Недельный круг богослужений. Суточный круг богослужений

узнать о богослужениях, совершающихся в течение суток

Задачи :

  • усвоить понятие богослужебных кругов
  • узнать названия богослужений суточного круга
  • понять последовательность совершения богослужений суточного круга
  • понять происхождение Часов

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2.
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Лоргус А, свящ., Дудко А., свящ. «Книга о Церкви». – М.: Паломник, 2005.
  2. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009.
  3. Сосунцов Е.Ф., свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 3. Урок 30 «Понятие о богослужении, смысл его. Церковные службы».

Ключевые понятия:

  • Суточный круг богослужения

Словарь урока:

  • Литургия
  • Вечерня
  • Утреня
  • Повечерие
  • Полунощница
  • Требы

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

Ход урока:

Просмотр видеоматериалов.

Запись в тетради ключевых слов.

Зарисовка схемы суточного круга богослужения.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 77. «Суточный круг церковных Богослужений»:

  1. Часть «Богослужебные круги»:

  1. Фильм «Азбука православия»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Суточный круг».
  2. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Что такое Божественная Литургия».
  3. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Часы».

1) Молитвенная жизнь Церкви

В чем заключается молитвенная жизнь Церкви? Молитвой Церковь освящает каждый день нашей жизни, каждую часть дня. Молитвой отмечает она и все события, которые мы вспоминаем в течение года. Мы называем Церковь – Телом Христовым и в жизни этого Тела есть свой определенный ход и порядок, выражающийся в богослужениях, в смене праздников и постов, в чередовании радостного и покаянного настроения. Постараемся лучше понять этот ход церковной жизни, чтобы лучше и сознательнее в нем участвовать.

В церковном богослужении можно заметить три круга: суточный, недельный и годовой.

2) Состав суточного круга богослужений

В суточный круг входят все богослужения, совершаемые в течение дня: вечерня, повечерие (великое и малое), полунощница, утреня, часы и литургия.

3) Литургия

Из этих богослужений самое основное и важное в нашей жизни – литургия , во время которой совершается Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, которых мы причащаемся. О литургии мы поговорим с вами подробнее на отдельном уроке.

Можно сказать, что литургия была первой службой, которую начали совершать древние христиане по воскресении Христа, собираясь вместе в первый день недели для преломления хлеба и совершения таинства Евхаристии. Во время преследований, совершая литургию в подземельях-катакомбах, на гробах мучеников, христиане в течение целой ночи готовились к великому и страшному таинству. Даже в те древние времена, когда уровень жизни христиан был так высок, нельзя было прямо от повседневной будничной жизни переходить к таинству причастия. Позднее, когда кончились гонения, и христиане могли свободно собираться для богослужений в любое время, вся эта подготовка была разделена на несколько служб. Такими древними службами и были вечерня и утреня .

4) Всенощное Бдение

Церковные сутки начинаются с вечера (в истории сотворения мира говорится: «И был вечер, и было утро: день один » (Быт.1:5)). Поэтому первым богослужением каждого дня является вечерня накануне его. Утреня совершается рано утром. Накануне же воскресных и праздничных дней: Вечерня, Утреня и Первый Час соединяются в одно богослужение, которое называется Всенощной или Всенощным Бдением, потому что в древности, как мы сказали, это богослужение длилось всю ночь.

5) Часы

С самого древнего времени христиане любили молитвой отмечать наступление часов, в которые совершались те или иные события. У древних евреев дневное время от восхода до захода солнца делилось на четыре части или стражи, которые начинались в часы: первый, третий, шестой и девятый. Первый час соответствовал нашему шестому часу утра, третий – девятому, шестой – двенадцатому, девятый – третьему часу дня. В Первый Час христиане молитвой отмечали начало дня, в Третий Час – время, когда совершилось сошествие Святого Духа на апостолов, в Шестой Час – время, когда Иисус Христос был распят, и в Девятый Час – время, когда Христос предал дух на кресте. В IV и V веках эти молитвы были разработаны в монастырях в особые чтения Первого , Третьего , Шестого и Девятого Часов . В греческих церквах эти службы так и остались только монастырскими, в русской же церкви они введены были в приходских храмах. Первый Час читается после Утрени, Третий и Шестой – перед Литургией, а Девятый Час – перед Вечерней.

Службы Повечерия и Полунощницы в течение всего года совершаются только в монастырях. В приходских храмах Великое Повечерие совершается Великим Постом, а также в канун Рождества Христова, Крещения и Благовещения.

6) Богослужебные книги

Неизменяемые (повторяющиеся изо дня в день) части служб суточного круга содержатся в богослужебных книгах Служебнике и Часослове . Служебник предназначен для священника и диакона. Эта книга содержит произносимые ими молитвословия и описание совершаемых ими священнодействий. Часослов предназначен для чтецов и певцов на клиросе, в него включены только те молитвословия, которые произносятся или поются ими на клиросе.

