Специальность "Ядерные физика и технологии" (бакалавриат). Ядерные физика и технологии Ядерная физика и технологии специальность где работать

Квалификация академический бакалавр

Форма обучения очная

Сроки обучения 4 года

Кол-во бюджетных мест 16

Кол-во мест (особая квота) 2

Стоимость обучения на 2018/2019 уч. год 230 630

Экзамены математика (профиль) / физика / русский язык

Экзамены (Минимальный бал) 27 / 36 / 36

Город Северодвинск

Контактный телефон приемной комиссии (8184) 53 – 95 – 79; +7 921 070 88 45

Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности» при поступлении на направления подготовки, указанные ниже, в медицинскую справку (форма 086у) необходимо внести запись «Годен для обучения по направлению(ям) подготовки ________________________________ и указать 1-3 направление подготовки, актуальные для Вас.

Филиал САФУ (г. Северодвинск):

  1. Педагогическое образование
  2. Психолого-педагогическое образование
  3. Ядерные физика и технологии
  4. Наземные транспортно-технологические комплексы
  5. Машиностроение
  6. Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры

Технический колледж (г. Северодвинск):

  1. Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики



По оценкам ГК «Росатом» ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек. Таким образом, подготовка компетентного персонала для атомной энергетики является одной из наиболее актуальных проблем развития ядерно-энергетического сектора России.

Учебно-методическое обеспечение

Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).

УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:

  • «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
  • «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
  • «Электроника и автоматика физических установок»,
  • «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
  • «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Физика конденсированного состояния материалов»,
  • «Физика кинетических ­явлений».

УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».

УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:

  • «Атомные электростанции и ядерные установки»,
  • «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
  • «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».

Подготовка специалистов

В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.

Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
  • Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
  • Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
  • Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
  • Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Уральский государственный технический университет (УГТУ).

В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт. Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой. На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.

Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:

  • только очное высшее образование;
  • особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
  • значительная доля практических лабораторных занятий;
  • исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
  • продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
  • жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных ­материалов.

Консолидация образовательной инфраструктуры

Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.

Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21 вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.

В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).

Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.

Сотрудничество с предприятиями

В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.

Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов. На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности. В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам. Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.

ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.

Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов. НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов. Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Международное партнерство

Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.

В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем. Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.

Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы. Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.

Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.

Главная цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.

Среди доминирующих видов деятельности физика-ядерщика можно выделить такие основные, как обслуживание реакторных залов, вынесение заключения про состоянию атомного реактора (на основе предоставленных данных), снятие показаний с различных приборов, которые расположены на реакторах, перезагрузка и запуск атомного реактора (при необходимости в таких действиях). Работа является очень ответственной, так как при неправильных действиях специалиста или недостатке знаний могут пострадать люди. Причем, в данном случае речь идет не о нескольких десятках и даже сотнях людей, а о тысячах, иногда миллионах.

Современные физики-ядерщики имеют возможность работать как в частных, так и в государственных учреждениях. Как правило, это сфера исследований, контроля, наблюдения за ядерными реакторами. Также специалистам с данной квалификацией доступна научная, преподавательская деятельность. Что касается масштабных исследований и серьезной научной работы, то государство уделяет данной сфере далеко не такое важное место, как следовало бы.

Поэтому действительно талантливые физики-ядерщики, обладающие способностями и знаниями, часто эмигрируют в другие страны, где им предоставляется больше возможностей для реализации своих идей и результатов работы.

Есть ли будущее у атомной энергетики или профессия физика-атомщика уйдет в прошлое?

В нынешнем виде атомная энергетика не имеет будущего. Сегдня в качестве топлива в атомной энергетике используется уран235. Проблема в том, что запасы этого ядерного топлива на планете весьма ограничены. Если ядерная энергетика будет развиваться нынешними темпами, уран-235 будет израсходован в ближайшие полвека, практически тогда же, когда на Земле остановится добыча нефти и газа. Существуют огромные запасы урана-238, их могло бы хватить человечеству на тысячи лет. Но чтобы запустить реакцию с этим изотопом, в качестве источника нейтронов требуется тот же уран-235. Времени, чтобы разработать и запустить в производство надежные так называемые “быстрые” реакторы, использующие в качестве “дров” уран-238, которого в избытке, остается все меньше и меньше - другие источники энергии стремительно заканчиваются.

