Виды эксперимента. Значение слова «эксперимент Что такое эксперимент в химии определение

психология испытуемый эксперимент

Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. И с самого начала развития психологической науки и до наших дней люди сумели развить и существенно улучшить свои навыки в этом непростом, но захватывающем деле. Поэтому сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент.

Эксперимент в психологии - это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Исследователем в процессе эксперимента может выступать и ученый-специалист, и простой обыватель.

Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:

  • · Возможность изменения какой-либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей;
  • · Возможность выбрать точку отсчёта;
  • · Возможность неоднократного проведения;
  • · Возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.

Существует множество взглядов на дифференциацию экспериментальных методик и значительное число обозначающих их терминов. Если обобщить результаты в этой области, то совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить в следующем виде:

I. По действительности проведения и полноте процедуры

  • 1. Реальный (конкретный). Реальный (конкретный) эксперимент - это опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях. Именно реальные исследования дают фактический материал, используемый как в практических, так и в теоретических целях. Результаты опыта справедливы для конкретных условий и популяций. Их перенос на более широкие условия носит вероятностный характер.
  • 2. Мысленный (абстрактный): Мысленный эксперимент - воображаемый опыт, невыполнимый в действительности. Иногда к этому разряду относят и мысленные манипуляции по поводу организации и проведения в будущем планируемого реального эксперимента . Но такое предварительное «проигрывание» в уме реального опыта - фактически его обязательный атрибут, реализуемый на подготовительных этапах исследования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование).
  • а) идеальный;
  • б) бесконечный;
  • в) безупречный.

Идеальный эксперимент - это эксперимент, в котором на зависимую переменную отсутствуют любые влияния кроме одной независимой переменной. В реальности исключить дополнительные влияния множества привходящих факторов невозможно. Поэтому идеальный эксперимент в действительности неосуществим. На практике приближение реального опыта к идеальному реализуется путем контроля дополнительных переменных, изложенного при описании экспериментальной процедуры.

Бесконечный эксперимент - эксперимент, охватывающий все возможные экспериментальные ситуации для всей исследуемой популяции (генеральной совокупности). В реальности множество таких ситуаций безгранично вследствие огромных, а зачастую и неизвестных, размеров генеральной совокупности и бесчисленного количества действующих на испытуемого факторов. Учет всего этого бесконечного множества ситуаций выполним только в фантазии исследователя. Вследствие своей безграничности (в разнообразии и во времени) такой эксперимент и получил название бесконечного. Практическая бессмысленность бесконечного эксперимента состоит в противоречии с одной из основных идей эмпирического исследования - перенос результатов, полученных на ограниченной выборке, на всю генеральную совокупность. Он нужен только как теоретическая модель.

Безупречный - это эксперимент, сочетающий в себе черты и идеального, и бесконечного экспериментов. Как эталон исчерпывающего эксперимента, дает возможность оценить полноту и, соответственно, недостатки конкретного реального опыта.

II. По цели эксперимента

1. Исследовательский.

Исследовательский эксперимент - это опыт, нацеленный на получение новых знаний об объекте и предмете изучения. Именно с этим видом опытов обычно ассоциируется понятие «научный эксперимент», поскольку главная цель науки - познание неизвестного. В то время как две другие разновидности эксперимента по критерию цели носят преимущественно прикладной характер, исследовательский эксперимент осуществляет в основном поисковую функцию.

2. Диагностический (обследовательский).

Диагностический (обследовательский) эксперимент - это опыт-задание, выполняемый испытуемым с целью обнаружения или измерения у него каких-либо качеств. Нового знания о предмете исследования (качестве личности) эти опыты не дают. Фактически это тестирование.

3. Демонстрационный.

Демонстрационный эксперимент - это опыт иллюстративного характера, сопровождающий познавательные или развлекательные мероприятия. Непосредственной целью подобных опытов является ознакомление аудитории либо с соответствующим экспериментальным методом, либо с получаемым в эксперименте эффектом. Наибольшее распространение демонстрационные опыты нашли в учебной практике. С их помощью обучающиеся осваивают исследовательские и диагностические приемы. Нередко ставится и дополнительная цель - заинтересовать учеников соответствующей областью знания.

III. По уровню исследования

1. Предварительный (разведывательный)

Предварительный (разведывательный) эксперимент - это опыт, осуществляемый для уточнения проблемы и адекватной в ней ориентировки. С его помощью зондируются малоизвестные ситуации, уточняются гипотезы, выявляются и формулируются вопросы для дальнейших исследований. Исследования такого разведывательного характера часто называются пилотажными. На основании полученных в предварительных экспериментах данных решаются вопросы о необходимости и возможностях дальнейших исследований в этой области и организации основных экспериментов.

2. Основной

Основной эксперимент - это полномасштабное эмпирическое исследование, выполняемое с целью получения новых научных данных по интересующей экспериментатора проблеме. Полученный в итоге результат используется как в теоретических, так и в прикладных целях. Основному эксперименту могут предшествовать предварительные как разведывательного, так и ознакомительного характера.

3. Контрольный.

Контрольный эксперимент - это опыт, итоги которого сравниваются с результатами основного эксперимента. Необходимость в контроле может возникнуть по разным причинам. Например: 1) обнаружены ошибки в проведении основных опытов; 2) сомнения в точности выполнения процедуры; 3) сомнения в адекватности процедуры гипотезе; 4) появление новых научных данных, противоречащих полученным ранее; 5) стремление к дополнительным доказательствам справедливости принятой в основном эксперименте гипотезы и преобразованию ее в теорию; 6) стремление опровергнуть имеющиеся гипотезы или теории. Понятно, что по степени точности и надежности контрольные эксперименты не должны уступать основным.

IV. По типу воздействия на испытуемого

1. Внутренний.

