Что делает смотритель в музее. Музейный смотрительдолжностная инструкция

Каждый день они приходят в одни и те же музейные залы, занимают свое место и ненавязчиво наблюдают за посетителями. Без них никто не пустит на выставку гостей. Смотрители следят, чтобы никто из пришедших насладиться искусством не нарушал музейные правила. Какие ошибки часто совершают на выставках томичи, что еще, кроме наблюдения, входит в обязанности смотрителя, какие картины производят на гостей особое впечатление? Все подробности нам рассказала Екатерина Михайлова, смотритель двух залов постоянной экспозиции Томского областного художественного музея.

Когда посетители появляются в соседнем музейном зале, то Екатерина Михайлова зажигает свет и ждет, когда гости придут осматривать экспонаты, представленные в ее «владениях»:

Посетители заходят в «мой» зал - я встаю и встречаю их, здороваюсь, большинство тоже меня приветствуют, - поясняет Екатерина Ивановна. - Затем я тихо и внимательно за ними наблюдаю, не зря же мы называемся смотрителями. Многие задевают картины руками или так наклоняются, что касаются работ головой, это запрещено, поскольку вредно для картин. Тогда я делаю замечания, вежливо говорю: «Извините, пожалуйста, нельзя ничего трогать». По правилам расстояние от человека до картины должно быть 40 см. О наших правилах мы стараемся напоминать вежливо, чтобы не испортить гостям настроение. Обязанность делать замечание для меня самое трудное в нашей работе. Я понимаю: человек пришел отдохнуть, посмотреть выставку, и тут к нему подходят, начинают что-то запрещать. Важно не обидеть человека, быть доброжелательной, но при этом достаточно строгой.

Правда, большинство гостей к таким замечаниям относятся с пониманием. Конфликты возникают редко. Хотя иногда люди начинают возмущаться, говорят, мол, вот за рубежом в музеях разрешают трогать экспонаты руками. Тогда таким гостям напоминают, что на постоянной экспозиции представлены шедевры, это подлинники, действительно старинные работы, созданные в XVII, XVIII, XIX веке. Если каждый желающий будет их трогать, то долго они не сохранятся.

Другие нарушения, которые допускают посетители - это появление в музейных залах с большими сумками и в верхней одежде. Таких гостей в залы не пустят, а вежливо отправят в гардероб. Верхняя одежда в залах нежелательна из-за обилия уличной пыли и бактерий, которые очень вредны для картин. А большие сумки - это вопрос безопасности.

Инструкций по технике безопасности у музейных смотрителей много. Со всеми правилами сотрудников залов знакомит главный хранитель художественного музея Ольга Комарова. Но все пункты вполне выполнимы:
- Все требования доступны для человека нашего возраста, - считает Екатерина Ивановна. - Надо быть честным, ответственным, наблюдательным, обладать хорошим слухом и зрением.

На работу смотрителей принимают после собеседования с главным хранителем и администратором. Смотрят в трудовую книжку. Обычно стремятся найти людей по рекомендации - ведь ответственность здесь высокая, а зарплата напротив. Работать приходится с 10 до 18 часов практически без перерыва. Можно уйти разве что на 15 минут на обед когда нет посетителей и непременно попросить смотрителя из соседних залов понаблюдать. Еду обычно приносят из дома с собой. Иногда можно пойти попить чаю за ширмой в одном из залов, но тоже не дольше, чем на 10 минут, и предупредив соседку.

Екатерина Михайлова работает в музее уже 17 лет. Сначала пришла на должность смотрителя, а затем стала администратором. Но 2 года назад вернулась в музейные залы, почувствовала, что хочется более спокойного дела:

У администратора работа сложная, - поясняет Екатерина Ивановна. - У него в подчинении все смотрители, много других обязанностей, надо знать все, что происходит в музее и следить, чтобы везде был порядок.

Хотя музейному смотрителю тоже не приходится скучать. Кроме непосредственного наблюдения у него хватает и других дел. Незаметно включить свет перед появлением гостей, чтобы не щелкать при них выключателем. Надо следить и за специальной подсветкой:

С нею работы хорошо смотрятся, - уверена Екатерина Ивановна. - Подсветку установили недавно, уже при нашем директоре Ирине Викторовне Ярославцевой. Еще при ней появились витрины под названием «стакан», благодаря этому мы можем представлять те экспонаты, которые прежде хранились в запасниках. Например, в моем зале в такой витрине стоит красивая, расписанная золотом ваза. Она создана на императорском стеклянном заводе еще в середине XIX века. В витрине она в безопасности, ее не повредят случайно. А подсветка позволяет вазе предстать перед посетителями во всей красе, без нее золотого узора не было бы так заметно.

Также недавно в залах появились мягкие удобные скамейки, на которых посетители могут отдохнуть, ведь постоянная экспозиция музея велика, десять залов расположено на втором этаже, еще четыре на третьем. Особенно популярны лавочки у детей. В выходные в музей приходят семьями, и ребятишки устают, иногда малыши даже могут прилечь на мягкие скамейки. Ценят возможности отдыха и пожилые посетители, которые тоже нередко бывают на постоянной экспозиции.

Кроме, собственно, наблюдения, у смотрителя есть и другие обязанности:
- Когда нет посетителей, то мы обеспыливаем оборудование в зале, - рассказывает Екатерина Ивановна. У каждого смотрителя есть свое ведерочко, влажной тряпкой мы два раза в неделю протираем стекло витрин, подоконники. Картины, конечно, не трогаем, их можно обеспыливать только научным сотрудникам. Я наблюдала, как они ухаживают за работами - надевают специальную мягкую варежку и аккуратно водят ею по экспонату.