7) Требы

Кроме богослужений суточного круга, бывают еще службы, совершаемые по особым нуждам или потребностям христиан, так называемые требы. Самые обычные из них это панихида (молитва об умерших) и молебен. Особые церковные молитвы или требы существуют почти на все случаи жизни.

Проверочные вопросы:

  1. Вспомните, почему христиане собираются для молитвы в храме?
  2. Как называется самое важное богослужение?
  3. Откуда пошла традиция служения Часов?
  4. Почему для названия всех богослужений в целом используют слово «круг»?
  5. Как называются службы, которые не входят в суточный круг богослужения?
  6. Какие еще, кроме суточного, бывают круги богослужения?

С апостольских и раннехристианских времен в Церкви был установлен порядок православного богослужения. Служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания и священнодействий совершалась священнослужителями по определенному чину, то есть порядку.

Каждый календарный день вспоминаются события Священной истории и истории Церкви. И все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Богослужения суточного круга совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Их девять: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час, Девятый час и Божественная литургия.

Пророк Моисей, описывая творение Богом мира, начинает день с вечера: «И был вечер, и было утро: день один…» Поэтому церковный день начинается с вечера – Вечерней.

Эта первая служба суточного богослужебного круга повествует нам об истории человечества в Ветхозаветное время. Она ясно показывает, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете. И мы благодарим Бога за тот день жизни, который Он нам дал.

Вторая служба суточного богослужебного круга – Повечерие – состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения наших грехов, и чтобы Он сохранил нас от козней диавола во время предстоящего сна.

Сон напоминает нам о смерти. Поэтому на Повечерии мы слышим о пробуждении от вечного сна, о воскресении из мертвых.

Третья служба суточного круга – это Полунощница. Она совершается в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.

Следующая служба суточного богослужебного круга – Утреня. Она совершается перед восходом солнца. Утренний свет, приносящий бодрость, рождает чувство благодарности Богу – Подателю жизни.

Мы благодарим Господа за прошедшую ночь и просим Его милости и благословения на наступающий день. Утреня прославляет пришествие в мир Спасителя, принесшего Новую жизнь и Новый Завет людям.

Следующей службой суточного круга является Первый час. Первый час напоминает нам о суде над Иисусом Христом у первосвященников иудейских. В то время, когда вся природа просыпается для жизни, безбожные, беззаконные судьи отдают Подателя жизни на смерть.

На Третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, Церковь вспоминает величайшее событие в своей истории – Сошествие Святого Духа на Апостолов.

В виде языков пламени Дух Святой сошел на Апостолов, чтобы освящать и обновлять души людей, чтобы проповедовать учение Христово всем народам мира.

Служба Шестого часа соответствует по времени нашему двенадцатому часу дня. Церковь вспоминает Распятие Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Самую страшную казнь принял Господь «нас ради человек и нашего ради спасения».

На девятом часе, соответствующем нашему третьему часу пополудни, мы вспоминаем Крестную Смерть Спасителя. Свет померк. Земля поколебалась. Умер Сын Божий, чтобы Своим Воскресением спасти людей от власти греха и смерти.

Самое же главное богослужение суточного круга – это Божественная литургия. Перед нашим духовным взором проходит вся земная жизнь Спасителя от Его рождения до Вознесения на небо.

Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом. В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение

прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день. После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга – полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня – одно из самых длительных богослужений.
Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.
Шестой час (полдень) – время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) – время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.
Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.
Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.
В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

По книге «Азы Православия»

Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенных местах суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Пасхалию.

Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Сюда же входят три многодневных поста: Рождественский, Успенский и Петровский. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю.

Самые главные праздники Месяцеслова называются двунадесятыми (даты даны по новому стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября.
  2. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября.
  3. Вход во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.
  4. Рождество Христово – 7 января.
  5. Крещение Господне, или Богоявление – 19 января.
  6. Сретение Господне – 15 февраля.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля.
  8. Преображение Господне – 19 августа.
  9. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Название двунадесятый происходит от общего количества этих праздников - двенадцати (из них девять – неподвижные и относятся к Месяцеслову, а оставшиеся три – подвижные, то есть входят в период Пасхалии).

Первый большой праздник церковного года – это Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это неслучайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь, апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова.

Рождественский пост перед праздником Рождества Христова начинается с 28 ноября, со дня св. апостола Филиппа, поэтому иначе его называют «Филипповым постом» (пост сорок дней).

Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери продолжается две недели, с 14-го августа по 27 августа.

Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 12 июля. Продолжительность его зависит от даты празднования Пасхи. Самая большая продолжительность его – шесть недель, и самая меньшая – неделя с одним днем.

Великий пост продолжается шесть недель и готовит верующих к воспоминанию Крестных страданий Спасителя на Страстной седмице и светлому празднику Воскресения Христова – Пасхе. Великий пост относится к подвижной части церковного года (Пасхалии): каждый год пост начинается в разные дни, в зависимости от даты празднования Пасхи.

