Проявления качеств человека природа качеств. Другие всегда одинаковы

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребност-ной сферой личности.

С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.

Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.

В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.

Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

В индивидуальном развитии, как говорит К. Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками какой-либо одной деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих.

Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.

В. П. ЛЕВКОВИЧ, кандидат философских наук

Воспитание нового человека - важнейшая составная часть коммунистического строительства. Сама наша действительность формирует у советских людей высокие нравственные идеалы, потребность трудиться на общее благо. На выработку марксистско-ленинского мировоззрения, искоренение потребительских тенденций, эгоизма направлена и идейно-воспитательная работа, без которой не мыслится жизнь ни в одном коллективе.

Сегодня культурный уровень советского человека достаточно высок для того, чтобы он мог и сам работать над собой, над своим характером, поведением, объективно оценивать свои устремления, поступки. И в этой сложной индивидуальной работе надежным ориентиром остается партийный принцип единства слова и дела, проверки себя прежде всего делом.

Самооценка - умение оценить самого себя, свои возможности и способности - играет огромную роль в жизни каждого из нас. Ведь от того, каким ощущаешь себя, зависит поведение, настроение, многие жизненно важные решения. Правильное отношение к себе, реалистическая оценка своих данных помогает разумно распределять свои силы, ставить перед собой разрешимые задачи, сохранять душевное равновесие.

Мало этого: самооценка - важный регулятор взаимоотношений с другими людьми. Представьте себе человека, считающего себя отличным специалистом, безупречным мастером в том или ином деле, тогда как он всего-навсего посредственный работник с большим самомнением, и окружающие, естественно, не признают его авторитета. Налицо почва для необоснованных претензий с одной стороны и скептического, насмешливого отношения - с другой.

Неправильное представление о себе самом и столкновение этого представления с реальной действительностью порождает подчас горькие разочарования, внутренние конфликты, проявляющиеся в плохом настроении, снижении жизненного тонуса. Люди с завышенной самооценкой часто становятся обидчивыми, недоверчивыми, у них появляется упрямство, ожесточенность.

Оказавшись перед дилеммой: изменить самооценку или игнорировать мнение окружающих, - человек с устойчиво завышенным представлением о собственных достоинствах подчас выбирает второй путь. Он порывает связи с теми, кто оценивает его ниже, чем он сам оценивает себя. А если это люди, с которыми он общается повседневно? Такой разрыв неизбежно рождает психологический дискомфорт, настороженность, подозрительность.

Внутренние конфликты, вызванные расхождением между самооценкой и результатами практической деятельности, могут переживать и люди, недооценивающие собственные возможности. Неожиданный успех они часто воспринимают как случайность, он вызывает у них чувство непривычности, неудобства, не доставляет естественной радости. К замечаниям же, к неудачам в работе они очень чувствительны, отрицательные отзывы воспринимают болезненно, запоминают надолго, а это лишает их необходимой жизненной активности.

Познание себя - наука не из легких. И чтобы постигнуть ее, нам необходима помощь окружающих.

Человек составляет представление о себе на основании того, как он оценивает свою внешность, способности, характер, нравственные качества, профессиональные возможности, положение в обществе. Причем для разных людей эти параметры не равнозначны. Одному для чувства самоуважения достаточно ощущать свою принципиальность, четкую нравственную позицию - все остальное отходит для него на второй план. Для другого особенно важна внешность: считая себя некрасивым, он ущемлен этим, а потому несмел и робок.

Самооценка строится не только на личных впечатлениях; большое влияние на ее формирование оказывает оценка человека другими людьми: в семье, в ближайшем окружении, на работе. Особенно внушаемы в этом смысле дети. В ряде исследований советских психологов показано, что самооценка дошкольников и младших школьников зависит в основном от мнения о них окружающих - родителей, воспитателей, а также сверстников.

