Смысл творчества в жизни человека. Роль и значение творчества в развитии личности

Для чего нужно творчество и искусство? И что нам всё это дает? Наверное, каждый за свою жизнь задумывался над этими вопросами. Мы попросили клинического психолога, когнитивного психотерапевта, блогера Наилю Ерусланову поразмышлять на эту тему.

Для начала мне бы хотелось немного рассказать, о том, какое же значение в целом несут эти два понятия. Ведь многие люди ставят знак равенства между ними, что не совсем верно.

Искусство – это некий процесс или результат выражения внутреннего или внешнего мира автора именно в художественных образах. Понятно, что искусство подразумевает под собой какие-то продукты творческой деятельности, которые несут в себе, к тому же, эстетические смысл – это музыка, это картины, это скульптуры, это художественная литература, танцы, кино и так далее. Искусство всегда связано с творчеством.

Творчество – понятие более широкое, подразумевающее под собой создание чего-то нового. Оно нас окружает всюду, даже в быту. Например, делая каждый день прическу, мы можем придумать массу новых решений, когда мы готовим еду для семьи, то так же можем внести в старые известные всем рецепты что-то своё. Так же и на работе мы часто прибегаем к творческому решению задач. Что бы мы не делали в жизни, даже, если это никак не связано с искусством, мы всегда можем внести туда что-то новое – это и есть творчество. И именно за счет творческого подхода были совершенны величайшие научные открытия.

Я думаю, что значение творчества тут вполне становится очевидным. Именно его можно назвать двигателем прогресса, во-первых, если говорить о его значении в целом для человечества. А, во-вторых, если говорить о его значении конкретно для отдельно взятого человека, то оно позволяет ему реализовывать свой потенциал, делает его жизнь ярче, интереснее, помогает решать сложные задачи, возникшие на жизненном пути, и самое главное – творческий подход заставляет наш мозг работать активнее, задействует разные его области, и таким образом тренирует. К тому же, творческий человек, вынужден всякий раз изучать что-то новое, ведь именно на стыке многообразия знаний и опыта и рождается новая идея, что так же оказывает немаловажное влияние на когнитивный потенциал человека. У людей же, чья жизнь лишена творческого подхода в чем бы то ни было, существует огромный риск слишком рано столкнуться с возрастными когнитивными нарушениями.

Каково же значение искусства? В первую очередь хочу подчеркнуть его историческое и культурное значение. Всем очевидно, что автор – например, художник или писатель через свою деятельность рассказывает нам об особенностях той эпохи, в которой пребывает, передает её культуру или же формирует эту культуру сам посредством своей деятельности. В искусстве отражаются какие-то социальные явления, какие-то традиции и так далее. Но на этих аспектах я не буду заострять внимание, поскольку мне, будучи психологом куда, интереснее рассказать о психологическом и психотерапевтическом значении искусства.

Так, например, в работе художника или писателя мы можем углядеть личный опыт его взаимодействия со средой , что в психологическом контексте может помочь нам взглянуть на какую-то собственную проблему под другим углом и разрешить её. В какой-то мере знакомство с душой другого человека посредством искусства может даже помочь нам понять, что могут чувствовать другие окружающие нас люди, и, в результате этого, мы можем поменять своё поведение по отношению к этим людям. То есть психотерапевтический эффект тут колоссален.

К тому, же, что очень важно, у каждого из нас существует как эксплицитное знание (осознанное), так и имплицитное (неосознаваемое нами), и очень часто продукт творческой деятельности рождается именно на основе имплицитных интуитивных знаний, что позволяет автору работы помочь не только читателю или, например, ценителю изобразительного искусства взглянуть иначе на окружающую действительность, но и переосознать и решить собственные проблемы.

Например, гениальный датский сказочник Ганс Христиан Андерсен, будучи человеком крайне невротичным, мог в виде метафоры передать в своих сказках и переживания , свойственные себе и большинству людей и то или иное разрешение этих переживаний, что помогало и ему самому справляться со своими психологическими проблемами, переживать их. Именно поэтому я в своей психологической практике часто прошу своих клиентов придумать сказку о человеке с проблемами, похожими на их проблемы, который вдруг продуктивно решает сложившуюся ситуацию – такой подход, сопряженный с искусством, помогает моим клиентам иначе взглянуть на действительность.

