «Этикет – школа изящных манер».

Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование: предметные картинки.

Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

Игра « Отгадай загадку по картинке».

Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Игра «Найди опасные предметы».

Цели : помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

  1. Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
  2. Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
  3. Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
  4. Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды
    , соду, хлорку;
  5. Опасно одному выходить на балкон.

Игра «Мой день».

Цели : рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

Игра «Опасно – не опасно».

Цели : учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

Игра «Если сделаю так».

Цели : обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

Игра «Скорая помощь».

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затем температурил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

Игра «Путешествие в страну здоровья».

Цель : закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперёд настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в страну здоровья.

Игра «К нам пришел Незнайка».

Цели : научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

Оборудование: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

Игра «Полезная и вредная еда».

Цель : закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

Игра «Пищевое лото».

Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

Игра «Весёлый человек».

Цели: развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей.

Оборудование: детали частей тела человека разного размера в разной одежде, детали и части головы.

Воспитатель предлагает ребёнку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребёнок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.

Игра «Путешествие хлебного комочка».

Цели : рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.

Что такое хорошо, что такое плохо.

Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображонного на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

Игра «Что ты знаешь».

Цели: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: мяч, поощрительные призы.

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.