Исследования, проводившиеся и с более старшими детьми, учениками 4-6 классов, выявили, что они охотно принимают необоснованно высокую оценку, следуют ей даже в том случае, когда она явно идет вразрез с их личным опытом.

В этом эксперименте ребятам давали решать математические задачи, причем они не могли сверить ответ с задачником и не знали, правильно ли решили. Не справившихся экспериментаторы, как и было задумано, хвалили, говорили им, что у них все прекрасно, и ученики, ободренные этим, сами выбирали себе для дальнейшей работы все более сложные задачи. Но вот наступал момент, когда им возвращались работы со всеми отмеченными ошибками. И что же? Переоценить свои возможности испытуемые уже не могли и продолжали выбирать себе непосильные задачи.

Как видим, подростка не так уж трудно сделать излишне самоуверенным. Но и неодобрительная оценка воспринимается детьми столь же доверчиво, создавая заниженное представление о себе самом. Экспериментально установлено, что заниженная самооценка у отстающих учеников нередко вызвана не столько их объективными возможностями, сколько отзывами учителей и товарищей. Отставание в учебе, постоянно подкрепляемое отрицательными характеристиками, которые подросток слышит по своему адресу, приводит к нарастанию неуверенности в себе, появлению чувства неполноценности.

Повышенная чувствительность к оценкам окружающих, свойственная детям, может в той или иной степени сохраняться и у взрослого человека. Один под влиянием похвал быстро растет в собственных глазах, охотно прислушиваясь к лестным отзывам, другой смотрит на себя трезво, не давая вскружить себе голову. Есть люди, «знающие себе цену», незаслуженная критика их не обезоруживает, другие под влиянием отрицательных оценок быстро сникают.

Человек, допустим, работал в одном коллективе и там чувствовал себя уверенным, знал, что его оценивали положительно. Но вот ему предложили новую работу, он встречается с другими людьми, ожидая, что они оценят его так же. Вполне возможно, что первые контакты окажутся не столь благоприятными, что по каким-то случайным обстоятельствам или поверхностным внешним наблюдениям здесь его оценят ниже, чем он ожидал. И от этого у некоторых людей собственная самооценка сразу становится ниже, они лишаются прежней энергии, начинают сомневаться в своих силах.

Подлинную меру собственных достоинств и недостатков мы узнаем в конкретных жизненных ситуациях, в общении с другими людьми и, конечно же, в практической деятельности.

Вот, например, такая отнюдь не редкая семейная коллизия. Обсуждается плохое поведение ребенка, какой-то его проступок, и жена гневно бросает мужу: «Мне одной с ним не справиться, а тебе до него дела нет! Ты плохой отец!»

Муж полон внутреннего протеста. Как так, он ведь сына любит, он всегда волнуется, когда ребенок болеет, он и сейчас огорчен... Нет, обвинения он не принимает, он просто оскорблен!

Вот и надо в такую минуту - или даже не в такую, а поостыв, через часок-другой, наедине с самим собой спокойно подумать: все-таки плохой я отец или хороший? Что я делаю для воспитания сына? Не какие чувства к нему питаю, а именно что делаю? Когда я отказывался от своих удовольствий, чтобы погулять или поиграть с ним? Чему его научил? Какие его проблемы помогал решить? Объективные ответы на эти вопросы, может быть, и помогут дать себе верную оценку.

Или, допустим, на работе человек услышал обвинение в нерасторопности, инертности, безответственности. Обижаться? Отвергать? Молча соглашаться?

Позиция обиженного - самая неконструктивная, она вам в жизни не поможет. Важно другое - самому понять, справедливой была критика или нет. Отбросив эмоции, попробуйте спокойно продумать свою работу, основываясь только на фактах. Действительно ли вы нарушали сроки выполнения каких-то заданий? Были ли по вашей вине какие-то срывы, пробелы? Больше или меньше делают ваши товарищи, каковы результаты вашей работы по сравнению с ними?

