Как служат калмыки в армии. Проклятые солдаты калмыкии

Рассекреченные материалы российских и зарубежных архивов свидетельствуют, что жестокое время Второй мировой войны скрывает до сих пор тайны краха и исчезновения на фронтах целых дивизий, кошмарных просчетов военно-партийных чинов при эвакуациях и обороне, массовых репрессий народов и предательства в армии страны Советов...
Однако полного, капитального труда и историографии о горькой цене ошибок и халатностей руководства, обратной, «черной» стороне медали Великой Отечественной войны еще, думается, не подготовлено.

Малоисследованной темой является участие под знаменами германского вермахта военных восточных легионов и казачьих частей, состоящих из добровольцев, перебежчиков, военнопленных Красной Армии. "Хиви", кто они таковые...
Среди них выделяются отменные бойцы - лихие наездники, калмыки со свастикой. Страница эта в истории калмыцкого народа еще не написана открыто и глубоко. Даже современная энциклопедия «Отечественная история» 1996 г. издания не дает об этом ответа. Кто же они были: изменники, изгнанники или жертвы своего сложного времени?
Где найти меру? А может истина лежит посредине...

Склонные к воинскому промыслу, калмыки-кочевники издревле нападали, грабили соседние царицынские земли, колонии поволжских немцев-переселенцев, юрты донских казаков.
В то же время обладали дипломатической гибкостью, торговали и дружили с ними, даже принимали христианство, за что были нещадно биты своими сородичами-буддистами.
Не выдержав притеснений царских чиновников, огромная масса калмыков откочевала с волжских просторов в пределы Китая, но десятки тысяч кибиток остались под властью астраханского генерал-губернатора Н. А. Бекетова.
Они участвовали стремя к стремени с донцами в войнах российской империи, охраняли ее рубежи,.. и секли этих сынов степей и снега и дожди. В эпоху наполеоновских войн купали они коней в Сене и гарцевали с казаками на площадях поверженного Парижа, вернулись в улусы свои, увешанные оружием и наградами.

В смутном 1917 году решили калмыки получить статус вольного российского казачества, чтобы можно было отстаивать свою национальную самостоятельность. Калмыцкое казачье войско возглавил деятельный князь Данзан Тундутов. Стратегию большевиков об экспроприации и совместном ведении хозяйства калмыки-скотоводы не одобрили - ведь на душу населения приходилось почти сто голов скота.
После подавления антибольшевистского восстания в Астрахани 12-15 января 1918 года с участием калмыков под руководством атамана Бирюкова и князя Д.Тундутова, ЧК активно уничтожала офицеров и особенно калмыков.
Данзан Тундутов, войсковой атаман калмыцкого казачьего войска, офицер российского Генштаба, дворянин, был в годы гражданской войны активным участником белого движения в Нижнем Поволжье.
В марте 1918 года красные разбили его отряд у села Червленое (Светлоярский район Волгоградской области), а усадьбу князя разграбили-разгромили.

Кровавая резня гражданской щедро выкосила сынов степей, что белых, что красных - без разбора. Однако часть калмыков эмигрировала за границу, лелея надежду вернуться в края предков в лучшие времена. Образовала там свои диаспоры.

Во Второй мировой войне командование Третьего рейха стремилось привлечь к борьбе против Союза ССР национальные меньшинства, умело используя их ущемленные интересы, попранное национальное достоинство, самобытность и амбиции. И многое удалось.
Всего на службе в вермахте, войсках СС и полиции участвовало 1,2 млн. перешедших к фашистам советских граждан (примерно, население г. Волгограда и соседнего Волжского).
Среди них красовалось 280 тысяч лиц кавказских и тюркских народов и 70 тысяч казаков.
Калмыки составили отдельный военизированный корпус из семи тысяч отменных бойцов.

Вермахт стал широко использовать восточные легионы с осени тяжелейшего 1942 года под Сталинградом и на Кавказе. В составе 6-й армии Паулюса под Сталинградом находились и бойцы из калмыцких степей.
После сдачи советскими войсками Ростова-на-Дону, оккупации немцами Кавказа, в тылу Калмыкии, Кабардино-Балкарии и других местах возникали местные очаги сотрудничества с немецкими властями, хотя они и не носили массового характера.

В Калмыкии было оккупировано 8 улусов из 13.
В ее столице Элисте после эвакуации советских органов управления и до прихода нацистов местные авторитетные лица создали что-то наподобие национального комитета.
Заняв Элисту, немецкое руководство признало эту власть. И она пользовалась не один месяц правом на религиозную, политическую и национальную автономию. В Элисте
во главе городской управы стояли Б. Цуглинов и Н. Трубу.
Генерал-майор Э. Хайнрици здесь же призвал население идти к ним на службу и сформировал из них и пленных красноармейцев Калмыцкий кавалерийский эскадрон.
Дела пошли настолько удачно, что через пару месяцев на стороне гитлеровцев сражалось уже четыре боевых эскадрона калмыков. Командование ими осуществлял немецкий штаб под руководством зондерфюрера Рудольфа Вербе.
Оперативный военный отряд калмыков создан был, в частности, в Приютненском и Кетченеровском улусах (затем часть его отказалась от сотрудничества с завоевателями).

Начальник Сталинградского УНКВД Воронин отмечал появление немецких диверсантов-парашютистов именно в калмыцких просторах и в казачьей излучине Дона. Он отмечал, что чекисты задерживали сотрудников разведывательно-диверсионного органа «Цеппелин», заброшенных немцами в тылы Калмыкии, в Астрахань для совершения диверсий на оборонных объектах, железной дороге.
«Среди арестованных было немало националистов из созданных фашистами так называемых национальных комитетов - татарского, калмыцкого...».
В августе 1942 года заместитель Воронина Н.Бирюков с сотрудниками УНКВД на «студебеккере» выехали по сообщению в калмыцкую степь, в которой навстречу наступающим фашистским войскам группа лиц гнала большую отару колхозных овец. В перестрелке отщепенцы были захвачены...

Причины перехода калмыков на службу к немцам весьма многолики.
Германское командование сначала планировало создавать боевые, охранно-тыловые национальные отряды на добровольной основе. Но когда поток добровольцев иссяк, а фронт стал нести ощутимые людские потери, то гитлеровцы начали загонять в легионеры под страхом смерти.
В Элисте они расстреляли 800 человек, только в шести улусах уничтожили 1500 мирных граждан, не щадя детей, нередко забирали заложников.
К переходу в стан врага подталкивала не только мощь фашистской армады, но и огульные сталинские репрессии, когда в Калмыкии подвергались ссылкам и расстрелам сотни священнослужителей,и страдали их семьи, родичи, рушились храмы праотцов.
Еще в 1934 году партийные власти в Западном улусе заявляли: «Будем уничтожать религию, церкви, хурулы и духовенство».
Нельзя сбрасывать и партийный диктат, всесилие бюрократии, принудительные меры коллективизации, оскорбленное чувство национальной культуры, традиций и достоинства калмыков.

