Логопедическое занятие "звук и буква ч". Звук, буквы Ч, ч Губы – «хоботочком»

Лилия Верютина
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6–7 лет с нарушениями речи «Буква «Ч»

Цель – формировать знания о звуко-буквенном составе речи .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :познакомить с образом буквы , учить печатать букву , формировать навык чтения слог и слов с заданной буквой , совершенствовать навык слогового анализа слов;

коррекционно-развивающие : развивать мышление, внимание, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, артикуляционную, мелкую и общую моторику;

коррекционно-воспитательные : формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии, инициативность и самостоятельность.

Оборудование : плакат с изображением буквы Ч , плакат «На что похожа буква » , индивидуальные карточки с буквой Ч и гласными буквами , тетради по обучению грамоте.

Ход занятия:

1. Орг. момент

Добрый день, мои друзья!

Рада видеть всех вас я.

Друг на друга посмотрите

И улыбку подарите.

2. Характеристика звуков

С какими звуком мы познакомились на прошлом занятии? (Со звуком [ч]) .

Дайте характеристику звука [ч] (Согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом) .

3. Дидактическая игра «Светофор»

Чебурашка заметил у вас на столах твердые и мягкие кубики и хочет поиграть. Если услышите слово со звуком [ч], какой кубик вы поднимите? (Зеленый)

(Чашка, чайка, чудо, мечта, начинка, калач, силач, цыпленок, яйцо, кольцо, огурец)

Чебурашка пришел к нам в гости. А чем принято угощать гостей? (Чаем) . Угостим Чебурашку и составим схему слова ЧАЙ. Во что мы нальем чай нашему гостю? (В чашку) Составим схему слова ЧАШКА. В какой же посуде мы заварим чай? (В чайнике) . Попробуйте первую схемудополнить так, чтобы получилась схема слова ЧАЙНИК.

Где стоит звук [ч] в этих словах?

5. Дидактическая игра «Назови ласково»

На прошлом занятии мы узнали, что звук [ч] – волшебный, он умеет превращать большие предметы в маленькие. А сегодня Чебурашка хочет сделать вам приятно и всех-всех назвать ласково. А поможет ему в этом волшебный звук [ч]. Чебурашка подойдет к каждому из вас, а вы скажете, как же вас назвать ласково так, чтобы в вашем имени появился звук [ч]. (Анечка, Лизочка, Артемчик, Женечка, Данечка и т. д.)

6. Знакомство с буквой «Ч»

Чебурашка принес фотографию звука [ч]. Она называется буква «Ч» . -Чем звуки отличаются от букв ? (Звуки мы слышим и произносим а буквы пишем и читаем )

На что похожа буква Ч ? (Ответы детей ) .

Посмотрите, на что еще может быть похожа буква Ч ? Назовите эти предметы.

Сейчас мы будем заселять звук Ч в звуковой домик. Все подойдите ко мне. Давайте выберем ему комнату. Какое окошко будет в ней? (Зеленое) Почему? (Потому что звук [ч]– мягкий) .

Поздравим букву Ч с новосельем ! (Хлопают в ладоши и кричат :«С новосельем!» 3 раза)

На новоселье нужно дарить подарки. Букве Ч подарим слова со звуком [ч] (По очереди называют слова, отходят на край ковра) .

7. Физминутка

Наш гость предлагает немножко размяться и потанцевать под его любимую песню. Как вы думаете, какая это песня? (Чунга-чанга)

Сейчас сядет тот, чье имя состоит из 2 слогов.

Сейчас сядет тот, чье имя состоит из 3 слогов.

8. Дидактическая игра «Подружи буквы »

Наша буква поселилась в дом и ей нужно подружиться с соседями. Поможем нашей букве (чтение слогов и коротких слов)

9. Веселые прописи

Послушайте скороговорку. Обведите к кружок все буквы Ч .

Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ч ? (Из 2 – 1 вертикальные линии и 1 крючка)

Напечатайте 3 строчки букв Ч .

Найдите и обведите все правильно напечатанные буквы Ч .

10. Итог занятия

Вы сегодня хорошо потрудились, поэтому похвалите себя (Я –старательный, я – внимательный и т. д)

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» Конспект непосредственно - образовательной деятельности.

Экологическое и речевое развитие дошкольников 5–7 лет с нарушениями речи в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 Г. ХИМКИ ДО «Бибигон» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ.

Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Грамоте учиться - всегда пригодится» для детей с нарушениями речи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» г. Благодарного КОНСПЕКТ коррекционно - образовательной деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дружная семья» для детей 3–4 лет Цель: Развитие коммуникативной и эмоциональной сфер детей Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Развивать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим» для детей 4–5 лет "Почему растаял Снеговик?" Цель: Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой, льдом и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для детей 5–6 лет «Ориентировка на листе бумаги» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29» Конспект непосредственно.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности «Спички в доме» для детей 4–5 лет Форма НОД: коллективное занимательное дело. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей 2–3 лет «Снег идёт» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей 2-3 лет

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

(А. Шибаев)

Букву "пэ" перевернули,

Справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце,

Получилась буква...Ц

(А. Хребтюгов)

Цыпа, цып! - зовут цыплят,

Цыплята кушать не хотят.

Цыпа, цып! И на крыльце

Показалась буква Ц.

(В.Лактионов)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ц" встречается в следующих стихотворениях:

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц - в начале,

Где в середке, где в конце.

Цепь, цветок и цифра - тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах Отец, боец

Ц мы пишем под конец...

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букве Ц:

Подойди, цыпленок Цып.

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

(Л. Дьяконов)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ц" и сделайте её из соломки.

Буква Ч

Говорят дети про букву Ч

"Буква Ч - шпионка, маскируется под цифру 4" (Олег, 6 лет).

"Буква Ч похожа на букву Н, которая поджала ножку" (Настя, 6 лет).

"Буква Ч с трудом стоит на одной ножке, вот-вот упадет, бедняжка". (Вера, 5 лет).

Стихи про букву Ч

Ч - курносый Чайник,

Он большой начальник.

Он клокочет и кипит -

Ложками руководит.

(Зеленая К.)

Буква Ч сказала: "Есть!"

Отдала кому-то честь.

Рисовали цифру четыре -

Букву Ч мы начертили.

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Первой букве в слове чтение -

Букве Ч Мое почтение!

(Е. Тарлапан)

Буква Ч- весёлый стул,

Всех однажды обманул!

Встал, исполнив свой каприз,

Ножки вверх, а спинка вниз!

(Е.Котова)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ч" в следующих стихотворениях:

На часок мы зашли

К черепашке.

Черепашка подала

Чайник, чашки.

Поползла потом к соседке

Что-то долго

Мы хозяйку Ожидаем.

(Г. Сапгир)

Жили в квартире

Сорок четыре,

Сорок четыре

весёлых чижа:

Чиж-судомойка,

Чиж-поломойка,

Чиж-огородник,

Чиж-водовоз.

Чиж за кухарку,

Чиж за хозяйку,

Чиж на посылках,

Чиж-трубочист.

Печку топили,

Кашку варили,

Сорок четыре

весёлых чижа:

Чиж с поварёшкой,

Чиж с кочергой,

Чиж с коромыслом,

Чиж с решетом.

(Д. Хармс)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ч" и сделайте её из соломки.

Буква Ш

Говорят дети про букву Ш

"Буква Ш похожа на сломанный трезубец подводного царя Тритона из мультфильма "Русалочка" (Настя, 6 лет).

"Буква Ш сама похожа на корону какого-нибудь царя или королевы" (Вера,5 лет).

"Буква Ш - гребешок для бабы Яги, у неё как раз три волосинки осталось на голове" (Олег, 6 лет).

Стихи про букву Ш

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

(А. Шибаев)

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква Ш...

Шустро мышь под печку -

Шасть! Как бы в лапы

Не попасть.