Иногда смотрителям задают вопросы - не все заказывают экскурсию, некоторые смотрят выставку самостоятельно, таким посетителям часто хочется что-то уточнить, и они обращаются к сотруднику, которого видят в зале.

Мы не обладаем такими глубокими знаниями, как экскурсоводы, по своим должностным обязанностям мы и не должны рассказывать о картинах, - поясняет Екатерина Ивановна. - Но если можем, то отвечаем на вопросы посетителей. Больше всего гостей интересует: «У вас копии или оригиналы?». Мы отвечаем, что в основном в наших залах представлены подлинники, даже рамки у картин оригинальные. Многие спрашивают об императрице Марии Александровне, чей огромный парадный портрет можно увидеть в зале, где я работаю. Уточняют чья она была жена, я рассказываю, что Александра II.

К царской семье музейные смотрители неравнодушны, практический каждый может многое рассказать о династии Романовых. В музее много читают: когда на выставках нет посетителей, то смотрителям разрешены книжки небольшого (чтобы они не мешали вовремя замечать гостей) формата. Екатерина Михайлова предпочитает исторические романы, любит произведения Эдварда Радзинского. А интерес к династии Романовых возник отчасти благодаря представленному на выставке портрету императрицы:

Эта работа меня сразу заинтересовала, - отмечает Екатерина Ивановна. - Также у нас в музее есть интересный портрет Николай I, написанный еще до того, как он принял престол. Под впечатлением от работ я взяла в библиотеке книги о династии Романовых, с увлечением их прочла, потом поделилась с коллегами.

По наблюдению Екатерины Михайловой, посетители ее залов чаще всего надолго замирают возле портрета императрицы и возле картины, где изображена испуганная крестьянская девочка (ее особенно любят рассматривать дети):

Еще многим нравятся две работы художника Плешанова - его автопортрет и изображение девушки, они очень хороши собой, но, на мой взгляд, это слишком идеализированная красота, - делится впечатлениями Екатерина Ивановна. - У нас есть очень характерные работы, например, «Голова старика», портрет, созданный неизвестным автором, где мы видим необычное, выразительное, вероятно, когда-то красивое лицо старого мужчины.

В одних и тех же двух залах Екатерина Михайлова проводит свой рабочий день уже два года. И говорит, что они ей абсолютно не приедаются:
- Как же можно устать от таких шедевров?! - удивляется смотритель. - Очень люблю и представленные в залах картины, и всю нашу постоянную выставку, гожусь, что такое собрание работ есть в Томске, считаю, это бренд нашего города.

Единственное, что огорчает смотрителя это слишком сдержанное отношение к уникальной коллекции самих томичей. Они не очень часто выбираются в музей, а гости города приходят от собрания в восторг и даже избалованные музеями москвичи и петербуржцы восхищаются, встретив в Томске подлинные работы известных мастеров. Екатерине Михайловой хотелось бы, чтобы горожане больше ценили свою уникальную возможность наслаждаться шедеврами.

Текст: Мария Аникина

Должностные обязанности. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи приданных технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов; порядок использования технических средств безопасности; правила поведения посетителей в музее; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации: среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства) без предъявления требований к стажу.
IV. Квалификационные характеристики должностей работников,

занятых в библиотеках
4.1. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки,

централизованной библиотечной системы

Должностные обязанности. Руководит научно-производственной, хозяйственной и финансово-экономической деятельностью библиотеки, централизованной библиотечной системы. Организует взаимодействие структурных подразделений библиотеки, направляет их деятельность на развитие и совершенствование работы библиотеки с учётом социально-культурных приоритетов и современного уровня развития библиотечного дела. Обеспечивает выполнение библиотекой обязательств перед федеральным (региональным, муниципальным) бюджетом, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнёрами по договорам. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности библиотеки, использование правовых средств для финансового управления, укрепления договорной и финансовой дисциплины, повышение инвестиционной привлекательности библиотеки в целях её развития, регулирование трудовых отношений. Защищает имущественные интересы библиотеки в органах государственной власти и управления. Обеспечивает сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении библиотекой. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию благоприятных условий труда, соблюдению требований трудового законодательства. Обеспечивает на основе принципов социального партнерства выполнение коллективного договора, заключенного с трудовым коллективом библиотеки.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие научно-производственную, хозяйственную и финансово-экономическую деятельность библиотек; основы управления экономикой и финансами; методические и нормативные документы, касающиеся деятельности библиотек; профиль, специализацию и особенности структуры библиотеки; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли культуры и библиотеки; виды современных информационных технологий; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; теорию и практику менеджмента; психологию управления; устав библиотеки; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (библиотечное, экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в органах культуры, библиотеках не менее 5 лет.
Заведующий филиалом библиотеки,

централизованной библиотечной системы
Должностные обязанности . Осуществляет руководство филиалом библиотеки по библиотечно - информационному обслуживанию читателей. Организует разработку перспективных и текущих планов работы филиала библиотеки и контролирует их выполнение. Ведет учет деятельности филиала библиотеки. Обеспечивает работу по обслуживанию читателей, включающую в себя индивидуальные и массовые формы обслуживания, справочно - библиографическое обеспечение, функционирование межбиблиотечного и заочного абонементов. Принимает участие в комплектовании библиотечных фондов филиала библиотеки. Изучает передовой опыт организации работы отечественных и зарубежных библиотек, применяет этот опыт в практической работе. Осуществляет связь с другими библиотеками. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать : законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие культуры; нормативные и методические документы по вопросам библиотечной работы; теорию и практику библиотечного дела; основы экономики и управления библиотечным делом; достижения отечественных и зарубежных библиотек; основы организации труда; технологию библиотечных процессов; правила, методы автоматизации и механизации библиотечных процессов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в органах культуры, библиотеках не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы не менее 5 лет.

