Низкий дом с голубыми ставнями лирический герой. «Низкий дом с голубыми ставнями…» С

Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.


Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Никогда не изменял он своей вечной религии - любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться...
Или в другом стихотворении:
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.

Есенин - пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников:

...Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...

Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие слова он и сам "достраивает" так, чтобы они пелись. Например, "но ведь дуб молодой, не разжелудясь...". Откуда это "не разжелудясь"? Или "все спокойно впивает грудь". А взялось все это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен.

Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши..

Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями - может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого... Вообще фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голубо-прозрачным чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении:

...И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем впечатлении: "...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком".

Множество произведений С. Есенин посвятил малой родине. Одним из самых трогательных является «Низкий дом с голубыми ставнями». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Низкий дом с голубыми ставнями» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1924 году, впервые его опубликовали в журнале «Русский современник в 1924 г.

Тема стихотворения – искренняя любовь к малой родине, вечная память о родительском доме.

Композиция – Анализируемое произведение делится на две части: воспоминание о доме, описание родных сердцу пейзажей. Оно состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «отзвучавшие в сумрак года», «поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес», «навеки имею нежность грустную русской души», «под этим дешевеньким свистом ты мила мне, родимая вить» .

Эпитеты «северные, бедные небеса», «седые журавли», «тощие дали», «ракитник, кривой и безлистный», «разбойные свисты» .

История создания

С. Есенин родился в селе Константиново, здесь же провел детство. Повзрослев, он оставил дорогой сердцу уголок ради карьеры. Годы, проведенные в отчем доме, навсегда сохранлись в памяти поэта. Сергей Александрович предавался им с наслаждением и грустью, ведь понимал, что только в Константиново чувствовал себя беззаботно и счастливо.

Воспоминания о малой родине вдохновили поэта на создание стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями». Оно появилось в 1924 г., а спустя год С. Есенин покинул этот мир. Впервые стихотворение опубликовали в том же 1924 г. на страницах журнала «Русский современник». Сегодня это хрестоматийное произведение отечественной литературы.

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему любви к малой родине. В контексте нее развивается и идея о том, что память об отчем доме неподвластна времени. Произведение написано от первого лица. Этот прием намекает на автобиографическую основу стихов, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

В первом катрене лирический герой обращается к дому, говоря, что никогда не забудет его. Года, проведенные в низком доме уже отзвучали, но родные просторы до сих пор напоминают о себе во снах. Постепенно лирический герой переключает свое внимание на природу отчего края. Он рассказывает о полях, лугах и лесе, которые небрежно прикрыты небесами. Родное небо ассоциируется у Есенина с ситцем. Оно совсем не поражает красотой, наоборот кажется «сереньким» и «бедным» .

Ностальгия по детству подталкивает лирического героя к откровенному признанию. Он открыто говорит, что не готов вернуться в глушь и пропадать там, да и восхищаться уже не умеет. Тем не менее, он хранит «нежность грустную русской души» . Эта метафора намекает на то, что в жилах столичного поэта течет крестьянская кровь. После лаконичного откровения герой снова обращается к образам родной природы. Он рассказывает о любви к журавлям. Не зря в произведении упоминается именно эта птица. В славянской культуре журавль символизирует тоску по Родине.

После революции С. Есенин приезжал в Константиново. Изменения неприятно впечатлили поэта. Видимо, поэтому лирический герой произведения заявляет, что хотел бы не любить деревню. Однако он понимает, что разлюбить дорогой сердцу край невозможно, ведь это частица его души. В последнем четверостишии лирический герой еще раз повторяет, что никогда не забудет «дом с голубыми ставнями» .

Композиция

Анализируемое произведение делится на две части: воспоминание о доме, описание родных сердцу пейзажей. Оно состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. В первом и последнем четверостишиях появляется образ «низкого дома с голубыми ставнями».

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем нет сюжета, стихотворение наполнено пейзажными зарисовками и чувствами лирического героя. Стихотворный размер - трехстопный анапест. С. Есенин использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Средства выразительности - инструмент для создания панорамной картины родного края и выражения чувств лирического героя.