(В. Степанов)

Ах, табуретка хороша!

Перевернул - и буква Ш!

(Е. Тарлапан)

На что похожа буква Ш?

На зубья старого ковша.

(В. Степанов)

На вилку Ш похожа,

Но взять никто не может!

Три зубчика осталось,

А ручка потерялась.

(Е.Котова)

Буква Ш в таких словах:

Школа, шест, шарада, шах.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

(Б.Заходер)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

(Г. Виеру)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ш" в следующих стихотворениях:

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

(М. Ясное)

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

Как расшумелись шалуны!

(А. Усачёв)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ш" и сделайте её из соломки.

Буква Щ

На что похожа Буква Щ глазами детей

"Буква Щ похожа на щелкунчика, когда он ротик открывает" (Настя, 6 лет).

"Буква Щ похожа на старую щетку" (Вера, 5 лет).

"Буква Щ - корона для шута какого-нибудь" (Олег, 6 лет).

На что похожа буква Щ

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

(Е. Тарлапан)

Щ - играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

(Г. Виеру)

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

(В. Степанов)

Буква Ш и Щ - сестрички

Только Щ всегда с косичкой!

(Е.Котова)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Щ" встречается в следующих стихотворениях:

Щелкает зубами щука

На щеколду дверь закрыта,

В щелку чей-то глаз сердитый

На меня в упор глядит - Ой-ой-ой, не подходи!

Буква Щ к двери прибита.

Интересно, что там скрыто?

Может чудище из чащи

Свой ужасный глаз таращит?

И меня в один присест не задумываясь съест?...

Дверь открылась со щелчком - стало "чудище"... Щенком!

Угощайся! Это щи! -

Щуке говорят лещи.

Не хочу я тощих щей!

Мне бы парочку лещей!

Может, щавеля? Борща?

Не хочу! Хочу леща!

Вас, лещи, не отпущу!

Вас в сметане припущу!

Щедрым будет угощенье!

Хищник я! Прошу прощенья!..

Братцы! Прячьтесь кто - куда!

Щука - хищник! Вот беда!

Задание 2. Вылепите из пластилина букву "Щ" и сделайте её из соломки.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;

Научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;

Закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

Развивать внимание, память;

Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Слайд1.

2. Массаж лица:

Учила мама дочку умываться:

Надо, надо умываться (Поглаживающие движения.)

По утрам и вечерам, (Растирающие движения.)

А детишкам неумытым (Пощипывающие движения.)

Стыд и срам! ( Поглаживающие движения.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.

«Улыбочка» Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

« Трубочка» Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

« Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

«Качели» Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз.

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?

Что за чудо?

Сверху блюдо,

Снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит и ноги.

Кто же это?

Дети: Черепаха. Слайд 2.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Слайд 3.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме. На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука. Слайд 4.

Логопед: Посмотрите в зеркала.

Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы сближены.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч. Слайд 5.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч - гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч - звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч - глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч - всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок - обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 6.

Слайд 7.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй - в середине слова, в третий - в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы - волчёночек.

У ёжихи - ежёночек.

У лошади - жеребёночек.

У медведя - медвежёночек.

У львицы - львёночек.

У белки - бельчёночек.

11. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

- Он поделится медком. (пчела)

Чёрный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг. (грач)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет. А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка Слайд 8.

«Ч»

Захотела рыба-меч руки в стороны, перед собой, вверх,

Воду на двое рассечь руки соединить над головой;

Раз - сечет, два - сечет, ритмично опускать и поднимать руки

вниз-вверх;

А вода себе течет плавно опустить руки вниз через стороны

покачать из стороны в сторону.

13. Знакомство с буквой Ч. Слайд 9.

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч - это буква Ч.

Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек. Отыскивание в алфавите.

Слайд 10. Логопед:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки - малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

14. Проговаривание чистоговорок с движением. Слайд 11.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

«Ча-ча-ча-ча!».