Должностная инструкция музейного смотрителя [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , раздела "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Музейный смотритель относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства), без предъявления требований к стажу.

1.3. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Музейный смотритель должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

Порядок использования технических средств безопасности;

Правила поведения посетителей в музее;

Основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- [иные знания].

2. Должностные обязанности

Музейный смотритель:

2.1. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала.

2.2. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях.

2.3. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.

2.4. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Музейный смотритель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Музейный смотритель несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы [инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано: [должность, инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

Валентина Чернова рассказывает о необычной профессии музейного смотрителя.

Музейный смотритель - странная профессия. В нее приходят либо после школы, чтобы позднее поступить в вуз, либо после ухода на пенсию. Эта профессия не требует специальных навыков. Сиди себе в зале, изредка говори: «Руками не трогать», - и наслаждайся красотой экспонатов. Однажды я слышала такую фразу: «Музейный служитель - это для женщин. Сидеть в светлоте, в красоте!». Сравнительно недавно был учрежден первый профессиональный праздник, обративший внимание общества в нашей стране к этой «незаметной» профессии.

Мне захотелось написать о них после того, как я увидела фотосерию американца Энди Фриберга о смотрительницах художественных музеев. Во время посещения российских музеев он обратил внимание на то, что сотрудницы, сидящие в залах, удивительным образом соответствуют картинам, даже дополняют их, становясь сами экспонатами. После беседы с ними он узнал: зачастую они сами выбирают зал, где бы им хотелось сидеть.

Всего в рамках проекта было сделано 36 снимков в четырех крупнейших музеях. Фотографии были оформлены в книгу под названием Guardians.

«Когда вы рассматриваете картины или скульптуры, то присутствие смотрительниц становится неотъемлемой частью вашего знакомства с художественными произведениями. Я считаю, что изучение этих женщин не менее интригующе, чем изучение самих произведений искусства» .

Дело в том, что в ряде европейских музеев существует государственная униформа, обезличивающая все. В Лувре работают лишь мужчины в форме, внешне похожие на железнодорожников. Отсюда ясен интерес Фриберга к нашим смотрителям.

Невольно вспомнились колоритные лица служительниц Куйбышевского художественного музея. Тогда в штате музея было чуть больше десяти человек. Кассир - он же гардеробщик, музейные смотрители (всего их было три, по одной на этаж) осуществляли уборку. Они знали всех художников, трепетно относились к вернисажам, словом, были членами музейного братства. На обеденный перерыв «научники» заменяли их, исполняя обязанности служителей.

Верхний ряд: Т.А. Петрова (зам.директора), В.И. Ващенко (старший научный сотрудник),
А.В. Краснов (завхоз). Ближний ряд: Е.А. Евсейчева (научный сотрудник),
А.Н. Горина (тетя Шура), Н.М. Горобец (шофер Митрофаныч),
В.А. Чернова и Е.Ф. Титова (научные сотрудники).

Вот легендарная Александра Никитична Горина , или «Шуренок», как ласково ее называли. После войны она вместе с мужем Сашей и двумя детьми жила в десятиметровой каморке в музее (под лестницей). Саша любил оперу и оперетту, совмещал работу в музее по развеске экспонатов с работой театрального монтировщика. Все время пел арии из любимых оперетт.

Сама тетя Шура тоже была отменная певунья. Во время ночной вахты вязала пуховые платки, а утром принималась за помывку окон. Мы, приходя на работу, всегда заставали ее жизнерадостно поющей.

В 1978 году из Москвы возвратился В. Пурыгин. В Союзе решили сделать его персональную выставку. Оказалось, рубашки приличной на нем не было. Тут же скинулись, отрядили посланца в магазин, а за час до вернисажа переодели. Тетя Шура приговаривала: «Ах! Валентин Захарович, да ты у нас - яблочко наливное, дуб мореный! Да ты у нас загляденье, не то что некоторые сморчки!»

Все время от нее слышались колоритные выраженьица и словечки. После смерти Саши она одна растила сыновей. На моей памяти она второй раз вышла замуж за музейного шофера Николая Митрофаныча Горобца . Военный водитель, в свое время брал Будапешт, как герой-победитель он был запечатлен в картине художника Ю. Андреева «Митрофаныч в Будапеште». Работа находится в собрании СОХМ.

Прасковья Васильевна Тюлькина в годы войны служила вахтенным матросом, вывозили на баржах раненых из Сталинграда. Сестры Филатовы детьми в годы войны работали на оборонных заводах. Стен еще не было, под ногами деревянный помост, чтобы ноги не зябли, а они, малолетки, стояли за станками, делали оружие для армии. И мы, живя рядом с ними, слушали их, осознавали свою причастность к этому героическому поколению…

А еще была глухая Нюрочка , она могла читать по губам. Маленькая, худенькая, с приветливым лицом. Имела чудесный дар - ускорять рост цветов. Их было изобилие на первом этаже, возле кассы и гардероба. Нюрочка всегда беседовала с ними, и они откликались на заботу.

Какие судьбы! Ефросинья Устиновна сидела на втором этаже. Всегда улыбчивое лицо было открыто зрителю. Во время репрессий ее отец-кузнец спас семью из 7-х детей. Накануне ареста и последующего «раскулачивания» он вечером предусмотрительно оставил свет в избе, а сам посадил всю семью на телегу и из Тульской области отправился в Нижегородскую. На изобильной лесами территории он устроился лесничим и обеспечил своим детям «счастливое безмятежное детство».