В тексте много метафор : ««отзвучавшие в сумрак года», «поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес», «навеки имею нежность грустную русской души», «под этим дешевеньким свистом ты мила мне, родимая вить» . Воспроизведенные картины дополняются эпитетами - «северные, бедные небеса», «седые журавли», «тощие дали», «ракитник, кривой и безлистный», «разбойные свисты» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 18.

Низкий дом с голубыми ставнями анализ стихотворения Есенина по плану

1. История создания. Стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями..." было написано С. Есениным в 1924 г. В это время в творчестве поэта все чаще звучит ностальгия по своей малой родине и по прошлому. Произведение было впервые напечатано в том же году в журнале "Русский современник".

2. Жанр стихотворения - пейзажная лирика с элементами философских размышлений автора.

3. Главная тема произведения - тоска поэта по своему родному селу. Центральный образ, появляющийся в самой первой строке, - "низкий дом с голубыми ставнями". Он символизирует не только домашний очаг, но и всю прежнюю счастливую жизнь автора. После переезда из села Константиново в Москву Есенин с головой погрузился в шумную и суетливую жизнь большого города. За эти годы он перенес множество страданий и неудач. Поэт так и не смог обустроить свою личную жизнь.

Он любил и его любили, но все романы неизменно оканчивались расставанием. Есенин пытался понять и приспособиться к новому коммунистическому мышлению и образу жизни, но постепенно осознавал, что это - не его путь. Поэту было бесконечно жаль уходящей в прошлое патриархальной Руси. За это он подвергался яростной критике и находился на подозрении.

Чувствуя глубокую неудовлетворенность окружающей жизнью, Есенин находил спасение в алкоголе. Другим исцеляющим средством была поэзия. Стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями..." - обращение поэта к картинам родного пейзажа. Есенин признается, что русская природа может показаться бедной и неприглядной ("серенький", "дешевенький ситец", "кривой и безлистый ракитник"). Но именно эта печальная картина заставляет сердце поэта трепетно сжиматься. Он испытывает "нежность грустную", которую не смогла заглушить разгульная городская жизнь.

Любовь Есенина к малой родине - врожденное чувство. Он него невозможно избавиться. Воспоминания о "низком доме" согревают душу поэта в самых тяжелых ситуациях. Он никогда не забывает о том, что на Руси есть место, где он родился и куда может вернуться в поисках утешения.

4. Композиция произведения кольцевая. Первые две строки в точности повторяются в финале, подчеркивая значение центрального образа.

5. Размер стихотворения - трехстопный анапест. Рифмовка перекрестная, за исключением пятой и шестой строфы (опоясывающая рифмовка).

6. Выразительные средства . Есенин подчеркивает скромность русского пейзажа с помощью эпитетов: "сереньким", "тощие", "дешевеньким". Оригинальны метафоры, используемые поэтом: "отзвучавшие в сумрак года", "ситцем... небес". Есенин традиционно обращается к олицетворению: журавли "не видали", "слышали". Поэт, несмотря на критику, не отказывается от простонародных и местных слов: "курлыканьем", "березь да цветь", "родимая выть".

7. Главная мысль произведения - у каждого человека в душе должен храниться святой образ своей малой родины. Этот образ позволяет пережить трудные ситуации, придает уверенность в собственных силах. Для Есенина "низкий дом с голубыми ставнями" - спасительный маяк, на который он ориентируется на протяжении всей жизни.

«Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Чем старше становился поэт, тем отчетливее понимал, что уже вряд ли сможет испытать столь светлые и радостные чувства, которыми был наполнен практически каждый день его пребывания в селе. Поэтому он часто посвящал ему стихи, наполненные щемящей грустью и восхищением. В 1924 году Есенин завершает работу над произведением «Низкий дом с голубыми ставнями…», которое полностью основано на его детских воспоминаниях. Несмотря на то, что после переезда в Москву поэт периодически бывает на своей малой родине, ему особенно дорог образ того, дореволюционного села с размеренно текущей жизнью.