Порой люди на осознанном уровне не видят решений своих психологических проблем , и, более того, часто даже не желают видеть, и лишь воздействуя на их бессознательное можно помочь им найти выход. В таких случаях и работает метафора, в таких случаях и работает литературное искусство – сказки, притчи и т.д.

Рисование, танцы, работа, например, с полимерной глиной и т.д . – всё это помогает человеку оставаться сосредоточенным на деятельности здесь и сейчас, полностью погрузиться в творческий процесс, перестать думать о прошлых или будущих проблемах и почувствовать удовольствие от настоящего. То есть, такая творческая деятельность нам помогает ещё и справляться с тревогой и стрессом. В продукт творческой деятельность мы можем выплеснуть какие-то своих страхи, негативные переживания, что поможет нам почувствовать себя лучше или же, напротив, – в ней мы можем выразить свою радость и счастье, таким образом, закрепив эти позитивные моменты.

Ну, и, в конце концов, искусство приносит эстетическое удовольствие и наслаждение. Таковы значения творчества и искусства в нашей жизни.

Делюсь я со всем этим не просто так – искусство и творчество для меня играют очень большую роль. Ведь я и сама пишу сказки и стихи (вы можете их прочитать ), и не так давно я занялась изобразительным искусством. Читайте мои сказки подписывайтесь на меня – я буду очень вам рада!

Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Творчество играет огромную роль в жизни каждого. При интенсивном творческом процессе у человека возникает огромное желание жить, быть счастливым. Каждый человек должен впустить в свою жизнь творчество, ведь творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

Большинство людей хотели бы реализовать себя в творчестве, но почему-то это так и остается на уровне мечты. Эти люди могут покупать билеты в театр, на концерты и выставки. Часами обсуждать чужое творчество - книги, пьесы, живопись или музыку, являясь истинными ценителями искусства. Но при этом оставаясь в тени более успешных и удачливых.

Почему же большинство талантливых людей зарывают свои способности, придумывая всевозможные отговорки, оправдывая тем самым страх перед собственным творчеством? Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». А ведь однажды приходит осознание, что жизнь превратилась в бесконечную погоню за деньгами и лишилась какого-либо иного смысла.

Появляется зависть к тем, кто не побоялся начать творческий процесс и достиг признания.

Классическая отговорка таких людей - нехватка времени. Но стоит всего лишь один раз человеку сменить его распорядок дня, потрать час на размышления, пофилософствовать и он поймет, что время для воплощения творческих идей найдётся само по себе.

Творчество в жизни человека требует вдохновения, но многие отникиваются отсутствием вдохновения. А стоит им попробовать творить, как они сами поймают соответствующее настроение. Окунувшись с головой во что-нибудь интересное, на следующий день они уже с нетерпением будут ждать момента, когда смогут продолжить творить.

Ведь тема творчества в жизни каждого из нас играет огромную роль. Человек благодаря творчеству способен выражать свои эмоции и переживания, передавать настроение. Конечно, глупо надеяться, что ваше хобби принесет вам миллионы, стать Коко Шанель или Пауло Коэльо не так-то просто.

Однако все ваши труды могут с лихвой компенсироваться, если вместо регулярных бессмысленных развлечений, избавляющих вас от скуки и определенной суммы денег, вы потратите частичку своего времени на реализацию давно вынашиваемой идеи. Но не стоит тратить время возможного творчества на сверхурочную работу. Быть может, таким способом вы сможете пополнить семейный бюджет, но в душе от этого радости не прибавится.

И все же иногда возникают сомнения, насколько важна роль творчества в жизни человека - надо ли это кому-то? А ведь в первую очередь это нужно вам и порой даже просто необходимо. Поскольку погружаясь в мир собственных идей, человек исключает возможность испытывать постоянный стресс от реальных событий, происходящих в мире.

Более того, далеко не каждый современный человек, отдавая своей работе по 8-12 часов в сутки, может видеть результаты своего труда. Даже кипы документов обрабатываемых в процессе рабочего дня человек может не видеть в реальности, их заменяют некие виртуальные электронные файлы. И лишь только творчество может позволить испытать удовольствие от результата своего труда.

И как сказал Джордж Принц: «Еще одно слово для творчества - это мужество». Мужество в творчестве - это возможность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной репутацией.