В конце убойного 1942 года сохранившийся Калмыцкий обком партии докладывал в ЦК ВКП (б), что часть бандитских групп, которые потом были сведены немцами в Калмыцкий кавалерийский корпус, вербовались в основном из местных жителей под угрозой смерти.
Неизвестно, в каких гиблых северных лагерях оказались бы эти партийные вожди, если бы сообщили в Кремль истинную правду о переходе к фашистам замордованных и униженных местной советской властью калмыков.

В немецких войсках сражались и выходцы из калмыцких диаспор, заброшенных вихрем гражданской войны во Францию, Болгарию, Сербию...
Так, Балинов Шамба из знатного рода, обосновался после гражданской в Праге и Париже, был предан идеям калмыцкого национализма. Появился с нацистами в донских степях, активно формировал для вермахта боевые отряды из калмыков. Невзирая на поражения, двинулся с войсками в Германию, прихватив с собой немало мечущихся земляков. Жизнь его оборвалась трагически, ударом ножа в грудь.

Весной 1943 года калмыцкие эскадроны охраняли побережье Черного моря, под Херсоном создавались их новые отряды. Пять эскадронов калмыков действовали в советском тылу под видом партизанских отрядов, они были незаменимыми разведчиками.
На Южном фронте штаб партизанского движения «зафиксировал 628 случаев задержания калмыками советских разведчиков на участке 51-й армии». Все они были переданы немецкой контрразведке.
От топота калмыцкой кавалерии содрогалась земля и население. Ведь корпус из 3600 бойцов при 4600 лошадях, изрядно вооруженный станковыми и ручными пулеметами, минометами, представлял весьма мобильную силу. В жестоких боях против Красной армии калмыки несли большие потери, но никогда не сдавались. В отличие от других военных национальных восточных легионов, не было ни одного случая перехода калмыков со свастикой на сторону противника - отмечают современные исследователи.
К моменту немецкого отступления насчитывалось десять калмыцких эскадронов.
При отступлении немецких войск немало калмыков, избегая расправы за сотрудничество с оккупантами либо в поисках лучшей жизни вне страны Советов, ушли за границу. Находились в Италии, Хорватии, многие осели в США.

Оставшиеся плакали от радости, что будут спокойно жить на земле предков. Ведь в ночь на 1 января 1943 года Элиста была освобождена.
Но затем пришлось рыдать и страдать десятилетиями всему калмыцкому народу, без вины виноватому.
В декабре 1943 года советское правительство издало беспощадный, неведомый всем даже на сегодня Указ. Читаем.
«В период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР, многие калмыки изменили Родине, вступили в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и предавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовали банды и активно противодействовали органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершали бандитские налеты и терроризировали население».

Всех, до единого, калмыков, проживающих на территории Калмыцкой республики (ее полностью ликвидировали) вывезли в трудовые лагеря и поселения Сибири, Алтая, Казахстана, Киргизии.
Эта операция проводилась под личным наблюдением наркома внутренних дел Берии. Нужно было подготовить невиданное число эшелонов (когда вовсю шли военные сражения) - 46 составов по 60 вагонов каждый для высылки калмыков за четыре дня с 27 по 30 декабря 1943 года.
Операция была рассчитана по часам, первыми в улусы прибывали войска, хотя изгнанники-то состояли в основном из женщин, детей, стариков.
Солдаты украдкой шептали этим обреченным: «Сошлют вас, готовьтесь».
Люди верили и не верили.
Ведь большая часть мужчин, более 50 тысяч бойцов, воевала в рядах Красной Армии. Удар по ним последовал после Дня Победы над Германией - теперь уже по демобилизованным калмыкам, военнослужащим сержантского и рядового состава. Им запретили возвращаться домой, на территорию бывшей Калмыцкой республики в Сталинградской и Ростовской областях. Направляли к местам принудительного расселения их семей и родственников. За что, спрашивается?

Путем выселения калмыков освобождалось жилье, земли для огромной массы беженцев, изымалось большое количество скота. Властям ряд промахов, в т. ч. в наведении общественного правопорядка, можно было объяснить изменой и действиями бандитов-калмыков. Решался и вопрос по пополнению трудовых ресурсов в сибирских краях за счет привоза дешевой рабочей силы калмыцкого народа.
Депортированных на новых местах ожидала невыносимая жизнь, т. к. заранее об их условиях не было проявлено никакой заботы.

Берия признавался в письме Микояну в 1944 году (прошел год после прибытия изгнанников):
«Они были поставлены в чрезвычайно трудные санитарные условия проживания: большинство из них не имело ни жилья, ни одежды, ни обуви».
Прошло еще два года. НКВД сообщает: «30% калмыков, способных работать, не работают, потому что у них нет обуви. Полная невозможность привыкнуть к суровому климату, к непривычным условиям, незнание языка проявляются постоянно и вызывают дополнительные трудности».

Сталину писал бывший президент Калмыцкой республики Д. П. Пюрвеев:
«Положение высланных в Сибирь калмыков трагично. Они потеряли свой скот. Они приехали в Сибирь лишенные всего... Калмыки, распределенные по колхозам, не получили ничего, поскольку у самих колхозников ничего нет... Кто попал на предприятия, то им не удалось привыкнуть к новому для них положению рабочих».
Каков же итог? Повалила смертность. Из 93 тысяч высланных (по зарубежным данным 134 тыс. калмыков) уже через два года насчитывалось в спецпоселениях лишь 70360 человек, особенно гибли дети.
До 1957 года, когда правительство впервые озаботилось (на бумаге) о восстановлении национальной автономии калмыцкого народа, было еще так далеко.
А многие от лишений так до него и не дожили.
За время ссылки число калмыков уменьшилось на 42 тысячи человек (40% от общей численности населения). Умышленное уничтожение нации?!

Незаконно депортированный народ, понесший кару за прегрешения своих отщепенцев - сородичей, перешедших под знамя германского Вермахта, был реабилитирован полностью только через 50 лет. Указом правительства в 1993 году.
Обширная информация по депортации калмыцкого народа представлена в многотомном сборнике рассекреченных документов «Ссылка калмыков, как это было...».
И читать их очень тяжело.