Внутренний эксперимент - это реальный эксперимент, где психические явления вызываются или изменяются непосредственно волевым усилием испытуемого, а не воздействием из внешнего мира. Экспериментирование производится в субъективном пространстве человека, где он играет роль и экспериментатора, и испытуемого. Внутреннее воздействие всегда включает в себя независимую переменную, а в идеале только ею и должно ограничиться. Это сближает внутренний эксперимент с мысленным идеальным.

2. Внешний.

Внешний эксперимент - обычный экспериментальный способ изучения психических явлений, когда их появление или изменение достигается за счет внешних воздействий на органы чувств испытуемого.

V. По степени вмешательства экспериментаторов жизнедеятельность испытуемого (по типу экспериментальной ситуации)

А. Классическая группировка

1. Лабораторный (искусственный).

Лабораторный (искусственный) эксперимент - это опыт, ставящийся в искусственно созданных условиях, позволяющих строго дозировать стимуляцию (независимые переменные) и контролировать прочие воздействия на испытуемого (дополнительные переменные), а также точно регистрировать его ответные реакции, включающие зависимые переменные. Испытуемый знает о своей роли в эксперименте, но его общий замысел ему обычно не известен.

2. Естественный (полевой).

Естественный (полевой) эксперимент - опыт, осуществляемый в обычных для испытуемого условиях с минимумом вмешательства в его жизнедеятельность со стороны экспериментатора. Предъявление независимой переменной как бы «вплетено» естественным образом в обычный ход его деятельности. В зависимости от вида выполняемой деятельности и соответствующей ситуации различают и виды естественного эксперимента: в условиях общения, трудовой, игровой, учебной, военной деятельности, в условиях быта и досуга. Специфический вид подобного типа экспериментов - следственный эксперимент, в котором искусственность процедуры сочетается с естественностью условий противоправных действий.

3. Формирующий.

Формирующий эксперимент - это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту. Главные сферы применения этого метода - педагогика, возрастная (в первую очередь, детская) и педагогическая психологии. Активное воздействие экспериментатора заключается главным образом в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых, позволяют целенаправленно их изменять и формировать. Первое характерно и для лабораторного, и для естественного эксперимента. Второе - специфика рассматриваемой формы эксперимента. Формирование психики и личностных свойств - процесс длительный. Поэтому формирующий эксперимент обычно осуществляется продолжительное время. И в этом отношении может быть отнесен к лонгитюдному исследованию.

Б. Неординарная группировка:

1. Эксперимент, дублирующий реальность.

Эксперименты, дублирующие реальность, - это опыты, моделирующие конкретные ситуации реальной жизни, результаты которых имеют невысокий уровень обобщения. Их выводы приложимы к конкретным людям в условиях конкретной деятельности, поэтому их еще называют экспериментами полного соответствия. Эти опыты преследуют сугубо практические цели. Данный тип эксперимента близок к естественному типу по классической группировке.

2. Эксперимент, улучшающий реальность.

Эксперименты, улучшающие реальность, - это опыты, в которых изменению подвергаются только некоторые, подлежащие изучению переменные. Остальные переменные - стабильны. Этот тип схож с лабораторным экспериментом по общепринятой классификации.

VI. По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную

1. Спровоцированный эксперимент.

Спровоцированный эксперимент - это опыт, в котором экспериментатор сам воздействует на независимую переменную. Изменения НП могут быть как количественными, так и качественными. И тогда наблюдаемые экспериментатором результаты (в виде реакций испытуемого) как бы им же и спровоцированы. Очевидно, что подавляющее большинство экспериментальных исследований относится именно к этому виду. П. Фресс не без оснований называет этот тип эксперимента «классическим».

2. Эксперимент, на который ссылаются.

Эксперимент, на который ссылаются, - это опыт, в котором изменение независимой переменной осуществляется без вмешательства экспериментатора. Сюда относятся изменения личности, мозговые повреждения, культурные различия и т.п. По мнению П. Фресса, эти случаи очень ценны, «так как экспериментатор не может вводить переменные, действие которых было бы медленным (система воспитания), и не имеет права экспериментировать на человеке, если его эксперимент может вызвать серьезные и необратимые физиологические или психологические нарушения» . Могут быть случаи, когда эксперимент по одним переменным - спровоцированный, а по другим - на который ссылаются.

VII. По количеству независимых переменных

1. Однофакторный (двумерный).

Однофакторный (двумерный) эксперимент - это эксперимент с одной независимой и одной зависимой переменными. Поскольку имеется только один влияющий на ответы испытуемого фактор, постольку опыт и называется однофакторным или одноуровневым. А поскольку есть две измеряемые величины - НП и ЗП, постольку эксперимент называется двумерным или бивалентным. Выделение только двух переменных позволяет изучить психическое явление в «чистом» виде. Реализация такого варианта исследования осуществляется с помощью описанных выше процедур контроля дополнительных переменных и предъявления независимой переменной.

2. Многофакторный (многомерный).

Многофакторный (многомерный) эксперимент - это эксперимент с несколькими независимыми и обычно одной зависимой переменными. Не исключается и наличие нескольких зависимых переменных, но этот случай пока крайне редок в психологических исследованиях. Хотя, видимо, за ним будущее, так как реальные психические явления всегда представляют собой сложнейшую систему множества взаимодействующих факторов. К ним применимо распространенное в науке наименование «плохо организованных систем», которое как раз и подчеркивает множественность детерминации их проявления

VIII. По числу испытуемых

1. Индивидуальный.

Индивидуальный эксперимент - опыт с одним испытуемым.

2. Групповой.

Опыт с несколькими испытуемыми одновременно. Их взаимовлияния могут быть как существенными, так и незначительными, могут учитываться экспериментатором или не учитываться. Если взаимовлияния испытуемых друг на друга обусловлены не только соприсутствием, но и совместной деятельностью, то возможно говорить о коллективном эксперименте.

IX. По способу выявления связей между переменными (по процедуреварьирования экспериментальной ситуации)

1. Интрапроцедурный (внутри).

