Календарь и часы в древней греции план. Календарь древней греции

Древнегреческий календарь

1 Афины
2 Делос
3 Милет
4 Дельфы

7 Беотия
8 Родос
10 Кос
11 Македония
12 Подробно см

Древнегреческий календарь - лунно-солнечный календарь, в котором годы состояли из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней - всего в году было 354 дня - с вставкой, примерно раз в 3 года, дополнительного месяца. По мере упорядочения календаря, был введен 8-летний цикл (октаэтериды), в котором месяц вставлялся в 3-м, 5-м и 8-м году (в Афинах его введение приписывают Солону в 594 г. до н. э.); в 432 г. до н. э. астроном Метон предложил более точный 19-летний цикл с 7 вставными месяцами, но этот цикл входил в употребление медленно и так до конца и не прижился.

В каждом городе был свой календарь, с собственными названиями месяцев, причём названия нередко образовывались от праздников, в этом месяце справлявшихся.

Теоретически месяц должен был начинаться в новолуние, но практически это выходило далеко не всегда, так что приходилось различать «гражданское новолуние» и «лунное новолуние».

года примерно совпадало с нашим).

Ниже дается список греческих месяцев по Э. Бикерману; в списке последовательность месяцев соотнесена с афинской (то есть все списки начинаются с месяца, следующего за летним солнцестоянием); первый месяц года обозначается цифрой I; месяц, удваивавшийся для согласования с солнечным годом - звёздочкой*.

· I Гекатомбеон

· Метагейтнион

· Мемактерион

· Посейдеон*

· Гамелион

· Антестерион

· Элафеболион

· Мунихион

· Таргелион

Соответствуют совр.

· I Гекатомбеон (июль- август)

· Метагейтнион (август- сентябрь)

· Буфонион (сентябрь- октябрь)

· Аресион (ноябрь- декабрь)

· Посейдеон (декабрь- январь)

· Ленейон (январь- февраль)

· Иерос (февраль- март)

· Таргелион (май - июнь)

· Панамос* (июнь- июль)

· Панемос

· Метагейтнион

· Пианопсион

· Апатурион

· Посидеон

· Антестерион

· Тауреон

· Таргелион

· Каламайон

· I. Апеллай

· Диадофорий

· Теоксений

· Эндиспоэтропий

· Гераклий

· Лапарий

· I. Прококлий

· Букатий

· Хомолой

· Дионисий

· Гипподромий

6. Фессалия

· I. Итоний

· Панемос

· Темистий

· Агагилий

· Аполлоний*

· Лесхонарий

· Гомолий

· Гипподромий

· Гипподромий

· Панамос

· Даматрий

· Алакомений*

· Простатерий

· Агриоеий

· Гомолой

· Тейлутий

· Диостий

· Педагейтний

· Бадромий

· Сминтий

· Аграиний

· Гиакинтий

9. Эпидавр

· I. Азосий

· Проратий

· Посидоний

· Апеллай

· I. Карней

· Теудесий

· Петиагейтний

· Кафисий

· Герастий

· Артамитий

· Агрианий

11. Македония

· Гиперборетай

· Апеллайос

· Ауднайос

· Феритий

12. Подробно см

Э. Бикерман. Хронология древнего мира. Греческие календари

    Статья из серии: Древнегреческое искусство Архитектура Чеканка монет Вазопись Скульптура Лит … Википедия

    - (от греч. χρόνος время; λόγος учение): вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий во времени; перечень каких либо событий в их временной… … Википедия

    Хронология: вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий во времени; перечень каких либо событий в их временной последовательности Астрономическая… … Википедия

    Астрономия Древней Греции астрономические познания и взгляды тех людей, которые писали на древнегреческом языке, независимо от географического региона: сама Эллада, эллинизированные монархии Востока, Рим или ранняя Византия. Охватывает… … Википедия

    Самоназвание: ἡ Ἑλληνικὴ γλῶσσα … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    И Церковь святых апостолов. Афинская Агора городская площадь Афин, занимающая территорию приблизите … Википедия

    Древнегреческая музыка, музыка Древней Греции составная часть древнегреческой античной культуры. Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки.… … Википедия