Такова трагедия и боль калмыков, таковы суровые уроки истории.
Более 60 лет отмерено разгрому гитлеровских войск и их пособников...
Однако полного и однозначного ответа, и солидного труда на тему «Кто же они, калмыки со свастикой?», со стороны военных историков, научных мужей до сих пор пока, думается, нет...

Дополнительная информация по этой теме: читать
Калмыцкий кавалерийский корпус
Материал из Википедии - свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=&stable=1

"В Кетченерах организована банда, состоящая из 350 человек, представители которой ездили в Элисту к немецкому командованию с ходатайством принять их в их войска".

"Рано утром на второй день мы издали заметили, как в лучах солнца поблескивали соленые озера. Мотоциклы с большим трудом преодолевали километры по глубокому песку, а наш пехотный грузовичок не раз пришлось ремонтировать, хоть и ремонт требовался пустяковый.



Мы издали увидели человек 50-60 гражданских, которые работали на насыпи. Линия была однопутной, с обеих сторон тянулась песчаная насыпь. Те, кто надзирал за рабочими, при нашем появлении оторопели и не могли и слова проронить. Зато остальные рабочие с восторгом приветствовали нас. Это были семьи украинцев, пожилые люди - мужчины, женщины, которых насильственно вывезли с родины и вот уже несколько месяцев держали здесь на тяжелых работах. Многие из украинцев говорили по-немецки, нас воспринимали как освободителей" - лейтенант Юрген Шлип, командир танковой разведроты 16-й мд.
+++++++++++++++++
"В ночное время велись обстрелы противника, создавая видимость обороны. А ночами по балкам выезжали в тылы немцев. В одной из таких поездок на знаменитой "полуторке", которую оставили в стороне от дороги между Яшкулем и Красной Будкой подкрались отделением к грейдеру, по которому в это время двигалась немецкая грузовая машина. По сигналу командира она была обстреляна.
В машине была обнаружена почта, которая доставлялась в передовую часть в районе Красной Будки и уланхольского грейдера, идущего на Каспийск. Вот это трофей, настоящая удача! На рассвете возвращались в свое расположение. И вдруг из Астрахани наш разведывательный самолет АН-2, прозванный в народе "кукурузником", заметив движение машины с территории врага, приготовился к обстрелу. Тогда солдаты стали ему махать пилотками: мол, мы свои. Летчик понял, и самолет пролетел мимо.
А вот второй случай. Находясь в степи, солдаты отделения выбились из сил без еды и воды, стали глохнуть, бредить. В районе уланхольского грейдера встретили двух пешеходов, они пробирались из Кизляра в Астрахань, а в их котелках были намочены сухари и немного воды, которыми они поделились. Самым слабым солдатам стали смачивать губы ваткой, а тех, кто посильнее, направили на поиск худука. По сигналу все направились к найденному худуку в ночное время. Стали прямо касками пить воду. А на рассвете обнаружилось, что этот завалившийся худук — просто болотце. И все же оно спасло жизни бойцов" - сержант НиколаЙ Жуков,командир разведотделения.
+++++++++++++++++
В Садовом, где жили в основном русские, дело выглядело так:
"Мне шесть лет было, когда война началась. Конечно, в силу возраста я не могла понять, что это такое, и скромный быт нашего дома вряд ли чем отличался от довоенного: голод - вечный спутник ребятишек того поколения.
Немцы вошли в село Садовое - а жили мы в то время в Калмыкии - летом сорок второго. Помню, мы спрятались в подвал, когда они становились на квартиры. Не автоматов страшились, не гранат, боялись самих фашистов - ведь взрослые говорили, что они с рогами.
В скромной нашей хатенке поселились семеро немецких солдат. Видимо, статус их был невелик, потому что другие немцы жили в больших домах и по два-три человека. По соседству, в доме полицая, расположились важные чины. Они-то в основном и обижали местное население. Расстрелов, правда, не было, но последний кусок хлеба отбирали - это точно.
Нас, детишек, шестеро было, младшая, Рая еще в люльке. Бывало, напечет мама лепешек, мы сидим и слюнки глотаем, тут заявится толстомордый офицер, сграбастает все прямо из печи, мерзко так захохочет и убежит, обжигаясь хлебами.
А однажды у нас отелилась корова, но через три дня ее утащила со двора та же толстая морда, зарезали буренку фашисты и начали пировать. Остался только теленок, но чем же его кормить, коль сами с голода пухнуть начали.
Тогда один из наших постояльцев стал маму учить, кому пожаловаться. Только, говорит, меня не выдавайте. Разговаривал он по-русски плохо, но все же можно было кое-что понять. Показывал фотокарточки своих детей, и про Гитлера высказывался не очень хорошо, а когда получал паек, то обязательно давал нам шоколадку и банку консервов - таких вкусностей мы сроду не пробовали. До сих пор помню изможденное лицо этого солдата, не боялась я его совсем и даже спросила однажды: "А где же твои рога?". Он ничего не понял, а родительница пригрозила мне лозинкой."
+++++++++++++++++++++
"За спиной в 400-500 метрах невооруженный полк, штаб дивизии. Отделение не успело сменить капризные винтовки-полуавтоматы, СВП, но всем было выдано по 5 патронов, а на ручной пулемет два заряженных диска. Перед рассветом часовой курсант Бракоренко сделал выстрел, затвор винтовки заело. Я спал рядом с пулеметом. Вскочил. Он говорит: "Ползут!". Не верилось, что надо вести бой. Но я моментально поставил на пулемет диск и открыл огонь.
Куда - в темноте не вижу. Даю отдельную команду: "К бою!,Огонь!". Сам в считанные секунды выпустил весь диск. Ставлю второй, последний. Бью короткими очередями, как учили. Когда начался рассвет, вблизи окопов обнаружили убитых. Все оказались бандитами, к нашему счастью, не из регулярных войск". - Михаил Семигласов, командир отделения 1-го сводного полка 1-го АВПУ.
+++++++++++++++++++++
Вместе с тем, у немцев не все шло столь гладко. В октябре 1942 г. Элисту посетили члены Калмыцкого национального комитета Ш.Балинов и С.Балданов, прилетевшие специальным самолетом из Берлина. В своем отчете о командировке в ведомство А.Розенберга Балинов писал:
"По вопросу об отношении к советской власти, к большевистскому режиму калмыки делятся на две неравные части:
а) старое поколение, примерно, люди старше 35 лет, почти без исключения резко антибольшевистски настроено,
б) младшее поколение такой резкой вражды к советской власти не имеет, а в некоторой своей части ей даже сочувствует. Понятно, это сочувствие теперь открыто не выражается. Разумеется, есть, конечно, среди калмыков небольшой процент убежденных коммунистов, действующих активно. Они ушли с советской властью и там работают."
+++++++++++++++++++++++
Ветераны 28-й и 51-й армий отмечали для себя бои с эскадронами Долла. Вот что говорит один из наших ветеранов:
"В конце июля 1942 года мы стали подступать к Сталинграду, и воевать пришлось не только с немцами, но и с калмыками, которых баи и немцы заставляли воевать против Советской Армии. Они были прекрасные наездники, их маленькие лошадки по колено в песке, там ведь степь кругом, только так тащили сорокопятки. Стали эти калмыки здорово досаждать нам с тыла, нам нужно было вперед идти, а они не пускали.
Я очень лошадей любил и с детства умел с ними обращаться. Однажды поймал одну дикую, а начальник штаба приказал ее объездить. Я к тому времени был уже секретарем комсомольской организации роты. Как-то в разговоре с начальником штаба предложил план окружения досаждавшей нам группы калмыков, он план одобрил.
Устроили мы засаду, и перед утром появился калмыцкий обоз. Многих мы тогда поубивали, лошадей и технику отобрали. За эту операцию получил я свою первую боевую награду, медаль "За боевые заслуги".
++++++++++++++++++++++++++
Сводка о результатах рейда группы Гермашова:
"Выйдя 15 октября 1942 года из Нарын-Худука, группа к концу октября прибыла в район своих действий. По пути следования были захвачены и расстреляны староста одного из поселков и несколько полицейских, уничтожены немецкий обоз и несколько автомашин с зерном, при этом были уничтожены полтора десятка немцев. Были совершены несколько налетов в городе Элиста, в том числе на кухню и столовую штаба немецкой дивизии.
В первых числах ноября группа обнаружила немецкую разведку в составе 28 человек, приняла бой, в котором уничтожила 17 немцев. Сама группа потерь не имела. В тот же день командование немецкой дивизии направило на ее уничтожение более 300 солдат и офицеров, которые прибыли на 15 автомашинах и окружили группу. Завязался ожесточенный бой, в котором было уничтожено много солдат противника, о чем со злобой рассказывали сами немцы. Превосходство противника было десятикратным. Когда кончились боеприпасы, бойцов группы, оставшихся в живых, захватил противник. Их доставили в гестапо и после допроса расстреляли. Большинство из них, как в бою, так и на допросах, вели себя мужественно, стойко и героически."
++++++++++++++++++++++++++++
Аналогично погибли группы Коломейцева и Яковлева.
"Диверсионно-разведывательная группа С.А. Коломейцева в составе 16 бойцов, из них русских - 4 человека, калмыков 12 человек. Вооружение: автоматов - 5, винтовок - 11, револьверов - 2, патронов ко всем видам оружия - 4000, противопехотных мин - 209, взрывчатки (тол) - 38 кг. Продовольствие (сухой паек) - на 15 суток. Район действия Таван-Гашун, дополнительный район - Хундук Хагота.
По прибытии в заданный район дислокации, группа развернула боевые действия. На дороге Яшкуль-Утта она подорвала несколько автомашин с имуществом и солдатами противника. На аэродроме в Яшкуле были подорваны и сожжены пять истребителей "Мессершмит-109". После чего, преследуемая эскадроном калмыцких легионеров и подвижными отрядами немцев, в течение нескольких дней вела ожесточенные бои с преследователями. Дальнейшая судьба группы неизвестна."
++++++++++++++++++++++++++++++
Из дневника советского офицера, участвовавшего в одном из рейдов:
"27 ноября. Мы находимся в поселке Улан Туг. Здесь мы уже сталкивались с немцами. Я реквизировал теленка, двадцать кур и кое-что еще. Мы расстреляли семерых предателей Родины, среди них младший лейтенант Филиппов, лейтенант Монахов и сержант Рыбалко. Так им и надо! Мы поступим так с каждым, кто поднимет руку на свою Родину. В конце концов, я же старший офицер, заместитель командира отряда и начальник разведки. Я буду сражаться до последнего вздоха.
29 ноября. День был неудачным. Мы пошли из Улан Туга в поселок Плавинский за водой… На обратном пути мы попали на наши мины, которые сами установили (десять мин). Два человека погибли, еще двое были тяжело ранены… У нас нет хлеба, зато много мяса и каши.
7 декабря. В нашем отряде нет порядка. Командир отряда Васильев ведет себя не так, как ему следует. Он отстранил меня от должности заместителя командира отряда и начальника разведки и назначил командиром одного из подразделений. Это понижение.
14 декабря. Я отправился в Коровинский, чтобы раздобыть для себя лошадь. Там я присоединился к другому отряду для участия в операции против калмыков.
18 декабря. Мы добрались до настоящих немцев. Мы задержали двух предателей. Я лично расстрелял одного из них.
20 декабря. Немцы обнаружили нас. Наши припасы на исходе. Нас окружили, но нам с боями удалось прорваться.
21 декабря. Нас преследуют. Стычки происходят снова и снова. Я убил немецкого офицера и полицая. Мы уничтожили около пятидесяти немцев и казаков.
28 декабря. Мы движемся в направлении поселка Черный Рынок.
30 декабря. Мы прибыли в Черный Рынок и ожидаем наше начальство из Кизляра."

Судьба калмыцкого народа, также как и русского, да и других малых и больших народов бывшего Советского Союза непроста и нелегка. Калмыки, находясь в составе российских казачьих и иных войск (про донских калмыков-казаков пост можно прочитать по ссылке), участвовали во множестве войн, пережили все революции, гражданскую войну, вторую мировую, депортацию и многое другое. В результате часть калмыков живет сейчас в России, часть в Синьцзяне (КНР), часть в США.
Калмыцкая диаспора появилась в США более 50 лет назад и состоит из калмыков трех волн российской эмиграции. Ядро диаспоры составляют калмыки, предки которых покинули Россию после гражданской войны, главным образом в составе казаков Войска Донского. В диаспору входят также калмыки, покинувшие СССР во время второй мировой войны. И, наконец, третья, совсем молодая часть диаспоры – это эмигранты смутного времени 90-х годов. В Америку калмыки первой волны эмиграции выехали в 1951 году из Германии, где они жили в лагерях для перемещенных лиц под Мюнхеном. Сейчас в США живет по приблизительным подсчетам около двух тысяч калмыков. Вначале они поселились в Нью Джерси, в небольших городках Хауэлл, Нью Брансвик и в полуторамиллионной Филадельфии (штат Песильвания). Интересные фотографии американских калмыков – участников войны во Вьетнаме и Афганистане опубликованы на странице пользователя сети Facebook Ben Moschkin .




Штаб-сержант Валерий Чулчатшинов (1947-1967). 101-я воздушно-десантная дивизия США. Погиб во Вьетнаме

Мегмер “Майк” Мошкин. Стрелок-пулеметчик вертолета. Снимок сделан во Вьетнаме. 1965 год

Мегмер “Майк” Мошкин. 27-й пехотный полк 25-й пехотной дивизии. 1966 год. Вьетнам


Улюмджи Кичиков (за пулеметной турелью). 11-й бронекавалерийский полк армии США. 1966 год. Вьетнам

Лиджи Арбаков


Джиграл “Джерри” Делекаев. U.S. Army 1970-71, MAC-V HQ

Майор Джордж Аников (1971-2012) Корпус морской пехоты США. Погиб в Афганистане


Майор Джордж Аников в Афганистане









Памяти майора Аникова

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки - мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) - выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 - 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко . Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков - это 21,4% численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов . При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..1

1. Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года…………………...3

2. Калмыцкое боевое знамя………………………………………………….....6 3. Второй калмыцкий кавалерийский полк Серебджаба Тюменя………..7

4. Хошеутовский хурул – памятник боевому братству русского и калмыцкого народов…………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………...14

Список использованной литературы………………………………………..15

Приложения

Введение.

В этом году Калмыкия отмечает знаменательное событие – 400-летний юбилей добровольного вхождения калмыков в состав Российского государства. 400 лет судьба калмыцкого народа неразрывно связана с русским. Однако столь продолжительная и тесная взаимосвязь двух народов не лишила калмыков собственной государственности, индивидуальности. В составе Российского государства калмыки сохранили свои нравы, обычаи, традиции, неповторимую культуру, язык, религию.

За 400-летнюю совместную историю накопилось множество боевых подвигов калмыков в войнах России в защиту общих интересов народов Русского государства. Участие калмыков в войне России с Речью Посполитой (Польшей) 1654г., в русско-турецкой войне 1677-1681гг., участие калмыков в Азовских походах в конце XVII века, участие калмыков в русско-турецких войнах XVIII века, участие калмыков в Семилетней войне 1756-1763гг. – вот далеко не полный перечень боевой славы калмыцких воинов в военной истории России. О том, что калмыки связали свое благосостояние, национальные интересы с интересами русского народа, видно из участия калмыков в ряде крестьянских восстаний России. Так, калмыки приняли активное участие в народных восстаниях под предводительством Степана Разина, затем Пугачева Е.И.

Выбор темы моей исследовательской работы не случаен. Отечественная война 1812 года явилась мощным фактором сплочения и национального пробуждения не только русского народа, но и всех народов России. Отечественная война 1812 года, на мой взгляд, – одна из наиболее увлекательных страниц истории России. Заинтересовавшись ею, я стала изучать участие калмыков в этой войне. Особенно меня заинтересовала личность С.Тюменя и его Второй кавалерийский полк. Так я впервые узнала, что знаменитый Хошеутовский хурул – это не просто храм, а архитектурный и культурный калмыцкий памятник. Именно памятник, т.к. сооружен он в честь победы и павших воинов, сражавшихся в Отечественной войне 1812 года.

Проблема, выделяемая мною в работе, - трагическая судьба великого памятника боевого братства, старокалмыцкой архитектуры – Хошеутовского хурула.

Цель моей работы – раскрыть историю боевой славы Второго калмыцкого кавалерийского полка под руководством С.Тюменя; подчеркнуть народную значимость Хошеутовского хурула как великого архитектурного и культурного памятника братской боевой славы калмыцкого и русского народа.

Дружба и взаимовыручка народов, патриотизм, возрождение и сохранение памятников – всегда актуальны.

Основные методы, которые я использовала при написании работы, - чтение и анализ трудов ученых, публикаций периодических изданий об участии калмыков в войнах России XVIII – начале XIX вв., о Хошеутовском хуруле, о князе С.Тюмене, а так же сравнение, обобщение, воспоминания очевидцев. Мною проанализированы труды: Беликова Т.И. «Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины», Е.Фонов «Калмыки в Русской Армии X VII в., XVIII в., 1812г., Эрдниев У.Э. «Калмыки», И.Борисенко, Б.Мушулдаева «Хошеутовский хурул», Батмаева М.М. «Калмыки», Батырева С.Г. «Старокалмыцкое искусство», Моисеева А.И., Моисеевой Н.И. «История и культура калмыцкого народа в XVII - XVIII вв.», публикации «Хальмг ʏнн» и др.

Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года.

… Россия вновь была вынуждена в одиночку сражаться (как бывало в истории уже не раз). Теперь с наполеоновской Францией. Развернулась упорная и ожесточенная война, которая потребовала от России большого напряжения духовных и материальных сил, заставила власть «обратить взоры на далекую окраину, где обитали подданные России, кочевники-калмыки. Эти ловкие и выносливые, привыкшие к трудностям и лишениям кочевники, в памяти которых еще жили славные подвиги их отважных предков, еще не утратившие воинственности и жившие преданиями своей кровавой старины, представляли незаменимый материал для легкой иррегулярной конницы».

7-го апреля 1811 года Главнокомандующему в Грузии и на Кавказе генерал-лейтенанту Ртищеву был дан именной Высочайший указ, в котором было сказано: «Для усугубления армии Нашей легкими иррегулярными войсками, желая составить два калмыцких 5-сотенных полка из Орд, обитающих в Астраханской, Саратовской и Кавказской губерниях и в пределах Войска Донского, исключая причисленных к сему войску и службу обще с ним несущих, Я поручаю вам исполнения сего с тем предположением, чтобы выбор сих полков был произведен преимущественно из родов Чючеева, Тюменева и Ерденева, назначив и начальников из владельцев сих же родов. Наряд сей должен быть произведен без всякого принуждения и готовность на службу, князья, султаны и владельцы пожалованы будут чинами и знаками отличия, а рядовые Государевым Нашим жалованием, по окончании же военных действий отпущены будут с честью восвояси. Когда сии два полка собраны вами будут в места по удобности и по усмотрению вашему, наименовав их по званиям начальников их и назначив из князей или зайсангов в каждом полку старшин по примеру Войска Донского, отправить каждый особо к Воронежу, прикомандировав к каждому полку по одному благонадежному и исправному штаб-офицеру, коего снабдить маршрутом и инструкцией о соблюдении в пути должного порядка. Когда же именно и откуда который полк или команда в поход выступят, уведомить Военного Министра с приложением копии с маршрутов вами данных, дабы он мог встретить полки сии заблаговременно своими предписаниями о дальнейшем их назначении.

Оружие сии полки должны иметь употребляемое по их обыкновению. Всем им быть о дву-конь. Жалование имеют получать все рядовые: каждый по 12 рублей в год и указанный месячный провиант да на одну лошадь фураж в натуре, а на другую за оной деньгами по справочным ценам, офицеры же и старшины против офицеров гусарских полков с того времени, с того времени как они за сто верст от сборных мест найдутся по самое возвращение.

При выступлении всем, как офицерам и старшинам, так и рядовым на справу выдать в зачет полутретное жалование, на что к вам и особая сумма доставляется. На покупку в тех местах, где казенных магазинов не будет, провианта и фуража отпустить в каждый полк начальникам по две тысячи рублей, в коих они отчет дать обязаны, сумма же на то равномерно к вам посылается.

О успехе в исполнении, по сему равно и о том, кто вами избран будет в каждый полк начальником и кто из штаб-офицеров к ним прикомандирован будет, имеете доносить Мне и Военного Министра уведомлять.

К успешному же содействию вам в соглашении на службу сих народов ныне же предписано от Нас живущему в Астраханской губернии генералу от кавалерии Савельеву, известному Нам по усердию его к пользам службе и имеющему особую в сих народах доверенность, о чем и имеете вы с ним снестись в Санкт-Петербурге» .

Во исполнение «Высочайшего повеления», генерал Ртищев предложил приставу Калмыцкого народа Халчинскому созвать в крепость Ново-Георгиевскую владельцев родов, указанных в «Высочайшем Указе», для совместного обсуждения всех мер и способов во исполнение Царской воли. Организация полков была осуществлена в порядке, оговоренном в указе.

Ефим Чонов в своих трудах пишет: «владельцы родов с радостной готовностью пошли навстречу Царскому желанию».

Владелец Хошеутовского улуса Серебджаб Тюмень , уже не раз проявлявший военную свою доблесть и верность Государю, тотчас вызвался составить полк из своих калмыков и принять личное командование полком .

Другой полк был составлен исключительно из калмыков Большого и Малого Дербета, и командование над ним принял на себя брат Дербетовского владельца Джабо-тайши Тундутов.

По приказу Военного Министра М. Барклая-де-Толли полк Тундутова был назван «Первым», а полк Серебджаба Тюменя «Вторым». Оба полка вошли в состав третьей Западной армии. Князь Багратион обратил внимание на «некоторую пестроту в обмундировании полка» и вместо национальных костюмов предложил ввести форму по образцу донских казаков; для этой надобности командиру полка капитану Тюменю, судя по очеркам Е. Чонова, было предложено пособие от казны в размере 15 тысяч рублей; но Тюмень отказался и этот расход также принял на себя, как и все громадные затраты (96 тысяч рублей), вызванные формированием его полка. Соответствующим образом была изменена форма в 1-м Калмыцком полку Тундутова.

Существовал и 3-й Ставропольский калмыцкий полк, который составили православные калмыки, жившие при крепости Ставрополь в тогдашней Симбирской губернии , командир полка – майор Диомидий.

А.И. Михайловский-Данилевский писал о калмыцкой коннице так: «изумленная новостью оружия, которым против нее действовали, французская конница отступила» .

В составе передовых частей русской армии калмыцкие конники дошли до стен Парижа и 19 марта 1814 года победным маршем прошли по столице Франции. Об этих триумфальных для России днях позднее пишет поэт, участник похода Ф.Глинка:

Я видел, как коня степного

На Сену пить водил калмык

И в Тюльери у часового

Снял, как дома, русский штык!

Благороден и велик был подвиг калмыков на полях сражений, но не менее славен и подвиг тех, кто остался дома в родной степи. Стремясь внести свою лепту в дело победы, калмыки за весь период войны в фонд помощи фронту внесли: 23 510 руб. деньгами, 1 080 голов строевых лошадей и 1 100 голов коров . Эта помощь фронту явилась еще одним доказательством высокого понимания гражданского долга калмыками в опасный для России период.

Калмыцкое боевое знамя.

При калмыцких полках находились свои значки и знамена, сопровождавшие калмыков в прежних их боевых походах. Одно из этих знамен, бывшее в боях с 2-м калмыцким полком и уцелевшее, чтилось как святыня и хранилось в Большом Александровском Хуруле (Сюмэ) в м.Тюменевке. Считалось, что этим знаменем более 300 лет назад наши предки воевали в Зюнгарии.

Это знамя Е.Чонов, позаимствовав описания из дела архива Астраханского Калмыцкого Управления, описывает так. «Оно было шелковое желтого цвета, длина его 1,5, а ширина 2 аршина. Ленты края и середина знамени – красные. Всадник на белом коне в середине знамени – бог войны «Даиачи-Тенгри», покровитель воинов. Изображенные на знамени животные и птицы (атрибуты божества) – символ его власти, силы, могущества на небе. Знамя в левой руке божественного воина – так же символ Победоносца. Красные ветви у головы и копыт коня означают его быстрый огненный бег, а бич в правой руке бога служит для указания пути коню. Звери за плечами бога-воителя знаменуют грозное нашествие его и в то же время являются свитой, устрашающей и охраняющей его» .

Это боевое знамя во время французской кампании было пробито в 6 местах. По прибытии Тюменя в свой улус, калмыцкое духовенство справило пред полковым знаменем торжественное богослужение, после чего знамя перенесено в главное капище «Сюме», где было оставлено на хранение.

Второй калмыцкий кавалерийский полк Серебджаба Тюменя.

«Жизни свои острию копья предадим,

Страсти свои державе родной посвятим.

Да отрешимся от зависти, от похвальбы,

От затаенной вражды, от измен, от алчбы.

Груди свои обнажим и вынем сердца

И за народ отдадим свою кровь до конца».

Джангар.

Когда калмыцкие воины прибыли к местам военных действий, генерал-лейтенант Ртищев в рапорте Александру I указал, что в полку Тюменя “…люди одеты единообразно и вооружены исправно, лошади все хороши…»

Е. Чонов приводит следующий список дел, в которых участвовал Тюменевский полк:

«В 1812г. 18 июля при разбитии под Пружанами Саксонского драгунского эскадрона; 25 июля при местечке Вильце во время удержанания неприятеля от переправы; 29 июля при отступлении наших войск от Пружан с 6 часов пополудни и в течение целых суток; 31 июля при селе Городично; 1 августа при отступлении наших войск от Городично до г.Луцка в сильном сражении; в октябре месяце при разбитии в гор. Слониме польско-литовского гвардейского полка и в преследовании неприятеля от гор. Белена до гор. Волковыци; 30 октября под местечком Висловичем; 7 ноября в сражении во время отступления наших войск на р. Муховец.