Эксперименты, проводимые психологами, показали, что неуспех в работе понижает самооценку и заставляет обращаться к более легким задачам. Но, конечно, даже в эксперименте подобная зависимость не всегда была прямолинейной. Тем более не должна она быть прямолинейной в жизни. Ведь в ряду достоинств человека вместе с умением правильно оценить себя стоит и такое незаменимое качество, как настойчивость в достижении цели, способность, невзирая на неудачу, снова и снова пробовать свои силы. И как часто отступление перед первыми трудностями превращается в непростительную ошибку!

А уж если вы не справились с какой-либо задачей, постарайтесь трезво взглянуть на самого себя в этой ситуации, правильно оценить свои знания, возможности, способности. Умение смотреть правде в глаза часто становится залогом последующих достижений. И напротив, если в постигшей вас неудаче вы стараетесь во что бы то ни стало оправдаться перед самим собой, если вы не хотите замечать свои недостатки и ищете причину в других, то вряд ли успех будет сопутствовать вам в будущем.

1 урок. Самооценка и уровень притязаний

Выбор профессии – такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Есть ли шанс сделать такой выбор, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы»? Есть. Для этого надо иметь исходные данные. Как без них решить задачу? Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры – это, в первую очередь, психологические особенности человека. И внутренняя жизнь человека, и ее внешние проявления строятся по определенным законам, которые изучает и описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас от наказания, которое иногда кажется слишком суровым: человек, ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим.

Программа «Психология и выбор профессии» поможет вам разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом нашей работы станет составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия».

На каждом уроке вы будете узнавать что-то новое о себе или о профессиях с помощью специальных заданий и упражнений. Информация, полученная с помощью психологических тестов, является конфиденциальной, то есть секретной. Таким образом, первое условие нашей работы – конфиденциальность. Еще одно важное условие – искренность при ответе на вопросы. Если вы даете заведомо ложные ответы на вопросы, касающиеся вашего поведения в различных ситуациях, то результаты тестов будут недостоверны.

В конце каждого урока есть контрольное задание, состоящее из пяти вопросов. За пять правильных ответов вы получаете оценку «отлично», за четыре – «хорошо» и так далее. Одни задания вы будете выполнять на уроке, другие – дома.

  • Большинство тестов основано на самооценке. Чтобы точно оценить свои возможности, недостаточно иметь в своем распоряжении специально подобранные и проверенные методики. Необходимо знать ту шкалу, по которой мы себя оцениваем. А она у всех разная. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?

Задание №1. «Кто Я?»

В течение 5 минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Вам знакомо слово «презентация»? Оно означает публичное представление, открытие чего-то или кого-то - новой песни, книги, ресторана. На презентации стараются показать товар лицом - подчеркнуть его преимущества и скрыть недостатки.

Самопрезентация - это представление или открытие себя другим людям. Мы представляем себя, когда появляемся в новой компании, поступаем в институт, устраиваемся на работу. Цель презентации - создать у людей благоприятное впечатление о себе. Психологи считают, что впечатление о человеке складывается в первую минуту общения с ним. И почти всегда оказывается верным. Испортить хорошее впечатление легко: для этого надо регулярно опаздывать на важные встречи, нарушать договоренности, безвкусно одеваться, говорить невпопад и т.д. Исправить плохое впечатление намного сложнее.

Отвечая на вопрос «Кто Я?», вы обозначаете то место, которое занимаете в этом мире, конструируете образ своего «Я». Если вы смогли придумать себе не более 5 характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе, пользуясь лишь самыми очевидными характеристиками («Я - человек, ученик» и т.д.) Возможно, вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержанны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому «достраивать» ваш образ.

Проанализируем содержание ответов. Встречаются ли среди них критические замечания? Возможно, и в жизни вы склонны преувеличивать свои недостатки, выпячивать их. Следуйте совету Андре Моруа: «Никогда не говорите о себе плохо. За вас это сделают ваши друзья».