Нильссон, чье произведение „Primitive Time-Reckoning” («Первобытное времясчисление») является самым авторитетным в вопросах древней истории календаря, утверждает, что греческий календарь не был греческим по своему происхождению и что он был введен не ранее VII столетия или самое большее в VIII столетии до н. э. под надзором дельфийского жречества.
Первая часть этого заключения, несомненно, правильна в том смысле, что греческий календарь не принадлежал к местным традициям говоривших по-гречески иммигрантов в районе Эгейского j моря. Они переняли его из тех культур, с которыми соприкасались ранее. Но когда? Если это был продукт религиозного верования, как полагает Нильссон, то весьма вероятно, что, подобно многому другому в греческой религии, он был унаследован от минойской эпохи. Имеются положительные основания для того, чтобы считать его более древним и менее зависимым от Дельфов, чем допускает Нильссон.
Если этот календарь был составлен в сравнительно недавнее время в Дельфах, следовало бы ожидать, что мы найдем некоторое единообразие в начале календарного года и в названиях месяцев. Но это не так. Только в Афинах и на Самосе год начинается, как в Дельфах, с летнего солнцестояния. Дельфийские названия пяти месяцев встречаются спорадически кое-где еще, но остальные названия уникальны. Более того, сравнение аттическо-ионийских и дорических названий заставляет предполагать, что их история следовала за историей самих диалектов.
Аттические названия близко согласуются с делосскимиа, что указывает на аттическо-ионийский прототип, более древний, чем ионийская миграция. Мы, естественно, обращаемся к Беотии. Там мы находим месяц леней, упоминаемый Гесиодом; он встречается и на Делосе, и по всей Ионии. В Афинах праздник Леней устраивался в том же самом месяце, и, без сомнения, подобно другим культам Диониса, этот культ пришел в Афины из Беотии. Подобно этому, месяц посейдеон, который можно найти только в ионийских календарях, напоминает панионический культ Посейдона Гелико- ния, который, как указывает название, произошел из Беотии.

Афины Гекатомбий* Метагейтний Боэдромий Пианопсий Маймактерий Посейдеон Г амелий Анфестерий Элафеболий Мунихий Таргелий Скирофорий
Делос
Г екатомбий
Метагейтний
Буфоний
Апатурий
Аресий
Посейдеон
Леней*
Гиерос
Галаксий
Артемисий
Таргелий
Панемос
Родос. Панамос Карней Далий
Фесмофорий*
Сминтий
Диостий
Теудейсий
Педагейтний
Бадромий
Артамитий
Агрианий
Гиакинтий
Дельфы Апеллей* Букатий і
Боатой;- Герей
Дайдофорий
Пойтропий
Амалий
Бисий
Теоксений
Эндиспойтропий
Гераклий
Илей

* Первый месяц календарного года.
Дорические названия иные, но внутри самих себя они удивительно единообразны. Карней и гиакинтий, имеющие отношение к древним дорическим празднествам, есть почти всюду. То же самое верно и в отношении к педагейтнию, бадромию и теудейсию. Два первых, хотя и помещены в разных местах, являются теми же названиями, что и аттическо-ионийские метагейтний и боэдромий, а бадромий или боэдромий соответствуют по своему значению дельфийскому боатою. Но, поскольку они занимают разные места в календаре, трудно предположить, что они заимствованы в Дельфах столь поздно - в VIII или VII столетии. И, наконец, дорический агрианий, который встречается в Эгине, Спарте, на Родосе, Косе, Калимносе и в Византие, не обнаружен больше нигде, кроме Фив и трех других городов Беотии (Херонея, Либадея, Оропос). Подобно этому, праздник Агриании известен только в Беотии и Аргосе (см. т. I, стр. 192-193) и ясно, что он пришел в Аргос из Беотии. В Аргосе он связывался с Пройтидами, которые повторяли Миниады из Орхомена, и с Мелампом, который происходил от Миния (см. т. I, стр. 222). Где и когда это название месяца попало в дорический календарь? Не в Аргосе, потому что это не объяснило бы его широкого распространения в других дорийских общинах. Скорее всего, дорийцы заимствовали его из Беотии до того, как вступили на Пелопоннес.
Если аттическо-ионийский и дорический календари восходят к общему источнику в Беотии, их зарождение следует отнести к минойскому периоду. Это ставит перед нами следующий вопрос. Каково соотношение между беотийским и дельфийским календарями? Что ответить на это - мы не знаем, потому что материалы по Беотии сохранились лишь в отрывках. Если календари восходят к минойскому веку, тогда нет оснований приписывать Дельфам приоритет перед Фивами и Орхоменом. Все, что мы можем сказать с уверенностью, состоит в том, что и аттическо-ионийский, и дорический календари происходят от доисторического оригинала, находившегося в центральной Греции.
Если принять эту гипотезу, она сейчас же обеспечит нам связь с Востоком, которую мы искали. Кадм, основатель Фив, был финикийцем, связанным через Европу с Миносом из Кносса. Следует вспомнить, что Европа была похищена из Финикии Зевсом в образе быка и что в одном из религиозных текстов из Угарита сообщается, как бык-бог Эль соединился с матерью-богиней Ашерат (см. т. I, стр. 376-377).
Если греческий календарь был минойского происхождения, как же, можно спросить, получилось, что только одно название месяца упомянуто в «Трудах и днях» Гесиода - поэме, посвященной ежегодному кругу сельскохозяйственных работ, и ни один из месяцев вовсе не упомянут у Гомера? Что касается Гесиода, то ответ " таков: из-за греческой системы вставки, о чем пойдет речь в следующем параграфе, календарные названия месяцев были бесполезны для его цели, которая состояла в том, чтобы предписать точное время года, когда земледелец должен приступать к разным работам. Это можно было сделать лишь путем ссылки на солнечный год, как он раскрывается в годичном движении звезд. Что касается Гомера, то было бы ошибкой предполагать, как это сделал Нильссон, что греки гомеровских времен не имели названий месяцев потому лишь, что эти названия не упоминаются в гомеровских поэмах. Поскольку целью эпических поэтов было представить идеализированную картину героического прошлого, они избегали всякого упоминания тех институтов, которые имели только местное или кратковременное значение; и на этом основании исключались ссылки на календарь, ибо названия месяцев были различны в разных городах. *
В «Трудах и днях» мы найдем определенное подтверждение той гипотезы, что греческие календари, как мы их знаем, происходят из доисторической Беотии; но, прежде чем перейти к этому вопросу, мы должны разобрать греческую систему вставки в календарь.