И несомненно то, что каждый человек - творческая личность. Жизнь каждого человека индивидуальна, никто никогда не повторит жизненный путь другой личности. Значит, жизнь - это творчество, а творчество - это жизнь.

Семинарское занятие

Вопрос 1. Что такое творчество и в чём оно проявляется?

Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П. Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Вопрос 2. Может ли человек прожить без творчества?

Мы довольно часто в своем повседневном разговоре затрагиваем тему творчества. Будь то чья-то хорошо исполненная песня, написанная музыка, либо стих, а может даже нарисованная картина. Но и это не все, творчество проявляется в нашей жизни в мелочах. Это и с любовью приготовленный обед для мужа, и веселая мордашка на тарелке у ребенка, и перестановка в доме, это и свежая идея, которая ждет воплощения. Хотим мы этого или нет, но творчество неразрывно связано с жизнью человека, потому что сам человек – творец и своей жизни, и своего счастья.

Творчество – это мощный поток энергии, которую только нужно разглядеть в себе и направить в нужное русло. Этот поток есть в каждом, возможно, в ком-то он развит лучше, в ком-то еще спит. Я, к примеру, люблю рисовать, а кто-то увлекается фотографией или скульптурой. В любом случае, это внутренняя работа, которая хочет видеть свои плоды. Когда мы смотрим на работы талантливых художников, разве не завораживает нас игра красок, простота сюжета, некая недосказанность, некая тайна, которую хочется разгадать. Когда мы видим, читаем творение, то мысленно говорим с автором, с его душой. А разве наша душа не просыпается после этого, не наполняется дикой жаждой жизни и ее познания? Только раскрывая себя в творчестве, мы можем лучше прочитать и свою и увидеть чужую душу.

Почему человек не может жить без творчества? А разве без творчества бывает человек? Человек-творец всегда очень чуток к окружающему миру, он отзывается на все его благие порывы и перемены. В то же время он видит всю дисгармонию вокруг себя и хочет ее понять, упорядочить, упростить. Красота всегда в гармонии, поэтому человек в гармонии с собой и окружающим миром способен на великие творческие порывы и достижения, нужно только желание непрестанно трудиться как внешне, так и душой. Тем более, что в настоящее время есть все средства для творчества, а также большое количество информации, которую можно понять, осознать и выразить по-своему с дополнениями.

Вопрос 3. Какую роль играет творчество человека в жизни общества?

Хотим мы этого или нет, но творчество неразрывно связано с жизнью человека, потому что сам человек – творец и своей жизни, и своего счастья.

Творческая энергия - это то, что двигает прогресс. Гений или просто творческий человек может придумать, изобрести или оптимизировать то, без чего или на что миллионы людей тратят безумное количество физических и моральных сил.

Вопрос 4. Как соотносится духовное, социальное и телесное в жизнедеятельности человека?

Духовная составляющая человека представляет собой внутренние, духовные состояния, отражающие устремленность личности к определенным ценностям и идеалам. Сюда же включают силу воли и характер.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности:

- «деятели» (Для таких личностей присуще активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя.)

- «мыслители» (ученые);

- «люди чувств и эмоций» (деятели литературы и искусства).

- «гуманисты и подвижники» (Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.)

Социальная структура человека представляет собой систему социальных ролей человека в разных группах, частью которых он является; основные качества человека, приобретенные в процессе жизнедеятельности (образованность, воспитание и т.д.)

Физическая составляющая человека - это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической составляющей личности часто относят одежду и домашний очаг, которые являются важной характеристикой сущности человека. Итоги:

В понятии человеческого организма подчеркивается его биологическое начало.

В понятии человека - его биосоциальное начало.

В понятии личности оттеняются прежде всего социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли и т.д.

Выводы. Основу человека составляет стойкая система общественно значимых черт, которые проявляются в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и возможности определенного влияния на события, происходящие в обществе, а иногда и в мире. Существуют 3 основные составляющие человека: Физическая, Социальная, Духовная. Человеку необходимо гармоничное (равномерное и равноразмеренное) развитие всех своих составляющих, чтобы избежать возникновения проблем в той, или иной части его жизнедеятельности.

Вопрос 5. Существует ли связь между образом жизни человека и творчеством?