Интрапроцедурный эксперимент (лат. intra - внутри) - это эксперимент, в котором все экспериментальные ситуации (а в сущности, все значения независимой переменной) предъявляются одному и тому же контингенту испытуемых. Если испытуемый один, т.е. осуществляется индивидуальный опыт, то говорят об интра-индивидуальном эксперименте. Сравнение ответов этого испытуемого, полученных в разных ситуациях (для разных значений НП), и дает возможность выявить зависимости между переменными. Особенно удобен этот вариант при количественных изменениях НП для определения функциональных зависимостей.

2. Интерпроцедурный (между).

Интерпроцедурный эксперимент (лат. inter - между) - эксперимент, в котором разным контингентам испытуемых предъявляются одинаковые экспериментальные ситуации. Работа с каждым отдельным контингентом осуществляется либо в разных местах, либо в разное время, либо разными экспериментаторами, но по идентичным программам. Главная цель подобных опытов - выяснение индивидуальных или межгрупповых различий. Естественно, что первые выявляются в серии индивидуальных опытов, а вторые - групповых. И тогда в первом случае говорят об интериндивидуальном эксперименте, во-втором - об интергрупповом, или чаще межгрупповом эксперименте.

3. Кросс-процедурный (пересечение).

Кросс-процедурный эксперимент (англ. cross - пересекать) - это эксперимент, в котором разным контингентам испытуемых предъявляются неодинаковые ситуации. Если испытуемые работают поодиночке, то речь идет о кросс-индивидуальном эксперименте. Если же каждой ситуации соответствует определенная группа испытуемых, то это - кросс-групповой эксперимент, который иногда называют межгрупповым, что является терминологической неточностью. Межгрупповой - это синоним интер-, а не кросс-группового эксперимента. Указанная неточность проистекает либо из-за неадекватного перевода иностранных источников, либо из-за небрежного отношения к терминологии.

X. По типу изменения независимой переменной

1. Количественный.

Количественный эксперимент - это опыт, в котором независимая переменная может уменьшаться или увеличиваться. Ряд ее возможных значений представляет собой континуум, т.е. непрерывную последовательность величин. Эти значения, как правило, могут выражаться численно, поскольку НП имеет единицы измерения. В зависимости от природы НП ее количественное представление может осуществляться различными способами. Например, временной интервал (длительность), дозировка, вес, концентрация, число элементов. Это физические показатели. Количественное выражение НП может реализовываться и через психологические показатели: как психофизические, так и психометрические.

2. Качественный.

Качественный эксперимент - это опыт, в котором независимая переменная не имеет количественных вариаций. Ее значения предстают только как различные качественные модификации. Примеры: половые различия популяций, модальностные различия сигналов и т.п. Предельный случай качественного представления НП - это ее наличие или отсутствие. Например: присутствие (отсутствие) помех.

1) Эксперимент - (от лат. experimentum -проба, попытка, опыт) -англ. experiment; нем. Experiment. Общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности.

2) Эксперимент - (от лат. experimentum ~ проба, опыт) - форма познания объективной действительности в науке, при к-ром явления изучают при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, обеспечивающих протекание в чистом виде и точное измерение тех процессов, наблюдение за к-рыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями.

3) Эксперимент - способ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей. Он дает исследователям возможность проверить влияние независимой переменной на зависимую переменную.

4) Эксперимент - - метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений.

5) Эксперимент - - воспроизведение какого-нибудь явления опытным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.

6) Эксперимент - – способ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей.

7) Эксперимент - (лат. experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений. Э. могут быть натурными и мысленными. Натурный Э. проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и предполагает, как правило, вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный Э. предполагает задание условной ситуации, проявляющей интересующие исследователя свойства, и оперирование идеализированными объектами (последние зачастую специально конструируются для этих целей). Промежуточный статус носят модельные Э., проводимые с искусственно созданными моделями (которым могут соответствовать, а могут и не соответствовать какие-либо реальные объекты и ситуации), но которые предполагают реальное изменение этих моделей. Э. как исследовательско-преобразовательная деятельность может быть рассмотрен как особая форма практики, позволяющая устанавливать (не)соответствие концептов и конструктов познания, теоретически обнаруживаемых связей и отношений - действительности. В так называемых решающих Э. проверке может подвергаться теория в целом. Э. представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания, с которым связано становление европейской опытной науки и утверждение доминирования объяснительных моделей в естествознании в целом. Он ведет свое начало от исследований Г. Галилея и основанной после его смерти Флорентийской академии опыта. Теоретически Э. был обоснован впервые в работах Ф. Бэкона, последующая разработка идей которого связана с именем Милля. Монопольное положение Э. было поставлено под сомнение только в 20 в. прежде всего в социогуманитарном знании, а также в связи с феноменологическим, а затем и герменевтическим поворотом в философии и науке, с одной стороны, и тенденцией к предельной формализации (математизации) естествознания - с другой (появление и рост удельного веса математических модельных Э.). Э. предполагает создание искусственных систем (или "обискусствливание" естественных), позволяющих влиять на них путем перегруппировки их элементов, их элиминирования или замены другими. Отслеживая при этом изменения в системе (которые квалифицируются как следствия предпринятых действий), можно раскрыть определенные реальные взаимосвязи между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В естествознании изменение условий и контроль за ними осуществляются за счет использования приборов разного уровня сложности (от звонка в опытах И. Павлова по условным рефлексам вплоть до синхрофазотронов и т.п. устройств). Э. проводится для решения определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории, но и сам порождает новые проблемы, требующие своего разрешения в последующих Э., т.е. является также и мощным генератором нового знания. Э. позволяет: 1) изучать явление в "чистом" виде, когда искусственно устраняются побочные (фоновые) факторы; 2) исследовать свойства предмета в искусственно создаваемых экстремальных условиях или вызывать явления, в естественных режимах слабо или вообще не проявляющиеся; 3) планомерно изменять и варьировать различные условия для получения искомого результата; 4) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксируемых и повторяющихся условиях. К Э. обычно обращаются: 1) когда пытаются обнаружить у объекта не известные ранее свойства для продуцирования знания, не вытекающего из наличного (исследовательские Э.); 2) когда необходимо проверить правильность гипотез или каких-либо теоретических построений (проверочные Э.); 3) когда в учебных целях "показывают" какое-либо явление (демонстрационные Э.). Особый тип Э. составляют социальные Э. (в частности, Э. в социологии). По сути, каждое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, может быть рассмотрено как своего рода Э. По логической структуре Э. делятся на параллельные (когда процедура экспериментирования основана на сравнении двух групп объектов или явлений, одна из которых испытала воздействие экспериментального фактора - экспериментальная группа, а другая нет - контрольная группа) и последовательные (в которых нет контрольной группы, а замеры делаются на одной и той же группе до и после введения экспериментального фактора). В.Л. Абушенко