Особый флер музейного братства отличал все музеи СССР. Недавно мне попалась книга воспоминаний московского художника Алексея Хитагурова . В молодые годы он работал в Государственном историческом музее в Москве: «Вообще демократии в то застойное время было как-то побольше: дирекция ходила в тот же музейный буфет в подвале, ела тот же суп и котлеты, селедку с луком. Буфетчица Анна одним глазом смотрела на очередь, другим в чан с супом. В буфете продавалось пиво, можно было хватануть. На праздники в вестибюле музея накрывали столы, дружно гуляли. Из портфелей доставали кое-что покрепче».

Это послевоенное поколение смотрителей отличалось невероятным дружелюбием, открытостью. Когда приезжали гости из других музеев, пекли пироги. Вкуснее тети-Шуриных пирогов ничего не было. А Клавдия Ивановна Коротенко научила всех печь медовый торт. Замечательная хозяйка делилась опытом хозяйствования с молодыми женщинами. На еврейскую пасху мы ели мацу, на православную - угощались куличами.

Надолго запомнилась выставка Александра Павловича Васильева, театрального художника, действительного члена Академии художеств (отца Александра Васильева, историка моды). Накануне открытия, после работы, он попросил накрыть в вестибюле музея столы со всевозможной снедью. Специально для рабочих, смотрителей, вахтеров, всех незаметных зрителю тружеников музея. Так он благодарил за хорошую работу.

Второе поколение музейных служителей застойных лет пришло в музей в середине 80-х. Когда в штате появились люди по уборке залов, сменились качественно и смотрители. Они пришли после выхода на пенсию, музей - их вторая или даже третья профессия. Среди них были учителя, кандидаты наук, завлабораториями, медики, бухгалтеры, инженеры…

Елизавета Мироновна Штольман всю жизнь работала инженером по стеклу, а потом оказалась в музее, да еще в зале иконы. Она словно ребенок, впервые пришедший в школу, кинулась выяснять про Бога, Библию. Мы ее послали образоваться в синагогу, она стала задавать там неудобные вопросы и все никак не могла остановить любознательность, позднее стала читать книги А. Меня. Уехав в Израиль, она звонила мне оттуда по телефону и предлагала найти книги некоего питерского гуру. Приятно сознавать, что жизнь в музее пробудила ее от прозаической жизни.

Не в последнюю очередь эти смотрители сформировали репутацию музея, его облик в глазах общества. Равнодушные люди просто не смогли бы охранять шедевры. Поэтому смотрителями становятся, как правило, исключительно преданные своему делу, любящие музей люди.

С другой стороны, в музейные служители приходили и художники, творчески одаренные люди. И самое главное - это люди, неравнодушные к культурной и музейной жизни, испытывающие интерес к выставкам и другим событиям.

У нас даже привидение было из смотрителей. В зале китайского фарфора как-то появился смотритель из художников Анатолий Ш. - вежливый, тихий, периодически страдавший «горькой», болезнью российских интеллигентов. К сожалению, с ним случилось несчастье: он отравился каким-то напитком, наши служители отвезли его в больничку, навещали, но он умер.

В ночь, когда он умер в больнице, сотрудник ночной охраны пошел ночью в музее руки помыть и увидел Анатолия стоящим у окна. Охранника буквально пронизал ужас, он помчался к напарнику, тот пошел на осмотр залов и узрел, как Толя поднимался на третий этаж в залы Востока. Всю ночь охрана перезванивалась со своими, еле ночь переночевали. Оказывается, в городе существует несколько мест, где водятся привидения.

Когда я рано утром заступила на дежурство, один встревоженно мне сказал: «Вот вы идете на третий этаж, а, между прочим, он к вам туда направлялся». Я была спокойна, знала, что покойный в своем зале, на крыше витрины с фарфором, хранил в папочке свои художественные творения. Скорее всего, дух покойного беспокоился о дальнейшей судьбе произведений. Целый день продолжался полтергейст. То с антресолей с шумом упали рулоны бумаги, то полка в книжном шкафу соскочила с грохотом. На следующий день музей окропили крещенской водой, обошли с молитвой, отдали произведения близким людям, и призрак угомонился.

Это все происходило в ХХ веке. А недавно мне в Интернете попалась фотография с изображением музейного служителя в зале и комментом: «Мы их держим вместо мебели». Стало обидно за славную профессию. Надо просто вглядеться в нее.

Среди музейных служителей встречались и бывшие журналисты, и любители животных, и пишущие стихи, а один служитель, я знаю, дружит много лет с известной эстрадной звездой. Многие путешествуют, неизменно посещая музеи в других городах и странах. В деле охраны нашего национального достояния эти сотрудники стоят на переднем крае - от их профессионализма, внимания, бдительности зависит сохранность бесценных музейных экспонатов.

Валентина Чернова
Фото из архива автора

Музейная безопасность главная проблема музейного дела, специально для смотрителей разработана подробная инструкция, которая представляет редкую возможность получить ответы на многие практические вопросы, возникающие в прцессе обеспечения деятельности музея.

Данная инструкция составлена на основе «Пособия для специалистов по музейной безопасности и музейных смотрителей», издание Национальных комитетов ИКОМ Бельгии и Швейцарии, выпущено при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Международного совета музеев, Государственного Эрмитажа.

МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»

Смотрители музеев находятся на переднем крае, напрямую сталкиваясь с проблемами безопасности. Им надлежит постоянно, приветливо и по возможности корректно заставлять соблюдать предписания, которые затрагивают интересы посетителей, то есть клиентов, которые заплатили за вход и поэтому ждут представления услуги.

Любое замечание смотрителя может вызвать неудовольствие посетителя, поскольку даже терпения и дипломатичности не всегда достаточно, чтобы добиться его понимания.

Смотритель обязан быть гостеприимным по отношению к публике, и в то же время он должен заботиться о целостности экспонатов, находящихся под его присмотром.

Музейный смотритель является также и специалистом в области общения. От приема, который он оказывает посетителям, от его способности быть их собеседником во время посещения и в то же время побудить гостей соблюдать определенные правила, во многом будет зависеть доброе имя музея.

Смотритель может быть ценным помощником администрации, имея острое зрение, хорошую память и добросовестно сообщая о нарушениях, о которых вам стало известно в ходе исполнения служебных обязанностей.

Даже после окончания работы, вы призваны хранить от посторонних известные вам секреты музея, какими бы они ни были, как относящиеся к сохранности экспонатов, так и касающиеся посетителей.

Кроме того, знайте, что вы несете гражданскую ответственность за незаконный ущерб, который нанесете либо намеренно, либо по небрежности.

Вам необходимо знать:

1.Внутренние рабочие правила: расписание, перерывы, рабочая одежда, запрещенные действия /прием пищи, курение, использование личного мобильного телефона и т.д./.

2. Правила регулирующие доступ посетителей:

В экспозиционные залы (сдача вещей в гардероб и т.д.);

В такие подразделения как, научный отдел, администрация и т.д.;

Условия прохода представителей обслуживающих фирм, гостей,

3. Правила, касающиеся безопасности:

План музея, план расположения противопожарных средств (огнетушители, шланги, гидранты и т.д.);

Номера телефонов, по которым нужно звонить в данном случае;

Меры по эвакуации посетителей и экспонатов.

Средства подачи сигналов тревоги;

4. Правила для посетителей.

Посетители должны быть четко проинформированы о правилах посещения музеев комплекса.

Перечень запретов, например, курение, прием пищи и напитков, на использование мобильных телефонов и фотоаппаратов и т.д. должен быть вывешен при входе в музей. Таким образом, делая замечание посетителю, вы ссылаетесь на правила.

Опасности, связанные с инфраструктурой

Музейный экспонат должен храниться в условиях, отвечающих специальным нормам в следующих областях:

Температурного и влажностного режимов:

Изменения уровня относительной влажности наносят ущерб дереву, холсту, росписям. Отсюда необходимость следить за тем, чтобы относительная влажность оставалась постоянной, избегать открытия дверей и окон, обеспечивать нормальное функционирование увлажнителей, быть внимательным к показаниям термогигрометров. Экспонат должен быть недосягаем для пыли и табачного дыма. В силу этого, а также из-за опасности пожара, курение в музее должно быть строго запрещено как для персонала, так и для посетителей.

Манипуляции с экспонатами всегда вредны. Они должны проводиться сотрудниками. Необходимо знать, что на нашей коже есть жир и влага, которые могут остаться на экспонате и повредить его поверхность, и что простое прикосновение может также повлечь ее медленное разрушение.

При этом необходимо иметь в виду, что посетитель часто стремится потрогать экспонат. Поэтому в музее должно быть, строго запрещено касаться экспонатов. Необходимо позаботиться о том, чтобы никакое дополнительное освещение не воздействовало на экспонаты.

Постоянные опасности. Как предупреждать?

Обеспечение профилактических мер должны взять на себя ваши коллеги-техники. Однако, вас могут позвать на помощь, чтобы воспользоваться вашими знаниями мест размещения оборудования. При обнаружении неисправности вы должны незамедлительно предупредить компетентност.

Как действовать?

При обнаружении утечки воды или затопления вы должны:

Попытаться выяснить источник аварии;

Незамедлительно поставить в известность компетентных лиц;

Закрыть вентили и краны;

Переместить или защитить экспонаты;

Прекратить доступ посетителей;

Как можно быстрее удалить воду;

Не касаться электрооборудования;

В случае слишком длительного пребывания экспонатов на свету, следует снизить освещенность, задвинуть шторы, запретить использование фотовспышек и т.д.

Попытка потрогать экспонаты

Необходимо запретить прикасаться к музейным предметам, поскольку все они представляют ценность.

Запрещайте посетителям опираться на витрины. Никогда не делайте этого сами!

Не позволяйте детям бегать по залам – они могут натолкнуться на экспонаты или упасть на них.

Пепельница и корзина для мусора должны находиться у входа в музей. Жизнь жвачки должна заканчиваться в урне, иначе мы можем увидеть ее приклеенной к мебели, витрине или к табличке.

Следите за соблюдением правил поведения посетителей. Правила должны находиться на видном месте при входе в музей – вы можете сослаться на них, если посетитель оспаривает ваше замечание.

Всегда будьте примером. Никогда не делайте того, что вы запрещаете другим.

Умышленный ущерб, или вандализм

Посетитель может умышленно оставить в туалете открытый кран, чтобы вызвать затопление.

Как поступать при акте вандализма

Дать сигнал тревоги.

Если он убегает, не преследовать его, оставив рабочее место, а немедленно сообщить об этом коллегам. Можно одновременно с подачей сигнала тревоги закрыть двери музея, чтобы никто не смог его покинуть до поимки вандала или вора.

Записать приметы правонарушителя.

Попросить возможных свидетелей остаться.

Изолировать зал, где случилось происшествие.