Помимо многодневных постов в Церкви существуют посты однодневные: в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 сентября и праздник Воздвижения Креста Господня, в воспоминание Крестных страданий Господа Иисуса Христа 27 сентября, а также в среду и пятницу всего года.

Пасхалия представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи.

На период Пасхалии приходятся три двунадесятых праздника. Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи (это всегда четверг), Пятидесятница, или день сошествия Святого Духа на апостолов, празднуется на пятидесятый день после Пасхи и всегда бывает в воскресенье. Праздник Пасхи, как «праздников праздник и торжество торжеств», высочайший из всех праздников, не входит в число двунадесятых.

Подвижная часть годового круга начинается за три седмицы до Великого поста Неделей мытаря и фарисея , начинающей подготовительный период к Великому посту. Затем – 6 седмиц Великого поста, праздник Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица, Пасха и Светлая седмица, праздники Вознесения и Пятидесятницы. Заканчивается подвижная часть годового круга Неделей всех святых , в следующее воскресенье после Пятидесятницы. Почему именно в этот день? Потому что сошествием Святого Духа на Апостолов в Пятидесятницу завершается дело нашего спасения, точнее, завершается та его часть, которая сделана для человека Богом. А в Неделю всех святых мы вспоминаем тех, кто захотел воспользоваться этим даром. Сонм святых – ответ человечества на неизреченный дар Божий, это тот плод, который приносит Богу человеческий род в ответ на Его благодеяния, на Его призыв ко спасению и вечной жизни.

О кругах богослужебного времени необходимо знать для того, чтобы понять общий принцип построения любой службы: богослужение каждого дня складывается из неизменяемых текстов служб суточного круга, в которые вставляются изменяемые молитвословия. Содержание изменяемых текстов зависит от того, в какой день седмицы и в какой день года совершается данная служба.

В изменяемых текстах вспоминаются новозаветные события, прославляется подвиг святых, память который празднуется в данный день, осмысляются события церковной истории (например, Вселенские Соборы и победы над ересями, случаи чудесной помощи Спасителя и Матери Божией, в том числе и через святые иконы и др.)

Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Их девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

Пророк Моисей, описывая творение Богом мира, начинает день с вечера: «И был вечер, и было утро: день один…» Поэтому церковный день начинается с вечера – Вечерней.

Суточный круг сформировался в монастырях Востока к IV веку. Первоначально службы в монастырях и у отшельников совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

В современной (с конца XIX) практике Русской Церкви повечерие и полунощница служатся обычно келейно монашествующими; в монастырях полунощница часто соединяется с братским молебном в начале дня. У православных христиан-старообрядцев в практике мирян осталось совершение полунощницы утром и повечерницы - вечером.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

Вечерня . Эта первая служба суточного богослужебного круга повествует нам об истории человечества в Ветхозаветное время. Она ясно показывает, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете. И мы благодарим Бога за тот день жизни, который Он нам дал.

Вторая служба суточного богослужебного круга – Повечерие – состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения наших грехов, и чтобы Он сохранил нас от козней дьявола во время предстоящего сна. Сон напоминает нам о смерти. Поэтому на Повечерии мы слышим о пробуждении от вечного сна, о воскресении из мертвых.

Третья служба суточного круга – это Полунощница . Она совершается в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда. «Се жених грядет в полунощи…»

Следующая служба суточного богослужебного круга – Утреня . Она совершается перед восходом солнца. Утренний свет, приносящий бодрость, рождает чувство благодарности Богу – Подателю жизни. Мы благодарим Господа за прошедшую ночь и просим Его милости и благословения на наступающий день. Утреня прославляет пришествие в мир Спасителя, принесшего Новую жизнь и Новый Завет людям.


Следующей службой суточного круга является Первый час . Первый час напоминает нам о суде над Иисусом Христом у первосвященников иудейских. В то время, когда вся природа просыпается для жизни, безбожные, беззаконные судьи отдают Подателя жизни на смерть.

На Третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, Церковь вспоминает величайшее событие в своей истории – Сошествие Святого Духа на Апостолов. В виде языков пламени Дух Святой сошел на Апостолов, чтобы освящать и обновлять души людей, чтобы проповедовать учение Христово всем народам мира.

Служба Шестого часа соответствует по времени нашему двенадцатому часу дня. Церковь вспоминает Распятие Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Самую страшную казнь принял Господь «нас ради человек и нашего ради спасения».

На Девятом часе , соответствующем нашему третьему часу пополудни, мы вспоминаем Крестную Смерть Спасителя. Свет померк. Земля поколебалась. Умер Сын Божий, чтобы Своим Воскресением спасти людей от власти греха и смерти.

Самое же главное богослужение суточного круга – это Божественная литургия . Перед нашим духовным взором проходит вся земная жизнь Спасителя от Его рождения до Вознесения на небо. За литургией совершается величайшее в мире Таинство – хлеб и вино по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа.