Постановка сонорных звуков (Л, Р). Нарушение звукопроизношения Анализ профилей в норме сонорных звуках

6. Воспитание выразительности речи.

7. Воспитание культуры речевого общения.

Все вышеперечисленные задачи решаются в каждой возрастной группе. При этом объем работы зависит от значимости той или иной задачи для данного возрастного этапа.

Так, начиная со второй младшей группы (4-й г. жизни) необходимо учить детей четко произносить уже имеющиеся в их речи гласные и наиболее простые согласные звуки а, о, у, ы, и, э, м, н, б, п, д, т, г, х, к, в, тренировать артикуляционный аппарат и создавать предпосылки для появления шипящих звуков. Одновременно следует воспитывать умение вслушиваться в звучание слов, слышать звуки в словах; развивать слуховое восприятие. Дети должны отвечать на занятиях громко, не торопясь, пользуясь правильной интонацией. Для развития устной речи с самого начала важна правильная постановка дыхания. Надо учить ребенка координировать воздушную струю, правильно пользоваться силой голоса, управлять силой выдоха.

В средней группе (5-й г. жизни) требования к фонетическому оформлению речи и слуховому восприятию повышаются: в этот период дети усваивают произношение свистящих звуков с, з, ц; шипящих ж, ш; соноров р, л; аффрикаты ч". У ребенка формируют умение различать на слух твердые и мягкие звуки, определять наличие звука в слове, выделять в слове первый согласный звук (мак, рак), обращать внимание на последовательность звуков в слове.

В старшей группе (6-й г. жизни) продолжается работа над закреплением произношения всех фонем родного языка. На слух и в произношении дети различают группы звуков: шипящие и свистящие (ш, ж, с, с", з, з"), аффрикаты (ц, ч"), соноры (р, л).

В процессе формирования звуковой культуры речи решаются задачи выработки дикции и правильного фонетического ударения. Для дошкольников, особенно младшего возраста, нередко характерны смазанность, нечеткость речи, ошибки в ударении, поэтому в соответствии с «Программой...» уже во второй младшей группе уделяется внимание отработке дикции на материале стихотворений, песен. В средней группе детей учат соблюдать нормы литературного произношения. Это особенно важно в районах, где имеется диалектное произношение. Данная работа продолжается и в последующие годы. В старшей группе закрепление правильного и внятного произношения выдвигается уже как самостоятельная задача для занятий по развитию речи. Параллельно совершенствуют навыки регулирования силы голоса, темпа речи, интонационную выразительность речи. В подготовительной к школе группе (7-й год жизни) автоматизируются навыки свободного использования в речи всех фонем родного языка, внятного произношения словосочетаний с выразительной и естественной интонацией.

Характеристика сонорных звуков.

Звуки [Л],[Ль],[Р],[Рь] называют сонорными. По месту образования они переднеязычные. По способу образования звуки [Л],[Ль] смычно- проходные, а звуки,[Р],[Рь] - дрожащие.

Нарушения произношения звуков

Недостатки произношения звуков[Л], [Ль]называют ламбдацизмами

(искажения) или параламбдацизмами (замены другими звуками).

Среди ламбдацизмов распространено искажение звука, при котором произносится двугубный сонорный звук наподобие краткого [у] или звука[w], свойственного фонетическому строю английского языка, межзубное произношение, носовое произношение.

При межзубном произношении звука [л] слышится правильный звук, только его артикуляция немного изменена: кончик языка не поднимается за верхние резцы, а выходит наружу между зубами.

При носовом произношении язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Как при звуке [н]. Слышится 2 нечетких звука: [нг].

Среди параламбдацизмов встречается замена звука [л]звуками [j], [у ], [ы ], [в] Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.

При замене звука [л] на звук [j] кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки языка выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться.

При замене звука [л] звуком [у] активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык.

При замене звука [л] звуком [ы] задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен.

При замене звука [л] звуком [в] к верхним резцам двигается нижняя губа, язык не принимает участия в образовании звука.

Звук [ль] нарушается очень редко. Обычно наблюдается полумягкое произношение или замена звуком [j].

Недостатки произношения звуков[Р], [Рь] называется ротацизмами

(искажения) и параротацизмами (замены).

Среди ротацизмов встречается велярное или увулярное на-рушение звука [р], щечное, боковое, горловое, носовое, одно-ударное, «кучерское» произношение звуков. При велярной артикуляции щель образуется на месте сбли-жения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоудар-ную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

При увулярной артикуляции вибрирует только маленький язычок, вибрация носит гармонический характер и не сопро-вождается шумом.