Ждать прибытия милиции, которую вызвало ваше руководство, чтобы передать вандала или вора в ее распоряжение.

Кража

Особо следите за техниками, уборщиками, фотографами, грузчиками, посторонними приглашенными реставраторами... Сколько краж было совершено людьми, выдававшими себя за перечисленных работников! Не поддавайтесь впечатлениям.

Отнеситесь с подозрением к стулу, сдвинутому в сторону висящей картины, или неожиданно открытому окну.

Регулярно проверяйте витрины и замки. Воры часто ведут поэтапную подготовку. Предварительно они могут вывернуть шурупы из дверных петель, засунуть кусок дерева

между стеклами, сломать стойку или спрятать в зале свой инструмент.

Не позволяйте посетителю отвлекать вас – это может быть сообщник вора. Отвлекая ваше внимание, он дает ему время совершить преступление. Не позволяйте увести себя из зоны, которая находится под вашим наблюдением.

Все посетители в ваших глазах должны заслуживать равной бдительности. Не доверяйте рафинированной элегантности молодой дамы, ученому виду господина, спокойному виду юной пары. Камеры наблюдения часто показывают, что музейные воры на самом деле имели подобный облик.

Часто приходящий посетитель может быть потенциальным вором: детально изучая обстановку, он старается примелькаться и надеется таким образом усыпить вашу бдительность.

Как действовать?

Дать сигнал тревоги.

Если возможно, без насилия задержать злоумышленника.

Если он убегает, не преследовать его, оставив рабочее место, а немедленно сообщить об этом коллегам.

Для облегчения и повышения эффективности работы

сотрудников охраны :

При изъятии какого-либо экспоната со своего места его должен заместить соответствующий документ, подписанный хранителем.

Следует запретить, посетителям вносить в выставочные залы сумки больших размеров, чемоданы, пальто, плащи, …, то есть предметы, которые могут помочь вору спрятать добычу.

Помнить, что детские коляски и переносные колыбели могут служить местом укрытия украденной вещи.

Предупреждение о соответствующих запретах должно содержаться в правилах размещенных при входе в музей на видном месте.

Двери, отделяющие экспозиционные залы от помещений, в которые доступ публике запрещен, должны быть закрыты на ключ.

Пожар

Основным средством борьбы является профилактика, или комплекс мер, которые необходимо предусмотреть, чтобы избежать возникновения огня. Являясь основой противопожарной безопасности, профилактика должна быть постоянной, строгой и обязательной.

Как предупредить?

Хорошо изучите топографию мест, расположение телефонов и кнопок подачи сигнала тревоги, вентилей и т.д.

Заставляйте посетителей соблюдать запрет на курение. Этот запрет действует во время вернисажей, монтажа выставок, концертов и приемов. Сами вы, естественно, курите лишь во время перерывов и в специально отведенном месте.

Следите, чтобы коридоры, проходы, запасные выходы не были загромождены.

Следите за уборкой мусора любого вида. Необходимо избегать также складирования воспламеняющихся материалов.

Сообщайте обо всех повреждениях электрооборудования. Оно должно обязательно соответствовать официальным требованиям.

После ухода персонала организуйте обход, чтобы закрыть двери между помещениями, проверить обесточены ли электроаппараты.

Стресс, спешка, самоуспокоенность – причины недосмотров.

Как поступать при возникновении пожара?

Предписания на случай пожара должны быть включены в текст внутреннего распорядка музея. Все смотрители должны его знать.

Подайте сигнал тревоги, который служит сигналом к эвакуации всех находящихся в здании, как сотрудников, так и посетителей.

Направляйте посетителей к запасным выходам.

Встречайте пожарных и ведите их к месту пожара (вы знаете план музея).

В случае необходимости осуществляйте план эвакуации экспонатов.

Знайте, что посетители надеются на то, что вы обеспечите их безопасность и выведите из опасного места. Сохраняйте самообладание и спокойствие. Ваша уверенность перейдет к посетителям и поможет избежать паники. На пожарах иногда больше гибнут от давки, чем от огня. Учения по эвакуации должны проводиться регулярно, чтобы вы смогли наработать необходимый автоматизм, избежать стресса и паники при реальном происшествии.

Будьте особенно внимательны к детям и инвалидам.

Убедитесь в том, что никто не остался в помещениях для отдыха, туалетах, технических помещениях и т.д.

Необходимо быть особенно бдительным:

Во время работ, производимых в помещениях;

В ходе подготовки к открытию выставок;

Во время приемов.

Необходимо мобилизовать все органы чувств:

Обоняние – чтобы почувствовать запах дыма,

Зрение – чтобы заметить пламя или дым;

Осязание – чтобы ощутить нагрев поверхностей;

Слух – чтобы услышать треск, сопровождающий горение.

Как бороться с пожаром?

Существует множество видов огня, и для борьбы с каждым из них необходимо соответствующее средство. Вы, знаете, что, плеснув воду на горящий жир, лишь увеличивает силу огня, но не тушат его. А мокрое покрывало, наброшенное на жир, потушит огонь.

Борьба с огнем требует специальных знаний – это настоящая профессия. Вы смотритель, а не пожарный. Тем не менее, до прибытия специалистов вы можете предпринять ряд действий, чтобы избежать расширения очага возгорания. Вы должны уметь пользоваться огнетушителем.

Причины пожара

Причины пожара многообразны

Огонь от непосредственного контакта с нагревательным и кухонным оборудованием, от электрической дуги, от искры при сварке, от дежурного освещения, при сжигании отходов и т.д.