Эксперимент

(от лат. experimentum -проба, попытка, опыт) -англ. experiment; нем. Experiment. Общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности.

(от лат. experimentum ~ проба, опыт) - форма познания объективной действительности в науке, при к-ром явления изучают при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, обеспечивающих протекание в чистом виде и точное измерение тех процессов, наблюдение за к-рыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями.

способ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей. Он дает исследователям возможность проверить влияние независимой переменной на зависимую переменную.

Метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений.

Воспроизведение какого-нибудь явления опытным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.

– способ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей.

(лат. experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений. Э. могут быть натурными и мысленными. Натурный Э. проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и предполагает, как правило, вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный Э. предполагает задание условной ситуации, проявляющей интересующие исследователя свойства, и оперирование идеализированными объектами (последние зачастую специально конструируются для этих целей). Промежуточный статус носят модельные Э., проводимые с искусственно созданными моделями (которым могут соответствовать, а могут и не соответствовать какие-либо реальные объекты и ситуации), но которые предполагают реальное изменение этих моделей. Э. как исследовательско-преобразовательная деятельность может быть рассмотрен как особая форма практики, позволяющая устанавливать (не)соответствие концептов и конструктов познания, теоретически обнаруживаемых связей и отношений - действительности. В так называемых решающих Э. проверке может подвергаться теория в целом. Э. представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания, с которым связано становление европейской опытной науки и утверждение доминирования объяснительных моделей в естествознании в целом. Он ведет свое начало от исследований Г. Галилея и основанной после его смерти Флорентийской академии опыта. Теоретически Э. был обоснован впервые в работах Ф. Бэкона, последующая разработка идей которого связана с именем Милля. Монопольное положение Э. было поставлено под сомнение только в 20 в. прежде всего в социогуманитарном знании, а также в связи с феноменологическим, а затем и герменевтическим поворотом в философии и науке, с одной стороны, и тенденцией к предельной формализации (математизации) естествознания - с другой (появление и рост удельного веса математических модельных Э.). Э. предполагает создание искусственных систем (или "обискусствливание" естественных), позволяющих влиять на них путем перегруппировки их элементов, их элиминирования или замены другими. Отслеживая при этом изменения в системе (которые квалифицируются как следствия предпринятых действий), можно раскрыть определенные реальные взаимосвязи между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В естествознании изменение условий и контроль за ними осуществляются за счет использования приборов разного уровня сложности (от звонка в опытах И. Павлова по условным рефлексам вплоть до синхрофазотронов и т.п. устройств). Э. проводится для решения определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории, но и сам порождает новые проблемы, требующие своего разрешения в последующих Э., т.е. является также и мощным генератором нового знания. Э. позволяет: 1) изучать явление в "чистом" виде, когда искусственно устраняются побочные (фоновые) факторы; 2) исследовать свойства предмета в искусственно создаваемых экстремальных условиях или вызывать явления, в естественных режимах слабо или вообще не проявляющиеся; 3) планомерно изменять и варьировать различные условия для получения искомого результата; 4) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксируемых и повторяющихся условиях. К Э. обычно обращаются: 1) когда пытаются обнаружить у объекта не известные ранее свойства для продуцирования знания, не вытекающего из наличного (исследовательские Э.); 2) когда необходимо проверить правильность гипотез или каких-либо теоретических построений (проверочные Э.); 3) когда в учебных целях "показывают" какое-либо явление (демонстрационные Э.). Особый тип Э. составляют социальные Э. (в частности, Э. в социологии). По сути, каждое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, может быть рассмотрено как своего рода Э. По логической структуре Э. делятся на параллельные (когда процедура экспериментирования основана на сравнении двух групп объектов или явлений, одна из которых испытала воздействие экспериментального фактора - экспериментальная группа, а другая нет - контрольная группа) и последовательные (в которых нет контрольной группы, а замеры делаются на одной и той же группе до и после введения экспериментального фактора). В.Л. Абушенко