Древнегреческий календарь

В начале первого тысячелетия до н. э. в Древней Греции начали создаваться лунно-солнечные календари, причем каждый полис (город-государство) имел свою календарную систему. Несмотря на их сходство, каждый календарь имел свою особенность и несколько отличался от всех остальных. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых начинался с неомении. Для связи с временами года периодически вставлялся добавочный, 13-й месяц.

В разных городах Греции месяцы носили свои названия, однако наибольшее распространение получили названия афинские, а именно:

В скобках указывается примерное соответствие нашим месяцам.

Год чаще всего начинался с месяца летнего солнцестояния, приходившегося в то время на гекатомбеон (июль).

В високосные годы в качестве эмболисмического месяца вставлялся второй посейдеон; иногда добавочным месяцем являлся второй скирофорион.

В разное время эмболисмические годы чередовались по-разному. Так, в VI в. до н. э. в некоторых местах Греции применялась октаэтерида, в которой 3 года из 8 являлись високосными - 2-й, 5-й и 8-й годы цикла.

Наиболее популярным в Греции был календарь, разработанный Метоном. В 432 г. до н. э., во время празднеств, посвященных 86-й олимпиаде, в центре Афин была установлена парапегма - каменная плита с отверстиями, в которые вставлялись штифты с обозначением чисел текущего месяца. Рядом с отверстиями имелся высеченный на камне текст, указывающий предстоящие астрономические явления, например восход и заход некоторых звезд, положение Солнца в созвездиях и другие явления.

Дальнейшее совершенствование греческого календаря связано с именами Калиппа и Гиппарха, о которых мы говорили в разделе о математической теории лунных и лунно-солнечных календарей.

Хронология . В Древней Греции до середины первого тысячелетия до н. э. события датировались по именам должностных лиц. Так, в Афинах счет годов велся по именам эпонимов - глав исполнительной власти (архонтов), ответственных за исправность календаря.

В IV в. до н. э. распространилось общеэллинское летосчисление по олимпиадам. История этого летосчисления такова. В Древней Греции широко были развиты спортивные игры. Начиная с 776 г. до н. э. в городе Олимпии один раз в 4 года происходили игры, принимавшие характер больших народных торжеств. По месту их проведения они были названы олимпийскими. Олимпийские игры приурочивались к началу года, но так как это время не было связано с определенной датой из-за обилия календарных систем, то перед проведением игр приходилось во все города посылать гонцов для оповещения населения о предстоящих торжествах.

Олимпийские игры настолько вошли в жизнь древних греков, что они начали считать время по олимпиадам и начало своей эры условно отнесли к 1 июля 776 г. до н. э. Считается, что в этот день состоялись первые олимпийские игры.

Летосчисление по олимпиадам впервые было применено в 264 г. до н. э. древнегреческим историком Тимеем, и этот счет продолжался около семи столетий. Хотя в 394 г. н. э. император Феодосий I отменил олимпийские игры, исчисление времени по олимпиадам применялось и несколько позже.