Аварии электросети, вызванные перегрузкой, плохой вентиляцией, короткими замыканиями вследствие плохого состояния изоляции, неправильным обслуживанием, использованием негерметичных материалов в местах с повышенной влажностью, статическим электричеством и т.д.

Небрежность и халатность в поведении, непотушенные сигареты, несоблюдение запрета на курение, оставленные зажженными паяльные лампы или газовый резак и т.д.

Преступное поведение по различным мотивам: пиромания, вандализм, агрессивность, месть, уничтожение следов взлома и т.д.

Атмосферные явления: перегрев на солнце, молния, а также испарение горючих жидкостей, которое может привести к образованию взрывчатой смеси.

Высокая температура, а в частности, дымоходов, паро- и водопроводов, нагревающих окружающую среду.

Происшествия при работе с горючими веществами.

Самовозгорание масел, остатков краски, промасленных тряпок.

Ферментация продуктов растительного происхождения (зерно, хлопок, уголь, пенька, мука…), которая может вызвать цепную реакцию, приводящую порой к самовозгоранию.

Самоокисление металлов в виде опилок и порошка (магний, алюминий, цинк).

Борьба с опасность ю

Тушащие агенты:

Песок и сухая земля, вода, сухие порошки, двуокись углерода, пена, покрывало.

Взрыв или угроза взрыва бомбы

Нельзя легковесно относиться к любому сообщению о бомбе. Обычно, это телефонный звонок с сообщением о заложенном взрывном устройстве, которое взорвется в такое-то время.

Знайте, что побудительные мотивы могут быть двух видов:

Кто-то хочет выразить свой протест, пытаясь нанести ущерб имуществу;

Воры хотят вызвать панику для облегчения совершения преступления.

Как воспринимать телефонную угрозу?

Не волнуйтесь.

Будьте внимательны к любым деталям: типу: типу голоса, акценту, шумам на заднем плане и т.д. Это сможет помочь следствию.

Постарайтесь узнать:

где находится взрывное устройство;

на что оно похоже;

время взрыва;

почему преступление совершено.

Как распознать подозрительный пакет?

Внимательно осматривая посетителей, вы можете заметить того, кто «забыл» или тайком положил необычный пакет (сверток).

Если вы работаете в гардеробе, будьте вдвойне бдительны, особенно если услышите подозрительные звуки, исходящие из багажа.

Как реагировать?

Дайте сигнал тревоги в милицию (или попросите это сделать ваше руководство). Сообщение должно быть как можно более точным, чтобы соответствующие службы смогли подготовить необходимое оборудование и максимально приблизиться к месту:

название музея

точный адрес

положение с людьми (закрыт или открыт музей для посетителей)

положение с коллекцией.

По указанию милиции или вашего руководства дайте сигнал об эвакуации всех находящихся в здании (как персонала, так и посетителей).

Эвакуируйте посетителей через запасные выходы. Не теряйте времени и идите к месту сбора, который вам должен быть сообщен заранее.

Встречайте прибывших спасателей и ведите к месту угрозы, поскольку вам хорошо известно месторасположение помещений.

Если требуется, осуществляйте план эвакуации экспонатов.

Естественные опасности

Гроза, ураган, даже сильный ливень могут иметь серьезные последствия для коллекции. В этих случаях необходимо знать, где вы можете найти ведра, брезент, шпагат, чтобы как можно быстрее защитить экспонаты.

В периоды таяния снега ваша бдительность должна быть удвоена.

Именно вы заботитесь о безопасности коллекций и посетителей. Вы здесь для того,

чтобы не произошло ничего плохого.

Ваши главные качества: наблюдательность и бдительность.

Азбука предупреждения

1. Вы прекрасно знаете

Месторасположение объектов.

План помещений музея и, особенно, сектор вашей ответственности (двери, окна, лестницы, запасные выходы). Если необходимо эвакуировать посетителей, поведете их вы – помните об этом!

Способы использования радио- и телефонной связи.

Расположение телефонных аппаратов. Вы должны помнить номера основных телефонов (вашего руководителя, технических служб и т.д.).

Расположение кнопок сигнализации.

Подача сигнала тревоги не должна вызвать у вас затруднений.

Расположение огнетушителей, их особенности и правила пользования.

Расположение и состояние предметов, состоящих под вашей охраной. Регулярно их проверяйте, особенно при закрытии музея. Если что-то отсутствует, если вы заметили что-то необычное – немедленно сообщите руководству. Это относится как к экспонатам, расположенным в витринах, так и к предметам, не находящимся под специальной охраной.

2.Вы не покидаете ваш пост, пока не подменят

Если подмена невозможна и если оставление поста абсолютно необходимо, либо закройте зал, либо попросите инструкции у руководства.

3.Обо всех аномалиях вы немедленно сообщаете руководству

Предмет был, передвинут или снят; отклеилась этикетка; не горит лампа; неполадки с замками и т.д.

4.Ваша бдительность удваивается при наличии необычных посетителей.

Посетитель, представляющийся как гость хранителя, фотограф, срочно вызванный слесарь, носильщик, которому поручено забрать экспонат для выставки… Проконтролируйте основания их визита. Никому не доверяйте заранее.

Музей на службе общества

Одна из ваших задач – дать почувствовать посетителю, что он не ошибся в выборе. Своей приветливостьюи гостеприимством вы должны дать понять посетителю, что он желанный гость, и пригласить его спокойно осмотреть музей.

Не обсуждайте с коллегами не совсем обычное поведение или манеру одеваться. Если среди посетителей вы увидите знаменитого человека, не оповещайте коллег, не будьте назойливы.

Станьте для хранителя помощником, на которого он может рассчитывать и который знает свое дело.