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum - проба, опыт) - род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Э. в строгом - исторически и логически - смысле есть форма исследования, определенная логикой научного познания Нового времени. Э. не просто «метод познания» и архитектоническое начало всей познавательной стратегии новоевропейской науки, но конститутивный момент мышления Нового времени, в соответствии с которым оно в целом может быть названо экспериментирующим мышлением. Не случайно И. Кант обозначил замысел «Критики чистого разума» как философскую рефлексию экспериментирующего познания. Новоевропейский разум мыслит экспериментально как в науках о природе, так и в науках о человеке, в том числе тех, где Э. невозможны. «Естественно-научному эксперименту соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников» (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 42). Экспериментальный характер новоевропейских наук заключается не в том, что умозрение в них было поставлено на почву опыта, а в фундаментальном изменении логики умозрения и, соответственно, смысла и устройства самого опыта. Всякий опыт (лат. - ехреrientia; греч. - eunepia) имеет смысл и силу открытия, свидетельства, удостоверения или опровержения потому, что фрагментарно выявляет определенный строй мира в целом, предполагаемый (пред-усматриваемый, пред-восхищаемый) определенной формой конструктивной мысли. Зрение в теоретически ориентированном опыте становится понимающим (умным) зрением, а «умный» (мыслимый) образ целого приобретает зримость. Греч, теоретическая «фисиология» не менее опытна («эмпирична») и не более умозрительна, чем «натуральная философия» И. Ньютона. Однако они различаются как логикой умозрения, так и характером опытного базиса. «Эйдетической» логике понимания (понять - значит, усмотреть сущее в неделимой форме его бытия) и образу аристотелевского космоса полностью соответствует искусство «эйдетического» опыта, т.е. восприятия сущего в его собственном «эйдосе» (идеальной форме). Логике же новоевропейской науки (понять - значит, познать сущностный закон, определяющий возможности существования вещей и явлений) и «без-образности» бесконечной в себе природы соответствует техника экспериментального исследования: «расформирование» существующего для проникновения в сущность вещей. Особая логика характеризует и средневековый опыт: Р. Гроссетест и его ученик Р. Бэкон требуют дополнить схоластическую аргументацию прямым свидетельством опыта, но речь идет не об исследовательском Э., а о том, чтобы усмотреть в опыте «внешнего» мира аналог «внутреннего» мистического опыта. Принципы и структуру Э. нельзя поэтому понять вне метафизики, лежащей в основании новоевропейского научного мышления. Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл частных видов Э. (исследовательский, проверочный, демонстрационный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим. 1. Э. исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования, он ищет за природными явлениями схему функциональной зависимости, рассматривая их как примеры действия единого закона; одной «природы». Э. становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия. Начало ревизии аристотелевского (и схоластического) понятия формы в духе экспериментального метода положено в «Новом Органоне» Ф. Бэкона. 2. Решающее значение в Э. имеет исследование испытуемого в «стесненных» (Ф. Бэкон) - предельных, пограничных, критических - состояниях. Изменение условий в Э. строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход. В Э. происходит выход за предметный (опытный) горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта. Так, Г. Галилей открывает существование коперниканского мира, экспериментируя с предельными формами мира аристотелианского. Сформулированный Н. Бором принцип соответствия лишь выявляет эту особенность развития теоретической мысли, которая всегда есть Э. над собой. 3. Поскольку в опыте видимое дано вместе с определенным образом видения и понимания, экспериментирование с предметом опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта. Открывая новые объекты, Э. одновременно открывает на них глаза: создает, изобретает соответствующую им способность видеть. Подобно тому как аристотелик Симпличио в «Диалогах» Галилея научается видеть события с «точки зрения» бесконечной Вселенной, физик 20 в. научается видеть события в стереоскопии принципа дополнительности. Эту функцию Э. называют сократической (Л. Ольшки). 4. Э. устремлен к пределу, в котором исследуемое явление (напр., падение тела, химическое превращение, наследование признака) выступает в «чистом виде», изолированно. Преобразующее действие Э. направлено на разделение сложной системы взаимодействий с целью выделить, изолировать элементарную связь «причина-действие» и, далее, свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции элементарного взаимодействия и свободного состояния определяет Э. как процедуру идеализации, как предельный переход к мысленному Э. с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории). Э. поэтому далек от естественного наблюдения. Специальными техническими средствами в нем создаются условия, максимально приближенные к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твердое тело, идеальный газ, простой рефлекс, социальный тип и др.). Вместе с тем он указывает путь «реализации» идеального - эмпирической интерпретации идеальных объектов и причинного объяснения реальных явлений. Всякий реальный Э. имеет смысл только в горизонте мысленного Э. с идеальными объектами. Точно так же и всякий теоретический конструкт получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального Э. Мысленный Э. в специальном смысле, т.е. принципиально нереализуемый, воображаемый Э. (который сыграл столь существенную роль в уяснении смысла квантовой реальности), лишь обнаруживает внутреннюю экспериментальность самого теоретического мышления. 5. Воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает исключительные, искусственно созданные условия Э. Поскольку же идеализация в Э. устремлена к выявлению элементарных действий (как причин и как следствий), Э. находит опору в технике. В опытной основе экспериментальной физики лежит не наблюдение естественной природы, а исследования полета снарядов, действия гидротехнических механизмов, теплообмена паровой машины и т.д. Экспериментальная наука делается в лабораториях (см. Лаборатория). Э. рассматривает технику как форму открытия сущностных законов природы и открывает природу как возможную технику. Экспериментальная техника (метод) однородна с воспроизводимым явлением (предмет); она представляет собой звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники позволяют продвинуться в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноемкими (напр., современный ускоритель) и наиболее технически эффективными (ядерная энергия, генная инженерия). 6. Однородность технического средства и исследуемого предмета в Э. сказывается в том, что теоретическое открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объективной картины реальности, как бы отслаивается от мира, приобретает форму инструмента исследования, направленного на мир. Неклассическая физика 20 в. (релятивистская и квантовая механика) обна; уживает внутренние границы Э. как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределенности, дополнительности фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого объекта. Намечаются существенно новое понятие бытия (бытие-событие, бытие-возможность) и новая идея разума, отличного от разума объективно познающего, и соответственно новое, неэкспериментальное понимание опыта. А.В. Ахутин Лит.: Галилей Г. Избранные труды: В 2-х т. М., 1964; Мах Э. Механика. СПб., 1909; Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 3. М., 1933; Борн М. Эксперимент и теория в физике // Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963; Библер B.C. Кант - Галилей - Кант. М., 1991; Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: от античности до XVII в. М., 1976; Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988; Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Словарь социолингвистических терминов

Словарь Ефремовой

Эксперимент

  1. м.
    1. Научно поставленный опыт.
    2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. каким-л. способом.

Военно-морской Словарь

Эксперимент

особая форма военной практики, метод исследования военных явлений путем целенаправленного и контролируемого воздействия на них и окружающую среду.