При боковом артикулировании вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами раз-рывается, и через нее выходит дыхательная струя, в результа-те произносится звук, в котором как бы сливаются [р] и [л].

При щечном произношении щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

При одноударном звуке [р] отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально про-износимом звуке. Его иногда называют проторным.

При «кучерском» произношении вибрируют сближенные губы. При горловом произношении вибрация образуется колеба-ниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука [р] считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

При носовом произношении воздушная струя выходит че-рез нос, а не через рот, кончик языка не участвует в артику-ляции звука — он оттянут в глубь рта. Носовое произноше-ние по звучанию похоже на сочетание [нг].

Среди параротацизмов можно выделить замену звуков [р], [р"] звуками [л], [j], [ы], [в].

При замене звука [р] звуком [л] язык поднят кверху, но его кончик, вместо того чтобы вибрировать, крепко прижима-ется к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторо-нам языка.

При замене звука [р] звуком [j] поднимается средняя часть спинки языка, а кончик остается внизу неподвижным.

При замене звука [р] звуком [ы] активную роль в артику-ляции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут в глубь рта.

При замене звука [р] звуком [г] активное участие в арти-куляции принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом, — в этот момент слышится звук [г], переходящий в [х] при опускании задней части спинки языка.

При замене звука [р] звуком [в] артикуляция осуществля-ется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верх-ним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воз-душная струя, язык не принимает участия в произношении.

Определить, какое именно нарушение есть у Вашего ребенка, поможет логопед, который подберет адекватные корригирующие упражнения, способствующие успешному преодолению речевого недостатка.

Литература

1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 1999.

2. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе СПб., 2013.

3. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. М., 2012.

Учитель - логопед Мулерова С.А.

Постановка звука Л

л .

л ; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука л различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

- «Пароход гудит» - ребенку предлагается зажать передними зубами кончик языка и произнести звук ы-ы-ы ;
- «Песенка иголочки» - ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка «постучать» по альвеолам;
- ребенку предлагается произносить звук а-а-а , одновременно открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка;
- ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка прикоснуться к верхней губе (прием используют при смягчении звука).

Постановка звука Р

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук р .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука р ; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука р различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (заводим мотор, тигр рычит и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения
- «Волк фыркает» - ФРРР;
- «Нам холодно» - БРРР;
- «Кучер» - ТРРРУУ (вибрируют губы и язык).

2. От артикуляционного уклада:

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук;

Ребенку предлагается при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него; в момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.



3. От опорного звука:

Выработка проторного звука р : ребенку предлагается длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; губы при этом находятся в положении улыбки, широкий язык за верхними зубами (в результате слышится звук, похожий на зж );
- выработка одноударного звука р : ребенок произносит звук ж длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта;
- ребенку предлагается резко с сильным выдохом на кончик языка произнести звук т , затем - д ; в результате слышится трр , дрр (дунуть на карандаш, лежащий на столе - круглый, граненый).

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести проторный звук р , в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук);

Ребенку предлагается на одном выдохе многократно в быстром темпе с приоткрытым ртом проговаривать звук д с более фиксированным произношением последнего звука (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук);

Ребенку предлагается многократно в быстром темпе проговаривать звук д или сочетания звуков джж с приоткрытым ртом (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время легонько потряси ребенка за плечи или предложить ему потрясти руками, согнутыми в локтях (от этого воздействия язык начинает сам дрожать);

Ребенку предлагается слегка наклонить голову вперед и длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; в это время логопед производит частые постукивающие движения по подъязычной нижнечелюстной ямке.

5. От артикуляционного уклада с механической помощью:

Ребенку предлагается поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку»; затем большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка; срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться свободными; с силой выдохнуть воздух с включением голоса; язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др )). Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха.

Постановка сонорных звуков (Л, Р). Сборник упражнений.
Автор-составитель: Галковская Оксана Юрьевна , учитель - логопед МБОУ
Анжеро-Судженского городского округа
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Звукопроизношение это процесс образования речевых звуков, которое осуществляется дыхательным, голосообразовательным и резонаторным отделом речевого аппарата при регуляции со стороны ЦНС. Нарушение звукопроизношения включает такие нозологические формы как дислалия, ринолалия, дизартрич и афазия. Нарушения дифференцируют с диалектным говором и неправильным произношением.

Дислалия это нарушение звукопроизношения, которое возникает при анатомических дефектах артикулярного аппарата, а также в следствии функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах. Также причинами нарушений могут быть неблагоприятные социально-психологические условия. "Стертая" дизартрия это нарушение произношения, которое сопровождается неточностью и ограниченностью объема движений артикуляров. Также при "стертой" дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса.