В 1813 г. 7 января при изгнании неприятеля из г.Венгрова и Ливы; в марте месяце при блокаде и покорении крепости Ченстоховой и в преследовании неприятеля до г. Кракова; 6 и 7 августа при г. Лигнице и деревне Штетнице, отсюда в преследовании неприятеля и, наконец, в сражении при деревне Крейбау Томасфельде, 8 августа при г. Бунслау, 9 августа при с. Кезырвальде, 14 августа при с. Эльгольц, что на реке Кацбахе, 15 в преследовании неприятеля к местечку Гейнау, 18 при гор. Бунцеслау, 24 в сражении при г. Герлице и при местечке Рехембахе; 7 сентября при занятии местечка Пулсниц, 15, 16 и 18 сентября под местечком Розгенгайном и Келином; 23 под местечком Велце полком истреблены два эскадрона неприятельских драгун, 4, 5, 6 и 7 октября полк участвовал в сильном сражении при г. Лейпциге – «Битва народов»; с 19 по 20 декабря при переправе через реку Рейн и при разбитии неприятеля при местечке Муттер-Штадт.

В 1814 г. 10 января между деревнями Сен-Обен и г. Минье, 17 при местечке Бриен-Лешато, 20 при Ларотьере, 30 при местечке Монмириль, 31 при местечке Шато-Тери; 2 февраля у местечек Вошан и Жуанвиль, 10 февраля при местечке Меро, 13 при г. Сезан полком разбиты два эскадрона неприятельских кирасир, 15 под гор. Мо и ус Муа разбит эскадрон мамелюков, 23 при с. Трион, 24 и 25 при г. Лион; 1 и 2 марта при сел. Труа, что близ г. Суассон, полк опрокинул целую колонну неприятеля, 13 при местечке Фершампенуазе участвовал в истреблении целого корпуса неприятельских войск, 20 прошли г. Париж, 24 в сражении у местечка Леферт. Здесь остановились».

Прибытие обоих калмыцких полков на родину произошло позже этого, а именно: 2-й Тюменя полк прибыл в свои степи и был распущен в жилища 20 ноября 1814г., 1-й же Тундутова полк – 3 января 1825г.

По возвращении на родину во 2-м полку Тюменя состояло: подполковник Тюмень 1, есаулов – 3, сотников – 3, хорунжих – 7, квартимейстер – 1, урядников – 5. рядовых – 334, писарь – 1. Всего офицеров 15, нижних чинов 340 . Кроме этого осталось в лазарете в Париже 6 человек калмыков.

За отличия в сражениях капитан Тундутов, получил золотую саблю с надписью «За храбрость», у Тюменя же список полученных им наград много длиннее. Он получил: два чина – майора и подполковника, орден св. Анны 2 ст., орден Святого Георгия 4 ст. за сражение под Лейпцигом, где им были взяты две неприятельские пушки, золотую саблю с надписью «За храбрость», орден Святого Владимира 4 ст. с бантом (им удостаивали немногих), золотые часы, прусский орден пур–лемерит, две серебряные медали за 1812 и 1814 гг. Золотую медаль на шею на Александровской ленте с надписью «За усердную службу» и чин капитана Тюмень получил в 1808 г.

7 человек калмыков 2–го полка за сражение под Лейпцигом удостоены знака отличия военного ордена 4 ст. Один из волонтеров Гоглазиных и переводчик Бочкарев произведены в хорунжие. Кроме этого, были произведены впоследствии в хорунжие два зайсанга.

«Калмыки с неустрашимой отвагой сражались и поражали неприятеля, и, проявляя редкую степень усердия и преданности Великому Государю, способствовали победам русского войска, которое установило спокойствие и благоденствие в Европе, изумленные народы которой видели калмыков в числе своих избавителей от Наполеонова ига».

После крупного сражения под Пружанами командир корпуса генерал Ламберг докладывал командованию «…в сем деле казаки отличались, но особенно калмыки…».

Второй калмыцкий полк действовал на освобождение герцогства Варшавского и Саксонии. По-прежнему воины полка проявляли исключительное бесстрашие и героизм. Так, в боях за г.Сезани полк Тюменя разбил на своем участке 3 французских эскадрона, за что 10 его воинов получили высшие награды солдатской доблести – ордена «Святого Георгия».

Овеянные славой возвращались в родные степи конники Серебджаба. Но к радости победы примешивалась горечь потерь – 221 однополчан из 576 погибли в сражениях, 6 остались в госпитале в Париже. В честь ратных подвигов живых и павших и был возведен комплекс Хошеутовского хурула.

4. Хошеутовский хурул – памятник боевому братству

русского и калмыцкого народов

Идея строительства храма Победы принадлежала младшему сыну Тюменя-Джиргалана Батур-Убуши, который так же участвовал в походе 1812 года в составе 2-го Астраханского калмыцого полка С.Тюменя. Летом 1814 года с делегацией калмыков Хошеутовского улуса он приехал в Петербург на торжества по случаю празднования победы над Наполеоном. Одним из центральных мест проведения этих торжеств был Казанский собор, ставший памятником русской воинской славы.

Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастноимсти к великой победе породили у Батур-Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях.

По возвращению из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Серебджабу. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и отчасти на средства Серебджаба Тюменя. Вокруг храма располагались в кибитках кочевые хурулы Декшидын и Манлан. Кроме того, вокруг храма разместились еще несколько культовых построек, субурганов, мани, а также кибитки служителей. Все эти постройки в целом составили монастырский комплекс Хошеутовского хурула. Основная его часть – каменный храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года – строилась в течение нескольких лет с 1814 по 1820гг.