В своем стихотворении автор признается, что ему до сих пор снятся «наше поле, луга и лес», а перед мысленным взором то и дело встает «низкий дом с голубыми ставнями» и простыми ситцевыми занавесками на окнах, в котором Есенин когда-то был по настоящему счастлив. Поэт подчеркивает тот факт, что эта безмятежная жизнь осталась в далеком прошлом, отмечая: «Восхищаться уж я не умею, и пропасть не хотел бы в глуши». Однако это не умаляет его любви к родному краю, который нынче он видит без прикрас. Действительно, для Есенина становится своеобразным откровением то, что жизнь в городе и на селе так существенно отличается. Этот контраст в прямом смысле слова лишает поэта, всегда мечтавшего о лучше доле для крестьян, душевного равновесия. Однако автор видит, что проходят годы, а ситуация лишь ухудшается. Он по-прежнему наблюдает за тощими журавлями, которые улетают на юг по осени, так как в родных «просторах полей они сытных хлебов не видали».

Есенин признается, что он готов отказаться от щемящей и безысходной любви к своей родной земле ради собственного душевного спокойствия . Однако все попытки преодолеть это чувство не дают ожидаемого результата. «И под этим дешевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть», - признается Есенин, словно бы стыдясь самого себя, такого сентиментального и беззащитного. Ведь на самом деле поэт давно уже живет по другим законам, в его душе нет места жалости и состраданию. Но, вспоминая о родном селе, Есенин меняется изнутри, извлекая на поверхность все самые лучшие свои качества, сформированные под влиянием малой родины.

Есенин свою малую родину, село на Рязанщине, в стихах вспоминал часто. Его ранние произведения идеализировали деревню, приукрашивали, накидывали на нее романтический флер. Стихотворения двадцатых годов, последнего периода жизни рано ушедшего поэта, напротив, пронизаны глубокой печалью, как бы покрыты «сереньким ситцем», который трудно отличить от савана. Одно из произведений последних лет - «Низкий дом с голубыми ставнями», дата написания которого, 1924 год, проставлена по времени первой публикации.

Главная тема стихотворения

Стихотворение являет собой признание поэта в любви к родительскому дому, появляющемуся в воспоминаниях из «сумрака» ушедших годов. Настроение лирического героя обозначено уже с первых строк: бедный, старый дом трогательно заботиться о своей красоте, украшая себя голубыми ставнями. Такая же грустная и трогательная любовь к нему мучительно тревожит сердце поэта. Ему печально, что теперь над ним «уж не юные веют года», и ушло былое восхищение родными местами, его заменила «нежность грустная русской души».

Есенинским узнаваемым образом поздней лирики стала журавлиная стая. И здесь она «с курлыканьем» улетает в седые дали. Поэт печалится о том, что под «бедными небесами», среди берези, цвети, да кривого и безлистого ракитника журавлиная жизнь была не сытной и даже опасной - легко было умереть «от разбойного свиста».

Как видим, былая сила, свежесть, «буйство глаз и половодье чувств» которые бурлили в ранних «деревенских» стихах поэта, уступили место печали, сожалению об ушедших годах. Стихи о деревне все так же красивы, но привлекают теперь читателя неяркой красотой, блеклыми красками вечного осеннего пейзажа. Дважды в стихотворении использован образ дешевого, серенького ситца, с которым сравниваются небеса. Бедность деревенской природы еще более трогают сердце поэта, а вслед за ним и читателя.

Лирический герой откровенно говорит о том, что он никогда не вернется в любимую «глушь», ведь возвращение туда значит для него «пропасть», быть забытым. Читатель играет роль случайного собеседника, перед которым не стыдно признаться в душевной слабости или в смертельной болезни. В стихотворении лирический герой искренен, как на исповеди, он окрывает читателю больную душу, в которой поселилась грусть.

Структурный анализ стихотворения

Размеренность слога с использованием трехстопного ямба позволяет настроиться на меланхолию лирического «я» поэта. Много протяжных гласных звуков в словах и союзах. Поэт стремится не прерывать однотонное течение поэтической речи, что наиболее полно отвечает тематике и задачам произведения. Акцент в стихотворной строке делается однажды, при отказе от перекресной рифмы, когда поэт признается, что хотел бы избавиться от мучающей его любви к родным местам, но «не может научиться» этому. Стихотворение эмоционально сильно окрашено, вызывает ответный отклик на лирическую исповедь.

Стихотворением «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенин открывает читателю тайные уголки своей души, жалуется на охватившую ее тоску, признается в вечной любви к родным местам.