Эта очень сложная научная и инженерная задача, требующая огромных интеллектуальных и материальных ресурсов, пока не решена. Если момент будет упущен - ни ветряки, ни горючее из рапса не спасут человечество от энергетической катастрофы.

Технологии энергии

Инженер-физик по ядерной физике и технологии, работающий в области ядерной энергетики может заниматься:

– научными исследованиями в ядерной физике с перспективой их промышленного (как правило, энергетического) применения;

– созданием принципиально новых типов ядерных реакторов, использующих как новые ядерные процессы (например, ториевый цикл), так и новые конструктивные решения (например, газовый реактор на микротвэлах);

– проектированием и конструированием конкретных АЭС;

– сопровождением строительства и пусконаладочных работ;

– эксплуатацией и обслуживанием энергоблоков АЭС;

– выводом из эксплуатации и консервацией отработавших энергоблоков;

– разработкой технологий и устройств неэнергетического использования ядерного распада (например, получения радиоизотопов), в том числе, работающих на АЭС;

– разработкой способов, технологий и оборудования для переработки отработанного ядерного топлива.

Несмотря на радиофобии, обострившиеся после фукусимской катастрофы в Японии, атомная энергетика продолжает развиваться во всем мире. Разрабатываются новые конструкции ядерных реакторов с повышенной безопасностью и надежностью, большей энергоэффективностью, конструктивной антитеррористической защищенностью. Россия, одна из немногих стран мира, имеющая полный цикл ядерной энергетики – от научных исследований до эксплуатации АЭС. А ГК «Росатом» в 2015 году заняла первое место в рейтинге работодателей, составляемом порталом «Работа.ру».

Отдельное направление работы инженера-физика по ядерной физике и технологии – ядерная космическая энергетика. Это направление только зарождается и поэтому имеет очень хорошие перспективы. Здесь разрабатываются как ядерные энергоустановки для пилотируемых космических кораблей, предназначенных для межпланетных перелетов, так и энергоустановки для искусственных спутников Земли, выполняющих вполне земные задачи.

Компетенции

  1. Исследования в области новых ядерных расщепляющихся материалов, новых способов управления ядерной реакцией, новых средств поглощения радиационного излучения.
  2. Разработка и испытания принципиально новых типов ядерных реакторов, использующих новые ядерные процессы или новые конструктивные решения.
  3. Проектирование, конструирование, сопровождение производства и монтажа АЭС.
  4. Эксплуатация и техническое обслуживание АЭС.
  5. Планирование ремонтов, составление технические задания на реконструкцию реакторной части АЭС.
  6. Разработка технологических процессов и оборудования для переработки отработанногоядерного топлива.
  7. Создание способов и технологий захоронения ядерных отходов.
  8. Разработка технологий и оборудования для неэнергетического использования ядерных реакций, в том числе, на АЭС.
  9. Разработка энергообеспечения нетрадиционных объектов (АПЛ, ИСЗ и др.).

Важные качества

Инженер-физик по ядерной физике и технологии использует в своей работе огромное количество разных видов приборов как для проведения научных исследований, так и для анализа процессов, идущих в ядерном реакторе, а также состояния самого реактора. Важным методом работы инженера-физика по ядерной физике и технологии является компьютерное моделирование ядерных, тепловых и электроэнергетических процессов, идущих на реальной или создаваемой АЭС; для этого используются программные пакеты численного моделирования и анализа.

При проектировании новых АЭС инженер-физик по ядерной физике и технологии использует различные программы автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом (CAD, CAM, CALS, PDM). Инженер, занятый эксплуатацией и обслуживанием АЭС, использует программы управления активом (EAM).