Жительница с.Речное Гаряева Цатхлӊ (1883 года рождения) рассказывала своей внучке – Андреевой Софии Тимофеевне (ныне жительница с.Цаган Аман, 1948 года рождения) такую историю. Хошеутовский хурул поставили на месте старого деревянного храма, в котором хранилось боевое походное знамя Второго полка калмыков. Его возводили три раза. И каждый раз стены храма по каким-то причинам рушились. Гелюнги, совершив обряд, пояснили, что для создания этого хурула требуется жертвоприношение – белый конь трех лет, мальчик трех лет при условии, если он будет единственным ребенком в семье. Мальчик на коне должен был быть в фундаменте здания. Говорят, так и сделали. Мальчика с конем принесли в жертву и замуровали. Эта история передавалась из поколения в поколение. Правда ли? Никто наверняка не знает. Но с тех пор никто так и не смог разрушить стены великого храма. Однако попыток в начале XIX века предпринималось не мало. С людьми, которые пытались разрушить хурул, происходили странные несчастные случаи, в результате которых они умирали. Жители боялись осквернять эту святыню. В народе ходила молва, что их всех наказывал Бог. Местные власти за помощью обратились в г.Астрахань в вышестоящие инстанции. С Астрахани прислали по реке мощный буксир-тягач, который при разрушении хурула сел на мель. Все попытки выбраться из мели оказались тщетны. Был прислали второй тягач. Вытаскивая из мели первого, второй тягач тоже сел на мель. Так оба простояли всю зиму до весеннего половодья. Но варварства не исчезли бесследно. Были снесены боковые галереи хурула и рядом стоящие молельни. Уцелела лишь главная башня хурула. В разное время по-разному местные власти использовали уцелевшее здание хурула. То применяли его как местный клуб, то зерносклад, то какое-нибудь хранилище. И только во время горбачевской перестройки, когда религия стала обретать в обществе свое достойное место, Хошеутовский хурул оставили в покое. После 90-х гг. прошлого столетия энтузиасты несколько раз пытались решить вопрос о реставрации Хошеутовского хурула. К сожалению, этих усилий оказалось недостаточно. В настоящее время становится все больше паломничеств в Хошеутовский хурул . Люди говорят, эти разрушенные стены исполняют желание, лечат, наполняют душу спокойствием, доброй энергией, силой. Люди приходят поклониться знаменитому и великому памятнику боевого братства народов в борьбе с наполеоновской Францией, подносят дееҗ стенам живого храма .

Расположенный на левом берегу Волги он выглядел очень живописно . Комплекс Хошеутовского хурула был одним из крупнейших и отличался более сложной композицией и оригинальной архитектурой – смешанной, сочетавшей в себе слияние тибетского, монгольского и русского архитектурных стилей. «Хошеутовский храм, сохранившийся доныне (хотя и в плохом состоянии) в Заволжье, был построен по проекту, составленному Батыр-Убуши-Тюменем и Гаваном Джимбе». В этом храме сочетались архитектурные стили Петербургского Казанского собора и Джардж Кашарин Суборгана. Это было величественное по красоте и габаритам здание. Хошеутовский хурул как уникальный историко-архитектурный и культурный памятник был по достоинству оценен в XIX – начале XX столетия.

Им восхищались, его любили, о нем заботились. Кроме постоянного мелкого ремонта проводились, как известно, две крупные реставрации комплекса. Их даты – 1867г. и 1907г. – были выбиты над главным входом в храм. Возможно, именно во время первой реставрации деревянные колонны галерей были заменены каменными. А в 1907г. хурул готовили к предстоящему празднованию столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года.

Этот хурул восхищал всех, кто побывал в нем: немецкого ученого Алуксандра Гумбольдта (1829), Александра Дюма (отца,1853), русского писателя В.И. Немировича-Данченко (1900), академика архитектуры В.В. Суслова (1889) и многих других.

Здание Хошеутовского хурула за свою почти 200-летнюю жизнь сильно обветшало. Ныне только по рисункам да письменным описаниям очевидцев мы можем судить о том, как выглядел Хошеутовский хурул во всей своей красе. Из всего архитектурного комплекса уцелели лишь молельня и центральная башня, деревянные ярусы. Этот храм-памятник выдержал варварства и гонения начала XIX века, Великую Отечественную Войну, простоял в одиночестве годы ссылки калмыков. Он – душа калмыков. Гордый, забытый, гонимый, но все-таки не сломленный. Ухаживает за ним только одна пожилая приятная и добрая русская женщина, которая по собственному желанию бескорыстно пытается сохранить этот хурул. Имя ее – Валентина Константиновна Тихонова.

Хурул-памятник, о котором в народе сохранилась память как о самом святом и загадочном месте, как оказалось, нам, современным калмыкам, как будто совсем не нужно. Его забросили, его забыли, его оставили умирать…

Я считаю, сегодня в мирной жизни мы не вправе позволить себе забыть военные подвиги наших предков, забыть самый величественный и загадочный храм-памятник в нашей истории. Эту проблему необходимо решать. И решать ее надо на региональном уровне. Власти должны вспомнить о Хошеутовском хуруле, а народ сам душой потянется и поможет вернуть ему жизнь.

Заключение.

Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года хорошо освещено в различных трудах Беликова Т.И., Е.Чонова, Басхаева А.Н. и др. Однако некоторые цифры в вышеупомянутых трудах несколько отличаются. Правда в одном. Калмыцкий народ как и воины на полях сражений, так и мирные жители степи, внесли свой посильный вклад во имя победы России над наполеоновским игом. Калмыками было сформировано три полка. Каждый из которых имеет свой багаж славных ратных подвигов.

В своей работе я акцентировала внимание на 2-й полк Серебджаба Тюменя, который в память подвига живых и павших в боях, в честь победы над французами воздвиг в степи на берегу Волги одно из самых великих и прекрасный архитектурных и культурных сооружений – храм-памятник, Хошеутовский хурул. Спустя почти 200 лет после рождения великое сооружение обречено на безликое существование. Может быть, однажды ему кто-то подарит вторую жизнь? Может быть, однажды кто-то вспомнит и осознает значимость военных подвигов наших предков и реставрирует великий памятник боевой братской славы народов России.

Калмыцкие полки выступали в этой войне под общим лозунгом защиты не только калмыков, но и своего Отечества – России, что видно из песни «Маштак бодо» , сочиненной калмыцкими воинами, вступившими вместе с русскими войсками в столицу Франции – Париж. Забыть их подвиги, мужество и отвагу мы, живущие сейчас, как я считаю, просто не имеем права.

Список использованной литературы:

Басхаев А.Н., Дякиева Р.Б. Ойрат-калмыки: XII-XIX вв.: История и культура калмыцкого народа с древнейших времен до начала XIX века. Э.: Калм.кн.изд., 2007 – 160с

Беликов Т.И. Участие калмыков в войнах России. – Э.: Калмгосиздат.,1960-142с

Беликов Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины.-Э.: Калмгосиздат.,1965-178с

Моисеев А.И., Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа (XVII-XVIIIвв.)

Чонов Ефим. Калмыки в Русской Армии XVII в., XVIII в., 1812г.: Очерк, статьи, биография.- Э.:Калм.кн.изд.,2006 – 142с.

Эрдниев У.Э. Калмыки. Э.калм.кн.изд. 1985 – 282с.

Очерки истории Калмыцкой АССР: Дооктябрьский период/ под ред. С.М. Троицкого. М.: «Наука»., 1967 – 480с

Согласно Е.Чонову, Ставропольский полк ошибочно считают составленным из калмыков, проживающих на территории г.Ставрополь, однако, как утверждает сам Е.Чонов, такое предположение в корне ошибочно.

Количественный состав 2-го полка по разным источникам немного отличается, но находится примерно в этих числах