При открытой ринолалии происходит нарушение звукопроизношения, гнусавость речи при врожденных дефектах верхней губы, твердого и мягкого неба. Неполноценность глоточного затвора приводит к гипертрофии корня задних отделов языка и к образованию согласных звуков гортанно-глоточной области со спецефическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.

Причинами нарушения произношения могут стать:

  • дефекты строения речевого аппарата (неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы);
  • неправильное воспитание речи ребенка в семье;
  • подражание неправильной речи;
  • двуязычие в семье;
  • снижение физиологического слуха.

Дизартрию и анартрию также вызывают органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка или на мозг взрослого человека:

  • внутриутробные поражения плода;
  • родовые травмы (например, асфиксия);
  • несовместимость матери и плода по резус-фактору;
  • инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты);
  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма.

Нарушения звукопроизношения практически всегда устранимые. Самое главное в исправлении нарушений правильно определить причины дефекта речи. Каждой причине соответствует конкретный способ коррекции. Кроме того, диагноз «дизартрия» ставит логопед, назначая медикаментозное лечение. Таким образом, устранение нарушений звукопроизношения должно носить комплексный характер.

Виды нарушений звукопроизношения

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже всего происходят нарушения простых про способу артикуляции м, н, т, п. Чаще нарушается произношение звуков:

  • сонорных (р, л);
  • свистящих (с, з, ц);
  • шипящих (ш, ж, щ, ч).

Мягкие пары этих согласных произносят правильно, так как они просты в артикуляции (по сравнению с твердыми вариантами). У детей обычно ожет нарушаться только одна группа звуков. К примеру, только шипящие или только заднеязычне звуки. Такое нарушение звукопроизношения определяется как частичное. При сложних нарушениях возникают проблемы сразу с несколькими группами звуков: шипящими, свистящими, сонорными.

Выделяют три формы нарушения звуков:

  • Искаженное произношение звука;
  • отсутствие звука в речи;
  • замена одного звука другим.

Причина искаженного произношения кроется в нарушении артикуляционной моторики. также ребенок не способен правильно выполнить движение артикуляционным апаратом (язык). В результате звуки искажатся или произносятся неточно. Подобные нарушения являются фонетическими. Также одной из причин заменв звуков может быть недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. В результате, дети не способны услышать разницу между звуком и его заменителем. Также бывают случаи, кога у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой могут искажаться. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д, а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Нарушения групп звуков (фонетические/фонематические):

  • сигматизмы/парасигматизмы (звук с);
  • ламбдацизмы/параламбдацизмы (звуки л и л`);
  • ротацизмы/параротацизмы (звуки р и р`);
  • йотацизмы/парайотацизмы (звук й);
  • каппацизмы/паракаппацизмы (звук к).

Нарушения групп звонких и мягких звуков: дефекты озвончения и дефекты смягчения). Все разновидности нарушений в произношений имеют свои способы исправления. Также логопеды различают три уровня нарушений:

  • Первый уровень. Ребенок не способен самостоятельно произнести звук во фразовой речи или в отдельных словах.
  • Второй уровень. Способность произносить звук изолированно или в простых словах.
  • Третий уровень. Смешиванние звука в речевом потоке, но имеется возможность его произнести.

Исправление нарушений произношения

В зависимости от уровня произношения звука, логопед определяет работу с пациентом. Она может быть следующей:

  • Постановка звука (первый уровень);
  • ввод звука в речь до состояния автоматизации (второй уровень);
  • проведение дифференциации с другим звуком (третий уровень).

Нарушение звукопроизношения может проявляться самостоятельно, как дефект речи или быть частью других речевых нарушений (дизартрия, алалия).

В первом случае логопед работает над исправлением произношения звуков. Во втором случае исправляет деффект, в зависимости от особенностей нарушений. Работа над произношением должна начинаться с детского возраста, с 2-3 лет. Коррекция нарушений детским логопедом является обязательной частью полноценного развития ребенка. Работа специалиста направлена на развитие речи ребенка, а также на формирование правильного восприятия звуков.


Звуки Л и ЛЬ: Звук Л – согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, может звучать твёрдо или мягко. В норме появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Нужно знать, что звуки Л и ЛЬ произносятся и ставятся по-разному. Очень часто в речи ребёнка мягкий звук ЛЬ есть (ЛЕНА, КОЛЯСКА и т.п.), а твёрдого звука нет, или он заменяется на другой звук.
Л – кончик языка поднят, упирается в верхние резцы. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть языка подняты, передняя и средняя часть спинки вместе в краями опущены. Голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
ЛЬ – кончик языка поднят несколько выше, упирается в альвеолы. Он более напряжён и приподнят, чем при произнесении звука Л. Средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперёд к концу твёрдого и началу мягкого нёба.