Вы должны быть осведомлены о:

Расписании работы музея;

Стоимости входных билетов;

Представленных коллекциях;

Расположении помещений;

Вспомогательных службах;

Мероприятиях для публики;

Видах общественного транспорта, которыми можно добраться до музея;

Списках сотрудников;

Правила хорошего приема

Хорошо принять – это и себе доставить удовольствие

Посетитель сразу ощущает хороший прием. Если он чувствует себя ожидаемым, желанным и уважаемым гостем, он сразу же ответит вам добрым отношением.

Улыбаясь, посетителю показывают, что его заметили, что его ждали. Обмен улыбками облегчает контакт, разряжает атмосферу, порождает уважение и доброе отношение.

Ваша вежливость вызывает вежливость и уважение других. Ваши отношения с посетителями особенны: вы должны присматривать за ними, будучи в то же время сдержанными и внимательными.

Необходимо соблюдать расписание работы. Разместите его на входной двери. Посетитель, пришедший в нерабочий день, поймет, почему двери музея закрыты.

Поздоровайтесь, прежде чем обратиться к кому – либо. Не ждите, что посетитель поздоровается первым. Вы принимаете его, вам первому и здороваться.

Если к вам обратились, чтобы задать вопрос или сделать замечание, начните с приветствия или скажите «слушаю вас» и ждите вопроса. После того, как посетитель выслушал ваш ответ и сказал «спасибо» или «хорошо», можете ответить «пожалуйста» и отойти.

Не говорите... Постарайтесь говорит ь так...

Нет К сожалению, это невозможно.

Я ничего не понял (а) Извините, но,я не расслышала.

Повторите Не могли бы Вы уточнить.

Вы должны Извините, не могли бы Вы…

Я не знаю Я сейчас уточню.

Встаньте в очередь Здесь люди, которые ждут...

Кто Вы? Ваша фамилия? Как Вас представить? С кем имею честь..

Я здесь не для этого. В мои обязанности входит прием, а не это

Форма одежды

Посетитель сначала обращает внимание на ваш внешний вид. Если последний оставляет желать лучшего, у посетителя может сложиться негативное мнение не только о вас, но и о музее. Вы символ музея, его фирменная марка. Подумайте об этом, когда одеваетесь утром.

Ответы на вопросы

Имидж музея, в создании которого вы участвуете, зависит также и оттого, что вы говорите посетителю. Одним замечанием, часто банальным, вы можете создать у него неблагоприятное впечатление.

Никогда не давайте неточной информации – это хуже, чем не дать ответа. Вам приходится тысячу раз отвечать одно и тоже. Делайте это любезно: для посетителя, задающего вопрос, это всегда впервые.

Умейте слушать. Слушать – это внушить посетителю чувство доверия. Будьте точны и лаконичны в своих ответах.

Как делать замечания

Не забывайте основные правила вежливости и гостеприимства, они вам нужны, как никогда. Говорите ясно, убедительно, без стеснения, смотрите на собеседника. В ваши обязанности входит следить за соблюдением правил посетителями, и они знают об этом. Если требование высказано вежливо, с улыбкой, но уверенно, посетитель подчинится.

Вы не должны оправдываться. Если посетитель требует объяснения, дайте ему их коротко.

Урегулирование конфликтов

В музее у посетителя имеется множество причин быть недовольным. Вы не несете за это ответственности, однако, находясь на переднем крае, вынуждены принимать на себя все критические высказывания.

Вначале позвольте собеседнику высказаться. Не перебивайте его – в большинстве случаев напряжение спадает. Учитывайте справедливые замечания.

Лучший способ урегулировать конфликт – постарайтесь не допустить его.

Избегайте: - поддаваться гневу;

Раздраженно реагировать на неприятные замечания;

Нервничать вместе с нервным посетителем;

Показывать ваше плохое настроение, усталость;

Правило: Умейте говорить и слушать – в пятидесяти процентах случаев проблема разрешится сама собой.

Школьные группы

Группа школьников – весьма специфическая публика. Преподаватели и ученики часто считают посещение музея отдыхом и не очень строго относятся к вопросам дисциплины.

Если вам нужно сделать замечание, в первую очередь обратитесь к преподавателю, ответственному за группу.

Если группу ведет сотрудник музея, учтите, что задача гида – давать объяснения. Он не может следить за всеми учениками. Вы должны его страховать. Если возникают проблемы, прежде чем вмешиваться, незаметно проинформируйте гида

В общении с детьми дружелюбие и улыбка дают зачастую лучший результат, чем командирский тон.

Поведение смотрителя в залах

Вам необходимо удалить из поведения все, относящееся к вашей личной жизни, вкусам и привычкам. Избегайте носить с собой чашку кофе, бутылку воды, не читайте газету, не причесывайтесь.

Недопустимы длительные разговоры с коллегами и бесконечная болтовня по телефону. Это не только отвлекает вас от исполнения ваших обязанностей, но и производит крайне негативное впечатление на посетителей. Они могут подумать, что мешают вам, хотя вы в музее для того, чтобы принимать их.

Следите за чистотой и порядком, где вы работаете. Наводите порядок сами, не ждите, когда вам предложат это сделать.

Помните о негативном влиянии «бытового» поведения. Беспорядок в любом виде плохо воспринимается посетителем, не вешайте вашу одежду на стул. Стулья, находящиеся в вашем распоряжении, всегда должны быть на своих местах. Не оставляйте их в беспорядке.

Не берите вашу сумку в зал – с ней вы будете иметь вид посетителя, а не служащего.

Е.Ю. Карпеева
заместитель директора по учету и хранению