Чаще всего встречаются ролевые и биографические характеристики («юноша», «девушка», «сын», «дочь»). Обратите внимание, сколько таких характеристик в вашем автопортрете. Если их большинство, возможно, вы предъявляете себя в жизни как носителя формальных характеристик, под которыми могут подписаться миллионы людей. Где ваша индивидуальность? Вы про нее забыли или ее нет?

Бывает, что разные ответы крутятся вокруг одной и той же темы - своих увлечений, отношений с другими людьми, планов на будущее. Подчас так проявляются проблемы, которые неосознанно определяют ваши поступки.

В каком времени стоят глаголы в ваших ответах - в настоящем, будущем или прошедшем? Или они вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому («я был перспективным спортсменом»), возможно, вы до сих пор цепляетесь за него, перебирая, словно старые фотографии, вчерашние успехи.

Бывает так, что человек не живет, а готовится к жизни. «Когда я вырасту…, Когда выучусь …, Когда женюсь …, Когда куплю машину …, когда построю дом …» и так далее до бесконечности. Планирование - дело хорошее и даже необходимое. Однако бывает, что жизнь превращается в долгий изнурительный забег с промежуточными финишами. Возлагая все надежды на будущее, что вы оставляете сегодняшнему дню и сегодняшнему себе?

Не переживай Будущее - оно еще не родилось.
Похорони прошлое - оно умерло.
Живи Настоящим!
Только в нем душа трудится вместе с Богом!

Генри Лонгфелло

Если в ваших ответах присутствует прошлое, настоящее и будущее, значит, у вас есть полноценное ощущение своей жизни.

Тест, который вы только что выполнили, основан на вашей самооценке.

Самооценка - это способность оценивать себя самого. Это измерительный прибор, который всегда с собой. Большинство методик, которые вам встретятся в этой книге, также основаны на самооценке. Поэтому так важно, чтобы прибор был точный. Иначе полученная информация будет недостоверна и приведет к неправильному решению.

Задание №2. «Какой Я?»

1 2 3 4 5

УМ


6 7 8 9 10

1 2 3 4 5

ДОБРОТА


6 7 8 9 10

1 2 3 4 5

КРАСОТА


6 7 8 9 10

Задание №3. «Самый-самый».

Каждый учащийся получает листок, на котором он должен написать имена тех девушек и юношей из класса, кого он считает первыми в номинациях «самый умный», «самый добрый» и «самый красивый». Учитель собирает листочки и зачитывает имена. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Это упражнение заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.

  • О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые ученые, спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нем мало кто знает.
  • Однако слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.
  • Эти совершенно непохожие люди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Уровень притязаний личности - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность . Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Есть только два способа повысить самооценку:

1) добиться успеха в какой-нибудь деятельности;

2) снизить уровень притязания.

Достичь одновременно и того, и другого удается только великим людям.

  • Эйнштейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой - и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на раскаленной плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и есть относительность.
  • Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он. готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом. (Д.Карнеги, Малоизвестные факты о хорошо известных людях, М.,1993).

Если ваша цель – жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему.

Что вы вкладываете в понятие «успех»?

Задание №4. «Успех – это …»

В течение 3 минут по-разному ответьте на вопрос: «Что такое успех?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Итак, вы познакомились с важнейшими понятиями психологии – «образ Я», «самовосприятие», «самопрезентация», «самооценка», «уровень притязаний».

Самостоятельно ответьте на вопросы задания № 4, отметив тот вариант, который вы считаете верным.

Задание №5.

Вопросы на понимание темы урока.

1. Способность оценивать себя называется:

а) самодеятельность, б) самооценка , в) самопрезентация, в) самовосприятие.

2. На самооценку в первую очередь влияет:

а) уровень притязаний , б) привлекательность; в) трудолюбие, г) здоровье.