Предрасполагающие факторы, ведущие к неправильному произношению: укороченная подъязычная уздечка, слабость мышц языка, нарушение фонематического слуха.

Нарушения произношения звуков Л и ЛЬ: 1. Как правило, звук ЛЬ заменяется звуком Й (Йена, Кйетка и т.п. Иногда и твёрдый звук Л заменяется на Й (ЙАПА вместо ЛАПА и т.п.)
2. Звук Л пропускается или заменяется на звук В (встречается достаточно часто), иногда на У, Ы или Г.
3. Носовое произношение звука (встречается редко): язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, воздушная струя проходит через нос. Слышатся нечёткие звуки НГ.

Нужно особо отметить, что именно дефектное произношение звука Л часто остаётся на всю жизнь, если этот недостаток речи вовремя не исправить. Например, у довольно известного политического обозревателя, ведущего рубрику на одном из каналов моё чуткое ухо логопеда сразу уловило отсутствие твёрдого Л в речи:).

Звуки Р и РЬ: Звук Р – согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, бывает твёрдым или мягким. Появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, нарушения его бывают многообразными.
Предрасполагающие факторы неправильного произношения звука Р:
- укороченная подъязычная уздечка, которая ограничивает движения кончика языка вверх; важно подрезать у хирурга-стоматолога до 5 лет, то есть до момента появления звука Р в речи, этим будет предупреждено появление «картавости».
- слабость мышц языка;
- неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
- нарушения фонематического слуха, то есть неумение ребёнком различать на слух заменяемые им в речи звуки.

Нарушения произношения звуков Р и РЬ: 1. Отсутствие звука.
2. Замена звуков Р и РЬ другими звуками (параротацизмы), например, звуком Й (варианты: звуками В, Г, Л, ЛЬ, Ы).
3. Горловое произношение звука Р (картавость) – в настоящее время очень распространённый дефект речи, который очень часто остаётся на всю жизнь. Горловое произношение, увы, можно встретить даже у людей публичных, выступающих на широкую аудиторию. К сожалению, такой дефект речи встречается даже у учителей и воспитателей детских садов, где, казалось бы, чистая речь должна служить одним из признаков профессионализма. Родителям очень легко проверить, правильно ли ребёнок произносит звук Р: достаточно попросить ребёнка открыть рот и потянуть звук. Если кончик язычка остаётся внизу, вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Иногда ребёнок мягкий звук РЬ произносит кончиком языка (РЬ одноударное, язычок один раз ударяет в альвеолы), а твёрдый – нет. Конечно, горловое произношение считается правильным во французском, немецком языках, но мы говорим о нормах русского языка. Как правило, горловое произношение звука Р исправляется с трудом: поставленный звук трудно вводится в собственную речь ребёнка, но это всё очень индивидуально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка и от отношения родителей, их заинтересованности в коррекционной работе.
4. Боковое произношение звука Р, когда колебание достигается вибрацией боковой стороны языка. Иногда даже видно, как дрожит щека. Такой дефект встречается не так часто, но всё-таки встречается.
5. Носовое произношение звука Р (звучание похоже на сочетание НГ), воздушная струя выходит через нос, а не через рот. Достаточно редкий дефект речи.
В некоторых логопедических литературных источниках одноударное Р, когда кончик языка может сделать только одинарный удар об альвеолы и не способен воспроизвести раскатистое звучание, тоже считается нарушением произношения звука Р. Наверное, с этим можно поспорить, так как в повседневной речи мы как раз используем одноударный Р, никто в своей речи Р специально не РРРАСТЯГИВАЕТ, а очень часто у ребёнка со стёртыми формами дизартрии это единственный шанс поставить звук Р, начиная работать над одноударным произнесением звука. Часто, после того, как мышцы кончика языка укрепляются, у ребёнка самостоятельно появляется раскатистое произношение звука Р.

Звуки М и МЬ: Звук М – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – губно-губной, то есть в его образовании активно участвуют губы. Может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 1-2 года.

Звуки Н и НЬ: Звук Н – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – преднеязычный, носовой (воздушная струя проходит через нос), может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 2-3 года.
Вследствие непроходимости носовых полостей или уменьшения носоглоточной полости может звучать как ротовой Д: ДЕ ДАДО вместо НЕ НАДО.

Звук Й: Звук Й – согласный, звонкий, мягкий, относится к группе сонорных звуков. По способу образования – щелевой, по месту образования – среднеязычный. Появляется у ребёнка в 2-3 года.