Энциклопедический словарь

Эксперимент

(от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Тезаурус русской деловой лексики

Эксперимент

1. ‘первая попытка осуществить что-либо’

Syn: опыт, проба

2. ‘наблюдение с целью исследования’

Syn: опыт

Словарь Ушакова

Эксперимент

экспериме нт , эксперимента, муж. (лат. experimentum) (книж. ). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент.

| Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов над детьми.

Словарь лингвистических терминов

Эксперимент

(лат. experimentum проба, опыт). Научно поставленный опыт, позволяющий следить за функционированием изучаемого явления, воссоздавая его в заданных условиях. Вместо объекта может изучаться его модель, составленная с учетом теории подобия и дающая возможность получить дополнительную информацию об объекте. Существуют три основные формы эксперимента: лабораторный, социальный и мысленный.

Современный экономический словарь. 1999

ЭКСПЕРИМЕНТ

(от лат. experimentum - проба, опыт)

Словарь экономических терминов

Эксперимент

(от лат. experimentum - проба, опыт)

изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических экспериментов весьма ограничены, так как очень сложно воспроизвести реальные условия, многократно повторять эксперимент, к тому же приходится экспериментировать на людях, субъектах хозяйства, что способно вызывать неблагоприятные социальные последствия.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Эксперимент

(от лат. experimentum - проба, опыт) - метод научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; планомерно проведенное наблюдение, опыт; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Со времен Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Галилео Галилея эксперимент является одним из важнейших средств и методов исследования в человеческой практике и науке.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Эксперимент

А, м.

1. Научный опыт.

* Химический эксперимент. *

2. Попытка сделать, предпринять что-н. новое.

* Эксперимент в кулинарии. *

|| прил. экспериментальный , -ая, -ое.

* Экспериментальное подтверждение. *

Словарь Ожегова

ЭКСПЕРИМЕ НТ, а, м.

1. То же, что (в 3 знач.). Химический э.

2. Попытка сделать, предпринять чтон. (новое, ранее не испытанное). Смелый э. Рискованные эксперименты.

| прил. экспериментальный, ая, ое (к 1 знач.). Э. психологический тест. Экспериментальным путём установить чтон.

Антропологический толковый словарь

Эксперимент

(от лат. experimentum проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются некоторое явления. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания. За исключением редких случаев проведение экспериментов в целях антропологии невозможно.

Этимологический Словарь Русского Языка

Эксперимент

Голландское – experiment (опыт, испытание).

Французское – experimental (опыт).

Английское – experiment.

Латинское – experimentum (проба, опыт, испытание).

В русском языке слово «эксперимент» известно примерно с XVIII в.

Чуть позже прилагательное «экспериментальный» стало применяться по отношению к физике – экспериментальная физика.

Слово было заимствовано из западноевропейских языков, в частности, из немецкого – Experiment (опыт). В свою очередь, в эти языки оно пришло из латинского.

Производные: экспериментальный, экспериментировать, экспериментатор.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Эксперимент

1) Научно поставленный опыт;

2) попытка осуществить что-л., пробное осуществление чего-л.

лат. experimentum «проба, опыт, испытание». Возможно, заимств. из нем. Experiment «опыт, испытание» в конце XVII в. (Фасм., IV, 516).

Впервые значение «физический и химический опыт, испытание» фиксируется в Сл.Яновск. (III, 1234-1235). В общем смысле слово эксперимент употребляется со второй половины XIX в. (Сл.Даля1, VI, 607).

Экспериментальный . Заимств. из польск. experimentalny «опытный» в Петровскую эпоху (Фасм., IV, 516). Фиксируется в Сл.Яновск. (III, 1235).

Экспериментатор . Заимств. из нем. Experimentator «экспериментатор» (Fremdwörterbuch, 228). Фиксируется в Сл.Даля1 (IV, 1531).

Экспериментировать . Заимств. из нем. experimentieren «ставить опыт» (Fremdwörterbuch, 228). Фиксируется в СИС 1937 (656).

Экспериментирование . Образовано от основы глаг. суффиксом -ни |j| (БАС, XVII, 1777).

Экспериментаторский . Образовано от сущ. экспериментатор суффиксом -ск - (БАС, XVII, 1776).

Экспериментаторство . Образовано суффиксом -ств (о) (БАС, XVII, 1777).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Эксперимент

Эксперимент

♦ Expérimentation

Активный, обдуманный опыт; стремление не столько слышать реальную действительность (опыт) и даже не столько вслушиваться в нее (наблюдение), сколько пытаться задавать ей вопросы. Существует особое понятие научного опыта, который обычно ставит своей целью проверку той или иной гипотезы. Для этого искусственно (чаще всего в лаборатории) создают необычные условия, которые могут быть воспроизведены нужное число раз. При этом предполагается, что идет поиск чего-то, мало того, автор эксперимента почти всегда знает, что именно он ищет; не бывает экспериментов без предварительно выдвинутой гипотезы и соответствующей теории, пусть даже впоследствии выяснится, что она ошибочна или носит преходящий характер. «Для научного ума, – говорит Башляр, – всякое знание есть ответ на вопрос. Если вопрос не задан, не может быть и научного знания. Само собой ничто не разумеется. Нет ничего заранее данного. Все есть результат конструкции» («Формирование научного ума», I). Эксперимент – опыт, не разумеющийся сам собой, это – сконструированный опыт.

Ни один эксперимент не способен доказать истинность той или иной гипотезы и тем более – той или иной теории. Мы ищем доказательство, но находим всего лишь пример или контрпример, и лишь последний является решающим аргументом. Вы можете десять тысяч раз проверить предположение, что природа не терпит пустоты или что более тяжелые тела падают быстрее, чем более легкие, – в результате всех этих проверок все равно нельзя будет сказать, что вы установили истину; но одного-единственного эксперимента, если он поставлен строго и может быть воспроизведен, окажется достаточно, чтобы опровергнуть ваши выводы. Поэтому эксперимент играет решающую, ключевую роль лишь в той степени, в какой он способен опровергнуть ту или иную теорию. Экспериментальные науки движутся вперед путем догадок и опровержений, отмечает Поппер, а не путем индукции и проверки. «Не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации» («Логика научного исследования», глава I). Именно это позволяет наукам двигаться вперед, не давая им застыть на месте.