3. Важнейший принцип психодиагностики называется:

a) конгруэнтность, б) конфиденциальность , в) толерантность, г) лояльность.

4. «Формулу счастья» вывел:

а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс , г) Гиппократ.

5. На достоверность результатов тестирования влияет ваша:

a) искренность , б) критичность, в) общительность, г) независимость.

Можно спорить, позволительны ли аналогии между самосозннием отдельного человека и самосознанием русской церкви сегодня.

Но, независимо от общих выводов, к каким пришли бы собеседники, случись такой спор, иногда эта аналогия уместна, уже хотя бы потому, что позволяет лучше заметить, если и не то, что будет завтра, то хотя бы то, что происходит в сегодняшний день.

Сперва психологи . А психологи пишут нам, что первые стадии самосознания таковы:

В возрасте около 1 года — происходит открытие «Я» . К 2-м 3-м годам — человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля . К 7-и годам — формируется способность оценивать себя .
Оно, конечно, оговаривается, что у каждого по своему. Но общий «шаблон» приблизительно таков.

Теперь вернемя к церкви.

По прошествии 1 года патриаршества Святейшего Кирилла, сперва более внимательные, а затем уже и широкая публика, как в церкви, так и в обществе — открыли для себя, пусть в первом приближении, чего на самом деле желает, и как будет вести себя в новой церковной должности новоизбранный патриарх.

По прошествии 1 года патриаршества Святейшего Кирилла уже наметилось достаточно , чтобы теперь, оглядываясь, уверенно можно было бы сказать — всё оно, проявившееся уже тогода, лишь ещё больше заострилось и развернулось.

Тут и установка на срастание с властью и становление с нею, тут и обмирщение церкви как организации, которую народ оплачивает, чтобы слышать небо, а не приятный, но не небесный перезвон скандалов да кошельков.

Всё это открылись уже тогда. По прошествии первого года.

Как и не способность, или не желание новой администрации касаться ожидаемых частью церкви богослужебных реформ, и прочих специфически церковных вопросов. Тогда как финансовое и административное упрочнение организации вышло сразу же на первый план.

К 2-м 3-м годам уже не некоторые, но многие стали четко осознавать , что в церкви протекает две жизни — жизнь и действия Святейшего Кирилла с ближайшими помощниками, и жизнь да действия обычных людей, не имеющих отношения к Чистому.

Монетизация церковного аппарата, и уверенно сменяющие друг друга церковные скандалы, показывающие духовную подоплеку той монетизации, позволили уже неверующим упрекать высшее священноначалие в отступлении от церковных же нравственных ориентиров.

Даже совершенно нецерковным людям стало заметно это расслоение церкви, которое пока происходит не по принципу «раскола», когда разделяются епархии, но по принципу самого вероисповедания, когда разделяются верования.

Процесс расслоения активно происходит прямо сегодня. Как в церковных, так и в светских СМИ то и дело происходят попытки дать ему верное определение и удачное именование.

Статья П. Адельгейма Человек или суббота? — слово в защиту задержанных за акцию в ХХС и продолжение давней борьбы отца Павла с внутрицерковными нарушениями. Но в ней, кроме вышеупомянутого (чего мы касаться здесь не будем) также предпринята и попытка осмысления причин и контекста происходящего, о чем мы и говорили. Отец Павел тоже пробует определить и поименовать происходящее в церкви разделение.

Выступление девушек в ХХС выявило в церковной среде два различных мироощущения, два полюса притяжения, два разных понимания христианства и разделило православных на два лагеря. Один из них условно назову «сердитым православием», а другой -«православием сострадательным».
Я не совсем согласен с предложенными именованиями, и совсем уже не согласен с тем, что пишет отец Павел дальше — что оба лагеря исповедуют одни и те же догматы, и т.д. Не согласен, потому что тут уже смешивается формальная и совдержательная сторона.