Где работает

  • ГК «Росатом» и подведомственные НИИ и КБ
  • РФЯЦ-ВНИИЭФ (Саров)
  • НИЦ «Курчатовский институт»

Специальности

  • 140301 Ядерная энергетика и теплофизика
  • 140500 Энергомашиностроение
  • 140302 Ядерные физика и технологии

Преимущества образования

  • Программа реализуется с участием научно-педагогического состава, имеющего высокую публикационную активность, что позволяет привлекать студентов к решению актуальных научных и практических задач
  • В основе программы - фундаментальные и прикладные достижения отечественного университетского образования и традиции прикладной математической школы Санкт-Петербургского университета
  • Выпускник получает образование, которое позволяет решать актуальные проблемы проектирования, управления различными техническими объектами, технологическими процессами, социально-экономическими системами, информационными системами, осуществлять практическую деятельность по применению различных математических методов и компьютерных технологий, обладать способностью к освоению и разработке новых технологий

Известные преподаватели

  • Н. В. Егоров - доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой моделирования электромеханических и компьютерных систем, создатель известной научно-педагогической школы в области прикладной математики и процессов управления. Более 12 лет проработал в Экспертном совете по управлению, вычислительной технике и информатике Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ, член Международного руководящего комитета (европейская секция) по проведению конференций по вакуумным электронным источникам и Международного координационного совета по проведению симпозиумов «Водородная энергетика: теоретические и инженерные решения». Обладатель почетной грамоты Президента РФ (и нагрудного знака) «За заслуги в области образования, подготовку квалифицированных кадров и многолетнюю плодотворную работу», медали ордена «За заслуги перед отечеством» II степени, почетной грамоты Минобрнауки РФ, медали почета Немецкого водородного общества, почетной грамоты СПбГУ участнику конкурса «За педагогическое мастерство»
  • Г. И. Курбатова - доктор физико-математических наук, профессор кафедры моделирования электромеханических и компьютерных систем, специалист в области моделирования и анализа транспортных систем (трубопроводов - морских, наземных), движущихся сред (неустановившихся течений в многофазных средах при наличии фазовых переходов, неизотермических турбулентных течений жидкости и газов, нелинейной ионообменной диффузии)
  • В. М. Мальков - доктор физико-математических наук, профессор кафедры моделирования электромеханических и компьютерных систем. В течение многих лет был руководителем научных проектов, финансируемых РФФИ, Министерством образования и науки РФ, программами «Университеты России». Основатель научного направления «Механика многослойных эластомерных конструкций», специалист в области нелинейной теории упругости, в частности в теории определяющих уравнений нелинейной теории упругости и вязко упругости, в исследование нелинейных задач теории эластомерного слоя и многослойных резино-металлических конструкций
  • В. П. Трегубов - доктор физико-математических наук, профессор кафедры моделирования электромеханических и компьютерных систем, член Научного совета РАН по биомеханике, член правления Всероссийского общества биомехаников, член Международного общества биомеханики, член-корреспондент - представитель России в Европейском обществе биомеханики, член организационных, научных и программных комитетов ряда Международных конференций. Специалист в области моделирования тела человека в условиях ударных и вибрационных воздействий, моделирования опорно-двигательного аппарата человека, моделирования систем протезирования
  • Д. А. Овсянников - почетный профессор СПбГУ, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой теории систем управления электрофизической аппаратурой. Является специалистом в области математического моделирования и оптимизации управляемых динамических процессов, ведет большую научно-педагогическую деятельность. Под его руководством создано специальное программное обеспечение по проблемам моделирования динамики заряженных пучков в различных структурах, не имеющее аналогов в мировой практике.

Международные связи

  • Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла (Германия)
  • Институт физической химии имени Я. Гейровского (Чехия)
  • Национальный университет Тайваня (Тайвань, КНР)
  • Университет Суррея (Великобритания)
  • Цукубский университет (Япония)
  • Университет Махатмы Ганди (Индия)

Практика и будущая карьера

Студенты проходят практику в таких организациях как Siemens, РАТЭК, на комплексе высокопроизводительных вычислений на базе СПбГУ, а также на базе кафедры информационных и ядерных технологий Объединенного института ядерных исследований. Студенты могут участвовать в различных научно-исследовательских проектах, в том числе в создании Российского центра коллективного пользования на базе нового ускорительного комплекса NICA.

Перечень ключевых профессий

  • Старший системный аналитик
  • Старший инженер-исследователь
  • Старший специалист
  • Старший консультант
  • Специалист по внедрению информационных систем
  • Программист информационных систем
  • Консультант по информационным системам
  • Сервис-инженер по информационным системам
  • Ведущий специалист по внедрению информационных систем
  • Программист-проектировщик информационных систем
  • Ведущий консультант по информационным системам
  • Бизнес-аналитик
  • Руководитель сервисной службы по информационным системам