Педагогический терминологический словарь

Эксперимент

(от лат. experimentum - опыт, проба)

в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). В отличие от наблюдателя исследователь создаёт необходимые для возникновения процессов условия. Существенная черта Э. - строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора. Поскольку в педагогике и психологии абсолютная изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнительным изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т.д. Э. различаются по форме проведения, количеству переменных, целям и характеру организации исследования. По форме проведения выделяют лабораторный и естественный Э. Лабораторный Э. проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемого деятельности. Существенный недостаток естественного Э. - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т.е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено. По целям различают констатирующий и формирующий Э. Цель констатирующего Э. - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего Э. Формирующий (преобразующий, обучающий) Э. ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 324)

научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 422)

Криминалистическая энциклопедия

Эксперимент

(лат. experimentum - опыт, доказательство)

1) следственный , самостоятельное следственное действие. Состоит в воспроизведении обстановки и иных обстоятельств определенного события и совершении необходимых опытных действий в целях проверки следственных версий, проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, получения новых доказательств. Проводится в предусмотренном законом порядке: в присутствии понятых, в необходимых случаях с участием подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, специалистов. О ходе и результатах Э. составляется протокол. Следователь в необходимых случаях производит измерения, фотографирование, видеозапись, составляет соответствующие планы и схемы. При производстве Э. недопустимы опыты, опасные для людей, причиняющие ущерб имуществу, нарушающие общественный порядок или унижающие достоинство личности.

На практике проводятся следственные Э. по установлению возможности восприятия какого-либо факта, явления; совершения какого-либо действия - вообще, в данных условиях, за определенный промежуток времени или данным лицом; по установлению отдельных элементов механизма события; по установлению механизма образования отдельных следов события:

Тактические условия производства следственного Э.: Э. производится в условиях, максимально сходных с теми, в к-рых имели место событие или факт, интересующие следствие; однородные опыты должны проводиться многократно, чтобы исключить случайный результат; опыты могут проводиться при необходимости в несколько этапов, что позволяет детально воспринимать, анализировать и фиксировать их результаты. Тактические условия реализуются с помощью системы тактических приемов следственного Э. Так, напр., сходство условий экспериментального и подлинного событий обеспечивается производством Э. (если это существенно) на том же месте, где произошло подлинное событие или в реконструированной для этого обстановке, в сходное время суток, погодных условий, звукового фона, темпа действий, с использованием подлинных или аналогичных предметов ит.п. При многократном производстве опытов условия Э. могут специально усложняться или упрощаться с целью повышения их доказательственного значения и т. д. По завершении Э. все иллюстративные материалы монтируются в таблицы; расположение и перемещение участников Э. могут быть показаны на специальном плане или схеме. При необходимости по результатам Э. допрашивается лицо, чьи показания проверялись или уточнялись опытным путем. Следственный Э. служит эффективным средством разоблачения инсценировок преступлений, изобличения в даче ложных показаний;

2) судебный Э. - процессуальное действие, осуществляемое на стадии судебного следствия; аналогично по содержанию следственному Э. Отличается кругом участников (состав суда, стороны, свидетели, потерпевшие, эксперты или специалисты), формой фиксации хода и результатов Э., а иногда и условиями проведения;

3) экспертный Э. - факультативная стадия процесса экспертного исследования. Состоит в производстве опытов с целью установления конкретного факта и причинной связи между фактами, явлениями; выяснения механизма следообразования; получения образцов для сравнительного исследования (напр., экспериментально отстрелянных пуль и гильз); установления подлежащих учету при экспертизе дефектов исследуемых объектов; исследования свойств следа; установления причин и условий технического характера, способствовавших совершению преступления. Результаты экспертного Э. получают доказательственное значение лишь при их отражении в выводах эксперта.

Лит.: Гуковская Н.И. Следственный эксперимент. М., 1958; Ароцкер Л.Е. Использование данных криминалистики в судебном разбирательстве уголовных дел. М., 1964; Белкин Р.С. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной практике. М., 1964; его же. Очерки криминалистической тактики. Волгоград, 1993.

Предложения со словом «эксперимент»

Обращает на себя внимание временная стабильность первого движения не только внутри одного эксперимента , но и в течение всего периода обучения.

Но в любом случае это должны быть конкретные проекты, за которые отвечают конкретные люди, а не абстрактные монетаристские эксперименты .

Эйнштейну не верили, что лучи света искривляются под воздействием гравитации, пока это не подтвердили эксперименты .

Энергетические характеристики этих процессов оказались соизмеримы с энергиями фазовых переходов, и удалось поставить эксперименты по исследованию насыщенного пара, обладающего свойствами плазмы.

Согласно результатам экспериментов врача Т. Мешковой Цилиндры Фараона защищают от воздействия излучений различной электронной техники: компьютеров, телевизоров, микроволновых печей и т.д.

Однако теория и подтверждающий её эксперимент подсказывают, что с углублением в область всё меньших и меньших пространственных масштабов различия взаимодействий постепенно стираются.

Для проверки этого положения мы провели некоторые контрольные и дополнительные эксперименты .

Между тем уже более сорока лет известно, что научные теории в принципе не могут быть доказаны, поскольку они содержат универсальные утверждения, а число экспериментов всегда конечно.

Для проектирования эксперимента и для осмысления его результатов нужна некоторая предварительная теоретическая модель исследуемого явления, и основой её Галилей считал математику, выводы которой он рассматривал как самое достоверное знание:

Короче, достойных кандидатур на полеты и наземные эксперименты хватало.

исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. В психологии - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать - это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. Это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство эксперимента - в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Так, весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Результаты эксперимента могут искажаться некоими факторами. Один из самых частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект Хоторна. Избежать этих эффектов помогает применение метода слепого. Выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. По иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. Различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической; к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, - тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, - тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. Как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика. Естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если нужно, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи - корреляции - между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:

1) традиционные - когда меняется лишь одна переменная независимая;

2) факторные - когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство - возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента применяется анализ дисперсионный. Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят об эксперименте пилотажном- (-> исследование пилотажное), результаты" коего могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда есть две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят об эксперименте решающем (лат. experimentum crucis). Эксперимент контрольный производится с целью проверки некоих зависимостей. Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в психологии дифференциальной и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно влиять на его поведение. Особая категория методов исследования психологического и воздействия - эксперименты формирующие, или обучающие. Они позволяют направленно формировать особенности таких процессов психических, как восприятие, внимание, память, мышление и пр.

Эксперимент

Манипуляции с независимой переменной с целью изучения ее воздействия на зависимую переменную. В широком смысле, психолог-экспериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аспект поведения. Существует три основные категории экспериментов: 1. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой лабораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние переменные, которые в противном случае повлияли бы на результат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод, отвлекающие факторы, либо характер самих участников эксперимента. - Аргументы за: Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части (экспериментальный редукционизм). - Аргументы против: Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты лабораторных экспериментов нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоятельная характеристика), либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оценки). Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это поднимает серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований. 2. Полевые эксперименты. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте. Вместо того, чтобы исследовать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве примера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычайную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида «жертвы» - т. е. замаскированного экспериментатора. - Аргументы за: Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий. Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки. Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения. - Аргументы против: Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться незамеченными для участников. Сходным образом, тонкие реакции участников могут остаться незамеченными для экспериментатора. По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия. 3. Естественные эксперименты. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях эксперимента. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, школа или больница). а психолог может изучать лишь полученный результат. - Аргументы за: Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия. Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем. - Аргументы против: Поскольку экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер. Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.

Эксперимент

Словообразование. Происходит от лат. experimentum - проба, опыт.

Специфика. Характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.

Естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых,

Лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Современная научная психология гордится (возможно, немного самоуверенно) тем, что она экспериментальная. Подразумевается, что психологические принципы основаны на хорошо контролируемых и повтори-мых экспериментах. В сущности, любой эксперимент – это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы. При разработке эксперимента основное внимание уделяется: (а) самим условиям антецедента, обычно называемым независимыми переменными (или экспериментальными переменными), и (б) последствиям или результатам экспериментов, обычно называемым зависимыми переменными. Основной аспект любого эксперимента – контроль над независимыми переменными, при котором причинно-следственные связи могут быть обнаружены однозначно. Имеется тенденция использовать форму прилагательного экспериментальный в более широком и свободном смысле так, что оно охватывает и случайные наблюдения или простые процедуры попыток, которые не всегда хорошо контролируются. Это использование не является неправильным в любом этимологическом смысле, хотя его следует избегать, так как оно уменьшает строгость основного значения. См. контроль (1), экспериментальный проект, научный метод.

Эксперимент

метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагогический, формирующий. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.

ЭКСПЕРИМЕНТ

проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности, специально созданного) измерения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить: средство проверки экспериментальной гипотезы. Э. называются как реально выполняемые (actual) исследования, так и их мысленные образцы (standards).

Реальные Э., обсуждаемые в книге, подразделяются, прежде всего, на естественные (дублирующие реальный мир), искусственные (улучшающие реальный мир) и лабораторные. Цели первых двух видов Э., как правило, чисто практические, а в третьем исследуются сами механизмы изучаемого поведения, и поэтому он называется также собственно научным:

Э., который дублирует реальный мир,-Э., проводящийся в естественных условиях, в которых экспериментатор изменяет только независимую переменную; это индивидуальный Э. В смысле распространения его результатов только на данного конкретного испытуемого.

Э., который “улучшает” реальный мир, или искусственный Э. - Э. в условиях имитации реальности, позволяющий достичь относительной стабилизации уровней побочных дополнительных переменных;

Лабораторный Э.-Э. в условиях специального выделения независимой переменной и очищения ее условий.

Реальные Э. различаются также по используемым в них экспериментальным схемам, получая от них свои названия:

Индивидуальный, или интраиндивидуальный Э. (см. Схема экспериментальная);

Э. с одним испытуемым (single - subject) частный вариант индивидуального Э.;

Групповой, межгрупповой Э. (см. там же);

Кросс-индивидуальный Э. (см. там же);

Бивалентный Э, - Э. с двумя условиями независимой переменной;

Мультивалентный, многоуровневый Э.-Э. с несколькими (более двух) уровнями независимой переменной;

Факторный Э. (см. там же);

Многомерный (multivariate) Э.- Э. с несколькими (не менее двух) независимыми и несколькими зависимыми переменными.

Мысленный образец для проведения любых возможных реальных Э. (выполнение которого невозможно или бессмысленно) -

Безупречный (perfect) Э., идея которого соотносится с понятием валидности Э. Различные типы безупречного Э. (примеры их содержательных интерпретаций приведена в табл. 3) соответствуют разделению внутренней и внешней валидности. Так, образцами для достижения высокой внутренней валидности являются:

Идеальный Э.-Э., при проведении которого изменяется только независимая переменная, а все другие факторы остаются неизменными; таким образом, исследуется только само отношение между независимой и зависимой переменными;

Чистый (pristine) Э.- разновидность идеального Э., при проведении которого экспериментатор оперирует единичной независимой переменной и ее полностью очищенными.условиями; мысленный образец для лабораторного Э.;

Бесконечный Э. - бесконечно продолжающийся Э. (т. е. Э. с бесконечным количеством проб, испытуемых и т. п.), позволяющий усреднить результаты неизбежных изменений всех побочных факторов, влияющих на зависимую переменную.

Мысленный Э., обладающий безупречной внешней валидностью - Э. полного соответствия - Э. с привлечением таких уровней необходимых дополнительных переменных, которые совпадают с уровнями этих переменных в изучаемой реальности.