Но и сам отец Павел в следующем же абазаце, отбрасывая прорвавшееся, но к делу не относящееся об «общем символе веры», и будучи человеком честным, за что его и уважают, а не только клириком;) — уже прямо говорит о двух «православиях». Де факто говорит о двух верах внутри церкви. Причем настолько разных, что похоже, их нет никакой возможности совместить.

Можно не соглашаться с границами этих вер, как их проводит отец Павел. Или наоборот, можно восхищаться тем, как умело он это делает. Но и первое и второе лишь детали. Да, они требуют уточнения. И они будут уточнены. Важнее другое:

Двоеверие уже становится всё более и более очевидным фактом российского христианства.

Мне приходится говорить христианства, потому что обе стороны относят себя и к православной, к христианской традиции. Возможны даже споры о копирайте:)

Я даже допускаю, что Чистый к праздникам что-то скажет о милости, а может даже и помиловании. С тем чтобы заодно и прикрыть глазки части тех, кому всё это теперь начинает всё яснее и яснее открываться.

И, наверное, такой ход конем Чистому ещё сколько-то раз удастся. Хотя бы потому, что если верить нашей аналогии, с какой мы начали — до способности церковного самосознания начать себя адекватно оценивать и не вестись уже на риторику г-д Чаплина, Легойды и иже с ними, должно пройти ещё минимум несколько лет.

Сегодня процесс расслоения в русской церкви напоминает расклеивание слоев в старой автопокрышке.

Протектор уже отслаивается, но пока ещё не совсем отклеен.

Решит ли патриархия своевременно поменять резину, или увлекшись, политикой не заметит, что время старой резины вышло. И тогда на каком-то очередном бугорке или повороте — рванет покрышка. И машинку русской церкви закрутит, а то и вынесет на встречный ряд. Так что привинтите подушки безопасности, и пристегните ремни. Кремль, случись такое, конечно может ткнуть пальцем в нового водителя. Рули, мол, милый.

Впрочем есть и другая версия. Кремль, мол, как раз и подменяет курс церковной машинки, её не останавливая, на новый. А коли так, то Чистый лишь выполняет заказ правительства. И с его точки зрения действует и разумно и правильно. Потому что выдавить из РПЦ последнюю церковность, и построить бутафорию такого универсально-религиозного толка, такое русское исламо-иудео-буддизмо-христианство — может представляться выгодным пропутинским политикам. (Я только допускаю).

Но тогда правильно и то, что от Чистого будет отходить слой за слоем все здоровое и не испорченое, что только осталось ещё в официальной русской церкви. И что-то станет маргинальным, что-то уйдет в тень и рассосется по другим конфессиям. И, наконец, что-то может быть успеет себя осмыслить как здоровое, и не гордое, оставшись и православием, и христианством. Но это уже за рамками настоящего текста. Самосознание, что личное, что церковное требует времени. Вопрос только в том, достаточно ли этого времени есть.

Все мы прекрасно знаем, что самооценка играет важную роль в нашей жизни. То, насколько объективно и, соответственно, правильно мы сможем себя оценить, может помочь нам избавиться от недостатков или напротив - стать сдерживающим фактором на пути к саморазвитию.

Чтобы правильно оценить себя самого, необходимо использовать правильные критерии. То, на основании чего формируется наша самооценка, также важно, как выбрать правильное средство измерения длины, объема или веса.

Именно поэтому мы решили рассказать Вам о типичных ошибочных критериях оценки самого себя. Проверьте - возможно, причина Вашей заниженной или завышенной самооценки кроется в неправильном подходе к ее формированию.

Итак, что же не стоит брать в учет, оценивая себя?

1. Ваше окружение

Существует два разных вида зависимости людей от оценки окружающих. Одна категория людей склонна думать, что их ценность зависит от количества похвалы, получаемой от других людей. Люди другой категории чувствуют себя хорошо, только пребывая в отношениях.