«Наша печка горяча».

Чу-чу-чу-чу!

На ракете я лечу!

Оч-оч-оч-оч!

Наступила ночь.

Чо-чо-чо-чо!

Что-то давит на плечо.

Чи-чи-чи-чи!

Испекли мы калачи.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,

Не приходится скучать с верными друзьями.

Она начнет, а вы кончайте,

Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл - Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку … (мячик).

16. А давайте мы с вами послушаем одну песенку про звук Ч. Слайд12.

17. Итог занятия. Слайд 13.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось?

Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть.

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит детей по собственному учебнику с опорой на презентацию в программе PowerPoint .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «Ч» и буква Ч»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:

Знакомство со звуком «Ч» и буквой Ч;

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

Совершенствование навыка послогового чтения.

Коррекционные:

Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к познанию; активности, усидчивости, стремления к преодолению дефекта.

Оборудование: «учебник» с заданиями (Прил. №1), проектор и компьютер, указка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный), простые карандаши, клок шерсти, мяч.

Ход

1. Организационный момент. (слайд 2)

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать Он пришел сегодня к вам, чтобы помочь овладеть этими навыками и даже принес свой собственный учебник, который специально для вас придумал.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с поиощью звука [ч] как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
- Чему будем учиться по новому учебнику на занятии?

2. Подготовительная работа

А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Гимнастика для глаз: (слайд 3)

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальчиковая гимнастика: (слайд 4)

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши -

Пусть посмотрят малыши

3. Если б не было его,

не сказал бы ничего.

Это - … (язык, рот…)

Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»: (слайд 5)

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же. (слайд 6)

3. Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Вам, наверное, хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? Звук “Ч” обозначается буквой Ч, в учебнике она в верхнем правом углу. Обведите всеми пальцами той руки, которой обычно пишите, по очереди. Карандашом какого цвета вы ее раскрасите? Почему?

Дайте полную характеристику звуку. Какой он? (слайд 7)

Произнесите звук еще несколько раз и расскажите Чебурашке, как при этом расположены губы, зубы и язык.

На что похожа буква Ч? Чебурашка предлагает поиграть вам в игру.

Игра «Раз-два повернись и в букву Ч превратись»
Дети изображают при помощи пальцев, рук и других частей тела букву Ч.

4. Печатание буквы Ч.

Чебурашка приготовил для вас буквы для печатанья. Посмотрите, как пишется буква Ч? Напишите её в воздухе. Напечатайте буквы в учебнике. Сравните чем они похожи, чем разли

5. Выделение звука на фоне слога, слова.

Чебурашка пригласил друзей поиграть с вами:
Слайд 8
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

Что изображено на картинках в учебнике? Чебурашка просит напечатать букву Ч в окошке домика в зависимости от того, где находится звук «Ч».

6. Упражнение в словоизменении, деление слов на слоги.

Ч ебурашка предлагает вам новую игру.

Игра «Как меняет слово буква ч»
Проследите, как меняется слово, когда в нем появляется буква ч? (слайд 9)

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
Дети, в учебнике читают слова. Затем надо поставить букву ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?

Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко.
Название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах.

Игра «Предмет уменьшается, а слово увеличивается»
Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет, а вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берем клок шерсти (демонстрация). Сколько слогов в слове клок?
Дети (считают хлопками). Один.
Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?
Дети. Два. Слово стало длиннее.
Логопед. А теперь возьмем маленький клочочек. Сколько слогов в слове кло-чо-чек?
Дети. Три.
Логопед. Слово стало еще длиннее, а предмет клочочек стал совсем маленький, т.е. предмет уменьшается, а слово увеличивается. А теперь выполним задание в учебнике и сделаем слоговые модели слов.
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, (слайды 10 и 11)

7. Динамическая пауза. Чебурашка предлагает отдохнуть и поиграть.

Пальчиковые игры Железновых «Тук, ток» (дорожка 09)

8. Работа с текстом. Чебурашка приготовил еще одно очень интересное задание.
Прочитаем текст . Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 13
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте, найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно
. ЧЕРЕПАХУ .
Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше.

9. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии? Где он находится?
Назовите его. Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук «Ч»? Докажите.

Какие задания показались вам интересными?

Какое задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали на занятии, Чебурашка прощается с вами, и оставляет для вас раскраску.

Цель :

  1. формировать у учащихся умение выделять звук [ч?] в словах, познакомить их с буквами Ч, ч, обозначающими звук [ч?];
  2. развивать фонематический слух учащихся;
  3. воспитывать познавательный интерес.

Оборудование : слоги, Почемучка, игрушечный заяц, звуковые схемы, карточка с буквой Ч; для сказки: буквы Ч, А, У, Я, Ю, домик, изображение дерева.

Ход урока:

I Орг. момент

Раз, два, синева!

Три, четыре, руки шире!

Пять, шесть, тихо сесть.

II Актуализация опорных знаний.

К нам на урок заглянул Почемучка и у него как всегда куча вопросов:

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Из чего состоит речь? (Из предложений)

Из чего состоит предложение? (Из слов.)

А слово? (Из слогов)

Работа по таблице «Звуки»:

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные, согласные бывают твердые и мягкие.)

Чем отличаются гласные и согласные? (При произнесении согласных встречаются препятствия - губы, зубы, язык, а гласные произносятся свободно.)

Работа по ленте букв (лента в виде домика):

Назовите гласные, которые мы изучили. Почему некоторые из них находятся в верхней части ленты букв, а другие - в нижней? (Буквы А, О, У, ы не смягчают предыдущий согласный, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е - смягчают.)

Назовите согласные, которые находятся в верхней части ленты букв. Почему они живут на верхнем этаже? (Они звонкие, их далеко слышно, они громко кричат)

Назовите согласные, которые живут на нижнем этаже. Почему они живут ниже? (Они глухие, их плохо слышно, поэтому они живут на нижнем этаже домика)

Назовите парные согласные (сестрёнки), которые мы изучили. (Б-П, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш)

Какие согласные всегда твёрдые? (Ж, Ш)

Чтение слогов:

МОР ТРА СА

ЯБ КО РЕП

Сегодня к нам пришел зайчик. (Выставляется изображение зайчика, на нём фартук с кармашком, в котором он приносит нам задания или призы)

Он проголодался и просит его накормить. Давайте посмотрим, что мы можем

ему дать. (Дети дополняют слоги до слов: морковь, яблоко, груша, трава, кора, капуста, салат, репка.)

III Новая тема.

Зайка вам очень благодарен! Посмотрите-ка: у него в кармашке загадка:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

Составьте схему слова «мяч».

Вы слышали: у нас еще один гость! Какой новый звук вы услышали? [ч?] Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт! Давайте выдадим ему паспорт. Что напишем в нём? (Согласный, мягкий, глухой)

Звук [ч?] всегда мягкий!

Звук [ч?] обозначается буквой Ч.

Учитель показывает красочное изображение буквы Ч.

На что похожа буква Ч? (на цифру 4)

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Чтение слогов: ЧА ЧО ЧУ ЧЕ ЧИ

Сочетания ча, чо, чу пишутся с гласными, которые не смягчают согласный, потому что звук [ч?] и так мягкий.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

Сказка иллюстрируется на фланелеграфе или проекторе.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит - Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

Подумаешь, обиделась! - сказали Я и Ю. - Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?

А вот и обойдусь! - сказала Ч. - Мне буквы А и У помогут.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

IV Работа по учебнику.

"Азбука" (Горецкий) С. 128-129.

Прочитайте загадку. Отгадали?

Беседа по картинке.

Что изображено, найдите слова с буквой Ч.

Чтение текста.

О чем прочитали? Какие бывают часы?

V Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какой буквой познакомились? Почему сочетания ЧА и ЧУ пишутся с буквами А и У?

Награждение учащихся, которые были наиболее активны на уроке.