Конечно. Любой образ жизни человека связан с творчеством. Например, человек, увлечением которого является программирование, тоже может творить в своей сфере деятельности: например, создавать программы, совсем необычные, выходящие за рамки стандартных. Образ жизни и творчество, безусловно, связны.

Семинарское занятие

Вопрос 1. Что такое творчество и в чём оно проявляется?

Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П. Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Вопрос 2. Может ли человек прожить без творчества?

Мы довольно часто в своем повседневном разговоре затрагиваем тему творчества. Будь то чья-то хорошо исполненная песня, написанная музыка, либо стих, а может даже нарисованная картина. Но и это не все, творчество проявляется в нашей жизни в мелочах. Это и с любовью приготовленный обед для мужа, и веселая мордашка на тарелке у ребенка, и перестановка в доме, это и свежая идея, которая ждет воплощения. Хотим мы этого или нет, но творчество неразрывно связано с жизнью человека, потому что сам человек – творец и своей жизни, и своего счастья.

Творчество – это мощный поток энергии, которую только нужно разглядеть в себе и направить в нужное русло. Этот поток есть в каждом, возможно, в ком-то он развит лучше, в ком-то еще спит. Я, к примеру, люблю рисовать, а кто-то увлекается фотографией или скульптурой. В любом случае, это внутренняя работа, которая хочет видеть свои плоды. Когда мы смотрим на работы талантливых художников, разве не завораживает нас игра красок, простота сюжета, некая недосказанность, некая тайна, которую хочется разгадать. Когда мы видим, читаем творение, то мысленно говорим с автором, с его душой. А разве наша душа не просыпается после этого, не наполняется дикой жаждой жизни и ее познания? Только раскрывая себя в творчестве, мы можем лучше прочитать и свою и увидеть чужую душу.

Почему человек не может жить без творчества? А разве без творчества бывает человек? Человек-творец всегда очень чуток к окружающему миру, он отзывается на все его благие порывы и перемены. В то же время он видит всю дисгармонию вокруг себя и хочет ее понять, упорядочить, упростить. Красота всегда в гармонии, поэтому человек в гармонии с собой и окружающим миром способен на великие творческие порывы и достижения, нужно только желание непрестанно трудиться как внешне, так и душой. Тем более, что в настоящее время есть все средства для творчества, а также большое количество информации, которую можно понять, осознать и выразить по-своему с дополнениями.

Вопрос 3. Какую роль играет творчество человека в жизни общества?

Хотим мы этого или нет, но творчество неразрывно связано с жизнью человека, потому что сам человек – творец и своей жизни, и своего счастья.

Творческая энергия - это то, что двигает прогресс. Гений или просто творческий человек может придумать, изобрести или оптимизировать то, без чего или на что миллионы людей тратят безумное количество физических и моральных сил.

Вопрос 4. Как соотносится духовное, социальное и телесное в жизнедеятельности человека?

Духовная составляющая человека представляет собой внутренние, духовные состояния, отражающие устремленность личности к определенным ценностям и идеалам. Сюда же включают силу воли и характер.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности:

- «деятели» (Для таких личностей присуще активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя.)

- «мыслители» (ученые);

- «люди чувств и эмоций» (деятели литературы и искусства).

- «гуманисты и подвижники» (Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.)

Социальная структура человека представляет собой систему социальных ролей человека в разных группах, частью которых он является; основные качества человека, приобретенные в процессе жизнедеятельности (образованность, воспитание и т.д.)

Физическая составляющая человека - это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической составляющей личности часто относят одежду и домашний очаг, которые являются важной характеристикой сущности человека. Итоги:

В понятии человеческого организма подчеркивается его биологическое начало.

В понятии человека - его биосоциальное начало.

В понятии личности оттеняются прежде всего социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли и т.д.

Выводы. Основу человека составляет стойкая система общественно значимых черт, которые проявляются в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и возможности определенного влияния на события, происходящие в обществе, а иногда и в мире. Существуют 3 основные составляющие человека: Физическая, Социальная, Духовная. Человеку необходимо гармоничное (равномерное и равноразмеренное) развитие всех своих составляющих, чтобы избежать возникновения проблем в той, или иной части его жизнедеятельности.

Вопрос 5. Существует ли связь между образом жизни человека и творчеством?

Конечно. Любой образ жизни человека связан с творчеством. Например, человек, увлечением которого является программирование, тоже может творить в своей сфере деятельности: например, создавать программы, совсем необычные, выходящие за рамки стандартных. Образ жизни и творчество, безусловно, связны.

Есть те, кто считает, что у творческих людей есть особые тайные силы и врожденные таланты. Но это не так. В любом есть креативность. Сделали подборку из 30 заповедей, следуя которым, вы сможете разбудить творческую силу и сделать свою жизнь ярче.

1. Творчество начинается в сердце

Прислушиваясь к своим заветным желаниям, причем внимательно, мы получаем возможность не только заниматься творчеством, о котором мечтаем, но и мечтать о том, чтобы это творчество достигло значительных масштабов.

2. Творчество нужно питать постоянно

Талант или интерес - живая часть вас, как рука, или ухо, или глаз. Все это нужно использовать, нужно питать, иначе это атрофируется и вы не будете тем, кем должны быть.

Способ тренировать свою креативность каждый день - творческий блокнот «1 страница в день». Источник - творческий инстаграм МИФа @miftvorchestvo

3. Видение обладает магическими свойствами

Магия есть умение видеть результаты без того, чтобы видеть процесс, к ним ведущий. Именно видение, внутреннее зрение, позволяет заметить, чего не хватает произведению, а также помогает увидеть то, чего раньше никто не видел. Это невероятный человеческий дар - видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало.

Великий композитор ХХ века Карлхайнц Штокхаузен писал: «Нам необходимо просто прикрыть глаза и ненадолго прислушаться. Вокруг нас, в воздухе, всегда звучит нечто ранее не слыханное».

4. Лучшее место начала творческого процесса - его конец

Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, которые оно оставляет, сама его жизнь - все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Вообразите результат. Добавьте элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи. Вы узнаете много нового о своей концепции.

Способность представлять себе свое творение в завершенном виде дает возможность трудиться со знанием дела, а не строить работу на предположениях. В этом знании и кроется причина, почему многие профессиональные творцы бывают так уверены в себе.

5. Творчество - не проблема, решение проблем - не творчество

Кто-то всю жизнь решает одни и те же , кто-то приобретает новые. Главная побудительная сила для них - острота проблемы. Как только самое плохое сглажено, мотивация к действию слабеет. Борьба с проблемами как стиль жизни - заведомо проигрышный вариант, ведь она ведет к затуханию активности, причем направленной на то, чтобы решить проблемы!

Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить - у вас уже есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались?

6. Упрямство художников делает этот мир лучше

К счастью для нас, художники - люди упрямые. Автору бестселлеров ее психотерапевт посоветовал ориентироваться на карьеру секретаря, но она продолжила писать (это я). Известного режиссера отстранили от документального проекта, но он продолжил снимать фильмы (Мартин Скорсезе). Талантливую актрису отчислили с актерской программы Бостонского университета (обладатель «Оскара» Джина Дэвис). Юрист, которому «следовало бы» тратить время на «дела», доказал, что писать ему тоже следовало (Джон Гришэм). Эти художники прислушались к своему внутреннему голосу, да и несколько внешних голосов шептали - или кричали, что тоже знают, кто мы на самом деле. Эти люди укрепили нашу уверенность и изменили наши судьбы.

7. Место для творчества есть всегда и везде

Тексту ведь все равно, где вы его создаете. Важно, что . Вы делаете это. То же истинно и для рисунка. Один художник потерял целый год, потому что «не мог работать без мастерской». Когда мастерская появилась и он вернулся к работе, то создал несколько довольно крупных картин, но гораздо больше - прекрасных миниатюр углем и карандашом, которые мог бы рисовать даже на тумбочке для телевизора, если бы было такое желание. А он не работал - и не потому, что мастерской не было, а потому что просто не работал. Место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была.

8. Искусство маленьких шагов

Если вы - начинающий музыкант и хотите научиться играть на фортепиано, то сядьте за него и коснитесь клавиш. Отлично. Завтра вы можете снова сесть за фортепиано и коснуться клавиш. Пять минут в день лучше, чем ноль. Пять минут могут превратиться в десять, совсем как легкие объятия могут перерасти в нечто более страстное.


@miftvorchestvo

Целую книгу я сегодня написать на смогу, а одну страницу - вполне. Я не смогу сразу стать состоявшимся пианистом, но в состоянии выделить 15 минут на занятия музыкой. Пусть вы не можете сегодня рассчитывать на персональную выставку в Сохо, но вполне способны нарисовать своего кокер-спаниеля, вальяжно устроившегося в старом кожаном кресле, или сделать набросок руки любимого человека. Вы можете начать.

9. Волшебство в действии

Гете сказал: «Всякий раз, когда вы думаете или верите, что можете сделать что-то, беритесь за дело, поскольку в действии есть волшебство, благодать и сила».

10. Всегда есть возможность сделать что-то позитивное

Неудобная правда заключается в том, что всегда есть возможность сделать нечто позитивное - да, черт возьми, всегда, даже если мы к этому не расположены. Оптимизм по отношению к себе и своим возможностям - уже сознательный выбор. Мы можем сделать этот выбор, поверить в лучшее, а не в худшее, но для этого нужно услышать звучащий в голове негативный саундтрек и решиться на его замену.

11. Используйте конструктивное и практическое мышление

Конструктивное мышление - это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и самых сумасшедших идей, и критика в это время неуместна. Придумав побольше идей, измените подход, включив практическое мышление. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой - выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.


Конструктивное мышление и практическое - это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. - Иллюстрация из книги «Взлом креатива»

12. Мышление без суждений динамично и гибко

Творческий человек способен думать свободно и гибко. Он допускает неограниченное развертывание идей, их организацию в шеренги, своеобразный автостоп вариантов, их любые сочетания для изобретения новых, пока не придет к конечному прорывному результату, заставляющему воскликнуть «Эврика!». Идеи сменяют друг друга, порождая дополнительные идеи и их сочетания, что умножает возможности.

13. Проверяйте творчество эмоциями

Измерять свой успех очень важно. Прекрасный способ измерить успех - определить, как вы хотите себя чувствовать. Выделите немного времени и набросайте список эмоций, которые хотите получать от своего бизнеса. Возможно, он будет чем-то похож на этот.

  • Свобода
  • Счастье
  • Полнота
  • Жизнерадостность
  • Уверенность в себе
  • Защищенность
  • Творчество
  • Завершенность

Регулярно сверяйте свои ощущения с этим списком. Дает ли вам бизнес те чувства, о которых вы мечтаете? Например, ощущаете ли вы защищенность? Если да, значит, вы добились успеха в вашем определении. Поздравляем! А если нет, постарайтесь понять почему. Что можно сделать, чтобы изменить ваши ощущения?

14. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира

Наушники, с музыкой или без, создают вокруг вас своего рода буфер. Особенно это полезно, если вы - женщина и пытаетесь работать над романом в кафе. Для определенного типа общительных людей (имеются в виду мужчины) вид дамы с насупленными бровями, что-то бешено печатающей на ноутбуке в общественном месте, вызывает единственную ассоциацию: надо подойти и познакомиться. Наушники - отличная возможность держать этих благонамеренных, но очень надоедливых граждан на расстоянии.

«Я всегда пишу романы в наушниках. Иногда даже вспоминаю, что не худо бы их к чему-нибудь подключить. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира. А когда они подсоединены к плееру, то гонят музыку со страшной скоростью прямо мне в мозг, четким контуром обводя формы моих мыслей и придавая силу появляющимся на странице предложениям».

15. Вы и есть ваша работа

Вы меняетесь, и ваша работа становится другой. Когда вы развиваетесь, то же происходит с вашим творчеством. Ваша работа живет и дышит, потому что вы живете и дышите. Проживая жизнь во всей полноте, вы совершенствуете коллективный человеческий опыт. Как писал Уильям Блейк, «все, что живет, живет не одно, не для себя». Больше нет различий между вами и другими, между тем, что вы даете и что получаете. Это все одно и то же, вечно меняющийся танец, постоянный разговор, в котором нельзя сказать больше, где начинается одно и заканчивается другое.

16. Каждому художнику - по артбуку

Ваш артбук - это билет в свободное творческое плавание. Это ваша «песочница», в которой можно испытать новые художественные средства и техники, новые цвета и их эффекты, попробовать свои силы в разных форматах, не ограничивая себя. Если есть вдохновение - пишите стихи. Пусть мысли находят словесное выражение так же, как и графическое.