А есть и такие люди, которые повышают свою самооценку, окружая себя людьми высокого социального статуса. Они чрезмерно гордятся тем, что имеют возможность общаться с “важными” персонами. Расписанный по минутам социальный календарь и бесконечный список личных контактов помогает им ощущать свою ценность.

Однако если формировать свою самооценку на основании того, что думают о Вас другие, - это как преследовать движущуюся цель. Вы не можете контролировать других людей, та и угодить всем невозможно. Поэтому если Ваша самооценка полностью строится на том, как Вас воспринимают окружающие, Вы никогда не сможете получить достаточное количество похвалы или позитивного подкрепления, чтобы хорошо себя чувствовать.

2. Ваше служебное положение

Именно карьера зачастую помогает многим людям чувствовать свою ценность. Человека просто распирает гордость, когда он говорит “Я являюсь совладельцем такой-то компании” или “я - юрист”. Однако распирает она его не из-за того, чем человек занимается, а из-за того, какую должность он занимает.

Оценивать самого себя по своему служебному положению - это большой риск. Почему? Потому что проблемы со здоровьем, экономический кризис или неожиданное изменение на рынке труда может разрушить Вашу карьеру и привести к личностному кризису. Даже планируемый уход на пенсию может неожиданно понизить самооценку, если Ваше самоосознание тесно связано с Вашим служебным положением. В условиях отсутствия престижной карьеры Ваша самооценка уже не будет прежней.

3. Количество денег

Вы наверняка хоть раз в жизни встречали человека, самооценка которого напрямую зависела от суммы на его банковском счету. Иногда люди думают, что они просто не могут получить сумму, необходимую, чтобы чувствовать себя достаточно ценными. В отчаянной попытке доказать свою ценность они создают видимость богатства, влезая в долги, чтобы купить себе дорогущую машину или роскошный дом. И тогда они себя чувствуют успешными.

Хотя устанавливать денежную стоимость товаров и услуг - это логично, для определения своей ценности как человека такой подход абсолютно неправильный. Количество заработанных денег или материальных ценностей, которыми Вы владеете, никогда не будет достаточным для удовлетворения Вашей потребности чувствовать себя достойным человеком.

4. Ваши достижения

Иногда люди хотят прославиться своими достижениями. Однако человек, который использует данный критерий для самооценки, чувствует себя хорошо только тогда, когда он говорит о своих успехах. Опасность такого подхода к самооценке также заключается в том, что неудача очень сильно бьет по ихсамооценке.

Конечно, это нормально, если благодаря достижениям Вы чувствуете себя хорошо, однако измерять самооценку такими достижениями - напрочь неверно. Это как строить дом на ветхом фундаменте. В таком случае Вам придется быть постоянно успешным, чтобы не чувствовать себя неудачником. А это попросту невозможно.

5. Ваша внешность

Цифры на весах и способность привлекать представителей противоположного пола благодаря своей внешности - типичная ошибка при оценке самого себя. Средства массовой информации впихивают в наше сознание ложную истину, что внешность - это едва ли не самое основное, от чего зависит наш успех. Маркетинговые стратегии часто основаны на нашей неуверенности в себе, они используют любой недостаток - от первых морщинок до лишних килограммов.

Если природа наградила Вас привлекательной внешностью, это может послужить преимуществом в жизни. Однако помните, что красота не вечна. И седые волосы, морщины, выпадение волос и прочие признаки старения в первую очередь станут разрушительными для тех, чья самооценка была построена на внешней красоте.

То, на чем основана Ваша оценка себя как личности, станет основным фактором, влияющим на принимаемые Вами решения, возникающие в Вашей голове мысли, а также то, что Вы чувствуете по отношению к самому себе.

Поэтому помните, что использование внешних факторов, которые Вам неподконтрольны, дляформирования самооценки - это неправильный подход. Важно знать, кем Вы являетесь на самом деле. Это поможет Вам вести себя в соответствии с Вашими личными ценностями вместо того, чтобы прогибаться под изменчивый мир.