В летосчислении по олимпиадам годы обозначались порядковым номером олимпиады и номером года в четырехлетии. Так, победа греков над персами в морской битве в Саламинском проливе датируется цифрами «75. 1», что означает «первый год 75-й олимпиады».

Перевод этих дат на наше летосчнсление производится по формуле

А = 776 - [(Оl - 1) × 4 + (t - 1)],

где А - искомая дата, O1 - номер олимпиады, (t - номер года в олимпиаде.

Саламинская битва произошла в первом году 75-й олимпиады. Переведем эту дату на наше летосчисление.

Подставляя в формулу значения О1 = 75 и I = 1, получим

А = 776 - [(75 - 1) × 4 + (1 - 1)1 = 480.

Действительно, Саламинская битва произошла в сентябре 480 г. до н. э.

Если бы выражение в квадратных скобках в этой формуле оказалось равным 776 или больше, то из него следовало бы вычесть 775. В этом случае мы получили бы год нашей эры.

ХроникаРимский календарь задавал официальную
и религиозную основу 12-месячного года,
который продолжался 355 дней, пока не
был введен юлианский календарь.

Краткий обзор

Юлианский календарь Цезаря был основан на
математических и астрономических расчетах
греческого мира, где были заимствованы египетские и
вавилонские модели. Преемник Цезаря, Август,
продемонстрировал свою обширную эрудицию,
установив в Риме большие общественные солнечные
часы, использовавшие обелиск в качестве стрелки.
Здесь римское увлечение восточной астрономией
слилось воедино с предположением, что правление
Августа было предопределено божественным циклом.

Солнечные часы

Время и календарь

Римский год управлялся календарями, которые
определяли дни, подходящие и не подходящие для
общественной деятельности, религиозных праздников и
других событий. Также был 8-дневный недельный цикл,
который в находившихся на всеобщем обозрении
календарях обозначался буквами от A до H. С течением
времени этот гражданский календарь начал сильно
расходиться с естественным солнечным годом. Юлий
Цезарь выправил это, сделав 46 г. до н.э. 445-дневным и
затем введя юлианский календарь, который был основан
на точных астрономических расчетах и до сих пор
используется православной церковью.

Время и календарь (2)

Юлианский календарь оказался недостаточно
точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г.
весеннее равноденствие сместилось назад на (1582325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника
для христианского мира католическая церковь была
убеждена в необходимости календарной реформы.
Пришедший в 1572 г. следующий Папа - Григорий
XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582 г.
(всем христианам повелевалось считать 5 октября
1582 г. - 15 октября). Календарь стал именоваться
Григорианским.

Время и календарь (3)

Римляне, как и греки, датировали события годами
правления консулов (в свою очередь, греки –
магистратов). Также могла указываться и точная дата,
которая отсчитывалась от основания Рима в 753 г. до
н.э. Для определения времени и ночь, и день были
разделены на 12 равных часов. Т.к.
продолжительность дня зависела от даты и от
географической широты, в разные сезоны и в разных
местах часы тоже были разной длины в солнечном
Средиземноморье.

Нумерация годов

В Древней Греции каждый год в каждом городе
имел свое название по главному должностному лицу
этого года – в Афинах по первому архонту, в Спарте
по первому эфору и т.д. Так же названия месяцев в
каждом городе были собственные.
Когда на смену грекам придут римляне, у них все то
же: годы не нумеруются, а обозначаются именами
должностных лиц («в консульство такого-то»).

Хронологические таблицы

Настоящие хронологические
таблицы, которые были у
греков и римлян, имели вид
длинных списков имен – как
телефонные книги. Например,
«В архонтство Каллиада… в
архонтство Евфина… в
архонтство Херонда».

Время

Греки представляли себе время движущимся на
одном месте – как звездный небосвод, который
вращается над миром одинаково и неизменно.
Для грека прогресс если и существовал, то когда-то
в незапамятном начале, при титане Прометее, а после
этого жизнь казалась вечной, устойчивой и
неизменной и все годы похожими друг на друга.

Факты врут

Информация, где пишут: «Греки так чтили Олимпийские
игры, что вели свое летоисчисление по Олимпиадам» ошибочна. Т.к. счет времени по Олимпиадам вели некоторые
греческие историки, чтобы уследить за длинным рядом событий.
Но это была их кабинетная выдумка, и не более того. Ни в одном
документе, ни в одной надписи таких дат не было. Греки не вели
летоисчисления по Олимпиадам, они не вели вообще никакого
летоисчисления. Годы в их сознании были как бы рассыпаны
пестрой неподвижной россыпью.